Структура и принцип работы тормозной системы ВАЗ 2121 — всё, что нужно знать владельцу Нивы

Автомобиль ВАЗ 2121, более известный как Нива, является одной из самых популярных моделей в России. Он известен своей проходимостью и надежностью. Одним из важных элементов любого автомобиля является тормозная система. Тормозная система ВАЗ 2121 состоит из нескольких компонентов, каждый из которых выполняет свою роль в обеспечении безопасности во время торможения.

Основным элементом тормозной системы ВАЗ 2121 является главный тормозной цилиндр. Он отвечает за передачу гидравлического давления от педали тормоза к остальным тормозным механизмам. Главный тормозной цилиндр содержит поршень, который перемещается под давлением тормозной жидкости. В случае нажатия на педаль тормоза, главный тормозной цилиндр создает давление, которое передается тормозным колодкам и обеспечивает их прижатие к тормозным дискам. Таким образом, происходит замедление автомобиля.

Вторым важным компонентом тормозной системы ВАЗ 2121 является антиблокировочная система (ABS). Эта система предотвращает блокировку колес и поддерживает устойчивость автомобиля при торможении на скользкой дороге. ABS следит за скоростью вращения каждого колеса и, в случае обнаружения блокировки, регулирует давление в тормозных механизмах для предотвращения потери управления.

Структура тормозной системы ВАЗ 2121

Главный цилиндр

Основным элементом тормозной системы является главный цилиндр. Он отвечает за передачу гидравлического давления от педали тормоза к рабочим тормозным механизмам. Главный цилиндр содержит главный исполнительный механизм и распределительный клапан, который обеспечивает равномерное распределение тормозного усилия на переднюю и заднюю оси автомобиля.

Тормозные механизмы

Тормозные механизмы ВАЗ 2121 состоят из передних и задних дисковых тормозов. Передние тормозные механизмы состоят из главного тормозного цилиндра, основных тормозных колодок, тормозных дисков и суппортов. Задние тормозные механизмы состоят из главного тормозного цилиндра, основных тормозных колодок, барабанов и тормозных цилиндров.

Основные тормозные колодки контактируют с тормозными дисками (или барабанами) и при поступлении гидравлического давления с главного цилиндра нажимаются на них, что приводит к замедлению и остановке автомобиля.

Также в тормозной системе ВАЗ 2121 присутствуют дополнительные элементы, такие как тормозные шланги, трубки, трубопроводы и соединительные детали, которые обеспечивают передачу гидравлического давления по всей системе.

ВАЗ 2121 имеет электромеханическую систему усиления тормозов, которая автоматически регулирует тормозное усилие в зависимости от скорости автомобиля. Это обеспечивает более эффективное и безопасное торможение.

В результате, структура тормозной системы ВАЗ 2121 обеспечивает надежное и эффективное торможение, что является основным фактором безопасности на дороге.

Работа главных тормозных механизмов

ВАЗ 2121 оборудована дисковыми тормозами спереди и барабанными тормозами сзади. Они осуществляют основную функцию торможения и обеспечивают безопасность во время движения.

Дисковые тормоза спереди

Дисковые тормоза установлены на передних колесах ВАЗ 2121 и являются основными тормозными механизмами. Они работают по следующему принципу:

  1. Водитель нажимает на педаль тормоза.
  2. Главный тормозной цилиндр передает давление гидравлической жидкости к тормозным суппортам.
  3. Тормозные суппорты сжимают тормозные колодки к диску.
  4. Трение между колодками и диском приводит к замедлению вращения колес, что ведет к остановке автомобиля.

Барабанные тормоза сзади

Барабанные тормоза установлены на задних колесах ВАЗ 2121 и служат дополнительным тормозным механизмом. Их работа происходит следующим образом:

  1. Водитель нажимает на педаль тормоза.
  2. Главный тормозной цилиндр передает давление гидравлической жидкости к тормозным цилиндрам, находящимся внутри барабанов.
  3. Тормозные колодки прижимаются к внутренней поверхности барабана.
  4. Трение между колодками и внутренней поверхностью барабана приводит к замедлению вращения колес и остановке автомобиля.

Таким образом, работа главных тормозных механизмов ВАЗ 2121 обеспечивает надежное и эффективное торможение, что является важным условием безопасного вождения.

Сравнение дисковых и барабанных тормозов
Тип тормозов Преимущества Недостатки
Дисковые тормоза
  • Надежность работы
  • Высокая эффективность торможения
  • Отличная вентиляция и охлаждение
  • Высокая стоимость
  • Более сложная замена колодок и дисков
Барабанные тормоза
  • Низкая стоимость
  • Простота конструкции
  • Долговечность
  • Низкая эффективность торможения
  • Плохая вентиляция и охлаждение
  • Более сложная замена колодок

Признаки неисправности тормозной системы

Вот некоторые признаки, которые могут указывать на возможные неисправности в тормозной системе ВАЗ 2121:

Признак Возможная причина Действия
Долгий путь торможения Износ тормозных колодок или дисков, низкий уровень тормозной жидкости Проверьте состояние тормозных колодок и дисков, добавьте тормозную жидкость при необходимости
Шумы при торможении Истирающиеся тормозные колодки, изношенные или поврежденные диски Замените тормозные колодки и/или диски
Тряска при торможении Изношенные или искривленные диски Замените диски
Необычный осадок под педалью тормоза Утечка тормозной жидкости Проверьте тормозную систему на наличие утечек и устраните их

Если вы обнаружите один или несколько из указанных признаков, обратитесь к опытным механикам для более детальной диагностики и устранения неисправностей. Запускать в эксплуатацию автомобиль с неисправной тормозной системой нельзя, так как это представляет серьезную угрозу для безопасности водителя и пассажиров.

Особенности гидравлической системы

ВАЗ 2121 оснащен гидравлической тормозной системой, которая обеспечивает надежное и эффективное торможение автомобиля. Гидравлическая система использует силу жидкости, передаваемую по трубкам, для передачи силы с педали тормоза на колеса.

Основными компонентами гидравлической системы являются главный тормозной цилиндр, тормозные колодки, тормозные диски и трубки, соединяющие все компоненты системы. Главный тормозной цилиндр содержит поршень, который движется под воздействием силы, передаваемой педалью тормоза. Движение поршня приводит к передаче силы на тормозные колодки, которые зажимаются на тормозные диски, создавая трение и торможение.

Одной из особенностей гидравлической системы тормозов ВАЗ 2121 является наличие раздельной схемы, при которой передний и задний тормоза имеют отдельные гидравлические системы. Это позволяет более эффективно контролировать тормозное усилие на каждом колесе и повышает безопасность вождения.

Преимущества гидравлической системы

  • Высокая надежность и долговечность
  • Эффективное торможение при любых условиях дорожного покрытия
  • Быстрая реакция на нажатие на педаль тормоза
  • Возможность контроля тормозного усилия на каждом колесе
  • Улучшенная безопасность вождения

Обслуживание гидравлической системы

Для обеспечения надлежащей работы гидравлической системы тормозов необходимо проводить регулярное обслуживание и контроль. Важно проверять уровень и состояние тормозной жидкости, а также заменять ее вовремя. Также необходимо проверять состояние тормозных дисков и колодок, а при необходимости производить их замену.

Роль и принцип работы тормозного усилителя

Основная роль тормозного усилителя состоит в усилении механической силы, которой водитель нажимает на педаль тормоза. Благодаря тормозному усилителю, водитель может легко нажать на педаль и получить более сильное торможение, чем при прямом действии механической передачи силы.

Тормозной усилитель работает по принципу использования непрерывного вакуума, который создается в двигателе автомобиля. Вакуумом управляет специальный вакуумный насос, который подключен к двигателю через соответствующую систему.

Преимущества тормозного усилителя:
1. Позволяет водителю легко нажимать на педаль тормоза и получить требуемое торможение.
2. Усиливает эффективность тормозной системы и сокращает дистанцию остановки автомобиля.
3. Увеличивает безопасность вождения, облегчая процесс торможения в экстренных ситуациях.
4. Снижает нагрузку на механические элементы системы тормозов и удлиняет их срок службы.

Замена тормозных колодок

Для начала необходимо подготовить все необходимые инструменты и материалы. Вам понадобятся:

— Ключ для снятия колес;

— Инструмент для отжима поршней тормозных суппортов;

— Новые тормозные колодки, аналогичные старым;

— Смазка для тормозов;

— Резиновый молоток или деревянный брусок для установки колодок.

Процесс замены тормозных колодок ВАЗ 2121 следующий:

  1. Снимите колесо. Для этого используйте ключ и снимите колесо, на котором нужно заменить тормозные колодки.
  2. Отжимайте поршни тормозных суппортов с помощью специального инструмента, чтобы освободить место для установки новых колодок.
  3. Удалите старые тормозные колодки. Внимательно осмотрите их на предмет износа или повреждений. Если колодки изношены или повреждены, их необходимо заменить.
  4. Нанесите смазку на места контакта тормозных колодок и механизма тормозов.
  5. Установите новые тормозные колодки на место.
  6. Установите поршни тормозных суппортов в исходное положение.
  7. Установите колесо на место и затяните гайки.

После замены тормозных колодок рекомендуется протестировать тормозную систему, чтобы убедиться в их правильной работе. В случае необходимости, следует отрегулировать тормоза или обратиться к специалисту для диагностики и ремонта.

Процесс прокачки тормозной системы

Для прокачки тормозной системы потребуется помощник. Начните с наполнения главного тормозного цилиндра специальной тормозной жидкостью до верхней отметки.

Шаг 1: прокачка воздуха из тормозных цилиндров

1. На штуцерах (под воздушными шлангами) рабочих тормозных цилиндров снимите колпачки.

2. Проверьте уровень тормозной жидкости в главном тормозном цилиндре и при необходимости долейте.

3. Попросите помощника медленно нажимать на педаль тормоза до появления сопротивления и удерживать ее в этом положении.

4. Откройте штуцер, закрыв пальцем отверстие в штуцере, и дайте выйти воздуху. Затем закройте штуцер.

5. Повторите шаги 3 и 4 до полного удаления воздуха из тормозных цилиндров.

Шаг 2: прокачка тормозной системы

1. Проверьте уровень тормозной жидкости в главном тормозном цилиндре и при необходимости долейте.

2. Попросите помощника нажать педаль тормоза несколько раз и удержать ее в нажатом положении.

3. Откройте штуцер и дайте жидкости выйти с замедленной скоростью, закройте штуцер.

4. Повторите шаги 2 и 3 до полной удаления воздуха из системы и появления струйки жидкости без пузырей воздуха.

5. Проверьте уровень тормозной жидкости и при необходимости долейте до верхней отметки.

Внимание: после завершения прокачки тормозной системы обязательно проверьте работу тормозов на прочность и беспрепятственность передвижения автомобиля.

Прокачка тормозной системы ВАЗ 2121 должна проводиться аккуратно и точно, чтобы избежать возможных аварий или поломок. При возникновении каких-либо проблем или если вы не уверены в своих навыках, лучше обратиться к профессиональному автомеханику.

Регулировка ручного тормоза

Процесс регулировки ручного тормоза включает в себя следующие шаги:

  1. Поднимите автомобиль на подъемнике или установите его на подставки, чтобы обеспечить доступ к тормозному механизму.
  2. Наденьте защитные перчатки и снимите колесо с тормозного диска, чтобы получить доступ к регулировочному механизму ручного тормоза.
  3. С помощью отвертки или специального ключа, поворачивайте регулировочный винт в том или ином направлении, чтобы увеличить или уменьшить натяжение тормозных тросов.
  4. Проверьте работу ручного тормоза, надавив несколько раз на рычаг и убедившись, что автомобиль надежно фиксируется в неподвижном состоянии.
  5. Повторите процесс регулировки, при необходимости, для обеспечения правильной работы ручного тормоза.

Обратите внимание, что при регулировке ручного тормоза необходимо соблюдать предельные допустимые значения, указанные в технической документации и руководстве по эксплуатации автомобиля. Неправильная регулировка ручного тормоза может привести к его неисправности и серьезным последствиям на дороге. Регулярная проверка и регулировка ручного тормоза помогут вам поддерживать его исправное состояние и обеспечить безопасность во время движения и парковки вашего автомобиля ВАЗ 2121.

Уход и соответствие тормозной жидкости

Тормозная жидкость в тормозной системе ВАЗ 2121 выполняет несколько важных функций: передачу давления от тормозного педали к тормозным механизмам, снижение точки замерзания в условиях холодного климата, а также защиту от коррозии и окисления внутренних частей тормозных механизмов.

При эксплуатации автомобиля необходимо регулярно проверять уровень тормозной жидкости в расширительном бачке. Если уровень жидкости ниже рекомендуемого, следует долить новую жидкость до указанного уровня. Рекомендуется использовать только ту тормозную жидкость, которая соответствует требованиям производителя автомобиля.

Марка жидкости Температура кипения (°C) Температура замерзания (°C)
DOT-3 205 -40
DOT-4 230 -45
DOT-5 260 -60

ВАЗ 2121 рекомендует использовать тормозную жидкость, соответствующую спецификации DOT-3 или DOT-4. В случае использования жидкости, не соответствующей данным спецификациям, можно столкнуться с проблемами ухудшения тормозных характеристик и коррозию внутренних частей тормозной системы.

Также следует помнить, что тормозная жидкость имеет ограниченный срок службы и рекомендуется менять ее через определенный промежуток времени или после достижения определенного пробега. Рекомендации по замене тормозной жидкости можно найти в руководстве по эксплуатации автомобиля ВАЗ 2121.

Всегда следует убедиться в правильном соответствии тормозной жидкости техническим требованиям и рекомендациям производителя ВАЗ 2121, чтобы обеспечить безопасность и надежность работы тормозной системы автомобиля.

Варианты модернизации тормозной системы ВАЗ 2121

1. Установка дисковых тормозов

Одним из самых популярных вариантов модернизации тормозной системы ВАЗ 2121 является установка дисковых тормозов. Дисковые тормоза обеспечивают более эффективное торможение и лучшую стабильность в экстремальных ситуациях. Кроме того, они менее подвержены перегреву и износу, что продлевает их срок службы.

2. Замена тормозных колодок на керамические

Керамические тормозные колодки обладают высокой термической стабильностью и износостойкостью, что позволяет улучшить тормозные характеристики и снизить вероятность перегрева тормозов. Кроме того, керамические колодки имеют более низкий коэффициент трения, что снижает износ тормозных дисков.

3. Установка усиленных шлангов тормозной системы

3.

Стандартные шланги тормозной системы ВАЗ 2121 могут быть подвержены деформации и повреждению в ходе эксплуатации. Установка усиленных шлангов из высокопрочного материала позволяет улучшить надежность и долговечность тормозной системы, а также уменьшить возможность утечек тормозной жидкости.

4. Использование высококачественной тормозной жидкости

Выбор правильной тормозной жидкости также может значительно повлиять на работу тормозной системы. Установка высококачественной жидкости с высокой температурной стабильностью и низким содержанием воздуха позволит улучшить тормозные характеристики и снизить вероятность перегрева тормозов.

5. Установка ABS

ABS (антиблокировочная система) является одним из наиболее современных и эффективных вариантов модернизации тормозной системы ВАЗ 2121. Эта система позволяет предотвратить блокировку колес при резком торможении, что обеспечивает лучшую управляемость автомобиля и уменьшает вероятность аварийного ситуации.

  • Установка дисковых тормозов
  • Замена тормозных колодок на керамические
  • Установка усиленных шлангов тормозной системы
  • Использование высококачественной тормозной жидкости
  • Установка ABS