КАК УСТАНОВИТЬ ДИСКОВЫЕ ТОРМОЗА НА ВЕЛОСИПЕД И КАК ИХ ОТРЕГУЛИРОВАТЬ
КАК УСТАНОВИТЬ ДИСКОВЫЕ ТОРМОЗА НА ВЕЛОСИПЕД И КАК ИХ ОТРЕГУЛИРОВАТЬ?
Самым важным элементом любого велосипеда являются тормоза. От них в большей степени зависит жизнь и здоровье человека. В этой статье поговорим о том, какие бывают тормозные колодки (типы), как установить дисковые тормоза на велосипед и отрегулировать их – настроить.
КАК УСТАНОВИТЬ ДИСКОВЫЕ ТОРМОЗА НА ВЕЛОСИПЕД САМОМУ
Прежде чем рассматривать вопрос, как установить дисковые тормоза на велосипед, давайте немного разберемся, что из себя представляет дисковая гидравлическая система тормозов.
Как правило, составными частями дискового гидравлического тормоза являются: тормозная ручка, гидролиния, ротор (тормозной диск) калипер (имеющий бачки для тормозной жидкости, под давлением которой, тормозные колодки соприкасаются с ротором), адаптер, посредством которого, калипер крепится к раме велосипеда.
Гидравлические дисковые тормоза имеют значительное преимущество перед механическими в эффективности. Это обусловлено тем, что жидкость в гидролиниях не меняет свою плотность, не сжимается и не деформируется, в отличие от тросика механического тормоза.
Различают открытый и закрытый типы гидравлических тормозов. К недостаткам закрытых, можно отнести потребность в регулировке во время эксплуатации.
Уменьшение или увеличение объема тормозной жидкости, к примеру, от воздействия температуры вызывает потребность регулировать положение тормозных колодок. Также тормозные колодки следует регулировать, когда происходит их частичный износ.
В тормозах открытого типа эта проблема отсутствует. Поскольку их конструкция предусматривает расширительный бачек, заполняемый тормозной жидкостью (находится, как правило, у тормозной ручки). Регулировок такие тормоза в процессе эксплуатации не требуют.
На наличие модуляции (плавность движения ручки в начале хода и мощное сцепление колодок с ротором в конце) влияет количество поршней в калипере.
Когда речь идет о выборе определенной модели, есть смысл посоветоваться с ее обладателем. Ведь для разных стилей катания нужны разные тормозные системы.
Кросскантрийщикам подходят плавные и легкие, в даунхиле или фрирайде — мощные и четко контролируемые, в дертджампинге — с хорошей модуляцией и, при этом, максимально легкие и мощные.
После первой настройки колодки, относительно тормозного диска, сами принимают правильное положение. Но это не касается моделей с одним поршнем. Они требуют регулирования, почти, как и механические. К примеру, Hayes Sole. Даная модель не считается лучшей среди гидравлических тормозов.
Предварительная подготовка гидравлических дисковых тормозов открытого типа заключается в следующем:
- В тормозную систему нужно залить масло. В тормозах Shimano – минеральное масло. В тормозах Avid, Hayes, Helix – используется тормозная жидкость DOT.
- Процесс прокачки тормоза заключается в выдавливании воздуха из гидролиний, цилиндров и тормозных бачков, прогоняя через них масло.
- Затем выставляется калипер таким образом, чтобы тормозные колодки не цепляли ротор.
- Установка дисковых тормозов на велосипед производиться в такой последовательности:
- Закрепим на руле тормозные ручки и отрегулируем их положение с помощью шестигранника;
- Устанавливаем ротор на втулку, ставим колесо на место, затягиваем болтами либо эксцентриками;
- Крепко прикручиваем переходник, возможно использование фиксатора резьбы;
- Устанавливаем калипер, но не затягиваем шестигранники, так что бы он «плавал».
- Нажав тормозную ручку, проверяем, в равной ли степени выдвигаются тормозные колодки при нажатии.
- Зажав тормозной диск колодками, калипер станет на нужное место. Чтобы ему помочь, стоит пытаться крутить колесо вперед-назад.
- Попеременно подтягиваем болты. Если болты были сильно ослаблены, придётся еще раз плавно отпустить и резко нажать ручку.
- Прижав калипер, нужно раз 15-30 резко понажимать ручку, чтобы подвести колодки к тормозному диску на рабочее расстояние.
- При отпущенной ручке, прокручиваем колесо и проверяем, нет ли трения ротора о какую либо из колодок. Если есть, нужно расслабить болты клипера и немного сдвинуть его в сторону трущей колодки.
- Затем обратно подтягиваем болты и проверяем, ели есть необходимость, повторяем вышеуказанные действия.
КАК НАСТРОИТЬ ДИСКОВЫЕ ТОРМОЗА НА ВЕЛОСИПЕДЕ: ИНСТРУКЦИЯ
Настройка дисковых тормозов на велосипеде не есть сложным процессом. Сейчас сами в этом убедитесь. Давайте выясним, как настроить дисковые тормоза на велосипеде самостоятельно, не обращаясь за помощью к специалистам:
- Закрепив колесо, следует отцентровать калипер по отношению к ротору посредством подбирания и установки между креплениями на раме и калипера шайб различной толщины, что есть в комплекте.
- Положение калипера изменяется от того, насколько сильно затягиваешь болты. Соответственно толщину и количество шайб нужно будет подбирать до доли миллиметра.
- В случае, когда ротор соприкасается с обеими колодками и происходит трение, колодки нужно развести. Для этого, слегка выкрутите специальный шестигранник на калипере, при этом тормоза станут срабатывать позже.
- Если вы хотите добиться меньшего хода тормозной ручки, шестигранник нужно вкрутить. Возможно, дело в неровном тормозном диске, который придется выравнивать.
- Во время проведения робот не стоит переворачивать велосипед, чтобы избежать попадания воздуха в систему. Также не нажимайте ручку, если в системе нет масла, а ротор не стоит между тормозных колодок, иначе они сожмутся, после чего придется снимать калипер и разжимать тормозные колодки отверткой.
- Когда все операции завершены, еще раз подтягиваем все болты. Проверяя роботу, внимательно следим, чтобы тормозной диск не перекашивался и не смещался во время нажатия на тормозную ручку.
РЕГУЛИРОВКА МЕХАНИЧЕСКОГО ДИСКОВОГО ТОРМОЗА
- Поскольку механические дисковые тормоза более чувствительны к смещению оси колеса, болты или эксцентрики стоит затягивать непосредственно сидя на велосипеде или прижимая передний амортизатор. В противном случае в дальнейшем, совершая небольшие прыжки, при езде может появиться трение ротора о колодку.
- Сильно прикручиваем переходник. Калипер устанавливаем, используя инструкции приведенные выше. Одну из колодок выдвигаем посредством вкручивания на пол оборота винта, что регулирует ее положение.
- В тормозных системах Hayes, перед выполнением этой операции, нужно выкрутить блокирующий шестигранник, а после того, как вся настройка будет завершена, вернуть в исходное положение.
- Аккуратно прижимаем калипер к ротору, чтобы его плоскость совпала с плоскостью неподвижной колодки.
- Затем попеременно подтягиваем болты крепления калипера. Действия, приведенные выше, проводим с отсоединёнными рубашкой и тросиком. Следите за тем, чтобы плоскость колодки не сместилась относительно плоскости тормозного диска.
- Затягиваем оба шестигранника и возвращаем регулировочный болт колодки в исходное положение.
- После этого прокручиваем колесо, проверяя на наличие трения. Если трения нет, статичную колодку можно немного выдвинуть регулировочным болтом и наоборот.
- Прижимаем подвижную колодку, подтягивая рычаг, к которому крепится тросик. Ротор при этом будет слегка смещаться к статичной колодке, но незначительно!
- Ставим тросик и рубашку в нужном положении в рычаге, внешняя колодка должна быть прижатой. Слегка притягиваем соответствующий болт.
- Аккуратно нажимаем на ручку тормоза до начала рабочего хода, от чего трос станет в нужное положение в рычаге. Крепление троса затягиваем и проверяем на наличие трения колодки. Немного закручиваем регулировку на ручке, если колодка трет и наоборот.
Тормоза нужно настраивать так, чтобы регулировка на ручке была выкручена минимально, потому, лучше поправить положение тросика на рычаге калипера. Так резьба ручек будет сохранена от повреждений.
КОЛОДКИ ТОРМОЗНЫЕ НА ВЕЛОСИПЕД, КАКИЕ БЫВАЮТ
Безопасность катания на велосипеде, эффективность его тормозной системы напрямую зависит от использованных тормозных колодок. Рассмотрим, какие бывают колодки тормозные на велосипед, их преимущества и недостатки.
В зависимости от конструкции и ценового диапазона происходит деление колодок на разновидности. И в первую очередь по двум основным типам тормозов: ободных (V-brake) и дисковых.
КОЛОДКИ ДЛЯ ТОРМОЗНЫХ СИСТЕМ ТИПА V-BRAKE
Бывают таких типов:
Одноразовые – их конструкция состоит из болта с проставочными шайбами металлической пласнины и резиновой основы. Имеют малый строк эксплуатации, но и недорогостоящие.
Картриджные – их конструкция состоит болта с проставочными шайбами металлической пластины и картриджных колодок, которые снимаются посредством нажатия на шплинты. Резиновую основу можно заменять.
Встречаются колодки, как для сухой, так и для мокрой погоды. Определить степень износа ободных тормозных колодок можно по специальным меткам (канавкам).
Изношенные колодки следует своевременно заменить, чтобы избежать повреждения обода. Отметим, что для ободных тормозов V-brake подходят и картриджные и одноразовые колодки. И здесь действует правило – чем дороже, тем эффективней.
КОЛОДКИ ДЛЯ ТОРМОЗНЫХ СИСТЕМ ДИСКОВОГО ТИПА
На рынке тормозные колодки для дисковых тормозов представлены металлизированными (Sintered) и органическими (Resin). И эти типы имеют, как свои преимущества, так и недостатки.
Выбор подходящего состава колодок могут определять такие факторы, как вес велосипедиста, погодные условия и состояние трассы, стиль катания, размер роторов.
МЕТАЛЛИЗИРОВАННЫЕ ТОРМОЗНЫЕ КОЛОДКИ
Состоят из сплава металлсодержащих веществ.
- более стойки к нагреванию от трения, чем органические тормозные колодки;
- эффективнее работают в условиях мокрой трассы;
- имею больший ресурс.
- создают шум;
- длительная притирка;
- модуляция относительно хуже;
- нагревается калипер, вместо того, чтобы рассеивать тепло через ротор.
Такие тормозные колодки предпочтительно выбирать райдерам с большим весом. Подходят для использования на мокрых трассах в грязи и дождь. При затяжных спусках они сохраняют свою мощность, хотя с ними хуже модуляция.
Работают шумно, но ввиду большей жёсткости состава имеют ощутимое преимущество в ресурсе. Потому, приступая к выбору тормозных колодок, в первую очередь, учитывайте, то в каких условиях вы будете их использовать.
ОРГАНИЧЕСКИЕ ТОРМОЗНЫЕ КОЛОДКИ
В их состав входят органические вещества и резина.
- малошумные;
- притирка происходит быстро;
- лучший уровень модуляции;
- передают тепло на ротор, защищая калипер от перегрева.
- меньший эксплуатационный ресурс;
- менее эффективно работают на мокрой, грязной трассе.
Предпочтительно использовать райдерм с небольшим весом, в дисциплинах требующих частого и продолжительного торможения как кросс-кантри. Чувствительное торможение обусловлено хорошей модуляцией.
Из-за более мягкого состава, быстрей происходит износ. Не пригодны для использования на грязной трассе, поскольку даже незначительная пыль ухудшает эффективность их работы.
Как отрегулировать дисковые тормоза на велосипеде?
Дисковая тормозная система представлена простой конструкцией, которая может прослужить в течение длительного периода. Подобный вариант исполнения обходится намного дешевле и характеризуется высокой эффективностью в применении даже при повышении влажности окружающей среды.
Дисковые тормоза бывают двух типов: механические и гидравлические. Оба варианта обладают своими особенностями, о которых далее поговорим подробнее.
Конструкция дисковых тормозов на велосипеде
Во многом именно конструкция дисковых тормозов определяет то, каким образом проводится настройка.
Все устройства делятся на две категории:
- Механическое устройство имеет тросик, за счет которого происходит передача энергии от рукоятки к исполнительному узлу. При этом может передаваться высокое усилие.
- Гидравлические представлены линией, по которой жидкость передает энергию к тормозным колодкам.
Дисковые механические тормоза
Механические тормоза более распространены. Сегодня они устанавливаются практически на всех велосипедах.
Это связано с нижеприведенными моментами:
- Обходятся намного дешевле, что связано с конструктивными особенностями. При изготовлении тросика применяется сталь с высокой коррозионной стойкостью. Длина подбирается в зависимости от особенностей велосипеда.
- Основные элементы: тросик и оболочка, характеризуются более высокой надежностью. Применение стали при их изготовлении определяет высокую степень устойчивости к механическому воздействию.
- При возникновении неисправности есть возможность провести ремонт своими руками. Все элементы системы характеризуются простой конструкцией. Поэтому с ремонтом не возникает серьезных трудностей.
Следует учитывать тот момент, что каждый раз после снятия колеса приходится проводить настройку системы. Кроме этого, приходится время от времени проводить смазку тросика для обеспечения требуемого уровня эффективности на момент работы.
Дисковые гидравлические тормоза
Гидравлика применяется при создании самых различных механизмов. Ее высокая эффективность связана прежде всего с не сжимаемостью жидкости.
Особенностями назовем следующие моменты:
- Основное достоинство заключается в легкости торможения и мягкости применяемой системы. При этом можно ощущать силу нажима, которая к концу хода рукоятки увеличивается. В сравнении с механическим типом устройства рассматриваемый характеризуется более плавным ходом рукоятки. Поэтому для торможения нет необходимости прикладывать большое усилие.
- Гидравлика может выдерживать длительную эксплуатацию. Это связано с тем, что она в меньшей степени склонна к перегреву. Поэтому торможение может проходить в течение длительного периода даже при движении со склона.
- Корректировка устройства проводится гораздо реже. Именно поэтому можно выполнять снятие колеса для его чистки или замены.
Что нужно сделать перед регулировкой тормозов?
Регулировка тормозной системы проводится периодически. За счет этого можно обеспечить длительную службу, а также высокую эффективность.
Основными рекомендациями назовем следующее:
- Для начала проверяется состояние основных элементов системы. Эта рекомендация связана с тем, что даже незначительное повреждение становится причиной низкой эффективности.
- Все поврежденные элементы должны быть заменены. Примером можно назвать протертый тросик или поврежденная гидравлическая магистраль. Не стоит забывать о том, что со временем некоторые элементы могут изнашиваться.
Если тормозная система не имеет серьезных дефектов, то можно приступить к ее регулировке.
Регулировка и настройка дисковых тормозов на велосипеде
Несмотря на то, что конструкция достаточно проста и надежна, время от времени приходится проводить ее регулировку.
Это проводится по следующим причинам:
- Для обеспечения длительной работы.
- Повышения высокой эффективности.
Дисковые механические тормоза
Механические тормоза рекомендуется регулировать в случае, когда диск трется о колодку. Кроме этого, настройка требуется в случае ослабевания силы торможения.
Инструкция по настройке дисковых механических тормозов выглядят следующим образом:
- Тормозная рукоятка выжимается до упора.
- Контргайка машинки откручивается, после чего регулятор выворачивается. Если нужно открутить ее сильно, то приходится ослабить тросик.
- Определяется то, какой зазор между диском и колодкой. Если тормозное устройство стоит криво, то для регулировки положения ослабляют винты. Они крепят устройство к адаптеру или вилке.
- Откручиваются винты, которые крепят тормоз.
- Сделав калипер подвижным, следует выжать рукоятку до конца, после чего она должна быть зафиксирована в этом положении. Далее проводится правильное центрирование машинки относительно диска.
- Проводится затягивание винтом для крепления тормозной машинки. Следует проводить закручивание периодически, так как только в этом случае можно исключить вероятность сдвига.
После этого рукоятка отпускается. Соблюдение рекомендаций, указанных в инструкции, обеспечивает идеальное положение диска и колодки.
Дисковые гидравлические тормоза
В подобном случае поводом для регулировки становится сильное сопротивление колеса на момент движения, а также при появлении постороннего звука или скрипа.
Инструкция по регулировке в этом случае выглядит следующим образом:
- На калипере откручиваются болты, после чего выжимается рукоятка для прижима колодки к колесу.
- Следующий шаг предусматривает проверку положения клапанов. Они должны быть удалены одинаково от ротора.
- Далее проводится затягивание всех винтов.
- После фиксации калипера рукоятка отпускается. В подобном положении колодка не должна прижиматься к ободу, быть на расстоянии около миллиметра.
- Довольно часто встречается ситуация, когда колодки расположены на разном расстоянии от обода. Решить проблему можно прижав одну из колодок, после чего рукояткой прорабатывают 10 раз. За счет подобных действий неравномерность устраняется.
Финишный этап предусматривает настройку правильного положения рукоятки, которой проводится управление системой. Для этого устанавливается специальный регулировочный шестигранник.
Регулируем механические дисковые тормоза
Рассмотрим механический вариант дисковых тормозов. Преимуществом механики является высокая ремонтопригодность и возможность сделать это в дороге простыми инструментами. Для регулировки нам будет достаточно обычного набора шестигранников. Необходимость регулировки дисковых тормозов наступает в случае если диск трется о колодки, либо тормоз не выполняет своих функций.
Начинаем регулировку с оценки расстояния между тормозной ручкой в зажатом состоянии и пальцами руки. Если ручка при нажатии упирается в пальцы или хуже того проваливается до грипсы (рукоятки руля), то очевидно, что необходимо подтянуть трос для начала. Для этого ослабив контргайку регулятора на тормозной машинке или ручке тормоза, выворачиваем регулятор до тех пор, пока ход ручки тормоза не придёт в норму. Затем притягиваем контргайку обратно к корпусу тормозной машинки либо ручки тормоза.
Если приходится вывинчивать регулировочный винт слишком сильно, то имеет смысл ослабить винт затягивающий трос на маятнике калипера и вытянув трос снова затянуть винт.
Теперь самое время оценить зазоры между диском и колодками. Оцениваем их на просвет. Если не видно, можно подставить под тормозную машинку лист бумаги или ещё что-то светлое, чтобы зазоры было видно более чётко.
В нашем случае тормозная машинка стоит криво и диск трётся о колодки. Необходимо выполнить регулировку. Для этого придётся ослабить винты крепления тормоза к адаптеру (или вилке, если она имеет стандарт Post Mount).
Полностью выкручивать винты не требуется. Достаточно просто дать тормозу возможность свободно двигаться.
Когда тормозная машинка получает подвижность, зажимаем тормозную ручку, чтобы машинка сама отцентрировалась по диску. Очень удобно воспользоваться резинкой или другими подручными средствами, чтобы зажать ручку тормоза.
После этого начинаем затягивать винты крепления тормоза к адаптеру (либо вилке, если она имеет стандарт Post Mount). Затягивать винты нужно поочерёдно вкручивая на четверть оборота каждый из них. Теперь отпускаем ручку тормоза и проверяем зазоры между колодками и диском. Если зазоры равномерные и диск не трётся о колодки, то принимайте наши поздравления!
Но бывает и так что этот самый простой способ не приводит к желаемому результату. Тогда придётся регулировать тормоза на глаз. Снова ослабим винты крепления машинки, но не так сильно как в предыдущем случае. Машинка должна сдвигаться в стороны и немного поворачиваться относительно полусферических шайб при помощи руки и сохранять своё положение.
Двигаем машинку и приводим колодки в такое положение чтобы они были параллельны диску и имели равные зазоры. Придерживая машинку одной рукой, начинаем понемногу притягивать поочерёдно винты крепления машинки при помощи шестигранника. Стараемся при этом не сдвинуть машинку. Если удастся затянуть винты – то регулировка выполнена успешно. В противном случае вам понадобится повторить регулировку до достижения нужного результата. Поначалу это может занять у вас продолжительное время, но полученный навык наверняка принесёт вам удовольствие от езды на отрегулированном велосипеде и популярность среди друзей, которые тоже захотят иметь отрегулированные тормоза : ) Ну а теперь теперь самое время отправиться на тестовый прохват!
Настройка и обслуживание дисковых тормозов
В отличии от классических ободных тормозов дисковые тормоза несколько сложнее и затратнее как в обслуживании так и в ремонте, но так же как и первые обслуживать их можно самостоятельно в домашних условиях.
Мы уже рассматривали конструкцию и принципы работы таких систем , поэтому не будем терять время на обзор их конструкции и сразу приступим.
Инструмент, который Вам может понадобиться для работы с дисковым тормозом, это набор шестигранников (от 1 до 6). Очень удобный портативный набор можно приобрести на нашем сайте.
Так же, как и в случае с ободными тормозами, порой для хорошей роботы тормоза, его лишь стоит отрегулировать, но порой (в дисковых тормозах, это происходит реже) приходит время для замены тормозных колодок.
Если же по каким то причинам Вы не можете самостоятельно заниматься обслуживанием своего велосипеда Вы можете посетить наш розничный магазин ARDIS-BIKE по адресу г. Киев ул. Ларисы Руденко 9а где наша команда мастеров поможет Вам с любым вопросом.
Если же на вашем велосипеде установлены ободные тормоза V-brake то Вам сюда.
Замена колодок на дисковых тормозах:
Для замены тормозных колодок, первое, что вам нужно сделать, это снять сам суппорт (машинку) с крепежной планки, к которой он крепится двумя болтами. Следует еще добавить, прежде чем мы не пошли дальше, что руки при этом должны быть чисты, ни в коем случае не в масле и т.д. При попадании машинного масла на тормозной диск, он покрывается масленой пленкой, колодка просачивается маслом. В результате чего эффективность торможения значительно снижается, а сами тормоза могут издавать неприятный звук при работе.
Далее же в зависимости от модели вашего суппорта следует выполнить ряд задач по демонтажу старых колодок и установки новых. Следует заметить, что в некоторых суппортах, таких как Shimano для фиксации колодок используется штопорная шпилька, после вытаскивание, которой колодки можно абсолютно спокойно вытаскивать из паза, в то время как у других моделей тормозов, для смены колодок, нужно раскручивать часть корпуса машинки предварительно откручивая контргайку.
Следует знать так же, что если при установке новых колодок, одна колодка толще, то она ставится на сторону движущей колодки.
Выбрать подходящие колодки для вашей тормозной системы вы можете на нашем сайте или в нашем магазине ARDIS-BIKE.
Далее, так же как и с ободным тормозом, после замены колодок следует произвести настройку системы.
Настройка. Несмотря на визуальную сложность конструкции, настройка дискового тормоза довольно проста.
Для начала стоит убедиться, что суппорт установлен правильно, а именно тормозные колодки расположены параллельно, то есть они равномерно прилегают всей плоскостью на дисковый тормоз. Что бы выставить суппорт в правильную плоскость, необходимо отпустить сначала болт фиксирующий трос, подходящий к машинке тормоза (что бы он свободно ходил), а за тем и крепежные болты. Зажимая тормоз рычагом на суппорте и немного продвигая колесо-колодки плотно прилягут к тормозному диску. Убедившись, что это именно так, затянуть болты крепящие суппорт к корпусу велосипеда.
Следующим нашим шагом, будет выставление зазоров между колодками и ротором. Правую колодку путем вращения со стороны колеса устанавливаем таким образом, что бы во время кручения колеса, она не задевала ротор, но при этом зазор между ротором и колодкой был как можно меньше (после выставления, у некоторых моделей суппорта есть контрящий болт — обязательно закрутить). Левую колодку выставляет путем нажатия на калипере тормозного рычага. Найдя нужное положение, зажимаем подводящий трос на калипере.
На этом регулировка дискового тормоза будет завершена.
Если же у Вас, возникли какие-либо вопросы, по настройке или установке тормозов, вы столкнулись с трудностями. Вы всегда можете написать, позвонить либо же прийти к нам в магазин ARDIS-BIKE. Мы поможем Вам с любым вопросом.