Гарантия и шантаж в автосалонах при установке дополнительно оборудования
Гарантия и «шантаж» в автосалонах при установке дополнительно оборудования
В Украине нет закона, который запрещает владельцам автотранспортных средств устанавливать дополнительное оборудование, не влияющее на обеспечение безопасности дорожного движения. Возникающие проблемы с дилерами о сохранении гарантийных обязательств при установке дополнительного оборудования являются прямым нарушением "Закона о защите прав потребителей".
При продаже автомобиля покупателю предлагается заключить двусторонний договор (за подписью двух сторон и печатью организации-продавца), в котором может быть указан запрет на установку доп.оборудования "на стороне". Пункт договора купли-продажи или условий гарантийного обслуживания, обязывающий вас покупать и устанавливать что-либо у официального дилера, будет признан ничтожным в первом же заседании суда, поскольку он чересчур очевидно противоречит нашим правам.
Обманывают своих клиентов многие автодилеры. Обман заключается в навязывании так называемых "допов" (дополнительное оборудование). Если вы покупаете машину в кредит, то вы уж точно никогда и ни при каких обстоятельствах не сможете на ней уехать из салона, пока не заплатите за установку "допов" как минимум еще тысячу долларов. Хотя, бывают исключения.
Если вы покупаете автомобиль за наличный расчет, дело обстоит чуть проще. Вам просто говорят, что за установку сигнализации, других охранных систем, музыки, антикоррозийное обслуживание, защиту картера и т.д., сделанные не у продавца, вас снимут с гарантии, которая, между прочим, составляет 2 года без ограничения пробега. То есть не производитель машины в лице уважаемой компании, а всего лишь посредник в лице автосалона, может наплевать на Закон о защите прав потребителей и т.д.
Каждый наш читатель должен знать:
- автомобиль является частной собственностью его владельца. Владелец автомобиля волен свободно распоряжаться своей собственностью, в том числе и устанавливать дополнительное оборудование, даже если оно и не является оригинальным.
- если всё-таки продавцу, в результате экспертизы, удастся доказать своё, то снять с гарантии он имеет право не весь автомобиль, а только узел или систему автомобиля, вышедшую из строя вследствие определенных действий потребителя (при этом основополагающими законодательными актами являются Конституция Украины («Каждый имеет право владеть, пользоваться и распоряжаться своей собственностью. » (Ст. 41)), Закон Украины о собственности («Собственник по своему усмотрению владеет, пользуется и распоряжается принадлежащим ему имуществом.» (Ст. 4, п.1)).
- если продавцом предоставлены гарантии относительно качества товара, продавец отвечает за его недостатки, если он не докажет, что они возникли после его передачи покупателю в результате нарушения покупателем правил пользования или хранения товара, действий третьих лиц, случая или непреодолимой силы.
- суд, если до него дойдет дело, будет однозначно на стороне потребителя. Обманутый потребитель даже освобождается от уплаты госпошлины при подаче заявления.
Споживачеві видається акт приймання товару на експертизу за формою N 6-гарант (додаток 7).
Експертиза проводиться за рахунок продавця. Якщо в результаті експертизи буде доведено, що недоліки виникли після передачі товару споживачеві внаслідок порушення ним встановлених правил використання, зберігання чи транспортування, дій третіх осіб, вимоги споживача не підлягають задоволенню, а споживач зобов'язаний відшкодувати продавцю (підприємству, яке виконує його функції) витрати на проведення експертизи. Споживач, продавець (виконавець) має право на оскарження висновків експертизи у судовому порядку.
Установка сигнализации не у дилера и гарантия: есть ли совместное будущее?
Установка сигнализации не у дилера не влияет на гарантию, а завод-изготовитель или салон не вправе отказывать в обслуживании. В ином случае автовладелец может направить претензию на имя руководителя дилерского центра, а при отсутствии результата обращаться в суд. В последнем необходимо доказать, что установка сигнализации не повлияла на работоспособность определенного узла транспортного средства. Если работа проводилась в сертифицированном СТО, судебные органы становятся на сторону потребителей.
Влияет ли установка сигналки не у дилера на гарантию
По действующему законодательству никто не вправе навязывать дополнительное оборудование при покупке машины, в том числе охранную систему. Покупатель может установить сигнализацию в любом СТО, но при условии соблюдения требований завода-изготовителя и безопасности.
Отказать в ремонте могут только в одном случае, если эксперт даст соответствующее заключение и подтвердит, что установка сигнализации не у официального дилера привела к поломке. И то, ситуация может касаться определенной детали, а не всего авто. При этом автовладелец вправе заказать независимую экспертизу и опровергнуть этот факт, а уже потом доказывать свою правоту. Подробнее на этом вопросе остановимся в последнем разделе.
При рассмотрении вопроса нужно учесть, что выделяется два типа гарантии:
- Завода-изготовителя. Основная гарантия, гарантирующая замену дефектных деталей / узлов в течение определенного срока. Отказ от обслуживания является нарушением статьи о защите прав потребителей.
- Салона (дилера). Такое гарантийное обслуживание является дополнительным и активируется после завершения срока, установленного заводом. Условия, которые устанавливаются продавцом, не могут ухудшать позицию покупателя. Наоборот, дилерские центры часто продлевают срок, но они не вправе привязывать свою услугу к дополнительной покупке какого-то оборудования или выполнению иных работ. Иными словами, если дилер дал гарантию при условии, что установка сигнализации будет производиться только у дилера, а покупатель нарушил это правило, суд станет на сторону потребителя. Подобное условие в большинстве случаев признается ничтожным.
Чаще всего дилер дает гарантию на те узлы, которые редко выходят из строя, поэтому в ней нет особой необходимости.
Как видно, установка сигнализации не у дилера возможна, но гарантия сохранится только при обращении в квалифицированный сервисный центр. При выборе СТО необходимо уточнить следующие моменты:
- какие имеются лицензии и сертификаты на ведение деятельности;
- какая гарантия предоставляется на установку охранной системы;
- выполняются ли работы по скрытому монтажу;
- сколько времени требуется на установку и т. д.
Этой информации достаточно, чтобы определиться с квалификацией специалистов установочного центра. Проверенные СТО должны иметь необходимый набор сертификатов на монтаж сигнализации. Кроме того, если установка выполняется не у дилера, желательно потребовать документ о сертификации услуг сервисного центра.
Средний гарантийный срок на предоставление услуг находится в диапазоне от одного до трех лет. Также не стоит обращаться к установщикам, которые используют штатную проводку, ведь такой монтаж легко обезвредить. Что касается времени монтажа, он должен занимать не меньше дня. Лучше один раз подождать, чем получить низкое качество работ.
Плюсы и минусы установки не официалов
Выполнение работ по монтажу сигнализации не у дилера имеет ряд положительных и отрицательных моментов.
- Большой выбор моделей охранных систем. Как правило, в дилерском центре устанавливают определенные виды сигнализаций, которые не всегда устраивают автовладельца. На СТО могут поставить все, что принесет человек.
- Доступная цена. Для получения дополнительного заработка дилеры накручивают стоимость. Сервисные центры в условиях жесткой конкуренции, наоборот, предлагают услугу по более низкой стоимости.
- Высокое качество установки. Дилер чаще всего монтирует сигнализацию по стандартному принципу и в определенных местах. При этом провода подключаются с помощью скрутки или пайки. В сервисах преобладает индивидуальный подход и скрытый монтаж, обеспечивающей лучшую защиту от угона.
- Низкая скорость. В среднем на установку сигнализации не у дилера уходит около суток. В дилерском центре работы выполняются по накатанной, поэтому занимают вдвое меньше времени.
- Риск потери гарантии. Обращение в сторонний сервисный центр может привести к столкновениям в вопросе гарантийного срока обслуживания. Как мы отмечали, это незаконно, но придется доказывать свою позицию, в том числе через суд.
- Трудности с поиском. Далеко не всегда удается найти сервисный центр, который соответствует строгим требованиям завода-изготовителя, имеет необходимые лицензии и сертификаты.
Для большинства автовладельцев главным фактором, определяющим их выбор, является цена. Но нельзя забывать о документации, ведь от этого зависит возможность доказать правоту при возникновении конфликтной ситуации с продавцом.
Что делать, если дилер отказывает в гарантии на авто из-за сигналки
Несмотря на незаконность действий, многие дилеры отказывают в гарантии при установке сигнализации в стороннем сервисе. В таких обстоятельствах необходимо сделать следующее:
- Оформите претензию дилеру, и при необходимости закажите независимую экспертизу. Последняя должна подтверждать, что монтаж охранной системы не повлиял на тот или иной узел.
- Дождитесь ответа, и, если он отрицательный, обращайтесь в суд. Здесь необходимо доказать свою правоту и предоставить пакет документов, в том числе подтверждающих сертификацию установщика.
Если суд докажет, что установка сигналки привела к повреждению оборудования, установщики обязаны компенсировать расходы владельцу на устранение проблем. При этом гарантийные условия остаются неизменными.
Как видно, закон на стороне покупателя, а снятие с гарантии из-за установки сигнализации не у дилера — редкое явление. В комментариях расскажите, приходилось ли сталкиваться с подобными трудностями, и как их удалось решить.
Не снимут ли меня с гарантии?
Сегодня очередная полезная статья. Случилось так, что мы с другом подбираем себе машины, причем в силу недостатка финансов, выбираем автомобили не в максимальных комплектациях. Скорее всего, в минимальной комплектации, ну или в средней. Как правило, автомобиль в таких комплектациях лишен элементарных вещей цивилизации. Например, нет магнитолы, но и уж тем более сигнализации. Конечно, дилер может все это вам установить но, цены у него заоблачные! И тут думаем, а что если поставить сигнализацию и магнитолу в стороннем установочном центре? Но тут рождается вопрос: — Не снимут ли меня с гарантии? И дилер твердит, что ставить на стороннем установочном центре нельзя! Давайте подумаем, законно ли это? Читайте дальше…
Сразу оговорюсь что, впаривание допов (дополнительного оборудования) дилерским автосалоном, мягко сказать не законно. Но почему это происходит? Почему дилер старается навязать дополнительное оборудование? Все просто, как белый день, дилер хочет получить с вас как можно больше денег. Всеми правдами и не правдами. Для информации вам скажу, При продаже автомобилей бизнес класса (автомобили за 1 000 000 – 1 500 000 рублей), официальный дилер получает не такое большое вознаграждение около 50 000 рублей. За автомобиль же среднего класса стоимостью до 600 – 700 000 рублей, дилер получает около 10 000 рублей. Поэтому салон старается продать вам в три, а иногда и в четыре раза дороже дополнительное оборудование. Простой пример! Когда до своего Ford Fusion, я покупал в салоне ВАЗ 2114, что и как мне только не старались втиснуть. Первое что, предложил мне менеджер по продажам, это была магнитола, самая простая стоимостью 8 000 рублей + самые дешевые колонки 3000 рублей за пару передних и 4500 рублей за пару задних, установить магнитолу и колонки стояло 4000 рублей. Второе сигнализация, самая, что не есть простая, но с обратной связью, 10 000 вместе с установкой, и последнее защита катера двигателя, 5000 рублей вместе с установкой. Итого 8000 + 3000 + 4500 + 4000 + 10000 + 5000 = 34 500 рублей. Не хило так! Причем я задал вопрос, а что будет, если я откажусь от допов? Менеджер помялся и сказал, что если вы будете ставить магнитолу и сигнализацию у других сервисных центров, то автомобиль снимут с гарантии. На что я ответил: — а что если сервисный центр будет сертифицированный? Тогда что? Не снимут ли меня с гарантии?
Менеджер долго мялся, но, в конце концов, сказал, что могут быть все равно проблемы с гарантией, и куда-то убежал.
Меня честно никак не прельщало платить еще 34500 рублей. И поэтому я стоял на своем. В общем, история тянулась долго, но я все-таки, отказался от дополнительного оборудования дилера, и выехал с автосалона, что говорится пустым.
В этот же день, установил сигнализацию классом выше за 4500 рублей + установка, магнитола вместе с колонками + установка 4300 + 1500 + 2300 = 8100 рублей, защита картера двигателя + установка 2300 рублей. Итог 14900 рублей, что на 19600 рублей, дешевле, чем в салоне дилера, причем техника у них была хуже.
Длинное получилось вступление. Однако оно необходимо, чтобы отобразить всю сущность надувательства, салона. Если у вас иномарка, то цены будут еще выше.
Теперь что нужно помнить еще
Сторонний установочный центр, должен быть обязательно сертифицированным. ЗАПОМНИТЕ! Должен быть сертификат соответствия! То есть простым языком шиномонтаж, который имеет сертификат соответствия на установку ремонтных работ с колесами, устанавливать магнитолы и сигнализации не может.
Теперь что гласит закон
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ЗАКОН
О ЗАЩИТЕ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ
(в ред. Федеральных законов от 09.01.1996 N 2-ФЗ,
от 17.12.1999 N 212-ФЗ, от 30.12.2001 N 196-ФЗ)
Статья 16. Недействительность условий договора, ущемляющих права потребителя
2. Запрещается обусловливать приобретение одних товаров (работ, услуг) обязательным приобретением иных товаров (работ, услуг). Убытки, причиненные потребителю вследствие нарушения его права на свободный выбор товаров (работ, услуг), возмещаются продавцом (исполнителем) в полном объеме .
3. Продавец (исполнитель) не вправе без согласия потребителя выполнять дополнительные работы, услуги за плату. Потребитель вправе отказаться от оплаты таких работ (услуг), а если они оплачены, потребитель вправе потребовать от продавца (исполнителя) возврата уплаченной суммы.
30 декабря 2001 года N 195-ФЗ
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ
Принят
Государственной Думой
20 декабря 2001 года
Одобрен
Советом Федерации
26 декабря 2001 года
(в ред. Федеральных законов от 25.04.2002 N 41-ФЗ,
от 25.07.2002 N 112-ФЗ, от 30.10.2002 N 130-ФЗ,
от 31.10.2002 N 133-ФЗ, от 31.12.2002 N 187-ФЗ,
от 30.06.2003 N 86-ФЗ, от 04.07.2003 N 94-ФЗ,
от 04.07.2003 N 103-ФЗ, от 11.11.2003 N 138-ФЗ,
от 11.11.2003 N 144-ФЗ, от 08.12.2003 N 161-ФЗ,
от 08.12.2003 N 169-ФЗ, от 23.12.2003 N 185-ФЗ)
Статья 14.8. Нарушение иных прав потребителей
2. Включение в договор условий ущемляющих установленные законом права потребителя влечет наложение административного штрафа:
— на должностных лиц — в размере от десяти до двадцати минимальных размеров оплаты труда;
— на юридических лиц – в размере от ста до двухсот минимальных размеров оплаты труда.
Дополнения 2008 года:
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ЗАКОН
О ЗАЩИТЕ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ
(в ред. Федеральных законов от 09.01.1996 N 2-ФЗ,
от 17.12.1999 N 212-ФЗ, от 30.12.2001 N 196-ФЗ,
от 22.08.2004 N 122-ФЗ, от 02.11.2004 N 127-ФЗ,
от 21.12.2004 N 171-ФЗ, от 27.07.2006 N 140-ФЗ,
от 16.10.2006 N 160-ФЗ, от 25.11.2006 N 193-ФЗ,
от 25.10.2007 N 234-ФЗ)
6. Продавец (изготовитель), уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер отвечает за недостатки товара, на который не установлен гарантийный срок, если потребитель докажет, что они возникли до передачи товара потребителю или по причинам, возникшим до этого момента.
(в ред. Федерального закона от 21.12.2004 N 171-ФЗ)
В отношении товара, на который установлен гарантийный срок, продавец (изготовитель), уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер отвечает за недостатки товара, если не докажет, что они возникли после передачи товара потребителю вследствие нарушения потребителем правил использования, хранения или транспортировки товара, действий третьих лиц или непреодолимой силы.
Не надо никуда ходить, все просто и понятно написано в законе! Закон о защите прав потребителей нам говорит, что нельзя обуславливать приобретение других товаров! То есть если вам предлагают подписать договор, в котором прописано дополнительное оборудование, без вашего согласия знайте это не законно, мало того салон как юридическое лицо может понести административный штраф.
Так как же купить автомобиль без дополнительного оборудования салона?
Тут знаете, в прямом смысле этого слова, противостояние. С одной стороны менеджер, который будет говорить, что вас снимут с гарантии, причем, чем больше вы будете упорствовать, тем больше доводов будет у менеджера. Знаете, что менеджеры проходят психологические курсы, по продажам, где их учат как и что вам продавать (попросту впаривать). С другой стороны вы, обычный обыватель, который на свои кровно и честно заработанные деньги не может нормально купить автомобиль в нашей бесподобной стране. Последний ваш довод должен быть такой. Просто говорите, менеджеру пусть он даст вам письменный отказ в поддержке гарантийных обязательств. Как правило, тут все и решается, никто вам писать такое не будет. Ибо административный штраф, никто не отменял. В случае суда, судья будет на вашей стороне и дилер это прекрасно понимает.
Но дилер тоже не дурак, он всячески будет затягивать этот вопрос, писать, скорее всего, он тоже ничего не будет. Тогда сами составляем претензию и вручаем ее представителю дилера, записав данные и получив роспись с датой. Но и тут, могут просто не принимать от вас эту претензию, тогда пошлите ее письмом с уведомлением о вручении.
В общем, бороться надо! Тогда дилер поймет, что вы не дурачок. И просто не будет связываться с вами.
И последнее решение. Так поступил один мой знакомый. У него хорошая знакомая работает юристом, все эти законы знает на пять с плюсом. Он поехал с ней и еще с двумя парнями в автосалон, покупать автомобиль, где ему дилер стал навязывать допы, впрочем, как обычно. Когда он сказал, что я сам все поставлю на сторонней сертифицированной станции, начался развод, на то, что нельзя, вас снимут с гарантии. Знакомая юрист встала, предъявив удостоверение юриста, сказала, что вы сейчас нарушаете закон в присутствии трех свидетелей, и зачитала ему статью из закона о защите прав потребителей, затем сказав, что сейчас составит претензию в трех экземплярах, одну вам (салону, лучше сразу руководителю, старшему менеджеру, в общем руководству), другую покупателю, а третью ей, с которой может обратиться в суд. Тут менеджер и присел, от неожиданности, сказал, что ничего не надо, все можно и так уладить. Из этого мораль, ищите знакомых адвокатов и юристов, если есть!
Зачем в автосалонах вынуждают покупать сигнализацию втридорога
Сюда могут относиться ковры, камеры, устройства сигнализации. Нередко происходит срабатывание двух стереотипов: лучше всех это могут сделать только официалы, поскольку этим занимаются мастера своего дела, или же страшно проводить установку за пределами официального салона, так как можно утратить имеющуюся гарантию. И новоиспеченные владельцы автомобилей соглашаются установить рекомендованную сигнализацию по не самой низкой цене.
На официальном сайте она может стоить порядка 12 тысяч рублей, тогда как в салоне ее стоимость может доходить и до 30. Почему это может оказаться не настолько выгодно, как кажется на первый взгляд?
И новоиспеченные владельцы автомобилей соглашаются установить рекомендованную сигнализацию по не самой низкой цене
Качество установки и ее стоимость. Ценник на услуги по установке у официального дилера в два раза выше, чем в сертифицированном автосервисе и в четыре раза, чем у автоэлектрика высокой квалификации. При этом, при оплате определенной суммы частному автоэлектрику, человек, который положит ее в карман, проведет практически целый день для обеспечения максимально качественной установки, с изоляцией каждого провода, укладке его в жгут со стандартной проводкой и проведением всех требуемых настроек.
В большей части сервисов на установку сигнализации тратится не менее 4 часов. У официального дилера за такую же установку придется отдать до 15-20 тысяч рублей. Мастер, который выполняет у них работу, вероятнее всего, специалист высокой квалификации, но ему из этих денег достанется всего 1-2 тысячи рублей, а времени на установку будет выделено не более 2 часов.
В большей части сервисов на установку сигнализации тратится не менее 4 часов. У официального дилера за такую же установку придется отдать до 15-20 тысяч рублей.
В дилерских центрах все ставится на поток, и мотивация мастера в финансовом плане состоит не в качественном проведении установки, а в том, какое количество машин он сумеет сделать. Отсюда выходит, что мастер в дилерском центре должен сделать около 3-4 установок для того, чтобы заработать аналогичные деньги.
У частного мастера настолько большого потока клиентов нет, но он и не должен с кем-то делиться собственной прибылью, поэтому ему будет выгодно потратить весь день на выполнение одного качественного заказа, он будет сделан на совесть, чтобы не утратить собственную репутацию. В дилерском же центре все делается на скорость, а работа мастера не осуществляется на собственную репутацию. Его основной задачей становится установить как можно больше деталей таким образом, чтобы все работало и ничего «не глючило».
Клиент уезжает на новом автомобиле, нередко заплатив втридорога за дополнительные «примочки», а вот проявление всех недостатков может состояться и через несколько лет.
Несовместимость сигнализации и машины. Если человек приехал ставить сигнализацию самостоятельно, то он либо уже подобрал для себя требуемый набор функций, либо сделает это с помощью установщика. В салоне же рекомендации дает менеджер, нередко далекий от технической части вопроса. При попадании машины к мастеру, это может стать причиной нарушений в работе проводки или невозможности полноценной работы функционала.
У частного мастера настолько большого потока клиентов нет, но он и не должен с кем-то делиться собственной прибылью, поэтому ему будет выгодно потратить весь день на выполнение одного заказа.
Заключение. Большую важность играет подкованность покупателя в этом вопросе. Не стоит позволять «обуть» себя на ровном месте. Сигнализация, наиболее подходящая для вашего автомобиля, всегда может быть установлена у проверенного мастера, по адекватной цене.