Как правильно выставить зажигание на ВАЗ 2101 своими руками
Как правильно выставить зажигание на ВАЗ 2101 своими руками
С проблемой, как выставить зажигание на ВАЗ 2101, сталкивается практически каждый автолюбитель, имеющий первый вариант «Жигулей». Дело не в том, что в заводских условиях оно было установлено с ошибками. Просто в процессе эксплуатации машины система зажигания ВАЗ 2101 может разладиться, и автомобиль будет работать с перебоями или вовсе перестанет заводиться.
Неполадки двигателя из-за неисправности зажигания
Проблемы с машиной могут возникнуть в результате установки либо демонтажа трамблера (механизма, который отвечает за появления искры в нужное время), а также при попытке дилетантов отрегулировать двигатель автомобиля. Если свечи работают исправно, топливо будет загораться, когда поршни двигателя находится в верхней точке. А если система сработает в момент, когда поршни находятся посередине или внизу цилиндров, работа двигателя будет затруднена.
Когда включена четвертая передача, все, кто находится в машине, могут слышать неприятные звуки. Причиной этого является ранняя детонация горючей смеси в моторе. Это когда свеча будет вырабатывать искру до того, как топливо смешается с кислородом в выпускном коллекторе. Если проблему не устранить, это приведет к более серьезным последствиям:
- троению движка (случай, когда не работает один из цилиндров);
- вибрации, когда водитель пытается замедлить движение или вовсе остановиться;
- сбою в работе двигателя на низких оборотах.
И это далеко не все неприятности, вызванные неполадками с системой запуска двигателя.
Как установить зажигание на «копейку»
Чтобы установка зажигания была правильной, необходимо иметь следующие инструменты:
- гаечный ключ, которым поворачивается коленчатый вал;
- однорожковый ключ с головкой 13 размера;
- отвертку с плоским наконечником;
- контрольку в виде обыкновенной лампочки;
- шурупы.
Правильно выставленная система запуска двигателя подразумевает, что воспламенение топлива происходит прежде, чем поршень пройдет ВМТ (верхнюю мертвую точку). При этом вся поступившая в камеру сгорания топливная смесь успевает сгореть, а энергия, полученная в результате, тратится на работу двигателя. Если такого не происходит, в работе двигательного агрегата возникают перебои, влияющие на его характеристики, в частности, на мощность и бесшумность.
Если воспламенение горючей смеси произойдет раньше, чем поршень минует ВМТ (момент раннего возгорания), то может возникнуть детонация топлива, что в свою очередь приведет к существенным неполадкам работы двигателя. Когда искра возникает позднее, чем поршень минует верхнюю мертвую точку (запоздавшее срабатывание), топливо не сгорит полностью, что приведет к перерасходу горючего и негативно отразится на состоянии движка.
Представление о том, как работает система запуска двигателя на «копейке», дает схема замка зажигания ВАЗ 2101. С ее помощью удается определить соответствующий датчик, отвечающий за контроль механизма. Регулировка зажигания на первой модели «Жигулей» заключается в том, чтобы выставить правильные зазоры на контактах прерывающего механизма. За это также отвечает соответствующий датчик, дающий представление о том, какой зазор выставлен в системе в настоящий момент. Чтобы необходимость в постоянном контроле за тем, как работают свечи зажигания в машине, отпала, потребуется установка электронного зажигания на ВАЗ 2101.
Как установить электронное зажигание самостоятельно
Сначала необходимо понять, как снять систему запуска двигателя, установленную на заводе-изготовителе. Чтобы ее заменить, потребуется приобрести электронное зажигание на ВАЗ. А также пригодится и схема подключения замка зажигания ВАЗ 2101, чтобы знать, как правильно соединить контакты. Чтобы лучше понимать, как установить электронное зажигание на свою «копейку», полезно будет поговорить с опытными мастерами. Полученные знания помогут настроить такую систему. Устанавливать ее самостоятельно несложно.
Чтобы поставить бесконтактное зажигание на свой автомобиль, нужно для начала отсоединить минусовую клемму аккумулятора. Это поможет избежать поражения электрическим током.
Затем необходимо демонтировать крышку трамблера, куда подходят высоковольтные провода. Включив замок системы запуска движка, нужно выставить бегунок распределителя под углом 90 градусов относительно мотора. В этом положении нужно сделать отметку на трамблере и освободить гайку, удерживающую его в фиксированном положении. Контактная группа замка зажигания ВАЗ 2101 удерживается тоже этим креплением. Сам замок зажигания ВАЗ 2101 не изменится, зато система будет работать надежнее. Отрегулировать ее можно в любой момент. Далее остается только установить новую деталь, подключить и настроить ее.
Аварийное реле для бесконтактного зажигания ВАЗ является частью комплекта прибора. Но некоторые автолюбители являются приверженцами установки аварийного зажигания на машину. Такой вариант спасает во многих ситуациях, но и в его работе имеются некоторые минусы, например, им нельзя пользоваться при скорости выше 90 км/ч. Но катушка зажигания ВАЗ не имеет к этому никакого отношения, ее работа основана на микросхемах. Думать о том, как подключить замок зажигания к аварийному прибору, тоже не придется. Подключение аварийного запуска двигателя на «копейке» выполняется так же легко, как и установка электронного зажигания.
Установка и регулировка зажигания ВАЗ 2101
В статье рассмотрен вопрос как выставить зажигание на ВАЗ 2101: приведена инструкция выполнения всех необходимых операций и предоставлены соответствующие рекомендации.
Известно, что неверно выставленный момент зажигания приводит к нарушению правильной работы силового агрегата автомобиля. В большинстве случаев именно это является причиной нестабильности работы двигателя на холостых оборотах, существенного снижения его мощности и повышения расхода топлива. В этой статье мы и рассмотрим вопрос, как выставить зажигание на ВАЗ 2101 самостоятельно, то есть без обращения в автосервис.
Прежде всего отметим: описываемая нами инструкция как выставить зажигание ВАЗ 2101 абсолютно справедлива и по отношению к другим моделям «классических» моделей ВАЗ. Так, например, аналогичным описанному ниже процессу, является процесс настройки на моделях ВАЗ 2102, 03, 04, 05, 06, 07, 2121 («Нива»), оснащенных контактной системой зажигания.
Необходимые инструменты и приспособления
Для того чтобы произвести регулировку зажигания ВАЗ 2101, вам потребуются следующие инструменты:
- рожковой или рожково-накидной ключ на 13мм;
- ключ для выкручивания свеч;
- лампа, рассчитанная на напряжение 12В;
- специальный ключ на 38мм.
Настройка зажигания ВАЗ 2101 – что нужно знать перед началом работы
Настройка производится согласно специальным меткам, которые располагаются на крышке ГРМ. Как можно заметить на фото ниже, на крышке ГРМ находятся три метки:
Метки
Каждая из меток свидетельствует об определенном угле опережения:
- первая – 10°;
- вторая – 5°;
- третья – 0°.
Для определения верхней мертвой точки следует руководствоваться соответствующей меткой на ободе шкива. Данная метка указана на изображении ниже:
Метка на ободе шкива
Как настроить зажигание на ВАЗ 2101 – детальная инструкция
Перед тем как приступить к работе ставим автомобиль на стояночный тормоз, а под задние колеса устанавливаем противокатные упоры. Помните, что при любых ремонтных работах данные подготовительные операции являются обязательными с точки зрении обеспечения техники безопасности, игнорировать которую недопустимо.
Далее установка зажигания ВАЗ 2101 выглядит следующим образом:
1. С помощью свечного ключа выкручиваем свечу первого цилиндра силового агрегата, после чего затыкаем отверстие подходящей пробкой или пальцем.
2. Используя специальный ключ на 38мм, прокручиваем коленвал до того момента, пока в первом цилиндре не начнет происходить такт сжатия. Свидетельством этого будет являться выскочившая из свечного отверстия пробка. Если отверстие вы закрыли пальцем, то вы должны ощутить достаточно сильное давление.
3. Проворачиваем коленвал двигателя до того момента, пока метка на шкиве не будет совпадать с соответствующей риской на крышке ГРМ. Если чаще всего вы используете топливо марки АИ 92, следует добиться совпадения со второй риской; если же вы используете бензин с более низким октановым числом – с третьей (длинной) риской.
4. Аккуратно отстегиваем фиксаторы пластиковой крышки трамблера и снимаем ее:
Снимаем крышку трамблера
5. После прокручивания коленвала ротор трамблера должен располагаться таким образом, чтобы его наружный контакт находился в направлении первого цилиндра двигателя. В том случае, если направление неверно:
- откручиваем крепление трамблера и, вращая постепенно ось ротора, выставляем его так, чтобы его направление было параллельно двигателю;
- закручиваем крепежную гайку (полностью не зажимаем).
6. Подключаем лампу 12 В (вольтметр): один провод подсоединяем к клемме катушки зажигания (вывод низкого напряжения), а второй – к «массе».
7. Включаем зажигание и постепенно проворачиваем распределитель вправо. Проворачивать распределитель следует до того момента, пока подключенная лампа не перестанет светиться. Если после включения зажигания лампа не светится, то в описываемой операции нет необходимости.
8. Вращаем, распределитель в правую сторону и в тот момент, при котором начинает светиться лампа, затягиваем крепежную гайку полностью.
9. Производим установку крышки трамблера.
Как правильно выставить зажигание на ВАЗ 2101 — проверка
После выполнения всех операций, описанных выше, необходимо произвести проверку правильности настройки зажигания. Проверка выглядит следующим образом:
- Заводим автомобиль и трогаемся с места.
- Разгоняем автомобиль примерно до скорости 50км/ч, включаем 4-ю передачу и быстро нажимаем на педаль акселератора. После этого должна возникнуть детонация двигателя, которая должна исчезать по мере набора автомобилем скорости.
В ситуации, если детонация двигателя появилась, но по мере разгона машины не исчезла, можно придти к выводу, что установлено раннее зажигание. Если же детонация и вовсе не появилась – зажигание позднее. Решение таких проблем выглядит следующим образом:
- в первой ситуации необходимо в правую сторону провернуть распределитель примерно на 0,5-1 деление;
- во второй ситуации необходимо в левую сторону провернуть распределитель на 0,5-1 деление.
На этом вопрос как выставить зажигание на ВАЗ 21011 и прародителе всех классических моделей ВАЗ – модели 2101, можно считать полностью рассмотренным.
Как можно заметить, каких-либо особых сложностей в установке зажигания нет, и с данной работой справится любой, даже начинающий, автолюбитель.
Установка момента зажигания (угла опережения зажигания) на двигателях автомобилей ВАЗ 2101, 2102, 2103, 2104, 2105, 2106, 2107, 2121 и их модификациях
Рассмотрим установку момента зажигания (угла опережения зажигания) на «классических» автомобилях ВАЗ 2101, 2102, 2103, 2104, 2105, 2106, 2107, 2121 с контактной системой зажигания и их модификациях. Необходимость в выставлении угла опережения зажигания может возникнуть после снятия-установки распределителя зажигания (трамблера), либо при попытке более оптимально настроить работу двигателя.
Неверно выставленный момент зажигания грозит возникновением целого ряда проблем в работе двигателя. Вот некоторые из них: падение мощности и приемистости, повышенный расход топлива, неустойчивый холостой ход, проблемы с запуском двигателя, выстрелы и хлопки в глушитель, черный дым из глушителя, детонация, прогорание клапанов и пр.
Необходимые инструменты
Всю работу по установке угла опережения зажигания на автомобилях ВАЗ 2101-2107 можно провести без применения каких-либо специальных приспособлений и устройств. Использование стробоскопа, контрольной лампы не имеет особого смысла, так как по окончании установки момента зажигания потребуется провести проверку его правильности на движущемся автомобиле. Из инструментов потребуются всего лишь
рожковый или накидной ключ на 13 мм и
рожковый или специальный ключ на 38 мм.
Подготовительные работы
— Ставим автомобиль на ручной тормоз
Установка момента опережения зажигания на автомобилях ВАЗ 2101-2107
Ставим момент опережения зажигания под 92-й бензин.
1. Совмещаем метку на шкиву коленчатого вала и метку на передней крышке двигателя (среднюю из трех там имеющихся).
Для этого специальным ключом (либо рожковым ключом на 38 мм) медленно вращаем коленчатый вал за храповик вплоть до их совпадения.
2. Устанавливаем трамблер защелками параллельно двигателю, контакт бегунка должен смотреть на 4-й цилиндр (определите по крышке трамблера).
Контакты прерывателя должны быть сомкнуты. Слегка прижимаем корпус трамблера держателем.
3. Включаем зажигание и медленно поворачиваем корпус трамблера до размыкания контактов прерывателя. Между контактами проскочит искра.
Это и будет искомый момент зажигания. Ключом на 13 мм затягиваем гайку держателя трамблера.
Проверка правильности установки момента зажигания
Двигаясь на автомобиле со скоростью 45-50 км/ч на 4-й передаче по ровной дороге, резко, на непродолжительное время, нажмите на педаль «газа». Одновременно прислушайтесь к работе двигателя. Кратковременно возникшая детонация — 1-3 сек (стук «пальцев») свидетельствует о правильной установке угла опережения зажигания, длительная о слишком раннем зажигании, отсутствие детонации о позднем зажигании. Необходимо подкорректировать угол опережения вращением трамблера (против часовой стрелки – делаем зажигание более ранним, по часовой – более поздним). После чего провести проверку еще раз.
Примечания и дополнения
— Бывают ситуации, когда при правильно установленном угле опережения зажигания (короткая детонация при движении), на автомобилях ВАЗ 2101-2107, работа двигателя на холостом ходу оставляет желать лучшего. В этих случаях многие просто крутят трамблер, выставляя зажигание немного пораньше, чтобы стабилизировать холостой ход. Желательно устранить эту неисправность регулировкой карбюратора, а не вращением трамблера, так как сбивается установленный ранее правильный момент зажигания.
Не знаете о регулировке зажигания нечего!
Приветствую автолюбитель ваз в блоге RtiIvaz.ru! Вы не знаете о регулировке зажигания нечего, именно поэтому вам надо прочитать авто статью далее.
Стабильная работа двигателя, его экономичность, приемистость, а также мощность зависят от правильной установки зажигания. Сама регулировка зажигания необходима для того, чтобы поджигать топливно-воздушную смесь в строго определенной последовательности, в зависимости от порядка работы цилиндров.
Владельцам этих моделей для самостоятельного обслуживания нужно запомнить, что на автомобилях ваз 2105, 2106-07 порядок работы цилиндров 1-3-4-2.
Операция по регулировки зажигания на автомобилях ваз 2105 и ваз 2106-07 может потребоваться в нескольких случаях. Это необходимо сделать после среднего или капитального ремонта двигателя, замене прокладки блока, прогаре клапана, замене цепи или ремня ГРМ, замене распределительного вала и других подобных случаях, связанных с частичной разборкой мотора.
Для установки верхней мертвой точки и регулировке зажигания на двигателе в его верхней, а также нижней передней части, отбиты специальные метки, которые необходимо совмещать. Расположение меток на двигателях ваз 2106 и ваз 2105 для регулировки системы зажигания.
ВАЗ 2106 – цепь в приводе ГРМ
Верхние метки: одна метка в виде лунки нанесена на звездочку распределительного вала с внутренней стороны, второй меткой является прилив в виде выступа на конце постели распределительного вала. Для выполнения этой операции нужно снять крышку клапанов.
Нижние метки на передней крышке двигателя отлиты в 3 риски — одна длинная и две коротких, а на шкиве коленчатого вала отлит прилив с внутренней стороны (легко можно нащупать рукой) и риска на торце шкива. Длинная метка соответствует верхней мертвой точке, а две коротких, это метки опережения зажигания.
Первая короткая метка (средняя из трех) соответствует опережению зажигания на 7,5 градусов, это собственно заводской допуск на установку зажигания при использовании бензина АИ 92-95. Вторая короткая метка соответствует опережению зажигания в 10 градусов.
Когда выполняется сборка двигателя во время капитального ремонта, то коленчатый вал ориентируют по внутренним меткам. Это метка на звездочке (риска) коленчатого вала и прилив на блоке цилиндров, которые совмещают.
Затем ставится цепь ГРМ и совмещаются метки на звездочке распределительного вала и его постели. Коленчатый вал проворачивают на два оборота и вновь проверяют совпадение меток. Если все метки совпадают, то устанавливают переднюю крышку двигателя, шкив коленчатого вала и крышку клапанов.
При установке трамблера (распределитель зажигания) выставляются вышеуказанные метки фаз газораспределения, а бегунок трамблера, после его установки должен смотреть разносной пластиной на гнездо провода 4 цилиндра в крышке трамблера.
ВАЗ 2105 – зубчатый ремень ГРМ
Верхние метки: одна метка «Е» расположена на крышке первой шейки распределительного вала, а вторая «F» нанесена на шкив распределительного вала. Для того, чтобы «добраться» до меток необходимо снять защитную крышку ремня ГРМ. Нижние метки – аналогичны ваз 2106-07 (обозначение меток «C» на шкиве и «D» на крышке, при этом три риски длинная и две коротких, нанесены на защитной крышке зубчатого ремня грм).
Видео регулировки зажигания ваз по любому
Для проверки и регулировки зажигания с помощью омметра нужно выполнить следующее:
- Снять клемму (минус) с аккумуляторной батареи
- Установить нейтральную передачу
- Снять крышку трамблера
- Провернуть коленчатый вал по часовой стрелке до момента, когда бегунок трамблера не дойдет порядка 30 градусов до контакта в крышке под номером «1»
- Далее один щуп омметра подсоединяется к болту трамблера (куда подсоединяется провод от катушки зажигания), а второй провод омметра соединятся с «массой». При этом сопротивление на шкале омметра должно быть нулевое
- Затем коленчатый вал медленно поворачивается до совмещения нижних меток. Если при совпадении меток сопротивление будет показывать бесконечность, то зажигание выставлено, верно. Если же сопротивление начало расти до совпадения меток, либо осталось на нуле, то нужно отрегулировать установку момента зажигания путем ослабления крепления трамблера и поворота его в ту или другую сторону
- Поворот коленчатого вала выполняется с помощью ключа на Х38 мм. В крайнем случае, при его отсутствии можно включить 3 или 4 скорость и медленно (с помощником) передвигать автомобиль, что правда не совсем удобно при регулировке
Подобную регулировку угла зажигания можно выполнить и с помощью контрольной лампы, но нужно соблюдать осторожность, так как эта операция производится при включенном зажигании.
Один провод от лампы соединяется с «массой», а второй провод на болт трамблера, как и в случае с омметром.
Далее все также как и с использованием омметра. Правильность установки зажигания проверяют при пробном заезде. Для этого двигатель запускают, прогревают до рабочей температуры и делают пробный заезд для проверки и регулировки зажигания. Выполняются следующие действия.
Автомобиль разгоняется до 50 км/ч и педель газа резко утапливается в полик. Если все выставлено правильно, то должно прозвучать 3-4 цока пальцев. Если цокот пальцев более продолжительный, то это подсказывает, что зажигание выставлено рано, если цоки вообще отсутствуют, то зажигание позднее.
При раннем зажигании трамблер нужно повернуть по часовой стрелке, а при позднем против часовой стрелки и вновь повторить испытания.
Далее смотрите на видео, как выглядит электронное зажигание на ваз 2101, 2106, 2107 и контактное:
Все эти работы по установке и проверке, регулировки зажигания выполняются при условии, что цепь или ремень ГРМ натянуты с правильным усилием. А также надо убедиться, что клапанные зазоры двигателя отрегулированы, верно.
Как правильно выставить зажигание на ВАЗ-2101
Если при движении авто вы слышите посторонние звуки, двигатель быстро перегревается, падает мощность авто и большой расход топлива, то это явные признаки некорректной работы системы зажигания.
На авто, у которых система зажигания контактная, можно выставить момент опережения своими руками, не используя для этого специальный прибор. Стробоскоп нужен в том случае, когда машина работает на двигателе с бесконтактной системой. Для того чтобы выставить зажигание на ВАЗ-2101, потребуется некоторый инструмент:
- Ключи рожковые или накидные на 13.
- Ключи для коленчатого вала.
- 12-вольтовая лампа (если таковой нет под рукой, ее можно сделать самостоятельно, используя лампочку, патрон и пару кусков провода).
Карбюраторные двигатели часто дают сбои в работе и в системе зажигания. Проявляется это в виде посторонних звуков из-под капота в момент, когда машина едет на четвертой передаче и ей пытаются добавить скорости. Это происходит из-за ранней детонации топлива.
Если не заняться устранением данной проблемы сразу, то в дальнейшем это может привести к:
- проблемам со стартером;
- вибрированию и тряске двигателя при сбавлении скорости или при глушении мотора;
- «троению» мотора или провалам на малых оборотах.
Такие проблемы очень знакомы автовладельцам отечественных авто.
Появляется необходимость отрегулировать зажигание, чтобы искра возникала в тот момент, когда она нужна и не срабатывала детонация воздушно-топливной смеси раньше положенного срока.
Рассмотрим более детально, как на ВАЗ-2101 отрегулировать систему зажигания.
Опытные автовладельцы знают несколько способов регулировки зажигания. Самым простым считается открутить болт фиксирования трамблера и развернуть саму катушку в том направлении, в каком необходимо. Крутить его следует аккуратно и по часовой стрелке, если зажигание раннее и против, если позднее.
Этот метод считается самым простым и распространенным, выполняется он «наобум». Проще говоря, вы должны аккуратно провернуть трамблер, включить зажигание и попытаться завести «копейку». Если она завелась без проблем, без посторонних шумов и вибраций, значит, все хорошо и проблем нет. В тот момент, когда мотор глушится, посторонних шумов и вибраций также быть не должно.
Стоит учитывать, что машина на ходу может повести себя иначе. Поэтому после того, как вы отрегулировали и затянули болт фиксирования катушки, необходимо проверить результат на дороге. Нужно разогнать машину до 50 км в час и пытаться поддавать ей газу. Если детонации не случаются, значит все хорошо, в случае повторения проблемы, трамблер нужно снова слегка повернуть в противоположную сторону.
Важно знать, что подобные проблемы могут возникать из-за низкого качества топлива. Вдобавок приведенный метод не является точным, так как возникает необходимость попросту методом тыка регулировать зажигание. При этом страдает и стартер, и аккумулятор.
Метод регулировки при помощи лампочки
Любой опытный автовладелец знает еще один проверенный метод регулирования зажигания по лампочке. В принципе, действия будут такие же, как при первом методе, однако следует еще повращать так называемый храповик.
Шкив коленчатого вала имеет специальную отметку, которая должна совпадать с меткой на крышке газораспределительного механизма. Сперва выставляем метку на шкиве на 5 градусов. Далее проверочную лампочку присоединяем к «массе», а «плюс» соединяем с контактом под крышкой трамблера.
Включаем зажигание, корпус трамблера нужно вращать покуда лампочка не мигнет и зафиксировать этот момент. Далее нужно прикрутить гайку на 13 к закрепительному болту.
По мнению опытных автомехаников, данный метод с лампочкой самый действенный. При желании можно использовать стробоскоп.
Такие методы регулирования будут эффективны в случае правильного расположения фаз газораспределения. Это означает, что коленвал и распредвал установлены правильно.
Начиная работу по регулировке зажигания, необходимо обратить внимание на состояние свечей. Если на них нагар или накипь, их нужно почистить или заменить. Регулировка будет правильной и эффективной, если ее выполнять на разогретом двигателе. Состояние контактов также стоит проверить, потому как и они могут являться причиной сбоя.