Возможные неисправности рулевого управления без гидроусилителя, их причины и способы устранения
Возможные неисправности рулевого управления без гидроусилителя, их причины и способы устранения
Рассмотрим часто встречающие неисправности из раздела «Рулевое управление без гидроусилителя, автомобилей Шевроле Нива и ВАЗ 21214», укажем причины и способ их устранения.
I. Рулевое колесо имеет увеличенный свободный ход:
1) Не отрегулирован зазор в червячной паре рулевого механизма – отрегулировать зазор.
2) Сверхдопустимый люфт в рулевых наконечниках – произвести замену рулевых наконечников.
3) В маятниковом рычаге не допустимое перемещение деталей — заменить маятниковый механизм.
4) Ослабло резьбовое соединение сошки, с рулевым механизмом – подтянуть гайку.
5) На рулевом колесе не затянута гайка крепления – подтянуть гайку.
II. Подклинивает рулевой механизм.
1) Зазор в червячной паре не соответствует техническим параметрам – отрегулировать зазор.
2) Рабочий износ поверхности ролика или червяка – произвести замену изношенных деталей.
III. Течь масла из под крышки картера рулевого механизма.
1) Износ рабочей поверхности сальника – заменить сальники.
2) Высоки уровень масла в редукторе рулевого механизма – довести уровень масла до нормы.
3) Отсутствует герметичность в уплотнительных прокладках – подтянуть крепежные болты крышки картера или заменить прокладки.
IV. Посторонний стук, в элементах рулевого управления.
1) Нет масла в редукторе рулевого механизма – определить и устранить причину утечки масла, залить масло в редуктор по уровню.
2) Износ рабочих деталей рулевого механизма – определить и заменить изношенные детали.
3) Сверхдопустимый зазор в подшипниках маятника – при возможности заменить подшипники либо маятниковый механизм в сборе.
4) Повышенный зазор в деталях рулевых наконечниках – заменить рулевые наконечники или рулевую трапецию в сборе.
5) Люфт в деталях шаровой опоры – заменить разрушенные шаровые опоры.
6) Отсутствие надежного резьбового соединения рулевой палец, гайка – проверить все гайки рулевой трапеции и подтянуть их.
7) Не прочное резьбовое крепление вала рулевой колонки – подтянуть болты крепления.
8) Не отрегулирован зазор в подшипниках передней ступицы – отрегулировать зазор или при необходимости заменить ступичные подшипники.
V. При движении автомобиля, появляется вибрация на рулевом колесе.
Если допустить, что все колеса автомобиля правильно отбалансированны, а давления в шинах соответствует техническим параметрам, тогда возможны проявления следующих неисправностей.
1) Нарушен зазор в червячной паре рулевого механизма – отрегулировать зазор.
2) Ослабло резьбовое соединение, на фланцах карданных валов – протянуть карданные болты.
3) Сверхдопустимый люфт, в элементах рулевого наконечника – заменить рулевые наконечники.
4) Присутствует люфт в пальце шаровой опоры – заменить разрушенные шаровые опоры.
VI. При движении, автомобиль уводит в сторону.
1) Разное давления воздуха в шинах – проверить и довести давление до норы.
2) Нарушены развал и схождение передних колес – проверить и отрегулировать развал и схождения.
3) Пружины передней подвески имеют разную осадку – заменить обе пружины.
4) Поворотный кулак или рычаги передней подвески имеют деформацию – определить и заменить поврежденные детали.
5) При движении не растормаживается одно из колес – определить позицию колеса и устранить неисправность в тормозной системе.
VII. Не равномерный износ протектора колеса.
1) Давление в шинах не соответствует техническим параметрам – проверить и довести давления в шинах до нормы.
2) Не правильная регулировка развала и схождения колес – проверить и отрегулировать.
3) Нарушены элементы крепления подвески автомобиля – проверить и закрепить.
4) Скрытая деформация передней балки – заменить переднюю балку автомобиля.
Здесь были рассмотрены основные причины неисправностей рулевого управления автомобилей семейства «Нива», а также методы и способы их устранения.
Особенности рулевого управления Нива Шевролет
Рулевое управление – травмобезопасное с рулевым механизмом 11 (рис. 1), представляющим собой червячный редуктор.
Рулевой привод включает в себя три тяги – среднюю 3 (см. рис. 1) и две боковые тяги 1, а также сошку 2, маятниковый рычаг 4 с кронштейном 10, закрепленным на правом лонжероне, и поворотные рычаги 9 поворотных кулаков 7.
Рулевое управление ВАЗ-2123 с механической связью и гидроусилителем.
Рулевой механизм типа «винт шариковая гайка сектор» с распределительным клапаном.
Рулевая трапеция образована тремя рулевыми тягами (одна средняя и две боковых), сошкой, маятниковым рычагом и рычагами поворотных кулаков.
Боковые тяги состоят из двух наконечников, соединенных резьбовой разрезной муфтой.
На внутреннем (коротком) наконечнике правая резьба, на наружном левая.
На соединительной муфте резьба также разного направления, поэтому при ее поворачивании длина боковой тяги увеличивается или уменьшается, что нужно для регулировки схождения колес.
Муфта фиксируется на наконечниках стяжными хомутами. На концах рулевых тяг находятся шаровые шарниры.
Их пальцы имеют конусную посадку в поворотных рычагах и зафиксированы гайками со шплинтами.
Кронштейн маятникового рычага прикреплен к правому лонжерону двумя болтами с самоконтрящимися гайками.
В корпусе кронштейна установлены два подшипника, в которых вращается ось маятникового рычага.
В систему гидравлического усилителя входят: лопастной насос, бачок для рабочей жидкости, радиатор для охлаждения рабочей жидкости, шланги подвода и отвода жидкости и рулевой механизм.
Рулевой механизм прикреплен тремя болтами с самоконтрящимися гайками к левому лонжерону.
Насос закреплен на кронштейне с левой стороны двигателя. Вал насоса приводится во вращение ремнем от шкива привода вспомогательных агрегатов.
Гидравлическая жидкость из бачка подается насосом под высоким давлением к распределителю, расположенному в рулевом механизме и механически соединенному с валом рулевой колонки.
При повороте рулевого колеса распределительный клапан соединяет одну из полостей силового цилиндра с нагнетательной магистралью насоса, а другую полость со сливом.
Силовой цилиндр преобразует перепад давлений в дополнительное усилие, воздействующее через гайку-поршень на сектор сошки рулевой трапеции и далее на передние колеса.
Из полости слива жидкость по шлангу поступает к радиатору гидроусилителя, где происходит ее охлаждение.
Далее гидравлическая жидкость поступает в бачок.
При отказе усилителя возможность управления автомобилем сохраняется, но при этом увеличивается усилие на рулевом колесе.
Рулевой вал двухзвенный, состоит из верхнего вала рулевого управления и промежуточного.
Верхний вал вращается на двух подшипниках, установленных в трубе кронштейна вала. На верхнем шлицевом конце вала самоконтрящейся гайкой закреплено рулевое колесо.
Промежуточный вал имеет на концах карданные шарниры с разрезными шлицевыми наконечниками, стягиваемыми болтами; нижний соединен с валом винта рулевого механизма, верхний с верхним рулевым валом.
Травмобезопасность рулевого управления обеспечивается складыванием рулевого вала за счет карданных шарниров и особого крепления кронштейна рулевого вала.
Рис. 3. Элементы рулевой колонки
Вал рулевой колонки составной из двух частей – промежуточного вала 1 с шарниром (рис. 3) и вала 7 рулевой колонки.
На верхнем конце вала 7 на конических шлицах закреплено рулевое колесо 6, на нижнем конце установлен карданный шарнир 2.
Возможные неисправности рулевого управления без гидроусилителя и способы устранения
— Причина неисправности
Способ устранения
Увеличенный свободный ход рулевого колеса
— Неправильная регулировка бокового зазора механизма рулевого управления
Отрегулируйте боковой зазор механизма рулевого управления
— Износ шаровых шарниров рулевой трапеции
Замените шаровые шарниры
— Износ подшипников маятникового рычага
Замените маятниковый рычаг
— Ослабление гайки крепления сошки
— Ослабление затяжки гайки крепления рулевого колеса
Заедание в механизме рулевого управления
— Неправильная регулировка бокового зазора механизма рулевого управления
Отрегулируйте боковой зазор механизма рулевого управления
— Износ ролика или червяка
Замените изношенные детали
Подтекание масла из картера механизма рулевого управления
— Износ или повреждение рабочей кромки сальников
Замените дефектные сальники
— Повышенный уровень масла
Восстановите требуемый уровень масла
— Повреждение прокладок или ослабление затяжек болтов крепления крышек картера
Замените прокладки или затяните болты крепления крышек
Шум (стук) в рулевом управлении
— Отсутствие масла в картере рулевого управления
Устраните причину вытекания масла и залейте новое масло в картер
— Разрушение рабочих поверхностей червяка и ролика
Замените поврежденные детали
— Увеличенный зазор в подшипниках маятникового рычага
Замените подшипники или маятниковый рычаг в сборе с кронштейном
— Увеличенный зазор в шаровых шарнирах рулевых тяг
Замените наконечники или рулевые тяги
— Ослабление гаек шаровых пальцев рулевых тяг
Проверьте и затяните гайки
— Ослабление болтов крепления рулевого механизма или кронштейна маятникового рычага
Проверьте и затяните гайки болтов
— Ослабление гаек крепления поворотных рычагов
— Ослабление болтов крепления вала рулевого управления
Затяните гайки болтов
— Увеличенный зазор в подшипниках ступиц передних колес
Ощутимые на рулевом колесе вибрация и толчки (при исправных и отбалансированных колесах и нормальном давлении в шинах)
— Не отрегулирован механизм рулевого управления
Отрегулируйте механизм рулевого управления
— Ослабление гаек стяжных болтов карданных шарниров
Затяните гайки крепления
— Люфт в шаровых шарнирах рулевой трапеции
Замените шаровые шарниры
— Ослабление затяжки креплений деталей рулевого управления
Проверьте и затяните ослабленные крепления деталей рулевого управления
Увод автомобиля от прямолинейного движения в какую-либо сторону
— Неодинаковое давление в шинах
Проверьте и установите нормальное давление
— Нарушены углы установки передних колес
Проверьте и отрегулируйте углы установки колес
— Различная осадка пружин передней подвески
Замените непригодные пружины
— Деформированы поворотные кулаки или рычаги подвески
Проверьте кулаки и рычаги, дефектные детали замените
— Неполное растормаживание одного или нескольких колес
Проверьте состояние тормозной системы
Износ шин передних колес в виде пятен
— Низкое давление в шинах передних колес
Установите нормальное давление в шинах
— Не отрегулирован механизм рулевого управления
Отрегулируйте механизм рулевого управления
Возможные неисправности ГУР, их причины и способы устранения
Шум насоса на всех режимах работы
— Изношены подшипники вала насоса
Повышенный шум гидроусилителя при поворотах рулевого колеса
— Пробуксовывает ремень привода насоса гидроусилителя
Подтяните или замените ремень
— Недостаточный уровень жидкости в бачке, вследствие чего в систему попал воздух
Устраните утечки жидкости из системы, долейте жидкость и прокачайте систему
— Неисправен рулевой механизм
Замените рулевой механизм
Усилитель не работает (повышенное усилие на рулевом колесе)
— Засорен фильтрующий элемент в бачке
Замените бачок в сборе
— Пробуксовывает ремень привода гидроусилителя
Подтяните или замените ремень
— Засорены клапаны насоса
— Залита жидкость пониженной вязкости
Замените жидкость на рекомендованную
Неодинаковое усилие при повороте рулевого колеса вправо и влево
Промойте гидросистему и рулевой механизм. Замените жидкость
— Неисправен рулевой механизм (негерметичны клапаны или повреждены детали)
Замените рулевой механизм
Утечка жидкости из системы
— Изношены уплотнительные манжеты
— Повреждены шланги, слабо затянуты хомуты их крепления
Подтяните хомуты, замените шланги
— Повреждены прокладки и резиновые уплотнения крышек насоса и рулевого механизма
Замените прокладки и уплотнения
— Негерметичны или потеряны заглушки технологических отверстий насоса
Расчеканьте заглушки для восстановления герметичности, запрессуйте новые взамен утерянных или замените насос
— Повышенное давление в системе, вызванное заклиниванием расходного клапана насоса в закрытом положении
Ремонт рулевых редукторов с ГУР
Редукторы рулевые с гидроусилителем (восстановленные)
Рулевым редуктором называется исполнительный элемент системы рулевого управления с гидроусилителем или электроусилителем, который преобразует, с определенным передаточным отношением, вращение рулевого колеса в поворот колесной пары.
Благодаря рулевому редуктору, вращение рулевого колеса передается на колёсную пару, тем самым изменяется направление движения автомобиля.
В наши дни, рулевыми редукторами оснащаются в основном грузовые автомобили, автобусы и спецтехника.
Причины неисправности рулевых редукторов:
- Коррозия на поверхности выходных валов, которая приводит к истиранию сальников, вследствие чего, начинается течь жидкости гидроусилителя.
- Чрезмерные, запредельные нагрузки исходящие от колес приводят к сворачиванию шлицевой части вала или срезу вала сошки (выходной вал рулевого редуктора).
- Песок, грязь, влага — постоянно попадают в зону контакта выходных валов и уплотнений вала, воздействуют на них в качестве абразива
- «Очумелые ручки» — когда к проблемному рулевому редуктору приложили руки не профессионалы, делая этим только хуже. Зачастую редуктор ломают при разборке или сборке, по причине недостаточной квалификации или полном отсутствии таковой.
Первые признаки неисправности редуктора
- Следы течи жидкости гидроусилителя под автомобилем.
- Чрезмерно тяжелый руль, который может быть следствием внешних и внутренних утечек рабочей жидкости.
- Скрежет, стук и прочий шум, исходящий из рулевой колонки, характеризует повреждения в системе рулевого управления.
- Внутренние утечки. При этом теряется эффективность и масло гуляет внтури, не создавая необходимого усилия на поршень. Масло перетекает через уплотнения из одной зоны в другую. Внешних утечек нет, но усилия, создаваемого на выходе, не достаточно для поворота колёс.
Процесс восстановления рулевых редукторов в «Гидравлике».
Первым делом дефектовка, затем подготовка к ремонту, то есть мойка и очистка дробью или песком, ремонт и тестирование на специальном стенде.
В процессе ремонта замене подлежат все РТИ уплотнения, изношенные подшипники, а также производится восстановление поврежденных коррозией поверхностей.
После нашего ремонта рулевой редуктор живёт не один год.
Срок «жизни» зависит, в первую очередь, от условий эксплуатации.
Гарантийный период на безотказную работу, составляет 6-12 месяцев.
Почему стоит выбрать техцентр «Гидравлика»?
Наши специалисты качественно отремонтируют ваш автомобиль в Москве или Санкт-Петербурге.
- Использование точного современного оборудования; возможных неисправностей в рулевом управлении;
- Замена комплектующих, не подлежащих восстановлению, на новые оригинальные запчасти;
- Индивидуальный и комплексный подход к диагностике и ремонту каждой модели автомобиля;
- Доступные цены на ремонт и выгодные акции;
- Предоставление гарантии.
После восстановления, замены или ремонта рулевого редуктора также советуем проверить сход-развал Вашего автомобиля.
Подержанная Chevrolet Niva — все проблемы и слабости
Цены на Шниву стартуют примерно со 150 тысяч целковых. Но брать тольяттинский полноприводник дешевле 250–300 тысяч не стоит. Такие экземпляры обычно укатаны крутыми горками. Эту модель выбирают не по году выпуска или пробегу, а по состоянию.
Многие продавцы заманивают богатым тюнингом, вот только кустарная доработка нередко бьет по надежности. Лифт подвески «прикончит» приводы, а большие колеса и самоблок «убьют» подшипники, полуоси, трансмиссию, сцепление. Этот тольяттинский внедорожник создан на агрегатах легковушки, поэтому любая доработка должна быть адекватной. Так что искать «Нивку» лучше в максимально близкой к конвейеру вариации.
Кузов и электрика: ищите коррозию
Как известно, у Шевроле Нивы несущий кузов. Его слабые места — пороги и кромки задних колесных арок, которые от пескоструя и реагентов могут «зацвести» даже на молодках-трехлетках. У машин постарше начинают ржаветь двери, поэтому под пластиком накладок может обнаружиться немало коррозии.
«Жучки» на крышке капота — обычное явление даже для совсем свежих машин. На старых авто коричневые «насекомые» могут появиться на задней двери возле дверной ручки. Либо — по её краям, где металл касается уплотнителей. А металлический порожек под уплотнителем проема багажника может заржаветь и на годовалых машинах.
Другая кузовная болячка — проседающие передние двери. Но лечится недуг ремкомплектом из медных втулок.
По левому лонжерону под рулевым редуктором у возрастных авто может возникнуть усталостная трещина. Обычно такое случается на «ушатанных» экземплярах, а первый признак беды — сильный люфт рулевого.
Характерная поломка системы отопления — тросики управления воздушными заслонками. Они слетают, растягиваются, ломаются. Из-за них зимой может быть холодно, а в жару наоборот. Дефект плавающий — может не вскрыться вообще, а может утомить уже при мизерных пробегах. Со временем начинают ржаветь направляющие салазки сидений, а руль — облезать. Заедающий из-за грязи и пыли в верхней направляющей ремень безопасности влияет на комфорт и безопасность. Лампочки подсветки комбинации приборов можно считать расходным материалом — быстро выгорают. Туда же, к расходникам, причислим передние электростеклоподъемники.
В машине всегда должен лежать набор тугоплавких предохранителей. Обычно горят те, что стоят на прикуривателе и подогреве зеркал и стекла. Знатоки обычно разводят обогревы на разные линии. К уда более серьезная проблема на возрастных машинах — сгорающие «мозги». Если ветровое стекло плохо вклеено, то блок управления умирает от попадающей на него влаги. Электрическая «коса», огибающая переднюю часть двигателя, может коротить. Стоит посмотреть на проводку от генератора, стартера и вентиляторов. Зеленый налет? Гоняли через броды!
Старый 80-амперный генератор производства КЗАТЭ редко ходит свыше 40 000 км, а его «силенок» едва хватает на всех потребителей. То ли дело 110-амперная электромашина Bosch на экземплярах моложе февраля 2014 года — с ней проблем нет!
Из-за тонкой клеммы и проводов обгорает «коса» генератора. Следом — сам контакт, а затем — диодный мост. Электрики рекомендуют сразу менять штатную клемму на более мощную и ставить провода большего сечения. Тогда генератор протянет до 70 000 км.
Стартер: нижний контакт втягивающего реле может вдруг ослабнуть. И не вздумайте отрывать экран впускного коллектора — идущий от него жар ускорит кончину стартера.
До 2006 года массово выходили из строя капризные модули зажигания от «двенашек», напичканные электроникой. С переходом на «мозги» Bosch 7.9.7 и более надежные модули проблема исчезла.
Дроссельный узел надо чистить каждые 30 тысяч. Иначе придется отправляться за запчастями: датчиком положения заслонки и регулятором холостого хода. Еще от сырости и грязи часто гибнет датчик массового расхода воздуха. А он заметно дороже других датчиков.
Мотор: четверть миллиона головной боли
При должном уходе жигулевский «динозавр» запросто отходит под четверть миллиона километров. Но мелкие пакости будут. Первая — гидронатяжитель цепи ГРМ, которому по разным причинам обычно не хватает масла. В результате цепь начинает болтаться и греметь. Если забить на грохот непрогретого мотора, цепь рано или поздно разобьет успокоитель. Его осколки разбегутся по масляным каналам и прикончат мотор. Либо ненатянутая цепь перескочит, подставив владельца на замену клапанов и ремонт головки. Имеет смысл заменить гидравлический натяжитель на обычный механический. Тем более, что и обратный клапан, и гидравлическая магистраль натяжителя весьма хлипкие.
А уж сколько «добрых» слов владельцы Шнив сказали в адрес тех, кто вместо обычных регулировочных болтов установил гидрокомпенсаторы! Потому что нормальные «гидрики» начали ставить только с августа 2008 года. К моторному железу тоже есть претензии. Расточенный под больший объем «жигулевский» двигатель ненавидит перегревы. И если стрелка указателя температуры хоть однажды доползла до красной зоны, то в перспективе замена прокладки, как максимум — фрезеровка головки.
Перегреть движок поможет расширительный бачок. Качество пластика ниже плинтуса, и бачки частенько лопаются. На старых машинах из-за усыхания резины вдобавок могут течь патрубки.
Помпы — тоже не долгожители: им отпущено 50–70 тысяч пробега. На машинах до рестайлинга, который датирован девятым годом, нередко гниют трубки системы кондиционирования. На рестайлинговом варианте такого уже не наблюдается.
Если переднему пассажиру под ноги «пошла тепленькая», значит, приказал долго жить радиатор отопителя. Его срок службы нередко составляет от 4 до 6 лет. Сюрприз: на Шниве без кондея особых проблем с заменой радиатора нет, а с кондеем придется разобрать переднюю панель целиком.
Гниющая топливная магистраль возле заднего правого колеса — тоже дело привычное. Как и прогорающая прокладка впускного и выпускного коллектора. Про нежные каталитические нейтрализаторы, которых едва хватает на сотню тысяч километров или пару заправок «паленкой», всем тоже известно. Да и выхлопная система вряд ли протянет больше сотни тысяч километров.
Сцепление обычно не выхаживает больше 60 тысяч. А с выездами на бездорожье — только 30. Штатное сцепление фирмы Valeo сервисмены не любят, предлагая Sachs или Kraft — они понадежнее. Еще бы найти нормальные цилиндры, потому что родные — и рабочий, и главный — та еще засада. Хотя главный цилиндр нового образца понадежнее.