Регулировка сходимости колес грузовых машин и тракторов
Регулировка сходимости колес грузовых машин и тракторов
Установка передних колес характеризуется углами развала, наклона шкворня вбок и предельного его наклона, а также схождения колес. Эти углы обеспечивают направляющим колесам способность самостоятельно поддерживать прямолинейное движение транспортного средства, а при повороте — возвращаться в положение, соответствующее прямолинейному движению.
В процессе эксплуатации транспортных средств регулируют угол схождения и углы поворота передних колес. Для проверки схождения колес автомобиль или трактор устанавливают на осмотровую канаву или ровную горизонтальную площадку; колеса должны занимать положение на движение по прямой. Давление в шипах должно ныть в норме.
Наиболее простым прибором для контроля схождения передних колес является телескопическая линейка 2182 или КИ-650. Линейку устанавливают между боковыми поверхностями шин перед передней осью, после чего автомобиль или трактор подают вперед па половину оборота колеса и определяют расстояние А и Б. На рисунке 8 показана схема углов установки передних колес. Высоту установки линейки определяют длиной контрольной цепочки, закрепленной на линейке (схождение колес ЗИЛ-130 и ЗИЛ-164А рекомендуется проверять не между боковинами шин, а между кромками ободов колес). Шкалу линейки переставляют так, чтобы риска «ноль» располагалась против подвижного указателя. После подачи транспортного средства на полколеса вперед по шкале определяют схождение. Величину схождения определяют разностью замеров А и Б.
Схождение колес регулируют изменением длины поперечной рулевой тяги. Углы установки передних колес основных марок автомобилей и автобусов, наиболее широко используемых в сельском хозяйстве, приведены в таблице 6.
На тракторах, имеющих ведущий передний мост, сходимость колес регулируют с помощью левой и правой труб рулевых тяг, которые должны быть одинаковыми по длине.
В таблице 7 приведены углы установки передних колес тракторов.
Регулировка схождения колес является одной из основных эксплуатационных регулировок ходовой части автомобиля.
Передние колеса регулируют на предельные углы поворота, причем межу углами поворота колес во время поворота должно быть определенное соотношение. Правильным соотношением считают такое, когда качение колес при попорото происходит с минимальным боковым проскальзыванием. при этом угол поворота внутреннего колеса (левого при повороте направо и правого при повороте направо) всегда должен быть больше угла поворота наружного колеса. Нарушение соотношения между углами поворота колес ухудшает маневренность автомобиля и затрудняет управление. Его регулируют регулировочными болтами, ввернутыми в рулевые рычаги поворотных цапф. Правильность соотношения между углами поворота колес можно проверить прибором модели 2183. Этим же прибором проверяют углы бокового и продольного наклона шкворней. Отклонение величины углов наклона шкворней от норм недолжно превышать 30′.
Угол развала колес проверяют угольником, измеряя расстояние В и Г между угольником и ободом колес; при нормальном развала колес для ГАЗ-51 и ГАЭ-53А разность должна составлять 7- 10 мм, что соответствует углу развала до 1°. С помощью прибора 2183 с уровнем можно проверить углы развала колес более точно. В эксплуатации угол развала у грузовых автомобилей и автобусов не регулирую, он обеспечивается наклоном оси поворотной цапфы. Если угол развала не соответствует норме, следует проводить боковой наклон шкворня этим же прибором. Неправильный наклон шкворня указывает на погнутость балки моста или повышенный износ деталей.
В большой степенью на безопасность движения автомобильного транспорта влияет техническое состояние шин.
Отклонения от рекомендованных пределов сходимости приводят к тому, что шина частично проскальзывает по дороге из-за несовпадения вращения колеса и направления транспортного средства. Если сходимость слишком велика, то изнашивается больше наружная сторона протектора и, наоборот, износ внутренней СТОРОНЫ протектора свидетельствует о недостаточной сходимости.
Перед выездом из автогаража водитель обязан внимательно осмотреть состояние шин, застрявшие в них гвозди, стекла и другие предметы следует удалить. Нельзя эксплуатировать шины со сквозными и не отремонтированными боковинами. Не допускается установка на сдвоенные колеса покрышек с разным протектором или неравномерным его насосом. Разница в глубине износа рисунка допускается не более 3 мм. Запрещается на грузовых автомобилях для перевозки людей применять на передних колесах шины с восстановленным протекторам.
При эксплуатации автомобилей внутреннее давление в шинах должно соответствовать нормам, для грузовых автомобилей отклонение давления от норм допускается не более чем на 0,2 кгс/см2, для легковых —0,1 кгс/см2. При движении автомобилей ЗИЛ-131 и ЗШ-157 по мягкому грунту допускается для них отклонение давления до 0.5 кгс/см2.
Чтобы увеличить срок эксплуатации автомобильных шин, их необходимо при ТО-2 перестанавливать согласно схеме перестановки, показанной на рисунке 9
В перестановках запасная шина участвует только в случае ее равноценности с остальными шинами автомобиля. Направление перестановки запасной шины указано на схеме пунктирной линией.
При неисправности ходовой части ухудшается управляемость и плавность хода транспортного средства.
Основным требованием безопасности, предъявляемым к подвеске, является ее надежное крепление прочность и правильное расположение переднего и заднего мостов относительно рамы или кузова. Не допускается работа при трещинах и потере упругости рессор, износ пальцев рессор и их втулок, а также зазоре между листами на длине более 1/3 листа более 0,5 мм и расхождения рессорных листов вбок более 3 мм.
Рис. 9. Схема перестановки шин на колесах автомобилей:
А- ненаправленным рисунком протектора; б—с направленным рисунком, протектора; в — перестановка шин по оси
Проверка и регулировка углов установки передних колес
. Как будто ничего не произошло. Выбоину на дороге водитель заметил чересчур поздно и проскочил ее на большой скорости.
В другом случае на повороте слегка ударился колесом о бордюр. Спустя месяц после удара эти автолюбители сдают автомобили в ремонт по причине повышенного износа резины, ухудшения устойчивости и управляемости автомобиля.
Мы неоднократно указывали на высокие конструктивные и эксплуатационные качества «Жигулей». Необходимо, справедливости ради, отметить и значительную их уязвимость, особенно узлов передней подвески.
Учитывая этот фактор, а также влияние правильного положения колес относительно оси автомобиля на безопасность движения, становится ясным, почему операциня «проверка и регулировка углов установки передних колес» относится к числу наиболее ответственных операций.
Для современных легковых автомобилей, маневренных и быстроходных, проверка углов установки колес — дело тонкое и сложное. Повышенные требования к точности замеров, затрудненный доступ к местам регулировки, комплексность регулировки (для полной оценки положения управляемых колес автомобилей «Жигули» необходимо проверить: развал и схождение колес, углы продольного и поперечного наклона осей поворота, разности углов поворота) — все это заставляет автолюбителя прибегать к помощи специализированных станций технического обслуживания.
И, видимо, цель в этом случае оправдывает затрачиваемые время и средства. Современные станции технического обслуживания оснащены оборудованием, позволяющим с высокой точностью произвести замеры.
Однако своевременно проконтролировать правильность установки колес, не претендуя на высокую точность, можно и своими силами в «домашних» условиях. Ясно одно, в случае даже незначительного удара передними колесами необходимо в обязательном порядке проверить положение углов установки колес.
Прежде чем приступить к проверке, необходимо внимательно осмотреть состояние узлов и деталей, непосредственно влияющих на возможность и стабильность регулировки. К таким узлам относятся: подшипники ступиц передних колес, шарниры рулевых тяг (должны отсутствовать повышенные люфты), давление в шинах и надежность крепежа деталей и узлов. Лишь устранив обнаруженные неисправности, можно получить объективную оценку положения управляемых передних колес.
В связи с тем что в предлагаемом способе замеры ведутся между передними и задними колесами, необходимо предварительно, кроме приведенных выше вспомогательных операций, проконтролировать также состояние резиновых втулок реактивных штанг задней подвески и давление воздуха в задних колесах.
Давление во всех колесах должно соответствовать данным инструкции или быть больше на 0,1 кгс/см2. Проверку углов установки колес выполняют с помощью простейших инструментов: линейки длиной не менее 100 мм, отвеса (нить с закрепленным к ней грузом) и шнура длиной около 3 м.
Операцию целесообразно проводить на эстакаде или смотровой канаве, чтобы обеспечить доступ к переднему мосту автомобиля в случае необходимости регулировки. Следует помнить, что площадки, на которых будут находиться колеса, должны быть в одной плоскости и располагаться горизонтально.
Проверка и регулировка установочных углов передних колес
Порядок работы по регулировке следующий:
- вывесить передние колеса и, поворачивая их, определить и отметить мелом диаметрально противоположные точки 9 равного биения на выступающих частях боковин покрышек (рис. а)
- снять колпаки передних колес и установить колеса в положение, соответствующее прямолинейному движению автомобиля. Ступица рулевого колеса при этом должна быть расположена горизонтально
- повернуть передние колеса таким образом, чтобы отмеченные ранее точки равного биения шин обоих колес располагались вертикально (рис. б)
- опустить автомобиль
- нажимая на бампер и перекатывая автомобиль вперед и назад, исключить влияние опор на положение колес
- определить развал колес 2, для чего приставить к верхней части шины отвес 1 (рис. в), и линейкой замерить расстояние х и у между нитью отвеса и ободом колеса в верхней и нижней точках
- развал колес считается нормальным, если разность между у и х равна 1 — 5 мм. При разности меньше 1 мм развал колес недостаточен и требуется регулировка.
Между осью 4 нижнего рычага 8 подвески и поперечиной 6 расположены регулировочные прокладки (шайбы) 7.
Для увеличения развала колес необходимо уменьшить количество шайб, предварительно ослабив две гайки 5 крепления оси нижнего рычага. При этом положение верхнего рычага 3 не меняется.
Зависимость угла развала и продольного наклона оси поворота колеса от изменения количества шайб приведена в таблице ниже.
Выбирая или добавляя регулировочные шайбы, необходимо соблюдать равную суммарную толщину под передним и задним болтами. В противном случае будет нарушаться продольный угол наклона оси поворота и автомобиль будет тянуть в сторону.
Выполнив регулировку развала колес, можно приступать к проверке и регулировке величины схождения. Схождение колес обычно определяют как разность расстояний между колесами спереди и сзади.
При выполнении этой операции необходимо установить автомобиль таким образом, чтобы отмеченные ранее точки равного биения шин находились в горизонтальном положении, при этом передние колеса должны быть в положении, соответствующем прямолинейному движению.
Для регулировки схождения колес необходимо пригласить кого-нибудь на помощь, так как приходится натягивать шнур 10 (рис. г) на уровне осей передних колес. Для обеспечения точности замеров следите, чтобы шнур без изгибов касался обеих точек равного биения.
Натянув таким образом шнур, с помощью линейки 11 замерьте величину зазора с между шнуром и задним колесом. Если схождение колес находится в норме, величина с составит 26 — 32 мм. Если величина с выходит за пределы указанных значений, операцию со шнуром необходимо повторить на другой стороне автомобиля.
При нормально установленном схождении сумма 2с должна находиться в пределах 52 — 64 мм, при этом ступица рулевого колеса в случае прямолинейного движения располагается под углом до 20° к горизонтали. В том случае, когда величина 2с выходит за пределы дозволенного или ступица располагается под большим углом, величину схождения следует отрегулировать.
Регулировку производят путем вращения резьбовых муфт 13 (рис. д) обеих рулевых тяг 12, предварительно ослабив затяжку упругих зажимов 14. При регулировке схождения колес надо стремиться к тому, чтобы длины обеих рулевых тяг были равны, что обеспечит необходимую геометрию подвески и соответственно одинаковые соотношения углов при повороте колес.
Обратите внимание, что затягивая зажимы, не надо прилагать особых усилий. Стыки муфт должны быть расположены так, чтобы концы болтов не были направлены вперед. Это исключит задевание болтов о нижние рычаги подвески.
И рекомендуем, для гарантии, после регулировки еще раз убедиться в правильности установки колес.
Каждый владелец автомобиля «Жигули» должен помнить, что даже при отсутствии всяких криминалов (ударов, наездов и т. п.) и эксплуатации автомобиля в нормальных дорожных условиях положение установочных углов передних колес следует периодически, в среднем через каждые 10 тыс. км, контролировать.
Само собой разумеется, что описанные выше контрольные и регулировочные операции в обязательном порядке необходимо выполнить в случае замены той или иной детали или узла, влияющих на положение колес.
Ремонт передней оси и рулевых тяг МАЗ
Поперечный угол наклона шкворня 5˚, а также угол развала колес 1˚ обеспечиваются изготовлением деталей передней оси. Эти углы не регулируются.
Продольный угол наклона шкворня 2˚30’ обеспечивается положением рессоры на раме.
Регулировка схождения передних колес, шаровых сочленений, рулевых тяг и подшипников ступиц колес
Регулировка схождения колес
При правильной установке колес автомобиль имеет хорошую устойчивость при движении по прямой и управляемость на поворотах.
Во время эксплуатации углы установки колес могут меняться вследствие износа деталей.
Угол схождения колес в горизонтальной плоскости устанавливайте регулировкой длины поперечной рулевой тяги 21 (рис.1), на концах которой имеется правая и левая резьба.
Величина схождения колес замеряется специальной линейкой модели 2182 и определяется разностью расстояний между торцами тормозных барабанов в горизонтальной плоскости. Размер «Б» (сзади) должен быть больше, чем размер «А» (спереди), на 1—2 мм.
Для регулировки схождения колес ослабьте затяжку болтов клемм обоих наконечников рулевой тяги и вращением тяги (ввертыванием ее в наконечник при большем схождении и вывертыванием при недостаточном) измените ее длину так, чтобы обеспечить нормальную величину схождения колес. После регулировки тщательно затяните гайки болтов наконечников.
Регулировку углов поворота колес производите изменением положения упорных болтов, ограничивающих поворот колес.
Упорные болты ввернуты в поворотные кулаки.
При вывертывании болта угол поворота колеса уменьшается и наоборот.
Регулировка схождения колес полноприводных автомобилей МАЗ
Разность (Б-А) должна быть 0,5—3,5 мм (рис. 2).
При необходимости схождение колес отрегулируйте в следующем порядке:
— установите колеса в положение, соответствующее движению по прямой;
— ослабьте затяжку стяжных болтов обеих наконечников поперечной рулевой тяги;
— отверните гайки крепления шаровых пальцев наконечников в рычагах и снимите тягу;
— вывертыванием или ввертыванием наконечников путем вращения тяги установите схождение колес в задаваемых пределах.
При этом надо иметь в виду, что вывертывание наконечников на один оборот увеличивает разность расстояний примерно на 5мм, а ввертывание — уменьшает на эту величину. Если величина схождения отличается от установленной нормы не более чем на 2.5 мм, можно регулировать схождение одним из наконечников.
Соедините поперечную тягу с рычагами и проверьте величину схождения колес и при нормальном его значении прикрепите поперечную тягу к рычагам и затяните стяжные болты наконечников. При этом вазы обеих наконечников должны быть в одной плоскости.
Зазор в шарнирах рулевых тяг проверяют путем осмотра соединения при проворачивании рулевого колеса вправо и влево (для продольной тяги при неработающем двигателе, для поперечной — при работающем).
Регулировка шаровых сочленений рулевых тяг
При регулировке шаровых сочленений продольной рулевой тяги регулировочную пробку 5 (рис. 3) заверните до упора (момент затяжки 118—157 Нм), а затем отверните ее на ⅛ оборота.
Установите крышку 6 на место, повернув се на 120˚ относительно первоначального положения, и обожмите край в паз наконечника 3 для стопорения гайки 5.
При каждой регулировке шарового сочленения крышку 6 поворачивайте при установке на 120˚, предварительно выпрямив деформированный участок крышки. Шаровые сочленения поперечной рулевой тяги (рис. 4) и силового цилиндра усилителя руля регулируются аналогично.
Регулировка подшипников ступиц передних колес
Подшипники ступиц передних колес регулируйте в следующем порядке:
— снимите крышку 8 и ослабьте гайку 9 подшипника, отвернув болт 10. Поворачивая ступицу, проверьте легкость ее вращения. В случае тугого вращения, выясните причину, при необходимости снимите ступицу;
— установите шайбу 12, совместил лыску на ней с лыской на поворотном кулаке 11;
— проворачивая ступицу, затяните гайку 9 до тугого вращения ступицы крутящим моментом 24 кгсм, после чего отверните гайку на 80—90 градусов;
— проверьте легкость вращения ступицы без ощутимого осевого люфта (осевой зазор в подшипниках 0,02—0,08 мм). При необходимости регулировку повторите;
— гайку 9 застопорите болтом 10 с пружинной шайбой, завернув его моментом 5—7 кгс-м.
Проверьте еще раз вращение ступицы, которая должна проворачиваться под дёйствием усилия рук, при этом не должен ощущаться осевой люфт.
Правильность регулировки определите при контрольном пробеге по степени нагрева ступицы. Температура не должна превышать 60˚ С (свыше 60 °С рука не выдерживает длительного прикосновения).
Ремонт передней оси
Ремонт передней оси обычно заключается в замене шкворневых втулок, шкворня и упорного подшипника.
Необходимость такого ремонта можно определить, подняв одно колесо на домкрате и покачивая его с помощью монтажного лома.
Перед этим следует устранить зазор в подшипниках ступицы колеса.
Порядок снятия передней оси следующий:
— ослабьте гайки стремянок рессор;
— поднимите переднюю часть автомобиля и поставьте на подставки;
— снимите амортизаторы, отсоедините продольную рулевую тягу от поворотного рычага и тормозные шланги от тормозных камер;
— отверните гайки рессор и освободите балку;
— выкатите переднюю ось из-под автомобиля.
Разборка передней оси
Разборку передней оси необходимо проводить в следующем порядке на специальном стенде:
— отверните гайки крепления колеса и снимите декоративные колпаки и колеса;
— отсоедините и снимите поперечную рулевую тягу;
— снимите наружную крышку 4 (рис. 5) с прокладкой;
— выверните болт 6 клеммовой гайки крепления ступицы и отверните клеммовую гайку 5, снимите шайбу 12;
— снимите ступицу 2 с тормозным барабаном 1, не повредив манжету (съемник показан на рис. 6);
— снимите регулировочный рычаг, оттяжные пружины колодок, тормозные колодки и достаньте разжимной кулак;
— снимите суппорт и тормозные щитки;
— снимите заглушки шкворня, предварительно вынув пружинные кольца;
— выпрессуйте шкворень с помощью пресса;
— снимите поворотный кулак 7 вместе с упорным подшипником 11;
— выпрессуйте из поворотного кулака верхнее и нижнее уплотнительные кольца;
— установите ступицу 2 с барабаном 1 на верстак;
— снимите крышку с манжетой и достаньте манжету;
— достаньте внутренний конический роликоподшипник 9 и выпрессуйте наружное кольцо с помощью съемника (рис. 7);
— переверните ступицу и выпрессуйте наружное кольцо наружного конического роликоподшипника 3.
Съемник наконечников рулевых тяг показан на рис. 8.
1. Расшплинтовать и отвернуть гайку крепления пальца рулевой трапеции.
2. Прорезь съемника завести между наконечником и рычагом до упора выемки съемника в шаровой палец.
3. Вращая винт, демонтировать шаровые пальцы тяг.
Проверка технического состояния деталей
До начала проверки технического состояния снятых деталей передней оси они должны быть тщательно промыты. Для мойки стальных и чугунных деталей целесообразно применять щелочные растворы. После этого промойте детали в мягкой теплой воде, а затем высушите.
Все детали должны подвергаться тщательному контролю на отсутствие износа, трещин, поломки и деформаций. При сборке поврежденные детали следует заменить.
Характерными дефектами поворотных кулаков являются: износ биметаллических втулок шкворня и износ шеек под подшипники. Втулки шкворня заменяйте в случае, когда зазор в сопряжении шкворень — втулка превышает 0,1 мм. После запрессовки новых втулок разверните их до диаметра 50+0,082 мм (рис. 1, 5).
Развертывание втулок производите «в линию» специальной разверткой, имеющей направляющие для обеспечения соосностей отверстий втулок.
При развертывании втулок выполните следующее:
— запрессуйте в поворотный кулак биметаллическую втулку 2 (рис. 9, а) шкворня и посадите специальную направляющую втулку З во второе отверстие под втулку шкворня;
— разверните биметаллическую втулку шкворня;
— извлеките направляющую втулку и на ее место запрессуйте вторую биметаллическую втулку шкворня;
— разверните вторую втулку шкворня (вновь запрессованную), при этом режущую часть развертки пропустите через ранее развернутую (первую) втулку шкворня, которая служит направляющей для второй втулки (рис. 9, Ь).
Износ шеек под подшипники допускается: под наружный подшипник до диаметра 49,94 мм (рис. 1, 5). под внутренний до диаметра 69,93 мм.
В случае наличия зазоров в шарнирных соединениях тяг рулевой трапеции разберите шарниры и снимите изношенные детали.
Биение рабочей поверхности тормозного барабана относительно посадочных поверхностей наружных колец конических подшипников должно быть не более 0,2 мм. Тормозные барабаны растачиваются совместно со ступицей.
Основными дефектами ступицы являются трещины на ребрах, износы гнезд ступицы под подшипники и срывы резьбы М 8 х 1.
Трещины на ребрах восстанавливают заваркой, предварительно разделав трещину по всей длине под углом 90 – 120˚ на глубину ⅔ толщины ребра.
Изношенные гнезда ступицы под подшипники восстанавливают постановкой ремонтных втулок (рис. 10). Гнезда под подшипники растачивают на глубину 2,5 – 3 мм.
Ремонтную втулку изготавливают из чугунной заготовки, стальной трубы или свернутой полосовой стали, которую запрессовывают в ступицу с натягом 0,05 – 0,16 мм, а затем растачивают под номинальный размер.
При износе или срыве резьбы М 8 х 1 отверстие рассверливают до диаметра (10,1±0,1) мм, нарезают резьбу М12, ввертывают ввертыш заподлицо с плоскостью основного металла, а затем ввертыш кернят в трех противоположных точках.
Сборка передней оси
Сборку передней оси производите в порядке, обратном разборке. Особое внимание следует обратить на надежность крепления шаровых пальцев рулевого привода, рычагов рулевых тяг и суппортов тормоза к поворотным кулакам.
Если в соединении шарового пальца с рычагом после затяжки моментом 215—245 Нм (22—25 кгс.м) ощущается качка, то необходимо изношенные детали заменить.
Сборку шкворневого устройства производите в следующей последовательности:
— запрессуйте с помощью оправки радиальные уплотняющие кольца в верхнюю и нижнюю проушины поворотного кулака с запрессованными биметаллическими втулками таким образом, чтобы уплотняющая кромка каждого кольца была направлена в сторону зева под балку;
— подогреть головку балки до 150 °С с помощью индуктора;
установите в отверстие верхней проушины кулака заглушку с уплотнительным кольцом, смазанным смазкой, и застопорите пружинным кольцом;
установите поворотный кулак вместе с упорным подшипником, заполненным смазкой Литол-24, на головку балки без ощутимого осевого зазора (допускается зазор 0,05—0,3 мм), который устраняется с помощью регулировочных прокладок требуемой толщины, и при помощи центровочной оправки совместите ось подсобранного пакета с осью балки;
— выньте центровочную оправку и вставьте шкворень, обеспечив зазор между верхней заглушкой и шкворнем 1,7—2,6 мм;
— установите в отверстие нижней проушины поворотного кулака вторую заглушку с уплотнительным кольцом, смазанным смазкой, и застопорите пружинным кольцом;
— прошприцуйте подшипники через пресс-масленки до появления смазки через предохранительный клапан;
— проверьте момент проворота поворотного кулака относительно балки. Он должен быть не менее 14,71 Нм (1,5 кгс. м).
Установку ступицы производите в следующем порядке:
— перед установкой ступицы ее внутреннюю полость между подшипниками смажьте смазкой Литол24.
Обильно смажьте конические роликовые подшипники, заполнив смазкой все свободное пространство между роликами — подсоберите ступицу с внутренним подшипником, крышкой и манжетой и наружной обоймой наружного подшипника и установите ее на поворотный кулак;
— вставьте наружный подшипник в ступицу.
Произведите окончательный монтаж ступицы с подшипниками на поворотный кулак, избегая ее переносов;
— установите шайбу с лыской на поворотный кулак, совместив лыски в шайбе и на поворотном кулаке;
заверните клеммовые гайки моментом 225— 235 Нм (23—25 кгс. м) до тугого вращения ступицы, после чего отверните гайку на 80—90˚ .
Проверьте легкость вращения ступицы без осевого люфта (зазор в подшипниках должен быть в пределах 0,02—0,08 мм). Застопорите болтом гайку крепления подшипников в пределах 49—68 Нм (5—7 кгс. м).
Установку передней оси на место производите в последовательности, обратной снятию.
После установки передней оси проверьте углы поворота колес. Углы поворота регулируются путем вворачивания (выворачивания) упорного болта в резьбовые отверстия на поворотных кулаках.
Развал схождение: регулировка, проверка,
При конструировании современных автомобилей инженеры уделяют особое внимание рулевому управлению, ходовой части и системе подвески, делая все возможное для повышения уровня устойчивости, маневренности и управляемости ТС. Поскольку во время движения автомобиля основная нагрузка приходится на колеса, возникает необходимость в их правильной регулировке – развал-схождение. Такая процедура оказывает влияние на износ шин, устойчивость машины и поможет снизить нагрузку на колеса.
Что такое развал-схождение колес?
Два параметра настройки подвески, от которых зависит устойчивость автомобиля на дороге и его управляемость, называют развалом и схождением. Они характеризуются положением передних и задних колес автомобиля относительно друг друга и поверхности дороги, а формируются из линейных и угловых величин.
- Схождение
Это величина угла между линией направления движения и плоскостью вращения колеса. Схождение может измеряться как в миллиметрах (разница расстояний между задними и передними кромками колес), так и в угловых величинах.
Расположенные строго по направлению движения колеса, параллельные друг другу имеют нулевой угол схождения. Если расстояние между передними точками колес меньше, чем между задними (повернуты внутрь) – положительный угол схождения колес. Наоборот, отрицательное схождение.
От схождения колес зависит острота реакции на вращение рулевого колеса, предсказуемость траектории движения ТС. Данный параметр нужен для снижения увода автомобиля.
Правильное значение схождения – положительный либо нулевой угол, в противном случае настройка осуществлена неверно.
- Развал
Это угол, отражающий величину отклонения центральной плоскости колеса от вертикального положения. Т.е. на сколько градусов «развалены» колеса транспортного средства, и в какую сторону (наружу или внутрь).
Угол развала колеса, расположенного строго перпендикулярно к поверхности дороги равняется 0. Если расстояние между верхними точками колес на одной оси немного больше, чем между нижними точками – положительный угол. Подобное положение колес подходит для нагруженных ТС, а для легковых автомобилей применятся в основном для специализированных трасс.
Отрицательным угол считается, когда колеса наклонены внутрь, к центру оси машины. Такое положение колес улучшает управляемость автомобиля при вхождении в крутые повороты.
Стоит понимать, что номинальное значение развала зависит от конструктивных особенностей и вида подвески. Для подвесок Макферсон преимущественно выставляют отрицательный либо нулевой угол. В некоторых ситуациях настраиваются индивидуальные значения (например, для спортивных авто), но только, когда человек знает, что и для чего он делает.
Регулировка развала-схождения колес
Регулировка параметров обычно производится в автосервисах на специальном оборудовании с использованием компьютерной техники. Но выполнить регулировку можно и самостоятельно, имея необходимый инструмент и знания.
Самостоятельная регулировка
Для выполнения настройки в гаражных условиях потребуется подготовить: набор ключей, линейки (специальная и обыкновенная); шнур с грузиком; кусок мела.
Проверка и регулировка развала
Для начала нужно произвести замеры.
- Загоняем авто на ровную поверхность (в гараж со смотровой ямой) и выставляем колеса ровно. Должно остаться немного места для перемещения ТС, которое нужно будет для осуществления замеров.
- Мелом делаем на ровно выставленных колесах метки вверху и внизу.
- Далее нужно приложить шнур с грузом к крылу авто таким образом, чтобы шнур был в строго параллельном положении относительно сделанных мелом меток. Шнур можно прикрепить к крылу лентой или скотчем для удобства.
- Линейкой замеряется расстояние между шнуром и ободом колеса снизу и сверху.
- Затем авто следует прокатить вперед, чтобы метки повернулись на 90 градусов и повторить ранее проделанные манипуляции (метки, замеры).
- После авто снова двигается до тех пор, пока последние две метки не поменяются местами. Верхняя метка переместится вниз, а нижняя в верхнюю часть. И снова все замеряется.
Разница в замерах не должна сильно отличаться. При нормальном угле разница должна быть от 1 до 3 мм. Если показатели сильно разнятся необходимо провести регулировку.
- Автомобиль следует поднять посредством домкрата и демонтировать колесо.
- Используя ключи, следует отсоединить от поворотного кулака кронштейн стойки.
- На поворотном кулаке имеется болт. Путем его смещения производится регулировка по ранее проставленным меткам.
- После этого колесо возвращается на место, и вновь производятся замеры.
Проверка и регулировка схождения
- Автомобиль загоняют на ровную поверхность и выравнивают колеса.
- В передней части с внутренней стороны колеса (ближе к ободу) наносят две метки.
- На телескопической линейке делают натяг. Концы упирают в метки, а подвижную шкалу перемещают до тех пор, пока «0» не совпадет с неподвижным указателем.
- После начинают двигать авто, пока линейка не окажется в задней части колеса.
Теперь нужно посмотреть имеются ли отклонения. Для ТС с передним приводом оно должно быть в пределах 0-1. Если показания иные, необходимо произвести регулировку.
- Для настройки необходимо изменить длину рулевых тяг. Путем послабления контргайки выкручивают либо вкручивают тягу, в зависимости от того, что нужно сделать – укоротить иди удлинить.
- После закручивают контргайку и заново замеряют.
По окончании регулировочных работ, правильность настройки можно проверить на дороге. В случае, если все сделано верно, биение в руль будет отсутствовать, машину не будет уводить в сторону.
В автосервисе
Специалисты для регулировки развала-схождения колес используют лазерные, оптические и компьютерные стенды. Их главная задача заключается в точном измерении угловых и линейных величин. Такая техника имеет широкие функциональные возможности и обеспечивает высокую точность измерений.
После измерения величин, в случае если обнаружены отклонения, осуществляется регулировка. В сервисах обычно используют компьютерные стенды, оборудованные датчиками и компьютером для анализа и обработки полученной информации, с последующим выводом результатов на монитор. Подобные системы не только позволяют измерять углы развала и схождения, но и сразу осуществлять их правильную регулировку.
Стоимость диагностики и регулировки колес варьируется в пределах 900–1500 рублей для отечественных автомобилей, 1000–1500 для иномарок. За работу с крупногабаритным транспортом придется заплатить от 1500 рублей.
Кроме этого потребуются дополнительные траты – снятие/установка колеса (150–300 руб.), регулировка рулевого редуктора (ок.500 руб.) и т. п.
Когда необходимо произвести регулировку развала-схождения колес
Развал-схождение сбито, если:
- при движении прямо руль отклоняется немного в сторону, а не находится прямо параллельно;
- при повороте колеса «визжат»;
- ощущается запоздалая реакция на поворот руля;
- при движении транспортное средство тянет в какую-либо сторону;
- слишком «мягкий» или «жесткий» руль;
- наблюдается сильный и неравномерный износ протектора шин.
В обязательном порядке регулировку этих параметров необходимо выполнять после:
- рулевого управления, ремонта подвески, ходовой части;
- замены шаровых опор, втулок, амортизаторов, пружин;
- наезда на препятствия, попадания в яму;
- сезонной замены покрышек;
- изменения высоты посадки машины;
- пробега в 10–15 тыс. км.
Как определить неисправность рулевой рейки — читайте в специальном выпуске нашего интернет-издания.
Ошибки и последствия
Причиной неправильной регулировки, как правило, становятся некорректно снятые данные. Чтобы исключить ошибки, следует:
- замерить давление во всех шинах и довести его до нужного значения;
- выполнить коррекцию поперечного и продольного наклона ТС;
- осуществить проверку ходовой части и устранить неисправности.
Последствия неправильной регулировки
- «Неверный» развал колес вызывает проблемы с управлением, становится причиной неравномерного и повышенного износа протектора и деталей подвески.
- Неправильно настроенное схождение колес становится причиной неравномерного и ускоренного износа шин. При чрезмерном отрицательном схождении сильно изнашивается внутренняя сторона, положительный угол провоцирует износ внешней стороны.
Своевременная регулировка схода и развала колес гарантирует комфортное управление автомобилем, равномерное распределение нагрузки на подвеску, отзывчивость колес и руля, нормальное сцепление с дорогой.
Если параметры настроены неверно, управление автомобилем существенно усложняется, повышается риск попадания в аварию. Кроме этого изнашиваются элементы системы рулевого управления, амортизаторы, покрышки и увеличивается расход топлива. Во избежание проблем, лучше следить за правильностью настроек параметров.