Personalcam.ru

Авто Аксессуары
2 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Способы регулировки зазоров в шарнирах рулевых тяг

Способы регулировки зазоров в шарнирах рулевых тяг

Примечание. Рулевой механизм не ремонтопригоден.

Снятие и установка рулевого механизма

Снятие

  • Установите автомобиль нэ подъемник и снимите передние колеса.
  • Отверните гайки пальцев шаровых шарниров рулевых тяг, затем выпрессуйте съемником пальцы поворотных кулаков.
  • В зависимости от варианта исполнения, разрежьте хомут, крепящий защитный чехол карданного шарнира вала рулевого управления. Сдвиньте защитный чехол по валу руля к щиту передка, отверните гайку болта крепления карданного шарнира, предварительно отметив его положение по отношению к приводной шестернe.
  • Отвернув болты крепления рулевого механизма к подрамнику двигателя, снимите рулевой механизм в сборе с тягами.

Примечание. Рулевые тяги допускается отсоединять от картера рулевого механизма только для замены внутренних шаровых шарниров тяг.

Установка
  • Установите на место рулевой механизм и соедините карданный шарнир вала руля с приводной шестерней, совмещая нанесенные при снятии метки.
  • Затяните болты крепления рулевого механизма к подрамнику двигателя и гайку болта крепления наружного шарнира моментом 2,1 кгс.м.
  • В зависимости от варианта исполнения установите на место защитный чехол карданного шарнира вала руля и закрепите его новым хомутом.
  • Запрессуйте пальцы шаровых шарниров рулевых тяг в поворотные кулаки и затяните гайки пальцев моментом 5,5 кгс.м.
  • Проверьте работу рулевого механизма и схождение передних колес (см. раздел "Передняя подвеска").

Снятие и установка рулевого механизма с гидроусилителем

Снятие
  • Поднимите переднюю часть автомобиля и установите на подставки.
  • Снимите передние колеса.
  • Отверните гайки пальцев шаровых шарниров рулевые тяг, затем выпрессуйте съемником пальцы из поворотных кулаков.
  • Снимите теплозащитный щиток картера рулевого механизма.
  • Отверните гайку болта крепления карданного шарнира вала рулевого управления к приводной шестерне.
  • Нанесите на карданный шарнир и на приводную шестерню метки и разъедините их.
  • Пережмите зажимами у бачка трубопроводы системы гидроусилителя.
  • Снимите скобы крепления трубопроводов высокого и низкого давления.
  • Отсоедините шланг от тру-6опровода низкого давления.
  • Поставьте под распределитель гидроусилителя емкость для сбора масла и отсоедините трубопроводы от него. Закройте пробками отверстия трубопроводов.
  • Отсоедините трубопроводы от силового цилиндра гидроусилителя.
  • Выньте пластмассовую вставку из левой колесной ниши.
  • Отверните болты крепления картера рулевого механизма к кузову.
  • Действуя через левую колесную нишу, снимите рулевой механизм в сборе с тягами.
Установка
  • Установка рулевого механизма производится в порядке, обратном снятию, с совмещением нанесенных при снятии меток.
  • После установки заправьте систему гидроусилителя маслом и прокачайте ее.

Регулировка осевого зазора упора рейки

Установите автомобиль на подставки или на подъемник.

Механическое рулевое управление
  • Затяните регулировочную гайку моментом 0,53 кгс.м.
  • Отверните гайку на угоп 50-55 с помощью градуированного сектора и законтрите гайку.
Рулевое управление с гидроусилителем
  • Отпустите контргайку регулировочной гайки.
  • Затяните регулировочную гайку моментом 3 кгс.м.
  • Отверните регулировочную гайку на 15.
  • Зафиксируйте регулировочную гайку, затянув контргайку.

С января 1993 г, все автомобили комплектуются приводной шестерней измененной конструкции. Способ регулировки остался прежние, изменились только величины затяжки.

Механическое рулевое управление
  • Отпустите контргайку регулировочной гайки.
  • Затяните регулировочную гайку моментом 1,0 кгс.м.
  • Отверните регулировочную гайку на угол 25°.
  • Затяните контргайку моментом 3,5 кгс.м.
Рулевое управление с гидроусилителем
  • Отпустите контргайку регулировочной гайки.
  • Затяните регулировочную гайку моментом 1,0 кгс.м.
  • Отверните регулировочную гайку на угол 45°.
  • Затяните контргайку моментом 3,5 кгс.м.

Замена внутренних шаровых шарниров рулевой тяги

Примечание. В первую очередь замените внутренний шаровой шарнир левой рулевой тяги.

  • Отпустите контргайку регулировочной гайки схождения передних колес.
  • Отверните гайку пальца шарового шарнира рулевой тяги и универсальным съемником выпрессуйте палец из поворотного кулака.
  • Выверните шаровой шарнир из рулевой тяги, просчитав число поворотов, чтобы при сборке можно было приближенно отрегулировать схождение колес.
  • Снимите защитный чехол рейки рулевого механизма
  • Выверните наконечник шарнира тяги из рейки рулевого механизма, удерживая плоскогубцами упорную шайбу во избежание проворота рейки. Снимите с рейки упорную шайбу вместе со стопорной пластиной.
  • Установите на рейку упорную шайбу вместе со стопорной пластиной.
  • Смажьте герметиком типа Loctite Frenbloc резьбу наконечника шарового шарнира тяги и вверните его в рейку рулевого механизма.
  • Загните лепестки стопорной пластины в лыски рейки, предварительно убедившись в том, что они расположены друг против друга.
  • Затяните наконечник шарового шарнира тяги моментом 8,5 кгс.м.
  • Поставьте на место защитный чехол рейки.
  • Вверните палец шарового шарнира в рулевую тягу, сделав такое же число оборотов, как и при его вывертывании.
  • Запрессуйте палец шарового шарнира тяги в поворотный кулак и затяните гайку пальца, моментом 5,5 кгс.м.
  • Проверьте схождение передних колес (см. раздел "Передняя под веска").

Снятие и установка насоса гидроусилителя рулевого управления

Снятие
  • Снимите защитный щиток насоса.
  • Пережмите зажимом трубопровод подвода масла к насосу.
  • Поставьте под насос емкость для сбора масла и отсоедините от него трубопроводы подвода масла и высокого давления, затем закройте отверстия трубопроводов пробками.
  • Ослабьте натяжение многооучьевого ремня привода вспомогательных агрегатов. Для этого ослабьте два скрытых болта, крепящих натяжитепь ремня, и болты крепления заднего кронштейна натяжителя.
  • Снимите ремень.
  • Снимите насос гидроусилетеля вместе с кронштейном.
Установка

Установку насоса проводите в порядке, обратном снятию, с учетом следующего:

  • после установки насоса отрегулируйте натяжение многоручьевого ремня привода вспомогательных агрегатов;
  • заправьте и прокачаите систему гидроусилителя рулевого управления.

Регулировка натяжения ремня привода вспомогательных агрегатов

  • Отпустите болты крепления генератора.
  • Вращая регулировочную гайку см. фото ) натяжения ремня, добейтесь нужного его натяжения.
  • Затяните болты крепления генератора и проверьте натяжение ремня.
  • Заправка и прокачка системы гидроусилителя рулевого управления
  • Залейте в бачок гидроусилителя масло до уровня метки "МАХ".
  • При неработающем двигателе осторожно поверните несколько раз рулевое колесо из одного крайнего положения в другое.
  • Проверьте уровень масла в бачке и, при необходимости, долейте масло. Уровень масла считается в норме, если он находится между метками "MIN" и "МАХ". Запустите двигатель и oстopoжно поверните рулевое колесо из одного крайнего положения в другое.
  • Проверьте уровень масла в бачке и, при необходимости, доведите его до нормы.
Читайте так же:
Регулировка к 151 жиклер ускорительного насоса

Детали насоса гидроусилителя рулевого механизма:

1 — корпус насоса; 2 — распределительная крышка; 3 — крыльчатка; 4 — ротор; 5 — манжета; 6 — редукционный клапан; 7 — вал привода насоса; 8 — сальник; 9 — подишипник; 10 — стопорное кольцо

Детали рулевого управления:

А — модель "480" с регулируемой по высоте рулевой колонкой; Б — модели "440" и "460" с нерегулируемой по высоте рулевой колонкой; В — модели "440" и "460" с регулируемой по высоте рулевой колонкой; Г — механическое рулевое управление; Д — рулевое управление с гидроусилителем

1 — вал рулевого управления; 2 — кожух вала рулевого управления; 3 — кронштейн крепления рулевого механизма; 4 — уплотнитель; 5 — механизм регулировки по высоте рулевой колонки; 6 — приводная шестерня; 7 — защитный чехол; 8 — карданный шарнир; 9 — рейка рулевого механизма; 10 — рулевая тяга; 11 — шаровой шарнир тяги;
12 — защитные чехлы рейки; 13 — устройство регулировки зазора в зацеплении между шестерней и рейкой; Т4 — устройство регулировки осевого зазора упора рейки;
13 -подшипник; 16 — трубопроводы системы гидроусилителя рулевого управления.

Способы регулировки зазоров в шарнирах рулевых тяг

Рулевое управление ГАЗ-24 состоит из рулевого механизма и рулевых тяг. Рулевой механизм (рис. 137) смонтирован в алюминиевом картере 9 и установлен на наружной стороне левого лонжерона рамы позади управляемых колес. Глобоидальный червяк 14 находится в беззазорном зацеплении с трехгребневым роликом 17, установленным в пазу вала сошки 24. Среднее передаточное число механизма 19,1. Для облегчения управления автомобилем и повышения коэффициента полезного действия в рулевом механизме наряду с подшипниками скольжения применены подшипники качения. Ролик установлен на двух шарикоподшипниках 12, червяк 14 — на двух конических роликоподшипниках. Подшипники вала сошки 24: внизу две бронзовые втулки 5, наверху — цилиндрический роликоподшипник 6.

Наружное кольцо верхнего роликоподшипника 13 запрессовано в гнездо картера, а кольцо нижнего подшипника 15 установлено на скользящей посадке для обеспечения регулировки предварительного натяга червяка путем изменения числа прокладок 16, установленных под передней крышкой 17.

Для обеспечения беззазорного зацепления червяка с роликом в положении движения автомобиля по прямой, что совершенно необходимо для нормальной эксплуатации автомобиля, а также для компенсации износов ось ролика смещена вверх на 6-6,5 мм (в новом механизме) и наклонена относительно оси червяка на 3°. Кроме того, средняя плоскость ролика смещена относительно оси вала сошки на 0,4 мм.

Зазор в зацеплении, возникающий по мере износа, устраняется перемещением вала сошки вместе с роликом вниз при помощи регулировочного винта 3, закрытого колпачковой гайкой 4. Для этой регулировки на верхнем конце вала сошки предусмотрена специальная кольцевая проточка.

На конических шлицах нижнего конца вала сошки установлена сошка 24, затянутая гайкой. Чтобы предотвратить вытекание смазки, в нижнем хвостовике картера установлен резиновый сальник 10. На верхней стенке картера сделано маслоналивное отверстие, закрытое пробкой 7. Картер прикреплен к лонжерону четырьмя болтами.

Нижний рулевой вал 23 запрессован в червяк, а верхний установлен на двух радиально-упорных подшипниках 13 (рис. 138). Эти подшипники постоянно поджимаются пружиной 5 через разжимные конические втулки.

Верхний рулевой вал 21 (см. рис. 137) заканчивается конической поверхностью со шлицами, на 1 отэрые надето рулевое колесо 9 (рис. 138), затянутое гайкой 7. На нижнем конце ступицы рулевого колеса имеется паз, в который входит зуб втулки 6 сбрасывателя указателя поворота.

Верхний конец рулевой колонки 4 закрыт декоративным колпаком и закреплен на панели приборов с помощью хомута и болтов 18. Между колонкой и панелью приборов установлены регулировочные прокладки 16. В спице рулевого колеса смонтирован выключатель 8 сигнала, а в верхней части кожуха коионки — переключатель 12 указателя поворота.

Верхний 21 (см. рис. 137) и нижний 23 рулевые валы соединены между собой муфтой 20, предотвращающей тяжелые последствия для водителя при столкновении автомобилей. Эта муфта состоит из резиновой шайбы 7 (рис. 139), двух фланцев 1 со скосами и двух предохранительных пластин 2, соединенных между собой пальцами 4.

При нормированном ударе (соответствующем скорости столкновения автомобиля, равной 100 км/ч) резиновая шайба и предохранительные пластины деформируются без разрушения. При более сильном ударе происходит разрушение резиновой шайбы 7 — при этом верхний фланец муфты скользит по скосу нижнего фланца.

В нормальных условиях эксплуатации рулевой механизм и безопасная муфта достаточно долговечны и частых операций обслуживания не требуют. Однако требуется периодическая подтяжка болтов крепления рулевого механизма к раме и пальцев безопасной соединительной муфты.

С 1974 г. на автомобили ГАЗ-24 и его модификации устанавливается руль с замком, запирающим вал руля. Для этой цели к верхнему валу руля приварена втулка 15 (см. рис. 138) с пазами, в которые входит ползун 1 замка в запертом положении. Замок руля совмещен с включателем зажигания. Его корпус прикреплен к двум ушкам рулевой колонки болтами 2 с головками, срезающимися при затяжке, поэтому демонтаж замка сопряжен с большими трудностями.

Читайте так же:
Синхронизация времени iphone с компьютером

Рулевая трапеция (рис. 140) состоит из трех тяг, двух рычагов 24, закрепленных на поворотных кулаках, сошки 19 и маятникового рычага 18. Боковые тяги выполнены в виде стержней с головками на конца к, в которых установлены сферические шарниры. Длина этих тяг регулируется с помощью регулировочных трубок 22, имеющих на концах правую и левую резьбу. Для предотвращения самопроизвольного отвинчивания трубок, установлены хомуты 21, стягивающие разрезные концы трубок. Изменением длины боковых тяг регулируется схождение колес.

Левый конец поперечной тяги соединен с сошкой, на которой имеются два упора (см. рис. 137), ограничивающие поворот колес вправо и влево. Эти упоры препятствуют повороту сошки в крайние положения, так как они упираются в поверхность лонжерона, на котором закреплен рулевой механизм.

Правый конец поперечной тяги поддерживается маятниковым рычагом. В задний конец маятникового рычага запрессован палец 17 (см. рис. 140), который поворачивается в металлокерамических втулках 15, не требующих смазки. Втулки 15 смонтированы в резиновых втулках 16 для защиты от пыли и грязи. В передний конец маятникового рычага запрессован сферический шарнир, унифицированный по большинству деталей с другими шарнирами рулевых тяг. Отличием шарнира маятникового рычага от шарниров рулевых тяг является полиэтиленовый сухарь 77, который служит для ограничения подвижности шарнира.

Все шарниры рулевых тяг — самоподтягивающиеся, с полусферическими пальцами, разборные, со смазкой, заложенной на заводе и не требующей систематического пополнения в эксплуатации. Шарниры запрессованы в головки тяг и наконечников и при необходимости могут быть заменены. От попадания влаги, пыли и грязи шарниры наконечников защищены резиновым гофрированным уплотнителем, напрессованным на буртик наконечника, а шарниры тяг — колпачковым резиновым уплотнителем 10, прижатым буртиком распорной втулки 9 к торцу головки рычага.

Шарниры допускают качание шарового пальца на угол 20° в ту или другую сторону вдоль тяги (или наконечника) и неограниченный поворот относительно оси пальца. Качание пальца в поперечном направлении очень мало и ограничивается упором распорных втулок 7 и 9 в боковые стенки овального отверстия в корпусе 5 шарнира. Появление зазоров в шарнире по мере износа сферических поверхностей пальца и корпуса предупреждается постоянным поджатием пальца конической пружиной 3 через опорную пяту 4. Для повышения долговечности рабочие поверхности пальца, корпуса и пяты закалены до высокой твердости.

В процессе эксплуатации автомобиля следует периодически проверять свободный ход рулевого колеса, регулировать рулевой механизм, заменять и пополнять смазку в рулевом механизме и шарнирах рулевых тяг, а также подтягивать болты и гайки крепления рулевого механизма, маятникового рычага, сошки и рычагов рулевой трапеции.

Один раз в два — три года, а также при каждом снятии рулевого механизма для регулировки рекомендуется заменять в нем масло.

Емкость картера рулевого механизма 0,3 л. Для слива масла из картера на месте нужно вывернуть нижний болт 18 (см. рис. 137) передней крышки или ослабить все остальные болты ее крепления. Чтобы ускорить слив масла, надо вывернуть маслоналивную пробку 7; кроме того, масло стекает быстрее, пока оно теплое, и поэтому операцию замены масла необходимо выполнять непосредственно после поездки.

При эксплуатации автомобиля по асфальтовым дорогам через каждые 60-80 тыс. км пробега, но не реже, чем через два года, требуется добавлять смазку в шарниры рулевых тяг. При эксплуатации по прочим дорогам этот срок сокращается вдвое. Перед добавлением смазки в шарнир его торец следует очистить от грязи и протереть. Затем расшплинтовывают и вывертывают резьбовую пробку 2 (см. рис. 140). Удалив пружину 3 и опорную пяту, закладывают в корпус шарнира 2-3 см3 смазки ВНИИ НП-242 (с присадкой дисульфида молибдена) или ЦИАТИМ-201. После этого надо завернуть до упора резьбовую пробку 2, одновременно поджимая тягу (или наконечник) к головке рычага. При завертывании пробки смазка пройдет через образовавшийся зазор между сферой пальца и корпусом под уплотнитель. Снова вывернув пробку и поставив на место опорную пяту и пружину, завертывают ее до упора, а затем отвертывают на 1/2-1 оборот для крайних шарниров и 1-11/2 для средних и в этом положении зашплинтовывают.

Если при добавлении смазки будет обнаружено, что шаровой палец углублен более чем на 16 мм от плоскости нижнего торца корпуса, то шарнир следует заменить новым.

При эксплуатации автомобиля на грязных и пыльных дорогах полезно разобрать маятниковый рычаг, отвернуть гайку 12 и смазать палец и втулки графитной смазкой.

После пробега первых 12-12,5 тыс. км и далее через каждые 24- 25 тыс. км необходимо проверять затяжку болтов и гаек крепления картера рулевого механизма, рулевой сошки, рычагов рулевой трапеции, маятникового рычага и шарниров. Затяжку зашплинтованных гаек можно проверять, не удаляя шплинта: если гайка неподвижна при пробе ключом, то подтягивать ее не следует.

Вследствие износа рабочих поверхностей ролика, червяка и конических подшипников в рулевом механизме появляются зазоры, которые вредно отражаются на работе автомобиля и могут быть причиной повышенной вибрации передней части автомобиля, потери устойчивости и других вредных явлений.

Прежде всего образуется зазор в зацеплении ролика с червяком, затем наблюдается свободное перемещение червяка вместе с валом вдоль его оси. Значительное осевое перемещение червяка может иногда возникнуть вследствие прогиба передней крышки при сильном ударе передним колесом о препятствие. В этом случае крышку необходимо заменить.

Читайте так же:
Регулировка зажигания мопеда дельта ссср

Регулировать зазор в зацеплении ролика с червяком можно, не снимая рулевой механизм, а для устранения осевого перемещения червяка механизм нужно снять и разобрать. Поэтому перед регулировкой следует проверить осевое премещение червяка. Для этого между ступицей рулевого колеса и корпусом переключателя указателей поворота кладут палец и немного поворачивают рулевое колесо вправо и влево. При наличии зазора в подшипниках червяка будет ощущаться осевое. перемещение ступицы относительно корпуса указателей поворота.

Рекомендуется следующий порядок регулировки:

1. Отвернуть гайку 4 (см. рис. 137) регулировочного винта исдвинуть стопорную шайбу 2 со стопорного штифта 5.

2. Повернуть специальным ключом, имеющимся в комплекте водительского инструмента, регулировочный винт 3 по часовой стрелке.

Винт поворачивают на несколько вырезов в стопорной шайбе, проверяя после каждого поворота свободный ход рулевого колеса.

Регулировка считается законченной, когда свободный ход рулевого колеса (при неподвижных передних колесах) будет не более 15 мм. По окончании регулировки гайку 4 следует поставить на место и туго затянуть.

Правильность регулировки рулевого механизма следует обязательно проверить на ходу автомобиля. Если усилие на рулевом колесе заметно увеличилось, а самовозврат руля при выходе из поворота стал вялым, нужно отвернуть регулировочный винт на один — два выреза стопорной шайбы и проверить повторно свободное перемещение рулевого колеса и легкость управления автомобилем на ходу.

При необходимости полной регулировки рулевого механизма, возникающей в том случае, когда червяк имеет продольное перемещение в подшипниках, разъединив упругую муфту, соединяющую верхний и нижний валы, снять рулевой механизм с автомобиля и выполнить следующие операции:

1. Разобрать рулевой механизм, вынув вал сошки с роликом ирулевой вал с червяком, и промыть все детали керосином.

2. Установить в картер рулевого механизма рулевой вал с червяком и подшипниками.

3. Подбором необходимого количества прокладок 16 отрегулировать предварительный натяг роликоподшипников так, чтобы устранить осевое перемещение червяка. Рулевой вал должен поворачиваться моментом 4-8 кгс-см, что соответствует усилию 0,2-0,4 кгс на ободе рулевого колеса. Проверять усилие поворота рулевого колеса нужно после затяжки болтов передней крышки 17. Для ускорения подбора величины предварительного натяга рекомендуется из прежнего количества прокладок, установленных до разборки механизма, первоначально удалить толстую прокладку толщиной 0,25 мм (тонкие прокладки имеют толщину 0,12 мм).

4. Поставить на место вал сошки с роликом и верхнюю крышку.Вращая регулировочный винт 3 специальным ключом, отрегулировать зацепление ролика с червяком так, чтобы в среднем положениирулевого колеса зазора не было. В правильно отрегулированном рулевом механизме усилие на ободе для поворота рулевого колеса в среднем положении должно быть в пределах 0,8-1,2 кгс, что соответствует моменту 16-25 кгс-см.

5. Поставить стопорную шайбу 2 и туго затянуть колпачковуюгайку 4.

Если по каким-либо причинам снималось рулевое колесо, то его нужно ставить по сделанным ранее меткам на торцах вала и ступицы; в противном случае при движении автомобиля по прямой спица рулевого колеса будет стоять наклонно. Если этот недостаток пытаться исправить изменением длин боковых рулевых тяг, то будут нарушены углы поворота колес вправо и влево, что приведет к задеванию колес за брызговики или крылья.

Если метки на торцах вала и ступицы при разборке не были сделаны, то рулевое колесо нужно ставить в следующем порядке:

1. Установить рулевое колесо на шлицы вала в произвольномположении.

2. Повернуть рулевое колесо по часовой стрелке (вправо) до отказатак, чтобы упор ограничения поворота сошки уперся в лонжерон.

3. Точно подсчитать число оборотов рулевого колеса при повороте до отказа против часовой стрелки (влево), когда другой упор упрется в лонжерон.

4. Поделить пополам полученное число оборотов рулевого колесаи на это число оборотов повернуть его но часовой стрелке (вправо). Так, например, если число оборотов между двумя крайними положениями сошки получилось равным 41/2, то нужно повернуть колесо на 21/4 оборота.

5. Снять рулевое колесо со шлицев вала, установить его так, чтобы спица заняла горизонтальное положение, и закрепить гайкой. Гайку рулевого колеса нужно затягивать очень туго с приложением момента 8-10 кгс-м.

В процессе эксплуатации автомобиля могут возникнуть отдельные неисправности рулевого управления, способы устренения которых приведены ниже.

Неисправности рулевого управления

Неисправности рулевого управления, способы их обнаружения и устранения

Рулевое управление должно обеспечить надежное и легкое управление автомобилем на любых участках пути. При этом все детали рулевого управления должны быть зашплинтованы и смазаны, соединения системы гидроусилителя должны быть герметичны, а люфт рулевого колеса — в пределах нормы. Однако в пути, в рулевом управлении могут возникнуть неисправности, которые создают угрозу безопасности движения автомобиля, затрудняют его управление.
Основными неисправностями рулевого управления могут быть:
1. Увеличенный люфт рулевого колеса.
2. Заедание руля или тугое вращение.
3. Износ деталей рулевого управления.
4. Отказ в работе гидроусилителя руля.
Если автомобиль в движении плохо держит дорогу, трудно управляем, а на месте при большом повороте руля передние колеса не поворачиваются, значит, увеличен люфт рулевого колеса.
Причинами этой неисправности бывают:
а) ослабление креплений картера рулевого механизма, рулевой сошки, крышки нижнего подшипника червяка рулевого механизма, поворотных рычагов, подшипников передних колес;
б) износ шарниров рулевых тяг, роликовых подшипников червяка, подшипников ступиц передних колес, втулок, шкворней поворотных кулаков, циркулирующих шариков и шариковой гайки рулевого механизма с гидравлическим приводом, карданной передачи этого привода либо поломка амортизационных пружин наконечников тяг и увеличение зазора между роликом и червяком.
Заедание руля (тугое вращение) характеризуется трудным поворачиванием руля как на месте, так и при движении автомобиля.
Эта неисправность возникает, как правило, по следующим причинам:
а) чрезмерно затянуты или повреждены подшипники червяка;
б) заедает вал рулевой сошки или червяка, шкворней поворотных цапф, ролика с червяком в зацеплении;
в) неправильно отрегулирован рулевой механизм;
г) погнуты рулевые тяги;
д) на поверхностях ролика и червяка имеются задиры либо в картер механизма руля попадают посторонние предметы;
е) недостаточна смазка в картере рулевого механизма;
ж) отсутствует воздух в камерах передних колес.
Износ деталей рулевого управления возникает из-за несвоевременной и плохой смазки рулевого управления, движения на повышенных скоростях по плохим дорогам, частых поворотов колес, когда автомобиль стоит.
Неисправности гидроусилителя руля:
а) нет усиления при поворотах или оно недостаточное и неравномерное;
б) шум и стук при работе насоса.
Возможные причины: попадание воздуха в систему, неисправный силовой цилиндр и насос, заедание золотника клапана управления, ослабление ремней привода насоса, ненормальный уровень масла в бачке насоса, повышенный износ либо заедание деталей насоса.
Чтобы проверить величину люфта руля, лучше всего пользоваться люфтомером. Как это делается? Управляемые колеса установить в положение, соответствующее движению по прямой, люфтомер закрепить на кожухе колонки, а его стрелку на ободе. Руль поворачивать влево (выбирая свободный ход) до начала увеличения сопротивления дальнейшему поворачиванию и в этом положении установить «нуль» шкалы против стрелки. После этого руль поворачивать вправо на величину свободного хода. Шкала люфтомера покажет величину свободного хода рулевого колеса.

Читайте так же:
Лазерные стенды регулировки развала

Величины люфтов рулевого колеса

Допустимый люфт рулевого колеса, в градусах

Допустимый люфт рулевого колеса при измерении на ободе, в мм

ЗИЛ-150, ЗИЛ-164, ЗИЛ-157


Регулировка шарнирных соединений продольной рулевой тяги:
1 — пробка; 2 — отверстие для шплинта, 3 — отвертка
Для этого нужно:
1. Поднять переднюю ось автомобиля.
2. Установить управляемые колеса в положение, соответствующее движению по прямой.
3. Повернуть руль влево на один оборот и закрепить его, привязав за спицу к левой стойке ветрового окна.
4. Взять рукой колонку так, чтобы большой палец слегка касался ступицы рулевого колеса.
Если при сильном раскачивании управляемых колес в обе стороны большой палец будет ощущать осевое перемещение ступицы рулевого колеса, то это свидетельствует об увеличении люфта в подшипниках червяка.
Обнаружить осевой зазор в подшипниках червякам новых автомобилях «ГАЗ» рекомендуется так. Отсоединить продольную рулевую тягу от сошки (при необходимости откинуть кабину и отсоединить вилку нижнего шарнира вала руля от вала червяка) и, покачивая сошку рукой, следить, нет ли осевого перемещения вала червяка относительно верхней крышки картера руля. Наличие осевого перемещения вала червяка свидетельствует о необходимости регулировки подшипников. Увеличенный люфт в подшипниках червяка устраняется регулировкой с помощью регулировочных прокладок, устанавливаемых под нижней крышкой картера рулевого механизма (автомобили «Волга», ГА3-53А, ГАЗ-66), или вращением регулировочной гайки, расположенной в передней части картера механизма рулевого управления (автомобиль «Москвич»).
Если при проверке окажется, что нет необходимости регулировать подшипники червяка или после регулировки подшипников червяка все же сохраняется недопустимый люфт рулевого колеса, проверьте и. при необходимости отрегулируйте зацепление ролика с червяком.
Проверку осуществляют так. Руль поставьте в положение, соответствующее движению автомобиля по прямой и разъедините сошку с продольной тягой. Покачивая сошку рукой (в плоскости ее вращения) определите люфт на ее конце, который не должен превышать 0, 2—0, 3 мм. Если величина перемещения конца сошки больше, значит, необходимо произвести регулировку зацепления ролика с червяком с последующей проверкой. Эта регулировка осуществляется винтом на боковой крышке картера рулевого механизма (автомобиля «ЗИЛ» прокладками), при ввертывании которого в картер рулевого механизма происходит продольное перемещение вала сошки с роликом к червяку, и зазор между ними уменьшается.
Если возникло заедание руля, то прежде всего проверьте давление воздуха в передних колесах и смазку в картере рулевого механизма. При необходимости следует шины накачать и заправить картер маслом. Внешним осмотром проверить, нет ли погнутости рулевых тяг, если есть — выправить. Убедиться в правильности регулировок рулевого механизма.
Если при этом не удается устранить заедание, то разберите рулевой механизм и замените изношенные либо поломанные детали.
В случае возникновения недостаточного или неравномерного усилия руля при поворотах необходимо сначала проверить: натяжение ремней привода насоса (если нужно отрегулировать), уровень масла и его качество в бачке насоса. Если уровень масла недостаточный, следует долить масло. Затем тщательно проверить герметичность соединений системы гидроусилителя, убедиться, нет ли повреждений и заеданий деталей, ослабления креплений. Обнаруженный воздух в системе (пена в бачке) удаляется прокачкой, ослабленные крепления подтягиваются, заедания устраняются. Если при этом не удается восстановить нормальную работу гидроусилителя руля, то необходимо разобрать насос, прочистить и промыть его детали, проверить их на исправность и при сильном износе или поломках заменить неисправные детали.
Напомним, что разбирать и проверять насос необходимо и в случае отсутствия полного усиления на различных оборотах двигателя, которое возникает вероятнее всего при отвертывании седла предохранительного клапана насоса либо при заедании перепускного клапана.
Повышенный шум при работе насоса можно попытаться устранить доливкой масла, подтяжкой ремней привода насоса, промывкой фильтра (точностью установки его) и удалением воздуха из системы. Если это не дает результатов, то необходимо разобрать и проверить детали насоса.
При возникновении сильного стука в передней части насоса необходимо заменить шариковый подшипник вала насоса. Если в пути усилитель отказал в работе, то для дальнейшего продолжения движения рекомендуется отключить насос, сняв приводные ремни, слить масло из системы гидроусилителя для уменьшения усиления на рулевом колесе и снять силовой цилиндр, если он поврежден. В этом случае можно пользоваться рулевым механизмом только кратковременно, во избежание поломок и преждевременного износа деталей рулевого управления. Возвратись в гараж, надо восстановить работу гидроусилителя.

Читайте так же:
Регулировка топливного насоса высокого давления д 240

Диагностика и ремонт системы рулевого управления

Рулевое управление состоит из рулевой колонки с рулевым колесом, рулевого привода и рулевых тяг.

В целях обеспечения безопасности движения автомобиля необходимо проверять состояние рулевого управления при технических осмотрах всех видов.

Под действием ударных нагрузок, трения и других факторов техническое состояние элементов рулевого управления изменяется. Появляются люфты в сочленениях, способствующие повышенному изнашиванию деталей. Изнашивание или неправильные затяжки и регулировки приводят к увеличению силы трения в рулевом управлении, что влияет на управляемость автомобиля и безопасность движения.

Основные неисправности рулевого управления и их причины

При тугом вращении рулевого колеса основными причинами могут быть:

  • – деформация деталей рулевого привода;
  • – неправильная установка углов передних колес,
  • – низкое давление в шинах передних колес;
  • – отсутствие масла в картере рулевого механизма;
  • – повреждение деталей шаровых шарниров, подшипника верхней стойки опоры;
  • – повреждение деталей телескопической стойки подвески.

А для механизмов червячного типа:

  • – перетяжка регулировочной гайки оси маятникового рычага;
  • – нарушение зазора в зацеплении ролика с червяком.

Основными причинами увеличенного холостого хода могут быть:

  • – ослабление болтов рулевого механизма (для рулевых механизмов червячного типа), гаек шаровых пальцев рулевых тяг,
  • – увеличение зазоров в шаровых шарнирах, подшипниках ступиц передних колес.

Проверка рулевого управления

Проверку технического состояния рулевого управления производят по суммарной величине люфта и усилию, необходимому для поворота рулевого колеса. Общая величина люфтов рулевого колеса складывается из величины люфтов в подшипниках ступиц передних колес и соединениях шарнирных тяг, шкворневых тяг, элементов и рычагов рулевого управления.

Один раз в год необходимо проверять состояние рулевых тяг, их наконечников, шарниров и защитных колпачков. В проверке нуждаются все защитные чехлы рулевого механизма. Если под колпачки и чехлы проникает вода, пыль и грязь, то шаровые шарниры тяг быстро изнашиваются. Неисправность колпачка или чехла обнаруживают по утечке смазки из шарового шарнира.

Особенности технического обслуживания рулевого управления с гидроусилителем

Механизм рулевого управления с гидроусилителем отличается высокой надежностью и не требует особого технического обслуживания. Даже при отказе насоса гидравлического усилителя можно продолжать движение.

Первой причиной отказа гидравлического усилителя чаще всего является обрыв приводного ремня насоса. Признаком слабого натяжения ремня является появление отдачи (обратного толчка) на рулевом колесе. Обычно это заметнее всего при трогании автомобиля с места, когда колеса повернуты до отказа.

Рабочая жидкость является одновременно и смазочным материалом, поэтому очень важно, чтобы ее уровень не опускался ниже установленного уровня, иначе насос может выйти из строя.

При наличии гидравлического усилителя – сервосистемы необходимо периодически проверять уровень масла, он должен быть по верхней отметке. Если нужно долить масло, то эту процедуру необходимо производить медленно, так, чтобы не образовывались пузырьки воздуха.

Также периодически нужно проверять шланги на наличие утечек, истираний, ослабление креплений.

Проверка происходит следующим образом:

  1. Перед проверкой гидросистемы проверяется натяжение приводного ремня насоса, проверяется техническое состояние шкива и измеряется давление воздуха в шинах.
  2. Между насосом и приводом подключается манометр для прокачки системы и полного удаления воздуха.
  3. Двигатель запускается, температура рабочей жидкости доводится до 65–80 градусов.
  4. Рулевое колесо нужно поворачивать вправо и влево до упора при работающем двигателе с частотой вращения коленчатого вала 1000 об/мин, при этом насос гидроусилителя создает давление 79–85 кгс/см 2 . В течение всей процедуры кран должен быть открыт во избежание повышения температуры.

Если при закрытом кране давление низкое, то это говорит о неисправности насоса, если высокое – то неисправен предохранительный клапан насоса.

После проверки гидросистемы манометр подлежит отсоединению. При необходимости доливается рабочая жидкость и удаляется воздух из системы.

Стандартные неисправности рулевого управления с гидроусилителем:

  • – повышенный шум при работе рулевого управления по причине разрегулировки рулевого механизма или неисправности насоса;
  • – затрудненное управление автомобилем , возникающее из–за неполадок гидроусилителя – ослабления ремня или низкого уровня жидкости в бачке, из–за неисправности насоса или его клапана;
  • – большой люфт, получающийся в случае изношенности главного и промежуточного валов рулевой колонки, повреждения рулевого механизма или его разрегулировки.

Особенностью работы по ремонту и техническому обслуживанию гидроусилителя является постоянный контроль за попаданием воздуха в систему, который может ее разрушить.

РаботыКитайские брендыМультибрендВАЗ
диагностика рулевого управленияот 315-00от 270-00от 180-00

*Данная информация не является офертой, определяемой положениями статей 435, 437 Гражданского Кодекса РФ

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию