Тракторы беларус МТЗ-80, МТЗ-82, МТЗ-82. 1, МТЗ-1221, 1523, МТЗ-892, ЮМЗ, Т-40. Сельскохозяйственная техника: плуги, культиваторы, мотоблоки, косилки, сеялки
Тракторы беларус МТЗ-80, МТЗ-82, МТЗ-82.1, МТЗ-1221, 1523, МТЗ-892, ЮМЗ, Т-40. Сельскохозяйственная техника: плуги, культиваторы, мотоблоки, косилки, сеялки
К основным дефектам двухплунжерного топливного насоса высокого давления ТНВД НД-22/664 относится износ прецизионных деталей: плунжеров и втулок плунжеров.
Плунжерные пары восстанавливают хромированием с последующей механической обработкой. После замены изношенных деталей топливный насос испытывают и регулируют на стенде.
Регулировки ТНВД СМД-60/62 трактора Т-150 проводят в следующем порядке. Проверяют уровень масла в картере насоса и зазор в соединительной муфте.
Прокачивают ручным подкачивающим насосом систему низкого давления до появления из-под штуцера подвода топлива к насосу сплошной струи топлива без воздуха и затягивают штуцер.
Создают ручным подкачивающим насосом в системе питания давление 0,08. 0,10 МПа (0,8. 1,0 кгс/см2). Проворачивают вручную шпиндель стенда до появления топлива через штуцеры высокого давления и проверяют угол начала подачи топлива для первого штуцера.
Нормативные значения этих углов следующие: для первого штуцера — 0°, второго — 45° ± 30′, третьего — 120° ± 30′, четвертого — 165° ± 30′, пятого — 240° ± 30′ и шестого штуцера — 285° ± 30′. Для настройки угла начала подачи топлива насосом используют несколько размерных групп компенсационных тарелок пружин толкателя, устанавливаемых между роликом толкателя и плунжером.
Угол начала впрыска проверяют после присоединения форсунок к ТНВД Т-150К. После проверки угла начала подачи штуцеры соединяют топливопроводами с форсунками. Закрепляют рычаг управления насосом в положение максимальной подачи топлива.
Включают стенд, прокачивают систему высокого давления при 8,3. 10,0 с-1 шпинделя до момента появления отчетливого впрыска топлива в пеногаситель на стенде.
После этого регулируют подачу топлива на пусковых оборотах, скоростной режим, подачу топлива на номинальных оборотах, коррекцию подачи.
Проверяют подачу топлива на максимальной частоте холостого хода и максимальной частоте вращения кулачкового вала, которая соответствует полному выключению подачи топлива. Регулировочные параметры топливного насоса приведены в таблице.
Регулируемые параметры топливного насоса НД-22/664 трактора Т-150К
Частота вращения в режиме пуска, с-1 — 1,6
Подача топлива в режиме пуска, мм3/цикл — 160-180
Частота вращения на номинальном режиме, с-1 — 17,5
Средняя подача топлива по штуцерам при номинальной частоте вращения за 750 циклов, см3 — 86+1
Неравномерность подачи топлива по штуцерам со стендовыми форсунками на номинальном режиме, % — 3-4
Начало действия регулятора при частоте вращения кулачкового вала ТНВД СМД-60/62, сг-1 — 18+0,08
Максимальная частота вращения на холостом ходу, с-1 — 18,6
Подача топлива насосом при максимальной частоте вращения за 1000 циклов, см3 — не менее 20
Полное автоматическое выключение подачи топлива при частоте вращения, с-1 — не более 20
Частота вращения кулачкового вала насоса, соответствующая максимальному крутящему моменту коленчатого вала, с-1 — 12,5
Подача топлива ТНВД НД-22/664 трактора Т-150К в режиме, соответствующем максимальному крутящему моменту коленчатого вала за 650 циклов — 88-95
Начало действия корректора, с-1 — 15,8-17
Регулировка автоматической муфты опережения впрыска топлива заключается в установлении угла разворота ведомой полумуфты 5 (рис. 30) относительно ведущей 1. Величину угла разворота изменяют при снятом кожухе 4 регулировочными прокладками 9, устанавливаемыми под пружины 7.
С увеличением количества прокладок под каждой из пружин уменьшается угол разворота полумуфты. Регулируют на стенде, оборудованном предварительно отрегулированным топливным насосом с комплектом форсунок и топливопроводов.
Установка топливного насоса ТНВД Т-150 на двигатель СМД-60/62 происходит в следующем порядке:
— Устанавливают поршень первого цилиндра в положение ВМТ на такте сжатия.
— На кулачки шестерни привода надевают текстолитовую шайбу.
— Устанавливают полумуфту автомата опережения кулачками в вертикально устойчивое положение и крепят ТНВД Т-150.
— При этом кулачок с меткой должен быть вверху, а прорезь на текстолитовой шайбе совпадать с меткой «Т» на шестерне.
— Кулачки полумуфты должны войти в прорези текстолитовой шайбы.
— Совмещают метку на фланце топливного насоса со средним делением шкалы на проставке и закрепляют болтами.
— Присоединяют топливные трубки и тягу управления ТНВД.
Форсунка двигателя Т-150
Детали форсунки СМД-60/62 трактора Т-150 с поломками и трещинами любого размера не ремонтируют. Герметичность по сопряженным плоскостям корпус форсунки — корпус распылителя восстанавливают доводкой сопряженных плоскостей.
Износ торца корпуса форсунки от иглы распылителя устраняют после выпрессовки штифтов шлифованием торца с последующей доводкой плоскостей. При этом торец должен быть перпендикулярен к оси резьбы под гайку распылителя.
Наиболее распространенным дефектом распылителя форсунки трактора Т-150К является его закоксовывание.
Очищать распылитель от нагара следует осторожно деревянными или латунными скребками, а прочищать сопловые отверстия иглой, которая имеется в комплекте инструмента.
После ремонта и сборки форсунки регулируют и испытывают на герметичность, на давление и угол впрыскивания. Давление начала впрыскивания должно быть равно 17,5+0’5 МПа (175- кгс/см).
По пропускной способности распылителя форсунки дизеля СМД-60/62 сортируют на две группы: первая группа — от 97 до 100 мм3/цикл, вторая — от 101 до 103 мм3/цикл. Маркировку группы наносят на корпусе.
На двигатель устанавливают форсунки одной группы. Момент затягивания гайки распылителя равен 60 Нм (6 кг/см), гайки колпака — 100 Нм (10 кг/см) и штуцера подвода топлива — 90 Нм (9 кг/см).
Турбокомпрессор СМД-60/62 трактора Т-150
К основным дефектам турбокомпрессора СМД-60/62 относятся трещины, изломы, повреждение резьбы, износ поверхностей трения. На внешней поверхности и лопатках вставки компрессора не должно быть механических повреждений, загрязнений и наплывов.
На поверхности фланца крепления корпуса турбины Т-150 к впускному коллектору двигателя допускается не более трех раковин длиной до 2 мм и глубиной до 1,5 мм, размещенных на расстоянии не менее 3 мм от кромок и 10 мм одна от другой.
На каждой обработанной поверхности допускается не более трех одиночных раковин длиной не более 3 мм и глубиной до 2 мм, находящихся на расстоянии не менее 3 мм от кромок, фасок и краев отверстий и 5 мм одна от другой. Смещение осей резьбовых отверстий под шпильки крепления
корпусов турбины и компрессора не должно превышать 0,2 мм.
На внешней поверхности вставки турбины Т-150К дизеля СМД-60/62 задиры и механические повреждения не допускаются.
На каждой обработанной поверхности допускается не более трех одиночных раковин длиной до 0,3 мм и глубиной 2 мм, расположенных на расстоянии не менее 10 мм от кромок, краев отверстий и одна от другой.
Овальность и конусность отверстий среднего корпуса под подшипник после восстановления не должны превышать 0,01 мм. Величина износа допускается до диаметра 32+0’035 мм. Шероховатость поверхности отверстий должна соответствовать 6 классу. Корпус турбины изготовлен из чугуна СЧ18-36.
Трещины корпуса турбины СМД-60/62 трактора Т-150 разделывают под сварку и заваривают методом отжигающих валиков электродуговой сваркой. Корпус компрессора отлит из алюминиевого сплава. К основным его дефектам относятся также трещины и изломы.
Вал ротора с изношенными канавками уплотнительной втулки турбины, поверхностями под подшипник скольжения и маслоотражателем компрессора восстанавливают заменой изношенных деталей.
Из стали 45Х изготовляют заготовку втулки уплотнения и напрессовывают ее, предварительно нагрев до 400 °С, на вал ротора до упора в диск турбины. Формируют канавки втулки, подрезают торец втулки, нарезают резьбу и канавки на конце вала со стороны компрессора.
Валик шлифуют до нужных размеров. Овальность и конусность шеек вала не должны превышать 0,005 мм. Диски уплотнения турбины и компрессора с изношенными отверстиями под уплотнительные кольца ремонтируют методом постановки втулок.
Для этого диск растачивают до диаметра 32,8 мм, нагревают до 100. 150 С и запрессовывают втулку. Размеры втулки: наружный диаметр 32,9 мм, внутренний диаметр 28 мм, длина 11 мм (для диска уплотнения компрессора) и 15 мм (для диска уплотнения турбины).
Внутренний диаметр втулки диска уплотнения турбокомпрессора СМД-60/62 трактора Т-150К растачивают под размер 29,6 мм, а втулки диска уплотнения турбины — под размер 28,6 мм. Шероховатость обработанной поверхности должна быть не ниже 1,25 мкм.
Износ поверхностей под уплотнительные кольца не допускается. Возможны только матовые пояски на поверхности сопряжений с уплотненным кольцом.
При сборке ротора его балансируют в два этапа: сначала вал ротора в плоскости колеса турбины, а потом ротор в сборе в плоскости колеса компрессора.
При балансировке применяют технологическую втулку и шпонку, которые фиксируют на валу резиновыми кольцами. Балансировку вала ротора в сборе, проводят до тех пор, пока не достигнут дисбаланса не более 0,2 Нм (0,2 гсм). Разукомплектование ротора после динамической балансировки не допускается.
Уплотненные кольца устанавливают на вал ротора и маслоотбойник при помощи специального приспособления. Установленные кольца должны под действием своей массы опускаться в канавки ротора. Замки их должны быть разведены в противоположные стороны.
Вал ротора устанавливают в отверстия подшипника так, чтобы уплотнительные кольца вошли в отверстия диска уплотнения турбины СМД-60/62 от легкого нажатия рукой.
Гайку на валу ротора затягивают до совмещения рисок на валу ротора и гайке. Момент затяжки должен быть в пределах 40. 45 Нм (4,0. 4,5 кг/см).
Осевое перемещение ротора в среднем корпусе допускается в пределах 0,2. 0,3 мм. Зазор между колесом компрессора и вставкой корпуса компрессора на диаметре 108 мм должен находиться в пределах 0,6 мм, а между колесом турбины и вставкой ее —0,5. 0,9 мм.
Такие значения зазора получают постановкой прокладок. После сборки турбокомпрессора Т-150, проворачивая ротор от усилия руки, заливают 15. 20 г моторного масла в маслопроводный канал.
Ротор должен легко проворачиваться без зацепления за неподвижные детали. Противодавление на выходе из турбины должно быть не более 2 кПа (200 мм вод. ст.). Расход воздуха на контрольном режиме должен быть в пределах 0,18 кг/с. Его замеряют периодически.
Параметры турбокомпрессора должны соответствовать нормам режима контрольно-сдаточных испытаний. При этом должны быть достигнуты герметичность всех соединений и корпусных деталей, равномерность работы и стабильность параметров, отсутствие при работе посторонних шумов.
Тракторы МТЗ-80, 82, МТЗ-1221, 320, ЮМЗ, Т-40, Т-25, Т-150К. Запчасти, регулировки, техобслуживание и ремонт.
Устройство топливной системы дизеля СМД-60,62 трактора Т-150
В топливную систему СМД-60/62 трактора Т-150 входят: фильтры грубой и тонкой очистки топлива, топливный насос с регулятором, подкачивающий насос, форсунки, топливопроводы низкого и высокого давления, топливный бак. Топливо из бака поступает в фильтр грубой очистки, в котором происходит очистка топлива от крупных механических примесей и отстой воды.
Отсюда по топливопроводу топливо засасывается подкачивающим насосом поршневого типа и нагнетается в фильтр тонкой очистки с бумажными фильтрующими элементами, затем проходит через контрольную секцию фильтра-кронштейна и поступает в топливный насос высокого давления (ТНВД).
Из насоса топливо по трубкам высокого давления подается к форсункам. При достижении давления, равного 17,5 МПа (175 кгс/см2), игла распылителя форсунки поднимается и топливо впрыскивается в камеру сгорания в поршне.
Рис. 9. Фильтр грубой очистки топливной системы Т-150
1 — стакан; 2 — элемент сетчатый фильтрующий; 3 — кольцо прижимное; 4 — кольцо уплотнительное; 5,7— болты поворотных угольников; 6 — трубка подвода топлива к фильтру; 8 — трубка подвода топлива к подкачивающему насосу; 9— болт; 10—корпус; 11— распределитель; 12 — успокоитель; 13 — пробка для слива отстоя топлива.
Фильтр грубой очистки топлива предназначен для предварительной очистки топлива. Он представляет собой корпус 10 (рис. 9) с установленными поцентру распределителем 11 и сетчатым фильтрующим элементом 2, выполненным в виде конуса.
Фильтрующий элемент закрыт пластмассовым стаканом 1, который прикреплен к корпусу прижимным кольцом 3 и болтами 9. В стыке между стаканом и корпусом установлена резиновая прокладка 4.
Внутри стакана размещен успокоитель 12, а в нижней части имеется отверстие с пробкой 13 для слива отстоя топлива. Прошедшее через сетчатый фильтр топливо через болт 7 поворотного угольника по трубке 8 поступает к подкачивающему насосу и дальше к фильтру тонкой очистки.
Фильтр тонкой очистки топлива СМД-62/60 трактора Т-150 предназначен для окончательной очистки топлива. Он двухступенчатый с последовательно включенными ступенями очистки (рис. 10).
В качестве первой ступени применен фильтр 2ТФ-3, состоящий из двух одинаковых секций, включенных в топливную систему параллельно. Каждая секция представляет собой пластмассовый корпус 18, в котором размещен неразборный бумажный фильтрующий элемент 19.
Вверху и внизу фильтрующие элементы уплотняются резиновыми кольцами 17 и 25. Нижнее кольцо поджато пружиной 24. Оба фильтрующих элемента прикреплены к одной крышке 15 стяжными болтами 20 и гайками 14.
Рис. 10. Фильтр тонкой очистки топлива двигателя СМД-60/62 трактора Т-150К
1 — кран трех-ходовой; 2 —трубка подвода топлива от подкачивающего насоса; 3 — трубка отвода избыточного топлива от топливного насоса; 4 — трубка слива избыточного топлива в бак, 5 — клапан перепускной; 6 — трубка слива избыточного топлива из форсунки; 7 — вентиль; 8 — трубка слива топлива и выпуска воздуха; 9 — трубка подвода топлива в фильтр-кронштейн; 10, 14 — гайки стяжные; 11 —трубка подвода топлива к топливному насосу, 12 —крышка фильтра-кронштейна; 13—корпус фильтра-кронштейна; 15—крышка фильтра 2ТФ-3; 16—прокладка; 17, 25— кольца; 18 — корпус фильтра 2ТФ-3; 19 — элемент фильтрующий бумажный; 20 — болт стяжной; 21 — болт запорный; 22— гайка, 23—трубка сливная правой секции; 24 — пружина: 26 — шпилька стяжная, 27— трубка сливная левой секции; 28—пробка
В крышке расположен трехходовой кран 1, позволяющий отключать при промывке любую секцию. Фильтр 2ТФ-3 имеет самостоятельный слив топлива из каждой секции.
Для выпуска воздуха из топливной системы двигателя СМД-60/62 в крышке фильтра установлен продувочный вентиль 7, а для перепуска избыточного топлива из головки ТНВД в бак — перепускной клапан 5. Пройдя через фильтрующие элементы первой ступени, очищенное топливо по трубке поступает в фильтр-кронштейн — вторую ступень очистки.
Фильтр-кронштейн представляет собой чугунный корпус-кронштейн, в котором размещен один фильтрующий элемент ЭТФ-3 с таким же уплотнением, как в первой ступени.
Сверху корпус-кронштейн закрыт чугунной крышкой 12. Резьбовая пробка, расположенная в нижней части фильтра-кронштейна, служит для слива топлива из корпуса фильтра при его промывке.
Топливный насос ТНВД СМД-60/62 трактора Т-150К (рис. 11) распределительного типа, двухсекционный с дозированием топлива изменением конца подачи, снабжен механическим всережимным регулятором прямого действия, поршневым подкачивающим насосом с ручной прокачкой топлива и муфтой автоматического изменения угла опережения впрыска топлива.
Рис. 11. Топливный насос двигателя СМД-60/62 трактора Т-150
1—ступица регулятора; 2—муфта регулятора; 6—груз регулятора; 4—рычаг корректора; 5—ось серьги пружины; 6 — ось основного рычага; 7—рычаг основной: 8—крышка с корректором; 9—шток корректора; 10— корпус корректора; 11 — пружина корректора; 12 — винт корректора; 13— ограничитель, 14— пружина регулятора; 15— валик рычага управления; 16 — винт «стоп»; 17 — крышка регулятора верхняя; 18—сапун; 19—шестерня промежуточная; 20—секция высокого давления; 21 — кольцо уплотнительное; 22 — толкатель; 23 — пробка уровня масла: 24—фиксатор верхней тарелки пружины; 25— крышка передняя; 26—штуцер высокого давления; 27 — рычаг управления; 28 — насос топливоподкачивающий; 29—пробка слива масла; 30—валик кулачковый; 31—крышка; 32 — корпус насоса; 33—ролик толкателя; 34 — шестерня коническая ведущая; 35—штифт; 36 —валик регулятора; 37—пружина демпферная; 38 — шестерня коническая ведомая; 39 — шайба блокировки вала регулятора; 40 — валик эксцентриковый.
Изменение количества подаваемого топлива производится осевым перемещением дозатора 16 (рис. 12) по плунжеру, что осуществляется регулятором через систему рычагов 4, 5, 8 (рис. 13) и поводок привода дозатора. Режим работы дизеля устанавливается поворотом рычага 27 (рис. 11), связанного через пружину регулятора 14 и рычажную систему с дозаторами 16 (рис. 12).
Увеличение подачи топлива при запуске дизеля СМД-60/62 достигается автоматически дополнительным ходом дозаторов под действием пусковой пружины 2 (рис. 13), перемещающей рычаги в положение, соответствующее максимальной подаче.
Для увеличения подачи топлива при перегрузке дизеля применен пружинный корректор, который состоит из корпуса 10 (рис. 11) и размещенных в нем штока 9, пружины 11, регулировочного винта 12, ограничителя 13 для регулировки хода штока 9.
Выключение подачи топлива осуществляется принудительно рычагом управления 27 или регулятором при достижении предельного числа оборотов. В обоих случаях перемещение рычажной системы вызывает смещение дозаторов в крайнее нижнее положение.
Рис 12. Секция высокого давления ТНВД Т-150
1—тарелка пружина нижняя; 2—втулка зубчатая; 3—тарелка пружина верхняя; 4—плунжер; 5—чека монтажная; 6— втулка плунжера, 7 —седло нагнетательного клапана; 8—прокладка клапана; 9 — пружина обратного клапана; 10—клапан обратный; 11— клапан нагнетательный; 12 — пружина нагнетательного клапана; 13—штуцер высокого давления; 14—прокладка; 15 — пробка, 16—дозатор; 17— уплотнительное кольцо; 18 — пружина толкателя.
Рис. 14. Схема работы секции высокого давления ТНВД СМД-60/62
1—полость дозатора; 2—паз распределительный; 3—центральный канал в плунжере; 4 — канал подвода топлива; 5, 6—каналы распределительные во втулке; 7—отсечное отверстие.
Во втулке плунжера установлены штуцеры 13 (рис. 12) с нагнетательными клапанами двойного действия. Герметизация надплунжерного пространства осуществляется прокладкой 14 и пробкой 15, затянутой крутящим моментом 90—100 Нм (9—10 кг/см).
В уплотнительную канавку втулки плунжера устанавливается резиновое кольцо 17, обеспечивающее разделение топливной и масляной полостей насоса и их герметичность. Весь узел в сборе удерживается монтажной чекой 5, удаляемой после установки секции в корпус топливного насоса СМД-60/62. Схема работы секции высокого давления показана на рис. 14.
Рис. 13. Система управления дозаторами (вид сбоку на ТНВД Т-150 при снятой крышке)
1—втулка привода дозатора; 2 — пружина пусковая; 3 — кронштейн промежуточной шестерни; 4— вильчатый рычаг поводка дозатора; 5 — тяга; 6—палец эксцентриковый; 7— фиксатор толкателя; 8—тяга регулировочная.
Регулятор топливного насоса ТНВД СМД-60/62 трактора Т-150 расположен в одном корпусе с насосом и предназначен для автоматического изменения мощности дизеля в зависимости от нагрузки, обеспечения устойчивой и экономичной работы дизеля на заданном режиме.
Регулятор также ограничивает максимальную и поддерживает минимально устойчивую частоту вращения коленчатого вала дизеля.
Топливоподкачивающий насос — поршневого типа предназначен для подачи топлива из топливного бака к топливному насосу и крепится в боковой расточке корпуса насоса на двух шпильках.
Топливоподкачивающий насос СМД-60/62 трактора Т-150 состоит из чугунного корпуса 1 (рис. 15), в горизонтальной расточке которого размещен поршень 2.
Поршень прижимается к штоку 5 пружиной 3, упирающейся другим концом в пробку 31. В расточке со стороны фланца по одной оси с поршнем установлен роликовый толкатель 29.
Ролик 28 толкателя прижимается к эксцентрику валика 40 (рис. 11) пружиной 30 (рис. 15). В нижней части корпуса в специальных расточках размещены клапаны: впускной 25 и выпускной 8, прижатые к седлам 13 пружинами 9 и пробками 7.
Рис. 15. Топливоподкачивающий насос СМД-60/62 трактора Т-150К
1 — корпус подкачивающего насоса; 2 — поршень; 3 —пружина поршня; 4 — втулка штока; 5 — шток поршня; 6—кольцо стопорное; 7—пробка клапана; 8—клапан выпускной; 9 — пружина клапана; 10—трубка отвода топлива; 11—болт поворотного угольника; 12 — прокладка; 13 — седло клапана; 14—трубка подвода топлива; 15— рукоятка насоса ручной прокачки; 16 — крышка цилиндра насоса ручной прокачки; 17—шток поршня насоса ручной прокачки; 18 — цилиндр насоса ручной прокачки; 19—штифт; 20—кольцо уплотнительное; 21 — поршень насоса ручной прокачки; 22 — кольцо уплотнительное; 23— прокладка; 24—болт; 25—клапан впускной; 26—прокладка; 27 — ось толкателя; 28 — ролик толкателя; 29 — толкатель поршня; 30 — пружина толкателя; 31—пробка; 32—кольцо уплотнительное.
Для удаления воздуха из системы питания дизеля перед запуском и заполнения ее топливом после сборки на подкачивающем насосе установлен насос ручной прокачки.
При перемещении его поршня вверх топливо под действием разрежения открывает впускной клапан 25 (рис.15) и поступает в цилиндр насоса ручной прокачки, при перемещении вниз впускной клапан 25 под действием пружины 9 и возрастающею давления топлива закрывается, открывается выпускной клапан 8 и топливо поступает в полость нагнетания до полного заполнения системы.
Рис. 16. Привод топливного насоса СМД-60/62
1 — опора шестерни привода; 2 — болт (заглушка); 3 — трубка подвода масла к фильтру турбокомпрессора; 4—маслоподводящий канал к опоре шестерни; 5—щит; 6 — картер маховика; 7, 12 — масляные каналы в опоре шестерни; 8 — кольцевая канавка; 9 -шестерня привода топливного насоса; 10—шайба; 11—втулка; 13—пружина распорная; 14—штуцер; 15—проставка топливного насоса; 16—топливный насос; 17—валик насоса; 18—сальник уплотнения носка кулачкового вала; 19—фланец; 20 — муфта автоматическая.
Смазка ТНВД автономная. Для слива излишка масла при повышении его уровня сверх нормального на корпусе топливного насоса установлена дренажная трубка.
Муфта автоматическая 20 (рис. 16) изменения угла опережения впрыска топлива установлена на коническом конце кулачкового вала топливного насоса. Она обеспечивает оптимальный угол опережения впрыска топлива в зависимости от частоты вращения коленчатого вала дизеля.
Рис. 17. Муфта автоматическая ТНВД Т-150
1—полумуфта ведущая; 2—втулка ведущей полумуфта; 3 — кольцо стопорное; 4—палец ведущей полумуфты; 5 — кожух муфты; 6 — полумуфта ведомая; 7 — груз муфты автоматической; 8—пружина муфты автоматической, 9 —прокладка пружины регулировочная; 10 — ось груза; 11 — кольцо уплотнительное.
Муфта автоматическая ТНВД двигателя СМД-60/62 — центробежного типа, состоит из кожуха 5 (рис. 17), ведомой полумуфты 6, закрепленной шпонкой на коническом хвостовике кулачкового вала насоса, ведущей полумуфты 1, свободно насаженной на полый хвостовик ведомой полумуфты, грузов 7, качающихся на осях 10 ведомой полумуфты, и двух пружин 8, упирающихся одним торцом в оси 10 грузов, другим — в палец 4 ведущей полумуфты.
При максимальном числе оборотов вала насоса грузы раздвигаются до упора в стенки кожуха, при этом обеспечивается наибольший угол опережения впрыска топлива. При снижении оборотов дизеля угол автоматически уменьшается.
Рис. 18. Установка привода тахоспидометра
1— корпус привода тахоспндометра; 2 — корпус топливного насоса, 3—поводок; 4 — вал эксцентриковый; 5 — планка ведущая; 6 — привод тахоспидометра.
Привод тахоспидометра 6 установлен на топливном насосе двигателя СМД-60/62 со стороны, противоположной ею приводу, на специальном корпусе 1 (рис. 18) и служит для передачи вращательного движения от валика топливного насоса через гибкий вал к тахоспидометру, установленному на щитке приборов в кабине трактора.
Привод тахоспидометра представляет собой редуктор с одной парой винтовых шестерен. Корпус привода заполнен смазкой. Направление вращения ведущего валика привода, если смотреть со стороны планки, правое, то есть по часовой стрелке.
Обозначение привода, направление вращения ведущего валика и номинальная частота вращения коленчатого вала дизеля набиваются на наружной стороне фланца. На дизеле СМД-62 устанавливается привод тахоспидометра с обозначением ПТ-3802010-12.
Рис. 19. Форсунка СМД-60/62 трактора Т-150
1 — игла распылителя; 2 — прокладка форсунки; 3 — камера в корпусе распылителя; 4 — канал в корпусе распылителя; 5—канал в корпусе форсунки; 6 — прокладка штуцера; 7 — фильтр сетчатый; 8 — штуцер; 9—прокладка; 10 —винт регулировочный; 11—колпак, 12 — контргайка; 13 — гайка регулировочная; 14—пружина; 15 —штанга; 16 — корпус форсунки, 17 — штифт установочный; 18 — распылитель; 19 — гайка распылителя, 20 — отверстия сопловые
Форсунка двигателя трактора Т-150 (рис. 19) предназначена для впрыска топлива в цилиндр дизеля. Она обеспечивает необходимый распыл топлива и ограничивает начало и конец подачи.
На дизеле СМД-60/62 установлены форсунки ФД-22 закрытого типа. Форсунки имеют обозначение 112 1112010.10 и маркируются на корпусе цифрой «112», распылители имеют обозначение 112.1112110-10 и маркируются «4X034».
По пропускной способности форсунки разделяются на две группы: первая маркируется цифрой «1», вторая — цифрой «2». Маркировка наносится на корпусе форсунки. На двигателе устанавливаются форсунки только одной группы.
В распылителе 18 форсунки имеется четыре сопловых отверстия для распыла топлива. Пружина 14 распылителя отрегулирована на давление начала подъема иглы 1 равное 17,5—18 МПа (175—180 кгс/см2), затягивается регулировочным винтом 10 и фиксируется контргайкой 12.
Как выставить зажигание на Т-40
Для корректной работы тракторной техники необходимо периодически осуществлять ремонт, после которого может потребоваться регулировка различных узлов агрегата. Установка зажигания Т-40 представляется крайне ответственной процедурой, поскольку от неё напрямую зависит возможность двигателя успешно начать свою работу.
Механизм газораспределения
Прежде чем выяснить, как выставить зажигание на Т 40 с ТНВД от МТЗ, целесообразно более подробно ознакомиться с устройством газораспределительной системы этой популярной модели трактора. ГРМ агрегата представляет собой специальный узел, предназначенный для формирования оптимальных для работы двигателя условий. К числу наиболее значимых элементов его конструкции целесообразно отметить:
- распредвал;
- шестереночный механизм;
- система клапанов и её привод, включающий пружины, штанги, толкатели, пружины;
- крепежные элементы.
Важным элементом конструкции трактора, который необходим для его успешного старта в условиях низких температур, представляется декомпрессор. Помимо старта, он активно участвует при необходимости срочной остановки двигателя. Основными элементами его конструкции представляются рычаги, рейки, а также шарниры.
Регулировка зажигания
Желая правильно отрегулировать подобного рода механизм, важно отметить, что система зажигания, привычная для транспортных средств с двигателем внутреннего сгорания бензинового типа, на дизельных аналогах отсутствует. Вместо регулировки потребуется установка момента впрыска на тракторе Т 40, поскольку в дизельных моторах топливо воспламеняется благодаря избыточному давлению.
Установка и настройка момента впрыска
Планируя самостоятельно выполнить настройку подобного агрегата, потребуется подготовить стандартный набор инструментов, а также специальную стеклянную трубку, внутренний диаметр которой составляет 0,1-0,15 см. Во избежание ошибок следует придерживаться простейшей инструкции:
- Отсоединить трубку высокого давления от штуцера 1-ого цилиндра.
- Установить на него подготовленную стеклянную трубку.
- Повернуть коленвал до тех пор, пока указатель «Т» на крышке совпадет с позицией «НДТ», которую можно найти непосредственно на шкиве коленвала.
- Демонтировать заливную горловину, после чего снять крепежные элементы насоса.
- Установить рычаг управления в позицию полной подачи, после чего выворачивать регулировочный элемент топливного насоса вплоть до появления в трубке топлива без воздушных примесей.
- Слить топливо, отметить момент его подъема.
- Установив валик насоса в нужное положение, необходимо завернуть болты таким образом, чтобы отверстия на фланце совпали с аналогичными объектами на шестеренки.
- Проверить работоспособность системы.
С помощью подобного алгоритма можно без труда выполнить настройку момента впрыска, однако необходимо после каждой регулировки осуществлять проверку работы системы, поскольку нередко оптимальное положение смещается при закреплении болтов.
Регулировка клапанов
К числу необходимых манипуляций, проводимых в рамках техобслуживания тракторов модели Т-40, представляется проверка и регулировка клапанов. В процессе работ необходимо убедиться в нормальном количестве смазки на распредвале, а также в плотном креплении элементов на своих позициях.
Потребность в обслуживании возникает каждые 380 часов непрерывной работы, иначе велика вероятность отклонения показателей от нормы и появление серьезных неисправностей. Согласно правилам, зазор клапанов на не прогретом силовом агрегате должен составлять 0,3 мм, причем как для выпускного, так и для впускного элемента.
Алгоритм регулировки клапанов крайне прост, предполагает выполнение следующих манипуляций:
- Демонтировать клин заднего кардана, после чего освободить его.
- Регулировка зазоров выполняется с помощью специального регулировочного винта, расположенного на коромысле.
- Для контроля текущего зазора и установки необходимых значений используется щуп.
- Повернуть поршень 1 цилиндра, установив его в положение конца такта, совместив метку с указателем.
- Отпустить контргайку, затем выставить необходимый зазор, после чего вновь затянуть её.
- Клапаны регулируются по порядку работы цилиндров, при переходе к следующему элементу потребуется повернуть коленвал на 0,5 оборота.
Крайне важно при выполнении работ обеспечить надежное крепление контргайки, иначе со временем это приведет к смещению зазора, а также другим проблемам.
Советы специалистов
Существует сразу несколько наиболее распространенных проблем, характерных для подобного рода механизмов. Чаще всего владельцам Т 40 приходится сталкиваться с затрудненным стартом двигателя, а также избыточном выхлопом. Основной причиной является отсутствие герметичности между клапаном и седлом.
Для устранения поломки потребуется демонтировать головки, после чего притереть клапан с помощью станка. К подобной проблеме может привести неверная установка шестереночных элементов двигателя.
Заключение
При желании владелец трактора Т 40 может самостоятельно выставить зажигание, однако подобная процедура значительно отличается от аналогичной, проводимой в отношении бензиновых двигателей. Помимо настройки момента впрыска, потребуется выполнить регулировку клапанов, что позволит обеспечить корректную работу двигателя.
Устройство и принцип действия топливного насоса Т-25, Т-16 пучковый
На тракторах Т-16 и Т-25 устанавливается топливный насос ТНВД 572.1111004 — одноплунжерного типа, обеспечивающий дозирование топлива и изменение конца подачи. Насос имеет всережимный механический регулятор прямого действия и поршневой топливоподкачивающий насос с ручной подкачкой топлива.
Корпус насоса (на рисунке поз. 27) выполнен из алюминия и имеет насосную полость, регуляторную и полость кулачкового механизма. На корпусе закреплен топливоподкачивающий насос (поз. 52), который получает привод от кулачкового валика (поз. 36) через валик эксцентриковый (поз. 28). Вал кулачковый получает привод от дизеля через втулку шлицевую (поз. 40). Крепится насос ТНВД Т-16, Т-25 через установочный фланец (поз. 39). Вращаясь, кулачковый вал придает плунжеру возвратно-поступательное движение, а от валика (поз. 10) регулятора через шестерню (поз. 6) и втулку (поз. 5) плунжер получает вращательное движение, тем самым обеспечивая распределение топлива по цилиндрам.
Узел регулятора получает привод через конические шестерни (поз. 31, 34) и демпферную пружину (поз. 32)от кулачкового вала. Пружина находится между валиком (поз. 10) регулятора и ступицей (поз. 25) грузов. Если пружина выходит из строя, то ступица осуществляет переход на работу штифтом (поз. 29) на жесткий упор.
Режим работы дизеля Д-21 устанавливается поворотом рычага, который связан через пружину (поз. 15) регулятора и систему рычагов с дозатором (поз. 46). Достижение увеличенной подачи топлива при пуске происходит автоматически путем дополнительного хода дозатора под действием пружины (поз. 54) запуска, которая перемещает рычаги (поз. 55, 53) и вильчатый рычаг в положение уровня максимальной подачи. В режиме перегрузки дизеля увеличенная подача топлива достигается за счет пружинного корректора, состоящего из корпуса (поз. 18), штока (поз. 19), пружины (поз. 17), регулировочного винта (поз. 16) и контргайки.
Рис.1 — Топливный насос ТНВД 572.1111004 тракторов Т-16, Т-25 (двигатель Д-21А) пучковый
1 – стяжной болт; 2 – крышка с манжетой; 3 – толкатель в сборе; 4 – пружина толкателя; 5 – зубчатая втулка; 6 – промежуточная шестерня в сборе; 7 – плунжерная пара; 8 – стяжная гайка; 9 – головка насоса в сборе; 10 – валик регулятора; 11 – крышка регулятора; 12 – лимб; 13 – сапун; 14 – крышка с корректором; 15 – пружина регулятора; 16 – винт; 17 – пружина корректора; 18 – корпус корректора; 19 – шток корректора; 20 – рычаг корректора; 21 – ось серьги пружины; 22 – ось вильчатого рычага; 23 – груз регулятора; 24 – муфта; 25 – ступица груза; 26 – крышка с подшипником; 27 – корпус насоса; 28 – эксцентриковый валик; 29 – штифт; 30 – эксцентрик; 31, 34 – коническая шестерня; 32 – демпферная пружина; 33 – ограничительная шайба; 35 – пробка слива масла; 36 – кулачковый валик; 37 – шарикоподшипник; 38 – ролик толкателя; 39 – установочный фланец; 40 – шлицевая втулка; 41 – перепускная трубка; 42 – штуцер подвода масла; 43 – отсечной клапан; 44 – штуцер отвода отсечного топлива; 45 – штуцер; 46 – дозатор; 47 – сухарик; 48 – втулка привода дозатора; 49 – чека; 50 – стопорный винт толкателя; 51 – пробка уровня масла; 52 – топливоподкачивающий насос; 53 – тяга регулятора; 54 – пусковая пружина; 55 – привод дозатора; 56 – винт полного выключения подачи; 57 – винт холостых оборотов; 58 – рычаг управления подачей топлива.