Personalcam.ru

Авто Аксессуары
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Законодательно- нормативное регулирование аудиторской деятельности

Законодательно- нормативное регулирование аудиторской деятельности

Законодательный. Главным законодательным актом является ФЗ №307 «Об аудиторской деятельности», который определяет место, задачи, организацию аудита и т.д. В связи с передачей полномочий по регулированию аудита от государства СОА, важное значение имеет также ФЗ №315 от 1.12.2007 г. «О саморегулируемых организациях».

Нормативный. Включает в себя Федеральные Правила-Стандарты Аудиторской Деятельности (ФПСАД), которые определяют общие вопросы регулирования аудиторской деятельности, обязательные для всех субъектов рынка, а также устанавливают нормы аудита, обязательные для всех субъектов аудиторской деятельности. К этому уровню относятся также нормативные акты, устанавливающие активные положения по регулированию аудиторской деятельности для аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов.

Методический. Включает внутренние правила (стандарты) СОА, которые регулируют специфические вопросы аудиторской деятельности на уровне профессиональных объединений. К этому уровню относятся нормативные документы министерств и ведомств, регулирующие специфические особенности аудита по видам (общий, банковский, страховой аудит).

Внутрифирменный. Включает внутренние стандарты аудиторской деятельности, которые разрабатывали аудиторские организации и индивидуальные аудиторы на базе федеральных стандартов, стандартов СОА и практики аудита.

Стандарты аудиторской деятельности

Федеральные стандарты аудиторской деятельности:

1) определяют требования к порядку осуществления аудиторской деятельности, а также регулируют иные вопросы, предусмотренные настоящим Федеральным законом;

2) разрабатываются в соответствии с международными стандартами аудита;

3) являются обязательными для аудиторских организаций, аудиторов, а также саморегулируемых организаций аудиторов и их работников.

2. Стандарты аудиторской деятельности саморегулируемой организации аудиторов:

1) определяют требования к аудиторским процедурам, дополнительные к требованиям, установленным федеральными стандартами аудиторской деятельности, если это обусловливается особенностями проведения аудита или особенностями оказания сопутствующих аудиту услуг;

2) не могут противоречить федеральным стандартам аудиторской деятельности;

3) не должны создавать препятствия осуществлению аудиторскими организациями, индивидуальными аудиторами аудиторской деятельности;

4) являются обязательными для аудиторских организаций, аудиторов, являющихся членам указанной саморегулируемой организации аудиторов.

Понятие обязательного аудита

Обязательный аудит проводится в случаях, если:

1) организация имеет организационно-правовую форму открытого акционерного общества;

2) организация является кредитной организацией, бюро кредитных историй, страховой организацией, обществом взаимного страхования, товарной или фондовой биржей, инвестиционным фондом, государственным внебюджетным фондом, фондом, источником образования средств которого являются добровольные отчисления физических и юридических лиц;

3) объем выручки от продажи продукции (выполнения работ, оказания услуг) организации (за исключением сельскохозяйственных кооперативов и союзов этих кооперативов) за предшествовавший отчетному год превышает 50 миллионов рублей или сумма активов бухгалтерского баланса по состоянию на конец года, предшествовавшего отчетному, превышает 20 миллионов рублей. Для муниципальных унитарных предприятий законом субъекта Российской Федерации финансовые показатели могут быть снижены;

4) в иных случаях, установленных федеральными законами.

2. Обязательный аудит проводится ежегодно.

3. Обязательный аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций, ценные бумаги которых допущены к обращению на торгах фондовых бирж и (или) иных организаторов торговли на рынке ценных бумаг, иных кредитных и страховых организаций, негосударственных пенсионных фондов, организаций, в уставных (складочных) капиталах которых доля государственной собственности составляет не менее 25 процентов, государственных корпораций, государственных компаний, а также консолидированной отчетности проводится только аудиторскими организациями.

4. Договор на проведение обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности организации, в уставном (складочном) капитале которой доля государственной собственности составляет не менее 25 процентов, а также на проведение аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности государственной корпорации, государственной компании, государственного унитарного предприятия или муниципального унитарного предприятия заключается по итогам размещения заказа путем проведения торгов в форме открытого конкурса в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 21 июля 2005 года N 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».

Виды аудита и порядок аттестации аудитора

Квалификационный аттестат аудитора выдается при условии, что лицо, претендующее на его получение:

1) сдало квалификационный экзамен; 2) имеет ко дню объявления результатов квалификационного экзамена стаж работы, связанной с осуществлением аудиторской деятельности либо ведением бухгалтерского учета и составлением бухгалтерской (финансовой) отчетности, не менее трех лет. Не менее двух лет из последних трех лет указанного стажа работы должны приходиться на работу в аудиторской организации. 2. Проверка квалификации претендента осуществляется в форме квалификационного экзамена 3. К квалификационному экзамену допускается претендент, получивший высшее образование в имеющем государственную аккредитацию образовательном учреждении высшего профессионального образования. 4. Квалификационный экзамен проводится единой аттестационной комиссией, которая создается совместно всеми саморегулируемыми организациями аудиторов в порядке, 5. За прием квалификационного экзамена с претендента взимается плата, размер и порядок взимания которой устанавливается единой аттестационной комиссией.

6. Решение об отказе в выдаче квалификационного аттестата аудитора принимается в случае, если:

1) претендент не соответствует требованиям части 1 настоящей статьи; 2) после сдачи квалификационного экзамена обнаруживается несоответствие претендента требованию части 3 настоящей статьи. 7. Квалификационный аттестат аудитора выдается без ограничения срока его действия. 8. Решение об отказе в выдаче квалификационного аттестата аудитора может быть оспорено в суде. 9. Аудитор обязан в течение каждого календарного года начиная с года, следующего за годом получения квалификационного аттестата аудитора, проходить обучение по программам повышения квалификации,не может быть менее 120 часов за три последовательных календарных года, но не менее 20 часов в каждый год.

Читайте так же:
Как отрегулировать люк бмв е34

1. Квалификационный аттестат аудитора аннулируется в случаях: 1) получения квалификационного аттестата аудитора с использованием подложных документов либо получения квалификационного аттестата аудитора лицом, не соответствующим требованиям к претенденту. 2) вступления в законную силу приговора суда, предусматривающего наказание в виде лишения права заниматься аудиторской деятельностью в течение определенного срока; 4) систематического нарушения аудитором при проведении аудита требований. 5) подписания аудитором аудиторского заключения, признанного в установленном порядке заведомо ложным; 6) неучастия аудитора в осуществлении аудиторской деятельности (неосуществлении индивидуальным аудитором аудиторской деятельности) в течение двух последовательных календарных лет, за исключением:

2. Решение об аннулировании квалификационного аттестата аудитора принимается саморегулируемой организацией аудиторов, членом которой является аудитор. 3. Решение саморегулируемой организации аудиторов об аннулировании квалификационного аттестата аудитора может быть оспорено в судебном порядке в течение трех месяцев со дня получения указанного решения.

Виды аудита согласно российской практики:

Аудит финансовой (бухгалтерской) отчетности — проверка финансовой (бухгалтерской) отчетности для оценки степени ее достоверности.

Налоговый аудит — проверка на соответствие налоговому законодательству.

Аудит на соответствие требованиям — анализ определенной финансовой или хозяйственной деятельности для определения ее соответствия предписанным условиям, правилам или законам.

Ценовой аудит — проверка обоснованности установления цены на заказ.

Аудит хозяйственной деятельности — систематический анализ хозяйственной деятельности организации, проводимой для определенный целей.

Специальный (экологический, операционный) аудит — проверка конкретных аспектов деятельности аудируемого лица, соблюдения определенных правил, норм и процедур.

Управленческий (производственный) аудит — проверка организации и управления предприятием, а также использования всех видов ресурсов.

Права и обязанности аудитора и аудируемых лиц

При проведении аудита аудиторская организация, индивидуальный аудитор вправе:

1) самостоятельно определять формы и методы проведения аудита на основе федеральных стандартов аудиторской деятельности, а также количественный и персональный состав аудиторской группы, проводящей аудит; 2) исследовать в полном объеме документацию, связанную с финансово-хозяйственной деятельностью аудируемого лица, а также проверять фактическое наличие любого имущества, отраженного в этой документации; 3) получать у должностных лиц аудируемого лица разъяснения и подтверждения в устной и письменной форме по возникшим в ходе аудита вопросам; 4) отказаться от проведения аудита или от выражения своего мнения о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности в аудиторском заключении в случаях: а) непредоставления аудируемым лицом всей необходимой документации; б) выявления в ходе аудита обстоятельств, оказывающих либо способных оказать существенное влияние на мнение аудиторской организации, индивидуального аудитора о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица; 4.1) страховать ответственность за нарушение договора оказания аудиторских услуг и (или) ответственность за причинение вреда имуществу других лиц в результате осуществления аудиторской деятельности; 5) осуществлять иные права, вытекающие из договора оказания аудиторских услуг.

2. При проведении аудита аудиторская организация, индивидуальный аудитор обязаны:

1) предоставлять по требованию аудируемого лица обоснования замечаний и выводов аудиторской организации, индивидуального аудитора, а также информацию о своем членстве в саморегулируемой организации аудиторов; 2) передавать в срок, установленный договором оказания аудиторских услуг, аудиторское заключение аудируемому лицу, лицу, заключившему договор оказания аудиторских услуг;

3) обеспечивать хранение документов (копий документов), получаемых и составляемых в ходе проведения аудита, в течение не менее пяти лет после года, в котором они были получены и (или) составлены;

4) исполнять иные обязанности, вытекающие из договора оказания аудиторских услуг.

Нормативно-правовая база аудиторской деятельности в РФ. Правовые формы предпринимательской деятельности в аудите

Аудиторская деятельность в РФ регулируется следующими законодательными документами:

· Гражданский кодекс Российской Федерации;

· Федеральный закон «Об аудиторской деятельности» № 307-ФЗ от 30 декабря 2008 г.

· Федеральный закон от 01.12.2007 № 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях»;

· Постановление Правительства РФ от 6 февраля 2002 г. № 80 «О вопросах государственного регулирования аудиторской деятельности в Российской Федерации»;

· Постановление Правительства РФ от 29.10.2000 № 81 «Об аудиторских проверках федеральных государственных унитарных предприятий»;

· Постановление Правительства РФ от 23.09.2002 № 696 «Об утверждении федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности»

· Приказ Минфина РФ от 30.04.2009 № 41н «Об утверждении Положения о порядке ведения государственного реестра саморегулируемых организаций аудиторов»;

· «Кодекс этики аудиторов России», одобрен Минфином РФ 31.05.2007, протокол № 56.

Читайте так же:
Как отрегулировать фары на бмв х3 ф25

· Протокол Совета по аудиторской деятельности при Минфине РФ № 18 от 22.12.2003 «Методические рекомендации по организации внутрифирменного контроля качества аудиторских услуг».

В системе нормативного регулирования выделяются следующие уровни:

· Федеральные законы, регулирующие аудиторскую деятельность (№ 307-ФЗ от 29.12.2008 г., № 315-ФЗ от 01.12.2007 г.), определяют понятия, требования, задачи аудита, основные права и обязанности субъектов аудиторской деятельности.

· Федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности, приказы, постановления Минфина РФ. Устанавливают правила аудита, обязательные для всех субъектов рынка аудита, требования в области подготовки кадров, аттестации аудиторской деятельности. На сегодняшний день утверждено 34 федеральных аудиторских стандарта. Разработка стандартов продолжается.

Федеральные стандарты аудиторской деятельности:

1) определяют требования к порядку осуществления аудиторской деятельности, а также регулируют иные вопросы, предусмотренные настоящим Федеральным законом;

2) разрабатываются в соответствии с международными стандартами аудита;

3) являются обязательными для аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов, а также саморегулируемых организаций аудиторов и их работников.

К этому уровню относится Кодекс профессиональной этики аудиторов. Кодекс профессиональной этики аудиторов — это свод правил поведения, обязательных для соблюдения аудиторскими организациями, аудиторами при осуществлении ими аудиторской деятельности.

Стандарты саморегулируемой организации аудиторов:

1) определяют требования к аудиторским процедурам, дополнительные к требованиям, установленным федеральными стандартами аудиторской деятельности, если это обусловливается особенностями проведения аудита или особенностями оказания сопутствующих аудиту услуг;

2) не могут противоречить федеральным стандартам аудиторской деятельности;

3) не должны создавать препятствия осуществлению аудиторскими организациями, индивидуальными аудиторами аудиторской деятельности;

4) являются обязательными для аудиторских организаций, аудиторов, являющихся членами указанной саморегулируемой организации аудиторов.

Каждая саморегулируемая организация аудиторов принимает одобренный советом по аудиторской деятельности кодекс профессиональной этики аудиторов. При этом саморегулируемая организация аудиторов вправе включить в принимаемый ею кодекс профессиональной этики аудиторов дополнительные требования.

Внутрифирменные аудиторские стандарты. Используются аудиторами при проведении аудита сопутствующих аудиту услуг. Разрабатываются самими аудиторскими организациями и индивидуальными аудиторами, могут дополнять федеральные правила и правила саморегулируемых организаций, но не должны им противоречить.

Аудиторской деятельностью в РФ имеют право заниматься физические лица (аудиторы) и юридические лица (аудиторские фирмы). При этом аудиторы, осуществляющие свою деятельность самостоятельно, обязаны зарегистрироваться как предприниматели без образования юридического лица.

Аудиторские фирмы регистрируются как предприятия, создаваемые в целях осуществления аудиторской деятельности, и могут иметь любую организационно-правовую форму, предусмотренную законодательством Российской Федерации, за исключением формы открытого акционерного общества.

Аудиторские фирмы в Российской Федерации осуществляют свою деятельность при условии, что в их уставном капитале (уставном фонде) доля, принадлежащая аттестованным аудиторам и (или) получившим лицензии аудиторским фирмам, составляет не менее 51%.

Аудиторы и аудиторские фирмы не могут заниматься какой-либо предпринимательской деятельностью, кроме аудиторской и другой связанной с ней деятельности.

Аудиторы и аудиторские фирмы могут образовывать союзы, ассоциации и другие объединения для координации своей деятельности или защиты своих профессиональных интересов. Общественные аудиторские объединения не вправе непосредственно заниматься аудиторской деятельностью.

§ 1. Понятие и субъекты аудиторской деятельности

В настоящее время основным нормативным правовым актом, регулирующим аудиторскую деятельность, является Указ Президента РФ от 22 декабря 1993 г. № 2263[1] (далее – Указ об аудиторской деятельности), утвердивший Временные правила аудиторской деятельности в Российской Федерации (далее – Временные правила).

Во исполнение п. 5 Указа об аудиторской деятельности, а также в соответствии со своей компетенцией Правительством РФ были изданы:

1) постановление Правительства РФ «Об утверждении нормативных документов по регулированию аудиторской деятельности в Российской Федерации» от 6 мая 1994 г. № 482[2] (далее – постановление № 482), утвердившее:

– Порядок аттестации на право осуществления аудиторской деятельности (далее – Порядок аттестации);

– Порядок выдачи лицензии на осуществление аудиторской деятельности (далее – Порядок выдачи лицензии).

2) постановление Правительства РФ от 7 декабря 1994 г. № 1355,[3] утвердившее Основные критерии (система показателей) деятельности

Коммерческое право. Ч. II. Под ред. В.Ф. Попондопуло, В.Ф. Яковлевой. – СПб., С.-Петербургский университет, 1998. С. 454

экономических субъектов, по которьм их бухгалтерская (финансовая) отчетность подлежит обязательной ежегодной аудиторской проверке (далее – Основные критерии).

Существует еще ряд актов, посвященных вопросам аудиторской деятельности, которые изданы Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте РФ.

Эта Комиссия была создана Распоряжением Президента РФ от 4 февраля 1994 г.

– разработка стандартов аудиторской деятельности и связанных с ее осуществлением услуг;

– представление по запросам экономических субъектов, а также федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации разъяснений по вопросам применения Временных правил.

К актам, принятым данной Комиссией, относятся:

а) прядок составления аудиторского заключения о бухгалтерской отчетности (с приложениями), одобренный 9 февраля 1996 г. (протокол № 1) Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте РФ[5];

Читайте так же:
Как отрегулировать фары audi 100

б) Об аудиторской деятельности – акт, представляющий собой разъяснение Комиссии по аудиторской деятельности при Президенте РФ от 18 февраля 1994 г.,[6]

в) Правила (стандарты) аудиторской деятельности, одобренные 9 февраля 1996 г. (протокол № 1) и 25 декабря 1996 г. (протокол № 6) Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте РФ[7].

Однако ввиду того, что указанная Комиссия не является органом государственной власти, обязательность ее решений представляется достаточно проблематичной.

Легальное определение аудита (аудиторской деятельности) дано в п. 3 Временных правил.

В соответствии с этой нормой аудиторская деятельность представляет собой предпринимательскую деятельность аудиторов (ауди-

Коммерческое право. Ч. II. Под ред. В.Ф. Попондопуло, В.Ф. Яковлевой. – СПб., С.-Петербургский университет, 1998. С. 455

торских фирм) по осуществлению независимых вневедомственных проверок бухгалтерской (финансовой) отчетности, платежно-расчетной документации, налоговых деклараций и других финансовых обязательств и требований, а также оказанию иных аудиторских услуг.

Пунктом 5 Временных правил определены основные цели аудиторской деятельности:

1) установление достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности;

2) установление соответствия совершенных финансовых и хозяйственных операций нормативным актам, действующим в Российской Федерации.

Эти цели практически совпадают с целями, которые поставлены перед рядом органов власти, осуществляющих государственный контроль за предпринимательской деятельностью(налоговые органы, органы страхового надзора, Центральный банк РФ и т.д.).

Однако между деятельностью этих органов при осуществлении ими проверок и проверками, осуществляемыми аудиторами и аудиторскими фирмами (далее – аудиторские проверки), есть существенные различия.

Во-первых, аудиторские проверки, по общему правилу, осуществляются на основании соглашения с проверяемым субъектом, т.е. на основании норм частного права. Органы же власти осуществляют свои проверки на основании принадлежащих им властных полномочий, т.е. на основании норм публичного права.

Во-вторых, деятельность осуществляющих аудиторские проверки организаций является предпринимательской, т.е. направлена на получение прибыли – по общему правилу она осуществляется в частном интересе. Деятельность органов государственного контроля не является предпринимательской – она осуществляется в публичном интересе.

Существование различий между проверками органов власти и аудиторскими проверками закрепляется нормой п. 4 Временных правил.

Как следует из данной нормы, аудиторская деятельность осуществляется наряду с финансовым контролем за деятельностью экономических субъектов, производимым в соответствии с законодательством Российской Федерации специально уполномоченными на то государственными органами.

Так как предметом аудиторских проверок является информация, то отношения, возникающие при осуществлении этого вида аудиторской деятельности, регулируют также и общие нормы, посвященные

Коммерческое право. Ч. II. Под ред. В.Ф. Попондопуло, В.Ф. Яковлевой. – СПб., С.-Петербургский университет, 1998. С. 456

регулированию отношений в сфере информации, информатизации и защиты информации, которые содержатся в Законе об информации. Аудиторские услуги по своему предмету подразделяются на:

1) аудиторские услуги по осуществлению проверок;

2) иные аудиторские услуги(по ведению бухгалтерского учета, обучению и т.д.).

В свою очередь аудиторские услуги по осуществлению проверок по степени обязательности осуществления проверок подразделяются на:

1) услуги по осуществлению инициативных аудиторских проверок;

2) услуги по осуществлению обязательных аудиторских проверок.

Инициативная проверка осуществляется по решению экономического субъекта на основании договора возмездного оказания услуг с проверяемой организацией.

Субъекты аудиторской деятельности. В соответствии с п. 8 Временных правил аудиторской деятельностью имеют право заниматься физические лица – аудиторы и юридические лица – аудиторские фирмы независимо от вида собственности, в том числе иностранные и созданные совместно с иностранными юридическими и физическими лицами.

Аудиторские фирмы регистрируются как коммерческие организации, создаваемые в целях осуществления аудиторской деятельности, и могут иметь любую организационно-правовую форму, предусмотренную законодательством РФ, за исключением формы открытого акционерного общества.

Гарантиями эффективности аудита являются:

1) осуществление аудита лицом, имеющим необходимую квалификацию;

2) независимость осуществляющего аудит лица от проверяемой организации (ввиду того, что аудитор (аудиторская фирма) должен действовать не в своих, а в чужих, и часто – публичных, интересах).

Юридической гарантией наличия у аудитора достаточной квалификации является требование о прохождении физическими лицами, намеревающимися осуществлять аудиторскую деятельность, аттестации.

Аудиторской деятельностью эти лица могут заниматься как в составе аудиторской фирмы, заключив с ней трудовое соглашение (контракт), так и самостоятельно – зарегистрировавшись в качестве предпринимателя.

Другой гарантией эффективности аудита является наличие лицензионного контроля за аудиторской деятельностью.

Аудиторы, прошедшие аттестацию и желающие работать самостоятельно, а также аудиторские фирмы могут осуществлять

Коммерческое право. Ч. II. Под ред. В.Ф. Попондопуло, В.Ф. Яковлевой. – СПб., С.-Петербургский университет, 1998. С. 457

аудиторскую деятельность только после получения лицензии на осуществление аудиторской деятельности и включения их в государственный реестр аудиторов и аудиторских фирм.

Эффективности аудита способствует и специализация в рамках аудиторской деятельности.

– банковского аудита(лицензия выдается Банком России);

Читайте так же:
Как регулировать инжектор ауди 100

– аудита страховых организаций(лицензия выдается органом страхового надзора, функции которого в настоящее время исполняет Министерство финансов РФ);

– аудита бирж, внебюджетных фондов и инвестиционных институтов (лицензия выдается Министерством финансов РФ);

– общего аудита (аудита иных субъектов – лицензия выдается Министерством финансов РФ).

При этом в соответствии с п. 24 Временных правил при выявлении в результате лицензионного надзора ненадлежащего осуществления аудиторской деятельности в качестве меры административного пресечения применяется такая мера, как аннулирование лицензии.

Выданные лицензии могут быть аннулированы выдавшими их органами в следующих случаях:

а) при обнаружении после выдачи лицензии факта представления для ее получения аудиторрм (аудиторской фирмой) недостоверных сведений;

б) при осуществлении аудитором (аудиторской фирмой) аудиторской деятельности, не предусмотренной выданной ему лицензией;

в) при предоставлении аудитором (аудиторской фирмой) полученных им в ходе аудита сведений третьим лицам без разрешения собственника (руководителя) хозяйствующего субъекта, за исключением случаев, предусмотренных законодательством РФ;

г) при вступлении в законную силу приговора суда, предусматривающего наказание лица, занимающегося аудиторской деятельностью, в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью в сфере финансово-хозяйственных отношений;

д) при умышленном сокрытии аудитором (аудиторской фирмой) обстоятельств, исключающих возможность проведения аудиторской проверки проверявшегося субъекта;

Коммерческое право. Ч. II. Под ред. В.Ф. Попондопуло, В.Ф. Яковлевой. – СПб., С.-Петербургский университет, 1998. С. 458

е) при неоднократном неквалифицированном проведении аудиторских проверок или оказания аудиторских услуг.

Определенным ограничением возможности административного произвола при аннулировании лицензии является то, что перечень оснований для такого аннулирования является исчерпывающим.

Юридической гарантией независимости осуществляющего аудит лица от проверяемой организации является установление в п.

В соответствии с данными нормами аудиторская проверка не может проводиться:

а) аудиторами, являющимися учредителями, собственниками, акционерами, руководителями и иными должностными лицами проверяемого субъекта, несущими ответственность за соблюдение бухгалтерской (финансовой) отчетности, либо состоящими с указанными лицами в близком родстве или свойстве (родители, супруги, братья, сестры, сыновья, дочери, а также братья, сестры, родители и дети супругов);

б) аудиторскими фирмами: в отношении субъектов, являющихся их учредителями, собственниками, акционерами, кредиторами, страховщиками, а также в отношении которых эти аудиторские фирмы являются учредителями, собственниками, акционерами, в отношении экономических субъектов, являющихся их дочерними предприятиями, филиалами (отделениями) и представительствами или имеющих в своем капитале долю этих аудиторских фирм,

в) аудиторами и аудиторскими фирмами, оказывавшими данному экономическому субъекту услуги по восстановлению и ведению бухгалтерского учета, а также составлению финансовой отчетности.

Нормами Временных правил предусмотрены правовые последствия обнаружения указанных обстоятельств после заключения договора на проведение аудиторской проверки или дачи уполномоченными государственными органами поручения на ее проведение. А именно, если после заключения договора или дачи поручения на проведение аудиторской проверки возникли или стали известны обстоятельства, исключающие возможность осуществления аудита, то заключенный договор подлежит расторжению, а поручение отзывается. В случае же умышленного сокрытия аудитором (аудиторской фирмой) от экономического субъекта-заказчика обстоятельств, исключающих возможность

Коммерческое право. Ч. II. Под ред. В.Ф. Попондопуло, В.Ф. Яковлевой. – СПб., С.-Петербургский университет, 1998. С. 459

аудиторской проверки, заказчику возмещаются за счет аудитора (аудиторской фирмы) все расходы, понесенные им в связи с заключением договора с аудитором (аудиторской фирмой). Сокрытие указанных обстоятельств является также основанием для аннулирования лицензии на осуществление аудиторской деятельности.

Правовое положение субъектов аудиторской деятельности

Правовые основы осуществления в Российской Федерации аудиторской деятельности определяются Федеральным законом «Об аудиторской деятельности» от 07.08.2001 г. Согласно этому закону под аудитом понимается предпринимательская деятельность по независимой проверке бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности организаций.

Аудит может быть обязательным и инициативным. Обязательная аудиторская проверка проводится в случаях, установленных непосредственно законодательством или по поручению государственных органов. Объем и порядок проведения обязательного аудита регламентируется законодательными нормами. Обязательный аудит проводится в случаях, если:

1) организация имеет организационно-правовую форму открытого акционерного общества;

2) организация является кредитной организацией, бюро кредитных историй, страховой организацией, обществом взаимного страхования, товарной или фондовой биржей, инвестиционным фондом, государственным внебюджетным фондом, фондом, источником образования средств которого являются добровольные отчисления физических и юридических лиц;

3) объем выручки от продажи продукции (выполнения работ, оказания услуг) организации (за исключением сельскохозяйственных кооперативов и союзов этих кооперативов) за предшествовавший отчетному год превышает 50 миллионов рублей или сумма активов бухгалтерского баланса по состоянию на конец года, предшествовавшего отчетному, превышает 20 миллионов рублей. Для муниципальных унитарных предприятий законом субъекта Российской Федерации финансовые показатели могут быть снижены;

4) в иных случаях, установленных федеральными законами.

Обязательный аудит проводится ежегодно.

Обязательный аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций, ценные бумаги которых допущены к обращению на торгах фондовых бирж и (или) иных организаторов торговли на рынке ценных бумаг, иных кредитных и страховых организаций, негосударственных пенсионных фондов, а также консолидированной отчетности проводится только аудиторскими организациями.

Читайте так же:
Синхронизация эбу с иммобилайзером ауди

Договор на проведение обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности организации, в уставном (складочном) капитале которой доля государственной собственности составляет не менее 25 процентов, а также на проведение бухгалтерской (финансовой) отчетности государственного унитарного предприятия или муниципального унитарного предприятия заключается по итогам размещения заказа путем проведения торгов в форме открытого конкурса в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 21 июля 2005 года N 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».

Инициативный (добровольный) аудит осуществляется по решению экономического субъекта, на основе договора с аудитором (аудиторской фирмой). Характер и масштабы такой проверки определяет клиент.

Кроме аудита, аудиторские фирмы и аудиторы могут оказывать клиентам услуги по постановке, восстановлению и ведению бухгалтерского учета, по составлению бухгалтерской (финансовой) отчетности и налоговых расчетов (деклараций) в бюджет и во внебюджетные фонды, специализированной статистической отчетности, по трансформации финансовой отчетности, по анализу финансово-хозяйственной деятельности, по оценке активов и пассивов баланса, консультированию в области налогового и иного законодательства, регулирующего финансово-хозяйственную деятельность организаций, по расчету страховых резервов, разработке рекомендаций по направлению размещения средств страховых резервов и собственных средств страховой компании, по оценке инвестиционной деятельности и др.

Аудиторская деятельность не подменяет контроля достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности, осуществляемого в соответствии с законодательством Российской Федерации уполномоченными государственными органами и органами местного самоуправления.

Аудиторская организация — коммерческая организация, являющаяся членом одной из саморегулируемых организаций аудиторов.

Аудитор — физическое лицо, получившее квалификационный аттестат аудитора и являющееся членом одной из саморегулируемых организаций аудиторов.

Аудиторское заключение — официальный документ, предназначенный для пользователей бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемых лиц, содержащий выраженное в установленной форме мнение аудиторской организации, индивидуального аудитора о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица.

Аудиторское заключение должно содержать:

1) наименование «Аудиторское заключение»;

2) указание адресата (акционеры акционерного общества, участники общества с ограниченной ответственностью, иные лица);

3) сведения об аудируемом лице: наименование, государственный регистрационный номер, место нахождения;

4) сведения об аудиторской организации, индивидуальном аудиторе: наименование организации, фамилия, имя, отчество индивидуального аудитора, государственный регистрационный номер, место нахождения, наименование саморегулируемой организации аудиторов, членами которой являются указанные аудиторская организация или индивидуальный аудитор, номер в реестре аудиторов и аудиторских организаций;

5) перечень бухгалтерской (финансовой) отчетности, в отношении которой проводился аудит, с указанием периода, за который она составлена, распределение ответственности в отношении указанной бухгалтерской (финансовой) отчетности между аудируемым лицом и аудиторской организацией, индивидуальным аудитором;

6) сведения о работе, выполненной аудиторской организацией, индивидуальным аудитором для выражения мнения о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица (объем аудита);

7) мнение аудиторской организации, индивидуального аудитора о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица с указанием обстоятельств, которые оказывают или могут оказать существенное влияние на достоверность такой отчетности;

8) указание даты заключения.

Требования к форме, содержанию, порядку подписания и представления аудиторского заключения устанавливаются федеральными стандартами аудиторской деятельности.

Аудиторское заключение представляется аудиторской организацией, индивидуальным аудитором только аудируемому лицу либо лицу, заключившему договор оказания аудиторских услуг.

Федеральные стандарты аудиторской деятельности:

1) определяют требования к порядку осуществления аудиторской деятельности, а также регулируют иные вопросы, предусмотренные настоящим Федеральным законом;

2) разрабатываются в соответствии с международными стандартами аудита;

3) являются обязательными для аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов, а также саморегулируемых организаций аудиторов и их работников.

Аудиторская организация, индивидуальный аудитор обязаны установить и соблюдать правила внутреннего контроля качества работы. Принципы осуществления внутреннего контроля качества работы аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов и требования к организации указанного контроля устанавливаются федеральными стандартами аудиторской деятельности.

Аудиторская организация, аудитор обязаны:

1) проходить внешний контроль качества работы, в том числе предоставлять всю необходимую для проверки документацию и информацию;

2) участвовать в осуществлении саморегулируемой организацией аудиторов, членами которой они являются, внешнего контроля качества работы других членов этой организации.

Предметом внешнего контроля качества работы является соблюдение аудиторской организацией, аудитором требований настоящего Федерального закона, стандартов аудиторской деятельности, правил независимости аудиторов и аудиторских организаций, кодекса профессиональной этики аудиторов.

Саморегулируемая организация аудиторов в соответствии с принципами осуществления внешнего контроля качества работы и требованиями к его организации устанавливает правила организации и осуществления внешнего контроля качества работы своих членов, определяющие, в частности, формы внешнего контроля, сроки и периодичность проверок, в том числе проверок, осуществляемых членами саморегулируемой организации аудиторов в отношении других членов этой организации.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector