Personalcam.ru

Авто Аксессуары
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Обслуживание рулевого управления

Обслуживание рулевого управления

Установите передние колеса автомобиля в положение для прямолинейного движения и пустите двигатель. Поверните рулевое колесо на величину свободного хода в левую сторону, не нарушая положения управляемых колес.

Установите люфтомер (рис. 1) так, чтобы его стрелка находилась против нуля. Поверните рулевое колесо на величину свободного хода в правую сторону, не нарушая положение управляемых колес, и по шкале люфтомера определите угловую величину свободного хода рулевого колеса, которая не должна превышать 12°.

Если свободный ход окажется больше допустимого, необходимо определить, за счет какого соединения он увеличился. Для этого надо проверить:
-состояние рулевых тяг. При обнаружении зазоров в шарнирах тяг замените их новыми или отремонтированными;
-затяжку болтов крепления рулевого механизма и рулевой сошки;
зазоры в шарнирах карданного вала рулевого управления, для этого покачайте вал рукой в радиальных направлениях. Если имеются зазоры в шарнирах или шлицевом соединении, изношенные детали замените;
-регулировку подшипников ступиц колес и состояние шкворневого соединения.

Убедившись в удовлетворительном состоянии перечисленных узлов, проверьте регулировку рулевого механизма. Смажьте через пресс-масленки литолом-24 с помощью шприц-пресса шарниры продольной и поперечной тяг, гидроусилителя рулевого управления (рис. 2).

СМЕНА МАСЛА В ГИДРОУСИЛИТЕЛЕ РУЛЕВОГО УПРАВЛЕНИЯ

Прогрейте двигатель, температура масла в гидросистеме рулевого управления должна быть не менее 20 °С. Поднимите домкратом передний мост. Поверните управляемые колеса влево до упора. Отсоедините шланги гидравлического усилителя: передний от штуцера на раме, задний — от штуцера гидравлического усилителя.
Снимите крышку 2 (рис. 3), фильтр 1 и промойте его. Слейте масло из гидравлического усилителя рулевого управления, для чего поверните управляемые колеса вправо до упора.
После того как масло стечет из бачка насоса, опустите запасное колесо для слива масла из штоковой полости гидравлического подъемника.

Подсоедините шланги гидравлического усилителя к штуцеру на раме и к штуцеру гидравлического усилителя. Удалите остатки масла из бачка насоса, установите сетчатый фильтр и крышку бачка на место.

Залейте в бачок 1,5 л чистого масла Р и пустите двигатель. На режиме холостого хода поверните два-три раза колеса в обе стороны до упора и установите их в крайнее левое положение. Долейте в бачок масло до верхней метки мерной линейки, поднимите и опустите несколько раз запасное колесо. Снова слейте масло из системы и залейте в бачок 1,5 л чистого масла.

Читайте так же:
Регулировка схождения колес при помощи линейки

Пустите двигатель, на режиме холостого хода удалите воздух из гидросистемы, вращая рулевое колесо до упора в обе стороны до прекращения выделения пузырьков воздуха в бачке.

Два-три раза поднимите запасное колесо. Проверьте уровень масла, доведите его до нормы и установите пробку заливной горловины в крышке бачка на место.

Устройство автомобилей

червячный рулевой механизм

Рулевой механизм, использующий червячную передачу, раньше других конструкций нашел применение в рулевом управлении автомобилей. Причиной этого явились такие положительные свойства червячной передачи, как большое передаточное число, самоторможение и относительная простота конструкции.
Высокое передаточное число благотворно сказывается на способности рулевого механизма без применения каких-либо усилителей значительно повышать момент, приложенный руками водителя к рулевому колесу.
Самоторможение, свойственное червячным передачам, позволяет значительно уменьшить влияние толчков и ударов со стороны дороги на смещение элементов конструкции рулевого управления и удерживать рулевое колесо в исходном положении.

Однако, такая конструкция рулевого механизма не лишена и определенных недостатков, основной из которых является низкий КПД червячной передачи, отнимающей значительную долю приложенной к рулевому колесу энергии на преодоление сил трения между деталями.
Кроме того, в червячных передачах, благодаря особенности конструкции, присутствуют повышенные зазоры, которые, в совокупности с зазорами в приводе, негативно сказываются на чувствительности рулевого управления.
Высокое передаточное число, помогая водителю легко справиться с управлением автомобиля, с другой стороны заставляет его больше работать руками, поскольку требует значительных перемещений (вращения) рулевого колеса для обеспечения даже незначительного маневра автомобилем.

Снижения сил трения в червячной паре в значительной степени удается добиться, используя передачу типа "червяк-ролик", в которой трение скольжения подменяется трением качения. Рулевой механизм такой конструкции применяется на многих грузовых и легковых автомобилях отечественного производства, выпускаемых Горьковским, Ульяновским и Волжским автозаводами.

В настоящее время червячные рулевые механизмы утратили былую популярность, и на многих автомобилях уступили место более простым и удобным в использовании реечным механизмам, устанавливаемым в рулевом управлении современных переднеприводных легковых автомобилей и небольших грузовиков с независимой подвеской. Тем не менее, в рулевых механизмах многих грузовых автомобилей небольшой грузоподъемности, автобусов, внедорожных автомобилей, а также для заднеприводных легковых автомобилей червячные передачи пока достойной альтернативы не имеют.

Червячные рулевые механизмы, применяемые на легковых, грузовых автомобилях и автобусах, различаются формой червяка и конструкцией сопрягаемого с червяком ведомого элемента — "червяк-сектор", "червяк-кривошип" или, получивший наиболее широкое применение, — механизм "червяк-ролик".

Читайте так же:
Рулевая колонка мтз 80 устройство и регулировка

Конструкцию червячного рулевого механизма с передачей "червяк-ролик" рассмотрим на примере его применения в рулевом управлении автомобиля ГАЗ-66-11 ( рис. 1 ).

Рулевой механизм автомобиля "ГАЗ-66"

Рулевой механизм автомобиля "ГАЗ-66-11" состоит из картера 1 ( рис. 1 ), внутри которого находится червяк 6, входящий в зацепление с трехгребневым роликом 2. Червяк запрессован на пустотелый вал 7 и установлен в картере на двух конических подшипниках 5 и 8.

конструкция червячно-роликового рулевого механизма

Между нижней крышкой 4 и картером рулевого управления установлено несколько тонких бумажных прокладок 3 для регулировки подшипников червяка.

Ролик установлен на оси 10 на подшипниках 11 в щечках головки вала сошки. Вал сошки вращается на двух подшипниках 17 и 18. В месте выхода вала сошки установлена уплотнительная манжета 15.
На шлицованную часть вала насажена сошка 16. Правильность установки сошки достигается наличием на ней четырех сдвоенных шлицов.

Зацепление червяка с роликом регулируют с помощью винта 12, который ввернут в боковую крышку картера. Винт фиксируется с помощью стопорной шайбы 19, штифта 13 и гайки 20.

Вал червяка с помощью шпонки 9 соединен с нижней вилкой рулевого вала. Вал рулевого механизма состоит из верхнего рулевого вала и промежуточного вала, соединенных между собой и с редуктором рулевого механизма с помощью карданных шарниров.
На конце рулевого вала установлена ступица рулевого колеса.

Рулевой механизм автомобиля "Урал"

Разновидностью червячного рулевого механизма является червячно-спироидный рулевой механизм с боковым сектором, который применяется на автомобиле "Урал-4320" ( рис. 2 ).
Рулевая пара состоит из двухходового цилиндрического червяка 2 и бокового сектора 3 со спиральными коническими зубьями. Червяк закреплен на валу 4, который вращается на подшипниках 1, допускающих небольшое осевое перемещение.
Сектор 3 выполнен заодно с валом 6, на шлицах которого устанавливается сошка 5.

конструкция червячного рулевого механизма автомобилей

Углы спиралей червяка конического сектора равные. При трапециевидном профиле поперечного сечения витков червяка и зубьев сектора они соприкасаются по линии, поэтому зубья воспринимают передаваемую нагрузку по всей осевой длине. Это снижает нагрузку на зубья, уменьшает контактные напряжения и повышает износостойкость передачи.
Вал сошки 6 устанавливается с большой точностью на удлиненных игольчатых подшипниках 7.

Прогиб червяка ограничивается специальным упором 8, установленным в картере рулевого механизма. Аналогичный упор 9 ограничивает прогиб сектора с противоположной стороны. Закрепление червяка с сектором регулируют подбором толщины бронзовой шайбы 10, расположенной между крышкой картера и сектором.
Зазор в зацеплении увеличивается при повороте червяка в обе стороны от среднего положения с целью исключения заклинивания рулевого механизма в крайних положениях.

Читайте так же:
Станок для регулировки фар

Проверка и регулировка ГУРа КАМАЗ

Проверка и регулировка люфта ГУРа КАМАЗа обязательно осуществляется тогда, когда мотор находится в выключенном состоянии. Рулевая тяга также должна быть отключенной. Действия, совершаемые в ходе этого процесса:

  • проверяется колёсная балансировка, уровень воздушного давления внутри колёс;
  • осматриваются рулевые тяги, подшипники колёс, проверяются амортизаторы;
  • проверяется содержание масла внутри насосного резервуара — недопустимо наличие воздуха, также не допускаются утечки масла и осадок.

Схема работы рулевого управления Камаз

Как проверить ГУР КАМАЗа

Сначала требуется обязательно оценить состояние колёсной балансировки, воздушное давление внутри покрышек, регулирование колёсных подшипников, функционирование амортизаторов.

Обязательно проверяется содержание масла внутри насосного бачка. Нужно удостовериться насчёт того, что внутри отсутствуют воздух и грязь. Также проверяется отсутствие масляной утечки.

Схема гура Камаз

Усилие рулевого колеса измеряется динамометром, прикрепляющимся к колёсному ободу в трёх вариантах относительно позиции последнего:

  1. Когда рулевое колесо повёрнуто в большей степени, нежели на два оборота, по сравнению со средним положением, усилие на нём должно составить от 5,9 до 15,7 ньютона. В этой ситуации зацепление с шарико-винтовой парой располагается в такой позиции, которая приближена к крайней, с почти полным исключением трения, и определяемой в основном через момент трения подшипников для упора и уплотнений ГУРа величиной усилия. Когда усилие колёсного обода не совпадает с заданной величиной, это даёт основания констатировать неправильную (слишком сильную или слишком слабую) затяжку винтовых подшипников или указывает на повреждение шариковой гайки. При недостаточности затяжки происходит ухудшение курсовой стойкости авто, а в случае чрезмерной затяжки, кроме повреждения шариковой гайки, заклинивает механизм руля.
  2. Когда означенное колесо является повёрнутым на три четверти оборота по сравнению со средним положением, усилие должно не превысить 22,6 и быть не ниже 19,6 ньютона. В этой позиции имеет место трение, происходящее в шарико-винтовой паре и вызываемое предварительным натягом. В случае, когда усилие отклоняется от вышеуказанных цифр, можно констатировать повреждение этой пары.
  3. Когда данное колесо расположено в средней позиции, усилие на нём должно на 3,9-5,9 ньютона превышать то усилие, которое получается в случае замера во 2-й вышеописанной позиции, однако также должно не превысить 21,8 ньютона. В такой ситуации проверяют регулирование зацепления ГУРа. Когда усилие недостаточное по сравнению с вышеуказанной величиной, зазор в зацеплении превышает допустимый уровень, а когда оно превышает эту величину, это говорит о чрезмерной затянутости сцепления, что приводит, в числе многих причин, к неудовлетворительному самостоятельному возвращению колёс в среднюю позицию. Когда усилия в вышеперечисленных позициях не отвечают описанным значениям, следует отрегулировать гидроусилитель.
Читайте так же:
Снегоход динго 150 регулировка клапанов

Регулировка давления в ГУРе КАМАЗа

Необходимо начинать эту операцию определением усилия в 3-й из вышеописанных позиций. Используя регулировочный винт, требуется привести усилие в норму. Во время вращения данного винта в направлении по часовой стрелке происходит увеличение усилия и наоборот.

Чтобы регулировать усилие в 1-й позиции, требуется частично разобрать рулевой механизм для подтягивания либо ослабления гайки, используемой для крепления подшипников. Чтобы устранить факторы, вызывающие несоответствие усилия норме, во 2-й позиции, необходимо полностью разобрать ГУР.

Схема регулировки давления ГУРа Камаз

Проверяя давление в ГУРе на участке напорной магистрали, расположенном между механизмом руля и насосом, следует пользоваться приспособлением, которое включает манометр, шкала которого достигает 9810 кПа, а также вентилем, который прекращает поступление масла к ГУРу.

Проверяя давление, нужно открыть вентиль, затем повернуть колесо руля в упорное положение и приложить к нему минимум 98,1 ньютона. Масляное давление в случае, когда коленвал вращается с частотой 600 оборотов в минуту, должно составлять минимум 7355 кПа.

Когда масляное давление менее 7355 кПа, следует не спеша завернуть вентиль, прослеживая уровень повышения давления с помощью манометра. Когда насос в исправном состоянии, оно должно увеличиваться и составить минимум 8336 кПа.

Joomla Сайт

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Главная Лекции Автомобильная подготовка Глава 11. Рулевое управление — Техническое обслуживание рулевого управления УАЗ-3151

Глава 11. Рулевое управление — Техническое обслуживание рулевого управления УАЗ-3151

Article Index
Глава 11. Рулевое управление
Рулевой механизм
Рулевой привод
Техническое обслуживание рулевого управления УАЗ-3151
Рулевое управление КамАЗ-43114
Рулевая колонка
Рулевой механизм КамАЗ-43114
Рулевой привод
Рулевой усилитель
Работа рулевого управления автомобиля КамАЗ-43114
Техническое обслуживание рулевого управления автомобиля КамАЗ-43114
Рулевая колонка
Рулевой привод
Рулевой усилитель
Работа рулевого управления автомобиля Урал-4320-31
Возможные неисправности рулевого управления и способы их устранения
Читайте так же:
Регулировка клапанов на рексе

Техническое обслуживание рулевого управления УАЗ-3151

Обслуживание рулевого управления заключается в периодической проверке крепления рулевого механизма, пальцев тяг, сошки и рычага поворотного кулака, проверке и регулировке свободного хода рулевого колеса, смазывании шарниров рулевых тяг, проверке уровня масла в картере рулевого механизма.

При ТО-1 необходимо выполнить следующие операции:

проверить: свободный ход рулевого колеса, зазоры в шарнирах тяг, шплинтовку гаек шаровых пальцев, затяжку стопорных гаек наконечников тяг и гайки крепления сошки, крепление рычага поворотного кулака.

Добавить смазку в шаровые шарниры тяг, до выхода свежей смазки через верхние сферические шайбы. При появлении зазоров в наконечниках тяг завернуть заглушку наконечника до упора, а затем отвернуть ее на 1/3-1/2 оборота и в этом положении закернить.

При ТО-2 дополнительно проверить состояние рулевой колонки. При наличии скрипа произвести смазывание подшипника вала.

Для проверки состояния рулевого механизма необходимо выставить колеса для движения по прямой и покачивая рулевое колесо влево, вправо оценить величину свободного хода рулевого колеса, который должен быть в пределах 10°, что соответствует 40 мм при измерении на ободе колеса.

При несоответствии свободного хода рулевого колеса указанным величинам необходимо в первую очередь проверить крепление рулевого механизма к лонжерону рамы, убедиться в отсутствии люфтов в рулевом приводе, затем приступить к оценке состояния рулевого механизма.

Проверить осевое перемещение червяка, охватив одной рукой трубу рулевой колонки так, чтобы большой палец касался торца ступицы рулевого колеса. Поворачивая рулевое колесо в обе стороны оценить осевое перемещение червяка большим пальцем руки. При его наличии снять рулевой механизм и передать в ремонтное подразделение для регулировки.

Если осевого перемещения червяка нет, то регулировку рулевого механизма можно выполнить без снятия в следующей последовательности:

— установить рулевое колесо для движения по прямой;

— отсоединить рулевую тягу от сошки, отвернуть колпачковую гайку регулировочного устройства и снять стопорную шайбу;

— поворотом регулировочного винта по часовой стрелке устранить зазор в зацеплении, проверить его отсутствие покачиванием сошки, после чего зафиксировать регулировочный винт спорной шайбой и колпачковой гайкой;

— проверить динамометром усилие при вращении рулевого колеса от среднего положения, которое должно быть 9…14 Н, установить снятую тягу.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector