Personalcam.ru

Авто Аксессуары
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Проверка дизельных форсунок

Проверка дизельных форсунок

Форсунки дизельного двигателя, также как и инжекторного, периодически загрязняются. Поэтому многие владельцы машин с дизельным двигателем задаются вопросом — как проверить форсунки на дизеле? Как правило, в случае их засорения топливо несвоевременно подается в цилиндры, и возникает повышенный расход горючего, а также перегрев и разрушение поршня. Кроме этого, возможен прогар клапанов, и выход из строя сажевого фильтра.

Дизельные форсунки

Форсунки дизельного двигателя

Проверка дизельных форсунок в домашних условиях

В современных дизельных двигателях повсеместно могут использоваться одна из двух известных топливных систем Common Rail (с общей рампой) и насос-форсунки (где на на каждый цилиндр отдельно подводится своя форсунка).

Виды систем питания дизельного двигателя

Они обе способны обеспечить высокую экологичность и КПД двигателя. Поскольку эти дизельные системы функционируют и устроены подобным образом, но Коммон Реил более прогрессивна с точки зрения эффективности и шумности работы, хотя и проигрывает в мощности, стала все более чаще использоваться на легковых авто, то далее будем говорить о ней. А про работу, неисправности и проверку насос форсунок расскажем отдельно, ведь это не менее интересная тема, особенно для владельцев автомобилей VAG группы, поскольку там довольно не сложно производится программная диагностика.

Самый простой метод вычисления забитой форсунки такой системы можно провести по следующему алгоритму:

Форсунка Common Rail

Форсунка Common Rail

  • на холостом ходу довести обороты двигателя до того уровня, когда проблемы в работе двигателя слышны наиболее отчетливо;
  • каждую из форсунок отключают путем ослабления накидной гайки в месте крепления магистрали высокого давления;
  • когда вы отключаете нормальную рабочую форсунку, то работа двигателя меняется, если же форсунка проблемная, то двигатель продолжит работать в таком же режиме и далее.

Кроме этого, проверить форсунки своими руками на дизельном двигателе можно путем прощупывания топливопровода на наличие толчков. Они будут результатом того, что ТНВД пытается нагнетать топливо под давлением, однако в силу забитости форсунки возникают сложности с его пропуском. Проблемный штуцер также можно определить по завышенной рабочей температуре.

Проверка дизельных форсунок на перелив (слив в обратку)

Проверка объема слива в обратку

По мере износа дизельных форсунок со временем возникает проблема, связанная с тем, что топливо из них попадает обратно в систему, из-за чего насос не может нагнетать нужного рабочего давления. Следствием этого может быть проблемы с запуском и работой дизельного двигателя.

Перед проверкой вам необходимо будет купить медицинский шприц объемом 20 мл и систему для капельниц (для подключения шприца вам понадобится трубочка длиной 45 см). Чтобы найти форсунку, которая скидывает в обратку больше топлива, чем ей положено, необходимо воспользоваться следующим алгоритмом действий:

  • вынуть поршень из шприца;
  • на запущенном двигателе с помощью системы подключить шприц к “обратке” форсунки (трубочку вставить в горлышко шприца);
  • в течение двух минут держать шприц, чтобы в него набиралось топливо (при условии что оно будет набираться);
  • повторять процедуру поочередно для всех форсунок либо соорудить систему для всех сразу.

На основании информации о количестве топлива в шприце можно сделать соответствующие выводы:

Перелив в обратку

Проверка перелива в обратку

  • если шприц пустой — значит, форсунка полностью исправна;
  • количество топлива в шприце объемом от 2 до 4 мл также в пределах нормы;
  • в случае, если объем топлива в шприце превышает 10. 15 мл, это означает, что форсунка частично или полностью вышла из строя, и ее необходимо заменить/отремонтировать (если льет 20 мл, то ремонтировать бесполезно, поскольку это говорит об износе седла клапана форсунки), так как она не держит давление топлива.

Однако такая простая проверка без гидростенда и тест плана не дает полной картины. Ведь на самом деле при работе двигателя количество сбрасываемого топлива зависит от многих факторов, она может быть забита и её нужно чистить или она подвисает и требуется в ремонте либо замене. Поэтому данный способ проверки форсунок на дизеле в домашних условиях позволяет лишь судить лишь об их пропускных способностях. В идеале количество пропускаемого ими объема топлива должно быть одинаковым и находиться в пределах до 4 мл за 2 минуты.

Для того, чтобы форсунки эксплуатировались как можно дольше, заправляйтесь качественным дизельным топливом. Ведь оно напрямую зависит от на работу всей системы. Кроме этого, ставьте оригинальные топливные фильтры и не забывайте вовремя их менять.

Проверка форсунок с помощью специальных приборов

Более серьезная проверка форсунок дизельного двигателя проводится с помощью прибора под названием максиметр. Под этим названием подразумевается специальная образцовая форсунка с пружиной и шкалой. С их помощью выставляется давление начала впрыска дизельного топлива.

Другой метод проверки — использование контрольной образцовой рабочей форсунки, с которой сравниваются эксплуатируемые в двигателе устройства. Всю диагностику выполняют при запущенном моторе. Алгоритм действий таков:

Максиметр

  • выполняют демонтаж форсунки и топливопровода с двигателя;
  • на свободный штуцер ТНВД подключают тройник;
  • выполняют ослабление накидных гаек на других штуцерах ТНВД (это позволит топливу поступать лишь на одну форсунку);
  • к тройнику подсоединяют контрольную и тестируемую форсунки;
  • активируют декомпрессионый механизм;
  • вращают коленчатый вал.

В идеале контрольная и тестируемая форсунки должны показывать одинаковые результаты в вопросе одновременного начала впрыска топлива. Если есть отклонения — значит, надо регулировать форсунку.

Метод с использованием контрольного образца обычно занимает больше времени, чем использование максиметра. Однако он более точный и надежный. Также можно проверить работу двигателя и форсунок дизельного двигателя и ТНВД на специальном регулировочном стенде. Однако они есть лишь на специализированных СТО.

Чистка форсунок дизеля

Чистка форсунок дизеля

Чистка форсунок дизеля

Выполнить очистку форсунок дизельного двигателя можно самостоятельно. Работы необходимо выполнять в чистоте и при хорошем освещении. Для этого форсунки снимают и промывают либо в керосине, либо в дизельном топливе без примесей. Перед обратной сборкой нужно обдуть форсунку сжатым воздухом.

Также важно проверить качество распыления топлива, то есть форму “факела” форсунки. Для этого существуют специальные методики. В первую очередь нужен испытательный стенд. Там подключают форсунку, подают на нее топливо и смотрят на форму и силу струи. Зачастую для испытаний используют чистый лист бумаги, который подкладывают под нее. На листе будут отчетливо видны следы попадания топлива, форма факела и другие параметры. В соответствии с этой информацией можно будет в дальнейшем провести необходимые корректировки. Для чистки сопла иногда используют тонкую стальную проволоку. Ее диаметр должен быть минимум на 0,1 мм меньше, чем диаметр непосредственно сопла.

Читайте так же:
Как регулировать топливную смесь

Возможные неисправности дизельных форсунок

Наиболее частой причиной неисправности является нарушение плотности посадки иглы в направляющей втулке форсунки. Если ее значение уменьшено, то через новый зазор протекает большое количество топлива. В частности, для нового инжектора допускается утечка в объеме не более 4% от рабочего топлива, которое попадает в цилиндр. В целом же, количество топлива из форсунок должно быть одинаковым. Обнаружить утечку топлива на форсунке можно следующим образом:

  • найти информацию о том, какое давление должно быть при открытии иглы в форсунке (для каждого двигателя он будет различным);
  • снять форсунку и установить ее на испытательный стенд;
  • создать заведомо высокое давление на форсунке;
  • с помощью секундомера измерить время, через которое давление упадет на 50 кгс/см2 (50 атмосфер) от рекомендуемого.

Проверка на стенде

Проверка форсунки на стенде

Это время также прописано в технической документации к двигателю. Обычно для новых форсунок оно составляет от 15 секунд и более. Если форсунка поношенная, то это время может сократиться до 5 секунд. Если время меньше 5 секунд, значит форсунка уже находится в нерабочем состоянии. Дополнительную информацию о том, как ремонтировать дизельные форсунки (выполнять замену распылителей) вы можете почитать в дополнительном материале.

При износе седла клапана форсунки (не держит требуемого давление и происходит чрезмерный слив) ремонт бесполезен, обойдется больше половины стоимости новой (а это около 10 тыс. руб).

Иногда дизельный инжектор может давать небольшую или обильную течь горючего. И если во втором случае необходим лишь ремонт и полная замена форсунки, то в первом случае можно обойтись собственным силами. В частности, необходимо притереть иглу к седлу. Ведь основная причина подтекания — нарушение уплотнения на торце иглы (другое название — уплотняющий конус).

Для удаления подтекания дизельной форсунки зачастую используют тонкую шлифовальную пасту ГОИ, которую разводят с керосином. Во время притирки необходимо следить за тем, чтобы паста не попала в зазор между иглой и втулкой. По окончании работ все элементы промывают в керосине или солярке без примесей. После этого нужно обдуть их сжатым воздухом из компрессора. После сборки вновь проверить на наличие течи.

Выводы

Частично вышедшие из строя форсунки являются не критичной, однако весьма неприятной поломкой. Ведь их неправильная работа ведет к значительной нагрузке на другие узлы силового агрегата. В целом же, машину при забитых или ненастроенных форсунках эксплуатировать можно, однако желательно как можно быстрее выполнить ремонт. Это позволит сохранить в работоспособном состоянии двигатель автомобиля, что избавит вас от еще больших денежных расходов. Так что при проявлении первых же симптомов нестабильной работы форсунок на вашем дизельном автомобиле рекомендуем хотя бы элементарным способом проверить работоспособность форсунки, которую как видите вполне под силу сделать каждому в домашних условиях.

Проверка и регулировка форсунок системы питания дизеля

ПРОВЕРКА И РЕГУЛИРОВКА ТОПЛИВНОЙ АППАРАТУРЫ И УХОД ЗА НЕЙ

§ 32. Уход за топливной аппаратурой трактора Д-54А

При проведении ежесменного технического ухода необходимо убедиться в том, что нет подтекания топлива в топливоподающей системе. Обнаружить это легко по влажным следам на пыльных поверхностях деталей. После проверки нужно очистить от пыли и грязи все наружные поверхности деталей и отверстие 1 (рис. 53) для прохода воздуха в крышке бака.

Подтекание топлива в местах соединения топливопроводов низкого давления устраняют подтяжкой полых болтов и заменой уплотняющих прокладок.

Подтекание топлива через соединения топливопроводов высокого давления устраняют подтяжкой накидных гаек. Если подтяжкой не удается устранить течь топлива, следует заменить топливопровод высокого давления.

При ежесменном техническом уходе нужно проверить уровень масла в корпусе топливного насоса и при необходимости долить свежее масло до уровня наружной кромки горловины.

Во время работы возможны случаи разжижения дизельного масла в корпусе насоса дизельным топливом, которое может поступать через зазоры в изношенных плунжерных парах. При этом уровень масла в корпусе повышается, а вязкость уменьшается. Излишки масла необходимо сливать через пробку 68 (рис. 61, б).

При значительном разжижении масла его следует заменить свежим, так как работа с разжиженным маслом приводит к повышенному износу деталей топливного насоса.

В процессе работы не следует расходовать все топливо из бака. Бак нужно заполнять, если в нем остается 30—35 л топлива.

Во избежание попадания пыли и воды в бак нельзя оставлять открытой горловину.

Периодически надо сливать отстой из бака и фильтров грубой и тонкой очистки в чистую
посуду. Отстой из топливного бака (примерно 8—10 л) сливают через сливной кран 23 (рис. 49).

Для слива отстоя из фильтра грубой очистки закрывают крап 22 в баке, вывинчивают пробку 7 (рис. 55) и отвертывают на 3—4 оборота болт 8. После слива отстоя открывают кран на полминуты и прополаскивают корпус. Затем ввертывают пробку 7, заполняют фильтр топливом, удаляют из него воздух и затягивают болт 8.

Из фильтра тонкой очистки отстой сливают, вывернув пробку 16 (рис. 57) и открыв продувочный вентиль 5.

Слитое из топливного бака и фильтров топливо отстаивают в течение 2—3 суток и после фильтрации вновь используют для работы дизеля.

При проведении периодического технического ухода нужно дополнительно промыть сетчатый фильтр горловины бака, набивку ее крышки, фильтр грубой очистки и корпус фильтра тонкой очистки и слить топливо из бачка-компенсатора.

Для промывки фильтра грубой очистки следует перекрыть кран в баке, отвернуть болт 3 (рис. 55), вывернуть пробку 7 и слить отстой. Вывернуть пробку 4, вынуть пружину 6 и фильтрующий элемент 1 и тщательно промыть все детали в дизельном топливе. Затем собрать фильтр, заполнить его топливом, удалить из него воздух и затянуть болт 3.

Пропускная способность элементов фильтра тонкой очистки топлива уменьшается по мере их засорения, что вызывает уменьшение подачи топлива в дизель и падение его мощности.

Если заметно постепенное уменьшение мощности дизеля и давление по топливному манометру снизится до 0,2—0,4 кГ/см2, нужно заменить фильтрующие элементы. Для этого, сняв крышку 6 (рис. 57), вынимают плиту 4 и устанавливают ее на плоскую поверхность фильтрующими элементами 12 вниз, сжимают

пружины 8, вынимают штифты 7 и снимают фильтрующие элементы. Все детали фильтра тщательно промывают дизельным топливом, устанавливают на стержни новые фильтрующие элементы и собирают фильтр.

Читайте так же:
Регулировка карбюратора бензопилы йонсеред

При сборке фильтра следят за тем, чтобы фильтрующие элементы были параллельны между собой и чтобы крышка 6 и элементы 12 плотно прилегали к плите 4. Для этого крышку перед окончательной установкой на место ставят на плиту, предварительно сняв с плиты прокладку. Крышка должна на плите лежать плотно, без зазора. На крышку при этом нельзя нажимать.

Иногда в крышке корпуса фильтра тонкой очистки обнаруживаются частицы грязи вследствие того, что топливо попадает в крышку, минуя фильтрующие элементы. Подобный недостаток в работе фильтра должен быть немедленно устранен. Он возникает в случае перекоса фильтрующих элементов при установке, при упоре стержней 9 в крышку или при недостаточной упругости пружин 8.

Нельзя допускать просачивания или прорыва газов из-под форсунки, так как это приводит к перегреву ее и выходу из строя распылителя, Поэтому периодически нужно проверять затяжку гаек, крепящих форсунку к головке цилиндров. Во избежание перекоса форсунки гайки крепления нужно затягивать равномерно, поворачивая их за один прием не более чем на одну грань.

После 960 часов работы нужно: промыть бак дизельным топливом; проверить давление впрыска и качество распыла топлива форсунками; в мастерской на специальном стенде проверить топливный насос в комплекте с форсунками. Затем на дизеле проверить угол опережения впрыска топлива.

§ 33. Общие правила проверки и регулировки топливной аппаратуры трактора Д-54А

Нормальное действие правильно отрегулированной системы питания является одним из главных условий бесперебойной работы дизеля на полной мощности и при наименьшем расходе топлива.

Падение мощности дизеля при нормальной компрессии, дымный выпуск отработавших газов (коричневый или черный дым), пропуск вспышек (работа с перебоями), трудный запуск дизеля — все эти признаки указывают на необходимость проверки приборов системы питания.

Коричневый или черный дым при выпуске отработавших газов появляется при слишком большой подаче, неправильной установке мо-
мента начала подачи и плохом распыле топлива форсунками.

При падении мощности, сопровождающемся неравномерной (с перебоями) работой, дымным выпуском, следует прежде всего определить цилиндр, из-за ненормальной работы которого возникли эти неисправности. Для этого поочередно отключают подачу топлива в цилиндры. При работе с перебоями отключение любого цилиндра, кроме неисправного, изменяет работу дизеля. При дымном выхлопе отключение цилиндра, во время работы которого эта неисправность возникает, устраняет дымление.

Для отключения цилиндра отвертывают на

1.5—2 оборота накидную гайку топливопровода высокого давления со штуцера насоса. Поочередное выключение подачи топлива в цилиндры помогает найти неисправность только в том случае, если она связана с работой одного какого-либо цилиндра.

Наиболее вероятной причиной падения мощности дизеля при отсутствии дымного выпуска отработавших газов является засорение топливных фильтров, через которые не успевает проходить необходимое количество топлива. В этом случае следует проверить состояние топливных фильтров, промыть фильтр грубой очистки и заменить фильтрующие элементы фильтра тонкой очистки.

Пропуск вспышек в отдельных цилиндрах дизеля и трудный запуск его наблюдаются при попадании воздуха в фильтры, топливопроводы и топливный насос.

Воздух из фильтров, топливопроводов и топливного насоса удаляют следующим образом. Проверяют, открыт ли топливный кран бака и герметичность всех соединений. Подтекание топлива устраняют. Отвертывают на

1.5—2 оборота верхний полый болт фильтра грубой очистки. Когда из-под болта начнет вытекать чистое топливо, без пузырьков воздуха, болт затягивают. Затем, отвернув вентиль 5 (рис. 57), прокачивают топливо ручным насосом до тех пор, пока оно не пойдет из сливной трубки без пузырьков воздуха. После этого завертывают рукоятку 21 (рис. 56, б) насоса ручной подкачки топлива до упора поршня 17 в днище цилиндра 18, а затем завертывают вентиль 5 (рис. 57).

При работающем дизеле для удаления воздуха обычно достаточно открыть продувочный вентиль на крышке фильтра тонкой очистки топлива.

Разборка топливного насоса и форсунок в полевых условиях запрещается, так как эта операция требует чистоты, специального инструмента и особой точности.

Проверка работы форсунки дизеля Д-54А и регулировка ее на нормальное давление впрыска топлива

Форсунка должна иметь давление впрыска 125±5 кГ/см2 и обеспечивать хороший распыл топлива. Ось конуса струи должна совпадать с осью форсунки.

Хороший распыл топлива характеризуется следующими признаками: туманообразным состоянием топлива в струе; отсутствием различимых глазом отдельных вылетающих капель, сплошных струек и местных сгущений; четким резким звуком (отсечкой) при впрыске; отсутствием подтекания топлива при выходе струи из отверстия распылителя.

На дизеле разрешается устанавливать форсунки с давлением 110 кГ/см2, если топ-ливиый иасос длительное время находился в эксплуатации и его плунжеры и гильзы несколько изношены.

Неисправную форсунку можно обнаружить на работающем дизеле, установив рычаг управления подачей топлива в положение, при котором ненормальности в работе дизеля наиболее отчетливо заметны по цвету отработавших газов и по звуку выпуска. Затем поочередно выключают подачу топлива в каждый цилиндр, отвертывая на 1,5—2 оборота накидные гайки топливопроводов высокого давления со штуцеров. Если при выключении подачи топлива в какой-либо цилиндр дымный выпуск отработавших газов заметно уменьшится, а звук при выпуске не изменится, то проверяют работу форсунки этого цилиндра. Для этого останавливают дизель и от форсунки, подлежащей проверке, отъединяют топливопровод высокого давления и сливную трубку. В отверстие накидной гайки топливопровода высокого давления ввертывают пробку. Затем отвертывают гайки крепления форсунки и осторожно вынимают ее из гнезда. Отверстие (гнездо) в головке цилиндров закрывают деревянной пробкой.

Предварительное заключение о работе форсунки можно сделать, осмотрев торец ее распылителя. Если торец распылителя форсунки сухой и покрыт черным налетом сажи, то проверка может показать хорошее качество распыла и давление впрыска будет в пределах допустимого. Если торец распылителя влажный, с большим количеством смолистых отложений, то имеют место плохой распыл и подтекание топлива. Иногда на торце распылителя обнаруживаются следы ржавчины, что указывает на наличие воды в цилиндре дизеля.

Для проверки форсунки к ней присоединяют топливопровод высокого давления. У дизеля выключают компрессию и, установив рычаг управления подачей топлива на полную подачу топлива, отключают форсунки, не подлежащие проверке. Пусковым двигателем прокручивают коленчатый вал дизеля на второй передаче редуктора, следят за распылом струи топлива, выходящей из сопла распылителя форсунки. Если качество распыла не соответствует техническим условиям, проверяют форсунку на давление впрыска.

Читайте так же:
Регулировка холостого хода фрилендер

В полевых условиях проверяют форсунку на давление впрыска топлива специальным прибором — максиметром или при помощи контрольной форсунки, точно отрегулированной на нормальное давление впрыска и качество распыла топлива.

Для проверки давления впрыска макси-метр 4 (рис. 67, а) соединяют гайкой 5 со штуцером 6 секции топливного насоса. С противоположной стороны к штуцеру 3 максиметра прикрепляют топливопровод высокого давления 2 вместе с форсункой 1. Выключают компрессию во всех цилиндрах, а рычаг управления подачей топлива устанавливают на полную подачу. Отключают подачу топлива к форсункам, не подлежащим проверке, отвернув на 1,5—2 оборота накидные гайки, присоединяющие топливопроводы к штуцерам топливного насоса. Прокручивают пусковым двигателем дизель на второй передаче редуктора на малых оборотах. Отвертывают регулировочный колпак максиметра, освобождая тарированную пружину до тех пор, пока не начнется впрыск топлива только через максиметр. Затем пружину максиметра постепенно затягивают, медленно поворачивая регулировочный колпак до начала одновременного впрыска топлива через проверяемую форсунку и мак-диметр. Показываемое максиметром давление по шкалам на корпусе и регулировочном колпаке соответствует давлению впрыска проверяемой форсунки.

Если давление впрыска форсунки не будет соответствовать техническим условиям, определяемым состоянием пары плунжер—гильза топливного насоса, то давление регулируют. Для этого устанавливают максиметр на необходимое давление впрыска. Отвертывают колпак форсунки и, удерживая регулировочный винт отверткой, вставленной в прорезь его, отпускают контргайку. Ввертывая или вывертывая регулировочный винт, увеличивают или уменьшают давление впрыска. Полуоборот регулировочного винта изменяет давление впрыска примерно на 30—35 кГ/см2. Винтом регулируют давление впрыска до тех пор, пока впрыск не будет одновременным из распылителей максиметра и форсунки. Затем заверты-вают контргайку, удерживая регулировочный винт отверткой от проворачивания, и ставят на место колпак форсунки.

При проверке и регулировке давления впрыска по контрольной форсунке к штуцеру 6 (рис. 67, б) секции топливного насоса привертывают специально изготовленный тройник 8. К свободным концам тройника присоединяют проверяемую 1 и контрольную 7 форсунки и прокачивают топливо таким же способом, как при проверке форсунки максиметром.

Если у проверяемой форсунки впрыск топлива начнется раньше (позже), чем у контрольной, то, отпустив контргайку 10 регулировочного винта проверяемой форсунки, постепенно ввертывают (вывертывают) винт 9 до тех пор, пока впрыск топлива у обеих форсунок не будет одновременным.

Правильная установка и затяжка гаек крепления форсунки имеет большое значение. В большинстве случаев заедание иглы в распылителе форсунки, перегрев форсунки и об-горание уплотняющих прокладок являются результатом прорыва газов из-под прокладки форсунки из-за перекоса форсунки.

Проверка и регулировка форсунок системы питания дизеля

Проверка и регулировка форсунок

В процессе эксплуатации дизельного двигателя качество работы форсунок постепенно ухудшается вследствие снижения давления начала подъема иглы распылителя из-за ослабления рабочей пружины, закоксования или засорения отверстий распылителя, а также заедания его иглы.

Проверку и регулировку форсунок проводят непосредственно на двигателе автомобиля или на специальном оборудовании в цехе.

Предварительную проверку форсунок на двигателе проводят последовательным их отключением на работающем двигателе или по характерному звуку впрыска на неработающем двигателе. Качество работы форсунок без снятия их с двигателя проверяют также максиметром.

Рекламные предложения на основе ваших интересов:

Максиметр (рис. 89) представляет собой прибор, аналогичный по устройству форсунке. Он имеет микрометрическую головку со шкалой, с помощью которой устанавливают давление начала подъема иглы распылителя прибора на заданное значение до 50 МПа. Поворот микрометрической головки на один оборот изменяет давление начала подъема на 5 МПа.

Для испытания форсунку снимают с двигателя и присоединяют к штуцеру нагнетательной секции насоса через максиметр. По микрометрической головке максиметра устанавливают требуемое давление начала подъема иглы распылителя (для форсунок двигателей ЯМЭ-236 и ЯМЭ-238 оно составляет 16,5 Па). Затем ослабляют затяжку гаек остальных топливопроводов к форсункам и стартером вращают коленчатый вал двигателя.

Если впрыск топлива через максиметр и испытуемую форсунку начинается одновременно, то можно считать, что регулировка форсунки соответствует техническим требованиям. Если через форсунку топливо впрыскивается, а через максиметр нет, то давление начала подъема иглы распылителя форсунки ниже, чем требуется, и наоборот.

Рис. 89. Максиметр:
1 — игла распылителя, 2— корпус макси-метра, 3 — штуцер для присоединения трубопровода к форсунке, 4 — микрометрическая головка, 5 — установочный винт, 6 — контргайка установочного винта, 7 — стопорный винт, 8, 10 — упоры пружины, 9 — пружина, 11 — гайка крепления к штуцеру нагнетательной секции, 12 — распылитель

Рис. 90. Стенд модели 625 для проверки форсунок и плунжерных пар:
1 — топливный бак, 2 — стол, 3 — игольчатый воздушный клапан, 4 — штуцер для подключения сжатого воздуха, 5 — воздушный манометр, 6 — ванна, 7 — стакан для установки проверяемой форсунки, 8 — прибор для проверки форсунок, 9 — рычаг насоса прибора, 10 — проверяемая форсунка, 11 — манометр давления топлива в форсунках, 12 — бачок с топливом, 13 — прибор для проверки плунжерных пар, 14 — нагрузочный рычаг прибора, 15 — кран подачи топлива к приборам, 16 — кран управления, 17 — предохранительный клапан

Чтобы отрегулировать форсунку на требуемое значение давления, изменяют степень затяжки пружины регулировочным винтом.

Проверку и регулировку давления начала подъема иглы распылителя форсунки выполняют также с помощью эталонной форсунки (предварительно отрегулированной на приборе) по принципу использования максиметра. Для этого на трубопровод, подходящий к испытуемой форсунке, крепят тройник. К одному отводу тройника присоединяют испытуемую форсунку, а к другому эталонную. Дальнейшие действия с испытуемой форсункой выполняют в той же последовательности, что и при использовании максиметра.

Проверка и регулировка форсунок на специальном оборудовании позволяет выявить, не нарушена ли герметичность форсунок, а также давление начала подъема иглы распылителя, качество распыливания топлива, угол конуса струи. Для этих целей применяют стенд модели 625 (рис. 90). Основными испытательными устройствами стенда являются два прибора, один из них предназначен для проверки технического состояния форсунок, другой— для проверки плунжерной пары насоса высокого давления на гидравлическую плотность.

Рис. 91. Прибор КП-1609А для проверки и регулировки форсунок:
1 — прозрачный сборник топлива, 2 — форсунка, 3 — маховичок крепления форсунки. 4 — бачок, 5 — манометр, 6 — корпус распределителя, 7 — запорный кран, 8 — плунжерный насос, 9 — рычаг привода насоса

Прибор для проверки форсунок представляет собой плунжерный насос с ручным приводом, который подает под большим давлением топливо к форсунке. Прибор снабжен манометром, регистрирующим давление топлива, подводимого к форсунке. При испытании форсунки на герметичность, а также при определении давления начала впрыска манометр позволяет фиксировать момент и величину падения давления.

Читайте так же:
Регулировка фар camry 2016

Качество распыливания топлива форсункой оценивают визуально по характеру выхода струй топлива из отверстий распылителя форсунки, а также по четкости начала и окончания процесса впрыска.

Прибор для определения гидравлической плотности плунжерной пары работает на принципе передачи определенной механической нагрузки на плунжер нагнетательной секции. Под действием этой нагрузки плунжер опускается в гильзу. Скорость перемещения плунжера, регистрируемая секундомером, позволяет оценить степень изношенности плунжерной пары, а следовательно, и ее гидравлическую плотность.

При отсутствии стенда 625 техническое состояние форсунок можно проверить на приборе КП-1609А (рис. 91), который по конструкции аналогичен прибору для проверки форсунок, установленному на стенде 625.

Перед испытанием форсунок прибор проверяют на герметичность. Для этого вместо форсунки в устройство для ее крепления завертывают заглушку, открывают запорный кран и создают насосом давление около 30 МПа. Затем, включив секундомер, наблюдают за падением давления, которое не должно превышать 0,5 МПа в минуту.

При испытании форсунок на приборе КП-1609А проверяют те же параметры форсунок, что при испытании на стенде модели 625.

Герметичность форсунки проверяют на приборе, медленно завертывая регулировочный винт и поднимая давление рычагом (см. рис. 91) привода насоса до 30 МПа. После того как достигнуто указанное давление, проверяют герметичность по запорному конусу и направляющей игле в распылителе, подтекание топлива из сопловых отверстий, а также в сопряжении распылителя с корпусом форсунки.

Быстрое падение давления до 25—23 МПа укажет на нарушение герметичности форсунки. Допустимое время падения давления до 23 МПа должно быть 17—45 с при кинематической вязкости дизельного топлива 3,5—6 сСт и температуре 20 °С.

Давление начала подъема иглы распылителя определяют при повышении давления топлива в приборе до 12,5 МПа с большой скоростью и далее со скоростью до 0,5 МПа в секунду. Величина давления фиксируется в момент начала впрыска топлива. В случае несоответствия давления начала впрыска техническим условиям регулируют степень затяжки пружины форсунки. При этом регулировочный винт завертывают, если давление меньше нормы, и отвертывают при большем значении.

Качество распыливания топлива проверяют на отрегулированной форсунке. Для этого закрывают кран прибора и рычагом несколько раз подкачивают топливо. Когда оно поступит в форсунку, нажимают на рычаг с интенсивностью 50—60 ходов в минуту и наблюдают за характером впрысков.

Качество распиливания Топлива при впрысках будет удовлетворительным, если при этом образуются из каждого отверстия распылителя факелы туманообразного топлива и оно равномерно распределяется по поперечному сечению конуса распылителя. Начало и конец впрыска должны быть четкими с характерным звуком отсечки. Не допускается также подтеканий топлива из распылителя после окончания впрыска.

Угол конуса струи распыливаемого топлива определяют по диаметру отпечатка струи на фильтровальной бумаге и расстоянию от нее до сопл форсунки.

Если в результате проверки и регулировки форсунки с помощью прибора КП-1609А не удается получить требуемые показатели по герметичности, давлению начала подачи или качеству распыливаемого топлива, то форсунку ремонтируют.

Дизельные двигатели грузовых автомобилей и тракторов. Запасные части, регулировки и ремонт.

Система питания топливом двигателя Д-243/Д-242 тракторов МТЗ, ЮМЗ, экскаватора ЕК-12/14, в соответствии с рисунком 1, состоит из топливного насоса, форсунок, трубопроводов низкого и высокого давления, воздухоочистителя, впускного и выпускного коллекторов, топливных фильтров грубой и тонкой очистки, топливного бака.

Рис. 1 — Схема питания топливом дизельного двигателя Д-243/Д-242

1 — топливный бак; 2 — фильтр грубой очистки топлива; 3 — трубки топливные; 4 — топливный насос; 5 — трубка топливная высокого давления; 6 — фильтр тонкой очистки топлива; 7 — воздухоочиститель; 8 — фильтр грубой очистки воздуха; 9 — электрофакельный подогреватель; 10 — впускной коллектор; 11 — глушитель; 12 — выпускной коллектор; 13 — форсунка.

Топливный насос высокого давления ТНВД дизеля Д-243/Д-242

На дизель Д-243/Д-242 и его модификации устанавливается топливный насос высокого давления 4УТНИ. Все модели насосов приводятся от коленчатого вала дизеля через распределительные шестерни.

Топливные насосы имеют всережимный регулятор и подкачивающий насос поршневого типа, два рычага управления.

В регуляторе ТНВД размещаются корректор подачи топлива, автоматический обогатитель топливоподачи (на пусковых оборотах), а у топливного насоса 4УТНИ-Т, кроме того, есть пневматический ограничитель дымления (пневмокорректор).

Подкачивающий насос установлен на корпусе насоса высокого давления и приводится эксцентриком кулачкового вала. Рабочие детали топливных насосов высокого давления смазываются проточным маслом, поступающим из системы смазки дизеля в корпус насоса через специальное отверстие во фланце.

Слив масла из корпуса насоса в картер дизеля осуществляется по специальному сверлению во фланце. При установке на дизель нового или отремонтированного насоса необходимо залить в него 200. 250 см3 масла, применяемого для смазки дизеля, через маслозаливное отверстие на крышке регулятора.

Проверка и контроль ТНВД Д-243/Д-242 4УТНИ и 4УТНИ-Т

Проверку производите через 2000 часов работы дизеля.

Регулировка ТНВД двигателя Д-243/Д-242

1 – винт регулировочный скоростного режима; 1а — винт регулировочный минимального холостого хода; 2 — болт номинала (упор); 3 — венец зубчатый; 4 — винт стяжной; 5 — втулка поворотная; 6 — регулировочный болт толкателя с контргайкой.

Регулировку скоростного режима проводите регулировочным винтом, ввернутым в прилив корпуса регулятора в соответствии с рисунком 1(а). Винт ограничивает перемещение рычага управления подачей топлива.

Регулировочный винт фиксируется контргайкой и пломбируется. Для увеличения скоростного режима выверните винт регулировочный 1 в соответствии с рисунком 1(а), для уменьшения — вверните его.

Часовую производительность топливного насоса высокого давления ТНВД Д-243/Д-242 (4УТНИ) регулируют болтом номинала 2, ввернутым в заднюю стенку регулятора, в соответствии с рисунком 1(а).

При вворачивании болта производительность насоса увеличивается, при выворачивании — уменьшается. Для регулировки частоты вращения минимального холостого хода используйте винт регулировочный 1а в соответствии с рисунком 1(а).

При вворачивании винта частота вращения минимального холостого хода увеличивается. Равномерность подачи топлива и производительность каждой секции топливного насоса 4УТНИ регулируйте перемещением поворотной втулки, а, следовательно, и плунжера относительно венца зубчатого 3, в соответствии с рисунком 1(б), при ослабленном винте стяжном 4.

При повороте втулки поворотной 5 влево подача топлива секцией увеличивается, при повороте втулки вправо — уменьшается. Регулировку угла начала подачи топлива производите регулировочным болтом толкателя 6. При вворачивании болта угол начала подачи уменьшается, при выворачивании — увеличивается.

Читайте так же:
Тех осмотр регулировка фар

Форсунка дизелей Д-243/Д-242

Форсунка двигателя Д-243/Д-242 предназначена для впрыскивания топлива в цилиндр дизеля. Она обеспечивает необходимый распыл топлива и ограничивает начало и конец подачи.

На дизелях применяется форсунка с пятидырчатым распылителем закрытого типа 171.1112010-02 (ЗАО «АЗПИ»). Форсунка 171.1112010-02 и распылитель (АЗПИ) имеет маркировку – «171-02». Маркировка наносится на корпус форсунки и на корпус распылителя.

Топливные фильтры дизельного двигателя Д-243/Д-242

Фильтр грубой очистки топлива служит для предварительной очистки топлива от механических примесей и воды. Фильтр грубой очистки состоит из корпуса, отражателя с сеткой, рассеивателя, стакана с успокоителем. Слив отстоя из фильтра производится через отверстие в нижней части стакана, закрываемое пробкой.

Фильтр тонкой очистки топлива служит для окончательной очистки топлива. Фильтр тонкой очистки имеет сменный бумажный элемент. Топливо, проходя сквозь шторы бумажного фильтрующего элемента, очищается от механических примесей.

В нижней части корпуса фильтра находится отверстие с пробкой для слива отстоя. Для удаления воздуха из системы питания на крышке фильтра расположена специальная пробка.

Воздухоочиститель и впускной тракт. Воздухоочиститель служит для очистки всасываемого в цилиндры воздуха. Воздухоочиститель дизеля комбинированный: сухая центробежная очистка и масляный пылеуловитель с мокрым капроновым фильтром. В корпусе воздухоочистителя установлены три фильтрующих элемента из капроновой щетины разного диаметра.

На всех дизелях с запуском от электростартера во впускном коллекторе устанавливается электрофакельный подогреватель, который служит для подогрева всасываемого в цилиндры воздуха с целью облегчения пуска дизеля при низкой температуре окружающего воздуха.

Турбокомпрессор двигателя. Принцип работы турбокомпрессора заключается в том, что отработавшие газы из цилиндров дизеля под давлением поступают через выпускной коллектор в улиточные каналы турбины. Расширяясь, газы вращают ротор, колесо компрессора которого через воздухоочиститель всасывает воздух и подает под давлением в цилиндры двигателя.

Обслуживание системы питания (топливной системы) дизеля Д-243/Д-242

Проверка и регулировка установочного угла опережения впрыска топлива

При затрудненном пуске дизеля Д-243, дымном выпуске, а также при замене и установке топливного насоса после проверки на стенде через 2000 часов работы или ремонта обязательно проверьте установочный угол опережения впрыска топлива на дизеле.

Проверку угла опережения впрыска топлива для двигателя Д-243/Д-242 производите в следующей последовательности:

— установите рычаг управления регулятором в положение, соответствующее максимальной подаче топлива;

— отсоедините трубку высокого давления от штуцера первой секции насоса и вместо нее подсоедините мениск для установки угла опережения впрыска топлива (моментоскоп);

— проверните коленчатый вал дизеля ключом по часовой стрелке до появления из стеклянной трубки моментоскопа топлива без пузырьков воздуха;

— удалите часть топлива из стеклянной трубки, встряхнув ее;

— поверните коленчатый вал в обратную сторону (против часовой стрелки) на 30-40°;

— медленно вращая коленчатый вал дизеля по часовой стрелке, следите за уровнем топлива в трубке, в момент начала подъема топлива прекратите вращение коленчатого вала;

— выверните фиксатор из резьбового отверстия заднего листа и вставьте его обратной стороной в то же отверстие до упора в маховик, при этом фиксатор должен совпадать с отверстием в маховике. Это значит, что поршень первого цилиндра установлен в положение, соответствующее: — 20° до ВМТ.

Привод топливного насоса ТНВД двигателя Д-243/Д-242

1 – крышка люка; 2 – гайка; 3 – шпилька; 4 – гайка специальная; 5 – фланец; 6 – шестерня привода топливного насоса

Если фиксатор не вошел в отверстие маховика или перекошен — произведите регулировку, для чего проделайте следующее:

— снимите крышку люка 1;

— вставьте фиксатор в отверстие в маховике без перекосов, поворачивая в ту или другую сторону коленчатый вал;

— отпустите на 1. 1,5 оборота гайки 2 крепления шестерни привода топливного насоса 6;

— удалите часть топлива из стеклянной трубки моментоскопа, если оно в ней имеется;

— при помощи ключа поверните за гайку специальную 4 валик топливного насоса в одну и другую стороны в пределах пазов, расположенных на торцевой поверхности шестерни привода топливного насоса 6 до заполнения топливом стеклянной трубки моментоскопа;

— установите валик топливного насоса в крайнее (против часовой стрелки) в пределах пазов положение;

— удалите часть топлива из стеклянной трубки;

— медленно поверните валик топливного насоса по часовой стрелке до момента начала подъема топлива в стеклянной трубке;

— в момент начала подъема топлива в стеклянной трубке прекратите вращение валика и затяните гайки крепления шестерни;

— произведите повторную проверку момента начала подачи топлива;

— отсоедините моментоскоп и установите на место трубку высокого давления и крышку люка.

— заверните в отверстие заднего листа фиксатор.

Проверка форсунок Д-243/Д-242 на давление начала впрыска и качества распыла топлива

Проверку форсунок производите через 2000 часов работы.

Форсунка считается исправной, если она распыливает топливо в виде тумана из всех пяти отверстий распылителя, без отдельно вылетающих капель, сплошных струй и сгущений.

Начало и конец впрыска должны быть четкими, появление капель на носке распылителя не допускается.

Качество распыла проверяйте при частоте 60-80 впрысков в минуту. Отрегулируйте форсунки на давление впрыска 22,0-22,8 Мпа.

В случае плохого распыла топлива произведите очистку распылителя от нагара, для чего разберите форсунку. Отверните колпак, отпустите контровочную гайку и выверните на 2-3 оборота регулировочный винт (ослабив тем самым пружину), после чего отверните гайку распылителя и снимите распылитель. Другой порядок разборки может привести к поломке штифтов, центрирующих распылитель.

Очистите распылитель форсунки двигателя Д-243/Д-242 тракторов МТЗ, ЮМЗ, экскаватора ЕК-12/14 от нагара деревянным скребком, сопловые отверстия прочистите с помощью наколки-пенала для очистки сопловых отверстий распылителей форсунок, или струной диаметром 0,3 мм.

Если отверстия не прочищаются, положите распылитель на 10-15 мин в ванночку с бензином, после чего снова прочистите их. Промойте распылитель в чистом бензине, а затем в дизельном топливе.

Если промывкой распылитель восстановить не удается, его надо заменить новым. Новые распылители перед установкой в форсунку расконсервируйте путем промывки в бензине или подогретом дизельном топливе. Соберите форсунку в порядке, обратном разборке. Отрегулируйте регулировочным винтом давление начала впрыска топлива.

Зафиксируйте регулировочный винт, затянув контровочную гайку, и наверните на форсунку колпак. Установите форсунки на дизель. Болты крепления форсунок затягивайте равномерно в 2-3 приема. Окончательный момент затяжки 20. 25 Нм.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector