Особенности конструкции и ремонта промежуточного вала ВАЗ-2121
Особенности конструкции и ремонта промежуточного вала ВАЗ-2121
Он состоит из эластичной муфты, фланца и шарнира равных угловых скоростей.
Промежуточный вал центрируется на вторичном валу коробки передач резиновой втулкой.
Эластичная муфта позволяет передавать крутящий момент при незначительных изменениях угла между валами коробки передач и раздаточной коробки, предохраняет детали трансмиссии от динамических ударов и снижает шум и вибрации карданной передачи при работе.
Эластичная муфта состоит из шести стальных вкладышей, соединенных резиновыми перемычками.
За счет своей упругости муфта гасит рывки в трансмиссии автомобиля.
Эластичная муфта крепится к фланцу вторичного вала тремя болтами, пропущенными сквозь отверстия во вкладышах.
Три других отверстия служат для крепления муфты к фланцу на промежуточном валу. Под гайками болтов расположены балансировочные шайбы.
При разборке отмечаем их расположение, чтобы потом установить на прежние места.
Чтобы не нарушать балансировку, отмечаем взаимное расположение и других деталей промежуточного вала.
На шлицевой конец фланца эластичной муфты надет шарнир равных угловых скоростей. Его устройство аналогично наружному шарниру привода переднего колеса.
От смещения шарнир зафиксирован стопорным кольцом, расположенным в проточке на валу фланца.
От попадания грязи шарнир защищен резиновым гофрированным чехлом и пластмассовой заглушкой в заднем торце корпуса шарнира.
Чехол закреплен на валу фланца и корпусе шарнира специальными хомутами с замками.
Под большим хомутом (на корпусе шарнира) расположен защитный пластмассовый кожух.
На первых моделях ВАЗ-2121 вместо шарнира равных угловых скоростей ставилась крестовина.
Снятие промежуточного вала
Снимаем раздаточную коробку в сборе с промежуточным валом (см. Снятие раздаточной коробки).
Удерживая вал от проворачивания отверткой, ключом «на 13» отворачиваем четыре гайки крепления промежуточного вала к фланцу раздаточной коробки.
2. Снимаем промежуточный вал.
Устанавливаем промежуточный вал на раздаточную коробку в обратной последовательности.
3. Перед установкой промежуточного вала в сборе с раздаточной коробкой, проверяем состояние резиновой центрирующей втулки, расположенной на фланце вторичного вала коробки передач.
Разборка промежуточного вала
Промежуточный вал разбираем для замены эластичной (резиновой) муфты или шарнира равных угловых скоростей.
1. Помечаем расположение муфты относительно фланца, а также число и расположение балансировочных шайб относительно муфты.
2. Удерживая болты от проворачивания ключом «на 19», головкой той же размерности отворачиваем три гайки.
3. Разъединяем муфту и фланец.
4. Поворачивая шарнир, вынимаем болты из отверстий фланца эластичной муфты.
5. Поддев отверткой, вынимаем пластиковую заглушку.
6. Сжав хомут раздвижными пассатижами, снимаем его.
7. Сдвигаем отверткой пластиковый кожух
8. Снимаем резиновый защитный чехол с корпуса шарнира равных угловых скоростей
9. Располагаем, корпус шарнира на раскрытых губках тисков и, нанося удары через выколотку из мягкого металла по торцу фланца эластичной муфты, выбиваем фланец.
10. Разъединяем шарнир и фланец.
11. Стягиваем пластиковый кожух с резинового чехла.
12. Оттянув резиновый чехол, сжимаем хомут раздвижными пассатижами и снимаем его
13. Снимаем резиновый защитный чехол
14. Поддев отверткой, снимаем стопорное кольцо шарнира
Разборка и оценка состояния деталей шарнира аналогичны соответствующим операциям, описанным в статье – «Ремонт приводов передних колес».
Собираем промежуточный вал в обратной последовательности.
В перебранный или новый шарнир закладываем 20 см 3 смазки ШРУС-4.
Перед соединением шарнира с фланцем эластичной муфты устанавливаем малый хомут резинового защитного чехла.
15. Напрессовываем шарнир на фланец, нанося удары через отрезок трубы по обойме шарнира
16. Перед установкой резиновой муфты обжимаем ее хомутом
Бывшую в употреблении муфту располагаем по меткам относительно фланца.
Прежние балансировочные шайбы располагаем по меткам относительно муфты.
При установке новой муфты может потребоваться балансировка вала в сборе.
Моменты затяжки промежуточного вала
Гайка болта крепления эластичной муфты к фланцам М12×1,25 — 57,8-71,5 Нм (5,9-7,3 кгс·м)
Гайка крепления корпуса шарнира к фланцу ведущего вала раздаточной коробки М8 — 27,4-34,3 Нм (2,8-3,5 кгс·м)
Промежуточный вал (промвал) 2121 и 21213
Рег.: 06.12.2004
Тем / Сообщений: 4024 / 23169
Откуда: Москва
Возраст: 68
Авто: 21214M, 2013 гв.
Тема о штатных промежуточных валах между РК и КПП в 2121 и последующих моделях.
Двухшрусовые промвалы обсуждаются в своей теме.
Алексей aka ALER.
Рег.: 31.01.2015
Сообщений: 645
Откуда: ufa
Возраст: 60
Авто: fora 99
Рег.: 17.05.2011
Сообщений: 3707
Откуда: Ульяновск
Возраст: 58
Авто: было ВАЗ-21213 1999г , Сейчас Шеви Нива 2007г
Рег.: 21.05.2007
Сообщений: 293
Откуда: г.Жуковский, МО
Возраст: 44
Авто: 98′ 21213 мурена, 15′ РШН LE
Рег.: 31.01.2015
Сообщений: 645
Откуда: ufa
Возраст: 60
Авто: fora 99
Рег.: 04.11.2008
Сообщений: 1703
Откуда: Красноярск
Возраст: 66
Авто: 2123 -2007г.
Подчеркиваю, это ИМХО.
Одно дело — компенсировать постоянный перекос, другое дело- прекос на кочках.
С читаю, что по среднему времени первое много больще.
Да и по оборотам- ты-ж не гонишь по кочкам на четвертой?
К балансировке вращающихся масс я отношусь с бОльшим трепетом.
Но, зная занудность процесса, предпочёл возится с вертолётами.
Давно ужо это было, здесь гдет приводил.
Первые опыты с видео, качество офигенное. Одной рукой держал видеорегистратор, другой манипулировал. Так што не взыщите.
Эхфет, ИМХО, совсем не плохой.
Всё это должно обеспечиваться конструктором и производителем.
Нет чертежа, но почти уверен: допуски на шлицевое и другое-,
-как в кулаке- место прижима чехла шаровой-
На чертеже оно не нормировано, а производитель и рад!
Верхний на фото кулак- не брак! Если, конечно, чертежик у меня -верный.
И не каждый поймет, в чём тут важность.
Рег.: 28.06.2012
Сообщений: 145
Откуда: Смоленск
Возраст: 74
Авто: Нива 21213 1998г.в.
Рег.: 04.11.2008
Сообщений: 1703
Откуда: Красноярск
Возраст: 66
Авто: 2123 -2007г.
Аналогично и с энтим вертолетом.
Замерял биение болтов у плоскости и на концах.
Не самое правильное решение, но — работает: подгонял это дело круглым напильником.
Если хорошо затянуть- не сдвигаются болты.
Экстрималы, может быть, — и сдвинут.
Пришлось шлифовать и внутреннюю плоскость-
головки болтов создают перекашивающее усилие, которое может смещать концы болтов.
Мне с магазом не повезло , два раза покупал с договором возврата- ещё хуже.
Рег.: 17.05.2011
Сообщений: 3707
Откуда: Ульяновск
Возраст: 58
Авто: было ВАЗ-21213 1999г , Сейчас Шеви Нива 2007г
Рег.: 31.01.2015
Сообщений: 645
Откуда: ufa
Возраст: 60
Авто: fora 99
Промежуточный вал на ниву 2121
Спустя один год + пять месяцев, то есть почти ПОЛТОРА года довольно активной, но бережной эксплуатации и 51000 километров пробега (а так же спустя восемь месяцев после предыдущего ремонта) случилась вторая поломка "Нивы". По сравнению с певой поломкой, которую, в принципе особо даже и поломкой не назовешь (хотя, если бы во время не поменял, возможно, последствия были бы такими же) вторая уже по серьезнее — "накрылся" Промежуточный Вал. Сначала начались легкие вибрации на скорости примерно 30-40 километров в час. Больше ни на каких. И спустя дней пять при попытке тронуться на Перекрестке на ровной дороге — "хрусь…" и все — ни одна скорость не включается. До Гаража уже доехал на буксире!
Итак, смотрите на Видео что произошло:
Поломку я почти угадал. То, что это Промвал — это я понял сразу, когда, еще до поломки, на Нейтрали на 5-й скорости крутил "раздатку" — как раз и были те самые вибрации, что были на ходу. Но я подумал, что это Эластичная Муфта рассыпалась, а оказался ШРУС.
Почитав множество интересный статей, и выслушав огромное количество мнений, которые в практически одинаковом количестве были как за "Сондовский" Промвал "ШРУС-ШРУС", так и за Заводской Вал, причем так же и за Промвал старого образца, что на Крестовине, было принято решение все-таки взять новый Вал "ШСУР-ШРУС". Такой выбор был так же был сделан, поскольку у меня установлен подрамник "Нива-Комфорт", который, кстати, облегчил мои труды тем, что "держал" и перемещал на себе "Раздатку" и благодаря которому вероятность того, что новый ШРУС так же может сломаться минимальна.
В начале обзорное Видео нового Промвала "ШРУС-ШРУС":
Рег.: 06.12.2004
Тем / Сообщений: 4031 / 23190
Откуда: Москва
Возраст: 65
Авто: 21214M, 2013 гв.
Тема о штатных промежуточных валах между РК и КПП в 2121 и последующих моделях.
Двухшрусовые промвалы обсуждаются в своей теме.
Алексей aka ALER.
Рег.: 06.12.2004
Тем / Сообщений: 4031 / 23190
Откуда: Москва
Возраст: 65
Авто: 21214M, 2013 гв.
Алексей aka ALER.
Рег.: 06.12.2004
Тем / Сообщений: 628 / 51730
Можно ли на старую Ниву 2121 поставить промежуточный вал от 2123? (Тот, который соединяет раздатку с коробкой.)
Или не подойдет?
Рег.: 06.12.2004
Тем / Сообщений: 4031 / 23190
Откуда: Москва
Возраст: 65
Авто: 21214M, 2013 гв.
Алексей aka ALER.
Рег.: 20.09.2005
Сообщений: 56
Откуда: орел
Возраст: 40
Авто: 21213, 2000 гв
Рег.: 06.12.2004
Тем / Сообщений: 4031 / 23190
Откуда: Москва
Возраст: 65
Авто: 21214M, 2013 гв.
Алексей aka ALER.
Рег.: 28.07.2005
Тем / Сообщений: 1 / 2646
Откуда: Иваново
Возраст: 43
Авто: Нивка2121. г.в. затертый1,9i и прочий мелкий тюнинг Мурзик МВ 300TD 93г.в.
Рег.: 06.12.2004
Тем / Сообщений: 628 / 51730
ШРУС этого вала должен двигаться в глубину? (т. е. расстояние между резиновой муфтой и фланцем под раздатку должно меняться?) Купил я этот вал, вал ШРУСа наклоняется, а в глубину не ходит. Это так и должно быть?
Кстати, зачем ставят металлическую ленту сверху резиновой муфты?
Рег.: 09.12.2004
Тем / Сообщений: 3 / 2810
Откуда: Каменск-Уральский
Возраст: 42
Авто: 212180 1,7 карб
В идеале у ШРУСа осевого люфта быть не должно.
Добавлено спустя 1 минуту 29 секунд:
А ленту ставят, чтобы крепить муфту к вертолету было проще. Если её убрать, муфта немного раздастся за счет эллестичности резины и отверстия на муфте и вертолете не совпадут. Ленту убирают после установки.
Рег.: 06.12.2004
Тем / Сообщений: 4031 / 23190
Откуда: Москва
Возраст: 65
Авто: 21214M, 2013 гв.
Алексей aka ALER.
Рег.: 06.12.2004
Тем / Сообщений: 628 / 51730
Рег.: 06.12.2004
Тем / Сообщений: 4031 / 23190
Откуда: Москва
Возраст: 65
Авто: 21214M, 2013 гв.
Алексей aka ALER.
Рег.: 06.12.2004
Тем / Сообщений: 628 / 51730
Чтобы при транспортировку и хранении промвала муфта не теряла форму. После установки промвала на машину хомут обязательно снять.
Муфта форму потерять не может, а вот на болты реально не надевается и не снимается, потому что металлические втулки в отверстиях муфты — разрезные из двух половинок, в сжатом состоянии имеют круглую форму, а без хомута — ромбовидную.
В мануале жестко описано — при снятии муфты или промвала в сборе — одеть хомут (лучше использовать нормовский соотв. диаметра). Соответственно при одевании должен быть хомут, который после инсталляции надо снять. Кстати гайки на болтах я бы порекомендовал затягивать только после снятия хомута.
Интернациональный Нива Клуб / International NIVA Club
- Темы без ответов
- Активные темы
- Список форумовАвто — ТехникаТехнический раздел Лада 4х4 НиваТрансмиссия
- Поиск
- Ссылки
- Темы без ответов
- Активные темы
- Поиск
Промежуточный вал, "промвал", "бублик" +
- Перейти на страницу:
Промежуточный вал, "промвал", "бублик" +
Сообщение Janet » 26 июн 2010, 09:20
Dron: Ставь бублик от ШНИвы
Квадратный-то? Вибраций, говорят, от него прибавляется?
G.A.R.: Вибраций прибавляется! Это правда! Я себе ставил, но потом поменял на родной из-за невозможности устранить вибрации. На родном промвал не вибрирует. Вибра есть у меня относительно терпимо, связана в основном с карданами.
MEW: Если родной мягче то для оффа лучше его, больше демпфирует и "играет"
Видел шнивский, на вид такой же только больше, вибра зависит только от качества изготовления.
качество резины просто отвратительное, мне на тягах зм хватило балаковых на пол года, возможно что балаково до нас недоезжает и кто то тут недалеко шлёпает резинки и фирмовые пакетики, хочу заметить что 90-95% асфальт с очень неспешной ездой, остальное говны средней тяжести.
Janet как выявилась неисправность? машина тупо перестала ехать при включеных передачах или жутко вибрировать? если перестала ехать то шрус, если вибра то 99% что муфта эластичная.
Именно вибрировать. Рычаги раздатки и блокировки дифференциала ходуном ходили. Причем при попытке добраться в город самостоятельно на 1-2 скорости вибрация постепенно становилась все терпимее, через час я уже ехала на 3-й (около 50 км/ч). Чем бы это закончилось — не знаю, приехала клубовская техничка и взяла меня на жесткую сцепку.
А не может быть так, что полуразвалившийся шрус (или, боже упаси, один из подшипников раздатки) подклинил и разорвал муфту — отсюда вибрация?
MEW: Маловероятно, тут явно причина в качестве резины, тем более раз говоришь что новый ставили, сейчас качество РТИ ужасное, поношенное старое служит дольше новго.
Шрус скорее всего живой, люфт там должен быть учитывая допуски завода.
Подшипник такого наделать неможет, качественная резина выдержит пожалуй любые издеваельства, развалившйся шрус тоже. А вот продолжительная езда в таком состоянии как на фото может и навредить подшу в рк и кпп. Кстати рк скините и проверьте заодно гайку хвостивока кпп.
Бублик с крякнувшего в декабре родного промвала у меня, кажется, где-то в гараже валяется. И было тому бублику три месяца.
А при покупке определить качество РТИ вообще возможно?
MEW: Знаю что резиновые волоски на шинах можно оттягивать и если нервётся то резина нормальная, на вид фиг отличишь, на наклейки "балаково" можно необращать внимания, мне балаково попалось палевное, шнивские вроде меньше подделывают, Ай49Михас ставил штатный новый бублик и он порвался так же, а шнивский ездит.
И как можно быть уверенным? я купил осенью резинки в тяги зм балаково в фирмовой упаковочке с фирмовой наклеечкой и разорвались всё весной. Определить качество можно разве что пытаясь разорвать или разрезать но деталь будет негодной, палево при подрезке рвётся само,а качественная резина "от руки" нервётся при подрезке.
Вобще качество РТИ большая проблема, такая же как и плохая термообработка и точность. Скоро будет как с иномарками, покупать бу детали потому что они переживают новые.
Правда о карданах НИВЫ
Вибрация и шум — одна из проблем НИВЫ -21213, 21214 и НИВЫ ШЕВРОЛЕ – 2123.
Однако, причин появления этих неприятностей может быть несколько:
- неисправность ходовой системы автомобиля;
- неисправность трансмиссии,
- неисправность коробки передач
- неисправность раздаточной коробки.
Часто причиной всему — это вибрация, появляющаяся при скорости от 75 км/ч до 90км/ следствие дисбаланса карданных валов.
Как устранить вибрацию:
- снять карданный вал с автомобиля
- проверить состояние крестовин (крестовина карданного вала должна при небольшом усилии двигаться во все стороны наклона, если при наклоне в ту или иную сторону крестовина не сгибается, то её необходимо заменить).
- При замене крестовины обязательно проверяем смазывающее вещество в колпачках роликовых подшипников (рекомендуем использовать синтетическую литиевую смазку CASTROL LMX).
- Осмотреть шлицевое соединение кардана. Для проверки шлицов достаточно попытаться покрутить одновременно в разных направлениях половинки карданного вала вокруг своей оси (свободный ход в шлицах должен быть не более одного миллиметра) В случае повреждения шлицевой части или большего люфта в ней карданный вал нужно заменить.
Если при проверке карданных валов неисправностей не обнаружено, то причиной вибрации может быть неправильная установка раздаточной коробки.
Как устранить:
Для регулировки установки раздаточной коробки между карданными валами, необходимо,
- вывесить автомобиль чтобы колеса машины не касались земли (при этом должен быть обеспечен свободный доступ к креплениям раздаточной коробки)
- осмотрите крепления раздаточной коробки (на предмет трещин, сколов и повреждений, в металлической части, и во втулках)
ВАЖНО: При снятии раздаточной коробки обратите особое внимание на промежуточный вал, находящийся между РК и коробкой передач. Схема проверки крестовины промежуточного вала аналогична проверке крестовин на карданном валу.
- Когда все проверки завершены — подвесьте раздаточную коробку на крепления, не затягивая до конца гайки креплений. После этого попросите помощника разогнать висящую машину до 80км/ч и осторожно, чтобы не попасть руками во вращающиеся части трансмиссии заверните гайки крепления раздаточной коробки до конца.
Для уменьшения вибрации можно заменить карданные валы «на крестовине» карданными валами на ШРУСах. Они обычно стоят дороже крестовинных, но действительно менее подвержены возникновению вибрации.
Автомобили НИВА-2121,21213,21214 и НИВА ШЕВРОЛЕ 2123 могли комплектоваться с завода карданными валами разным производителей, При необходимости замены крестовин важно знать производителя кардана, так как крестовины имеют разные размеры и не являются взаимозаменяемым.
Карданы ЗАО «КАРДАН».
2121-2201012-02 Кардан задний (тонкое шлицевое, толстая труба, крестовина ВАЗ).
Подходит: Нива-2121,21213,21214,2131 и на НИВА ШЕВРОЛЕ 2123 (и впереди и сзади стоит такой).
2121-2203012-04 Кардан передний (толстое шлицевое, тонкая труба, крестовина ВАЗ).
Подходит: Нива-2121,21213,21214,2131
Карданы ТУРЦИЯ TIRSAN.
2121-2201012-02 Кардан задний (тонкое шлицевое, толстая труба, крестовина 27мм TRIALLI).
Подходит: Нива-2121,21213,21214,2131 и на НИВА ШЕВРОЛЕ 2123 (и впереди и сзади стоит такой).
2121-2203012-04 Кардан передний (толстое шлицевое, тонкая труба, крестовина 27мм TRIALLI).
Подходит: Нива-2121,21213,21214,2131
Карданы в Беларусии выпускает завод в г. Гродно ОАО «БЕЛКАРД».
2121-2201012-02 Кардан задний (тонкое шлицевое, толстая труба, крестовина Москвич).
Подходит: Нива-2121,21213,21214,2131 и на НИВА ШЕВРОЛЕ 2123 (и впереди и сзади стоит такой).
2121-2203012-02 Кардан передний (толстое шлицевое, толстая труба, крестовина Москвич).