Установка лодочного мотора и регулировка углов и высоты
Установка лодочного мотора и регулировка углов и высоты
Вёсла – это надёжно и практично, но для полноценного передвижения по воде для надувной лодки необходима установка двигателя. Поставить лодочный мотор на ПВХ судно значит подарить себе возможность сплавляться далеко от берега. Владельца силовой установки ждут приключения, приятная компания, богатый улов и конечно же неописуемые прибрежные красоты. Современные двигатели выпускаются различными по габариту и весу. Это значит, что установить подвесной двигатель можно практически на любую надувную лодку. Поворотно-откидная конструкция силовой установки располагает не только к сплаву по глубоководью, но и передвижению по порожистому или каменистому мелководью.
Надувная лодка с мотором
Портал «FISHERInfo» расскажет, как правильно установить мотор на лодку ПВХ.
Общие правила установки мотора
При неправильной установке подвесного лодочного мотора управляемость плавсредством может существенно ухудшиться, что нередко приводит к серьёзным авариям. Чтобы избежать неприятностей на воде, следует придерживаться нескольких общих правил:
- лодочные двигатели с малой мощностью, как правило, весят не более 20 кг, поэтому их несложно устанавливать в одиночку;
- более мощные моторы имеют массу свыше 40 кг, что предполагает помощь в установке напарника;
- перед тем как приступить к монтажу двигателя и его настройке, нужно обязательно отсоединить шланг бензобака;
- в процессе присоединения отводных шлангов к бензобаку ни в коем случае нельзя курить и размещать около плавсредства открытые источники огня.
При правильной установке двигателя нос лодки не должен задираться или наоборот – глубоко погружаться в воду. Иными словами, дифферент судна должен быть минимальным.
Правильная регулировка мотора
Неправильная установка агрегата может привести к следующим проблемам:
- самопроизвольному отсоединению движка от транца, что неизбежно приведёт к потере контроля над судном;
- снижению КПД двигателя и как следствие падению скорости;
- большому расходу горючего.
Неправильная регулировка мотора
Детальное изучение инструкции, прилагаемой к любому лодочному движку, поможет добиться правильной установки мотора на надувное судно.
Правила выбора гребного винта
Именно правильно подобранный гребной винт способен создать необходимую частоту вращения коленчатого вала лодочного мотора, но при условии, что дроссельная заслонка открыта полностью и судно максимально загружено. Помимо всего прочего, действительная частота вращения вала мотора зависит от размера гребного винта и технического состояния конкретного судна.
Если лодочный мотор, как и любой другой двигатель, будет эксплуатироваться при завышенных оборотах коленчатого вала, то это в скором времени приведет к негативным последствиям, которые могут сказаться на техническом состоянии мотора, а затем повлечет за собой серьезные неисправности.
Именно качественный и оптимально подобранный гребной винт значительно продлевает эксплуатационный срок службы подвесного мотора.
Идеальным можно считать тот гребной винт, который позволяет двигателю развить рекомендуемое количество оборотов при 80% загруженности водного судна. В случае достижения максимальных оборотов при полной загруженности плавсредства есть вероятность превысить рекомендуемые обороты при неполной загрузке лодки.
Если же двигатель развивает максимально возможные обороты при неполной загрузке судна, то по мере увеличения загруженности он будет «задыхаться». Как результат, неполная и чрезмерная загрузка судна значительно повышает расход топливной смеси и сокращает то расстояние, которое преодолевается на единицу потребления топлива. Именно отсюда исходит вся важность правильного выбора гребного винта.
- Диаметр, определяющий максимальный размер гребного винта по лопастям. В частности, грузовые судна используют винты большего диаметра, позволяющие им чувствовать себя уверенно при полной загруженности.
- Шаг определяет длину винтовой поверхности, которая образуется за счет лопасти винта за один оборот. Данный показатель необходим для обеспечения условий движения судна на высокой скорости и к тому же с экономичным расчетом.
Увеличивая шаг винта на одних и тех же оборотах двигателя, можно значительно повысить скорость лодки. Такие действия не только повышают эффективность работоспособности мотора, но и сокращают удельный расход топлива. Увеличение шага винта к тому же улучшает управляемость судна на скоростных поворотах.
Безусловно, материал, из которого изготовлен гребной винт, также считается значимым моментом. В некоторых ситуациях это важнее, чем показатель мощности двигателя. Для двигателей с мощностью 50-110 л. с. оптимальным вариантом являются нержавеющие винты из алюминия или стали.
Итак, установка мотора на лодку – это действительно ответственный момент, поэтому во избежание непредвиденных ситуаций на воде целесообразнее воспользоваться рекомендациями специалистов.
Пошаговая инструкция
Чтобы правильно установить лодочный мотор, лучше воспользоваться стандартной пошаговой инструкцией, которую используют опытные мастера. Она состоит из нескольких пунктов:
- Лодку надувают.
- Движок вешают посередине транца, где обычно имеется специальная выемка.
- Отверстия под крепёжные элементы наполовину заполняют водостойким герметиком.
- Каждую из струбцин затягивают с одинаковым усилием до упора.
- Двигатель привязывается страховочным тросом к стационарному транцу.
При первичной фиксации мотора, надёжность его крепления к транцу проверяют после первого запуска и через 10–15 работы движка. Из-за сильной вибрации крепёжные элементы могут самопроизвольно раскручиваться. Чтобы этого не произошло, в отверстия под струбцины добавляется герметик.
Как установить транец на надувную лодку пвх
Еще буквально 10 лет назад ПВХ лодки считались диковинкой. Выбор этих изделий был весьма небольшим, кроме того из-за высокой ценовой политики далеко не каждый покупатель мог позволить себе приобрести данную модель.
На сегодняшний день большинство компаний-производителей предлагают на выбор огромный ассортимент различных изделий, благодаря которому каждый покупатель имеет возможность выбрать для себя наиболее подходящее плавсредство. Со временем владельцы лодок приходят к мнению о модернизации собственной конструкции. Для этого потребуется установить мотор, который заметно упростит способ передвижения на больших водоемах с наличием подводного течения. Такой вариант намного эффективнее по сравнению с двумя веслами.
Регулировка
Правильная установка мотора делает плавсредство более манёвренным, скоростным и способствует экономии горючего. В прилагаемых к агрегату инструкциях советуют размещать движок посередине транца, однако, это не всегда приводит к желаемым результатам. Чтобы добиться максимального КПД и высокой экономичности, нужно опытным путём найти оптимальное положение двигателя в лодке.
Горизонтальная настройка
Перед установкой мотора нужно постараться понять нюансы его работы. При вращении винта в водной среде возникает вихревой поток, который способен сместить плавсредство с прямой траектории. Чтобы нивелировать этот фактор, движок нужно немного сдвинуть к правому борту судна.
Если профиль днища судна имеет V-образную форму, мотор сдвигается на 5 см. Для надувных плавсредств с плоским дном рекомендуется смещать движок на 3 см.
Именитые производители надувных лодок заранее учитывают все нюансы работы двигателя и нивелируют вихревой поток, созданный гребным винтом, за счёт точно разработанной геометрии корпуса судна. При покупке дорогих плавсредств мотор можно смело устанавливать посередине транца, не опасаясь отклонения от вектора движения.
При установке лодочного мотора на плавсредства средней ценовой категории, нужно учитывать, что их корпус не имеет идеальных форм. В этом случае для повышения скорости и управляемости, придётся уделить время настройке движка в горизонтальной плоскости.
Регулировка угла наклона
Правильная регулировка угла наклона мотора также увеличивает скорость движения судна и способствует экономии топлива. Проводя подобную настройку, нужно учитывать следующие параметры:
- мощность двигателя;
- высоту волны;
- конструктивные особенности корпуса судна;
- общий вес пассажиров с грузом;
- силу течения;
- направление и силу ветра.
Чтобы поменять угол наклона дейдвуда на 3–4˚, нужно переставить штифты в скобе подвесного агрегата. Для этого потребуется:
- Вытащить штифт;
- Передвинуть скобы;
- Вставить штифт обратно.
После этой процедуры нужно проплыть небольшое расстояние и оценить работу двигателя. При необходимости можно ещё раз переместить скобы.
Большое отклонение дейдвуда от транца позволяет плавсредству быстрее выходить в глиссер, экономя при этом топливо и повышая скорость. Если угол наклона меньше необходимого, расход горючего существенно возрастает.
Когда мотор на лодку установлен под отрицательным углом, нос судна сильно заглубляется при движении. При этом скорость и манёвренность сильно падают.
Вертикальная настройка
Когда владелец плавсредства устанавливает мотор на транец, ему непременно нужно уделить внимание вертикальной настройке агрегата, которая зависит от положения антикавитационной плиты двигателя по отношению к днищу. Этот элемент должен находиться на 10–50 мм ниже уровня дна надувной лодки.
Если мотор установлен намного выше уровня дна судна, при работе движка винт вращается в верхних слоях воды. В такой ситуации гребной элемент начинает захватывать пузырьки воздуха, что приводит к увеличению оборотов и снижению срока службы.
Когда гребной винт слишком сильно заглублён, скорость судна падает. Кроме того, высокое сопротивление воды приводит к большему расходу топлива.
Чтобы поднять мотор, можно использовать деревянные бруски. Для опускания движка ниже уровня днища придётся увеличить выемку в транце при помощи лобзика. Качество работы агрегата проверяется опытным путём.
Этап 2. Вырезаем!
Теперь нужно найти замену сгнившей фанере. В оригинале ее толщина 24 мм. Найти такую в продаже не удалось, поэтому за 600 рублей был куплен кусок фанеры ФСФ (влагостойкой) размером 1,5*1,5 метра и от него отрезаны два куска размером 1*0.5 м. Фанеру купили влагостойкую, но вся ее влагостойкость заключена в том, что она склеена клеем, который не боится воды. А сама фанера воды боиться =)
Теперь берем эпоксидный клей, саморезы 3.5*20 с потайной головкой, обильно смазываем один кусок фанеры клеем (у меня ушло примерно 150-200 мл клея), и склеиваем, стягивая саморезами (около 20 штук, равномерно). Под саморезы предварительно сверлятся в верхнем листе фанеры отверстия диаметром 2 мм. Еще нужно обратить внимание, что бы они не попали на границу будующей детали.
Этап 4. Обклейка.
Спустя неделю настало время обклеить фанеру ПВХ, для придания декоративного внешнего вида и для 100% защиты от воды.
Сначала я попробовал использовать обычную толстую ПВХ ткань, но оказалось что на углах приходится клеить ее аж в 3 слоя, что сделало фанеру в этих местах толщиной не 24 мм, а все 28, и она уже точно не влезла бы в держатель транца на лодке.
Решение было найдено весьма специфичное — надувной бассейн для детей за 59 рублей =)
Он сделан из тонкого ПВХ, и даже будучи наклеен в несколько слоев не дает значительной толщины. Им я проклеил торцы с небольшим (1-2 см) нахлестом на боковые стороны.
Клеить этот ПВХ очень тяжело, вся проблема в том, что клей его очень сильно коробит, ПВХ начинает скручиваться и слипаться сам с собой. Клеить лучше в 4 руки. Я клеил небольшими отрезками по 10-15 см, внахлест.
После оклейки торцов — вырезал и приклеил боковинки из ПВХ ткани.
Их клеить одно удовольствие конечно. Вся работа заняла много времени, примерно 5 часов.
Клеил клеем УР-600 по инструкции, «горячим» методом. Сушка клея — минут 10-15 (при рекомендуемых 15-30).
Установка и подключение подвесного лодочного мотора
Казалось бы, старые добрые весла — это практично и надежно. Но однажды вы вдруг решите, что пора снабдить свою лодку двигателем. Это в буквальном смысле расширит горизонты водных путешествий, добавит азарта и впечатлений. С правилами и нюансами установки и подключения подвесного лодочного мотора знакомят эксперты водно-моторного центра «Спорт-Экстрим».
Чем может грозить неправильное «подключение» двигателя?
От того, насколько корректно проведен монтаж и установка лодочного мотора, зависят практически все аспекты его последующей эксплуатации: скоростные характеристики, срок службы самого двигателя, управляемость. Если процедура проведена неправильно, это повышает риск нежелательных последствий, в том числе фатальных для водителя, самого судна, пассажиров (если они принимают участие в водной прогулке):
- мотор будет работать не в полную силу (на заниженных оборотах);
- можно внезапно потерять управление над плавсредством;
- перерасход горючего в лодках на бензиновом моторе;
- лодку будет штормить — отбрасывать в бок и заносить на поворотах;
- судно может неожиданно перевернуться и пойти ко дну;
- двигатель может взорваться прямо на ходу.
Последовательность действий при установке
Как правило, при покупке мотора для лодки в комплекте идет инструкция, специальный крепеж и необходимые инструменты для проведения монтажа. А на некоторых плавсредствах производитель уже заранее наносит разметку под установку двигателя. Но даже вооружившись всей этой информацией, владельцам не всегда удается выполнить все гладко.
- Удостоверьтесь, что модель ПЛМ соответствует допустимым характеристикам, которые заявлены в паспорте плавсредства.
- Застрахуйте двигатель от случайного падения в воду. Для этого прикрепите установку тросом к транспортировочной ручке или рым-болту.
- Установите мотор по осевой линии судна вертикально ровно по центру транца (отклонение в сторону может негативно сказаться на управлении). Если лодка с килем, будет удобно выбирать нужное положение по выпуклой линии киля.
- Закрепите мотор, учитывая положение антикавитационной платформы (АКП), которая находится на дейдвуде. Согласно стандарту, он должен быть параллельно днищу и ниже его на 0–5 см.
- Зафиксируйте штифтом угол установки мотора. Это важно для эффективного скольжения по воде и, как следствие, экономии топлива. Наилучший результат обеспечивается при перпендикулярном расположении вертикальной оси двигателя относительно поверхности воды (то есть угол установки 0 градусов).
- Выберите правильный угол для отверстия для выхлопных газов — непосредственно над поверхностью воды (при максимальной загрузке лодки).
- Завинтите винты струбциной или крепежными болтами — смотря чем оснащен ваш двигатель), плотно затянув платформу установки к транцу.
Регулировка ПЛМ
Даже если вы тщательно соблюли все необходимые расчеты на теории, только сплав даст объективную картину того, насколько грамотно проведена установка двигателя на лодку. Другими словами, окончательную регулировку следует проводить на практике.
Если нос лодки несколько приподнят, то мотор рискует окунуться в воду. Такой момент требует дополнительной регулировки наклона угла двигателя — опытным путем. Корректность угла наклона проверяется в режиме глиссирования — антикавитационная платформа должна находиться вровень с поверхностью воды.
Слишком большой угол наклона заставит судно «дельфинить», а слишком маленький даст эффект «рытья носом». Оба варианта нехороши, потому как могут привести к потере управления плавсредством. Исправляется угол наклона перестановкой штифта. Также проконтролируйте в «полевых условиях» положение винта — он должен быть погружен в воду:
- Если он располагается слишком высоко, то в процессе рабочей гребли будет загребать воздух, что создаст обилие пузырьков газа и приведет к перегреву установки.
- Если винт имеет слишком низкую посадку, увеличится сопротивление воды, что негативно отразится на управляемости лодкой и может спровоцировать ее переворот вверх дном.
Где заказать установку и подключение мотора?
Если вы уже приобрели или только еще планируете купить мотор для лодки в магазине «Спорт-Экстрим», к вашим услугам — специалисты нашего фирменного сервисного центра.
Подключаем ПЛМ независимо от места приобретения (установка на транец, дистанционное управление, настройка штатных приборов и пр.). Получить консультацию по выбору товаров и задать интересующие вопросы вы можете по телефону +7 (4822) 65-65-03.
Специалисты водно-моторного центра помогут подобрать
подходящие под ваши цели и ожидания модели.
Чтобы получить подробную консультацию по наличию, ценам и характеристикам, просто позвоните +7 (4822) 65-65-03.
Регулировка мотора на навесном транце (Просматривает: 1)
коллеги,добрый день.задал вопрос в другой теме, но там тишина, решил отдельно задать.
Подскажите плиз, вопрос следующий — относительно чего регулировать высоту навесного транца?,
по инструкции Противовентиляционная пластина должна быть на 25-50 мм ниже днища лодки, при навесном транце это расстояние так же считаем от дна лодки?, или ввиду того что сзади полукруглый балон как то иначе?
проблема у меня в следующем — лодка адмирал 300 + троль 2.5), скорость одинаковая — 8 кмч при 1 и при 2 рыбаках. вот и ищу причину в транце..
спасибо, сильно не бейте.
Ptisevod
- 12.07.2012
- #2
Форест
- 12.07.2012
- #3
коллеги,добрый день.задал вопрос в другой теме, но там тишина, решил отдельно задать.
Подскажите плиз, вопрос следующий — относительно чего регулировать высоту навесного транца?,
по инструкции Противовентиляционная пластина должна быть на 25-50 мм ниже днища лодки, при навесном транце это расстояние так же считаем от дна лодки?, или ввиду того что сзади полукруглый балон как то иначе?
проблема у меня в следующем — лодка адмирал 300 + троль 2.5), скорость одинаковая — 8 кмч при 1 и при 2 рыбаках. вот и ищу причину в транце..
спасибо, сильно не бейте.
atoxa
- 12.07.2012
- #4
Форест
- 12.07.2012
- #5
atoxa
- 12.07.2012
- #6
Я не хочу менять мотор, я хочу понять почему этот плохо едет о сравнению с мотором похожей "весовой категории"
Это как сказать что если не едет 10 лошадей а у других едет, купи 15.
ale8443
- 12.07.2012
- #7
atoxa
- 12.07.2012
- #8
Может упрощу свой вопрос, уберу мощность движка))),
Противовентиляционная пластина должна быть на 25-50 мм ниже днища лодки, при навесном транце, при условии что сзади полукруг это расстояние так же считаем от дна лодки?)))
дима дымов
- 12.07.2012
- #9
Олег23
- 12.07.2012
- #10
коллеги,добрый день.задал вопрос в другой теме, но там тишина, решил отдельно задать.
Подскажите плиз, вопрос следующий — относительно чего регулировать высоту навесного транца?,
по инструкции Противовентиляционная пластина должна быть на 25-50 мм ниже днища лодки, при навесном транце это расстояние так же считаем от дна лодки?, или ввиду того что сзади полукруглый балон как то иначе?
проблема у меня в следующем — лодка адмирал 300 + троль 2.5), скорость одинаковая — 8 кмч при 1 и при 2 рыбаках. вот и ищу причину в транце..
ТО для двухтактного лодочного мотора
Как и вся сложная техника, лодочные моторы нуждаются в регулярном техническом обслуживании – даже несмотря на то, что это может быть продукция именитых брендов. Правильное и регулярное обслуживание мотора – это вообще залог его долговременной эксплуатации и если вы хотите, чтобы он не «умер» через 30-50 часов работы — не пренебрегайте обслуживанием.
Из чего состоит обслуживание двухтактного подвесного мотора
В связи с особенностями двухтактных подвесных лодочных моторов, их техническое обслуживание имеет свои особенности – в первую очередь это связано с тем, что смазка заливается вместе с топливом. Поэтому главная проблема любого мотора – уровень масла – отпадает сама собой. С другой стороны, есть ряд своих моментов, о которых речь пойдет ниже.
Условно обслуживание подвесного двухтактного мотора можно разделить на 2 части: профилактика и периодическое обслуживание.
Профилактика двухтактного мотора: что входит в перечень работ
Профилактика включает в себя ряд работ по обслуживанию мотора, которые производятся нерегулярно, а в зависимости от условий эксплуатации мотора. К таким работам относятся следующие:
- Чистка и промывка двигателя;
- Замена смазки;
- Ревизия свечей зажигания;
- Ревизия топливного фильтра;
- Замена редукторного масла.
Очистка
Подвесной лодочный мотор нуждается в регулярной очистке. Если же он используется в среде с повышенной агрессивностью (соленая вода, высокая концентрация песка или ила) – делать это нужно как можно чаще, чтобы ил и песок не забивали рабочие органы мотора, а высохшая соль не оказывала коррозирующее влияние на механизмы. В современных моторах все металлические части имеют антикоррозийное покрытие, но при высыхании соль кристаллизуется и будет постепенно разрушать металл.
Очистку мотора следует производить только чистой пресной водой. Также рекомендуется использовать чистящие средства – с их помощью грязь и соляной налет лучше вычищается.
Для очистки нужно открыть капот мотора и тщательно закупорить все отверстия, которые ведут в воздухозаборник. После этого все детали рекомендуется обработать чистящим средством и подождать около 10-15 минут, чтобы оно растворило загрязнение. После этого сильным напором воды промыть мотор.
При очистке также нужно уделить внимание дейдвуду и выпускной системе – в последнем случае хорошо промойте анод и цинковые пластинки.
Смазка
Хотя шатунно-поршневая группа смазывается маслом, которое добавляется в топливо, остальные узлы также нуждаются в смазке. Для смазки в двигателе имеются специальные каналы – их расположение можно узнать в схеме мотора. Для того, чтобы закачать смазку в систему, используйте специальный шприц или пистолет. Замена смазки производится согласно требованиям, указанным в инструкции.
Ревизия системы зажигания
Ревизия свечей зажигания в 2-тактном ПЛМ рекомендуется производить каждые 50 часов. Замена свечей производится при необходимости – если окислились контакты, произошла заливка и так далее.
Замена производится также легко, как в обычном моторе. Свечи выкручиваются с помощью торцевого ключа, а после установки вкручиваются рукой. Для надежности фиксации рекомендуется после вкручивания затянуть каждую свечу на ¼ оборота свечным или торцевым ключом.
Замена топливного фильтра
В отличие от ТО автомобилей, где топливный фильтр меняется каждые 10-12 тысяч км пробега, в лодочных двигателях такого регламента нет. Топливный фильтр рекомендуется менять, если наблюдаются перебои в работе двигателя (падение мощности, неровный звук и так далее). Большинство производителей рекомендуют обязательную замену фильтра раз в 2 года.
Замена масла в редукторе
В редуктор 2-тактного двигателя смазка заливается отдельно. Как правило, ее объем составляет до 1 литра. Использовать требуется исключительно специализированное масло – это очень важно.
Производить замену масла требуется через 100 часов работы или раз в сезон, но ревизию следует выполнять раз в 50 часов – нет ли в нем металлической стружки или пыли, а также белых разводов. Стружку и пыль будет также видно при сливе масла – она обязательно прилипнет к магниту, установленному на сливной крышке.
Техническое обслуживание: регулярность и регламент
Первое ТО двухтактного лодочного мотора производится через 6 месяцев после начала эксплуатации, вне зависимости от того, эксплуатировался он все это время систематически или периодически. В ТО-1 входят следующие работы:
- Замена топливного фильтра и смазки в редукторе;
- Диагностика системы холостого хода и дроссельной заслонки, а также их регулировка;
- Проверка креплений и болтовых соединений.
Первые два вида работ в регламенте производится в том случае, если они не были произведены во время профилактики.
Второе техническое обслуживание производится раз в год. Это обслуживание включает в себя следующие работы:
- Ревизия элементов и узлов водяного насоса
- Проверка патрубков двигателя;
- Проверка работы термостата и системы охлаждения;
- Ревизия системы зажигания и топливного фильтра;
- Регулировка зубчатого ремня и клапанов;
- Замена масляного фильтра.
Обслуживание мотора перед запуском
Независимо от того, когда было произведено ТО или профилактика двигателя, его необходимо проверять каждый раз перед установкой его на судно и перед спуском на воду.
В ходе такого обслуживания рекомендуется проверить состояние гребного винта, анодов антикоррозийной защиты, насоса, шлангов и патрубков, герметичность проводки и исправность шнура аварийной остановки мотора. Если мотор эксплуатировался в грязной или соленой среде – обязательно промойте шланги водомета чистой пресной водой.