Personalcam.ru

Авто Аксессуары
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Распределительный вал

Распределительный вал

Распределительный вал или распредвал — вал двигателя внутреннего сгорания, управляющий открытием и закрытием клапанов двигателя. Основная деталь газораспределительного механизма (ГРМ), служащего для синхронизации тактов работы двигателя и впуска-выпуска топливной смеси/воздуха и отработанных газов.

В современных автомобильных двигателях, как правило, расположен в верхней части головки блока цилиндров и соединён со шкивом или зубчатой звёздочкой коленвала ремнём или цепью ГРМ соответственно, и вращается с вдвое меньшей частотой, чем последний (на 4-тактных двигателях). Составной частью распредвала являются его кулачки, количество которых традиционно соответствует количеству впускных и выпускных клапанов двигателя. Таким образом, каждому клапану соответствует индивидуальный кулачок, который и открывает клапан, набегая на рычаг толкателя клапана. Когда кулачок «сбегает» с рычага, клапан закрывается под действием мощной возвратной пружины.

По расположению относительно блока цилиндров двигателя, распредвалы делятся на нижние и верхние.

Нижние расположены в самом блоке и в английской литературе обозначаются как «Cam-in-Block», могут управлять клапанами как с боковым, так и верхним расположением. Применялись широко в прошлом, а также и поныне для ряда тихоходных двигателей, либо там где требуется малая высота мотора.

Верхнее расположение распредвала достигается его размещением в головке блока цилиндров, и в английской терминологии обозначается как «OHC» (overhead cam) или «Cam-in-Head». Позволяет создавать моторы с высокими рабочими оборотами и мощностью. Двигатели с единственным верхним распредвалом на головку блока цилиндров в английской терминологии обозначаются «SOHC», с двумя распредвалами — «DOHC». Часть двигателей вовсе лишена распредвала в механизме ГРМ (поршневой либо золотниковое газораспределение). Ниже описаны варианты верхнего расположения распредвала:

Двигатели с рядной конфигурацией цилиндров и 2 клапанами на цилиндр обычно имеют один распределительный вал, с 3 клапанами (как правило 2 впускных и один выпускной) — также один распредвал, с 4 клапанами — как один, так и два распредвала, хотя преобладают решения с двумя валами. V-образные и оппозитные двигатели — либо один распредвал в развале блока, либо два — по одному на каждую головку блока.

Использование одного распредвала упрощает конструкцию, удешевляет её, делает компактнее и дешевле в обслуживании. Применяется как правило в бюджетных моторах, либо там где использование двух распредвалов нерационально или технически затруднено.

Использование двух распредвалов позволяет проще организовать привод 4-х клапанов на цилиндр (это необходимо для увеличения наполнения цилиндров), уменьшить инерционные нагрузки в ГРМ, легко организовать сдвиг фаз газораспределения. Это один из обязательных пунктов в увеличении мощности и эффективности мотора. Современные двигатели всё чаще имеют системы регулировки фаз газораспределения, то есть механизмы, которые позволяют проворачивать распредвал относительно приводной звездочки, тем самым изменяя момент открытия и закрытия (фазу) клапанов, и тем самым увеличить наполнение цилиндров. Также применяются системы изменения хода клапанов, имеющие большее количество кулачков распредвала, чем самих клапанов.

Регулирование дизеля

Дизель регулируют для обеспечения заданных показателей его работы на эксплуатационных режимах по мощности, экономичности, приемистости, надежности и т. д. Нарушение заводских рекомендаций по регулировке дизеля в эксплуатации, порой малозаметное по регистрируемым параметрам, может привести к серьезным отрицательным последствиям.

К конструктивным факторам, с которыми приходится сталкиваться при регулировке дизеля, относятся общий угол опережения подачи топлива; фазы газораспределения; цикловая подача топлива и угол опережения подачи топлива по цилиндрам; взаимодействие привода управления топливными насосами с регулятором частоты вращения и предельным выключателем.

Определение положения поршня в верхней мертвой точке. Поршень имеет два характерных положения: верхнее положение, когда расстояние между поршнем и крышкой минимальное, называется верхней мертвой точкой (в. м. т.), и нижнее, когда это расстояние максимальное, — нижней мертвой точкой (н. м. т.). Разница между этими характерными точками составляет 180° поворота коленчатого вала.

Основные положения поршня служат началом отсчета для всех конструктивных регулировок дизеля. Приспособление ДЛЯ определения верхней мертвой точки имеется в комплекте инструмента и приспособлений к каждому дизель-генератору. Отсчет градусов поворота коленчатого вала ведется по ведущему диску муфты, который имеет градуировку от 0 до 360°. Здесь же нанесены метки в. м. т. поршней, расположенные по порядку работы цилиндров.

Градуировка диска и нанесение меток в. м. т. осуществляются на заводе; в эксплуатации иногда приходится уточнять правильность установки стрелки, от которой ведется отсчет положени 1 коленчатого вала. Обычно эта операция выполняется после ре монта дизеля.

Приспособление для проверки в. м. т. состоит из индикатора, кронштейна и штока. Шток через индикаторный канал вводят в цилиндр до упора в головку поршня (индикаторный кран при этом должен быть снят). Перемещение поршня при проворачива»

нии коленчатого вала передается штоку и фиксируется индикатором, установленным на кронштейне. Поставив приспособление, необходимо повернуть коленчатый вал дизеля до полной остановки стрелки индикатора, который после этого устанавливают с натягом 5-6 мм, а цифру «нуль» шкалы индикатора необходимо совместить со стрелкой.

Для того чтобы выбрать зазоры в приводе распределительного вала коленчатый вал поворачивают вначале против направления его вращения до тех пор, пока шток приспособления не переместится на 3-4 мм, а затем по направлению вращения до тех пор, когда индикатор покажет 1,5-2,00 мм (например, 1,80 + 0,02 мм) до нулевого положения. В этот момент на диске муфты отмечается положение стрелки.

Читайте так же:
Регулировка привода стояночного тормоза ланос

Затем коленчатый вал дизеля поворачивают по направлению вращения так, чтобы шток приспособления переместился на 3-4 мм от нулевого положения (при этом поршень пройдет в. м. т.), а потом, выбирая зазоры, против направления вращения так, чтобы стрелка индикатора приспособления не доходила 1,50- 2,00 м (в данном случае 1,80 + 0,02 мм) до нулевого положения, и отмечают на диске муфты положение стрелки. Верхнюю мертвую точку находят делением пополам расстояния между полученными отметками на диске муфты.

Проверка и регулирование общего угла опережения подачи топлива. От угла опережения подачи топлива в цилиндр в большой мере зависит характер протекания рабочего процесса и температура деталей цилиндро-поршневой группы. Для дизелей типа Д49 при применении поршней по чертежу 5Д49.22СБ-6 общий угол опережения подачи топлива устанавливался в положении 22-23° поворота коленчатого вала до в. м. т., а для поршней по чертежу 5Д49.22СБ-9 в положении 25-28° поворота коленчатого вала до в. м. т. в зависимости от форсировки дизеля. Неправильная установка угла опережения подачи топлива может вызвать ряд нежелательных явлений. Угол опережения подачи топлива устанавливается более ранним, чем положено. В этом случае увеличиваются давление сгорания (неточность в 1° п. к. в. дает изменение максимального давления сгорания от 0,3 до 0,4 МПа в зависимости от форсирования двигателя) и жесткость работы двигателя (ощущаются «на слух» звонкие удары в цилиндрах, особенно в диапазоне частоты вращения коленчатого вала от 400 до 700 об/мин). В результате снижается ресурс дизеля за счет роста динамических нагрузок на детали цилиндро-поршневой группы и подшипники коленчатого вала.

При установке более позднего момента начала подачи топлива происходит уменьшение максимального давления сгорания и жесткости работы двигателя, дымность выпуска увеличивается, снижается экономичность в диапазоне 70-100 % -Уном и, хотя температура крышки цилиндров и поршня при уменьшении угла опережения подачи топлива на 2-3° п. к. в. относительно реко мендованного несколько уменьшается, возрастает температура выпускных клапанов и деталей турбины за счет роста температуры выпускных газов. В обоих случаях пропорционально экономичности изменяется мощность двигателя.

При доводке дизеля угол опережения подачи топлива выбирается с учетом вышеприведенных факторов и допуска на индивидуальную регулировку угла по цилиндрам, за счет прокладок под топливные насосы высокого давления. Поэтому необходимо тщательно придерживаться рекомендаций завода при регулировке угла опережения подачи топлива.

Конструкция распределительного вала дизеля обеспечивает фиксированное (в соответствии с порядком работы цилиндров) расположение кулачковых шайб привода впускных, выпускных клапанов и топливных насосов. Привод распределительного вала позволяет устанавливать взаимное положение коленчатого и распределительного валов с точностью 0,27° п. к. в. за счет разницы шлицев соединительной втулки и приводного вала. Установка и проверка общего угла опережения подачи топлива выполняются только при ремонтах двигателя, связанных с разборкой узла привода распределительного вала.

Соединение распределительного вала с коленчатым валом. Предварительно штанги привода впускных и выпускных клапанов снимают, так как при начальных стадиях процесса соединения валов можно погнуть штанги и клапаны от соприкосновения их с поршнями. Соединение распределительного вала с коленчатым валом производится после проверки в. м. т.

Вместо первого топливного насоса устанавливают приспособление (рис. 113) для замера общего угла опережения подачи топлива и в любом положении распределительного и коленчатого валов вводят шлицевую втулку (см. рис. 36) в зацепление с шестерней привода распределительного вала и распределительным валом.

Медленно поворачивая валоповоротным механизмом коленчатый вал по направлению вращения, определяют, когда толкатель приспособления будет находиться на цилиндрической части топливной шайбы. В этом положении распределительного вала устанавливают индикатор с натягом 2-3 мм, а цифру «нуль» шкалы индикатора совмещают с его стрелкой. Далее поворачивают коленчатый вал по направлению вращения до подъема толкателя приспособления на 5 мм (отчет ведется по шкале индикатора). Специальным съемником выводят шлицевую втулку из зацепления с распределительным валом, коленчатый вал проворачивают по направлению вращения и устанавливают в положение, соответствующее размеру опережения подачи топлива в градусах, приведенных в формуляре дизель-генератора. После этого шлицевую втулку вводят в зацепление с шестерней распределительного вала и распределительным валом: снимают съемник, ставят маслоот-бойник, регулировочное кольцо и при помощи специальных щипцов устанавливают стопорное кольцо Правильность соединения распределительного вала с коленчатым валом проверяют по общему углу опережения подачи топлива.

1. Регулирование дизеля

Проверка угла опережения подачи топлива. Общий угол опережения подачи топлива проверяют в порядке, установленном инструкцией, по первому цилиндру с использованием того же приспособления, что и для соединения распределительного вала с коленчатым (см рис. 113) Для этого валоповоротным механизмом поворачивают коленчатый вал по направлению вращения до тех пор, пока толкатель 2 приспособления станет на цилиндрическую часть топливной шайбы. В этом положении индикатор приспособления устанавливают с натягом 2-3 мм и цифру «нуль» шкалы индикатора 1 совмещают со стрелкой. Затем коленчатый вал поворачивают по направлению вращения до подъема толкателя приспособления на 5 мм (отсчет ведется по шкале индикатора). Это положение соответствует началу подачи топлива, которое определяется по числу градусов на диске муфты между стрелкой и меткой в м. т. проверяемого цилиндра.

Читайте так же:
Регулировка клапанов ховер зазор

Угол опережения подачи топлива регулируют в случае, если его величина не соответствует записанной в формуляре дизеля. Для этого нажатием на ^рычаги специальным приспособлением снимают штанги привода клапанов во избежание их повреждения при соприкосновении с поршнем. Затем открепляют и снимают крышку (см. рис. 36) привода распределительного вала; специальными щипцами, имеющимися в комплекте инструмента, снимают стопорное кольцо, вынимают регулировочное кольцо и масло-отбойник; снимают индикатор приспособления. На шлицевую втулку устанавливают съемник и медленным вращением коленчатого вала по направлению вращения находят положение, при котором шлицевая втулка свободно выходит из зацепления, отмечают на диске муфты показание стрелки и вынимают шлицевую втулку После этого поворачивают коленчатый вал:

при уменьшении общего угла опережения подачи топлива — по направлению вращения коленчатого вала на необходимый угол уменьшения опережения подачи топлива от полученного при проверке;

1. Регулирование дизеля

Проверка фаз газораспределения. Фазы газораспределения определяют начало открытия и конец закрытия впускных и выпускных клапанов относительно верхней и нижней мертвых точек. От правильности установки фаз зависит процесс газообмена в цилиндре двигателя и как следствие мощность, расход топлива, температура выпускных газов, дымность и т. д. С проверкой фаз газораспределения на двигателе приходится сталкиваться обычно в процессе ремонта, когда распределительный вал разбирают. Фазы газораспределения проверяют после проверки опережения подачи топлива, т. е. если есть уверенность в правильности соединения распределительного вала с коленчатым валом.

Перед проверкой необходимо удалить масло из гидротолкателей и выбрать в них зазоры. Масло из гидротолкателей удаляется с помощью специального приспособления (рис. 114). Зазор в гидротолкателях выбирается с помощью мерного набора пластин щупа, устанавливаемых между колпачками клапана и гидротолкателя. Проверка фаз газораспределения на дизеле производится с помощью приспособления, показанного на рис. 115.

При заводской сборке распределительного вала все кулачковые шайбы устанавливают на фиксирующие шпонки, пазы под которые в вале сделаны в строгом соответствии с порядком работы цилиндров. Поэтому проверку фаз достаточно вести по одному цилиндру, в соответствии с заводской инструкцией — по первомуправому. Для этого снимают крышку кожуха крышки цилиндра, валоповоротным механизмом проворачивают коленчатый вал по направлению вращения и устанавливают кривошип проверяемого цилиндра в положение 85-90° после н. м. т., когда проверяют начало открытия впускных клапанов, и в положение 85-90° за в. м. т., когда проверяют начало открытия выпускных клапанов. Устанавливают на колпак крышки цилиндра приспособление для проверки фаз газораспределения так, чтобы шток приспособления опирался на тарелку одного из клапанов, индикатор устанавливают с натягом 7-8 мм, а цифру «нуль» шкалы индикатора совмещают с его стрелкой. Медленно проворачивают коленчатый вал дизеля по направлению вращения и отмечают по шкале индикатора 5 мм открытия клапана. В этом положении коленчатого вала отсчитывают число градусов на шкале муфты между положением стрелки и меткой в. м. т. при проверке начала открытия впускных клапанов и н. м. т. при проверке начала открытия выпускных клапанов.

Полученные значения фаз газораспределения должны соответствовать указанным в формуляре дизель-генератора.

Проверка и установка зазоров в гидротолкателях. Торцовый зазор между корпусом и плунжером гидротолкателя подобран из расчета компенсации температурных удлинений деталей клапанного механизма и одинаков для всех модификаций дизелей типа Д49. На холодном двигателе при температуре охлаждающей воды, масла и температуре окружающей среды около 20 °С он равен для впускных клапанов 0,4-0,6 мм, для выпускных клапанов 0,6-0,8 мм. При недостаточном зазоре клапан не будет полностью закрываться и в результате прорыва газов в процессе сгорания температура его тарелки недопустимо повысится. Это может привести к повреждению клапана и седла в крышке цилиндра, Внешним признаком недостаточных зазоров в гидротолкателях является повышение температуры выпускных газов соответствующих цилиндров, а в отдельных случаях прекращение работы этих цилиндров на холостом ходу.

При увеличенном зазоре в гидротолкателе может повыситься скорость посадки клапана на седло и как следствие вызовет интенсивный износ фасок клапана и седла. Чтобы для каждого впускного и выпускного клапанов одной крышки цилиндра за-

1. Регулирование дизеля 1. Регулирование дизеля

зоры в гидротолкателях находились в пределах допуска, необходимо установить неодновременность открытия клапанов не выше 0,2 мм.

Проверка и установка одновременности открытия клапанов и зазоров на масло производятся с помощью приспособления (рис. 116). Вначале поршень проверяемого цилиндра устанавливают в в. м. т. при такте сжатия (ролики рычагов распределительного вала должны находиться на цилиндрической части шайбы), затем снимают штанги и вынимают из рычагов гидротолкатели.

После удаления масла из гидротолкателей их устанавливают обратно в рычаги согласно маркировке, а на рычаг крышки цилиндра устанавливают приспособление так, чтобы его штоки стояли на тарелках клапанов в плоскости, проходящей через оси клапанов, или несколько ближе к лотку. Индикаторы устанавливают с натягом 1,5-2 мм и совмещают цифру «нуль» шкал индикаторов с их стрелками.

Нажатием на рычаг определяют зазор на масло и одновременность открытия клапанов (стрелки индикаторов при выборе зазора перемещаются на плюс; при начале открытия клапанов или стоят, или незначительно перемещаются на минус), зазор определяется по окончании движения стрелок индикаторов на плюс. Одновременность открытия’ клапанов в пределах допуска достигается подбором или шлифовкой колпачков клапанов.

Читайте так же:
Маз как регулировка кулисы

Если зазоры на масло в гидротолкателях при удовлетворительной одновременности будут больше или меньше допустимых пределов, их регулируют увеличением или уменьшением длины штанг. После регулировки необходимо законтрить штанги и застопорить контргайки, после чего вновь проверить зазоры на масло.

Регулировка распредвала на дизелях

Механизм газораспределения дизельных двигателей

Механизм газораспределения предназначен для впуска в цилиндры свежего воздуха и выпуска продуктов сгорания. Он состоит из распределительного вала, зубчатых колес распределения, впускных и выпускных клапанов, крепежных деталей.

Распределительный вал дизеля СМД-31 стальной, четырех-опорный, СМД-23 трехопорный. Поверхности шеек и кулачков закалены ТВЧ.

У дизеля СМД-31 на средних шейках распределительного вала имеется кольцевая канавка, через которую масло подается к клапанному механизму. У дизеля СМД-23 на последней шейке распределительного вала просверлен канал, обеспечивающий подачу масла к клапанному механизму.

Рекламные предложения на основе ваших интересов:

Привод распределительного вала осуществляется через промежуточное зубчатое колесо, находящееся в зацеплении с зубчатыми колесами коленчатого вала и топливного насоса. Для обеспечения правильности сборки на зубчатых колесах имеются метки Р (распределительный вал), К (коленчатый вал), Т (топливный насос). При сборке метки должны быть совмещены.

На кулачки распределительного вала опираются толкатели, совершающие при работе возвратно-поступательное движение, и кулачок. В толкателях расположены штанги, изготовленные из стального прутка. Сфера штанг закалена ТВЧ. При работе штанги приводят в движение коромысла, которые открывают клапаны, закрывающиеся под воздействием пружин. Клапанные пружины закреплены на клапанах с помощью тарелки, втулки и сухаря.

В дизеле СМД-31 на каждой головке цилиндров имеются три оси коромысел (с двумя коромыслами на каждой оси). Осевое перемещение коромысел ограничено стопорными кольцами. В дизеле СМД-23 одна ось коромысел.

Клапаны изготовлены из жаропрочной стали, а направляющие втулки, расположенные в головках цилиндров, металлокерамические.

Техническое обслуживание механизма газораспределения заключается в периодической проверке и при необходимости регулировке зазора между бойком коромысла и торцами стержня клапана, проводимых через 480 моточасов.

Номинальный зазор для впускных и выпускных клапанов холодного дизеля 0,4…0,45 мм.

При проверке и регулировке зазоров дизелей СМД-23 и СМД-31 установите поршень первого цилиндра в в.м.т., для чего, вращая коленчатый вал по ходу часовой стрелки, наблюдайте за клапанами первого цилиндра. Они должны открыться, а затем закрыться. Продолжая медленно проворачивать коленчатый вал, совместите метку в.м.т. на маховике с риской-указателем на картере маховика (рис. 18). При этом положении клапанов проверьте и при необходимости отрегулируйте зазор. Для выполнения операции используйте гаечный ключ 17×19, торцовый ключ 12×14, отвертку и щуп № 2 или 3.

Регулировку зазоров остальных клапанов проводите в последовательности работы цилиндров дизеля (СМД-23: 1-3-2-4; СМД-31: 1-5-3-6-2-4), проворачивая коленчатый вал дизеля СМД-23 на полоборота, СМД-31 – на 120°.

На дизеле СМД-24 необходимо после открытия и закрытия клапанов вывернуть из картера маховика шпильку, установить ее обратной (нерезьбовой) частью в то же отверстие и, медленно продолжая вращать коленчатый вал, совместить шпильку с отверстием в маховике (рис. 20). При этом положении клапанов проверьте и при необходимости отрегулируйте зазор. Регулировку зазоров остальных клапанов проводите в последовательности работы цилиндров дизеля (1-3-2-4), каждый раз проворачивая коленчатый вал по ходу часовой стрелки на пол-оборота.

Техническое обслуживание дизеля Д-243

При замене масла в картере дизеля Д-243 трактора МТЗ-82 выполняйте следующие рекомендации:

— заливайте в масляный картер только рекомендованное настоящей инструкцией масло, соответствующее сезонному периоду эксплуатации;

— заливайте масло до верхней метки на маслоизмерительном стержне. Не допускайте работу дизеля с уровнем масла ниже нижней и выше верхней метки;

— проверку уровня масла проводите не ранее, чем через 3-5 мин после остановки дизеля;

— замену масла в картере двигателя производите через 500 ч. (при ТО-2).

— Для слива масла в нижней части масляного картера дизеля имеется отверстие, закрываемое пробкой.

Проверка и регулировка зазоров в клапанах двигателя Д-243

Зазоры между клапанами и коромыслами проверяйте и регулируйте после обкатки нового трактора МТЗ-82 и через каждые 500 ч. (при ТО-2), а также после снятия головки цилиндров, подтяжки болтов крепления головки цилиндров и при появлении стука клапанов.

Зазор между бойком коромысла и торцом стержня клапана на непрогретом дизеле регулируйте на величину 0,25. 0,30 мм для впускных и выпускных клапанов.

Регулировку клапанов Д-243 производите в следующем порядке (рис. 35):

— снимите колпак крышки головки цилиндров;

— проверьте затяжку крепления стоек валика коромысел;

— установите поршень первого цилиндра в ВМТ (оба клапана должны быть закрыты);

— отпустите контргайку 2 винта на коромысле регулируемого клапана и, вворачивая или выворачивая винт 1, установите между бойком коромысла и торцом стержня необходимый зазор по щупу 3.

— После установки зазора затяните контргайку и снова проверьте зазор щупом, проворачивая штангу.

— Клапаны регулируйте в последовательности, соответствующей порядку работы дизеля (1-3-4-2), проворачивая коленчатый вал на 1/2 оборота по ходу часовой стрелки.

Рис. 35. Регулировка зазоров в клапанах двигателя МТЗ-82

Допускается регулировка клапанов Д-243 другим способом:

Читайте так же:
Двигатель f8q регулировка клапанов

— снимите колпак крышки головки цилиндров;

— проверьте затяжку крепления стоек валика коромысел;

— проверните коленвал до момента перекрытия клапанов в первом цилиндре (впускной клапан 1-го цилиндра начинает открываться, выпускной клапан — заканчивает закрытие) и отрегулируйте зазор в 4, 6, 7 и 8 клапанах (отсчет клапанов от вентилятора);

— проверните коленвал на один оборот, установив перекрытие в четвертом цилиндре, и отрегулируйте зазор в 1, 2, 3 и 5 клапанах.

После регулировки зазоров поставьте на место колпак крышки. При перепроверке на холодном двигателе допускаются зазоры 0,20. 0.35 мм для впускных и выпускных клапанов.

Проверка затяжки болтов крепления головки цилиндров Д-243

Проверку затяжки болтов крепления головки цилиндров проводите после обкатки нового трактора и через 10ОО ч (при ТО-3) на прогретом дизеле в следующем порядке:

— снимите колпак и крышку головки цилиндров;

— снимите ось коромысел с коромыслами и стойками;

— динамометрическим ключом проверьте затяжку всех болтов крепления головки цилиндров в последовательности, указанной на рис. 36. Момент затяжки должен быть 19-21 кгсм (190-210 Нм);

— после проверки затяжки болтов крепления головки цилиндров установите на место ось коромысел и отрегулируйте зазор между коромыслами и клапанами.

— Установите на место крышку головки и колпак крышки.

Разборка и очистка ротора центробежного масляного фильтра Д-243

Очистку ротора центробежного масляного фильтра производите одновременно со сменой масла в картере двигателя МТЗ-82.

Очистку ротора производите в следующей последовательности:

— отверните колпачковую гайку 1 (рис. 37) крепления колпака 2 центробежного фильтра и снимите его;

— между корпусом фильтра и днищем ротора вставьте отвертку (стержень небольшого диаметра) и застопорите ротор от проворачивания (см. рис. 38). Ключом S=36 мм, вращая гайку 4 крепления стакана ротора, стяните стакан 3 с корпуса ротора;

— с помощью деревянного скребка удалите слой отложений с внутренних стенок стакана ротора;

— при необходимости очистите сопловые отверстия в верхней части колонки ротора;

— соберите ротор в последовательности, обратной разборке, совместив метки на роторе и стакане ротора. Перед установкой стакана ротора смажьте моторным маслом уплотнительное кольцо. Гайку крепления стакана заворачивайте с небольшим усилием до полной посадки стакана на ротор; гайку 1 крепления колпака 2 затягивайте моментом 3,5-5,0 кгсм (35-50 нм);

— проверьте работу центробежного масляного фильтра. После остановки дизеля в течение 30-60 с под колпаком фильтра должен быть слышен легкий шум от вращения ротора.

Промывка фильтра предварительной очистки масла Д-243

После обкатки трактора МТЗ-82 и через каждые 1000 ч работы промойте фильтр предварительной очистки масла 1 (рис. 39) и продуйте сжатым воздухом до полного удаления загрязнений, предварительно демонтировав его из масляной магистрали дизеля. При установке фильтра в масляную магистраль
обеспечьте вход масла с той же стороны, что и до снятия фильтра.

Промывка набивки сапуна

Набивку сапуна дизельного двигателя МТЗ-82 промывайте топливом через 1000 ч (при ТО-3). Для этого снимите корпус сапуна, выньте сапун, промойте его и продуйте сжатым воздухом.

Залейте внутрь сапуна немного масла и, дав ему стечь, поставьте сапун на место. Одновременно с промывкой сапуна промойте сетку, установленную между маслозаливной горловиной и блоком цилиндров.

Регулировка сливного клапана центрифуги

При работе дизеля МТЗ-82 на номинальных оборотах и температуре воды 95 °С давление масла должно быть 2,5-3,5 кгс/см2 (0,25-0,35 МПа). Если давление масла при указанных условиях ниже 1,0 кгс/см2 (0,1 МПа), остановите дизель, выясните и устраните причины снижения давления масла.

Подрегулировку давления масла в системе смазки производите затяжкой пружины сливного клапана центробежного масляного фильтра (рис. 40), предварительно сняв резьбовую пробку.

Операции технического обслуживания системы охлаждения Д-243

При ТО системы охлаждения двигателя МТЗ-82 придерживайтесь следующих рекомендаций:

— поддерживайте уровень охлаждающей жидкости в верхнем бачке на 50-60 мм ниже верхнего торца заливной горловины радиатора (уровень должен быть не ниже 100 мм от верхнего торца заливной горловины);

— следите за температурой охлаждающей жидкости. При превышении температуры проверьте уровень охлаждающей жидкости и натяжение ремня вентилятора;

— содержите радиатор в чистоте и периодически очищайте его;

— натяжение ремня вентилятора проверяйте через 125 ч (при ТО-1) Натяжение ветви между шкивами коленчатого вала и генератором должно быть таким, чтобы при нажатии с усилием 40 Н прогиб ремня был 15-22 мм. Регулировку натяжения производите поворотом генератора;

— при необходимости, но не реже, чем через 2000 ч, очищайте систему охлаждения от накипи. Для этого заполните ее раствором, состоящим из 50-60 г кальцинированной соды на 1 л воды, запустите дизель, дайте ему возможность проработать 8-10 ч, после чего остановите дизель, слейте из системы раствор и промойте ее чистой водой;

— в водяном насосе системы охлаждения установлены подшипники и торцевое уплотнение, не требующие технического обслуживания в течение всего периода эксплуатации.

Техническое обслуживание воздухоочистителя

Обслуживание воздухоочистителя производите через 1000 ч работы дизеля Д-243, а также в случае загорания контрольной лампы засоренности воздушного фильтра, что свидетельствует о его предельной засоренности.

Для проведения обслуживания проделайте следующие операции (рис. 41):

— снимите с двигателя МТЗ-82 воздухоочиститель и разберите его (отделите поддон и удалите из корпуса фильтрующие элементы);

Читайте так же:
Стучит после регулировки зажигания

— очистите и промойте в дизельном топливе поддон 7, корпус 1 и центральную трубу, промойте фильтрующие элементы. Дайте топливу стечь, продуйте сжатым воздухом детали и соберите воздухоочиститель. Установите его на дизель;

— заполните поддон 7 маслом до уровня кольцевой канавки и установите его на место;

— проверьте герметичность всех соединений воздухоочистителя и впускного воздухопровода, для чего при снятом моноциклоне на средних оборотах дизеля перекройте центральную трубу воздухоочистителя, при этом дизель должен быстро остановиться. В противном случае, выясните и устраните неплотности;

— при сборке воздухоочистителя после промывки фильтрующие элементы 2, 3 и 4 устанавливайте в следующей последовательности: сначала элемент 2 (черного цвета) с наименьшим диаметром нити (0,2 мм); затем — фильтрующий элемент 3 со средним диаметром (0,24 мм), и наконец — фильтрующий элемент 4 с наибольшим диаметром (0,4 мм) нити, затем установите обойму 5 и стопор 6.

В случае отсутствия на тракторе МТЗ-82 или неисправности контрольной лампы предельной засоренности обслуживание воздухоочистителя проводите следующим образом: через каждые 125 ч в нормальных условиях (через 20 ч в условиях сильной запыленности воздуха) снимите поддон и проверьте уровень и состояние масла.

В случае загрязнения масла слейте его, промойте поддон и залейте свежее масло до уровня кольцевой выдавки.

При работе в условиях засоренности воздуха крупными частицами установите на сетку фильтра грубой очистки воздуха защиту из марли. Через каждые 1000 ч проводите обслуживание воздухоочистителя, как указано выше в пунктах «а», «б», «в», «г» и «д».

Слив отстоя и промывка фильтра грубой очистки топлива Д-243

Через каждые 125 ч (при ТО-1) слейте отстой из фильтра грубой очистки топлива. Для этого отверните сливную пробку 2 (рис. 42) в нижней части стакана и слейте отстой до появления чистого топлива.

Через 1000 ч (ТО-3) промойте фильтр грубой очистки топлива, для чего (рис. 43):

— закройте краник топливного бака;

— снимите болты 1 крепления стакана 3;

— снимите стакан 3;

— отвинтите гаечным ключом отражатель 2 с сеткой;

— промойте отражатель с сеткой, рассеиватель и стакан 3 фильтра в дизельном топливе и установите их на место.

После сборки фильтра заполните систему топливом.

Слив отстоя и замена фильтрующего элемента фильтра тонкой очистки топлива Д-243

Через каждые 500 ч (при ТО-2) слейте отстой из фильтра тонкой очистки топлива. Для этого отверните пробку (рис. 44) в корпусе фильтра и слейте отстой до появления чистого топлива.

Замену фильтрующего элемента производите через 1000 ч (при ТО-3). Для этого (рис. 45):

— закройте кран топливного бака;

— слейте топливо из фильтра, отвернув пробку 4;

— отверните гайки, снимите крышку 1 фильтра, выньте фильтрующий элемент 2;

— промойте крышку и внутреннюю полость фильтра;

— установите новый фильтрующий элемент и соберите фильтр;

— откройте кран топливного бака, заполните систему топливом, удалите воздух из топливной системы.

Заполнение системы питания топливом и удаление воздуха

Откройте краник топливного бака. Отвинтите на 1-2 оборота пробку 3 (рис. 46) на корпусе топливного насоса и штуцер продувочного вентиля 1 на фильтре тонкой очистки топлива.

При помощи насоса ручной подкачки 2 прокачайте систему, закрывая последовательно, по мере появления топлива без пузырьков воздуха, пробку на корпусе топливного насоса и штуцер на фильтре тонкой очистки. После удаления воздуха из системы плотно завинтите рукоятку насоса ручной подкачки.

Проверка и регулировка форсунки Д-243

Через каждые 2000 ч работы (при ТО-3) снимите форсунки с дизеля и направьте в мастерскую для проверки их на стенде.

Проверка на дизеле угла начала подачи топлива насосом

При затрудненном пуске дизеля, дымном выхлопе, перебоях в работе, а также при замене и установке топливного насоса после ТО-3 или ремонта обязательно проверьте угол начала подачи топлива насосом.

Проверку угла производите в следующей последовательности:

— установите рычаг управления подачей топлива в положение, соответствующее максимальной подаче топлива;

— отсоедините трубку высокого давления от штуцера первой секции насоса и вместо нее подсоедините моментоскоп (накидная гайка с короткой трубкой, к которой с помощью резиновой трубки подсоединена стеклянная трубка с внутренним диаметром 1 -2 мм);

— проверните коленчатый вал дизеля ключом до появления из стеклянной трубки струи топлива без пузырьков воздуха;

— удалите часть топлива из стеклянной трубки и, встряхнув ее и медленно вращая коленчатый вал дизеля по часовой стрелке, следите за уровнем топлива в трубке. В момент начала подъема топлива прекратите вращение коленчатого вала;

— выверните установочный болт 1 (рис. 47) из резьбового отверстия заднего листа и вставьте его не-нарезанным концом в то же отверстие до упора в маховик.

При этом установочный болт должен совпасть с отверстием в маховике (это значит, что поршень первого цилиндра дизеля установлен в положение, соответствующее 24° до ВМТ). При несовпадении установочного болта с отверстием в маховике произведите регулировку с помощью квалифицированного специалиста.

Регулировки, техническое обслуживание и ремонт тракторов

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector