11. Сборка зубчатых передач, ременные и цепные передачи Сборка зубчатых передач
11. Сборка зубчатых передач, ременные и цепные передачи Сборка зубчатых передач.
Зубчатые колеса насаживают на посадочные шейки валов с небольшим зазором или натягом вручную или при помощи специальных приспособлений. Процесс сборки зубчатых передач заключается в установке и закреплении их на валу, проверке и регулировке этих передач.
Для правильного зацепления зубчатых цилиндрических колес необходимо, чтобы оси валов лежали в одной плоскости и были параллельны. Их выверка производится регулированием положения гнезд под подшипники в корпусе. После установки зубчатые колеса проверяют по зазору, зацеплению и контакту.
Качество сборки передач с коническими зубчатыми колесами определяется правильностью пересечения осей валов передачи, точностью углов между осями колес и величинами бокового и радиального зазора.
Cборка ременных передач
(ременных или цепных) сводится к установке и проверке с исправлением взаимного положения осей передачи, установке элементов передачи в заданном положении навешиванию гибких органов передачи (ремней или цепей).
Правильная и точная установка ременного привода не менее важна, чем правильный монтаж зубчатой передачи.
Сборка простого одноступенчатого ременного привода, состоящего из двух шкивов, производится в следующей последовательности. Сначала устанавливают в проектном положении рабочую машину, а затем, приложив линейку или струну к торцам шкивов, выверяют положение двигателя и надевают ремни. В передачах с плоским ремнем шкивы выверяют до надевания ремней, в клиноременных передачах один из шкивов (обычно меньший, сидящий на валу двигателя) окончательно выверяют только после того, как ремни уже надеты на шкивы. Если хотя бы один из шкивов клино-ременной передачи располагается между двумя подшипниками, то комплект клиновых ремней следует завести на вал до укладки его в подшипники, иначе ролики надеть не удастся.
Сборка ременной передачи. Сборка разъемных и цельных шкивов. Пригонка шпонки к шпоночному пазу. Балансировка шкивов. Проверка их на биение. Установка, проверка и регулирование натяжения ремней.
Сборка узла цепной передачи состоит из следующих операций:
– звездочки устанавливаются на взаимодействующие валы методом напрессовки прессами или винтовыми приспособлениями и фиксируются во избежание осевого смещения;
– производится проверка их расположения (они должны находиться в одной плоскости) и радиального и торцевого биения (с помощью индикатора);
– подбирается отрезок цепи необходимой длины (при ремонте – по старой цепи, при первичной сборке – согласно техническим условиям на конкретный механизм), надевается на звездочки и натягивается специальным приспособлением;
– замыкается цепь в кольцо. Если цепь состоит из четного количества звеньев, то ее концы соединяются обычным звеном, если число звеньев нечетное, то переходным звеном.
Для нормальной и долговечной работы цепной передачи необходимы два условия:
– во-первых, соблюдение натяжения цепи. Поскольку при работе механизма цепь испытывает постоянные нагрузки на вытягивание, то провисание цепи может увеличиться, цепь начнет болтаться, износ элементов передачи будет ощутимее. Поэтому при вытягивании цепи ее подтягивают либо натяжной звездочкой, если она предусмотрена конструкцией механизма, либо путем удаления звеньев, если это допустимо по техническим условиям, если натяжение откорректировать этими способами нельзя, то устанавливается новая цепь;
– во-вторых, постоянное присутствие смазочного материала.
Если для смазывания сопрягаемых элементов передачи используется пластичный смазочный материал, то цепь перед очередной процедурой смазки промывают в керосине, просушивают, а смазывают ее путем погружения в расплавленную смазку.
Если используется жидкая смазка, то необходимо своевременно пополнять масленки.
Сборка цепных передач. Пригонка, установка и крепление звездочек на валах. Проверка на торцевое и радиальное биение. Монтаж цепи и ее регулирование. Проверка натяжения цепных передач.
Регулировка ременных и цепных передач
Зубчатые, ременные и цепные передачи
В различных механизмах погрузочно-разгрузочных машин применяются открытые и закрытые зубчатые передачи. При техническом обслуживании этих передач проверяется величина износа рабочих поверхностей, отсутствие трещин, сколов и поломок зубьев, обращается внимание на нарушение правильности зацепления колес и шестерен (отсутствие недопустимых боковых и радиальных зазоров, торцового биения, смещения валов, т. е. нарушение их параллельности или перпендикулярности), контролируется наличие смазочного материала на поверхностях трения. Признаком нормальной работы зубчатого зацепления является плавная передача вращающего момента, сопровождающаяся однообразным умеренным шумом. Нарушения в работе зубчатых передач, как правило, связаны с изменением характера шума и отсутствием плавности вращения ведущего и ведомого валов.
Разность между теоретической толщиной зуба и полученной в результате замера штангензубомером равна абсолютной величине износа. На основании сравнения фактической величины износа зубьев с предельно допустимым значением устанавливают возможность дальнейшей эксплуатации передачи.
Долговечность работы передачи и интенсивность изнашивания зубьев в значительной мере определяются положением валов относительно друг друга.
Рекламные предложения на основе ваших интересов:
Рис. 13. Схема проверки положения валов:
а — перпендикулярности; б — параллельности
Перпендикулярность валов для конической зубчатой передачи проверяется рейсмусом и струной, закрепленной на одном из валов и вытянутой параллельно другому валу (рис. 13, а), а параллельность ведущего и ведомого валов —штангенциркулем или штихмасом (рис. 13, б).
При нормальном положении валов радиальный зазор, измеренный между верхней кромкой головки шестерни и основанием впадины колеса, должен составлять около 0,2 модуля.
Боковой зазор в зацеплении определяют при помощи мягкой проволоки или пластинки. Проволоку или пластинку закладывают между рабочими поверхностями зубьев шестерни и колеса, после чего последние проворачивают. Толщина деформированной проволоки или пластинки в месте контакта с рабочими поверхностями зубьев (в месте наибольшего сжатия) будет равна боковому зазору.
Боковой зазор между зубьями новых шестерен и колес при окружной скорости более 2 м/с в зависимости от модуля и суммы чисел зубьев составляет: верхний предел —0,4—1,2 мм; нижний предел —0,15—0,8 мм.
На открытые зубчатые передачи, как правило, наносят консистентные смазочные материалы. Перед смазкой необходимо очистить передачу от пыли, грязи и продуктов изнашивания.
Тихоходные открытые зубчатые передачи поливают жидкими маслами в процессе работы.
В закрытых зубчатых передачах смазка производится разбрызгиванием масла. При работе передачи в ванну погружается зубчатое колесо, а шэстерня смазывается от колеса. Вместимость ванны редуктора при одноступенчатой передаче обычно равна 0,18—0,37 л/кВт. При техническом обслуживании производится контроль уровня масла и доливка его, а также замена масла по мере необходимости с промывкой корпуса ванны.Эксплуатация ременных передач должна производиться в соответствии с установленными требованиями. Профили ремней и канавок необходимо содержать в таком состоянии, чтобы осуществлялся контакт только между боковыми поверхностями ремней и боковыми гранями канавок шкивов.
Недостаточное натяжение снижает эффективность работы передачи, уменьшая передаточное отношение, а повышенное приводит к сокращению срока службы ремней, увеличению нагрузок на валы и опоры.
Допстимые значения общего натяжения ремня, которые должны соблюдаться в эксплуатации, приведены в табл. 5.
При проверке натяжения ремня определяется усилие, необходимое для смещения ветви ремня на f = 1,55 мм на каждые 100 мм межцентрового расстояния.
При техническом обслуживании канавки шкивов очищают от грязи. Попадание в канавки смазочного материала не допускается. Рабочие канавки шкивов не должны закрашиваться краской.
Валы ременных передач должны располагаться параллельно, а канавки — одна против другой. Допускаемая непараллельность валов не более 1 мм на 100 мм длины, а допуск на смещение канавок — не более 2 мм на 1 м межцентрового расстояния. При межцентровом расстоянии свыше 1 м допуск можно увеличить не более чем на 0,2 мм на каждые 100 мм межцентрового расстояния.
Нормальная работа цепных передач может нарушаться вследствие износа звездочек, шарниров и отверстий, вызывая ослабление и провисание цепи. Слабое натяжение цепи приводит к возникновению ударных нагрузок, не обеспечивает плавности частоты вращения валов при пусках и остановках двигателей, повышает интенсивность изнашивания. Вместе с тем увеличение натяжения цепи отрицательно влияет на долговечность деталей передачи, так как в опорах валов имеют место повышенные нагрузки.
Рис. 15. Схема измерения шага цепи
Длительность эксплуатации цепей до замены определяется сроком, в течение которого достигается предельное состояние звеньев цепей. Роликовые цепи заменяют, если разрушены или деформированы детали, имеются трещины, выкрашивание металла, нарушена прочность соединений валиков или втулок в пластинах, подвижность шарниров, а также если увеличение среднего шага звеньев цепей против номинальных размеров превысило допустимую величину.
При определении среднего шага цепи измеряется длина звеньев цепи (рис. 15) с учетом зазора, имеющегося между крайними роликами и втулками на измеряемом участке цепи. Для этого крайние ролики смещаются в одну сторону при помощи специального клина и подвижной губки штангенциркуля.
Сравнение полученной величины с допустимым значением предельной длины позволяет принять решение о возможности дальнейшей эксплуатации или о необходимости замены цепи.
Степень натяжения цепи определяют измерением провисания ее холостой ветви. К звездочкам одновременно прикладывают рейку и в месте наибольшего провисания ветви замеряют линейкой расстояние от рейки до цепи. Стрела провисания не должна превышать 0,02 величины межцентрового расстояния для передач с углом наклона менее 30° и 0,002— 0,006 —для передач с углом наклона более 30°. Смазка цепных передач уменьшает их изнашивание, смягчает ударные нагрузки. При техническом обслуживании закрытых зубчатых .передач проверяют уровень масла и при необходимости доливают. Масляные ванны закрытых цепных передач необходимо периодически очищать от осадка и пополнять свежим маслом.
В различных механизмах погрузочно-разгрузочных машин применяются открытые и закрытые передачи. При техническом обслуживании этих передач проверяют износ рабочих поверхностей, отсутствие трещин, сколов и поломок зубьев, обращают внимание на нарушение правильности зацепления колес и шестерен (отсутствие недопустимых боковых и радиальных зазоров, торцового биения), контролируют наличие смазочного материала на поверхности трения. Признаком нормальной работы зубчатого зацепления является плавная передача крутящего момента, сопровождающаяся однообразным умеренным шумом. Нарушения в работе зубчатых передач, как правило, связаны с изменением характера шума и отсутствием плавности вращения ведущего и ведомого валов.
Разность между расчетной толщиной зуба и полученной в результате замера штангензубомером равна абсолютному износу. На основании сравнения фактического износа зубьев с предельным значением устанавливают возможность дальнейшей эксплуатации передачи.
При проведении технического обслуживания зубчатых передач обращается внимание на торцовое биение и радиальный зазор, которые контролируют индикаторами. Радиальный зазор зубчатых передач должен быть равен 0,2 их модуля. Для зубчатых колес диаметром до 300 мм торцовое биение не должно превышать ±0,2 мм, для колес диаметром 300—600 мм — ±0,3 мм, а для колес большего диаметра — ±0,5 мм.
Боковой зазор в зацеплении определяют при помощи мягкой проволоки или свинцовой пластинки. Проволоку или пластинку закладывают между рабочими поверхностями зубьев шестерни и колеса, после чего последние проворачивают. Толщина деформированной закладки в месте контакта с рабочими поверхностями зубьев (в месте максимального сжатия) численно равна боковому зазору.
Допустимые значения бокового зазора для цилиндрических и конических зубчатых передач с термически обработанными или шлифованными зубьями зависят от модуля. При модуле, равном 2 мм, боковой зазор должен находиться в пределах 0,12—0,15 мм, при модуле 2,5 мм — 0,15—0,18 мм, а при модуле 3 и 4 мм — соответственно 0,18—0,24 и 0,24—0,3 мм и т. д. Изменение бокового зазора достигается за счет регулирования межцентрового расстояния.
Для определения правильности зацепления зубчатых передач после их разборки и последующей сборки используют краску, нанесенную на несколько зубьев. Не дожидаясь высыхания краски, валы передачи проворачивают на три-четыре оборота. На основании полученных отпечатков судят о правильности работы зацепления. При нормально отрегулированном зацеплении пятно контакта должно располагаться примерно в средней части зуба по высоте, занимая по длине зуба не менее 70—80 %. Форма пятна близка к вытянутому эллипсу.
Регулирование зубчатых передач главным образом заключается в изменении числа прокладок в подшипниках. Уменьшают зазор, увеличенный вследствие износа, постепенным удалением числа прокладок до тех пор, пока свинцовая пластинка или мягкая проволока при проворачивании валов не будет полностью или почти полностью перерезаться гранью вершины зуба. Затем под оба подшипника вала цилиндрической зубчатой передачи или под неупорный подшипник конической передачи ставят такое число прокладок, которое в сумме соответствует требуемому зазору. Из-под упорного подшипника конической передачи следует такое число прокладок удалить. После этого крышки подшипников фиксируют.
Открытые зубчатые передачи смазывают пластичным смазочным материалов. После удаления старого материала и очистки от пыли, грязи и продуктов износа с помощью деревянной лопатки наносят свежий смазочный материал. Тихоходные открытые зубчатые передачи смазывают жидким смазочным материалом посредством полива в процессе работы.
Закрытые зубчатые передачи смазывают при помощи разбрызгивания масла. В период работы передачи в ванну погружают зубчатое колесо, а шестерня смазывается от колеса. При техническом обслуживании производится контроль уровня смазочного материала, доливка его, а также замена масла по мере необходимости с промывкой корпуса ванны.
Техническое обслуживание ременных передач должно производиться в соответствии с требованиями государственных стандартов. При этом в процессе эксплуатации передач контакт клиновых ремней в канавках шкивов должен осуществляться только между боковыми поверхностями ремней и боковыми гранями канавок шкивов. При смене ремни следует надевать на шкивы вручную в ненапряженном состоянии без применения каких-либо инструментов.
Расположение валов шкивов ременной передачи должно быть параллельным, а канавок — друг против друга. В эксплуатации допускается непараллельность валов из расчета не более 1 мм на 100 мм длины. Осевое смещение канавок шкивов не должно превышать 2 мм на 1 м межосевого расстояния и увеличивается не более чем на 0,2 мм на каждые 100 мм межосевого расстояния свыше 1 м.
При работе передачи канавки должны очищаться от грязи, на них не должны попадать смазочные материалы, растворители и другие вещества. Закрашивание канавок краской не допускается.
В процессе эксплуатации необходимо контролировать и регулировать натяжение ремней, особенно в первые 48 ч работы.
Для одноковшового погрузчика ТО-18 нормальное натяжение ремня привода компрессора должно быть таким, чтобы прогиб ремня от усилия в 4 кг составлял 11 мм, а предельные значения этого показателя 8 и 14 мм.
В случае выхода из строя одного из ремней комплекта заменяется весь комплект. Использование новых ремней с бывшими в употреблении недопустимо. Ремни, бывшие в эксплуатации, подбираются отдельными комплектами.
Нарушение нормальной работы цепных передач наступает вследствие износа звездочек, шарниров и отверстий, вызывая ослабление и провисание цепей. Недостаточное натяжение цепей приводит к возникновению ударных нагрузок, не обеспечивает плавности вращения валов при пусках и остановках двигателей, повышает интенсивность изнашивания. Однако увеличенное натяжение цепи отрицательно влияет на долговечность деталей передачи, так как в опорах валов имеют место повышенные нагрузки.
При выполнении технического обслуживания в цепных передачах проверяют стрелу прогиба ненатянутой ветви цепи, параллельность валов, положение звездочек и степень износа их звеньев. Измерение стрелы прогиба производится в средней части ненатянутой ветви обычной линейкой. Изменение прогиба для горизонтальных цепных передач не должно превышать 2% межосевого расстояния, для наклонных цепных передач в 45° — до 1%, а соответственно для цепных передач с наклоном ветви в 60° и вертикальных — 0,4 и 0,2%.
Рис. 8. Замер натяжения ремня
Положение звездочек определяют с помощью жестких линеек или туго натянутых струн. Отклонение в совпадении плоскостей звездочек передачи не должно быть более ±0,5 мм.
При определении среднего шага цепи измеряется длина десяти звеньев цепи (рис. 9) с учетом зазора, имеющегося между крайними роликами и втулками на измеряемом участке цепи. Для этого крайние ролики смещаются в одну сторону при помощи специального клина и подвижной губки штангенциркуля.
Сравнение полученного значения с допустимой длиной позволяет принять решение о возможности дальнейшей эксплуатации или необходимости замены цепи.
Большая Энциклопедия Нефти и Газа
Монтаж цепной передачи сводится к установке и закреплению звездочек на валах, надеванию цепи, ее натяжению с помощью различных приспособлений и регулировке. После установки и закрепления звездочек на валу их проверяют на радиальное и торцевое биение с помощью индикаторов. [1]
Монтаж цепных передач производится так же; как и ременных. Выверка звездочек ничем не отличается от выверки шкивов. При укладке цепи нужно иметь в виду, что цепь не должна быть сильно натянутой, так как в этом случае получаются сильные удары. [2]
Монтаж цепной передачи целесообразно начинать комплексной проверкой соответствия цепи и звездочек путем укладки цепи на зубья звездочки на дуге обхвата больше трех четвертей длины окружности. При этом цепь должна свободно, без ощутимых зазоров располагаться на зубьях звездочки. В противном случае монтаж передачи прекращают и проводят проверку точности звездочек и цепи с целью выявления причин их несопряжения. [3]
Качество монтажа цепной передачи сильно влияет на ее работоспособность. [4]
Качество монтажа цепной передачи существенно влияет на ее долговечность. [5]
Почему при монтаже цепной передачи звездочки устанавливают строго в одной плоскости. [6]
Наиболее ответственной операцией монтажа цепной передачи является установка зубчатых венцов звездочек в одной плоскости и устранение их осевых зазоров. При этом одну звездочку жестко закрепляют на валу, а другую перемещают в нужное положение вдоль вала, после чего звездочки и валы закрепляют. [7]
Поэтому погрешности изготовления и монтажа цепных передач должны быть в пределах допускаемых значений. На практике при расчете цепных передач буровых установок динамические нагрузки учитываются коэффициентом перегрузки. [8]
На основании изложенного при монтаже цепных передач необходимо обеспечить установку валов и звездочек с минимальными погрешностями, обратив особое внимание на точное расположение звездочек в одной плоскости. [9]
Если в конструкции узла нет натяжных приспособлений, то при монтаже цепной передачи необходимое натяжение создают с помощью струбцин. [11]
Данный метод рекомендуется в мелкосерийном и единичном производствах, а также при монтаже цепных передач , у которых при контроле монтажа по второму методу не удается выдержать значения 6i и ASO в допускаемых пределах. [12]
Цепная передача имеет некоторые преимущества как перед зубчатой, так и перед ременной передачей. При большом межосевом расстоянии нет надобности в промежуточных зубчатых колесах, так что передача получается легкой; изготовление и монтаж цепной передачи не требуют той точности, которая обязательна для передачи зубчатыми колесами. Вместе с тем цепная передача обладает и некоторой податливостью. Действительно, в каждом шарнире имеется тонкий слой смазки, а поскольку количество шарниров в цепи велико, то смазка придает цепи определенную упругость и амортизирует толчки и удары. В отличие от ремня цепь передачи не требует предварительного натяжения, а поэтому подшипники валов менее нагружены. Цепь работает сравнительно бесшумно, особенно если угол обхвата звездочек достаточно велик и если перед сборкой передачи цепь была смазана. [13]
Цепная передача способна передавать весьма большие силы, осуществлять передаточные отношения до i 1: 7, а в некоторых случаях и до г — 1; 15 — Цепная передача имеет некоторые преимущества как перед зубчатой, так и перед ременной передачей. При большом межосевом расстоянии нет надобности в промежуточных зубчатых колесах, так что передача получается легкой; изготовление и монтаж цепной передачи не требуют той точности, которая обязательна для передачи зубчатыми колесами. Вместе с тем цепная передача обладает и некоторой податливостью. Действительно, в каждом шарнире имеется тонкий слой смазки, а поскольку количество шарниров в цепи велико, то смазка придает цепи определенную упругость и амортизирует толчки и удары. В отличие от ремня цепь передачи не требует предварительного натяжения, а поэтому подшипники валов менее нагружены. Цепь работает сравнительно бесшумно, особенно если угол обхвата звездочек достаточно велик и если перед сборкой передачи цепь была смазана. [14]
Цепные передачи осуществляют при помощи втулочно-роликовой цепи. Профиль зуба звездочек определяют шагом цепи и диаметром ролика. Монтаж цепной передачи сводится к установке и закреплению звездочек на валах, надеванию цепи и ее регулировке. [15]
TKBA 20 приспособление для регулировки соосности шкивов
Лазерный прибор для выверки шкивов по торцевым поверхностям.
Мощный лазер зеленого цвета позволяет работать на улице!
Аналог TKSA 10, но лазером увеличенной мощности приспособленной для работы на улице (при ярком освещении)
Приборы SKF для выверки шкивов серии TKBA — Новинка!
TKBA 10 | TKBA 20 | TKBA 40 | |
Простой и точный для клиновых ремней | + | + | ++ |
Использование на других типах шкивов и/или звездочках | ++ | ++ | Требуется доп. адаптер TMEB A2 |
Макс. расстояние | 3м | 6м | 6м |
Использование в условиях солнечного света | + | ++ | + |
Использование с немагнитными шкивами и звездочками | Требуется G зажим – крепление на боковой пов-ти | Требуется G зажим – крепление на боковой пов-ти | Не рекомендуется |
Применение | Если требуется универсальность (например не только клиновые ремни, и/или звездочки) | Для точной центровки только клиноременных передач |
Приспособление для регулировки соосности шкивов SKF TKBA 20
Экономичный, простой в использовании прибор для выверки ременных и цепных передач, использующий высокоточные современные лазерные технологии в сочетании с простотой использования. Лазер зеленого цвета позволяет выполнять выверку на улице
Прибор для регулировки соосности шкивов SKF TKBA 20 обеспечивает выверку шкивов наиболее простым способам — по плоскостности торцевых поверхностей шкивов или зеведочек. Измерительные блоки крепятся на боковых поверхностях с помощью мощных магнитов — по одному блоку на каждый шкив. Мишень приемника позволяет легко и точно установить налицие перекоса. Вооруженный этой точной информацией оператор может легко выполнять требуемые регулировки до тех пор, пока след луча лазера не совпадет метками на приемнике.
Универсальность и простота:
- Мощные магниты позволяют установить блоки легко и быстро
- Не требуется специальное обучение
- Упрощена одновременная выверка натяжения и соосности
- Большое рабочее расстояние — 6 метров!
- Каждый блок имеет прочный корпус с защитой по классу IP40
- Лазер зеленого цвета позволяет работать на улице
TKBA 20
Одной из обычных причин внепланового простоя оборудования с ременным приводом является перекос шкива. Перекос вызывает износ ремня и самого шкива и приводит к повышению уровня вибрации и шума. Эти явления становятся причиной остановки всего механизма. Другим следствием повышенной вибрации является преждевременный выход из строя подшипника, что также приводит к внеплановой остановке машины.
Измерение параллельного и углового перекоса с использованием поверочной линейки или натянутой струны
Традиционные методы выверки ременных передач
Данные методы, получившие наиболее широкое применение, основываются либо на чисто визуальной оценке, либо на визуальной оценке с использованием поверочной линейки и/или натянутой струны. Главным преимуществом традиционных методов является небольшой период времени, необходимый для проведения измерений, хотя применение поверочной линейки требует большего времени, чем простая визуальная оценка. Основным недостатком данных методов является их низкая точность. Некоторые изготовители ремней рекомендуют максимальный горизонтальный угол перекоса порядка 0,5° или даже 0,25°, а такие значения слишком малы для невооруженного глаза.
Методы лазерной выверки ременных передач
По сравнению с традиционными методами выверки, лазерное оборудование для выравнивания ременных передач позволяет проводить выверку более быстро и точно. Доступное на рынке оборудование для лазерной выверки ременных передач можно разделить на две категории, исходя из принципа действия: выверка шкивов по торцам и выверка шкивов по ручьям.
Основным недостатком оборудования, которое в качестве базовой поверхности для выравнивания использует торцы или стороны шкивов, является то, что оно обеспечивает выверку только торцов, а не канавок по которым работает ремень. Поэтому, при использовании шкивов с разными толщинами, разных конструкций или типов, точность выверки снижается.
Оборудование, которое в качестве базовой поверхности использует ручьи шкивов, обеспечивает точность выверки шкивов независимо от их толщины, конструкции или марки.
Сборка ременных и цепных передач
Ременная передача состоит из двух и более шкивов, охваченных гибкой связью в виде плоского ремня (рис. 1, а), клинового ремня (рис. 1, б), поликлинового ремня (рис. 1, в) и круглого ремня (рис. 1, г).
Рис. 1. Ременные передачи
Шкивы обычно изготовляются литыми из чугуна, стали или пластмасс.
Шкивы плоскоременных передач бывают со спицами, со сплошным диском, в котором могут быть сделаны отверстия для уменьшения массы шкива, цельными и разъемными.
При расположении шкива на конце вала применяют цельные шкивы, а при расположении между подшипниками – разъемные. Шкивы бывают одноступенчатые и многоступенчатые. На многоступенчатом шкиве имеется несколько ступеней различного диаметра.
Шкивы для клиноременной передачи по конструкции отличаются от гладких шкивов только наличием на ободе призматических канавок.
Рабочие неразъемные шкивы монтируются на валу с тугой или напряженной посадкой.
Если шкив устанавливается на выступающей из подшипника шейке вала, то она может быть конической (рис. 2, а) или цилиндрической (рис. 2, б) с призматической или клиновой шпонкой. На цилиндрическом валу с призматической шпонкой делают буртик (рис. 2, в) для фиксирования положения шкива, а чтобы шкив не сдвинулся во время работы, его дополнительно крепят гайкой (рис. 2, г). Если шкив крепится клиновой шпонкой (рис. 2, в), то дополнительного крепления делать не требуется.
Рис. 2. Схемы сборки шкивов на валах: а – на коническом конце вала; б – на цилиндрическом конце вала со шпонкой; 1 – вал; 2 – шпонка; 3 – стопорный винт; в – установка шкива с креплением клиновой шпонкой; г – посадка шкива на шлицевом валу
Установка шкива на клиновой шпонке применяется лишь в тихоходных и неответственных передачах, когда не требуется точной посадки, так как клиновая шпонка смещает ось ступицы, а при небольшой длине ее появляется перекос, что недопустимо в быстроходных тяжело нагруженных передачах. При использовании призматической шпонки смещение оси ступицы шкива значительно меньше и такие соединения являются более точными.
Если требуется весьма высокая точность, применяют шлицевые соединения (рис. 2, г). При таком виде соединения шкивы центрируются лучше, чем на шпонках, увеличивается прочность и меньше изнашивается место посадки.
Для посадки шкива на вал применяют винтовые приспособления, например стяжные скобы (рис. 3).
Рис. 3. Схема посадки шкива с помощью стяжной скобы
Разъемный хомутик 1 надевают на вал и упирают в его буртик. Затем между спицами шкива пропускают тяги 2, а к торцу ступицы шкива подкладывают планку 3, в которую упирается винт 4. Поворачивая винт и, слегка ударяя через подкладку в разных местах по наружной поверхности ступицы, постепенно надвигают шкив на вал. Удары устраняют заедание шкива на валу вследствие возможных перекосов.
Разъемные шкивы можно устанавливать в любом месте по длине вала. Сборка шкива заключается в соединении шпильками двух его половинок.
Проверка правильности посадки шкивов на вал сводится к проверке на биение (рис. 4). Биение шкивов вызывает быстрый износ подшипников, а у передач точных быстроходных металлорежущих станков способствует повышению вибраций, увеличивающих шероховатость поверхности обрабатываемых деталей. Причинами биения шкивов являются: изгиб вала, неправильная механическая обработка шкивов и неправильная посадка их на вал при сборке. Биение шкивов проверяют рейсмасом-чертилкой или индикатором. При проверке биения индикатором отсчет ведут по циферблату индикатора, а при проверке чертилкой величину биения определяют щупом.
Рис. 4. Схемы проверки собранного шкива на биение наружной поверхности и биение торца
Шкивы в сборе с валами, работающие с окружной скоростью 5≤υ≤35 м/с, проверяются на наличие дисбаланса при статической балансировке. Величина допускаемого дисбаланса приведена в табл. 1.
Таблица 1. Величина допускаемого дисбаланса
Шкивы быстроходных передач, при скорости υ≥35 м/с, необходимо подвергать динамической балансировке.
Шкивы быстроходных передач для лучшей балансировки обрабатывают шлифованием. В подобных случаях внутреннюю поверхность обода и наружную поверхность ступицы выполняют цилиндрической.
Параллельность валов проверяют с помощью стрелок 1 и отвеса 2 (рис. 5, а). На концах валов укреплены стрелки, концы которых соприкасаются со шнуром. При повороте валов на 180° стрелки должны вновь соприкоснуться со шнуром. Проверку выполняют также с помощью линейки – рис. 5, б, с помощью шнура – рис. 5, в (при натягивании шнура между ободами шкивов и шнуром должен быть одинаковый зазор).
Рис. 5. Схемы проверки взаимной параллельности валов: а – с помощью шнура с гирями; б – металлической линейкой; в – шнуром; 1 – стрелки; 2 – гиря; 3 – шкивы
Для компенсации непараллельности осей плоскоременных передач меньший шкив могут выполнить с выпуклой образующей по наружному диаметру.
После проверки шкива на биение надевают ремень. Для этого шкивы вращают вручную и сначала надевают ремень на ведущий шкив, затем – на ведомый. Для надевания пользуются крючками или наводками.
2. Сборка цепных передач
Цепная передача состоит из двух звездочек – ведущей и ведомой, сидящих на валах и соединенных бесконечной цепью.
Цепная передача состоит из установленных на валы звездочек, связанных между собой цепью. По конструкции цепи бывают втулочно-роликовые (рис. 6, а) и зубчатые (рис. 6, б). Втулочно-роликовые цепи применяются для передач с малым числом оборотов, а зубчатые – с большим числом оборотов. Роликовые цепи допускают наибольшую скорость до 18 м/с, пластинчатые – до 30 м/с.
Рис. 6. Цепная передача: а – с втулочно-роликовой цепью; б – с пластинчатой цепью
Сборка цепной передачи состоит из установки и закрепления звездочек на валах, надевании цепи и регулировании. Звездочки на валах устанавливают так же, как и зубчатые колеса. После закрепления звездочки на валу ее следует проверить на радиальное и торцовое биение (табл. 1).
Таблица 1. Допустимое биение звездочек для втулочно-роликовых цепей, мм
Для правильной работы цепной передачи оси звездочек должны быть параллельны. Параллельность осей звездочек проверяют линейкой, уровнем или другими средствами (рис. 7, а). При сборке проверяют также относительное смещение звездочек в плоскости их осей (табл. 2).
Таблица 2. Допустимое относительное смещение звездочек в плоскости их осей, мм
Межцентровое расстояние | Смещение |
До 500 | 1,0 |
500-1000 | 1,5 |
Свыше 1000 | 2,0 |
Допускается незначительный перекос (рис. 7, а) или смещение параллельно плоскости линейки (рис. 7, б), обеспечивающие плавное сбегание и набегание цепи.
Рис. 7. Схема проверки правильности установки звездочек: а – при перекосе; б – при параллельном смещении оси
Длину цепи выбирают в зависимости от расстояния между центрами звездочек.
Цепи не должны быть чрезмерно натянуты, но и не должны иметь большого провисания. Шаг цепи должен строго соответствовать шагу звездочки или зубчатого колеса, иначе звенья цепи будут набегать на зубья звездочек, а это вызовет поломку звездочки или обрыв цепи.
Валы, на которых расположены звездочки, должны быть параллельны между собой; средние линии звездочек должны лежать в одной плоскости.
Концы отрезка цепи соединяют при помощи соединительных или переходных звеньев. Для втулочно-роликовой цепи соединительное звено представляет собой два валика, скрепленных пластинками (рис. 8, а).
Рис. 8. Соединительные звенья цепи
Таким звеном можно соединить только цепь, имеющую четное число звеньев. Для соединения концов цепи одну пластину снимают, валики вставляют в отверстия втулок конечных звеньев, затем устанавливают снятую пластину и зашплинтовывают валики. Если требуется собрать цепь с нечетным числом шагов, то вводится переходное звено (рис. 8, б). По такой же схеме собираются другие типы цепей.
При монтаже на звездочках для стягивания цепи применяют специальные стяжки (рис. 9).
Рис. 9. Приспособления для соединения звеньев втулочно-роликовой и зубчатой цепи
Установленная на звездочки цепь должна иметь некоторое провисание. Для горизонтальных цепных передач минимальная стрела провисания (в мм):
максимально допустимая стрела провисания:
2.1. Технические требования, предъявляемые к сборке цепных передач
Оси валов, на которых расположены звездочки, должны быть взаимно параллельны (допустимое отклонение 0,1 мм на длине 1000 мм).
Звездочки не должны быть смещены одна относительно другой в плоскости движения цепи. Допустимое смещение звездочек составляет 1-2 мм на каждые 1000 мм.
Пластины цепи должны быть параллельны между собой. Цепи не должны быть чрезмерно натянутыми, но и не должны иметь большого провисания.
Шаг цепи должен строго соответствовать шагу звездочки, иначе звенья цепи будут набегать на зубья звездочки, а это вызовет поломку зубьев или обрыв цепи.
Передачи должны работать плавно, без рывков. Допустимое биение оговаривается в технических условиях.
Пригонка и посадка звездочек на валы и выверка их производятся так же, как и у зубчатых колес.