Personalcam.ru

Авто Аксессуары
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Рулевое управление трактора МТЗ-82

Рулевое управление трактора МТЗ-82

Техническое обслуживание привода рулевого механизма заключается в периодической проверке затяжки резьбовых соединений.

Для обеспечения минимального уровня вибрации на рулевом колесе производите регулировку рулевой колонки МТЗ-82 следующим образом:

— снимите крышку 5 (рис. 61);

— ослабьте зажим 4 и снимите рулевое колесо 6;

— ослабьте контргайку 3;

— завинтите гайку 2 до соприкосновения со втулкой 1 так, чтобы были выбраны зазоры в соединениях;

— отвинтите гайку 2 на 1,5 оборота и законтрите контргайкой 3.

— установите рулевое колесо 6, отрегулировав его положение по высоте.

Промывка сливного масляного фильтра ГУР МТЗ-82 Беларус

Для промывки масляного фильтра выполните следующее (рис.62):

— отсоедините маслопроводы 7, 13 и 15, отвинтите болты 5 крепления крышки 6 к корпусу, при помощи двух демонтажных болтов снимите крышку;

— вывинтите редукционный клапан 11 и снимите сливной фильтр 9;

— промойте фильтр в моющем растворе;

— подтяните гайку 8 поворотного вала;

— установите фильтр и проделайте операции в последовательности, обратной разборке;

— одновременно отрегулируйте осевой люфт рулевого вала, для чего: ослабьте контргайку 1 и завинтите регулировочный болт 2 до упора в торец вала, затем отвинтите на 1/8-1/10 оборота и законтрите контргайкой 1.

Заливка, проверка уровня и замена масла

Проверку уровня, доливку масла производите согласно рекомендациям карты смазки.

Категорически запрещается работа трактора Беларус МТЗ-82, если уровень масла ниже нижней риски на масломере 4 (рис. 62). При замене масла промойте заливной фильтр.

После замены масла запустите дизель и несколько раз поверните от упора до упора рулевое колесо, снова проверьте уровень масла и при необходимости долейте до верхней метки масломера.

Регулировка управления блокировкой дифференциала заднего моста (тракторы МТЗ-82 с ГУР)

Для нормальной работы управления блокировкой дифференциала правильно отрегулируйте взаимное положение рукоятки 4 (рис. 51) и крана 1 датчика блокировки, для чего:

— свободный конец троса 2 закрепите в фиксаторе винтом 3, при этом конец троса должен выступать за фиксатор на 5-10 мм, не более;

— установите рукоятку 4 в положение I (см. поз. 3 на рис. За). Натяните трос до начала поворота крана и зафиксируйте муфту винтами 3;

— второй фиксатор подведите к муфте вплотную и закрепите его винтом.

Для проверки правильности регулировки установите рукоятку в положение II, при этом риска на кране 1 должна совпадать с риской «вкл.» на крышке датчика блокировки. Рукоятка и кран должны возвращаться в положение I из положений II и III под действием пружины.

Неисправности рулевого управления МТЗ-82 Беларус

Рулевое управление МТЗ-82 с ГУР

«Тяжелое» рулевое управление

Пенообразование масла в системе усилителя из-за:

— недостаточного количества масла в корпусе усилителя — Проверьте уровень масла, при необходимости долейте до требуемого уровня.

— проникновения воздуха в систему — Проверьте всасывающую магистраль и устраните негерметичность.

Нарушена регулировка предохранительного клапана — Отрегулируйте клапан.

Повышенная утечка масла в насосе — Замените насос.

Заедание в зацеплении «червяк-сектор» — Отрегулируйте зацепление.

Повышенная вибрация рулевого колеса — Отрегулируйте.

Повышенная неустойчивость передних колес

Ослаблена затяжка гайки червяка — Отрегулируйте гайку.

Повышенный люфт в конических подшипниках передних колес или в шарнирах рулевых тяг, нарушена сходимость передних колес — Отрегулируйте.

Ослаблена затяжка гаек крепления сошки сектора или поворотных рычагов — Затяните гайки.

Увеличенное осевое перемещение поворотного вала — Отрегулируйте.

Увеличенный свободный ход рулевого колеса (более 25°)

Увеличен зазор в зацеплении «червяк-сектор» — Отрегулируйте зазор.

Повышенный люфт в карданных соединениях привода рулевого колеса — Замените изношенные детали.

Ослаблена затяжка гайки червяка — Отрегулируйте.

Гидрообъемное рулевое управление МТЗ-82 (ГОРУ)

Повышенное усилие на рулевом колесе

Недостаточное давление масла в гидросистеме ГОРУ. Неисправен питающий насос — Направьте в ремонт или замените насос.

Недостаточное количество масла в маслобаке — Долейте масло.

Подклинивание шлицевого хвостовика кардана рулевой колонки в приводном валу насоса-дозатора — Определите места подклинивания и устраните.

Повышенное трение между механическими деталями рулевой колонки или редуктора ПВМ — Устраните.

Отсутствие упора при вращении рулевого колеса

Недостаточное количество масла в баке — Долейте и прокачайте систему.

Изношены уплотнения цилиндра поворота — Замените.

Самопроизвольное вращение рулевого колеса при снятии с него воздействия оператора

Невозвращение золотника насоса-дозатора в «нейтраль».

— подклинивание шлицевого хвостовика кардана рулевой колонки в приводном валу насоса-дозатора — Определите место подклинивания и устраните.

— повышенное трение между механическими деталями рулевой колонки — Устраните.

Несоответствие поворота направляющих колес направлению вращения рулевого колеса

Неправильное подсоединение цилиндровых выводов насоса-дозатора к цилиндру поворота — Измените подсоединение.

Параметры регулировки рулевого управления МТЗ-82

Сходимость передних колес, мм — 0-8

Свободный ход рулевого колеса при работающем дизеле, не более, град — 25

Давление масла в гидроусилителе руля, ограничиваемое предохранительным клапаном, кгс/см2 (МПа) — 90 ± 5 (9,0 ± 0,5) 100 ±5 (10 ±0,5) для МТЗ-82Р

Зазор между упором и торцом рейки гидроусилителя (регулируется прокладками), мм — 0,1 -0,3

Осевой зазор в подшипниках направляющих колес, мм — 0,08 — 0,2

— гаек крепления задних колес, КГС/М (Нм) — 56-62 (560-620)

— сферической гайки червяка гидроусилителя (для шплинтовки допускается после затяжки отвернуть гайку на 1/12-1/10 оборота) — 2(20)

— гайки крепления сошки гидроусилителя руля — 28 — 32 (280 — 320)

— стяжных болтов крепления крышки и корпуса гидроцилиндра ГУР — 6(60)

— гаек передних колес — 20-25 (200-250)

— гаек крепления дисков к ободьям передних колес — 18-24 (180-240)

Регулировки, техническое обслуживание и ремонт тракторов

Регулировка гидроусилителя рулевого управления МТЗ-82, 80

Проверяют зацепление червяк-сектор и сектор-рейка, затяжку гайки червяка, осевой ход поворотного вала, предохранительный клапан, а также управление краном блокировки дифференциала.

Зацепление "червяк-сектор" и затяжку гайки червяка ГУР МТЗ-80, 82 регулируют в следующей последовательности:

— Поддомкрачивают трактор, чтобы передние колеса не касались грунта.
— Затем ослабляют затяжку регулировочного болта 5, вводят в паз втулки 6 ключ и поворачивают ее по ходу часовой стрелки до упора зубьев червяка и сектора (при этом сошка 18 должна находиться в среднем положении).

— Втулку поворачивают против хода часовой стрелки так, чтобы по наружному диаметру она провернулась на 10-12 мм. Затягивают болт 5.

— Запускают двигатель и проверяют отсутствие заеданий в зацеплении "червяк-сектор" при повороте рулевого колеса в обе стороны до упора.
— Если при этом имеют место заедания, то нужно увеличить зазор в зацеплении, отпустив болт 5 и повернув втулку 6 дополнительно по ходу часовой стрелки. Усилие на рулевом колесе не должно превышать 30-40 Н.

Читайте так же:
Лачетти замена регулировка кулисы

Регулировка затяжки сферической гайки 30 червяка ГУР заключается в правильной затяжке упорных шариковых подшипников 28 для обеспечения нормального поджатая кольцами подшипников торцов золотника 31.
От правильных регулировок во многом зависит исправная работа гидроусилителя руля МТЗ-80, 82.

Чрезмерная затяжка гайки 30 может вызвать перекос золотника и увеличение усилия поворота.

Зазоры между подшипниками и золотником приводят к увеличению свободного хода рулевого колеса, а также к колебаниям колес, так как в этих условиях золотник может произвольно перемещаться, изменяя соответственно направление потока масла в одну или другую полость цилиндра поршня.
Перед затяжкой гайки 30 отворачивают четыре болта крепления распределителя, снимают крышку 29. Крепят распределитель двумя диаметрально расположенными болтами к корпусу гидроусилителя, подложив под головки болтов набор шайб (или гайку), толщина (или высота) которых равна толщине фланца крышки 29.

Затягивают, предварительно расшплинтовав, гайку моментом силы 20 Нм. При этом кольца подшипника 28 должны быть плотно прижаты к торцам золотника 31.
Затем отворачивают гайку на 1/10-1/12 оборота, чтобы совместить прорезь гайки под шплинт и отверстие в червяке, и шплинтуют гайку.

Выворачивают два болта, ввернутые в корпус, устанавливают на место крышку 29 и закрепляют распределитель. Зацепление "сектор-рейка" ГУР МТЗ-82, 80 регулируют прокладками 24 под фланцем упора 23 рейки.

При этом зазор между упором и рейкой 9 должен быть 0,1-0,3 мм. Проверяя этот зазор, нужно поджимать рейку 9 к сектору 7.

Осевой ход поворотного вала трактора регулируют в следующей последовательности:

— Ослабляют затяжку контргайки и вворачивают регулировочный винт 10 до упора в торец вала. Затем выворачивают болт 10 па 1/8-1/10 оборота и контрят его гайкой.
— Предохранительный клапан проверяют следующим образом. В нагнетательную магистраль или в клапанную крышку вместо пробки 1 подсоединяют манометр со шкалой деления от 0 до 10 МПа.

— Запускают двигатель и поворачивают рулевое колесо из одного крайнего положения в другое. При максимальной частоте вращения коленчатого вала дизеля, доводят температуру масла в гидросистеме до 50±5°С. При этом давление должно достигать 8,8 МПа.
Если показания манометра меньше, повышают давление до требуемых значений, медленно вворачивая винт 3. После регулировки винт 3 нужно законтрить гайкой и установить колпак.

Признак нарушения регулировки предохранительного клапана гидроусилителя МТЗ-80, 82 — увеличение усилия на рулевом колесе.
Свободный ход рулевого колеса проверяют на стоянке при работающем двигателе. При этом он не должен превышать 20°.

Если свободный ход рулевого колеса больше, проверяют зазоры в соединениях рулевого привода и при необходимости подтягивают гайки крепления сошки и сектора, крепление поворотных рычагов передних мостов и шарниров рулевых тяг, затяжку гайки червяка, регулировку зацепления "червяк-сектор", "сектор-рейка" и осевой ход поворотного вала гидроусилителя.
Необходимо следить за уровнем масла в гидросистеме рулевого управления. Если уровень масла меньше нижней риски на масломере, работать на тракторе категорически запрещается. При замене масла одновременно нужно промывать заливной фильтр.

После замены масла прокачивают гидросистему рулевого управления трактора МТЗ-80, 82 в таком порядке:
— Поддомкрачивают передний мост до отрыва передних колес от грунта.

— Запускают двигатель и при малой частоте вращения коленчатого вала двигателя поворачивают рулевое колесо в крайние положения по 8-10 раз (вначале медленно, затем быстро), не удерживая его при этом в крайних положениях.

— Затем проверяют уровень масла и при необходимости доливают его до верхней метки масломера. Распределитель приходится снимать и заново устанавливать в случае замены его уплотнительных колец и промывки деталей.
При установке распределителя выполняют следующее. Проверяют наличие уплотнительных колец на торцах распределителя и положение золотника 31 в его корпусе.

Золотник должен быть установлен так, чтобы его торец с фаской по наружному диаметру был направлен к корпусу гидроусилителя. Противоположная установка золотника приведет к резкому повышению усилия поворота.
Устанавливают распределитель без наружной крышки 29 и крепят его к корпусу гидроусилителя двумя диаметрально расположенными болтами, подложив под головки болтов набор шайб, толщина которых равна высоте крышки.

Ставят упорный подшипник 28, шайбу с конусом и затягивают сферическую гайку 30 в соответствии рекомендациями, приведенными выше.
Признак правильной затяжки гайки — отсутствие зазоров между золотником и кольцами подшипника и отдачи рулевого колеса (возвращение золотника в нейтральное положение) после прекращения его вращения влево.

Ремонт рулевого МТЗ

Ключевым элементом конструкции популярной серии тракторной техники МТЗ представляется рулевое управление. Для того чтобы поддерживать его в оптимальном состоянии, может потребоваться регулировка рулевой колонки МТЗ 80, а также другие манипуляции, направленные на устранение различных неисправностей.

Прежде чем более подробно изучить устройство рулевой колонки МТЗ 80, а также возможные неисправности этого важного узла, целесообразно более подробно ознакомиться с его назначением и особенностями. ГУР тракторной техники МТЗ предназначен для уменьшения усилий водителя, необходимых для совершения маневров при управлении транспортным средством.

Если изучить конструкцию трактора, можно сделать вывод о том, что данный узел представляется промежуточным между рулевым колесом и колесами трактора. Все комплектующие рулевого управления, а также гидравлические элементы установлены под радиатором.

Гидроусилитель руля МТЗ-80

Перечень узлов

Планируя выяснить, как выполнить ремонт рулевой колонки МТЗ 80 своими руками, следует изучить конструкцию этого компонента. ГУР оснащен отдельной гидравлической системой, которая не зависит от аналогичных элементов, являющихся частью внутреннего устройства трактора.

Основными элементами рулевой гидросистемы представляются распределитель, насосные устройства дозатора и цилиндра, а также датчик автоматической блокировки заднего моста транспортного средства. Рассматривая конструкцию гидроусилителя более подробно, необходимо упомянуть следующие важные элементы:

· корпус, где расположена масляная емкость, служит для монтажа большинства деталей и элементов ГУР;

· насос, за счет которого удается перемещать масло в гидравлической системе;

· сектор, контактирующий с рулевым управлением, размещен на поворотном вале;

· поворотный вал, оснащенный 3 опорными элементами;

· рейка, передающая сектору движение поршня;

· золотник, смонтированный на одном из концов червячного механизма рулевой колонки;

· фильтр, используемый для очистки масла, циркулирующего в гидравлической системе;

· предохранительный клапан, основным назначением которого представляется защита узла от возникновения чрезмерного давления.

Желая узнать, как устранить неисправности рулевой колонки, необходимо обратить внимание и на другой важный элемент конструкции — автоматическую блокировочную систему. Она предназначена для блокировки дифференциала заднего моста, включает в себя несколько составных элементов.

Возможные неисправности

Продукция Минского тракторного завода отличается высоким качеством, превосходными техническими характеристиками и длительным сроком службы, однако со временем может потребовать ремонта и регулировки. Владельцам тракторов МТЗ приходится сталкиваться с несколькими характерными поломками ГУР, к числу которых следует отнести:

Читайте так же:
Моторчик автоматической регулировки фар

· тугое рулевое управление;

· трактор не поворачивает в нужном направлении;

· наблюдаются задержки при работе узла.

Для устранения подобных неисправностей настоятельно рекомендуется осуществлять разборку узла и проводить дефектовку отдельных элементов, после чего заменять поврежденные детали на новые. После проведения работ потребуется установить узел на место, после чего выполнить его регулировку.

Схема рулевой колонки

Настройка и ремонт

При необходимости усовершенствовать ГУР МТЗ 80 либо устранить незначительные поломки достаточно выполнить детальную регулировку данного механизма. Для этого целесообразно придерживаться следующей инструкции:

1. Ослабить основной болт, размещенный в месте зацепления «червяк-сектор».

2. Используя ключ, повернуть втулку по часовой стрелке до упора, после чего повернуть в обратном направлении на 1-1,2 см.

3. Затянуть основной болт, завести двигатель и убедиться в корректном вращении рулевого колеса.

4. При обнаружении заедания потребуется увеличить зазор в зацеплении, повернув втулку против часовой стрелки.

5. Отрегулировать место соединения «сектор-рейка», уменьшив толщину регулировочных прокладок до упора. Определить крайнее положение можно по зазору между рейкой и упором, который достигнет 0,1-0,3 мм.

6. Затянуть упорные подшипники с помощью сферической гайки, избегая чрезмерного поджатия.

Помимо действий по регулировке узла, может потребоваться выполнить техническое обслуживание, что поможет поддерживать ГУР в оптимальном состоянии. Чаще всего требуется промывать масляный фильтр, что можно сделать, подняв облицовку, демонтировав маслопровод и крышку.

Некоторые поломки, например, затрудненный поворот, может свидетельствовать о недостаточном объеме жидкости в гидравлической системе, неправильной регулировке либо износе уплотнительных колец цилиндра.

Мероприятия по ремонту гидравлических механизмов рулевого управления трактора представляются довольно сложными, требуют наличия специального оборудования для контроля рабочих показателей. В некоторых случаях может быть проще установить гидроусилитель руля МТЗ 80 в сборе, что позволит избежать проблем с поиском сломанных элементов. Для этого потребуется:

1. Убедиться в герметичности маслопроводной системы.

2. Установить собранный механизм на специальные втулки, расположенные на переднем брусе полурамы.

3. Смонтировать рулевой вал в колонку, а также установить прочие элементы.

Приобретение собранного гидроусилителя представляется заметно более затратным решением, нежели последовательная регулировка и дефектовка его деталей, однако она позволяет быстро решить возникшие проблемы.

Общие понятия и устройство.

Рулевое управление трактора МТЗ необходимо для создания и поддержки прямолинейного движения, а также для осуществления поворотов трактором передними управляемыми колесами.

Устройство.

Рулевое управление состоит из рулевого механизма, трапеции управления и рулевого привода. Все трактора МТЗ 82 оснащаются гидроусилителем руля. Рулевая трапеция отвечает за поворот правого и левого передних колес на разные углы, при которых задние и передние колеса поворачиваются относительно общего центра поворота, размещенного на продолжении оси задних колес. В следствии чего, качение колес осуществляется по концентрическим окружностям без бокового скольжения. Рулевая трапеция состоит из двух поперечных рулевых тяг, соединенных между собой сошкой; балки переднего моста и двух поворотных рычагов.

1 — наконечник рулевой тяги; 2 — контргайка; 3 — труба рулевой тяги; 4 — сошка; 5 — палец; 6 — поворотный рычаг.

Во время движения трактора по прямой траектории сошка находится в среднем положении. Ход поршня гидроусилителя руля ограничивает крайние положения сошки при поворотах. Максимальный угол поворота внутреннего колеса равен 40º, при этом наружное колесо поворачивается на угол 30 градусов. Устройство рулевой тяги состоит из соединительной трубы и пары наконечников, один из которых с правой резьбой, а второй — с левой.

Схема рулевого управления трактора МТЗ 82: 1 — рулевое колесо; 2 — маховичок; 3 — рулевой вал; 4 — винт; 5 — промежуточный вал; 6 — труба рулевой колонки; 7 — серьга; 8 и 12 — карданные шарниры; 9 — стойка; 10 — средний вал; 11 — промежуточная опора; 13 — передний вал; 14 — шлицевая втулка; 15 — винт; 16 — правая стенка стойки; 17 — фиксатор; 18 — пружина; 19 — рукоятка; 20 — штифт; 21 и 24 — гайка; 22 — втулка; 23 — амортизатор; 25 — контргайка.

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ — конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой.

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).

Рулевое управление трактора МТЗ 82 — рулевая колонка

Рулевое управление трактора МТЗ 82 необходимо для создания и поддержки прямолинейного движения, а также для осуществления поворотов трактором передними управляемыми колесами.

Устройство

Рулевое управление состоит из рулевого механизма, трапеции управления и рулевого привода. Все трактора МТЗ 82 оснащаются гидроусилителем руля. Рулевая трапеция отвечает за поворот правого и левого передних колес на разные углы, при которых задние и передние колеса поворачиваются относительно общего центра поворота, размещенного на продолжении оси задних колес. В следствии чего, качение колес осуществляется по концентрическим окружностям без бокового скольжения. Рулевая трапеция состоит из двух поперечных рулевых тяг, соединенных между собой сошкой; балки переднего моста и двух поворотных рычагов.

Передний мост МТЗ 82 (вид сверху): 1 — наконечник рулевой тяги; 2 — контргайка; 3 — труба рулевой тяги; 4 — сошка; 5 — палец; 6 — поворотный рычаг.

Во время движения трактора по прямой траектории сошка находится в среднем положении. Ход поршня гидроусилителя руля ограничивает крайние положения сошки при поворотах. Максимальный угол поворота внутреннего колеса равен 40º, при этом наружное колесо поворачивается на угол 30 градусов. Устройство рулевой тяги состоит из соединительной трубы и пары наконечников, один из которых с правой резьбой, а второй — с левой.

Схема рулевого управления трактора МТЗ 82: 1 — рулевое колесо; 2 — маховичок; 3 — рулевой вал; 4 — винт; 5 — промежуточный вал; 6 — труба рулевой колонки; 7 — серьга; 8 и 12 — карданные шарниры; 9 — стойка; 10 — средний вал; 11 — промежуточная опора; 13 — передний вал; 14 — шлицевая втулка; 15 — винт; 16 — правая стенка стойки; 17 — фиксатор; 18 — пружина; 19 — рукоятка; 20 — штифт; 21 и 24 — гайка; 22 — втулка; 23 — амортизатор; 25 — контргайка.

Наконечник рулевой тяги

Наконечники вкручены в резьбовые отверстия трубы и зафиксированы контргайками. Во внутренней полости наконечника имеется сферический шарнир, состоящий из шарового пальца и пары вкладышей (капронового и резинового). В заводских условиях шарнир заполняется специальной смазкой, не требующая пополнения во время эксплуатации. Резиновый чехол и резиновая регулировочная пробка, поджимающая вкладыши шарнира, защищают шарнир от попадании грязи, влаги и пыли. Конусные концы шаровых пальцев с резьбой вставляют в отверстия сошки и поворотных рычагов, затягивают прорезными гайками и шплинтуются.

Читайте так же:
Станки для регулировки развала и схождения

Привод рулевого механизма и рулевая колонка МТЗ 82

Привод рулевого механизма используется для передачи вращения от руля трактора к рулевому механизму и ГУР. Усилие передается при помощи валов, соединенных между собой карданными шарнирами.

Регулировка рулевой колонки осуществляется по высоте, а также имеется возможность ее наклона вперед по ходу трактора. Положение руля по высоте регулируется для комфортного управления, а наклон рулевой колонки — для свободного выхода и входа из кабины.

Труба рулевой колонки соединена с серьгой, которая в свою очередь шарнирно соединена со стойкой при помощи двух винтов, оси которых совмещены с осью крестовины шарнира. Это дает возможность рулевой колонке прокручиваться относительно стойки, присоединенной болтами к передней стенке кабины. Фиксация рулевого привода в кабине, смонтированной на остове трактора на амортизаторах, снижает передачу вибраций на руль.

Фиксатор, заходящий в паз правой стенки стойки и прижимаемый пружиной, удерживает в нижнем рабочем положении рулевую колонку. Для того, чтобы повернуть рулевую колонку необходимо выдвинуть на себя рукоятку и фиксатор выйдет из паза. После чего колонка с легкостью повернется вверх, при этом фиксатор будет скользить по поверхности стенки стойки. В верхнем, не рабочем положении рулевая колонка не фиксируется, а удерживается за счет силы трения фиксатора о поверхность стенки стойки.

Рулевое колесо или попросту руль трактора МТЗ 82 установлен на шлицах полого вала, внутри которого находится винт, соединенный с пластмассовым маховиком. Винт вкручивается в гайку, в которую вмонтирован штифт. Штифт входит в продольный паз промежуточного вала и блокирует вращение гайки. На валу и гайке предусмотрены раскосы, прилегающие друг к другу. При вкручивании винта происходит обоюдное расклинивание по скосам вала и гайки и их прижатие к противоположным внутренним стенкам промежуточного вала. Это в полной мере исключает самовольное осевое перемещение руля вместе с валом.

Усилие, приложенное к рулю, передается гайкой и валом посредством штифта на промежуточный вал и затем через валы и шарниры на шлицевую втулку, которая монтируется на шлицы червяка гидроусилителя руля и фиксируется стяжным болтом.

Регулировка рулевой колонки трактора МТЗ 82

Положение рулевой колонки регулируется по высоте в диапазоне 120 мм. Тракторист может установить руль в комфортное для себя положение отвернув на 3-5 оборотов против часовой стрелки маховик; далее, переместить по высоте в требуемое положение руль вместе с валом и закрутить обратно до упора маховичок.

Промежуточный вал вращается в трубе рулевой колонки при помощи капроновых втулок, установленные в резиновые амортизаторы, для снижения уровня вибрации рулевого колеса. Осевое перемещение промежуточного вала ограничивают гайка и контргайка. Во время эксплуатации трактора следует иногда проверять состояние компонентов рулевого привода, затяжку резьбовых соединений и каждые 960 часов смазывать шарниры.

Неисправности рулевого управления

Возможные причины и признаки неисправностиСпособы устранения
Пенообразование масла в системе усилителя:
а) Недостаточное количество масла в корпусе усилителяПроверьте уровень масла, при необходимости долейте
б) Проникновение воздуха в системуПроверьте всасывающую магистраль, найдите место не герметичности и устраните
Нарушена регулировка предохранительного клапанаОтрегулируйте клапан
Повышенная утечка масла в насосеЗамените насос
Заедание в зацеплении червяк—секторОтрегулируйте зацепление
Заедание в подвижных соединениях рулевого привода или передней осиУстраните заедание
Повышенная неустойчивость передних колес
Ослаблена затяжка гайки червякаЗатяните гайку моментом 2 кгс*м, отпустите на 1/6 оборота и зашплинтуйте
Повышенный люфт в конических подшипниках передних колес или в шарнирах тяг рулевого управления, нарушена сходимость передних колесОтрегулируйте
Ослаблена затяжка гаек крепления сошки, сектора или поворотных рычаговПодтяните гайки
Увеличенный свободный ход рулевого колеса
Увеличен зазор в зацеплении червяк—секторОтрегулируйте
Повышенный люфт в соединениях карданных муфт привода рулевого колесаЗамените изношенные детали
Ослаблена затяжка гайки червякаОтрегулируйте затяжку гайки

Техническое обслуживание и ремонт рулевого управления

Техническое обслуживание состоит в контроле уровня масла в корпусе и отсутствии его течи по соединениям гидроусилителя, проверке различных резьбовых соединений, крепления сошки, рулевых тяг; в периодичном смазывании карданных шарниров, замене масла, промывке масляного фильтра.

Следите за тем, чтобы при промывке масляного фильтра, проверке уровня масла и его заливки в систему гидроусилителя не попадала грязь.

Промывка масляного фильтра осуществляется каждые 960 часов работы в данной последовательности:
1. отсоедините маслопровод от редукционного клапана и крышки;
2. снимите верхнюю крышку, предварительно вывернув все болты;
3. отсоедините оставшиеся два маслопровода от редукционного клапана и, держа рукой фильтр, выверните клапан, чтобы освободить фильтр;
4. промойте фильтр в солярке или бензине, полностью удаляя грязь с его внутренней полости. Вместе с этим, подтяните гайку крепления сектора на валу и осмотрите зубчатое зацепление рейка-сектор.

В том случае, если зазор между зубьями рейки и сектора превысит 0,3 мм, то необходимо отрегулировать зацепление. Для этого открутите четыре болта крепления упора рейки корпуса АБД и, попарно вынимая прокладки, уменьшите зазор в зацеплении до 0,1-0,3 миллиметра. При помощи щупа замерьте зазор между зубьями.

Установка фильтра происходит в обратной последовательности. После монтажа крышки необходимо, заранее открутив контргайку, закрутить до упора болт, который регулирует осевое перемещение поворотного вала. Далее выверните болт на 1/10-1/8 оборота и законтрите гайкой.

Регулировка зацепления червяк-сектор и подтяжка гайки червяка

Свободный ход руля при повороте передних колес стоящего на твердой поверхности трактора с работающим двигателем не должен превышать 30º. Если свободный ход превышает данное значение, то следует осмотреть и при необходимости подтянуть до упора гайки поворотных рычагов и сошников, а также отрегулировать шарнирные соединения рулевых тяг. Если эти действия не решили проблему, тогда следует отрегулировать зазор в зацеплении червяк-сектор и затяжку гайки червяка.

Для регулировки зацепления сектор-червяк выполните следующие действия:
1. используя домкрат поднимите передний мост или отсоедините рулевые тяги от сошки;
2. ослабьте болт крепления регулировочной эксцентричной втулки и поверните ее по часовой стрелке до упора червяка в зубья сектора. Далее на заведенном дизеле по вращайте рулевое колесо. Если присутствует ощутимое заедание в зацеплении червяк-сектор, то поверните втулку против часовой стрелки пока не исчезнет заедание при повороте руля.
3. затяните болт крепления регулировочной втулки и соедините рулевые тяги с сошкой.

Читайте так же:
Регулировка клапанов кавасаки вулкан 1500

Гидроусилитель рулевого управления тракторов МТЗ-80 (МТЗ-82)

Гидроусилитель рулевого управления предназначен для снижения усилия, прикладываемого трактористом к рулевому колесу, и улучшения маневренности трактора. Он является промежуточным механизмом, с помощью которого осуществляется как механическая, так и гидравлическая связь между рулевым колесом и направляющими колесами трактора. В данном механизме угол поворота управляемых колес пропорционален углу поворота рулевого колеса.

Механизм рулевого управления (двухзаходный червяк и косозубый сектор) и гидроагрегаты (распределитель, силовой цилиндр, датчик механизма блокировки дифференциала и бак гидросистемы усилителя рулевого управления) смонтированы в одном узле, который установлен перед радиатором двигателя трактора. Снаружи гидроусилитель закрыт облицовкой радиатора.

Гидроусилитель рулевого управления трактора МТЗ-80

Рис. Гидроусилитель рулевого управления трактора МТЗ-80 (МТЗ-82): 1 — червяк; 2 — сектор; 3 — верхняя втулка; 4 — корпус; 5 — поворотный вал; в — спускной патрубок; 7 — сливная пробка; 8 — манжета; 9 — гайка сошки; 10 — сошка; 11 — нижняя втулка; 12 — всасывающий трубопровод; 13 — рейка; 14 — упор рейки; 15 — золотник датчика блокировки дифференциала; 16 — регулировочные прокладки; 17 — поворотный кран датчика блокировки дифференциала; 18 — трубопровод клапана; 19 — корпус клапана; 20 — сливной фильтр; 21 — подводящий трубопровод; 22 — регулировочный болт; 23 — гайка; 21 — верхняя крышка; 25 — пробка; 26 — колпачок предохранительного клапана.

Гидроусилитель рулевого управления трактора МТЗ-80 (МТЗ-82) имеет отдельную гидравлическую систему, состоящую из следующих узлов:

  • бака для рабочей жидкости, роль которого выполняет внутренняя полость корпуса гидроусилителя
  • шестеренного насоса НШ-10ЕУ левого вращения, установленного на двигателе с левой стороны в передней части и приводящегося в движение от шестерен распределения двигателя, распределителя, корпус 17 которого прикреплен болтами к корпусу гидроусилителя, а золотник 21 посажен на хвостовик червяка 22
  • силового цилиндра, шток 4 которого через рейку 31, сектор 26, вал 25 и сошку 24 передает движение на рулевую трапецию
  • шарикового предохранительного клапана
  • датчика механизма блокировки дифференциала, корпус которого прикреплен болтами к корпусу гидроусилителя и выполняет роль упора рейки 31, и редукционного клапана 11, поддерживающего давление 0,8 МПа на входе в датчик блокировки дифференциала

Червяк 1 и косозубый сектор 2 механизма рулевого управления, распределитель, силовой цилиндр, датчик блокировки дифференциала и сливной фильтр 20 гидросистемы усилителя руля расположены в верхней части корпуса 4, установленного впереди радиатора. Сверху корпус усилителя закрыт крышкой 24, в центре которой ввернут регулировочный винт 22, ограничивающий осевое перемещение поворотного вала 5. Кроме того, в крышке 24 имеется заливное отверстие с заливным фильтром и масломерным стержнем. Размер ячеек сетки сливного фильтра значительно меньше, чем заливного.

Распределитель гидросистемы руля следящего типа, клапаннозолотниковый, с одним золотником и предохранительным шариковым клапаном прямого действия и установлен на оси червяка 1 рулевого управления.

а — нейтральное положение

Схема гидроусилителя рулевого управления трактора MT3-80

Рис. Схема гидроусилителя рулевого управления трактора MT3-80 (МТЗ-82): а — нейтральное положение; б — поворот вправо; в — поворот влево; 1 — корпус гидроусилителя; 2 — задняя крышка цилиндра; 3 — поршень; 4 — шток; 5 — передняя крышка цилиндра; 6 — трубопровод клапана блокировки; 7 — упорный подшипник; 8, 9 к 10 — трубопроводы; 11 — редукционный клапан; 12 — крышка корпуса; 13 — сферическая гайка; 14 — шайба; 15 и 16 — пружина золотника; 17 — корпус распределителя; 18 — ползуны; 19 — клапанная коробка; 20 — направляющая предохранительного клапана; 21 — золотник распределителя; 22 — червяк; 23 — регулировочная втулка; 24 — сошка; 25 — поворотный вал; 26 — сектор; 27 — золотник датчика блокировки; 28 — трубопровод датчика; 29 — регулировочные прокладки; 30 — упор рейки; 31 — рейка; 32 — палец; 33 — трубопровод от насоса к распределителю; 34 — шайбы (кольца) подшипников.

Золотник 21 имеет внутреннее сквозное отверстие диаметра большего, чем диаметр хвостовика червяка 22, на величину возможной регулировки зацепления червяка и сектора. На хвостовике червяка с обоих торцов золотника расположены упорные шариковые подшипники 7, зажатые между парой шайб. Крепление золотника на хвостовике червяка осуществляется сферической гайкой 13. Этой гайкой регулируют зазор между кольцами подшипников и торцами корпуса распределителя. В эти же кольца (шайбы) упираются ползуны 18, которые удерживают золотник в нейтральном положении.

Золотник 21 помещается в цилиндрической расточке корпуса распередилителя 17, к которому крепят болтами крышку 12 и клапанную коробку 19, уплотненные резиновыми кольцами. В корпусе 17 имеются еще три расположенных параллельно каналу (расточке) золотника отверстия, в каждом из которых помещены по два ползуна 18, разжатых пружиной 16. Золотник распределителя 21 возвращается и удерживается в нейтральном положении с помощью этих ползунов с пружинами. Кроме того, ползуны создают определенное сопротивление передвижению червяка 22, который упирается в торцы ползунов 18 через специальные шайбы, расположенные с обеих сторон золотника. Это сопротивление необходимо для избежания резкого поворота рулевого колеса (для «ощущения руля»). Корпус распределителя 17 по торцам уплотнен круглыми резиновыми кольцами. Клапанная коробка 19 в стыке с корпусом распределителя в местах, где проходят маслопроводные отверстия, уплотнена также круглыми резиновыми кольцами. Регулируемый предохранительный клапан гидроусилителя размещен в клапанной коробке 19. Он состоит из шарика диаметром 5,5 мм, направляющей 20 и седла клапана, пружины, регулировочного винта с резьбой Ml4X1,5, контргайки, защитного колпака и двух алюминиевых прокладок. Седло клапана запрессовано в клапанную коробку.

Цилиндр гидросистемы руля двухстороннего действия и состоит из отрезка стальной цилиндрической трубы, имеющей длину 96 мм, внутренний диаметр 90 и толщину стенки 6 мм, двух крышек 5 и 2, поршня 3 и штока 4. Корпус силового цилиндра и крышки стягиваются между собой и крепятся к корпусу гидроусилителя четырьмя болтами. Поршень 3 посажен на уступ внутреннего конца штока 4 и закреплен гайкой, в которой запрессовано пластмассовое кольцо, служащее для предотвращения отвертывания. Крышки 5 и. 2, поршень 3 и шток 4 уплотнены резиновыми кольцами круглого сечения, а кольцо поршня круглого сечения защищено двумя дополнительными шайбами от выдавливания его в зазор. Ход поршня составляет 50 мм.

Рабочая жидкость подводится в штоковую и безштоковую полости цилиндра и отводится от них через штуцеры, расположенные в передней 5 и задней 2 крышках цилиндра. На конце штока поршня 4 шарнирно закреплена рейка 31 при помощи пальца 32. Зубья рейки находятся в зацеплении с сектором 26 поворотного вала 25, а с противоположной стороны зацепления рейка находится на упоре 30, в котором помещается золотник 27 датчика блокировки дифференциала. Упор уплотнен с помощью резинового кольца и привернут к корпусу гидроусилителя. Между фланцем упора 30 и корпусом имеются регулировочные прокладки 29, которыми регулируют правильность зацепления рейки и сектора.

Читайте так же:
Можно ли регулировать мощность в светодиодных лампах

Регулировка зацепления сектора с червяком 22 осуществляется поворотом эксцентричной (регулировочной) втулки 23, которая после регулировки фиксируется двумя болтами.

Насос НШ-10ЕУ гидроусилителя рулевого управления отличается от обычных насосов НШ-10 тем, что в крышке насоса сделано отверстие для отвода утечек из напорной полости насоса в корпус гидроусилителя (бак гидросистемы).

Корпус 4 представляет собой отлитую из чугуна полую стойку сложной конфигурации высотой 685 мм. Нижняя часть корпуса заканчивается фланцем, в котором имеется четыре отверстия диаметром 17 мм для крепления стойки к раме трактора и два отверстия диаметром 22 мм под установочные штифты. В верхней чашеобразной части стойки размещаются агрегаты рулевого механизма и гидромеханизма усилителя.

На боковых поверхностях в верхней части корпуса выполнены соответствующие привалочные плоскости с отверстиями для крепления распределителя и силового цилиндра. В нижней части корпуса 4 имеется два отверстия, одно из которых используется для присоединения всасывающего трубопровода 12, идущего от насоса, а второе — для присоединения спускного патрубка 6. В качестве рабочей жидкости используют дизельное масло:

  • летом — М10В или М10Г;
  • зимой — М8В или М8Г.

При работающем двигателе насос всасывает рабочую жидкость из бака (корпуса усилителя) и подает ее в корпус распределителя через клапанную коробку. Дальнейший путь рабочей жидкости зависит от положения золотника 21 в корпусе распределителя. Золотник может быть установлен в три положения: нейтральное и два рабочих. Нейтральное положение золотника 21 обеспечивается тремя пружинами 16 в случае прямолинейного движения трактора или при стоянке на месте.

При нейтральном положении золотника 21 рабочая жидкость, поступающая от насоса через клапанную коробку 19 в корпус распределителя, проходит через щели, образованные кромками среднего пояска золотника и корпусом, к выводным штуцерам через трубопроводы в обе полости цилиндра. В это же время рабочая жидкость поступает через щели, образованные крайними поясками золотника и корпусом, через штуцер и трубопроводы на слив в корпус гидроусилителя (в бак). Поэтому при нейтральном положении золотника 21 поршень 3 в силовом цилиндре может свободно перемещаться, не мешая небольшим колебаниям колес, поперечной рулевой тяги и сошки. Толчки и удары от неровностей дороги, оказывающие действие на рулевое управление, благодаря свободному перемещению поршня гасятся окружающей его жидкостью и не передаются на рулевое колесо. Слив рабочей жидкости в бак происходит через сливной фильтр, установленный на конце трубопровода внутри корпуса гидроусилителя.

При повороте рулевого колеса вращается червяк 22, вследствие чего на последнем возникает осевая составляющая усилия. Если эта составляющая превышает усилие пружин 16, золотник 21 сдвигается по оси и устанавливается в одно из рабочих положений, обеспечивая подачу рабочей жидкости в штоковую или безштоковую полость силового цилиндра. Так вступает в действие гидромеханизм рулевого управления, который создает усилие на поворотном валу 25, в несколько раз больше усилия, прикладываемого трактористом через червяк к тому же валу.

При повороте рулевого колеса вправо червяк благодаря осевому усилию, возникающему в зацеплении с сектором, перемещается вместе с золотником 21 перед на величину зазора между шайбой (кольцом) подшипника и корпусом распределителя.

Когда золотник сдвинут по оси вперед на 0,6 мм, нижние ползуны сдвигаются вверх нижней шайбой подшипника, а наружные торцы верхних ползунов в это время упираются в крышку золотника и поэтому происходит дополнительное сжатие пружин 16. При этом золотник 21 занимает положение, показанное на рисунке 37, б, и открывает доступ рабочей жидкости, подаваемой насосом через нагнетательный трубопровод 33, расточки распределителя и трубопровод 8 в штоковую полость силового цилиндра, а из бесштоковсй полости через трубопроводы 9 и 10 выход рабочей жидкости через сливной фильтр в корпус (бак) гидроусилителя. Поршень силового цилиндра передвинется вперед, захватив с собой рейку, и повернет вал 25, вследствие чего происходит поворот направляющих колес трактора вправо. Таким образом, при сдвиге золотника 21 вперед поршень 3 сдвигается также вперед, но при этом поршень через рейку 31 и сектор 26 стремится возвратить золотник в нейтральное положение. Поэтому, как только поворот закончится (тракторист прекратит вращение рулевого колеса), золотник под действием давления жидкости на поршень и пружин 16 будет установлен в нейтральное положение, а подаваемая рабочая жидкость насосом будет поступать в бак под низким давлением.

При повороте рулевого колеса влево золотник 21 сдвигается назад (примерно на 0,6 мм). Передние ползуны 18 также сдвигаются передней шайбой подшипника назад, а наружные торцы задних ползунов упираются в корпус и таким образом происходит дополнительное сжатие пружин 16, находящихся между передними и задними ползунами, что вызывает дополнительную нагрузку на рулевом колесе, создавая у водителя «ощущение дороги», так как чем круче поворот, тем сильнее сожмутся пружины 16 и тем труднее повернуть колесо. При этом положении золотника открывается доступ рабочей жидкости, подаваемой насосом через трубопровод 33, расточки распределителя и трубопровод 9 в бесштоковую полость силового цилиндра, а из штоковой полости цилиндра выход рабочей жидкости через трубопроводы 8 и 10 на слив в гидробак усилителя.

Поршень 3 силового цилиндра сдвигается назад, увлекая за собой рейку 31, и поворачивает вал 25, вследствие чего происходит поворот направляющих колес трактора влево. После окончания поворота золотник 21 под действием давления жидкости на поршень и пружин 16 устанавливается в нейтральное положение, а рабочая жидкость, идущая от насоса, поступает в корпус (бак) гидроусилителя под низким давлением.

Жидкость, уходящая на слив в гидросистеме усилителя, постоянно заполняет трубопровод 6, идущий к золотнику блокировки дифференциала трактора, под давлением 0,8МПа, создаваемого редукционным клапаном 11, установленным на сливной магистрали. Ход золотника составляет по 1,25 мм в одну и другую стороны и ограничивается упором шайб подшипников вперед в крышку 12, а назад — в корпус.

При повороте руля до упора или при повороте колес трактора, находящихся в глубокой колее, в нагнетательной магистрали гидромеханизма усилителя может повыситься давление рабочей жидкости сверх нормального. В этом случае срабатывает (открывается) предохранительный клапан и рабочая жидкость уходит на слив в корпус (бак).

Гидромеханизм усилителя рулевого управления трактора представляет собой следящую систему, так как при смещении золотника в любую сторону от нейтрального положения поршень силового цилиндра смещается в ту же сторону и одновременно стремится возвратить его в нейтральное положение после окончания поворота.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector