Personalcam.ru

Авто Аксессуары
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Газобаллонное оборудование автомобиля

Газобаллонное оборудование автомобиля

Для работы на газообразных топливах транспортные средства оснащаются газобаллонным оборудованием (ГБО).

Газобаллонное оборудование (газовое оборудование) автомобиля — дополнительное оборудование, позволяющее хранить и подавать в двигатель внутреннего сгорания (ДВС) газообразное топливо.

В зависимости от вида применяемых газообразных топлив и типа двигателей автомобили производятся или переоборудуются в газобаллонные автомобили: однотопливные, двухтопливные с независимым питанием двигателя одним из топлив и двухтопливные с одновременной подачей двух топлив (газодизели).

К газообразным автомобильным топливам относятся:

В зависимости от применяемого газового топлива принципиальные схемы систем питания имеют свои специфические особенности и одновременно общие элементы. Для классификации систем ГБО используют термин «поколения». Хотя, на данный момент, официально утверждённой международной классификации автомобильного ГБО не существует, в профессиональных кругах сложилась определённая градация.

Содержание

История [ править | править код ]

  • 1823 г. — англичанин Самуэль Браун построил газовый двигатель внутреннего сгорания на светильном газе.
  • 1842 г. — Дрейк (Англия) запатентовал (патент № 562) газовый двигатель с калильным зажиганием.
  • 1860 г. — выдан патент Жану Этьену Ленуару, наладившему затем выпуск ДВС на светильном газе.
  • 1928 г. — прошла испытания газогенераторная установка конструкции профессора В. С. Наумова на шасси Фиат-15-тер.
  • 1935 г. — испытательный пробег газогенераторных автомобилей ЗИС-5 и ГАЗ-АА, оснащённых газовыми двигателями и газогенераторами, по маршруту Москва — Ленинград — Москва. В качестве топлива использовался газ, полученный в газогенераторах из древесных чурок, угольных брикетов, торфа.

Поколения [ править | править код ]

Различается карбюраторное и инжекторное оборудование. Имеет нумерацию поколений: первое, второе, третье, четвёртое, пятое и шестое. Используемый газ: пропан-бутан (сжиженный газ), метан (сжатый).

Конструкционно газобаллонное оборудование состоит из:

  1. Заправочное устройство
  2. Блок высокого давления
  3. Дозатор газа
  4. Смеситель газа
  5. Электромагнитный бензиновый клапан
  6. Блок управления электромагнитными клапанами
  7. Переключатель вида топлива высокого давления
  8. Трубопроводы и шланги
  9. Баллон газовый с арматурой

Принцип работы первого поколения основан на регулировании давления газа, поступающего из редуктора-испарителя, и последующей дозировке количества подаваемого газа механически. Эти системы устанавливали на два типа двигателей: карбюраторные, моновпрысковые. В первом поколении ГБО используются как вакуумные, так и электронные газовые редукторы (без лямбда-зонда). Это — традиционные устройства со смесителем газа.

В комплект газобаллонного оборудования первого поколения входили как вакуумные, так и электрические редукторы с электронным управлением.

Второе поколение ГБО

Системы второго поколения имеет в своём составе электрический редуктор и электронное дозирующее устройство, которое опирается на сигналы датчика содержания кислорода (лямбда-зонд) в выпускном коллекторе двигателя, датчика положения дроссельной заслонки (TPS — Throttle Position Sensor) и датчика частоты вращения коленвала (RPM). Газовый электронный блок управления (лямбда-контроллер) получает сигналы от указанных выше датчиков и поддерживает необходимый (стехиометрический) состав газовоздушной смеси как на установившихся, так и на переходных режимах работы двигателя.

Третье поколение ГБО

В системах газобаллонного оборудования третьего поколения электронный блок вместе с дозатором распределителем обеспечивает распределённый синхронный впрыск газа во впускной коллектор с помощью механических форсунок. Электронный блок опирается на сигналы датчика положения дроссельной заслонки (TPS), датчика содержания кислорода в выпускном коллекторе двигателя (лямбда-зонд), датчик частоты вращения коленвала (RPM), датчика абсолютного давления (MAP) и регулирует режим подачи газа.

Индивидуальная подача газа в каждый конкретный цилиндр осуществляется дозирующим устройством — газовым инжектором. Механические форсунки открываются за счёт избыточного давления в магистрали подачи газа. Электронный блок ГБО третьего поколения создаёт собственные топливные карты и из-за особенностей конструкции шагового дозатора недостаточно оперативно корректирует состав газовоздушной смеси.

Четвёртое поколение ГБО

Данная система, с помощью электромагнитных форсунок, обеспечивает распределённый последовательный или параллельный впрыска газа. Принцип действия этой системы отличается от предыдущих поколений более точной дозировкой топлива, т.к. подача топлива осуществляется рядом с бензиновой форсункой.

Работа электромагнитных газовых форсунок корректируется при помощи газового блока управления (аналог штатного автомобильного электронного блока управления (ЭБУ) мотором). Газовый блок управления считывает сигналы (сгенерированные бензиновым ЭБУ) идущие на бензиновые форсунки и на их основе производит расчёт сигналов для управления газовыми форсунками. В расчёте порции газа используются данные с датчиков: температура газа, давление газа, температура редуктора, разрежение в коллекторе. Управление впрыском газа фактически осуществляется на основе сигналов штатного ЭБУ. Блокировка подачи бензина осуществляется газовым блоком путём разрыва сигнала на бензиновой форсунке и эмуляции работы бензиновой форсунки, для предотвращения образовании ошибки «Обрыв форсунки».

На сегодняшний день ГБО IV поколения является наиболее распространённым и используемым типом газобаллонного оборудования.

Поколение ГБО IV+

Например, у BRC это оборудование называется Direct Injection. Это оборудование разработано специально для двигателей с непосредственным впрыском топлива. В виду конструктивной особенности двигателя бензин на холостых оборотах подаётся маленькой порцией непосредственно к свече зажигания. Подавать газ на холостых оборотах нецелесообразно. Газовый блок отличается от четвёртого поколения принципом работы. Теперь он управляет и бензиновыми, и газовыми форсунками одновременно. Для защиты бензиновых форсунок подача топлива через них не прекращается, а ограничивается. В итоге — соотношение до 20% бензина и 80% газа.

Пятое поколение ГБО

Отличительной особенностью пятого поколения автомобильного газобаллонного оборудования является то, что газ подаётся в цилиндры двигателя в жидком состоянии. Для этого система дополнительно оснащается газовым насосом, который заставляет циркулировать жидкий газ из баллона через систему топливных магистралей в рампу газовых форсунок и таким образом создаёт необходимое постоянное давление перед форсунками. Через клапан обратного давления газ возвращается в баллон.

Газовые электромагнитные форсунки подают газ в жидком состоянии. В таких системах сложнее всего было преодолеть обмерзание газовых форсунок. Компания Siemens разработала специальные форсунки для впрыскивания жидкой фазы газа во впускной коллектор. В результате отпала необходимость в установке редуктора-испарителя, и мотор теперь можно запускать в любую погоду сразу на газе.

Газовый блок управления использует бензиновые топливные карты, заложенные в штатный ЭБУ, и вносит лишь необходимые поправки для адаптации к газу.

Слабым местом этой системы является газовый насос. Конденсат и плохое качество газа сводят его ресурс на нет, а неоправданно высокая стоимость делает это оборудование экономически невыгодным.

Читайте так же:
Стенд для регулировки света фар автомобиля

Шестое поколение ГБО

Принципиально другой подход к двигателю с непосредственным впрыском топлива. Как мы видели раньше, у газовой индустрии уже были попытки обуздать двигатели с непосредственным впрыском топлива, это системы 4+. Но было много ограничений, и всё равно во время эксплуатации приходилось использовать бензин. Это решение выглядит более грамотным и законченным. Для тех, кто ездит на двигателе MPI (обычный инжекторый двигатель), это оборудование не подойдёт. Газовое топливо подаётся через насос высокого давления и бензиновые форсунки прямо в камеру сгорания. В обычных инжекторных моторах нет насоса высокого давления. Газ с помощью электрического насоса в баллоне подаётся в блок клапанов и уже из него — через насос высокого давления и бензиновые форсунки в двигатель. Часть оборудования, а именно: ВЗУ, баллон и насос перекочевали из пятого поколения. Новое — это блок клапанов. В блок приходит одновременно 2 топлива: и бензин, и газ, и с помощью системы клапанов подаётся необходимое топливо. Бензин не нужен совсем!

Но не все двигатели можно оснастить таким оборудованием. В список кандидатов не попали моторы с механическим регулятором давления топлива.

И как любая новая технология эта тоже стоит очень недёшево. Цена начинается от 2021 евро.

Внедрение ГБО в России [ править | править код ]

В России государство заинтересовано в переводе автопарка с бензина на газомоторное топливо. Проект социальной программы «Развитие рынка газомоторного топлива» предусматривает систему субсидирования, стимулирующую перевод автомобилей на газ. В первую очередь субсидии будут распространяться на производство и разработку автомобилей на газомоторном топливе, а также на перевод на ГБО таксистов, пассажирских и грузовых перевозчиков. Так, для перевода на газ легкового автомобиля государство оплатит 27 000 рублей, а для грузовиков — до 147 000 рублей. Всего за пять лет на все направления программы будет потрачено 187 миллиардов рублей [1] .

На сегодняшний день газовые машины встречаются на всех дорогах России за исключением Магаданской области, Якутии, а также Чукотки. Автовладельцы газомобилей в принципе довольны своими машинами, но всё же, как правило, оставляют себе возможность ездить на бензине на случай если газа не хватит. Так же стоит заметить, что газ хоть и дешевле бензина, но расходуется намного больше.

ГБО за рубежом [ править | править код ]

Во многих странах мира так же практикуется газификация автомобилей, но в разных странах по разному. Если для США или Китае газомоторная машина — это редкость, то например в Германии это обычное явление. К сожалению, пока что не создано единого стандарта АГНКС, поэтому машина, которая газифицирована в той же Германии, может иметь проблемы с заправкой в той же России, впрочем и наоборот. Но машина даже с заводской газификацией как правило имеет бензобак и может работать на бензине. Как можно заметить по сайту Global Petrol Prices цены на нефтепродукты на этом сайте можно найти практически по всем странам Земного Шара , когда как цены на автомобильный газ можно найти только по Европейским странам включая Россию , Средней Азии , Сахары и Ближнего Востока .

Вопросы безопасности [ править | править код ]

Бытовой газ, как известно, является крайне взрывоопасным веществом, поэтому применяются всяческие меры безопасности. Прежде всего в случае разгерметизации ТА блокируется клапан самого баллона. Также предусмотрен аварийный выпуск газа. Во второй половине 2000-х в программе «Главная Дорога» на НТВ В. Хаппасало проводил эксперименты с бензобаком, пропановым и метановым баллоном, опрокидывая их в костёр с подъёмного крана. Бензобак взорвался как только упал в костёр, баллон с пропаном, прежде чем взорваться, пролежал в костре несколько минут, баллон с наиболее взрывоопасным метаном вообще так и не воспламенился. В реальных же ДТП, даже если баллон находится под кузовом, его прочность позволяет избежать утечки газа. В то же время газовые машины иногда называют челленджерами, поскольку они периодически взрываются.

Перспективы применения вне автомобилей [ править | править код ]

На сегодняшний день создаются проекты ракет, работающих на газе, но до их реализации в металле, а уж тем более пуска ещё довольно далеко.

Гбо 2 поколения

Установка Гбо 2 поколения

Газовое оборудование для автомобилей второго поколения устанавливается на автомобиль с целью использования альтернативного топлива. Все больше автовладельцев устанавливают ГБО 2 поколения на инжектор. Оборудование бывает различной модификации. Мы поговорим о ГБО 2 поколения.

составляющие ГБО 2 поколения

ГБО 2 поколения – особенности

На сегодняшний день ГБО 2 поколения – самое распространенное среди газового оборудования на автомобили карбюраторных и моноинжекторных моторов, которые работают на пропане и метане (что лучше выбрать, читайте по ссылке). Одной из особенностей данного оборудования является наличие мокрого типа впускных коллекторов. Кроме того, на оборудовании второго поколения есть датчики кислорода. Это обеспечивает нормальную обратную связь, которая образуется при работе двигателя.

Экономичный расход топлива также является преимуществом ГБО 2 поколения. Расход осуществляется через дозатор, а обратная связь основана на датчике, который следит за качеством смеси. Кроме того, система оснащена дозаторами газа. Дозатор газа состоит из нескольких частей. Это входное и выходное отверстия, а также регулировочный винт и отверстие под вакуумную трубку.

Из отрицательных сторон стоит отметить, что ГБО 2 поколения не соответствует современным экологическим требованиям стран Евросоюза. Кроме того, необходимо отметить быстрый износ воздушных фильтров, зажигательных свеч и лишние выстрелы и хлопки. В любом случае, прежде чем установить именно данное оборудование, нужно взвесить все плюсы и минусы. Установка ГБО 2 поколения легко производится своими руками.

Важно правильно собрать и установить ГБО 2 поколения, а потом отрегулировать работу. При правильной установке и сборке, а также корректных настройках, двигатель будет работать эффективно, как и все оборудование. Частыми ошибками при установке является расположение форсунок на большом расстоянии от коллектора впуска. Лучшим расстоянием считается 3-10 см.

установка ГБО 2

ГБО 2 на карбюратор

ГБО второго поколения устанавливается и на инжектор, и на карбюраторный двигатель. Но принцип работы слегка различается. В карбюраторном двигателе газ расположен в баллоне, который оснащен мультиклапаном. Во многих автомобилях в этом клапане располагается фильтр, который очищает газ от примеси. После клапана располагается редуктор – распылитель. Он подключен к охлаждающей системе автомобиля.

Читайте так же:
Электродвигатель регулировки зеркала заднего обзора

Редуктор преобразует жидкий газ в пар, а затем подает для перемешивания с воздухом в двигатель. После попадания в смеситель получается газо-воздушная смесь. Смеситель у всех автомобилей различается, поскольку он создан для каждой модели автомобиля отдельно. При входе в смеситель стоит регистр, который контролирует количество газа при повышенных нагрузках на двигатель.

Бензин перестает подаваться за счет электромагнитного клапана. Система управляется переключателем ГБО. Возможен режим бензина, при котором газ не подается, при режиме газа – подача бензина отключена. Существует переходный режим, при нем отключается подача обоих видов топлива.

Особенностями использования является обязательный запуск в режиме бензина, поскольку в противном случае испортится редуктор.

ГБО 2 установка на карбюратор

ГБО 2 на инжекторах

В инжекторах подача и прекращение подачи топлива осуществляются за счет электроники. Принцип работы ГБО 2 поколения на инжекторе отличается. Следует отметить, что в инжекторных двигателях для подачи бензина необходимы форсунки. При этом газ по тем же форсункам подаваться не может. Газ подается при помощи дроссельной заслонки. Также разработана система, которая полностью предотвращает взрыв во впускном коллекторе и антихлопковый клапан. Он находится спереди смесителя газа.

Обязательно наличие лямбд зонда для инжекторных двигателей. Этот датчик следит за состоянием выхлопа, определяя, богатая смесь или нет. Компьютер, при необходимости, обогащает смесь. Стоит понимать, что схема подключения ГБО 2 поколения на инжектор отличается от таковой на карбюратор.

Настройка ГБО 2 поколения

Для настройки ГБО необходимо произвести ряд последовательных несложных действий. Для начала нужно выключить подачу бензина. Затем выработать весь бензин. На начальном этапе калибровки дозатор необходимо повернуть на максимум. Винт холостого хода завернуть до конца, потом отвернуть на пять оборотов и завернуть до упора.

Следующим шагом нужно завести автомобиль в газовом режиме. При помощи отсоса установить обороты 2000 об/мин. Понемногу подсос убирать, а винт холостого хода вращать, пока не достигнете максимального количества оборотов. Проводить операцию до тех пор, пока не сможете полностью убрать подсос, при стабильно работающем двигателе. При этом холостой ход должен быть приближен к натуральному на бензине.

После окончания процедуры постепенно заворачиваем винт, сбавляем обороты чуть меньше номинального значения. Затем опять отворачиваем винт до 1000 об/мин. В итоге добиваемся, чтобы это влияло на обороты двигателя на холостом ходу, и заворачиваем на 1.25 оборотов назад.

Проверкой является нажатие на педаль газа. Двигатель должен положительно реагировать. Затем, при помощи подсоса, необходимо найти порог изменений в оборотах.

Для заключительной регулировки нужно резко газануть, а потом, заворачивая винт на четверть оборота, выяснить, когда осуществляются провалы в оборотах. Винт чувствительности отвернуть на пол-оборота. Как настроить ГБО 2 поколения на инжекторе можно понять по аналогичной схеме.

Проверим содержание СО, которое в норме должно быть 0.35-0.45 %. Если в автомобиле присутствует эмулятор лямбда зонда, то ваша задача облегчается. На этом приборе показана степень сгорания смеси, что является показателем нормальных настроек.

регулировка ГБО 2

Частые неисправности ГБО 2

Поскольку у каждой системы есть свои особенности, то существуют и характерные поломки. Такие существуют и у ГБО второго поколения. К ним относятся:

  1. Двигатель на газу не заводится или плохо работает. Причиной, скорее всего, является плохое поступление газа. Для исправления необходимо проверить все стыки системы, где газ должен выходить. Это редуктор, мульти клапан и газовый клапан.
  2. Промерзает газовый редуктор. Причинами могут быть проблемы с циркуляцией жидкости, а также нарушения в герметичности клапанов и плохо прогретый автомобиль.
  3. Нестабильная работа холостого хода. Это следствие плохой регулировки редуктора или неисправность системы холостого хода на карбюраторе.
  4. Провалы в работе после холостого хода. Причина – мало газа, а также нарушения во время воспламенения топлива.

В большинстве случаев проблему можно устранить самому, но иногда нужно обратиться в сервис, где вам помогут установить причину, а также оперативно устранить неполадки.

Почему при ГБО 2 поколения большой расход газа? Рассказываем здесь.

В заключение

Устройство ГБО 2 поколения на инжектор или карбюратор не составляет труда. При этом есть определенные преимущества при установке и функционировании данной системы. Единственным минусом считается отрицательное влияние на экологию данного оборудования. Но, тем не менее, оно остается популярным среди автолюбителей. В любом случае, для эффективной работы следует провести калибровку, тогда вы сможете сэкономить топливо.

ГБО 2-го поколения

Любой автомобиль — карбюраторный или инжекторный, со слабым или мощным движком при эксплуатации постоянно требует расхода горючего. Можно существенно сэкономить на топливе, если установить газобаллонное оборудование. В настоящее время имеется огромный выбор комплектов ГБО разных производителей для любых типов двигателей. Но только два из них — первого и второго поколений подойдут для карбюраторных машин.

На заре ГБО

ГБО 1 поколения было создано для автомобилей с карбюраторами, у которых не было датчиков и блоков управления. Регулировка и настройка ГБО производились механическим путём, расход горючего шёл через простейший дозатор. Схема упрощённая и надёжная, но большой минус в том, что параметры выхлопов не дотягивали до европейских стандартов.

Гбо 2 поколения укомплектовали лямбда-зондом. Его встраивали в карбюратор или инжектор с примитивной электронной системой. Горючее поставлялось с помощью дозатора, датчики помогали отслеживать состав газовой смеси. Был сделан первый шаг и навстречу инжекторным системам. В ГБО 2 имеется одна форсунка, осуществляющая моновпрыск газа во впускной коллектор по сигналу от газового компьютера.

Что входит в комплект

Новшество газового баллонного оборудования 2 поколения — электронный редуктор-испаритель и переключатель топлива электронного типа. Комплектация для карбюраторных и инжекторных авто различались.

Гбо 2 поколения на карбюратор включает следующие элементы:

  • баллон с клапаном для заправки;
  • мультиклапан;
  • газовые магистрали;
  • грубый фильтр для очистки газа;
  • редуктор-испаритель с электросхемой;
  • пульт переключения горючего с кнопкой и электропроводка;
  • дозатор механического типа;
  • смеситель газа и воздуха;
  • бензиновый электроклапан для перекрытия подачи бензина.

Гбо 2 поколения на инжектор имеет небольшое отличие от карбюраторной версии. Бензинового электроклапана нет, добавились эмуляторы работы форсунок и лямбда-зонда. Когда автомобиль переходит на газ, устройства выполняют эмуляцию, «обманывая» бензиновый контроллер, сообщая ему о работе бензиновых форсунок.

Читайте так же:
Бензотриммер штурм регулировка карбюратора

Типы сигналов для каждого ЭБУ могут отличаться. На эмуляторах Yota есть возможность настроек выходного сигнала.

В двигателях с моноинжектором устанавливают впускные коллекторы большого объема с ресиверами запаса воздуха, при эксплуатации на газовом топливе они заполняются газо-воздушной смесью, и есть опасность её воспламенения. Поэтому при установке второй генерации на инжектор, необходимо предусмотреть защиту от взрывов (обратные хлопки).

С этой целью на инжектор монтируют «антихлоп ». Пластиковый клапан раскрывается при повышении допустимых границ давления во впускном коллекторе автомобиля. При снижении показателей антихлопок самостоятельно закрывается. Анти хлопковый клапан чаще всего ставят на корпус воздушного фильтра.

Эту проблему предусмотрели известные производители газового оборудования Торелли, Ловато, Томасетто, Атикер. Недорогое, но надёжное ГБО выпускает компания Диджитроник.

2pok

Как работает ГБО 2

Сжиженный пропан-бутан проходит через мультиклапан по расходной магистрали. Как только водитель переключит кнопку на газовое горючее, электрический клапан откроет путь к редуктору-испарителю. Газовое топливо через дозатор и смеситель направится в двс.

Разница с принципом работы ГБО 1 в том, что кнопкой выбора топлива, которая оснащена электроникой, производится пуск автомобиля на газе без дополнительных действий со стороны водителя.

Если двигатель не запустится в течение какого-то времени, электроника закроет подачу газа на редуктор. Светодиоды-индикаторы на пульте переключения топлива ГБО об этом просигнализируют. Фактически произойдёт обесточивание газового электроклапана. Для следующего запуска автомобиля следует переключить газовое топливо на бензин, либо выключить зажигание, и вновь включить.

Пульт переключателя вида топлива позволяет нажатием кнопки перейти автомобилю на газ с бензина автоматически при достижении определённого количества оборотов. Это правило действует при установке гбо 2 поколения на инжектор.

Во втором поколении газобаллонного оборудования кнопки, ответственные за переход с бензина на газ, отличаются у инжекторных и карбюраторных систем. При эксплуатации автомобиля на газовом горючем, кнопке-переключателю находят применение при контроле за работой двигателя. Работа оборудования на газовой смеси основана на подаче импульсов, которые создаёт система зажигания.

Период времени, когда откроется газовый клапан при запуске двигателя, либо пока не наберётся нужная частота оборотов, при которых произойдёт переход на газ, выставляют на пульте переключения топлива.

При температуре ниже 10 градусов тепла, перед тем как двигатель начнёт работать на газовом горючем, следует прогреть мотор на бензине в штатном режиме.

Переход на газ осуществляют при достижении температуры охлаждающей жидкости около 40 градусов выше нуля. Итальянское ГБО Ловато 2 поколения адаптировано к российскому климату, оборудовано защитой от влажности и механических повреждений.

Достоинства и недочёты ГБО 2

Несмотря на некоторые несовершенства, газовое оборудование 2 поколения имеет свои плюсы:

  • подходит для двигателей с инжекторным впрыском топлива и для автомобилей с карбюраторами;
  • конструкция газобаллонного оборудования второго поколения простая и надёжная;
  • лёгкая схема подключения и монтаж ГБО;
  • несложно настраивать и регулировать систему;
  • важное преимущество — можно штатно запускать двигатель на газу при температуре окружающей среды выше 10 градусов тепла.

К достоинствам газобаллонного оборудования второго поколения следует отнести невысокую стоимость ремкомплектов.

  1. Нет обратной связи с двигателем автомобиля, что приводит к нестабильной работе при некоторых режимах (преждевременно выходят из строя элементы мотора из-за неверных настроек качества смеси либо угла опережения зажигания).
  2. Расход газа повышенный.
  3. Есть опасность возникновения обратной вспышки газовой смеси во впускном коллекторе.
  4. Выброс отработанного горючего в ГБО 2 поколения не соответствует нормам евро-3 и выше.
  5. Замедленная реакция на нажатие педали акселератора.
  6. Необходимость постоянной регулировки клапанного зазора, чтобы исключить неравномерную работу двигателя при больших нагрузках.

При эксплуатации ГБО 2 следует иметь в виду, что попадание воды на подсос воздуха влияет на количество оборотов.

На заметку! Основная доработка силовой установки под газобаллонное оборудование заключается в увеличении степени сжатия и встраивании в систему октан корректора.

Бизнес на 2-м поколении ГБО сегодня не сделаешь, так как вышли новые версии газового оборудования, в которых учтены многие недочёты.

Самостоятельный монтаж ГБО 2

Sxema

Самому газовую аппаратуру на автомобиль установить не сложно, если соблюдать технику безопасности и иметь знания по монтажу подобных устройств.

Этапы монтажа газового оборудования на газ 2 поколения:

  • установка баллона;
  • проводка газовой магистрали;
  • монтаж смесителя и дозатора и узла управления газобаллонного оборудования;
  • проверочные работы по герметичности и работоспособности ГБО.

Перед тем как начинать монтаж, проверяют, что всё оснащение ГБО в наличии:

  • баллон под газ (цилиндрический или тороидальный);
  • мультиклапан;
  • бензиновый и газовый электроклапаны;
  • заправочный вентиль;
  • смеситель;
  • пульт управления и провода ;
  • газовые шланги и трубки;
  • тройники;
  • хомуты.

Описание пошаговой инструкции установки газового оборудования:

  1. Цилиндрические баллоны крепят в багажниках. В хэтчбеках хороший вариант для установки тороидального баллона — в нишу для запаски. Метан лучше ставить на большие машины, например, Газель, где есть место для громоздкой ёмкости.
  2. Закрепляют заправочный вентиль на кронштейне под задним бампером, на одном из задних крыльев либо в багажнике автомобиля.
  3. Прокладывают газовую магистраль от баллона к моторному отсеку по днищу кузова. Топливный трубопровод не должен проходить через салон. Отверстие для вывода газовой магистрали делают большим диаметром, чем трубопровод, чтобы вставить в него защитный резиновый или пластиковый уплотнитель. Края обрабатывают антикором.
  4. Вдоль днища закрепляют газовую магистраль. Можно поместить газовый трубопровод рядом с бензиновым в отведенную для этого нишу.
  5. Следующий шаг — установка смесителя между карбюратором и впускным коллектором автомобиля. Герметичности добиваются с помощью уплотнительных колец и герметика, чтобы исключить подсос воздуха. Если этого не сделать, пропадёт тяга и возникнут рывки и провалы при нагрузке на двигатель. Характерно для карбюратора солекс, его модификацию дааз 21073–1107010 ставят на Ниву.
  6. Следующая операция — установка бензинового электроклапана в топливный трубопровод между бензонасосом и карбюратором автомобиля.
  7. Устанавливают газовый клапан.
  8. Производят подсоединение газовой магистрали к клапану.
  9. Рядом с карбюратором монтируют газовый редуктор.
  10. Выполняют соединение редуктора к патрубкам, которые ведут к печке автомобиля. Хорошо показал себя в условиях российских зим редуктор ловато 2 поколения.
  11. Магистраль от запорного клапана подключают к установленному редуктору.
  12. Между редуктором и смесителем монтируют газовый дозатор.
  13. В салоне закрепляют пульт управления ГБО и производят его подключение.
Читайте так же:
Сузуки сайдкик регулировка клапанов

karb

Важно! Все соединения элементов газобаллонного оборудования надёжно закрепляют хомутами. Герметичность проверяют только после заправки баллона газом.

Чтобы выполнить пробный пуск ГБО, баллон нужно заправить примерно 10 литров. Трубопровод перекрывают. На соединения магистрали наносят мыльный раствор. Выполняют впуск газа, осматривают стыки. В местах протечек появятся пузыри. Если не получается сразу устранить причины путём подтягивания хомутов, газопровод перекрывают, соединения переделывают.

Важно! Только убедившись в том, что газовая магистраль герметична на всём протяжении, можно начать испытание ГБО 2 в работе.

Перед эксплуатацией ГБО необходимо проверить действие антихлопков на инжекторе. При превышении давления газа хлопушка предотвратит взрыв газовой смеси.

Если не устранить протечки, последствия такой эксплуатации автомобиля — повышенный расход топлива, остановка двигателя, отравление газом, вплоть до взрыва. Если есть сомнения, настраивать и производить обслуживание ГБО лучше в специализированном сервисе. Адрес станции, где обслуживают газобаллонные установки, можно найти в интернете.

Регулировка оборудования

Отрегулировать работу ГБО Atiker, Lovato и Tomasetto можно попробовать самому. Чтобы разобраться, как настроить ГБО 2 поколения на инжекторе, следует иметь соответствующий опыт и знать принципы работы электрооборудования автомобиля.

Подлежат регулировке при эксплуатации автомобиля на ГБО:

  • количество оборотов холостого хода, при которых двигатель перейдёт на газ;
  • по необходимости требуется подстройка дозатора газовой смеси;
  • при эксплуатации автомобиля на пропан-бутановом горючем быстро загрязняется воздушный фильтр, его заменяют новым или продувают;
  • проверяется газовая магистраль на отсутствие протечек;
  • контролируется наличие газа в баллоне;
  • необходимо следить за тем, чтобы в бензобак не был пустым для периодического запуска двигателя на бензине.

При установке газобаллонного оборудования иногда приходится увеличивать или уменьшать количество оборотов, при которых инжекторный двигатель перейдёт на газ. Для этого проворачивают регулировочное сопротивление на кнопке-переключателе ГБО, добиваясь необходимых параметров. У карбюраторного автомобиля время задержки автоматического отключения газа регулируется аналогично.

Газовое оборудование 3 поколения: принцип работы, установка, плюсы и минусы

Секреты от газовщиков. Газовые ошибки. ГБО: признания профессионалов.

Цены на бензин уже многих просто «достали», поэтому все больше автовладельцев задумываются об установке газобаллонного оборудования. Но рост спроса на голубое топливо не добавил профессионализма многим установщикам. Поэтому желающим экономить на топливе следует знать о некоторых тонкостях установки и эксплуатации ГБО.

Газобаллонное оборудование в Украине эксплуатируют не один десяток лет. Есть у ГБО и ярые сторонники, и ярые противники. То, что эксплуатация машины на газу позволяет серьезно снизить расходы на топливо – неоспоримый факт, но откуда же взялись противники «голубого» топлива. Мы попробовали разобраться в этом вопросе, опросив и недовольных ГБО и тех, кто устанавливает его очень много лет. И оказалось, что источник негатива исходит от одной и другой стороны. В случае с потребителями ГБО, т.е. автовладельцами, проблемы возникают из-за того, что этот самый автовладелец забывает, что автомобиль оборудован дополнительной системой питания, которая также требует обслуживания и которая может вносить свои коррективы на работу других систем и механизмов двигателя. Если эту систему не обслуживать, понятное дело будут проблемы. С другой стороны негатив к ГБО прижился из-за самих же установщиков этого оборудования. Но речь идет не о тех, кто уже десятками лет занимается установкой и обслуживанием газовых систем питания, а о просто непрофессионалах своего дела, для которых этот вид бизнеса является временным, попутным или актуальным только в периоды скачка цен на бензин. Неумение правильно установить и настроить ГБО – это главная причина снижения репутации этого допоборудования. Вот почему к выбору места установки газобаллонного оборудования следует подходить очень ответственно. А сделав свой «правильный» выбор, желательно проконтролировать действия «выбранных» специалистов. Но для этого нужно знать о подводных камнях, которые могут иметь место не только в процессе установки, но и эксплуатации. Об этом мы и расскажем.

Подкапотное пространство авто с ГБО

Компоновка/сборка

Вопрос компоновки элементов ГБО очень важен, так как от правильности установки форсунок, электронного блока управления зависит эффективность и точность работы системы. Так, например, газовые форсунки должны располагаться максимально близко к месту врезки во впускной коллектор – на расстоянии 3-10 см. Обусловлено это тем, что момент «впрыска» газа привязан к моменту впрыска бензина. Последний подается в начале фазы открытия впускных клапанов. Если газовые форсунки поставят далеко от впускного коллектора, то впрыскиваемому газу нужно будет пройти большой путь до впускного коллектора, соответственно, к впускным клапанам он попадет с опозданием и из-за их закрытия дозированная порция будет не в полном объеме проникать в камеру сгорания. Из впускного коллектора газ конечно ни куда не исчезнет, однако такая схема подачи газа ухудшает отзывчивость мотора при необходимости резких ускорений, что в конечном итоге сказывается не только на динамике, но и на расходе газа.

С отсекателем или без

При установке ГБО мастера иногда предлагают заблокировать работу «отсекателя», который перекрывает подачу газа в баллон при его заполнении до объема, который обеспечивает наличие в нем определенного объема газообразной фракции газа (до 20%). Требуется она для компенсации увеличения объема газа в случае больших перепадов температур – от низкой до высокой, например, вы заправились ночью в холодную погоду, а на следующий день началась жара (35-40 град. по Цельсию), а также исключения разрыва баллона в случае ДТП, когда баллон деформируется (при наезде сзади). Стоит отметить, что устранение отсекателя и подгибание поплавка в баллоне (для большей вместительности) прошлым летом в лучшем случае становились причиной поломки редукторов, которые не выдерживали повышенного давления газа, а в худшем – разрывом баллона. Так что отказываться от отсекателя не стоит, впрочем как и соглашаться на чрезмерное подгибание поплавка. Также баллон должен быть оснащен предохранительным клапаном, который стравливает повышенное давление (более 27 атм.). В месте установки баллона должно быть предусмотрено вентиляционное окно (окна), исключающие попадание газа в салон автомобиля.

Читайте так же:
Не могу отрегулировать холостой ход на редукторе ловато

Тепловой режим

При установке ГБО важно знать, что обычные двигатели рассчитаны под характеристики сгорания в цилиндрах бензино-воздушной смеси. Пропан-бутановая газо-воздушная смесь с более высоким октановым числом 105-110 (у бензина – 80, 92, 95, 98) имеет дольше время горения, чем в случае с бензином, поэтому процесс сгорания продолжается даже при открытии выпускного клапана, т.е. пламя выходит за стенки камеры сгорания и цилиндров. Из-за этого выпускные клапаны, их седла, да и лямбда-зонд и катализатор перегреваются. При обычных режимах езды запаса жаропрочности у этих деталей хватает, а вот у активных драйверов, раскручивающих мотор выше 4500 об/мин, эти детали и узлы перегреваются в большей степени, особенно от этого страдают седла клапанов. Из-за продолжающегося процесса горения их рабочие кромки настолько перегреваются, что при дальнейшем контакте при закрытии клапана происходит интенсивный износ рабочей поверхности. При этом «уходят» тепловые зазоры клапанов и если их чаще не регулировать (как минимум в два раза чаще), могут подгореть кромки клапанов и седел, что приведет к снижению компрессии и, соотвественно ухудшению мощностных характеристик. В некоторой степени эту проблему решает установка допсистемы, которая подает специальную жидкость во впускной коллектор, которая в свою очередь уменьшает скорость износа седел клапанов. Избавиться от клапанных проблем позволяет модернизация головки блока цилиндров с заменой седел и клапанов на более жаропрочные. Такие специально для моторов, работающих на газу, выпускают некоторые производители комплектующих для ДВС. Например, компания Kolbenschmidt делает под заказ (по предоставленным размерам) седла клапанов из специального высокожаростойкого материала. Правда, стоят такие детали в несколько раз дороже, чем обычные.

Система смазки клапанов

Вариатор опережения зажиганияЧтобы минимизировать ранее описанные проблемы из-за догорания газо-воздушной смеси в выпускном тракте, а также по максимуму исключить снижение мощностных характеристик бензинового двигателя при работе на газу практикуется несколько вариантов доработки. Их цель – увеличить угол опережения зажигания под характеристики сгорания высокооктановго сжиженного газа (пропан-бутан), который имеет более высокое октановое число — 105, чем бензины – 92, 95, 98, поэтому имеет иные параметры сгорания.. Изменяют угол опережения зажигания в инжекторных системах питания несколькими способами – чип-тюнингом (не удобен, так как при работе на бензине ухудшаются характеристики и повышается склонность к детонации), установкой специального устройства – вариатора (электронный блок под конкретный двигатель), установкой двухпрограммного (для газа и для бензина) блока управления двигателя семейства «Январь» (адаптируется и для некоторых иномарок).

Вариатор опережения зажигания стоит от 300 до 600 грн.

Двухрежимный ЭБУ Январь (5,1; 7,2), модернизированный под инжекторные моторы иномарок, обойдется от 3000 грн.

Свечи зажигания

Газо-воздушная смесь отличается более высоким электрическим сопротивлением, нежели бензо-воздушная, поэтому при установке ГБО желательно установить и специальные «газовые» свечи зажигания. Они имеют уменьшенный межэлектродный зазор, а также иные материалы изготовления центрального электрода или иное калильное число (большее, т.е. более «холодные»). Два последних фактора компенсируют большую температуру в цилиндрах при сгорании газа.

Свечи для ГБО

Как избавиться от запаха газа?

При правильной установке ГБО и использовании специальных шлангов для LPG-газа запаха газа не должно быть. Если запах появился сразу же после монтажа ГБО и его установщики не могут решить проблему, это может говорить о низком уровне их квалификации или желании больше заработать, сэкономив на покупке специальных шлангов. Запах газа из выхлопной трубы может свидетельствовать о неправильной регулировке газобаллонного оборудования.

Места соединения шлангов проверяют с помощью мыльного раствора

ГБО для агрессивной езды

Как мы уже говорили, время горения газа выше, чем бензина, поэтому в определенных режимах работы – при агрессивной езде на высоких оборотах – даже после «чип-тюнинга» и других способов изменения угла опережения зажигания высока вероятность перегрева некоторых деталей двигателя (клапанов и их седел, поршней и их колец и т.д.). Чтобы избежать этого, некоторые производители газобаллонного оборудования (например, Zenit или KING) предусматривают алгоритм работы программы ЭБУ, при котором в случае раскручивания мотора до оборотов выше 4000 об/мин происходит автоматическое переключение для работы на бензине. Также возможен вариант постоянной работы бензиновых форсунок, когда они подают 10-15% от изначального объема топлива. Остальной объем компенсируется подачей газа.

Газовые фильтры и форсунки

Электронный блок-управления ГБО нужно устанавливать в стороне от блоков розжига ксеноновых ламп, так как импульсы высокого напряжения при включении ламп в некоторых авто отключают ГБО.

Преимущества и недостатки ГБО

+Газ имеет более высокое октановое число (порядка 105 и даже выше в зависимости от соотношения пропан/бутан). Соответственно, практическое отсутствие любых детонаций и как следствие снижение линейных нагрузок на цилиндро-поршневую и кривошипно-шатунную группы двигателя.
+Уменьшается износ цилиндро-поршневой группы, вследствии того, что газ в испарённом состоянии не смывает масляную плёнку со стенок цилиндров.
+Благодаря лучшему смесеобразованию газа с воздухом и тому, что газо-воздушная смесь равномернее распределяется по цилиндру — улучшается ХХ двигателя, двигатель работает <мягче> и тише.
+Газ не разжижает моторное масло и практически не засоряет его продуктами горения, поэтому масло можно менять реже, чем при эксплуатации на бензине.
+Газ в испарённом виде значительно чище чем бензин, поэтому в камере сгорания и в картере двигателя практически не образуется нагара и отложения смол.
+Автомобиль оборудованный газовой системой питания становится двухтопливным, — а это большое преимущество в случае отказа одной из систем.
Уменьшение максимальной мощности на 5-7% , которое можно частично скомпенсировать установкой более раннего угла опережения ,-на 5-7 град.
Уменьшение полезного объёма багажного отделения из-за появления в нём ёмкости для газа.
Не желательность запуска холодного двигателя на газе при t окружающего воздуха ниже 0 град. Хотя при аварийной ситуации такая возможность существует.

Как потребителю выбирать место установки ГБО

Мнение:

Автор: Юрий Дацык

Рекомендуем к прочтению статью:
Новинки на рынке ГБО.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector