Personalcam.ru

Авто Аксессуары
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Замена шкворней на уаз патриот своими руками

Замена шкворней на уаз патриот своими руками

Платим за фотоотчёты по ремонту авто. Заработок от 10 000 руб/мес. Пишите:

Это видео демонстрирует как происходит замена шкворней на УАЗ Патриот на подшипниковые. С этим вполне можно справится своими руками, но работенка для настоящих мужиков. Признаки замены шкворней — посторонние звуки в движении и сильный люфт колеса.

Цена замены шкворней на УАЗ Патриот

Стоимость замены шкворней на УАЗ Патриот составляет, примерно, 5000-7000 рублей. Новый шкворень обойдется от 2 с половиной до 3 с половиной тысяч рублей, а ремкомплект от 1 до 3 тысяч рублей. Весь шкворневой узел обойдется где-то в 7,500 рублей. Но можно поменять шкворня УАЗ Патриот самостоятельно.

Как поменять шкворня УАЗ Патриот

Чтобы добраться до шкворней, сначала нужно поддомкратить авто и снять колесо. Затем открутить 4 гайки крепления рулевой тяги и снять конусные втулки, а затем, слегка подстучав, снять тягу.

Дальше понадобится съемник, специальный или самодельный, главное, чтобы выпрессовал чашку шкворня. Следует установить съемник и закрутить болт в чашку шкворня, а затем поворачивать гайку, придерживая болт другим ключом, и выпрессовать чашку.

Подробнее, как делается замена шкворней на Патриоте, покажет эта инструкция в формате видео.

Шкворневой механизм на автомобиле УАЗ предназначен для соединения ступицы колеса с поворотным кулаком. Этот узел является основным элементом управления автомобилем, по этой причине ему необходимо уделять должное внимание при эксплуатации внедорожника: как и все трущиеся детали, шкворни со временем изнашиваются и требуют замены.

Разновидности шкворневого соединения для Патриота

На автомобиле УАЗ, применяется три вида шкворневых соединений:

  1. Стандартное изделие заводского производства – сферическая опора с вкладышами из пластика. Даная компоновка выпускается производителем для облегчения и удешевления конструкции. Шкворневое соединение подходит для условий умеренной эксплуатации транспортного средства. Нуждается в регулировке зазора во время эксплуатации и ремонту производят при износе. Номер оригинальных шкворней на УАЗ – 3160-2304019(23).
  2. Шарниры усиленного типа в бронзовых вкладышах. Модификация рассчитана для эксплуатации автомобиля в условиях тяжелого бездорожья. Этот ремкомплект предлагают мелкие производители.
  3. Шкворневой узел на подшипниках – это свежая разновидность, которая завоевывает все большую популярность среди владельцев УАЗ. Этот шкворневый узел не нуждается в частой регулировке, характеризуется прочностью и долговечностью. К недостаткам можно отнести трудозатраты при установке и проблемы с ремонтом в полевых условиях.

Замена шкворней на УАЗ Патриот производится при возникновении чрезмерного люфта в передней подвеске или как профилактика перед сложной поездкой.

Инструмент для замены шкворней

  • Плоская отвертка;
  • плоскогубцы;
  • накидные ключи: 24, 22, 19, 17, 14, 12;
  • набор с головками: 8–27;
  • специальная головка на 19;
  • Ключ для шкворней;
  • молоток;
  • оправка из мягкого металла;
  • слесарные тиски;
  • штангенциркуль.

Этапы замены шкворней на УАЗ

Сначала нужно открутить гайки, крепящие рулевые тяги к основанию поворотного кулака, и от ступицы освободить полуоси.

Далее необходимо открутить болты, крепящие шкворни, и при помощи специальной насадки отвернуть крепежную гайку. Инструмент для выполнения этой задачи, как правило, входит в комплект с новыми шкворнями, а также продается отдельно.

Теперь необходимо с шара поворотного механизма снять сальник, после чего можно будет извлечь шаровую опору и кулак.

Затем требуется удалить старую смазку, произвести замену изношенных прокладок, изучить состояние резьбовых соединений креплений и болтов и заменить их новыми, если необходимо.

Установка бронзового вкладыша вместо пластикового не требует никаких дополнительных действий. После извлечения старой детали на ее место ставят новую.

При замене подшипникового шкворня удаляют старые чашки в виде сферы, выполняют зачистку поверхности чулка и при помощи сварки приваривают новые втулки, которые изначально необходимо правильно выставить, чтобы не допустить перекос.

В данные установочные детали впрессовывают обоймы конических подшипников, идущих в ремонтном наборе. Далее на все сопрягаемые детали наносится свежая смазка, после чего производится обратная сборка подвески.

Установку шаровой опоры производят соответственно положению крепежных болтов, а расположение поворотного кулака необходимо отметить изначально зарубкой на корпусе или краской.

Перед сборкой шкворни необходимо хорошо покрыть смазкой. Если устанавливается модификация с подшипниками, то на шкворень надевается конический упор, который сам запрессовывается в момент наворачивания крепежной гайки.

Шкворневой узел необходимо заворачивать до момента исчезновения люфтов, после чего остается выполнить регулировку в управляющем узле автомобиля.

Полезная информация

Если замена шкворней на УАЗ Патриот производилась на бронзовых втулках, то в последующей эксплуатации автомобиля понадобится регулировка узла. Это мероприятие необходимо произвести при 500 км пробега щадящей обкатки по причине естественной усадки деталей. Срок службы шкворней составляет в среднем 100 тыс. км пробега при условии качественной установки.

Шкворня на подшипниках менее всего требует последующего технического обслуживания при эксплуатации автомобиля.

В передней оси автомобилей Ульяновского производства (в частности, на «Патриоте») имеются шкворневые узлы и шарниры равных угловых скоростей, которые обеспечивают передачу крутящего момента на колеса в любом их положении. Чтобы узел работал исправно, нужно знать, как обслуживать и менять шкворень. УАЗ «Патриот» (фото узла смотрите в статье) тоже им оснащается. Итак, давайте рассмотрим, для чего нужен данный элемент и как его правильно заменить.

Характеристика

Что такое шкворень? УАЗ «Патриот» оснащается данным механизмом с завода.

Функции

Данный механизм выступает в роли оси, вокруг которой качается поворотный кулак. Также шкворень является соединительным компонентом, что объединяет шаровую и поворотный кулак в единый узел. Шкворень обеспечивает необходимую жесткость и воспринимает моменты сил от поворотного кулака.

Разновидности

Существует несколько типов данных механизмов:

  • Заводской шкворень УАЗ «Патриот». Устройство элемента предполагает наличие пластиковых вкладышей со сферической опорой. Производитель выпускает облегчённые комплектующие, которые требуют регулировки зазоров. Замена шкворней на УАЗ «Патриот» своими руками производится по мере износа вкладышей. Стоимость заводских элементов составляет от 5 до 8 тысяч рублей за комплект. Ресурс составляет до 50 тысяч километров.
  • Усиленные. Это шкворень УАЗ «Патриот» нового образца. Укомплектовывается бронзовыми вкладышами. Часто используется любителями бездорожья. Механизм выпускается в виде ремкомплекта. Кто выпускает такой шкворень? УАЗ «Патриот» может укомплектовываться элементами от компаний «Соллерс», «Ваксойл» и «Автогидравлика». Механизм идет с пометкой «для особо тяжелых нагрузок». В отличие от заводских пластиковых, бронзовый – более выносливый шкворень. УАЗ «Патриот» с таким элементом отлично выдерживает ударные и поворотные нагрузки. Отзывы говорят, что элемент имеет ресурс в 100 тысяч километров. При этом необходимо производить смазку каждые 20 тысяч. Усиленные шкворни можно приобрести за 8,5 тысячи рублей (цена за комплект).
  • Подшипниковый. Является неплохим аналогом заводского. Шкворень УАЗ «Патриот» на подшипниках не требует постоянной настройки и имеет долгий срок службы. Стоимость такого механизма составляет 2 тысячи рублей за единицу.
Читайте так же:
Как отрегулировать газ на ваз 2121

Что выбрать?

Выбирая тот или иной тип запчасти, необходимо помнить, что каждый вид подходит для разных условий эксплуатации. К примеру, если вы ездите преимущественно по городу, вам нужно покупать подшипниковый шкворень. УАЗ «Патриот», оснащенный таким механизмом (с пластиковыми вставками), управляется очень легко. Если вы часто ездите в условиях отсутствия дорог, используйте элементы с бронзовыми вкладышами. Однако учтите, что первые 2 тысячи километров руль будет очень тугим. По истечении этого периода механизм окончательно приработается и будет готов к полноценной эксплуатации. Подшипниковые шкворни имеют усредненные характеристики на асфальтовой и грунтовой дороге. Отзывы советуют приобретать изделия от алтайской компании «Ваксойл». Она предлагает шкворни с углом кастора +8. Это существенно облегчает управление автомобилем.

Почему выходит из строя?

Данный механизм выходит из строя по причине разрушения обода чашек, что закрывает шарик. В определенный момент эта деталь попросту раскалывается. Как только деталь теряет свою форму и прочность, появляется люфт.

Как заменить? Инструменты

Чтобы заменить шкворень на автомобиле УАЗ «Патриот», вам понадобятся следующие инструменты:

  • Набор головок с трещоткой.
  • Набор рожковых ключей.
  • Смазочный шприц с солидолом или литолом.
  • Молоток.
  • Съемник.
  • Комплект новых шкворней.

Важный момент – механизм меняется парно, даже если соседний элемент находится в исправном состоянии.

Инструкция

Итак, как самостоятельно заменить данный механизм? Вначале автомобиль устанавливается на смотровую яму или подъемник. Далее необходимо вывесить переднее колесо с неисправным шкворнем. Затем нужно добраться до сошки рулевой тяги. Гайки нужно открутить при помощи ключа «на 24». Также извлекается смазочный болт шкворневого узла.

Дополнительные рекомендации

Производя замену данного механизма, старайтесь избежать перекоса верхней крышки при ее установке. Для этого ее лучше втягивать в корпус при помощи 4-х болтов, причем закручивать их крест-накрест.

Почему нельзя сразу сильно затягивать новую деталь? Все очень просто – она может расколоться.

Заключение

Итак, мы выяснили, что собой представляют шкворни и как их самостоятельно заменить на автомобиле УАЗ «Патриот». Как видите, процедуру можно выполнить своими руками. Однако для этого нужен специальный съемник. Не забывайте и о зазорах (уплотняем их прокладками), которые впоследствии будут прирабатываться.

Во время эксплуатации автомобиля особое внимание обращайте на состояние затяжки шкворневых подшипников скольжения. Для контроля необходимо поддомкратить переднее колесо, взять руками за верх и низ колеса и пошатать его в осевом направлении. Если люфтов в шкворнях вашего автомобиля еще нет, будет не лишним полость шаровой опоры заполнить смазкой Литол 24, допускаются и лучшие аналоги смазки, например ШРУС-4М. Было бы неплохо установить на шкворень пресс-масленку для принудительной периодической подачи смазки в зону трения, но для качественного выполнения данной операции потребуется разобрать весь узел. Согласны, когда на спидометре всего 10 тыс. км. пробега, или немногим более, делать это не особенно приятно. Если вы все же решились выполнить эту операцию, не забудьте заглушить отверстие в полусферической опоре шкворня. При наличии люфтов в шкворнях ремонт неизбежен. Подтягивание шкворней дает лишь иллюзию того, что неисправность устранена и можно несколько тысяч километров в узел не заглядывать. Появившийся вновь люфт очень быстро прогрессирует и, как правило, приводит к выходу из строя достаточно дорогих сопрягаемых деталей, а именно: шаровой опоры, цапфы, иногда ШРУСа. Поэтому это как раз тот случай, когда лучше предупредить болезнь, нежели лечить ее. Для осуществления ремонта Вам понадобится: шкворневой ключ, медный молоток или оправка из мягкого металла, штангенциркуль, метчик М 36*2, маслонагнетательный шприц, комплект ключей, динамометрический ключ с диапазоном до 30 кгс*м. До начала ремонта необходимо изготовить запасные части – модернизированные шкворни, вкладыши шкворней из оловянистой бронзы( комплект от Ваксойл ). ВНИМАНИЕ! На некоторых автомобилях правый верхний шкворень может быть с более длинной резьбовой частью. Для определения необходимо посмотреть наличие углубления в рычаге поворотного кулака под гайку шкворня (Позиция 31. Рисунок 0). При наличии углубления шкворень стандартный, при его отсутствии Вам потребуется длинный шкворень.1471

Итак, подготовительный этап пройден и можно приступать непосредственно к ремонту. Технология установки вкладыша из бронзы и модернизированных шкворней практически не отличается от изложенного в «Руководстве по ремонту и эксплуатации автомобилей УАЗ Hanter и его модификации» (далее РЭ), поэтому ниже приводим лишь некоторые пояснения.

D11

1 — муфта отключения колеса; 2, 9, 23 — прокладки; 3 -ступица с тормозным диском; 4 — подшипники ступицы; 5 — болт крепления колеса; 6 -щиток тормозного диска; 7 — цапфа; 8 — корпус поворотного кулака; 10 — втулка зажимная; 11 — шкворень; 12 — вкладыш шкворня; 13 — пружина; 14 — наружное уплотнительное кольцо; 15 — внутреннее уплотнительное кольцо; 16 — шарнир; 17 — шаровая опора; 18, 25 — упорные шайбы; 19 — опора шкворня; 20 — наружная обойма сальника; 21 — накладка; 22 — гайка; 24 — манжета; 26 — стопорные кольца; 27 — стопорная шайба; 28 — гайки; 29 -замочная шайба Рисунок 1- Поворотный кулак и ступица.

Читайте так же:
Карбюратор ваз 11113 ока устройство ремонт регулировка

1. РЭ, раздел «Разборка поворотного кулака» п.6: «Специальным ключом выверните зажимные втулки 5 (момент начала вращения втулки 25-30 кгс*м)». Перед началом операции необходимо нанести сильный удар медным молотком по шкворню вдоль его оси. Внимательно следите за гарантированным зацеплением шипов специального ключа с вырезами зажимной втулки (поз.10 рис.1). Не повредите зажимную втулку и резьбу в корпусе кулака поворотного. 2. РЭ, раздел «Передний мост, техническое обслуживание». п.1. «Коническую поверхность и резьбу зажимной втулки, трущиеся поверхности шкворня и вкладыша смажьте смазкой Литол 24». Предпочтительней смазка ШРУС-4М. п.3 «Поочередно наращивая крутящий момент на 2-3 кгс*м затяните зажимные втулки окончательным крутящим моментом 20-25 кгс*м». При последовательном наращивании крутящего момента зажимной втулки каждый раз через мягкую оправку наносите удар вдоль оси шкворней с обеих сторон. п.4. «Заполните полости над зажимными втулками смазкой ЛИТОЛ 24». Предпочтительней смазка ШРУС-4М. п.5. «Установите накладки 21 (см. рис 1) с прокладками 9 и затяните гайки 22 с крутящим моментом 8-10 кгс*м». Затяжка этой гайки позволяет отрегулировать крутящий момент поворота шаровой опоры. Предварительно затяните эти гайки моментом 5 кгс*м. Крутящий момент поворота шаровой опоры в любую сторону относительно общей оси шкворней должен быть в пределах 1,0-1,5 кгс*м. Т.е. взявшись руками за корпус поворотного кулака Вы должны свободно его проворачивать вокруг оси. Если этого не происходит, дотягивайте гайки 22 с обеих сторон до достижения необходимого результата. Максимальное усилие затяжки 15 кгс*м. Как правило, если все вышеперечисленные операции выполнены правильно, необходимый результат достигается с первого раза. 3. РЭ, раздел «Сборка переднего моста». п.3: «При установке шарнира на внутреннюю полость шаровой опоры нанесите тонкий слой смазки Литол 24 (от коррозии)». При выполнении этой операции мы закладываем около 500 грамм той же смазки. Излишки смазки принудительно выдавливаются. Шариковый шарнир при этом предварительно смазывается смазкой ШРУС – 4М. После пробега 1000 — 1500 км. необходимо проверить предварительный натяг шкворней, добавить небольшое количество смазки в пресс-масленки, достаточно 2-3 гарантированных качков шприцем, при необходимости произвести регулировку предварительного натяга. Периодичность обслуживания узла составляет 10 тыс. км.

Таблица 1 — Размеры сопряженных деталей шкворневого узла.

Размер, мм

1. Диаметр шаровой части шкворня

2. Толщина вкладыша

3. Диаметр постели

* Выведено опытным путем

В случаях, когда диаметр постели вкладыша выходит за указанные в табл.1 пределы, есть возможность дальнейшей эксплуатации шаровой опоры. Для этого пред установкой бронзового вкладыша мы наносим тонкий слой «Быстрой стали» на полусферическую поверхность опоры шкворня как бы вклеивая его. Полученные при этом результаты вполне удовлетворительны. Если измеренный диаметр постели вкладыша превышает 35,5 мм потребуется замена опор шкворней. Поставляемые нами опоры шкворней имеют припуск посадочных мест 1 мм и требуют индивидуальной подгонки на токарном станке. Подробно в «Инструкции в фото». Необходимость замены опор можно определить не разбирая шкворневого узла. Для этого необходимо вывесить колесо и взявшись рукой за верх и низ колеса, поболтать его в осевом направлении, если люфт измеренный на беговой дорожке протектора небольшой (не превышает 1-2 см), то с вероятностью 90% — замена опор Вам не понадобится. Если люфт 2-4 см, необходима замена только верхних опор шкворней, если люфт более 4 см, потребуется замена всех 4-х опор. Данные взяты из статистики ремонта. ВНИМАНИЕ. Бронзовые вкладыши производства Ваксойл имеют припуск по толщине стенки 0,3 мм. При установке в хоженую постель (диаметром до 35,5мм) это позволяет компенсировать появившийся износ. При установке в штатную опору шкворня с диаметром постели 35 мм, несколько увеличится период приработки полусферической поверхности шкворня к рабочей поверхности вкладыша — до 10 000км. В течении этого пробега необходимо 2-3 раза проконтролировать наличие люфта в шкворневом узле, при необходимости дотянуть конусные втулки и восстановить центрацию корпуса поворотного кулака относительно шаровой опоры. Выпускать вкладыши ремонтных размеров (аналогично вкладышам коленчатого вала) пока не видим возможности, из-за причин организационного характера. Надеемся со временем эти причины будут преодолены.

Таблица 2 – Механические и физические свойства БрОЦС 5-5-5

Параметр

Значение

1. Коэффициент трения со смазкой

2. Коэффициент трения без смазки

3. Удлинение при разрыве, %

5. Предел прочности, кг/кв.мм

Сравнительный анализ прочности шкворня в результате выполнения в нем масляного канала диаметром 5 мм в условиях сложного нагружения показал потерю прочности 4,34%. Расчет выполнен на кафедре «Автоматические роторные линии» Бийского Технологического института доцентом, к.т.н. Верещагиным П.В.

Уаз меняет поступь

С нынешнего года часть машин семейства 3160–3162 ульяновского завода выпускают с измененными мостами. Самое заметное их отличие — увеличенная с 1445 до 1600 мм колея, что благотворно сказалось на внешнем облике автомобиля. Новые мосты — как и прежние, «узкие» на модели UAZ 3160 — неразъемные и во многом повторяют их конструкцию, но у переднего появились нововведения.

Конструкция. Средняя часть, за исключением полуосей, осталась неизменной. Шкворни поворотного кулака теперь заканчиваются сферическими шарнирами и опираются на вкладыши в шаровой опоре. Поверхность шкворней и зажимных втулок — коническая. Новая конструкция позволяет эффективно устранять возникающие в паре трения зазоры, что выгодно отличает ее от прежнего узла. (Там износ цилиндрических поверхностей втулки и шкворня компенсировали, создавая натяг в осевом направлении.) Несколько упростилось обслуживание узла.

Внутри поворотного кулака установлен шариковый шарнир равных угловых скоростей (ШРУС) типа «Бирфильд». Конструкция хорошо знакома по «самарам» и «десяткам», с той разницей, что здесь шарнир защищен не гофрированной резиной, а куда надежнее — металлом опоры и кулака, как того и требуют условия эксплуатации. Новый ШРУС позволил увеличить максимальный угол поворота передних колес до 32° против прежних 26–27°, что улучшило маневренность машины. Это особенно важно для удлиненных модификаций UAZ 3162.

Читайте так же:
Котел бакси регулировка газового клапана

Обслуживание. Новые шкворни не требуют периодической смазки, в отличие, кстати, от старых, а следовательно, здесь нет пресс-масленки.

Изменилась регулировка затяжки шкворней поворотного кулака (на практике это приходится делать не чаще чем каждые 30 тыс. км). При износе сферических поверхностей вкладышей или шкворней образуется зазор вдоль общей оси шкворней (завод регулирует их с преднатягом). Зазор устраняют подтягиванием зажимной втулки специальным ключом, который входит в комплект инструмента. Выбрав зазор, ключ доворачивают на 10–20°, чтобы создать предварительный натяг: усилие здесь весьма значительное. Гайку шкворня затем затягивают моментом 80–100 Н.м.

Если по тем или иным причинам поворотный кулак разбирали, при сборке надо особо обратить внимание на правильное взаимное положение шаровой опоры и корпуса поворотного кулака, исключив большие смещения сферических шарниров. Перед установкой в узел конические поверхности и резьбу зажимных втулок, «сферы» шкворней и вкладышей смазывают «Литолом-24». Зажимные втулки завинчивают, пока шкворни не упрутся во вкладыши с обеих сторон так, чтобы размеры А и Б расходились не более чем на 0,2 мм. Затем втулки затягивают поочередно с каждой стороны, наращивая крутящий момент через 20–30 Н.м до величины 200–250 Н.м. Полости над втулками заполняют также «Литолом-24», после чего затягивают гайки шкворней.

На собранном узле неравенство размеров А и Б не должно превышать 0,2 мм, зазор в шкворнях не допускается, а момент поворота шаровой опоры (или корпуса кулака) в любую сторону должен быть 10–15 Н.м при отсоединенных тягах и снятом шарнире и уплотнении поворотного кулака.

ШРУСы не требуют регулировок в эксплуатации, а при разборке необходимо применять смазку ШРУС-4 или ШРУС-4М. Выполняя обслуживание автомобиля, нужно следить за состоянием регулировочных болтов, ограничивающих угол поворота колес, чтобы последний не превышал 31–32°.

Перспективы. Пока внедрение «широких» мостов сдерживается возможностями производства, однако, надо полагать, со временем колея 1600 мм станет единой для всех УАЗов. Уже в этом году часть машин на разъемных мостах типа «Тимкен» с колеей 1445 мм будет оснащена новыми ШРУСами, а неразъемные «узкие» мосты моделей 3160 и 3162 комплектуются ими полностью.

Поворотный кулак UAZ 3160 с колеей 1600 мм: 1 — ступица с тормозным диском; 2 — корпус поворотного кулака; 3 — зажимная втулка; 4 — шкворень; 5 — вкладыш шкворня; 6 — ШРУС; 7 — шаровая опора.

Устройство и замена шкворней на уаз буханка

Шкворень — стержень, образующий шарнирное соединение поворотного кулака и шаровой опоры поворотного кулака переднего моста полноприводных автомобилей марки УАЗ. Шкворни являются частью механизма, позволяющего управляемым колесам совершать отклонения без потери потока крутящего момента.

Шкворни УАЗа выполняют следующие функции:

  • выполняют роль осей, вокруг которых может качаться поворотный кулак;
  • выступают в роли соединительных компонентов, объединяющих поворотный кулак и шаровую опору в единую систему;
  • берут на себя роль несущего компонента, обеспечивающего жесткость шкворневого узла, а также воспринимающего моменты силы от поворотного кулака и передающего их на балку моста во время движения автомобиля.

Виды шкворней автомобилей УАЗ

e1c2e75s-960

На автомобили марки УАЗ в разные годы устанавливались различные виды шкворней:

  • Т-образные цилиндрические с вращением в бронзовой (пластиковой) втулке (мост типа Тимкен);
  • составные с вращением в шаре;
  • составные подшипниковые с вращением на коническом подшипнике;
  • цилиндроконические со сферической опорой и вращением в бронзовом сферическом вкладыше (мост типа «Спайсер»).

Так как УАЗ «Буханка» выпускается уже много десятилетий, то за это время виды устанавливаемых на модель шкворней также поменялись. Классическим решением для УАЗ-452 является Т-образный шкворень с вращением в бронзовой втулке. Современные УАЗ-3741 выпускаются в модификациях мостов типа «Спайсер» и подшипниковыми шкворнями. Поэтому в дальнейшем будет уделено внимание обоим видам шкворней «буханки».

Устройство шкворней УАЗ «Буханки»

f1c2e75s-960

Конструкция Т-образных шкворней представляет собой сочетание двух цилиндров различного диаметра, выточенное из единой заготовки. На торце верхнего цилиндра большего диаметра выточены два канала для установки стопорного штифта и пресс-масленки. На торце нижней части меньшего диаметра выточен кольцевой канал для распределения смазки. Также в шкворне предусмотрен сквозной канал для смазки всей детали целиком.

Широкой частью шкворень запрессован в корпус поворотного кулака и зафиксирован стальной накладкой, его проворачивание во время движение предотвращается штифтом. Узкой часть шкворень устанавливается в бронзовую (пластиковую) втулку, запрессованную в шаровую опору. Размер втулки предусматривает возможность беспрепятственного проворота шкворня. Между корпусом шаровой опоры и широкой частью шкворня размещаются металлические прокладки, осуществляющие центровку всего узла.

Принцип работы Т-образного шкворня следующий: при выполнении маневра поворотный кулак отклоняется от среднего положения, оба шкворня проворачиваются в бронзовых втулках, запрессованных в корпусах шаровых опор. Во время поворота смазка из канала шкворня попадает в кольцевидную выточку нижней части детали и распределяется в пространстве между втулкой и шкворнем, что снижает трение деталей и сокращает их износ.

Конструкция в виде шкворня с подшипником является достаточно сложной. Такой шкворень состоит из трех деталей: нижней половины, на которую запрессовывается конический подшипник, а также обоймы подшипника, которая запрессовывается в корпус поворотного кулака. В обойме подшипника предусмотрены каналы: центральный для установки пресс-масленки и боковой для установки штифта.

Конструкция шкворня с коническими подшипниками обеспечивает повышенную устойчивость к осевым нагрузкам. Работает шкворень с подшипниками просто: при повороте колеса обе половины детали проворачиваются на подшипнике, что позволяет значительно снизить силы трения, а следовательно, и снизить износ узла.

Выбор шкворней

shkvornyapod5

Формально на оба типа мостов, встречающихся у УАЗ «Буханки» можно установить любую разновидность шкворней, в том числе составные или цилиндроконические. Однако основной выбор стоит между Т-образными и подшипниковыми шкворнями. Окончательное решение зависит в первую очередь от условий эксплуатации. Подшипниковый шкворень обеспечивает лучшую управляемость, устойчивость автомобиля к осевым нагрузкам, не требует частой проверки и подтяжки, имеет большой ресурс работы.

Читайте так же:
Как регулировать распредвал ваз 2108

Однако если «буханку» придется эксплуатировать в условиях бездорожья, то лучше остановиться на проверенных временем Т-образных шкворнях. Такая конструкция отличается большей надежность и стойкостью к неблагоприятным условиям, не боится попадания воды, проще устанавливается и не требует дополнительных манипуляций при монтаже.

Демонтаж


Для демонтажа старого шкворня и установки нового понадобятся следующие инструменты и материалы:

  • ремонтный комплект шкворневого узла со специальным ключом для откручивания и закручивания регулировочной гайки шкворня;
  • прокладки на фланец ступичного узла (2 штуки);
  • смазка для высоконагруженных узлов;
  • пара домкратов, противооткатные упоры и страховочная автомобильная подставка либо подъемник;
  • баллонный ключ;
  • монтажка;
  • набор рожковых гаечных ключей;
  • набор фланцевых головок;
  • линейка или предпочтительней штангенциркуль;
  • молоток и отвертка;
  • смазочный шприц

Перед установкой шкворня необходимо демонтировать старую деталь. В идеале все манипуляции лучше делать на подъемнике, так как работа под вывешенным на домкратах автомобилем опасна.

Для демонтажа необходимо произвести следующие действия.

  1. Вывесить передний мост для получения доступа к переднему мосту.
  2. Слить трансмиссионное масло из моста.
  3. Снять тормозной щит, колодки и суппорт, поперечную рулевую гайку и рулевой наконечник. Также необходимо вывернуть масленку.
  4. Чтобы демонтировать старый шкворень, необходимо открутить ключом на 14 (13) пять болтов крепления поворотного кулака к картеру моста.
  5. В отверстие между фланцами нужно вставить отвертку и развести фланцы (для вставки можно забить отвертку молотком).
  6. Далее нужно вытащить поворотный узел вместе с полуосью и поставить его вертикально. В качестве подставки можно использовать снятое колесо либо затянуть поворотный узел в тисках слесарного стола.

Далее нужно переходить к непосредственному демонтажу шкворня с поворотного узла.

  1. Ключом на 24 необходимо отвернуть гайку крепления шкворня и снять накладку. Монтажное отверстие необходимо очистить от грязи и пыли.
  2. Штангенциркулем необходимо замерить расстояние от верхней кромки резьбовой части до регулировочной гайки. Показатель нужно записать — он пригодится при последующей установке нового шкворня.
  3. Специальный ключом, идущим в ремкомплекте, нужно открутить зажимную втулку. Если гайка не поддается, то необходимо постучать по свободному концу шкворня молотком или обработать место крепления специальным аэрозолем.
  4. Далее нужно открутить гайки на сальнике переднего кулака и снять его, отделив ШРУС.
  5. Затем нужно снять отработавшие шкворни, удалить отверткой остатки вкладышей и обработать аэрозолем посадочные места вкладышей, очистив их от грязи и ржавчины.

Установка шкворней

Последовательность установки новых шкворней на «буханку» выглядит следующим образом.

  1. На посадочное место устанавливаются вкладыши таким образом, чтобы усики вкладышей и пазы в посадочном гнезде совпадали.
  2. Чтобы осадить вкладыш на место можно положить сверху старый шкворень и нанести несколько легких ударом молотком.
  3. Новые шкворни вставляются на место и фиксируются с помощью регулировочной гайки. Расстояние, на которое закручивается гайка, должно полностью совпадать со значениями, ранее измеренными с помощью штангенциркуля.
  4. Затем следует переходить к регулировке положения шкворня. Она очень важна, так как шкворень — узел не только за ходовой части, но и за рулевого управления автомобиля. Регулировка производится при помощи штангенциркуля, им нужно измерить расстояние от края отливки, куда ввернут шкворень, до сферической поверхности поворотного кулака, аналогично измеряется расстояние и с другой стороны — от шкворня до сферической поверхности. Расстояние с обеих сторон кулака должно быть одинаковым. При разности значений расстояние регулируется с помощью натяжения регулировочной гайки с одной стороны или ослабления гайки — с другой.
  5. После регулировки гайки нужно завернуть до упора, а затем ослабить на 1/6 оборота.
  6. Далее вкручиваются пресс-масленки, в которые с помощью смазочного шприца вливается смазка. Вливать необходимо до момента, пока смазка не начнет выходить из щелей.

Сборка поворотного узла производится в обратной последовательности. Поворотный узел с полуосью устанавливается на картер моста, монтируется ШРУС, устанавливаются рулевой наконечник, поперечная рулевая гайка, тормозной суппорт, колодки и тормозной щит. Затем устанавливается колесо.

Регулировка

После монтажа необходимо проверить моменты затяжки регулировочных гаек шкворней. Вывешенное колесо необходимо покачать в горизонтальной плоскости. Если чувствуется биение, то необходимо подтянуть регулировочные гайки. Подтягивать обе гайки нужно синхронно на аналогичное число оборотов.

Далее нужно проверить колесо в том режиме, в котором оно работает при поворотах. Если в покачивании колеса в горизонтальной плоскости вращение осуществляется с небольшим усилием, то регулировка установленных шкворней произведена правильно. Если вращение осуществляется с трудом, то гайки перетянуты. Ослабление перетянутых регулировочных гаек также производится синхронно на равное число оборотов.

После регулировки шкворней необходимо установить поперечную тягу. Далее можно снимать машину с подъемника или убирать страховочные подставки.

Смазку и регулировку установленных шкворней следует повторить через 500-600 километров пробега. Также процедуру лучше повторять после поездок по тяжелому бездорожью, при которых ходовая часть автомобиля работает в усиленных режимах.

Замена шкворней на УАЗ Патриот своими руками

Задняя полуось автомобиля ВАЗ

Прекрасные внедорожные качества УАЗ Патриот не в последнюю очередь зависят от специальных шарниров (шкворней) поворотного кулака, поэтому их необходимо своевременно менять и регулировать. Далее мы расскажем о различных типах шарниров, устанавливаемых на эти автомобили, их замене и особенностях регулировки. Это поможет вам своими руками заменить и отрегулировать шкворня на УАЗ Патриот.

Шкворень УАЗ Патриот

Типы шкворней

На этих внедорожниках устанавливают 4 вида шарниров, которые отличаются типом подшипника:

  • пластиковая чашка;
  • бронзовая чашка;
  • стальной шарик;
  • игольчатый подшипник.

На заводе штатно устанавливают только пластиковый и шариковый шарниры. Бронзовую чашку ставят вместо пластиковой без переделок, поэтому такой тюнинг увеличивает срок службы шкворня и не является внесением изменений в конструкцию автомобиля. Установка подшипникового шарнира требует серьезной переделки поворотного кулака, поэтому считается внесением изменений в конструкцию автомобиля.

Шариковые шкворни

Как снимать старые шарниры

Вне зависимости от типа шарнира основные операции демонтажа одинаковы. Для замены или регулировки шкворней потребуется ровная площадка. Кроме того, вам потребуются:

    ;
  • набор торцевых и рожковых ключей;
  • набор отверток;
  • набор головок и ключ-трещотка;
  • динамометрический ключ;
  • мощный вороток и удлинитель из куска трубы;
  • чистые тряпки;
  • противооткатные упоры;
  • невысокая табуретка;
  • помощник или помощница.
  • никогда не оставляйте машину на домкрате, всегда ставьте страховочную подпорку, которую продают в любом автомагазине или широкий ровный чурбак;
  • обязательно подпирайте колеса противооткатными упорами;
  • никогда не выполняйте любые работы под автомобилем в одиночку – если что-то пойдет не так, то помощник сможет позвать помощь или самостоятельно помочь вам;
  • не пейте спиртное, не употребляйте наркотические или психотропные вещества перед ремонтом автомобиля.
Читайте так же:
Как отрегулировать газобаллонное оборудование ловато

Страховочная подпорка – это залог безопасности любых работ

Пошаговое руководство

Мы разбили весь процесс на отдельные операции, которые необходимо выполнять последовательно. Это поможет не только в разборке поворотного кулака, но и в его сборке после установки новых или регулировки старых шарниров:

Откручивание болтов суппорта

  1. Установите машину на ровную площадку и включите ручной тормоз.
  2. Подоприте задние колеса противооткатными упорами, затем ослабьте болты переднего колеса и поднимите эту сторону домкратом.
  3. Установите под машину страховочную подпорку и снимите колесо.
  4. Открутите два болта и снимите пластину, удерживающую колодки, затем вытащите колодки.
  5. Открутите два болта и снимите скобу суппорта.
  6. Открутите два болта, затем снимите и подвесьте тормозной суппорт так, чтобы шланг не был натянут или пережат.
  7. Открутите винты, фиксирующие тормозной диск и осторожно ударяя деревяшкой по тыльной стороне, сбейте его со ступицы.
  8. Расшплинтуйте и открутите гайку рулевого наконечника и вытащите палец с помощью съемника.
  9. Отсоедините провод ABS.
  10. Открутите болты, удерживающие заглушку на торце ступицы и снимите ее.
  11. Открутите 6 болтов крепления цапфы и вытащите ее, ШРУС и полуось из поворотного кулака.
  12. Открутите 5 болтов крепления шаровой опоры к фланцу моста и снимите ограничитель поворота колес.
  13. Затем снимите шаровую опору, положите ее на стол и очистите от грязи.
  14. Открутите 6 болтов, фиксирующих сальник шаровой опоры и снимите сальник.

Снятая шаровая опора

Демонтаж шариковых шарниров

Открутите пресс-масленку или установленный вместо нее болт и 4 гайки, крепящих сошку к поворотному кулаку. Молотком легко стукните по сошке в районе кулака, чтобы сдвинуть ее с места. Снимите 4 конусные шайбы, затем снимите сошку и регулировочные прокладки под ней. Чтобы вытащить детали шарнира потребуется специальный съемник, который можно сделать из П-образного профиля толщиной 5 мм. Ширина профиля немного больше диаметра наружной части шкворня. В центре съемника просверлите отверстие, диаметр которого на 1–2 мм больше диаметра отверстия под пресс-масленку. Затем возьмите болт длиной 5–7 см с подходящей резьбой и гайкой.

Альтернативный способ демонтажа шарикового шарнира

На болт накрутите гайку, затем поставьте съемник над наружной частью шарнира и через него вкрутите в заглушку болт до упора. Закручивайте гайку, пока болт полностью не вытащит наружную часть. Если такого съемника нет, можно попробовать вытащить шарнир вкрутив в него болт с большими шайбами и выжимая шайбы двумя монтировками, но такой способ менее эффективен. Затем снимите шарик и вытащите шаровую опору из поворотного кулака, после чего таким же образом вытащите внутреннюю часть шарнира. Тщательно очистите места для установки шкворней от остатков старой смазки.

Шар внутри шкворня

Демонтаж других видов шарниров

Остальные виды шкворней снимают одинаково:

  1. Откручивают гайку верхнего шкворня, затем, через проставку из мягкого металла бьют по пальцу шкворня, чтобы облегчить откручивание зажимной втулки.
  2. С помощью специального ключа (он есть во многих комплектах новых шкворней, а также его можно купить в любом автомагазине) выкручивают зажимную втулку.
  3. Вытаскивают палец.
  4. Откручивают болты задней пластины поворотного кулака и вытаскивают шаровую опору.
  5. Отверткой поддевают и вытаскивают вкладыш подшипника или пластиковую/бронзовую чашки.
  6. Тщательно очищают от старой смазки места вкладыша и пальца.

Насадка для откручивания зажимной втулки

Установка новых шкворней

Новые шариковые шарниры запрессовывают с помощью съемника для замены направляющих втулок ГБЦ или съемника для замены ступичных подшипников. Можно использовать и другие съемники, которые обеспечат подачу верхней и нижней частей шарнира строго параллельно каналу в шаровой опоре и поворотном кулаке. Установив шкворня в шаровую опору, заполните место под шарик Литолом или более качественной смазкой.

Остальные шарниры ставят так:

Установка новых вкладышей

  1. Вставляют новые чашки или вкладыши в шаровую опору, совмещая выступы на них с прорезями в опоре, затем слегка утапливают, вставляя в них шкворневой палец и легко ударяя по нему молотком (желательно использовать проставку из мягкого металла, чтобы не повредить резьбу).
  2. Заполняют вкладыш смазкой.
  3. Вставляют шаровую опору в поворотный кулак.
  4. Вставляют верхний и нижний пальцы.
  5. Равномерно закручивают зажимные втулки с обеих сторон. Момент затяжки 70–100 Н·м. После затяжки втулок шаровая опора должна поворачиваться с усилием 10–15 Н·м.

Это важно! Вне зависимости от типа шарнира, при установке и затяжке необходимо обеспечить одинаковое расстояние от шаровой опоры до поворотного кулака сверху и снизу. Зазор измеряйте с помощью штангенциркуля. Максимальная разница зазоров – 0,2 мм.

Проверка зазоров шаровой опоры штангенциркулем

Установив шкворня и закрепив шаровую опору в поворотном кулаке, смажьте поверхность опоры Литолом или более качественной смазкой и установите сальник, закрепив его металлическим кольцом и болтами. После чего соберите все в порядке, обратном тому, что использовали в процессе разборки. Не забудьте сделать регулировку развала и схождения.

Регулировка шкворней

Если на передних колесах появился небольшой люфт, вызванный износом шарниров, то на машинах с шариковыми шкворнями убедите одну или несколько прокладок, расположенных на поворотном кулаке под сошкой, а также под пластиной, удерживающей нижний шкворень. В результате этого сошка сильней прижмется к кулаку и обеспечит более надежную фиксацию. На машинах с другими видами шкворней необходимо открутить верхнюю гайку и подтянуть зажимную втулку до устранения люфта.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector