Регулируем колдун на приоре
Регулируем колдун на приоре
Я менял регулятор, ставил шайбу от форсунки опеля толщиной 0,5 мм, но жидкость в задний левый тормозной цилиндр не поступала. После того, как я убрал шайбу совсем, тормозить стали все четыре колеса. Отрегулировал как положено — при торможении со скорости 40 -50 км/ч блокировались передние потом задние. Но при резком замедлении со скорости 70 км/ч и выше уводило влево. В итоге я переставил контуры на перед-зад, задний контур через одну камеру регулятора и теперь тормоза останавливают машину эффективно и прямолинейно.
Добавлено через 3 минуты
Диагональную систему можно было бы отрегулировать если бы были установлены два однокамерных регулятора — по одному на контур.
Добавлено через 11 минут
Автобус, важно чтобы задок не только начал тормозить, но чтобы регулятор давал максимально равные усилия на задние колеса. Иначе один борт будет перетормаживать, так как ГТЦ дает равные усилия в оба контура (по крайней мере должен).
Продолжаю свою тему.
Летом на хороших шинах, на сухом асфальте ( с зазором в колдуне 2,0 мм) тормозит без переделки колдуна идельно.
Вот пример http://youtu.be/ToOZshJM4II
Добавлено через 4 минуты
Но скоро зима (я помню, что при торможение чуток разворачивало влево). Я стал доводить регулятор (колдун) до идеального состояния.
Открутил пробку 15
http://www.lkforum.ru/gallery/files/3/0/5/1/2/img_20130829_163715_thumb.jpg (http://www.lkforum.ru/gallery/showimage.php?i=32310&c=member&imageuser=30512)
и поменял медную шайбу на более тонкую
http://www.lkforum.ru/gallery/files/3/0/5/1/2/img_20130829_164257_thumb.jpg (http://www.lkforum.ru/gallery/showimage.php?i=32311&c=member&imageuser=30512)
Добавлено через 9 минут
Проверил, что получилось
Расчитывал, что торможение заднего правого (З.П.) увеличится, но не тут то было оно УМЕНЬШИЛОСЬ! Сточил шайбу еще тонше — нет эффекта перетормаживает заднее левое(З.Л.).
Думал.
Решил довести до идеала состояние тормозныз механизмов заднего правого (З.П.), хотя понимал, что это "ловля блох"
Заменил цилиндр (он малость "сопливил", но работал) на АТЕ
Убрал риски на барабане и колодках
http://www.lkforum.ru/gallery/files/3/0/5/1/2/img_20130904_114623_thumb.jpg (http://www.lkforum.ru/gallery/showimage.php?i=32312&c=member&imageuser=30512)
Уже собирался плюнуть на эту диагональную систему и переходить на осевую. Стал изучать разводку гидравлики.
И..Эврика!
Добавлено через 9 минут
Обращаю внимание всех владельцев КАЛИН (не других переднеприводных) — разводка гидравлики от колдуна выполнена в 2110 и калинах по разному (с разных отверстий)
Ввиду этого сообщения с других смежных форумов (2110, 14-15, приоры) ,относительно тормозной системы, надо воспринимать учитывая эту особенность!
вот КАЛИНА
http://www.lkforum.ru/gallery/files/3/0/5/1/2/kalina_thumb.jpg (http://www.lkforum.ru/gallery/showimage.php?i=32308&c=member&imageuser=30512)
а вот ВАЗ 2110
http://www.lkforum.ru/gallery/files/3/0/5/1/2/2110_thumb.jpg (http://www.lkforum.ru/gallery/showimage.php?i=32307&c=member&imageuser=30512)
Таким образом изменяя толщину медной шайбы мы меняем тормозное усилие на заднем левом (З.Л.)
тонкая шайба -усилие торможения на колесе больше (тормозной след больше)
толстая шайба -усилие торможения на колесе меньше (тормозной след меньше)
http://www.lkforum.ru/gallery/files/3/0/5/1/2/poyasnyalka_thumb.jpg (http://www.lkforum.ru/gallery/showimage.php?i=32309&c=member&imageuser=30512)
Поставил шайбу 1,0 мм ,дождусь сырой погоды потестирую
Я лет 13 назад проходил гостехосмотр еще на ВАЗ 2106 и был свидетелем разговора, когда мужик спросил инспектора нужно ли ему проходить ГТО на новой Ладе. Тот ответил :"Да, нужно. Тем более, что она не пройдет." Потом уточнил модель, мужик сказал, что ВАЗ 2105. Тогда инспектор его успокоил :" Классика скорее всего пройдет, а вот переднеприводные по тормозной системе не проходят". Это значит, что сотрудники станций ГТО уже тогда прекрасно знали о недостатках тормозных систем переднеприводных ВАЗов и об этих недостатках не могли не знать конструкторы и руководство АвтоВАЗа. Однако, они ничего не сделали и, судя по всему, не собирались исправлять свои недоработки — ведь кто-то за эту тормозную систему (а, именно, за регулятор) получил поощрение. Таким образом, конструкторам признать недостатки означает признать необоснованное получение поощрения, а руководству завода признание недостатков означает необоснованную "выдачу" поощрения. А то, что под угрозу поставлена безопасность участников дорожного движения ни тех, ни других не волнует. Они даже не задумываются о том, что на пути ушедшей в занос при торможении Лады могут оказаться и их близкие.
Добавлено через 15 минут
Кто-то из архитекторов после постройки какого-то театра (к сожалению, не помню) заявил, что, если крыша рухнет, то пусть его повесят.
Регулятор тормозных сил ваз , АВТОВАЗ колдун LADA OEM купить
Ваз
Зазор в колдуне 2,,1 мм выставлял, лучше не становилось. , приоры),относительно тормозной системы, надо воспринимать.
Ну, раз границы закрыты, в России тоже есть что посмотреть, направление в сторону Алтая. Читателей Дрома не удивишь Покупаем универсал за рублей ; Несмотря на засилье кроссоверов, универсалы остаются любимым транспортом тех, у кого денег мало, но надо возить всe и. Хотя бы потому, что они дешевле. Какие универсалы не старше года выпуска можно купить Lada Priora. За 11 лет производства эта модель успела разойтись миллионным тиражом и колдун приора цена стать частью российского фольклора.
С уходом Приоры фактически Еще 15 статей о Лада Приора. Сегодня стало известно об отзыве экземпляров Lada Kalina, Granta и Priora, а в конце прошлой недели компания позвала на фирменные СТО внед Все-таки прощай, Приора!
Еще 23 новости колдун приора цена Лада Приора. Еще 95 тем форума про Лада Приора. Автомобильный каталог: технические характеристики, комплектации, спецификации, цены, фото. Грамота на Дроме. Габариты Размеры и вес Лада Приора. Сколько мест в Лада Приора.
Объем багажника Лада Приора. Ходовая часть Тип привода Лада Колдун приора цена. Клиренс Лада Приора. Трансмиссия Лада Приора. Топливо Расход топлива Лада Приора. Объём топливного бака Лада Приора. Разгон до у Лада Приора. Двигатель Объем двигателя Лада Приора. Крутящий момент Лада Приора.
Сравнение Лада Приора с конкурентами Колдун приора цена изучили запросы людей в интернете и подобрали для вас наиболее частые сравнения автомобилей. Лада Приора.
Регулятор давления тормозов Lada Priora (каталог г.) — перечень деталей и стоимость. Чертеж
Лада Приора и Лада Калина. Лада Приора и Лада Лада Приора и Daewoo Nexia. Лада Приора и Лада Самара.
Лада Приора и Лада Гранта. Лада Приора и Renault Logan.
Регулятор давления тормозов Lada Priora 2170
Лада Приора и Hyundai Accent. Лада Приора и Chevrolet Lacetti. Лада Приора и Chevrolet Niva. Лада Приора и Лада Гранта Спорт.
Запчасти и аксессуары для транспорта — тормоза ваз
Лада Приора и Лада Калина Спорт. Лада Приора и Mitsubishi Lancer. Лада Приора и Kia Spectra. Лада Приора и Chevrolet Lanos. Лада Приора и Daewoo Matiz. Лада Приора и Daewoo Gentra. Лада Приора и Лада Калина Кросс. Лада Колдун приора цена и Hyundai Solaris. Лада Приора и Fiat Albea. Лада Приора и Nissan Almera. Лада Приора и Ford Focus. Лада Приора и Ford Fusion. Лада Приора и Kia Rio. Лада Приора и Renault Sandero. Лада Приора и Geely MK. Лада Приора и Mitsubishi Galant.
А вот эффективность тормозов и управляемость автомобиля во время экстренного торможения остается под большим вопросом! Зачем Вам это?
Так же, стоит помнить, что в этом случае, речь идет о более скоростных, динамичных, переднеприводных автомобилях….
Причины, по которым следует менять или регулировать колдун регулятор давления задних тормозов на автомобилях Ваз, Ваз, Ваз, Ваз, Ваз, Ваз Калина, Ваз Приора. Есть колдун приора цена основные причины для замены данной детали. Первая причина, износ манжетов и как следствие утечка тормозной жидкости. Вторая, поршень колдуна закис, приржавел, в общем замер на одном месте. В первом случае, все просто, утечку тормозной жидкости увидеть легко. А вот, во втором, придется найти помощника, который будет нажимать на педаль тормоза, а Вы в это время наблюдайте за штоком колдун приора цена регулятора давления, он должен выдвигаться с корпуса регулятора и прижимать пружинную пластину 2 к рычагу привода 3.
Смотрим фотографию 1. Если все так и происходит, то значит колдун работает, остается только проверить правильно ли он отрегулирован. Если нет, шток не двигается с места, то такой регулятор давления задних тормозов следует заменить. И по регулировке.
Проверять регулировку и состояние колдуна следует при каждом техосмотре, после замены задних стоек или пружин, после любых работ с задней балкой и естественно после замены самого колдуна. Исправный регулятор давления должен выглядеть примерно так фото 2следов утечки жидкости нет, шток подвижен, зазор между пластиной и рычагом привода равен 2 колдун приора цена.
Если же перед Вам такая картина, как на фотографии 3, то такой колдун следует проверить и отрегулировать. То же самое следует сделать, если между пластиной и рычагом расстояние больше 2 мм. Так колдун приора цена между ними колдун приора цена умельцы закладывают гайки или металлические пластины, выкидываем их и проверяем исправность колдуна.
Как правильно отрегулировать колдун регулятор давления задних тормозов на автомобилях Ваз, Ваз, Ваз, Ваз, Ваз, Ваз Калина, Ваз Приора читаем немного ниже. Начнем с выбора запчастей. Лучше варианта.
Колдун на приору цена
Все остальные варианты, это уже личный Ваш выбор. И не забываем прикупить, как минимум грамм тормозной жидкости. Так как при замене колдуна потери тормозухи будут приличные, да и прокачать систему будет необходимо.
Инструмент и место проведения работы. Для успешной замены регулятора давления задних тормозов Вам колдун приора цена специальные ключи на 10 для штуцеров тормозных трубок колдун приора цена них лучше не браться за делоторцовый и накидной ключи на 13, большая отвертка или монтажная лопатка последняя будет поудобней и четыре резиновых колпачка со штуцеров прокачки тормозных цилиндров фото 4.
Так же, будет очень кстати, наличие щупа, металлической пластины толщиной 2 мм или сверла подходящего диаметра это значительно облегчит регулировку колдуна. По выбору места: смотровая яма, колдун приора цена или подъемник.
Настраиваем регулятор тормозных сил: «Колдун» несет богатыря
Запчасти куплены, инструмент подготовлен. И так, меняем и регулируем колдун регулятор давления задних тормозов на автомобилях Ваз, Ваз, Ваз, Ваз, Ваз, Ваз Калина, Ваз Приора :. Доставка возможна в любой населенный пункт, где есть представительство колдун приора цена компании.
Срок доставки — от 2 до 10 дней. Уважаемые покупатели, во избежание ошибок при отправке регулятора давления ВАЗ задних тормозов, в строке "Комментарий" указывайте модель вашего колдун приора цена и год выпуска.
На часть автомобилей ВАЗ в систему гидропривода может устанавливаться регулятор давления, который автоматически корректирует давление тормозной жидкости в колдун приора цена механизмах задних колес в зависимости от нагрузки на заднюю ось автомобиля. Регулятор давления тормозов включен в оба контура тормозной системы, и через регулятор давления тормозов колдун приора цена жидкость поступает к обоим задним тормозным механизмам.
Регулятор давления тормозов 1 прикреплен к кронштейну 9 двумя болтами 2 и При этом передний болт 2 одновременно крепит вильчатый кронштейн 3 рычага 5 привода регулятора давления тормозов.
На пальце этого кронштейна шарнирно штифтом 4 закреплен двуплечий рычаг 5. Его верхнее плечо связано с упругим рычагом 10, другой конец которого через серьгу 11 шарнирно соединен с кронштейном рычага задней подвески.
Кронштейн 3 колдун приора цена с рычагом 5 за счет овальных отверстий под болт крепления можно перемещать относительно регулятора давления. Таким образом, регулируется усилие, с которым рычаг 5 действует на поршень регулятора давления тормозов.
В регуляторе давления тормозов четыре камеры: А и Колдун приора цена соединяются с главным тормозным цилиндромВ — с правым колесным цилиндром задних тормозов, С — с левым колесным цилиндром задних тормозов.
В колдун приора цена положении педали тормоза поршень 2 поджат рычагом 5 через пластинчатую пружину 7 к толкателю 20, который под этим усилием поджимается к седлу 14 клапана При этом клапан 18 отжимается от седла, в колдун приора цена чего образуется зазор Н, а также зазор К между головкой поршня и уплотнителем Через эти зазоры камеры регулятора давления тормозов А и D сообщаются с камерами В и С.
При нажатии на педаль тормоза жидкость через зазоры К и Н и камеры В и С поступает в колесные цилиндры тормозных механизмов. При увеличении давления жидкости возрастает усилие на поршне, стремящееся выдвинуть поршень из корпуса. Когда усилие давления жидкости превысит усилие упругого рычага, поршень начинает выдвигаться из корпуса, а вслед за ним перемещается под действием пружин 12 и 17 толкатель 20 вместе с втулкой 19 и кольцами При этом зазор М увеличивается, а зазоры Н и К уменьшаются.
Когда колдун приора цена Н выберется полностью и клапан 18 изолирует камеру D от камеры С, толкатель колдун приора цена вместе с расположенными на нем деталями перестает перемещаться вслед за поршнем. Теперь давление в камере С будет изменяться в зависимости от давления в камере В. При дальнейшем увеличении усилия на педали тормоза давление в камерах регулятора давления тормозов D, В и А возрастает, поршень 2 продолжает выдвигаться из корпуса, а втулка 19 вместе с уплотнительными кольцами 10 и тарелкой 11 под усиливающимся давлением в камере В сдвигается в сторону пробки При этом зазор М начинает уменьшаться.
Регулировка колдуна приора с болтом
Неправильная регулировка трансмиссии регулятора давления может привести к заносу автомобиля или в сторону во время торможения и снижению эффективности торможения.
Кроме того, хотелось бы отметить, что регулятор давления для Приоры и десятого семейства идентичен, а потому регулятор давления можно настроить согласно процедуре регулировки регулятора давления на автомобиле ВАЗ 2110 2111 2112 (инструкция прилагается к цветные изображения).
Инструмент необходимый для регулировки регулятора давления на автомобиле ВАЗ 2170 2171 2172 Лада Приора (Lada Priora)
Вам понадобятся: ключ «13», проволока диаметром 2,0-2,1 мм или 2 руб.
1. Установите автомобиль на смотровую канаву и несколько раз нажмите на заднюю часть автомобиля с усилием примерно 400–500 Н (40–50 кгс), чтобы установить заднюю подвеску в центральное положение. 2. Ослабьте передний болт, которым регулятор крепится к кронштейну.
3. С помощью проволоки в качестве щупа (можно использовать монету достоинством 2 рубля) отрегулируйте кронштейн так, чтобы зазор между рычагом исполнительного механизма и пружиной рычага составлял 2,0–2,1 мм.
4. Для этого переместите рычаг управления. Затяните болт в этом положении.
Проверка регулировки регулятора давления на автомобиле ВАЗ 2170 2171 2172 Лада Приора (Lada Priora)
5. Если регулятор давления отрегулирован правильно, при торможении со скорости примерно 40 км / ч на ровной дороге с твердым покрытием передние колеса должны блокироваться немного раньше, чем задние колеса (это может определить сторонний наблюдатель транспортное средство).
6. Если блокировка запаздывает — уменьшаем зазор, если слишком рано (до блокировки передних колес) — увеличиваем, с последующей обязательной проверкой таким же образом.
Регулятор тормозного усилия, в простонародье колдун, представляет собой механическое устройство, предназначенное для сброса избыточного давления в задних барабанных тормозах.
На автомобилях ВАЗ-2109, ВАЗ-2108, на ВАЗ-2114 и других переднеприводных моделях тольяттинского производства он устанавливался в левой задней части кузова, под днищем, перед балкой задней подвески. Регулятор тормозного давления на модели ВАЗ-2107 и другой «классике» расположен справа по ходу движения автомобиля.
В новых автомобилях, оснащенных ABS и EBD, мастер не используется.
Зачем нужен регулятор тормозных усилий
Функция регулятора заключается в временном уменьшении тормозного усилия при резком торможении. Дело в том, что равномерно распределенная сила на задней и передней оси может привести к заносу автомобиля. Если задние тормоза начинают работать немного позже и слабее передних, этого не происходит.
На основании вышеизложенного можно сделать вывод, что мастер — это элемент системы безопасности автомобиля, который частично поддерживает его устойчивость на дороге при экстренном нажатии на педаль тормоза. На современных моделях эту функцию выполняет АБС. Поэтому сегодня нет необходимости использовать в производстве технически устаревшее устройство.
Как работает колдун
Сам регулятор состоит из цилиндра, клапана, пружины и штока. Последний подключается к задней балке, благодаря чему обеспечивается работа чародея ВАЗ-2109. Контуры тормозной жидкости также проходят через регулятор давления в задней тормозной системе. Для их крепления к устройству предусмотрено 4 резьбовых ввода.
«alt=»»>
Как работает колдун-регулятор в ВАЗе? При экстренном торможении передняя часть автомобиля прижимается к земле, а задняя часть поднимается. Это приводит в движение шток регулятора, который блокирует поток жидкости в задние цилиндры. Пружина, помещенная под клапан, предотвращает его полное закрытие. Таким образом, задние механизмы по-прежнему работают, но позже и слабее передних.
Возможные неисправности регулятора
В общем, неисправностей, которые могут возникнуть у колдуна, немного. Это включает:
- Заклинивание клапана;
- Несоосность позиции;
- Утечка тормозной жидкости.
Мастер несовпадения настроек может быть настроен. Вы можете определить необходимость регулировки по поведению машины при включении тормоза. Если регулятор настроен неправильно, автомобиль начинает отбрасывать в сторону.
При заклинивании клапана или утечке жидкости механизм необходимо заменить. Теоретически это можно отремонтировать. Однако процесс такого ремонта сложен и дорог, что делает его нерентабельным.
Настройка регулятора тормозных усилий
Настройку мастера следует производить на эстакаде или смотровой яме. В этом случае автомобиль разгружается и доставляется к месту работы. Для выполнения манипуляции вам потребуются:
- 13 ключей или соответствующая головка;
- Сверло диаметром 2 мм.
Чтобы настроить колдуна, он с помощью гаечного ключа ослабляет болт крепления к кронштейну для руки. Затем с помощью отвертки сдвиньте скобу до тех пор, пока образовавшийся зазор не позволит вставить в нее подготовленное двухмиллиметровое сверло. После этого болт затягивается.
Примечание: Регулятор давления в тормозной системе ВАЗ-2110 и предыдущих моделей ВАЗ при работе закисает, поэтому его кронштейн не может сдвинуться. В такой ситуации залейте ржавый участок жидкостью WD-40, подождите 15-30 минут, затем отодвиньте деталь в сторону ударами молотка через мягкую выколотку.
Замена регулятора давления тормозов
Замена мастера на автомобилях ВАЗ-2110 и других автомобилях, оборудованных РДТ, производится на эстакаде. Вам понадобится ключ на 13, мощная отвертка и специальный ключ на 10, предназначенный для откручивания тормозных шлангов. Перед началом работ агрегат необходимо очистить от грязи и ржавчины, сбрызнуть WD-40 или другим проникающим составом, затем подождать полчаса.
Работа начинается с откручивания болта крепления кронштейна к пружине. После этого разбираются тормозные шланги, положение которых рекомендуется заранее разметить.
Также можно открутить фитинги с помощью обычного гаечного ключа. Однако использование специального инструмента облегчает работу и снижает вероятность «зализывания» краев. После примерки откручиваем два болта крепления мастера к корпусу и снимаем деталь.
«alt=»»>
устанавливать новый мастер ВАЗ-2110 необходимо в строгом обратном порядке. После его установки и перед регулировкой RTD необходимо прокачать задние тормозные контуры. Далее выполняется описанная выше процедура для настройки мастера.
Проверка
Проверка работы ВАЗ-2109, 2110 и других моделей АвтоВАЗа проводится на ходу, в закрытых помещениях. Для этого нужно разогнать машину до скорости 40 км / ч и резко нажать на тормоз. Задние колеса должны быть заблокированы на 1/2 секунды после передних колес.
За колесами следит помощник снаружи автомобиля. В том случае, если блокировка колес происходит заметно позже или не происходит вовсе, и даже если задний мост блокируется одновременно с передним, процедура настройки мастера повторяется.
Для увеличения времени срабатывания задних тормозов зазор между регулятором и кронштейном увеличен, для уменьшения соответственно уменьшен.
Гостеприимство!
В сегодняшней статье мы подробно разберем вопрос, который мучает многих автовладельцев, но звучит он так: «Как настроить мастера на автомобили Самарской семьи?» После прочтения появляется следующий вопрос: «О каком колдуне идет речь?» Давайте объясним! Sorcerer — популярное название регулятора тормозного давления, в статье вы найдете именно это слово.
Примечание!
Вам понадобятся следующие инструменты: гаечный ключ на 13 дюймов, плоская отвертка, короткий провод или сверло толщиной 2,0–2,1 мм».
Поделиться этим!
Благодаря мастеру при экстренном торможении автомобиль не заносит и тормозной путь сокращается. В жизни бывают ситуации, когда на дороге приходится резко тормозить, например, из-за пешехода, кошки, собаки, внезапно выбежавшей на дорогу. Если такие случаи случались в вашей жизни, расскажите об этом в комментариях, а главное поделитесь своим опытом, что нужно делать в такой ситуации. Жизненные советы будут очень полезны людям!
Когда нужно регулировать?
Настройка мастера необходима:
- Если ранее выполнялись работы, связанные со снятием балки задней подвески.
- После проведения различных работ, связанных с заменой рессор, с заменой амортизатора и других элементов подвески — другими словами, любое вмешательство по изменению дорожного просвета.
Примечание!
Неправильно настроенный мастер является причиной тяги на боку автомобиля при резком торможении, и процесс торможения теряет свою эффективность. Советуем внимательно следить за статусом мастера.
Регулируем колдун на ВАЗ 2108-ВАЗ 21099
Примечание!
Советуем перейти к статье о положении мастера (а также много интересного) «Регулятор тормозного давления и зачем он нужен автомобилю?».
1) В начале операции загоните автомобиль в смотровую яму и надавите на ее спину, чтобы подвеска автомобиля оказалась в среднем положении.
Примечание!
Рекомендуется производить регулировку на ненагруженной машине!
2) Затем с помощью ключа «13» ослабьте болт, которым регулятор крепится к кронштейну рычага.
3) Ослабив болт, вставьте проволоку подходящей толщины (сверло) в зазор между рычагом и пружиной рычага (точка, где провод вставляется в зазор, обозначена красной стрелкой). Но для входа провода одновременно переместите скобу отверткой до тех пор, пока провод не войдет в зазор (место, где скоба двигается отверткой, обозначено синей стрелкой).
Примечание!
Толщина сверла / проволоки составляет «2,0-2,1 мм», иначе мастер не сможет нормально поместиться.
4) И, наконец, затяните до упора болт крепления мастера к кронштейну .
Примечание!
Не забудьте снять провод после затяжки болта!
Проверка:
Проверка выполняется после регулировки, чтобы увидеть, можно ли ее отрегулировать.
1) Вначале убедитесь, что у вас есть помощник, другого пути нет.
2) Затем найдите безопасное место, всегда ровное.
Примечание!
Мы имеем в виду место, где не ходят пешеходы, не ездят машины и не ходят животные.
3) Попросите помощника выйти из машины, разогнаться до «40 км / ч» и резко нажать на педаль тормоза.
Примечание!
Между тем помощник должен внимательно следить за задними колесами автомобиля, потому что при резком торможении они должны блокироваться не сразу, а с задержкой. Мгновенно блокируются только передние колеса!
Настраиваем регулятор тормозных сил: «Колдун» несет богатыря
«Колдун», или, по каталогу, регулятор давления в приводе тормозных механизмов, не зря получил в народе столь меткое прозвище: как работает, никто толком не знает, но, говорят, будучи неисправным, способен преподнести неприятный сюрприз — заставить машину приплясывать при экстренном торможении. В этом-то и кроется коварство «колдуна»: при обычной эксплуатации, без торможений в пол, его работа или бездействие практически не ощущаются, а вот когда особенно необходима его помощь, ее можно не дождаться. Закисли поршни, обломилась тяга или рычаг привода, или взамен неисправного регулятора вы установили новый, но до поры не знаете, что узел бракованный или разрегулирован. Насколько это опасно?
Проверим в нашем эксперименте, как «колдовство» сказывается на эффективности тормозов при частичной и при полной нагрузке «Шевроле-Нива» и «Калины» и чего следует опасаться владельцу, не следящему за состоянием регулятора. Неисправность, от излишней активности до полного бездействия, сымитируем регулировками. Напомним, что задача регулятора — уменьшать тормозное усилие на задней оси, снижая вероятность заноса при торможении на юз. Регулятор, закрепленный на кузове и связанный упругим рычагом с балкой моста, ограничивает давление в задних тормозных механизмах в зависимости от положения задней части кузова относительно дороги, то есть от загрузки автомобиля.
«Колдун» — предшественник ABS, позволяющий в некоторой степени предотвратить блокировку задних колес при торможении и тем самым уменьшить вероятность заноса.
«ШЕВРОЛЕ-НИВА»
К слову, перед испытаниями шин на автомобилях без ABS мы каждый раз немного подстраиваем регулятор с учетом состояния дороги (снег, лед, асфальт), добиваясь блокировки задних колес чуть позже передних. Не будем нарушать традицию. Нашей «Шниве» оказался впору зазор между щечками регулятора в 16 мм, который и выставили упорным винтом.
Несколько торможений, и тормозной путь с 80 км/ч для машины с частичной нагрузкой определен: 34,4 м. С полной же нагрузкой… 33,6! Почти на метр короче! При этом водитель отметил потяжелевшую педаль и быстрый нагрев тормозов, потребовавших охлаждения перед каждым замером. Запомним эти параметры и внесем в регулировку «колдуна» коррективы. Для начала уменьшим зазор до 8 мм. Теперь регулятор существенно ограничивает давление в задних тормозных механизмах, перенося почти всю тяжесть работы на передние.
Тормозить стало сложнее, удержать передние колеса от срыва в юз не так просто — они блокируются очень резко и автомобиль, естественно, теряет управление. Однако результат, к нашему удивлению, тот же, что и в базовом варианте: 34,4 м. При полной нагрузке давить на педаль приходится гораздо сильнее, передние тормоза начинают перегреваться. Результат — 37,8 м. Это на 4,2 м больше, чем при базовой регулировке (33,6 м).
«Шевроле-Нива»
Третье состояние — уменьшаем влияние регулятора, увеличив зазор от исходного также на 8 мм, то есть выставляем 24 мм. Когда в машине двое, тормозной путь практически не меняется — 34,3 м. Однако теперь блокируются задние колеса. Зато при полной нагрузке торможение очень эффективное, замедлением легко управлять и результат рекордный: всего 30,8 м!
«ЛАДА-КАЛИНА»
Выставляем регулятор так, чтобы задок чуть опаздывал с блокировкой колес. При такой настройке и частичной нагрузке машине понадобилось для остановки всего 27 м. Полностью загруженной — 29,5 м. Есть небольшие сложности с предупреждением срыва в юз передних колес. Уменьшаем зазор в регуляторе до нуля — полупустая «Калина» останавливается через 31,8 м. Увеличение тормозного пути на 4,8 м, сопровождающееся резкой блокировкой передних колес. Груженая тормозит через 35,2 м, ухудшение еще больше — 5,7 м! Усилие на педали повышенное, тормоза ощутимо нагреваются.
Теперь регулятор сдвигаем так, чтобы задние тормоза работали максимально эффективно. При частичной нагрузке задние колеса резко блокируются и автомобиль уводит с курса — приходится отпускать педаль. На грани блокировки тормозить очень сложно. Результат — 30 м, что на 3 м хуже «нормы». Полная нагрузка дала результат 26,9 м, что на 2,6 м лучше базового (29,5 м). Замечаний относительно управления замедлением нет. При базовом положении регулятора с увеличением нагрузки тормозной путь увеличивается. При частичной нагрузке разброс результатов составляет 4,8 м, поэтому наиболее эффективно именно базовое положение. При отклонении от него в любую сторону тормозной путь увеличивается.
«КОЛДУН» ИЛИ ABS?
И все же такой регулятор на современном автомобиле — преданье старины глубокой. С ABS ему соперничать не по силам, особенно если за рулем среднестатистический водитель, не владеющий приемами экстремального вождения. Снаряженные массы «Калины» и «Приоры» почти одинаковы — разница менее процента. На тех же шинах, что стояли на «Калине», «Приора» с ABS показала лучшие результаты при любой загрузке. Причем никакого дозирования усилия на педали тормоза не требовалось, просто жмешь от души, а остальное делает электроника.
Результаты теста:
Результаты теста
Оптимальная регулировка «колдуна» соответствует усредненным заводским настройкам, а несколько процентов можно выиграть лишь при индивидуальной коррекции под конкретные тормозные колодки, шины, загрузку автомобиля и дорожные условия. Только вряд ли кто-то будет начинать каждую поездку с пробного пробега.
Казалось бы, можно уменьшить тормозной путь за счет увеличения давления в задних тормозах, но это грозит потерей устойчивости из-за раннего блокирования задних колес. А максимальную эффективность торможения сегодня может обеспечить только ABS.
На полностью загруженном автомобиле в зависимости от положения регулятора разброс длины тормозного пути составляет 8,3 м. Лучшие результаты, как и на «Ниве», — при увеличении давления в задних тормозах. Однако на скользкой дороге даже в плавных поворотах возможна ранняя блокировка задних колес, приводящая к заносу. А при частичной нагрузке при положении регулятора, отличном от базового, тормозной путь лишь увеличивается.