Personalcam.ru

Авто Аксессуары
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

РЕМОНТ КОРОБКИ ПЕРЕДАЧ МОТОЦИКЛА; ЯВА — 350; И; ЯВА — 638

РЕМОНТ КОРОБКИ ПЕРЕДАЧ МОТОЦИКЛА «ЯВА — 350» И «ЯВА — 638»

Ремонт коробки передач. «Ява-350» модели «638» у меня уже пятый сезон. И все это время эксплуатировалась с полной нагрузкой. Крупных поломок не было ни разу. Но вот весной 1991 года, во время путешествия по Новгородской области, с моим мотоциклом произошла неприятная история. На совершенно ровном шоссе при скорости 80 км/ч пропала высшая передача. Как будто сама собой включилась нейтраль. Я попробовал снова включить 4-ю передачу, но ее как не бывало.

Не останавливаясь, решил двигаться на третьей передаче с надеждой, что на привале будет возможность разобраться. Но эта езда продлилась недолго: километров через 70 стала выключаться и третья. Остановился, вскрыл крышку картера и увидел, что у вилки переключения 3 и 4 передач нет маленького поводка, а сама вилка выскочила из канавки шестерни. Это была первая поломка коробки передач за 60 тысяч километров пробега.

Заправив отверткой вилку в канавку шестерни во избежание дальнейших поломок и поставив на место крышку, решил закончить маршрут не на буксире, а своим ходом. 600 километров до Москвы на второй передаче — не самое интересное времяпровождение. На «счастье» моросил дождь, и двигатель не перегревался. В гараже, помыв мотоцикл, я приготовился к ремонту. Разобрать мотор для бывалого мотоциклиста не составляет труда, но я расскажу об этом поподробней — бывалыми ведь становятся не сразу!

Слив из картера масло и отсоединив тросы газа, сцепления, высоковольтные провода и разъединив цепь задней передачи, демонтировал силовой агрегат с рамы, очистил от грязи и хорошенько промыл. Начал разборку: снял правую крышку картера, механизм полуавтоматического выключения сцепления, ведущую звездочку. Выбил штифт из вала переключения передач и снял кулачок полуавтомата сцепления. Отсоединил статор генератора и с помощью съемника демонтировал ротор.

Затем снял левую крышку картера. Вынул вал пускового механизма 24 (рис. 1) и зубчатый сектор 22. Разобрал корзину сцепления и снял ее с первичного вала. Демонтировал карбюратор с фланцем и прокладками, головки цилиндров и сами цилиндры (это надо сделать осторожно, чтобы не повредить прокладку). Поршни не снимал, но с ними надо обращаться очень аккуратно, лучше сразу, во избежание неприятностей, обернуть салфеткой. Положил двигатель левой стороной на заранее подготовленные бруски так, чтобы цапфа кривошипа не касалась поверхности стола. Вывинтил все десять винтов, которыми соединены половины картера.

Два крайних болта съемника ввернул в резьбовые отверстия, предназначенные для крепления статора генератора, а центральный — в правую цапфу кривошипа. (Для разделения половинок картера двигателя «Ява-350/638» можно пользоваться универсальным съемником, предназначенным для Явы-350/634 и «ИЖ-Ю5», который продавался в магазинах.) Поставил шатун правого цилиндра в верхнее положение так, чтобы он мог пройти в вырез картера.

При дальнейшем вращении центрального винта съемника половинки картера разделились (при этом по ним можно постукивать деревянным молоточком, чтобы легче отделялись). После снятия правой половины в левой остались: кривошип-но-шатунный механизм, коробка передач и держатель с кулисой. Коробку разобрал в такой последовательности: вынул промежуточный вал 5 (рис. 1), затем ось вилок переключения передач 12, шестерни, вилки переключения 13, первичный вал 11. Проделав все это, выяснил, что «кончился» нижний поводок вилки переключения, треснула и погнулась ось.

Причиной неисправности явился износ подшипников — 6303 первичного вала 11 (рис 2) и игольчатого промежуточного вала 14. Нарушилась параллельность валов, зубья шестерни начали затирать поводок вилки, он стал сильно нагреваться и стачиваться. В канавке 16-зубой шестерни 2 (рис. 1) от резкого повышения температуры стали привариваться крошки металла, что еще более ускорило стачивание поводка вилки.

Заменив вилку переключения 13, ось вилок 12, 16-зубую шестерню 2, подшипники 11 и 14 (рис. 2) приступил к сборке. Сборка коробки передач требует точности и определенной ловкости. Кулису 16 (рис. 1) установил в одно из промежуточных положений (крайнее положение для сборки не годится). Левую половинку двигателя 10 (рис. 2) положил горизонтально, а валы вставлял в неё вертикально сверху вниз. Вначале вставил в подшипник первичный вал 11 (рис. 1), шестерню с 19 зубьями 4, затем установил на его шлицы 16-зубую шестерню 2 пальчиковой муфтой вверх.

В нижний и верхний пазы кулисы вставил пальцы вилок 13. Верхнюю вилку вставил в канавку 16-зубой шестерни 2 первичного вала, продел ось 12 через обе вилки 13 и центральную скобу кулисы 16 ступенчатым концом вниз в отверстие картера до упора. Собрал промежуточный вал 5. Для этого наполнил «Литолом-24» игольчатый подшипник 14 (рис. 2) так, чтобы иголки не выпадали, и положил на него плоской стороной вниз 24-зубую шестерню 1 (рис. 1). На нижнюю вилку переключения передач насадил канавкой шестерню 2 промежуточного вала с 16 зубьями (пальчиковой муфтой вниз) и шестерню 4 с 19 зубьями. Продел промежуточный вал через обе шестерни и установил его в правильное положение.

Читайте так же:
Мини купер регулировка фар

После этого проверил работу коробки передач включением поочередно всех передач и проворачиванием первичного вала. Все переключения прошли четко и не потребовалось более точной регулировки. Я начал готовить обе половинки картера к сборке. Смазал маслом концы валов и правую цапфу кривошипа, включил нейтраль между первой и второй передачами, а правый шатун повернул в верхнее положение. Чтобы он мог свободно пройти в вырез картера. В правой половине картера собрал игольчатый подшипник 6 (рис. 2) и наполнил его «Литолом-24» для закрепления иголок.

Стыковочные поверхности половинок картера обезжирил бензином (можно растворителем) и левую вместе с пространством центрального вкладыша намазал уплотнительной пастой (герметиком). (Если такой пасты нет, то можно использовать любую нитрокраску). Всю поверхность намазал жирно и очень быстро, чтобы герметик не успел засохнуть Аккуратно взял правую половинку картера (следите за иголками подшипника!) и надел на коленчатый вал. Обжал ее и провернул выступивший конец шестерни с втулкой 9 (рис. 1), чтобы вошли в зацепление зубья шестерен.

(Если половинки не прижимаются друг к другу, то можно постучать по ним деревянным молотком. Бывают случаи, когда правая половинка картера I (рис. 2) с трудом насаживается на цапфу кривошипа, тогда ее надо нагреть в духовом шкафу, предварительно демонтировав сальники 2. 8.) Затем стянул половинки винтами и аккуратно соскреб ножом выступившую из шва пасту. Собирал двигатель в той же последовательности, а которой разбирал. Установил его на мотоцикл, все подсоединил, залил масло.

Маслом я пользуюсь всесезонным — М3- 5/10Г1, если же мотоцикл эксплуатируется только летом, то лучше использовать ТАД-17. Смену масла достаточно производить один раз — весной, перед началом сезона, так как годовой пробег у большинства мотоциклов составляет приблизительно 10—12 тысяч километров. Для масла это нормально, и чаще менять его не надо. После ремонта двигатель может сразу не завестись. Тогда включите вторую передачу. Зажигание и прокатите мотоцикл метров 20 с полностью открытой дроссельной заслонкой. После этого он заведется наверняка. Прогрейте двигатель и, если надо, отрегулируйте зажигание, сцепление и холостые обороты. Мотоцикл снова готов к поездкам.

(Автор: А. ИВИН г. Москва. источник журнал Мото)

Ремонт коробки передач мотоцикла Явы 350 и 638

Ремонт коробки передач мотоцикла Явы 350 и 638

Рис. 1. 1 — шестерня 24 зуб.; 2 — шестерня 16 зуб.; 3 — запорное кольцо; 4 — шестерня 19 зуб.; 5— промежуточный вал; 6 — пробка; 7 — кольцо 9X5; 8 — сальник; 9—шестерня с втулкой; 10 — распорное кольцо; 11 — первичный вал; 12 — ось вилок; 13 — вилка переключения; 14 — защелка со штифтом; 15 — пружина; 16 — кулиса; 17 — пружина; 18 — лист; 19 — болт М5Х12; 20 — вал с поводком; 21 — пружина; 22 — зубчатый сектор; 23 — пружина; 24 — вал пускового механизма; 25 — уплотнитель; 26 — рычаг. Рис. 2. 1 — правая половина двигателя; 2 — сальник 30 X 52 X 10; 3 — стопорное кольцо; 4 — подшипник 3205С; 5 — стопорное кольцо; 6 — игольчатый подшипник первичного вала; 7 — подшипник 3205ССЗ; 8 — сальник 30X52X8; 9 — стопорное кольцо; 10 — левая половина двигателя; 11 — подшипник 6303; 12 — стопорное кольцо; 13 — стопорное кольцо; 14 — игольчатый подшипник промежуточного вала; 15 — стопорное кольцо; 16 — сальник 25 X 62 X 8; 17 — подшипник 6305C36.

Регулировка КПП Ява 638

Регулировка КПП Ява 638

В СССР чешские мотоциклы Ява (Jawa) были самой вожделенной мечтой каждого подростка. Самой популярной в Союзе моделью считалась Ява 638, которая экспортировалась в страну с 1984 года.

К сожалению, любая техника имеет свойство выходить из строя. Но если руки на месте, всегда можно заняться самостоятельным ремонтом железного друга, тем более что купить необходимые запчасти можно на сайте Мототрафик. В этой статье мы поделимся советами, как отрегулировать КПП мотоцикла Ява 638.

Возможные неисправности коробки передач мотоцикла Ява 638

· Передачи включаются с затруднением или произвольно выключаются.

Проблема с затрудненным включением передач может быть вызвана нарушением регулировки ножного переключения, деформацией или износом вилок, поломкой пружин переключения. Обнаружить эти неисправности можно при тщательном осмотре механизма переключения.

Читайте так же:
Регулировка клапанов на двигателе 1jz

Проблемы с произвольным выключением передач могут происходить из-за износа кулачков или большом осевом люфте вторичного вала. Люфт можно легко устранить при помощи прокладок, которые помещаются под наружную обойму подшипников вторичного вала.

Износ кулачков является более серьезной проблемой, которая устраняется путем заточки рабочих поверхностей кулачков на тонком наждачном круге. Им нужно придать форму «ласточкиного хвоста». Производя заточку нужно следить, чтобы заточенные части прилегали равномерно к поверхности кулачков сопрягаемых шестерен. Несмотря на то, что при правильной заточке отремонтированные шестерни будут работать достаточно надежно, срок их службы снижается. Поэтому лучший вариант – сразу купить и установить новые шестерни.

· Шум или стуки шестерен при работе.

Обычно эти проблемы возникают тогда, когда зубья шестерен сколоты или имеют сильный износ. Выход в данном случае один – заменить шестерни на новые.

· Подтекание масла.

Чтобы устранить эту проблему достаточно заменить прокладки и сальники, а также прочистить сапун КПП.

Регулировка коробки передач мотоцикла Jawa 638

Не вдаваясь в конструкции КПП мотоцикла (эту информацию с подробными схемами или фото можно без проблем найти), рассмотрим, как отрегулировать коробку передач.

Для этого в половинки картера (без коленвала) нужно вставить промежуточный вал ява 638 и ось вилок, после чего соединить картер болтами. Осевое перемещение вала должно находиться в пределах 0,3 мм, боковое – не больше 0,15 мм. Если показатели иные, нужно отрегулировать осевой зазор при помощи стальных шайб нужного размера, подкладывая их между втулкой промежуточного вала правого картера и картером.

Удобнее всего – снять фиксирующее кольцо на корпусе игольчатого подшипника и сместить подшипник внутрь к промежуточному валу, пока зазор не достигнет нужного предела в 0,3 мм. Между корпусом подшипника и фиксирующим кольцом установить регулировочную шайбу. Если увеличен боковой зазор, нужно поменять втулки (игольчатые подшипники ява 638).

Со временем гнездо вилок в правом картере приобретает коническую форму, что приводит к неплотной посадке и возможной поломке коробки передач. Чтобы исправить ситуацию нужно заточить сверло 7 мм под прямым углом и углубить им осевое отверстие в правом картере на 1,5-2 миллиметра. При помощи электросварки наплавляем на ось металл и стачиваем его излишки настолько, чтобы осевой зазор находился в пределах 0,3 мм, а вилочка ходила по этому участку оси без заеданий.

Если вторая и третья передачи включаются плохо, этому может быть причиной увеличенный осевой люфт шестерен 4 и 7, который не должен превышать 0,3 мм. Зазор регулируется либо подбором шестерни, либо установкой стальной шайбы.

После этого нужно собрать коробку в левой половине картера (без коленвала) и постепенно включить все передачи. Если они работают исправно, можно устанавливать правый картер и закрепить его болтами. Снова проверяем все передачи. На 1 и 4 передачах зазор между торцами шестерен (5 и 6, 8 и 9) должен быть 0,1-0,2 мм. Если он иной, нужно подобрать зазоры шайбами, одновременно проверяя, или не упираются поводки вилок в стенки пазов кулисы ява 638. Если упираются – отрегулируйте положение фиксатора кулисы, чуть отогнув его в нужную сторону. В нейтральном положении проверяем, чтобы кулачки шестерни 5 не задевали кулачки шестерней 4 и 6, а кулачки шестерни 8 кулачки шестерен 7 и 9. Если после этого все работает исправно, установите коленчатый вал и соберите двигатель.

Как отрегулировать передачи Явы 368

Чтобы при регулировке не «расшатать» посадочные места ЦО, рекомендуется выпрессовать КВ, чтобы было легче собирать половинки. После этого проводится поэтапная регулировка каждой передачи.

Регулировка 1 передачи

Первую передачу можно отрегулировать при помощи регулировочных шайб (изготовить из твердого металла). Нужно взять заготовку и расклепать ее до необходимой толщины. После этого вырезать в центре отверстие под размер вала и придать круглую форму. Лучше, чтобы шайба была максимально гладкой.

На левой половине картера собираем промежуточный вал и включаем передачу. Измеряем зазор между шестернями (см. рис) и подгоняем шайбу: размер зазора минус 0,5 мм. Шайба устанавливается под шестерню, при этом важно следить, чтобы люфт был небольшой.

Регулировка 2 передачи

В правой половине картера через деревяшку до упора подбивается игольчатый подшипник. После этого делается один легкий удар по промежуточному валу на левой половине картера, чтобы зазор был минимальным. После этого нужно подложить шайбу под штопорное кольцо игольчатого подшипника в правой стороне картера.

Читайте так же:
Если карбюратор не отвечает на регулировку винта хх

Шайбочку под подшипник можно сделать из алюминиевой проволоки. Просто делаем кольцо под размер штопорного кольца подшипника и клепаем его до необходимой толщины.

Регулировка 3 передачи

Чтобы отрегулировать третью передачу, нужно подложить шайбу только под первичный вал. Для определения нужного размера шайбы нужно сделать следующее: на собранном двигателе дернуть первичный вал и смотреть, есть ли люфт. Делаем замеры и определяем нужный размер шайбы: размер люфта минус 1 мм. То есть необходимо сделать зазор в 1 мм. Шайба ставится изнутри картера под вал.

Регулировка 4 передачи

В левой половине собираем всю коробку, предварительно выпрессовав вторичный вал ява 638 (с подшипником). Надеваем на первичный вал и смотрим, чтобы зазор (область 1) между шестернями был 0,5-1 мм. После того как зазор выставлен, на промежуточном вале ставим (область 2) ставим метку, от которой и будем отталкиваться. Запрессовываем вторичный вал, устанавливаем на правую половину картера промежуточный вал, подбиваем вторичный вал с подшипником так, чтобы максимально точно приблизиться к поставленной на промежуточном валу метке. В самом конце ставим шайбу между подшипником и штопорным кольцом.

Перед пробной сборкой нужно промазать всю коробку маслом, проверить все зазоры (они должны маленькие) и работу КПП (она не должна клинить, хотя может идти несколько туговато). На финишной проверке коробки передач нужно собрать двигатель без КВ и проверить, как включается каждая передача, а также легкость вращения коробки.

КПП, ява 638

после замены вилочек кпп и сборки двигателя, обнаружил следующее, шестеренки кпп очень тяжело крутятся, это нормально? в чем может быть причина? можно ли запускать двигатель с такой кпп?

К записи оставлено 13 коммент.

у…
чувак…
где то подтирает…
нужна регулировка коробки…

Да пацан, придется тебе еще раз разбирать и гнуть вилку. Я тоже с такой х*** сталкивался, только другая теперь проблема,вилка не перемещается в прорези кулисы. Смотри сразу, чтоб легко проходила по всей прорези… Вот в третий раз не стал разбирать. Уже год стоит. вот думаю взяться за коробку

регулировать сложно? может из за вилочек таких хороших которые сейчас в магазинах продают?

Да вот раньше были вилки как вилки литьё.

Купи на рынке Б,У вилки и шток незабуть он должэн быть цэментированый ,ане сырой.
И регулируй в картерах без коленвала.
А лудшэ обратись к спецу,ато намаешся это праблема.

прооблема в том что у нас в городе Новокузнецке нет специалистов и запчасти очень тяжело найти, заказываю почтой у знакомого…

Ищи по дедушкам и на барахолках, я тут видил на форуме ктото запчасти талкает.
Только смотри дрянь кооперативную некупи или китай галимый.

ага, вот которые сейчас поставил, это китай…

Я знаю сам это прошол.

Да ладно вам человека пугать раньше времени! Если 638 двигатель,то просто надо легонько постучать по пром валу,чтобы игольчатый подшипник занял свое место,т.к при сборке он упирается в торец вала и не дает ему свободно вращаться…

да, двигатель 638, правый вал, это куда звездочка одевается на заднее колесо, или привод спидометра который?))

Правая сторона мотоцыкла ,машины ,велика,это когда сел на технику и смотриш вперёт то право будит с права а лево .угадай?
Авообще попробуй глехка стукни ,хужэ небудит.

подскажите почему может обрезать вилку на 3-4 передачу

Оставить комментарий или два

Пожалуйста, зарегистрируйтесь для комментирования.

кпп ява 638

ребят выручайте! приобрел себе яву, 638, купил з.частей, и тут косяк! вилки в механизме который их дигает ходят с усилием, и не маленьким, это нормально? и в коробке шайбы какие нибудь есть? не то ни 1й шайбы там не было. кпп в нерабочем состоянии была.

К записи оставлено 10 коммент.

механизм который их двигает — это кулиса. детальки которые двигают шестерни — вилки. устройство которое управляет кулисой — вал переключения передач.
Шайбы в КПП ставят по необходимости, а не обязательно.
А вот теперь рассказывай что у тебя не так?

новые вилки в кулисе подклинивали, я их подточил слегка, чтобы свободно двигались, сама кулиса была изогнута, тоже поправил. просто привык что у отечественных шайбы стоят, вот и подумал что предъидущие хозяева их не ставили. еще собирать не пробовал, седня праздник, сервис не открыли, приходится теорию изучать. как попробую о возникших проблемах отпишусь….

Читайте так же:
Двс эвотек 2 7 регулировка клапанов

сама кулиса кривая или стакан с фиксатором на кулисе?
стакан умышленно подгибают при регулировке.

там где вилки ходят, куда они как раз не влазили.

вилки ходят по осям вилок. у вилок есть поводки а в кулисе под эти поводки канавки)))) кстати лично с такой проблемой не сталкивался. но если ты смог решить, её, у тебя и дальше все получится) молодец)

еще про цо мпрошу, ты не знаешь как узнать, нормальная она или нет? чет она у меня между коленваламипо сторонам чуток ходит, это нормальное явление?

между коленвалами центральная перегородка и вкладыш. сидеть должны плотно. обязательно вклеивать, я на эпоксидку с ниточкой всегда моторы собирал. герметиков тогда не особо было. колется потом нормально если отвердителя не перелить. у тебя, кстати левая половина картера дороботана? на явах можно половину коробки менять не снимая мотора с рамы) просто надо сделать так, чтобы ось вилок вынималась)

на счет доработки вроде бы стандартная половина. я эту центральную перегородку на герметик не сажа, просто нагрел полублок, и она встала норм.в полублоке не двигается, она должна герметично чтоли сидет?

а у меня на яве638 очень туго включается 3 передача а 4 вообше не включается подскажите что можно сделать пожалуйста

Как регулировка кпп ява 638

Основными деталями коробки передач являются шестерни с разным числом зубьев, которые могут вводиться в зацепление в определенных сочетаниях. При этом изменяется общее передаточное число коробки передач, а следовательно, и крутящий момент, передаваемый на ведущее колесо мотоцикла.

На мотоциклах Ява установлена четырехступенчатая коробка передач. Она размещается в картере, выполненном одним целым с картером двигателя, передней передачи и муфтой сцепления. Картер заполняется маслом до определенного уровня, который контролируют винтом, расположеным на левой крышке картера.

  • установленные неподвижно на валах (выполненные с ними как одно целое);
  • установленные подвижно, но без возможности перемещения в осевом направлении;
  • установленные подвижно с обеспечением возможности осевого перемещения (шестерни-каретки).

Перемещение шестерен осущестляется с помощью вилок. Лапки вилок, входящие в кольцевые проточки подвижных шестерен-кареток коробки передач, двигают их, включая таким образом одну из передач.

Коробка передач мотоцикла Ява состоит из первичного 1, промежуточного 10 и вторичного 9 валов, неподвижных шестерен 2, 3, 4, 6, 7 соответственно промежуточного вала, второй, первой и третьей передач, и подвижных, свободно вращающихся на цилиндрических частях валов, будучи зафиксированными от осевого перемещения пружинными фиксирующими кольцами, шестерни 5 и 7 соответственно третьей и второй передач (см. Рис. 1).

  • шестерня 2 (12 зубьев), изготовленная воедино с валом;
  • свободно вращающаяся шестерня третьей передачи 7 (19 зубьев);
  • скользящая по шлицам шестерня второй передачи 8 (16 зубьев).

Промежуточный вал 10 (он на мотоциклах Ява-634 и Ява-638 не взаимозаменяемый (см. Рис. 2)) с четырьмя шестернями установлен на двух бронзовых втулках (Ява-634) или же на двух игольчатых подшипниках (Ява-638).

Шестерня 6 (24 зуба), она тоже разная на обоих моделях мотоциклов, и шестерня 4 (19 зубьев) соответственно первой и второй передач свободно вращаются на валу, шестерня 5 (16 зубьев) третьей передачи может передвигаться вдоль вала по шлицам, шестерня 3 (12 зубьев) неподвижна.

Скользящая шестерня третьей передачи с обоих торцов имеет кулачки для соединения с шестернями 4 и 6, свободно вращающаяся шестерня 6 первой передачи имеет окна на боковой поверхности, а шестерня 4 второй передачи — торцевые кулачки для соединения с шестерней 5. Шестерня на вторичном валу (19 зубьев) выполнена заодно с промежуточным валом.

На боковой поверхности шестерни 9 вторичного вала имеются отверстия для соединения со скользящей по шлицам первичного вала шестерни 8 первичного вала при включении прямой (четвертой) передачи. Вал вращается на двухрядном шарикоподшипнике 6205. На шлицах вала установлена ведущая звездочка задней передачи.

Для предотвращения просачивания масла из коробки передач на хвостовике вторичного вала между ведущей звездочкой задней передачи и картером установлен резиновый каркасный сальник.

При нейтральном положении коробки передач связь между первичным и вторичным валами отсутсвует, и крутящий момент от двигателя на заднее колесо не передается.
Включение первой передачи с нейтрального положения производится нажатием рычага вниз. При нажатии рычага с нейтрального положения вверх включается последовательно вторая, третья и четвертая передачи. В зависимости от положения двух вилок, которыми управляет кулиса, образуется четыре варианта замыкания механической цепи от первичного вала до вторичного, то есть четыре передачи. При включении любой из них шестерни, не участвующие в передаче крутящего момента вращаются в холостую с теми или иными оборотами, а не неподвижны. Схема положения шестерен при включении этих передач показана на рисунках.

Читайте так же:
Как отрегулировать холостой ход на москвиче 2141

Рис. 3. Нейтральная передача

Рис. 4. Первая передача

Рис. 5. Вторая передача

Рис. 6. Третья передача

Рис. 7. Прямая (четвертая) передача

Переключение передач осуществляется с помощью специального механизма — кулисы. При нажатии на рычаг переключения передач механизм переключения с двумя подпружиненными собачками поворачивает пластину с фигурными пазами, связанными с подвижными вилками. Вилки при движении своими лапками перемещают подвижные шестерни-каретки,
осуществляя включение необходимой передачи.

Регулировка коробки передач заключается в следующем. В половинки картера (без коленвала) вставляем промежуточный вал и ось вилок. Соединяем картера тремя-четырьмя болтами. Осевое перемещение вала должно быть в пределах 0,3 мм, а боковое — не более 0,15 мм. Если это не так, то осевой зазор регулируем стальными шайбами соответствующего размера, подкладывая между втулкой промежуточного вала правой картеровины и самим картером.

На Яве-638 удобнее снять фиксирующее кольцо корпуса игольчатого подшипника правой картеровины и сместить корпус подшипника во внутрь к промежуточному валу до тех пор, пока зазор не будет в пределах 0,3 мм. Регулировочную шайбу установить между корпусом подшипника и фиксирующим кольцом.

При увеличенном боковом зазоре меняют втулки (игольчатые подшипники).

Гнездо оси вилок в правой картеровине со временем преобретает не циллиндрическую, а коническую форму (см. Рис. 8). А это грозит поломке коробки передач (из-за неплотной посадки в правом картере ось совершает продольные колебания на третьей и четвертой передаче).

Рис. 8. Стрелкой показано гнездо оси вилок

Делаем следущее. Затачиваем сверло 7 мм под прямым углом, как показано на Рис. 9, и углубляем им отверстие под ось в правом картере на 1,5-2 мм.

Электросваркой наплавляем ось металлом, стачиваем излишек металла на столько, чтобы осевой зазор оси в картере был в пределах 0,3 мм, и вилочка по данному участку оси ходила без заедания.

Полноценному включению второй и третьей передач препятствует увеличенный осевой люфт шестерен 4 и 7 (см. Рис. 2). Он должен быть не более 0,3 мм. Регулируется или подбором шестерни или установкой стальной шайбы (смотри Рис. 10, Рис. 11).

Рис. 10. Люфт неподвижной шестерни 4 на промежуточном валу (показан красной стрелкой). Должен быть не более 0,3 мм. Черной стрелкой показано место установки регулировочной стальной шайбы

Рис. 11. Люфт неподвижной шестерни 7 на первичном валу (показан красной стрелкой). Должен быть не более 0,3 мм. Черной стрелкой показано место установки регулировочной стальной шайбы

Затем собираем коробку в левой половине картера (без коленвала) и включаем постепенно все передачи. Если всё в порядке, ставим правую картеровину, закрепляем тремя-четырьмя болтами. Опять включаем все передачи. На первой и четвертой передачах зазор между торцами шестерен соответственно 5 и 6, 8 и 9 должен быть в пределах 0,1-0,2 мм. Если это не так, подбираем зазоры шайбами. Одновременно проверяем, не упираеются ли поводки вилок в стенки пазов кулисы. Если это так, то регулируем положение фиксатора кулисы (подпружиненный шарик), несколько отогнув его в нужную сторону. При нейтральном положении смотрим, чтобы кулачки шестерни 5 не задевали кулачки шестерней 4 и 6, а кулачки шестерни 8 кулачки шестерен 7 и 9.

Убедившись,чтовсе механизмы работают исправно, устанавливаем коленчатый вал и полностью собираем двигатель.

  • затрудненное включение и произвольное выключение передач;
  • шум шестерен;
  • стуки (удары) шестерен при работе;
  • подтекание масла.

Произвольное выключение передач наблюдается при износе кулачков, их скалывании, большом осевом люфте вторичного вала. Люфт вторичного вала определяют путем приложения усилий вдоль его оси. Он легко устраняется с помощью прокладок, помещаемых под наружную обойму подшипника вторичного вала. Более серьезной неисправностью
является износ кулачков. Кулачки с закругленными краями действуют под нагрузкой, как клинья, и отталкивают шестерни друг от друга. Устранить этот недостаток можно путем замены шестерни новой или путем заточки рабочих поверхностей кулачков на тонком наждачном круге с целью придания им формы «ласточкиного хвоста». При
заточке необходимо следить за тем, чтобы заточенные поверхности равномерно прилегали к поверхностям кулачков сопрягаемых шестерен. Отремонтированные шестерни работают вполне надежно, но долговечность их немного снижается.

Шум шестерен и стуки (удары) обычно возникают вследствие сильного износа или скалывания зубьев шестерен. В этом случае необходимо заменить шестерни.

Подтекание масла устраняется заменой прокладок и сальников, а также чисткой сапуна коробки переключения передач.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector