Personalcam.ru

Авто Аксессуары
2 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Схема плавной регулировки скорости вентилятора для печки в авто

Схема плавной регулировки скорости вентилятора для печки в авто

Описана схема электронного регулятора, который управляется переменным резистором и позволяет плавно регулировать частоту вращения вентилятора печки, чтобы установить наиболее комфортный режим его работы.

В большинстве недорогих автомобилей скорость вращения вентилятора печки управляется при помощи переключателя всего на три или четыре положения.

При этом, в частности, в автомобилях марки «ВАЗ» уже на первом или втором положении переключателя вентилятор работает слишком сильно и шумно. Да и такого небольшого выбора режимов маловато.

Принципиальная схема

Схема состоит из мультивибратора на микросхеме типа К561ЛА7 и выходного каскада на мощном полевом транзисторе типа IRF9540.

Принципиальная схема плавного регулятора скорости вращения вентилятора для пеки в автомобиле

Рис. 1. Принципиальная схема плавного регулятора скорости вращения вентилятора для пеки в автомобиле.

На микросхеме D1 типа К561ЛА7 сделан мультивибратор, скважность выходных импульсов которого можно в очень широких пределах регулировать с помощью переменного резистора R1.

Частота импульсов неизменная и составляет около 400 Гц. Регулируя переменный резистор R1 изменяем соотношение длительностей положительных и отрицательных полуволн за счет различия сопротивлений R -составляющих частотозадающей RC-цепи, коммутируемых диодами VD1 и VD2.

Практически регулировать мощность можно от 90% до 10% от максимального значения. Но в реальности такого широкого диапазона регулировки не требуется. поэтому в схеме есть резисторы R5 и R6 величины сопротивлений которых нужно подобрать при налаживании, так чтобы регулировка происходила в удобном для пользователя диапазоне.

Собственно мультивибратор выполнен на элементах D1.1 и D1.2. С выхода элемента D1 2 импульсы поступают на усилитель мощности, сделанный на оставшихся двух элементах микросхемы D1 — D1.3 и D1.4. Эти элементы соединены параллельно С их выходов импульсы через резистор R4 поступают на затворы полевых транзисторов.

В данной схеме сопротивление R4 уменьшено, чтобы обеспечить больше скорость открывания транзисторов и этим самым снизить их нагрев в момент переходного процесса между закрытым и открытым состоянием. В связи с этим увеличивать напряжение питания схемы выше 15V не рекомендуется так как это приведет к повышенной нагрузке на выходы элементов D1.3 и D1.4 микросхемы D1.

Для того чтобы полностью выключить регулятор в то время когда вентилятор печки не требуется, здесь применен переменный резистор R1 совмещенный с выключателем. Такие переменные резисторы применяются в регуляторах громкости с выключателями питания аналоговой аудиоаппаратуры. Это выключатель RS1.

Резистор R1 подключен таким образом чтобы выключатель RS1 выключался, когда резистор находится в крайнем положении с минимальной частотой вращения вентилятора печки. При этом на выводы 9 и 13 D1.3 и D1.4 поступает напряжение логического нуля через резистор R7. И элементы переходят в фиксированное состояние логической единицы на выходах.

Что приводит к полному закрыванию полевого транзистора VТ1. При повороте ручки переменного резистора из этого положения выключатель замыкается и подает на эти входы элементов D1.3 и D1.4 напряжение от источника питания, то есть, логическая единица. Теперь состояние выходов этих элементов будет зависеть от логического уровня на их других входах.

Читайте так же:
Надо регулировать клапана если стоят гидрокомпенсаторы

Напряжение питания, поступающее на микросхему ограничено цепью из резистора R3 стабилитрона VD4 чтобы оно не превышало 13V. Кроме того конденсатор С2 вместе с диодом VD3 способен поддерживать напряжение питания микросхемы в том случае, если общее напряжение питания будет снижаться.

Детали

Транзисторы VТ1 типа IRF9540 можно заменить на IR9Z34, КП785А, КП784А. Микросхему К561ЛА7 можно заменить на К176ЛА7 или CD4011, либо любым аналогом «хх4011».

Стабилитрон КС515А можно заменить на КС215Ж, КС508Б, 1N4744A, TZMC-15. Стабилитрон КС213Ж можно заменить на КС213Б. 1N4743A. BZX/BZV55C-13. Полевой транзистор нужно установить на теплоотвод с площадью охлаждающей поверхности не менее 40 см7.

Nissan Qashqai Клуб

Ниссан на Складочной

не работает регулировка скорости вентилятора печки

CanleChase <10
<10Сообщения: 3 Зарегистрирован: 22 фев 2013, 12:54 Контактная информация:

не работает регулировка скорости вентилятора печки

  • Цитата

Сообщение CanleChase » 22 фев 2013, 13:42

Всем добрый день.

Подскажите пожалуйста, кто-нибудь встречался с проблемой — регулируем скорость вентилятора печки, а она неизменна?
1.Я бы хотел спросить у "обладателей" данной проблемы в настоящем или прошлом, какое дополнительно оборудование у Вас стоит на машине (автозапуск, сигнализация и т.д.)
2. Меня интересует данная информация, т.к. в последствии я ищу кцепям каких электросетей было подключено то или иное оборудование?

Заранее всем спасибо за ответы!

jett 2500
2500Сообщения: 2594 Зарегистрирован: 12 июл 2008, 13:24 Откуда: Москва

Re: не работает регулировка скорости вентилятора печки

  • Цитата

Сообщение jett » 22 фев 2013, 15:11

Если б Вы написали какая машина у Вас, может быть было бы проще, системы разные.

pilot_wrc 30
30Сообщения: 34 Зарегистрирован: 22 фев 2013, 10:45 Откуда: Рязань

Re: не работает регулировка скорости вентилятора печки

  • Цитата

Сообщение pilot_wrc » 22 фев 2013, 15:32

CanleChase <10
<10Сообщения: 3 Зарегистрирован: 22 фев 2013, 12:54 Контактная информация:

Re: не работает регулировка скорости вентилятора печки

  • Цитата

Сообщение CanleChase » 25 фев 2013, 10:20

У меня данной проблемы нет. Я хочу собрать информацию какое дополнительное оборудование установлено на автомобилях с данной проблемой. То что в блоке управления скоростью вентилятора печки "дохнут" резисторы — это я уже начитался, спасибо=)

Напиши пожалуйста про ваше допоборудование.
Спасибо!

AGS53 250
250Сообщения: 274 Зарегистрирован: 26 май 2007, 21:55 Откуда: Свердловская обл.

Re: не работает регулировка скорости вентилятора печки

  • Цитата

Сообщение AGS53 » 26 фев 2013, 21:01

pilot_wrc 30
30Сообщения: 34 Зарегистрирован: 22 фев 2013, 10:45 Откуда: Рязань

Читайте так же:
Что если последняя регулировка клапанов

Re: не работает регулировка скорости вентилятора печки

  • Цитата

Сообщение pilot_wrc » 27 фев 2013, 11:10

AGS53 250
250Сообщения: 274 Зарегистрирован: 26 май 2007, 21:55 Откуда: Свердловская обл.

Re: не работает регулировка скорости вентилятора печки

  • Цитата

Сообщение AGS53 » 27 фев 2013, 12:03

pilot_wrc 30
30Сообщения: 34 Зарегистрирован: 22 фев 2013, 10:45 Откуда: Рязань

Re: не работает регулировка скорости вентилятора печки

  • Цитата

Сообщение pilot_wrc » 27 фев 2013, 13:22

Так а я тебе и не отвечал. написал свой пост наоборот как согласие с твоим

ой. это я походу не там кнопку просто ткнул. про допоборудование не ты спрашивал, а в цитате че то твой ник

З.Ы. уже все поправил как должно быть

CanleChase <10
<10Сообщения: 3 Зарегистрирован: 22 фев 2013, 12:54 Контактная информация:

Re: не работает регулировка скорости вентилятора печки

  • Цитата

Сообщение CanleChase » 27 фев 2013, 15:45

AGS53 250
250Сообщения: 274 Зарегистрирован: 26 май 2007, 21:55 Откуда: Свердловская обл.

Re: не работает регулировка скорости вентилятора печки

  • Цитата

Сообщение AGS53 » 27 фев 2013, 19:47

msm.silich 10
10Сообщения: 14 Зарегистрирован: 22 фев 2010, 20:10 Откуда: Екатеринбург Контактная информация:

Re: не работает регулировка скорости вентилятора печки

  • Цитата

Сообщение msm.silich » 22 ноя 2013, 14:49

Ситуации неисправности отопителя, когда сгорел дополнительный резистор и отсутствуют "промежуточные" скорости обдува, вообще-то стандартные. Значит можно предложить довольно стандартную методику поиска неисправности.

После осмотра салонного фильтра (это всегда в первую очередь! Для начала его можно просто вытащить, а также проверить не лежит ли где-нибудь в воздуховоде листва. ) проверку печки можно было бы вести в таком порядке:
1. Кинуть на мотор прямой провод с "плюса", мотор крутится — значит целый, идем дальше.
2. Если на крайнем положении переключателя скоростей обдува (прямой плюc без резистора) не крутится, значит нет контакта в сторону либо аккумулятора, либо в сторону мотора.
2.1. В сторону мотора проверяется, если в выдернутую фишку (вот она ниже на рисунке, выглядеть может по-разному) переключателя скоростей в центральный контакт (сюда подсоединен аккумулятор после предохранителя) вставить провод к мотору так же, как и в п.1. Понятно, что предохранитель надо проверять в первую очередь.
Изображение
2.2. В сторону аккумулятора цепь проверяется, если в выдернутую фишку переключателя скоростей в контакт максимальной скорости вставить провод, второй конец — на аккумулятор.
3. Если на крайнем положении переключателя мотор крутится, а на остальных — нет, то надо разбираться с дополнительным резистором печки. Выглядят они по разному, например вот так:
Изображение

4. Однако, если цена дополнительного резистора высока, он труднодоступен для демонтажа или просто хочется большего функционала, то можно выдернуть переключатель, вставить в фишку контроллер отопителя, регулятор этого контроллера прикрутить вместо штатного переключателя.
Изображение
Тогда:
— не нужно заменять дополнительный резистор,
— исчезнет греющийся элемент,
— будет небольшая экономия электричества,
— будет плавное управление скоростью,
— отопитель будет автоматически включаться от кондиционера и с задержкой от автозапуска.

Читайте так же:
Регулировка сцепления transporter t4

Установка контроллера понятна из рисунка:
Изображение

Регулировка оборотов для вентилятора печки

Пришла осень, понадобилась печка в автомобиле. Повернул переключатель в первое положение, второе, третье, четвёртое, и обнаружил, что вентилятор работает только в четвёртом положении. Всё бы ничего, да сильно вентилятор шумит на больших оборотах. Открыл альбом схем от автомобиля, схема не замысловатая.

Volkswagen Passat схема управления двигателем печи

Переключатель вентилятора подаёт плюс питание на двигатель через гасящие резисторы. В четвёртом положении на двигатель подаётся напрямую 12В. Всё ясно, что то произошло с этими резисторами. Почитав статьи на форумах, я заметил, что не только у меня такая проблема. Так же проблемным местом в этой цепи является и сам переключатель, на котором обгорают контакты, плавиться корпус. Конечно, проще заменить эти детали новыми, но качество комплектующих не внушает доверие и повторная поломка может произойти в любой момент. Я решил исключить из цепи проблемные цепи и разработал схему, которая с помощью широтно-импульсной модуляции (ШИМ) регулирует обороты двигателя.

Регулятор оборотов двигателя печки автомобиля, схема

Схема очень простая, в налаживании не нуждается. Сердцем устройства является микроконтроллер PIC16F628A. Весь функционал реализован программно, имеет 11 ступеней: 0% — двигатель остановлен, 10%,20%,30%,40%,50%,60%,70%,80%,90% — шим с соответствующим процентным заполнением, 100% — на двигатель подаётся полное напряжение. Режим отображается десятью светодиодами составленными в виде столбика. Если не требуется «иллюминация», светодиоды HL1-HL10 и резисторы R1-R10 можно не устанавливать.

В микроконтроллере используется аппаратный ШИМ, частота задана 16кГц. Если опустить ниже, может начать «петь» двигатель, если задрать выше — начинают сильнее греться транзисторы, потребуется более сложный драйвер для полевых транзисторов.

Прототип собирал на монтажной плате, так как позволяет быстро собрать и проверить устройство, а так же внести изменение в схему, если что.

Регулятор оборотов двигателя печки автомобиля, внешний видРегулятор оборотов двигателя печки автомобиля, микроконтроллер

Регулятор оборотов двигателя печки автомобиля, силовые ключиРегулятор оборотов двигателя печки автомобиля, общий вид

Не люблю, когда что то греется, поэтому установил три в параллель силовых ключа.

Блок подключается к бортовой сети всего тремя проводами, масса слаботочная, я подцепил к минусовому проводу прикуривателя (коричневый провод). К плюсовому и выходному проводу я припаял «лепестки» и вставил их в разъём, который снял со штатного выключателя (плюсовой к красно/чёрному проводу, выход к бело/жёлтый, в моей машине).

Регулятор оборотов двигателя печки автомобиля, панель управления

Кнопки со шкалой так же спаял на монтажной плате небольших размеров. Из машины вытащил заглушку, прорезал в ней прямоугольное отверстие, оставив по миллиметру бортик. В графической программе нарисовал фальшпанель, распечатал её на обычном листе. По размеру вырезал две пластины из прозрачного пластика от упаковки, вставил между ними напечатанную ранее фальшпанель и вставил в заглушку. Подпёр её платой с органами управления и всё это дело залил термоклеем. Конструкция получилась довольно жёсткая. Кнопки нажимаются легко.

Читайте так же:
Как отрегулировать гур rbl

Работу устройства можно посмотреть в видео ниже

Регулятор оборотов вентилятора печки

Схемка позволяет регулировать напряжение на двигателе в пределах 0-95% (5 процентов приходится на падение напряжение на транзисторе):

Что нужно:
1. Переменный резистор на 1 кОм. Желательно импортный с инерционной смазкой. Мощность 0,5…1 Вт.
2. Два конденсатора 100 мкФ 16 В. Напряжение лучше побольше.
3. Транзистор КТ819ГМ. Можно заменить практически на любой NPN транзистор в металлическом корпусе и с током коллектора не менее 8А. Например, более древний КТ805А.
4. Дюралюминиевая пластина причудливой формы площадью 100см?. Идеально подходит радиатор кулера процессоров 486-го или 586-го семейства.

Транзистор устанавливаем на пластину и закрепляем всю конструкцию, НЕ ЗАМЫКАЯ корпус транзистора или радиатор на массу!

Красный провод двигателя отопителя отсоединяем от добавочного сопротивления и присоединяем к схеме. При таком включении в среднем и в верхнем положении выключателя печки можно регулировать частоту вращения вентилятора, а в нижнем — двигатель подключается напрямую.

При замыкании щеток электродвигателя возможен выход из строя транзистора, поэтому точка "+12В" схемы должна быть подключена к цепи, защищенной предохранителем не более 10А.

От Ведущего FAQ.

Автомобильная электроника — вещь непростая. Приведу рассказ Витима в конференции 01.11.2000 по поводу другой схемы, но.

"Рано или поздно её "вышибет" очередная импульсная помеха от которой я не вижу защиты. Чисто теоретически выброс полярностей может достигать 160 вольт при длительности 1- 2 мс. На исправном автомобиле. На практике, все гораздо хуже. До 600 вольт и t — 0,1 с. Именно с этим я столкнулся в 1990 — 1992 г. , как руководитель кооператива выпускающий регуляторы плавного хода стеклоочистителей (от 0 до 3 мин задержки). Через 3 месяца, после начала продаж пошёл массовый возврат продукции из-за пробоя тиристоров".

Так что 100-вольтовый транзистор КТ819ГМ может сгореть при первом же подобном всплеске. Ничего страшного при пробое транзистора не произойдет — просто вентилятор включится на полную скорость и регулировка перестанет работать.

Предлагаем для самостоятельной сборки проверенную схему регулятора оборотов электродвигателя печки практически для любого автомобиля.

Принципиальная схема регулятора скорости

Функции регулятора оборотов печки

  1. Регулирование выходной мощности. Способ регулирования – ШИМ. Частота ШИМ – 16 кГц. Число ступеней мощности – 10.
  2. Индикация уровня светодиодами.
  3. Плавное изменение мощности.
  4. Запоминание установленной мощности.
  5. Настройка скорости изменения мощности.

Описание работы схемы

1. При включении питания устанавливается последняя выбранная мощность. Светодиод LED_0 индицирует готовность устройства к работе. Светодиоды LED_1 — LED_10 отображают заданную мощность вентилятора.

2. Изменение мощности при помощи кнопок PLUS/MINUS.

3. Установка скорости изменения мощности.
3.1. Нажать одновременно на кнопки PLUS и MINUS.
3.2. Начнет мигать светодиод LED_0. Количество включенных светодиодов мощности соответствует выбранной скорости.
3.3. Кнопками PLUS/MINUS изменить скорость.
3.4. Для выхода из режима повторно нажать одновременно на кнопки PLUS и MINUS. Светодиод LED_0 прекратит мигать.

Примечание: индикация обратная. Чем больше включенных светодиодов, тем ниже скорость изменения мощности. Скорость изменения мощности можно записать при прошивке МК в ячейку EEPROM с адресом 0x00. Число должно быть не более 10 (или 0x0A в hex-формате). Если число больше, тогда берется значение по умолчанию 5.

4. Через

Читайте так же:
Регулировка заднего ступичного подшипника дэу матиз

3 сек от последнего нажатия на кнопки новые настройки запишутся в энергонезависимую память.

Все файлы находятся в архиве. За подробностями обращайтесь на форум. Автор: Александрович.

Обсудить статью РЕГУЛЯТОР ОБОРОТОВ ПЕЧКИ АВТОМОБИЛЯ

Иногда люблю почитать о ремонтах техники, поэтому решил поделиться своим опытом. В этот раз устраняем неисправность регулятора оборотов двигателя автомобильной печки. Уверен, пригодится многим, поскольку конструктив ломающегося элемента идентичен у подавляющего большинства автомобилей, от ВАЗов до иномарок.

Симптомы: регулятор печки не работает на 1, 2, 3 скорости, но работает на самой высокой — 4 скорости.

Диагноз: сгорел термопредохранитель резистора регулятора оборотов печки.

1. Замена всего резистора. Цена запчасти в среднем $7-15. Самостоятельная замена — дело 5-10 минут.

2. Самостоятельный ремонт — замена термопредохранителя. Цена запчасти $0,3-0,4 Самостоятельная замена — 10-15 минут. Чувствуете разницу?

Порядок ремонта примере Форд Торнео Коннект.

Откидываем бардачок. С лева от корпуса печки находятся два пучка проводов, один из которых идет вниз, к разъёму в корпусе воздуховода.

Отсоединяем разъем (от резистора). Сам резистор вкручен одним саморезом в канал воздуховода. Там он обдувается холодным воздухом, так как он имеет довольно высокую рабочую температуру.

Откручиваем саморез и извлекаем резистор (зелененький такой). Видимых повреждений на нем обычно нет.

Тестером, на всякий случай, прозваниваем пластинки реостата (те, что залиты в зеленый изолятор). Затем прозваниваем термопредохранитель, расположенный с торца. Если он не звонится — значит сгорел и подлежит замене.

Покупаем такой же термопредохранитель, либо чуть выше по температурным показателям, указанным на его корпусе. В моем случае на 250V 10А с температурой 223 град (штатный 216 град).

Паять нельзя – отвалится. Либо точечная сварка (такую услугу можно спросить на радиорынке), либо соединить выводы резистора с выводами термопредохранителем посредством обжатия их с помощью коротких обрезков медной толстостенной трубки или с помощью распиленного напополам винтового зажима от монтажной электротехнической делимой колодки с отверстием подходящего диаметра (от колодки, как на фото).

Устанавливаем резистор в авто, подключаем и наслаждаемся результатами своей работы.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector