Personalcam.ru

Авто Аксессуары
1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Проверка натяжения спиц на слух

Проверка натяжения спиц на слух

Чтобы колесо было прочным и служило долго нужно правильно натянуть спицы. Сборщикам колес доступен измеряющий натяжение спиц инструмент – тензометр. Однако, если у вас есть музыкальный слух, существует другой инструмент, который делает эту работу проще и быстрее: музыкальный духовой камертон, или пианино, или церковный орган, или любой иной хорошо настроенный музыкальный инструмент, который есть в вашей мастерской.

Велосипедные спицы звучат подобно струнам гитары или арфы, когда их перебирают. Итоговый музыкальный тон будет выше, если спица натянута сильнее, а оптимальный тон не зависит от толщины спицы. Чтобы узнать каким должен быть музыкальный тон, нужно знать только приблизительную длину спицы и то, какие спицы вы будете использовать, – обычные или баттированные, которые фактически короче, т.к. их окончания толще. В конце этой статьи приведена таблица оптимальных музыкальных тонов. Обратиться к ней можно прямо сейчас, если вам нужно узнать только тон и длину спицы. Пожалуйста, сперва прочтите статью полностью, если вы еще этого не сделали. Также можно прочесть научное объяснение того, как относится натяжение спиц к музыкальному тону.

Проверьте натяжение спиц на заведомо верно собранном колесе. В колесе, где спицы набраны радиально, или не перекрещиваются, можно перебирать спицы по одной. Если спицы перекрещиваются, перебирайте их в месте пересечения. Так вы услышите звук, издаваемый одновременно двумя спицами.

Если натяжение двух перекрещивающихся спиц сильно отличается, вы услышите глухой звук. Притяните спицы пальцами друг к другу, чтобы понять какая натянута слабее. Отведите натянутую слабее спицу в сторону и слегка ударьте по натянутой сильнее, чтобы проверить ее тон. Проверьте не поврежден ли обод или не искривлен его стык в месте, где спицы натянуты по-разному. При необходимости выгните обод так, чтобы выровнять колесо при примерно равном натяжении спиц. (Правка ободов – тема для отдельной статьи). Если не удается получить ровное колесо с равным натяжением спиц, пришло время менять обод.

Если натяжение двух перекрещивающихся спиц, как и должно быть, примерно одинаковое, вы услышите одну чистую музыкальную ноту. Для типичных, набранных в три креста колес размером 700С это будет нота G для обычных спиц и А – для баттированных.

Этот тон соответствует приблизительно 1/3 предела текучести спиц хорошего качества – примерно настолько вы можете натянуть спицы, сохранив достаточный запас прочности. Распространенной ошибкой при сборке колес является недостаточное натяжение спиц. Недостаточное натяжение снижает прочность колеса, т.к. спицы провисают под меньшими нагрузками и не могут устойчиво удерживать обод. Когда спицы натянуты достаточно сильно, бывает сложно прокручивать ниппели; из-за этого многие сборщики колес натягивают спицы недостаточно хорошо. С другой стороны, иногда колеса натягивают слишком сильно, и спицы могут деформировать обод у отверстий для спиц.

Настало время для плохого каламбура! Вы слышали о лигераде американского производства с недотянутыми колесами? В них спицы пляшут, как буквы в подписи Тулуз-Лотрека!

Перед сборкой колеса окуните резьбы спиц в смазку или промышленный состав для резьб спиц чтобы снизить трение. Также слегка смажьте поверхность обода в том месте, где ниппель спицы вставляется в обод. Отверстия для спиц удобно смазывать спицей. Если не смазать резьбы и ниппели, может не получиться оптимально натянуть спицы.

Проверьте музыкальный тон по всему колесу. Для нового колеса с хорошим, легким ободом, он не должен отличаться от оптимального тона более, чем на один или два музыкальных полутона (один или два шага духового камертона) вверх или вниз. Тяжелый и/или стальной обод жестче, как и высокий аэродинамический обод. Если вам нужно натянуть спицы с таким ободом, полагайтесь на свои ощущения. Спицы не должны быть натянуты так сильно, чтобы их могло вырвать из обода, или настолько слабо, чтобы колесо было недостаточно жестким. Даже с хорошим ободом не пытайтесь настроить колесо, выравнивая музыкальный тон. Все спицы немного различаются, обод не идеально круглый, на нем есть деформации от спиц, поэтому тон между спицами всегда будет немного отличаться.

Читайте так же:
Как регулировать потоотделение эфирным маслом

Если обод деформируется у отверстий для спиц от нагрузки, созданной натянутыми до рекомендованного в этой статье музыкального тона спицами, используйте более легкие спицы или более прочный обод. Пренебрежение этим предостережением может стать причиной быстрой поломки колеса.

Из-за разных зонтов заднего колеса спицы слева натянуты слабее и их музыкальный тон ниже, если с обоих сторон колеса используется равное количество одинаковых спиц. Тон должен быть примерно одинаковым для всех спиц слева.

Элегантным способом собрать более прочное заднее колесо является использование более толстых спиц справа. Хорошо сочетаются спицы диаметром 2 мм справа и 1,6 мм слева; при таком сочетании спицы по обе стороны колеса звучат примерно с одинаковым тоном, что говорит о том, что все они натянуты оптимально.

Вы можете спросить, почему собранное таким образом колесо получается лучше, чем если использовать по обе стороны более толстые спицы. В конце концов, толстые спицы слева будут прочнее. Также они будут натянуты, как и более легкие спицы, но музыкальный тон будет ниже. Но на самом деле толстые спицы слева провисают и теряют контроль над ободом под меньшей нагрузкой из-за того, что они меньше растягиваются; и даже если нагрузка не настолько велика, чтобы они провисали, обод искривляется на одну сторону в той части колеса, которая находится под нагрузкой, из-за неравной боковой составляющей жесткости спиц справа и слева. Причина, по которой более тонкие спицы слева работают лучше и служат дольше в том, что они натянуты с такой же силой и имеют такую жесткость относительно бокового (из стороны в сторону) движения обода, как более толстые спицы справа.

Если вам нужна инструкция по сборке колес, прочтите статью Шелдона Брауна на этом сайте (оригинал на sheldonbrown.com, русскоязычный перевод доступен на сайте caravan.hobby.ru – прим. переводчика), которая является лучшим, что я когда-либо читал по данному вопросу.

Используйте следующую таблицу вместе с той статьей. В таблице указаны музыкальные тоны, соответствующие оптимальному натяжению спиц.
Проверка натяжения спиц на слух

Как подтянуть спицы на велосипеде самостоятельно

  • menu
  • scroll

В продаже уже появились велосипеды с литыми дисками, но традиционными являются разборные модификации, в составе которых имеются спицы. Это стальные прутки, которые соединяют обод с втулкой, образуя цельное изделие – колесо. Для обеспечения заданной прочности их используется в устройстве большое количество, которые равномерно распределены по всей окружности. Использование спиц позволяет существенно облегчить конструкцию колеса, тем самым, позволяя облегчить и сам велосипед в целом. Спица является идеальным решением для облегчения колеса и обеспечения его необходимой прочностью, но все же она является слабым местом, так как при значительных ударах обод может повести в сторону. Решить эту проблему вполне реально и самостоятельно. Путем правильной подтяжки спиц достаточно легко исправляется любой дефект, но это следует выполнять правильно.

Виды велосипедных спиц

В продаже имеется несколько разновидностей спиц, которые отличаются между собой не только по длине, но и по толщине. Купить для ремонта велосипедов можно спицы толщиной 1.5 мм, 1.6 мм, 1.8 мм, 2 мм и 2.34 мм. Чем больше толщина, тем деталь прочнее, но также увеличивается и ее вес.

Спицы выбираются для скрепления колес в соответствии с категорией самого велосипеда. Например, если он используется исключительно для экстремальной езды, то колесо должно быть прочным, поэтому применяются более толстые.

Спицы также различаются и по типу головки на две категории: загнутые и прямые. Первый вид является более распространенным и используется на большинстве моделей велосипедов. Такие модели также являются и самыми дешевыми.

Прямые спицы обычно устанавливаются в фирменных моделях велосипедов, но так называемых, вилсетах. Кроме этого, они также различаются и по форме тела на плоские и цилиндрические с баттингом.

Следует отметить, что баттингом называется сужение спицы к середине. Такая технология позволяет снизить вес изделия, но при этом сохранить все практические качества, такие как прочность, надежность и устойчивость к нагрузкам.

Читайте так же:
Регулировка развала колес что это

Как правильно установить и подтянуть спицы на велосипеде

Технология подтяжки спиц довольно сложна, потому что она охватывает знания в конструкции этого изделия. Все же, выполнять подтяжку зачастую оказывается проще, чем установить новый комплект спиц и произвести данную процедуру по всей окружности. Поэтому обычно все решают обратиться к услугам специалистов, которые производят подобный ремонт на протяжении длительного времени.

Что касается опытных велосипедистов, то они наверняка уже не раз сталкивались с подобной ситуацией, потому что в процессе езды нередко он наезжает на различные препятствия, что приводит к деформации обода.

Важно знать, что спицы на переднем и заднем колесах отличаются, прежде всего, длиной. При этом, размер их на задней части также отличается в зависимости от степени наклона относительно оси. Поэтому крайне не рекомендуется разбирать колесо.

Опытные мастера скажут, что выполнить спицовку колеса можно различными способами, но стоит выделить самые прочные схемы. К ним относятся: радиальная и крестовая. Также на многих велосипедах можно видеть варианты расположения спиц трехкрестовым способом. При таком расположении они по три раза пересекают соседние спицы.

Установка спиц велосипедного колеса

Для выполнения качественной подтяжки спиц необходимо использовать специальный ключ. Раньше он имелся в комплекте с инструментами для ремонта велосипедов отечественного производства, сегодня же его можно купить отдельно в соответствующем магазине.

Для осуществления процесса установки и подтяжки спиц необходимо выполнить следующие действия:

  • Первым делом необходимо разобраться с длиной спиц. Для передних колес они выбираются одного размера. При установке на заднее, придется следить за этим параметром.

Чтобы упростить процесс подбора деталей для ремонта колес, рекомендуется воспользоваться удобный онлайн калькулятором.

Далее, после определения параметров спиц, можно приступить к их монтажу. Производится это в следующем порядке:

  1. Первым делом выполняется смазка всех резьбовых соединений.
  2. Установка спиц осуществляется с противоположной стороны, на которой находится углубленный фланец.
  3. На переднем колесе спицы устанавливаются во фланец через одну.
  4. При заполнении спицами заднего колеса их устанавливать следует справа от втулки.
  5. Каждый раз при установке спицы она закручивается на два оборота.
  6. На заднем колесе спицы устанавливаются через каждые 3 фланца.
  7. Важно следить, чтобы спицы располагались по наружной стороне при соединении обода и фланца.

Все остальные детали монтируются на колеса в том же порядке, не сбивая ритм. При закручивании ниппели проворачиваются на два оборота.

На последнем этапе выполняется натяжка. Как правило, все предыдущие действия являются более простыми. Важным моментом является закрутка ниппелей на одинаковое количество витков. Для финишной регулировки натяжения спиц рекомендуется воспользоваться специальным станком или самим велосипедом.

То есть колесо устанавливается на велосипед и при проворачивании его контролируется расстояние до вилок. Если имеется на нем восьмерка, то вытянуть ее можно путем подтягивания спиц в обратную сторону и одновременно расслабляя с противоположной.

Уход за велосипедом. Втулки, обода и спицы.

В прошлой статье мы рассмотрели вопросы поддержания давления в колёсах велосипеда, которое во многом отвечает за качество качения колеса. Но есть в велосипедных колёсах и другие вещи, за состоянием которых необходимо следить.

К таковым можно отнести:

  1. Натяжение спиц колеса;
  2. Регулировка/износ подшипников колёсной втулки;
  3. Искривления колёсного обода;
  4. Износ боковины обода на великах с ободными тормозами или тормозного ротора на великах с дисковыми тормозами.

И, конечно же, стоит обращать внимание на кривизну и износ тормозных роторов. А проверяются эти параметры сходно кривизне колёсного обода и износу его боковины. С той разницей, что не надо приставлять линейку к тормозному ротору. Его искривления видно при его вращении в тормозном суппорте. И если изношенный тормозной ротор подлежит замене, то искривлённые не стоит торопиться менять или выбрасывать! Существует специальный инструмент, при помощи которого можно выравнивать тормозные роторы.

Суммируя всё вышесказанное следует сказать, что велосипед хоть и относительной сложный механизм (а порой даже очень сложное технологически изделие), но его эксплуатация, при выработке велосипедистом определённых навыков по своевременной диагностике неисправностей и их устранении, станет лёгкой и беззаботной. А сам велосипед сможет прослужить вам и дарить радость долгие годы, а может и десятилетия.

Читайте так же:
Лифан х 60 регулировка сцепления схватывает в самом низу

Эти вещи так же по силам проверить на соответствие норме самому велосипедисту!

1. Проверка натяжения спиц.

Если нет специального прибора (тензометр), то в быту натяжение спицы обычно проверяется руками. Необходимо цеплять одним-двумя пальцами спицы по очереди и они должны быть качественно натянуты. Спицы не должны играть, или быть ослаблены. В принципе изгиба быть не должно вообще. Если такое всё же наблюдается, то необходимо везти велик или колесо в мастерскую, что бы спицы протянули. Если конечно у вас нет навыков по сборке/спицеванию велосипедного колеса и вы не имеете для этого специального инструмента. Можно так же щёлкать ноготком указательного пальца по каждой спице. Они должны издавать «гул», характерный для толстых струн струнных музыкальных инструментов. В идеале тональность «гула» у всех спиц будет одинакова. Большая разница в тональности этого звука будет говорить о неравномерной натяжке некоторых спиц. Ну, а дребезжание какой-либо спицы или нескольких из них будет попросту «кричать» о том, что велосипеду пора в мастерскую на ревизию!

Подсказка: Ещё одним из признаков неправильного состояния спиц будет наличие щелчков в моменты, когда вы сильно тянете спицу первым и указательными пальцами. Обычно это происходит у новых или старых, но только что собранных колёс и говорит о том, что ниппель спицы или сама спица (на изгибе возле колёсной втулки) не прочно сидят на своём посадочном месте, или спица не прочно прилегает в месте перекрещивания с другими спицами. Устраняется обычно усадкой спицы на посадочное место и протяжкой ниппелей. Желательно в мастерских.

2. Проверка регулировки и износа подшипников колёсных втулок.

Регулировка подшипников втулки проверятся тоже достаточно легко. Необходимо приподнять велосипед с той стороны, где проверяется колесо, что бы оно оказалось в воздухе. Повернуть рукой колесо, что бы ниппель оказался под углом 45-80 градусов (стрелка часов на 1-3 часа) и отпустить.

Колесо должно достаточно легко провернуться под своим весом ниппелем вниз (потому,что ниппель является пусть и не болшим, но грузиком, который разбалансирует колесо), и проделать от половины оборота, до одного оборота. Если прокрутилось и не более оборота — всё отлично. Если оно не прокрутилось легко, или даже застыло не дойдя до нижнего положения ниппеля, то конуса втулки перетянуты. У новых колёс со втулками на конусах и на промышленных подшипниках это будет говорить о том, что просто колёса ещё новые и «не прикатаны». На пром. подшипниках колёса прикатаются сами. Подшипники с конусами порой бывает надо ослабить вручную. Изредка встречается и такое. Для проверки же износа или прослабленности конусов этот метод не подходит. Нужно жёстко поставить велосипед на твёрдое и ровное покрытие. Крепко держа его одной рукой, взяться за колесо сверху и подёргать его поперёк, в горизонтальной плоскости. Если будет заметен люфт, ощущаться характерные толчки, биение, то регулировка конуса ослабла. Если нет, то всё в порядке. Есть правда ещё и колёсные втулки с промышленными подшипниками. Проверяются на износ они так же, но регулировать их, в отличие от конусных, не возможно ни самостоятельно, ни в мастерской. Более того, заменить в таких втулках промышленные подшипники смогут порой даже не в каждой мастерской. Для этого необходимы специальные съёмники.

3. Проверка искривления колёсного обода.

Колёсный обод обычно следует проверять на предмет наличия «восьмёрки». Это банальное искривление обода. Называется такое искривление «восьмёркой» потому, что если сильно искривлённое колесо со снятой покрышкой прокрутить и смотреть на него сверху, то возникает оптическая иллюзия возникновения цифры 8, вместо прямой линии. Раньше говорили: «колесо пишет восьмёрку». При сильном искривлении «восьмёрку» видно даже с покрышкой прямо на ходу велосипеда. При таком искривлении колеса езда небезопасна, может привести к аварии. Её следует прекратить и везти велосипед руками в мастерскую для ремонта!

Читайте так же:
Регулировка зажигания исузу бигхорн

Подсказка: Проверить колёсный обод на наличие восьмёрки очень просто. При снятой покрышке необходимо поставить колесо на велосипед. Потом зафиксировать резинкой линейку над ободом таким образом, что бы какая-либо толстая риска приходилась чётко над краем обода. Потом необходимо прокрутить колесо и следить — не отклоняется ли обод от риски линейки на сколь-либо значительное расстояние? Обычно отклонение до одного миллиметра допустимо. Более миллиметра требует регулировки специалистом.

Правда искривление бывает не только в плоскости отклонения от оси перьев вилки или заднего треугольника. Бывает ещё и отклонение от «идеальной окружности. Это когда обод приобретает «яйцеобразную или овальную форму. Проверить это отклонение так же достаточно легко при помощи линейки как на фото выше. Просто в этом случае необходимо отслеживать расстояние между самой линейкой и ободом во время вращения колеса. Зазор должен быть одинаков. Если есть колебания до миллиметра — это допустимо. Если колебания зазора более миллиметра — это необходимо устранять.

4. Проверка тормозных поверхностей колёсного обода или ротора.

На велосипедах с ободными тормозами следует помнить, что торможение происходит методом подведения тормозных колодок к боковине колёсного обода и их взаимного трения. В зависимости от типа тормозных колодок, качества металла колёсного обода и интенсивности торможения изнашиваются не только тормозные колодки, но и сами колёсные обода. Среднестатистически производители колёсных ободьев предусматривают по 1-1,5 миллиметра запаса на изнашиваемую часть колёсного обода с каждой его стороны. При достижении этого предела дальнейшая эксплуатация колёсного обода не целесообразна и его следует заменить на новый. При более сильном износе дальнейшая езда вообще становится не безопасна и может привести к тому, что колёсный обод лопнет во время езды. На большинстве современных велосипедов установлены двухстенные обода и они имеют намного более прочную конструкцию, но это не значит,что следует «испытывать судьбу».

Подсказка: Следует помнить, что многие производители ободьев для спортивных и экстремальных велосипедов часто увеличивают толщину боковины, по которой работают тормозные колодки. В отдельных случаях их толщина может достигать 3-х или более миллиметров с каждой стороны. Это существенно продлевает срок их эксплуатации, однако, иногда достаточно существенно сказывается на увеличении веса колёсного обода.

На велосипедах с дисковыми тормозами следует обращать внимание на тормозные роторы (тоже самое, что тормозной диск у мотоцикла или автомобиля). Затяжка ротора дискового тормоза на колёсной втулке обычно производится на заводе или в мастерской и производится качественно. Потому проверка чаще всего не требуется. Однако, до того, как ехать в поездку, периодически можно попробовать руками тормозной ротор — плотно ли он сидит? В идеале не должно быть вообще никаких люфтов!

Подсказка: После торможения трогать руками ротор дисковых тормозов, как и сам тормозной суппорт не стоит. Они будут очень горячие. Можно получить ожог!

Регулировка натяжения спицы в колесе

велосипедные спицы

Спицевание колеса – это проблема, с которой предстоит рано или поздно столкнуться любому велосипедисту вне зависимости от стажа и уровня мастерства езды на велосипеде. Сбор колеса только на первый взгляд может показаться сложным заданием. Следует запастись терпением и временем – на все про все уйдет не меньше часа, а то и двух-трех. К слову, самостоятельная сборка колес хороша еще и тем, что для себя вы никогда не будете халтурить и в целях экономии времени и сил пропускать некоторые операции.

Какой бывает спицовка

Выделяют два наиболее популярных вида спицевания колес – радиальный и крестовой. Радиальное спицевание применяется только для сборки передних колес, на которые будут установлены ободные тормоза. Радиальный рисунок имеет весомый недостаток – колесо с такой спицовкой испытывает высочайшую нагрузку в вертикальном направлении. А, пожалуй, единственным достоинством этого варианта можно назвать приятный глазу внешний вид.

Читайте так же:
Регулировка сцепления lifan x60

Куда более универсальной и функциональной является крестовая спицовка. Спицевание крестом, возможно, выглядит менее эффектно, зато позволяет добиться максимально адекватной реакции на тормозящее и вращающее усилие от втулки. При таком варианте даже самая серьезная нагрузка от торможения и педалирования переводится на растяжение спиц.

Крайне редко используется смешанная спицовка. Этот вариант является чем-то средним между радиальным и крестовым способами.

велосипедные колёса

Определившись с видом спицовки, можно смело начинать процесс сборки колеса. Он делится на несколько этапов.

Этап первый. Определение подходящей длины спицы

Очень важно подобрать велосипедные спицы подходящей длины. В этом плане куда меньше проблем возникает с передним колесом – здесь спицы с обеих сторон имеют одинаковую длину. С задним все куда сложнее. Несколько скоростей, установленных на заднем колесе, усложняют его центровку. Спицы будут иметь разные показатели длины и угла наклона. Для определения подходящей длины созданы специальные калькуляторы, которые в онлайн-режиме позволяют рассчитать нужные параметры.

Этап второй: Установка

Для удачной набивки колеса понадобятся:

  • Обод;
  • Спицы;
  • Втулка; ;
  • Отвертка.

составные части колеса

Если вам приходится впервые переспицевать колесо, то обратите особенное внимание, что отверстия на ободе немного смещены (наклонены) в стороны. Спицы с правого фланца втулки должны быть заведены в отверстия, которые смещены вправо, а с левого фланца – влево. Половина спиц каждого фланца относится к числу лидирующих. Другая половина – это хвостовые.

  • Лидирующие спицы – те, которые направлены по ходу вращения обода. Как правило, они обозначаются оттенками синего цвета.
  • Хвостовые спицы – направленные против вращения колеса. Чаще всего их обозначают оттенками красного цвета.

Первой устанавливается хвостовая спица, которая обязательно должна пройти внутри фланца. Ее следует вставить с наружной стороны правого фланца и направить в смещенное вправо отверстие обода, которое расположено следом за отверстием золотника. Ниппель нужно закрыть на несколько оборотов для того, чтобы спица не могла выпасть. Следующая спица должна быть направлена в отверстие того же самого фланца, следующее – через три отверстия после первой установленной.

Следующий шаг – поворот велосипедного колеса таким образом, чтобы оказаться перед левым фланцем втулки. Второй вставленной группой спиц также будут хвостовые. Нужно повернуть обод, чтобы золотник оказался вверху. Обращаем внимание на самую первую установленную спицу – если она в первом отверстии после золотника, то первая спица левого фланца должна быть расположена левее, если первая установленная во втором после золотника отверстии, то первая спица левого фланца должны быть расположена слева.

Когда все хвостовые спицы на месте, можно переходить к лидирующим. Поворачиваем колесо велосипеда к себе правым фланцем. Установка лидирующих спиц производится с внутренней стороны фланца. Их можно вставить в любое отверстие. После этого следует повернуть втулку по часовой стрелке, чтобы лидирующая спица пересеклась с тремя хвостовыми. Важно, чтобы первые две она пересекла с внешней стороны, а третью – с внутренней. Возможно, для установки ее потребуется немного изогнуть. В этом нет ничего страшного. Аналогично устанавливаются остальные лидирующие спицы.

Этап третий. Регулировка натяжения

Первым делом необходимо произвести начальную регулировку, которая подразумевает равномерное закручивание всех ниппелей. Обязательно следите за тем, чтобы все ниппеля были закручены на одинаковое число оборотов – спицы должны иметь одинаковое натяжение. Обычно лидирующие спицы изогнуты рядом с фланцем. Перед началом процедуры натяжения их необходимо подогнуть рукой путем нажатия на каждую спицу близи фланца.

Окончательное натяжение должно осуществляться уже после окончания начальной регулировки. Правильно натяжение позволит добиться отсутствия биения колеса при езде, что очень важно для комфортного передвижения.

Подводя итоги, можно смело утверждать, что спицевание колеса – это далеко не самая сложная процедура. Если вы уверены в том, что справитесь со спицовкой, обладаете достаточным терпением, навыками, знаниями и умениями, то это процедура не станет проблемой.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector