Самоход вариатора Сафари (Страница 1) — Трансмиссия — Форум любителей мотособак
Самоход вариатора Сафари (Страница 1) — Трансмиссия — Форум любителей мотособак
Мототобуксировщик при грамотной настройке, при хороших комплектующих разгонится, возможно, до 60 км в час. Но не нужно забывать, что это очень опасно, потому что никаких средств защиты – ни мотоциклетных, ни снегоходных у человека, как правило, не бывает — тулуп, зимний костюм и все. Если это не пугает, то читаем инструкци ниже.
Вариатор «Сафари»: технические характеристики, установка, регулировка и отзывы
Чтобы иметь возможность плавно регулировать скорость в различных мотобуксировщиках и мини-снегоходах применяется специальный механизм. Его называют вариатором. Эта система плавно переключает передаточное отношение, позволяя управлять транспортным средством представленного типа.
Одним из популярных механизмов в этой сфере является вариатор «Сафари». Что собой представляет эта техника, будет рассмотрено далее.
Устройство
Установка и регулировка вариатора «Сафари» требует ознакомления с инструкцией производителя. В ней объясняется принцип работы устройства, а также правила его монтажа и эксплуатации.
В состав механизма входит центробежный регулятор. Он включает в себя неподвижный и подвижный конус с грузиками. Последний из них вращается на осях. Также в состав механизма входят упор с роликами. По ним перемещаются грузики. У системы есть крышка и пружина.
Неподвижный конус с упором соединяются с валом при помощи резьбы. К коленчатому валу воротком привинчивается неподвижный конус. Холостой ход создается при помощи пружины. Ремень вариатора «Сафари» должен находиться на расстоянии от конусной поверхности на расстоянии 1-3 мм. Так происходит регулировка холостого хода. Зазор меняется при помощи колец, которые находятся между выступом и упором вала.
Чем смазывать вариатор Сафари
Для смазывания ведущих и ведомых элементов конструкции производителем предусмотрено несколько составов:
- ЦИАТИМ – смазывающее вязкое вещество, которое не пропускает влагу и позволяет сохранять шкивы в целостности под воздействием агрессивной окружающей среды, реализуется в стандартной таре с распылителем;
- Литол – аналогичное вещество, которые к тому же препятствует распространению коррозии и полностью обволакивает обрабатываемую деталь.
Также владелец может воспользоваться силиконовыми смазками иных производителей, однако их эффективность должна не уступать вышеприведенным препаратам, иначе велик риск получения поломки.
Техобслуживание
Вариатор «Сафари» требует периодического техобслуживания. Эту процедуру выполняют через каждые 3 тыс. км пробега. Потребуется смазать вал. Он находится под разрезной втулкой. Смазка должна быть универсальной типа литола. Это предотвратит преждевременное разрушение металлических деталей.
На осях утяжелителей, а также состояние материала вкладышей необходимо проверять через каждые 6 тыс. км пробега. Степень износа можно определить, измерив расстояние люфта. Он не должен достигать более 1 мм. Также определяется величина зазора направляющих и вкладышей конуса подвижного типа. Здесь должен определяться зазор не более 1,5 мм.
Чтобы резина не наволакивалась на вал, двигатель должен прогреваться исключительно в нейтральном положении. Если на этом конструкционном элементе появляется налет из резины, его необходимо удалить при помощи ветоши. Материал смачивается перед очисткой в бензине.
Вариатор «Сафари» для мотобуксировщиков: правила обслуживания и эксплуатации
Трансмиссия на мотобуксировщиках может быть реализована двумя вариантами:
- упрощенный и дешевый способ – установка на мотособаку понижающего редуктора и автоматического центробежного сцепления;
- более дорогой и оптимальный с точки зрения конструкции способ – применение клиноременного вариатора. Вариатор позволяет плавно менять крутящий момент, что способствует увеличению силы тяги при преодолении сложных участков трассы. От вариатора момент передается с помощью цепной передачи на приводную звездочку гусеницы. Особую популярность среди современных конструкций мотобуксировщиков снискали вариаторы «Сафари».
Отзывы специалистов
Отзывы о вариаторе «Сафари» предоставляют в различных источниках профессионалы и обычные пользователи. Специалисты утверждают, что это качественное оборудование. Чтобы вариатор служил долго, необходимо обратить внимание на некоторые вопросы при выборе.
Крестовина механизма и пружина должны быть усиленными. Стоимость подобного оборудования составляет около 3600-3700 руб. Визуально следует оценить качество материала. Литье не должно иметь дефектов и вкраплений посторонних частиц. Поверхность должна быть гладкой.
Чтобы шкив в процессе настройки не отвернулся с вала, мотор нельзя запускать при снятом кожухе и ремне. Следуя рекомендациям инструкции, можно ожидать от оборудования длительного срока эксплуатации.
Неисправности вариатора
Основные неисправности вариаторной передачи мотобуксировщика и методы их устранения представлены в таблице ниже.
2. Износ пластиковых вставок вариаторной передачи
2. Замена вставки
2. Каток гусеницы перевернулся от сильного удара
2. Возвращение катка в начальное положение
2. Проскальзывание ремня
2. Замена ремня, чистка дисков
Советы по ремонту от специалистов
Кроме вариатора с ремнем по регламенту нужно проверять состояние гусеницы и ее натяжение, ее расслабление характеризуется глухими шумами при езде на снегоходе. Для натяжения ленты приподнимите заднюю часть транспорта, зазор определите между рельсом и опорой траков. В норме он составляет 50 мм. У направляющих катков расслабьте болты крепления и контргайки. Чем больше провисание, тем сильнее зажимают болты крепления. При достижении нужного натяжения, зафиксируйте каток контргайками. Этот процесс для двух катков.
Ситуация с изнашиванием направляющих, по которым движутся гусеницы, походит на перегрев двигателя: детали стираются, если долго передвигаться по трассе, льду. Для решения проблемы нужно найти снежный покров, чтобы остудить скобы и уменьшить трение.
Износ ремня вариатора на снегоходе можно вычислить по определенным признакам: сложность развития максимальной скорости, свист, старт с места при высоких оборотах. Если есть хотя бы один признак – поменяйте ремень после предварительного осмотра.
Вариатор «Сафари»: описание, технические характеристики, установка, регулировка, ремонт и отзывы
На смену традиционным коробкам передач механического и автоматического типа приходят так называемые вариаторные. Эти устройства устанавливаются сейчас на разные виды транспорта – автомобили, снегоходы, квадроциклы и другую мототехнику. Вариатор «Сафари» является надежным и доступным. У него практически нет конкурентов из представленных видов на современном авторынке. Этот механизм имеет свои особенности эксплуатации, с которыми нужно познакомиться перед тем, как приобретать технику с вариаторной КПП.
Самоход вариатора Сафари (Страница 1 из 2)
Чтобы отправить ответ, вы должны войти или зарегистрироваться
Отзывы
Сейчас можно встретить разные отклики о установке вариаторов «Сафари» и регулировке механизма. Их оставляют не только владельцы транспортных средств, но и специалисты, занимающиеся ремонтом. Профессиональные автотехники хвалят качество комплектующих, но рекомендуют перед покупкой подержанного устройства проверить пружину и крестовину вариатора. На них не должно быть никаких дефектов, тогда проблем с обслуживанием не возникнет.
Вариатор «Сафари», по отзывам, нравится покупателям. Специалисты предупреждают, что механизм прослужит дольше, если не выполнять запуск двигателя со снятым ремнем и защитным кожухом. В противном случае шкив может отвернуться от вала и придется выполнять частичный ремонт блока.
Вариатор Сафари : описание, технические характеристики, установка, регулировка, ремонт и отзывы
На смену традиционным коробкам передач механического и автоматического типа приходят так называемые вариаторные. Эти устройства устанавливаются сейчас на разные виды транспорта – автомобили, снегоходы, квадроциклы и другую мототехнику. Вариатор «Сафари» является надежным и доступным. У него практически нет конкурентов из представленных видов на современном авторынке. Этот механизм имеет свои особенности эксплуатации, с которыми нужно познакомиться перед тем, как приобретать технику с вариаторной КПП.
Что это такое
Устройство, называемое вариатором, предназначается для того, чтобы регулировка скорости движения была более плавной. Этот блок помогает изменить передаточное отношение. В отличие от других видов трансмиссий он может выполнить это постепенно, без резких рывков. Вариатор «Сафари» принадлежит к типу механизмов с клиноременной передачей.
С 2000 года их устанавливают на снегоходы «Тайга» и «Буран». Эти и другие средства малой механизации производит известный завод «Русская механика». Вариатор востребован и другими автопроизводителями, ценящими простоту ухода и долговечность деталей
Как устроен
Различают несколько разновидностей вариаторов «Сафари», они отличаются друг от друга только по массе грузиков. Главная часть механизма, отвечающая за правильную работу – центробежный регулятор. Он представлен конструкцией из нескольких элементов:
- пружинного нажимного механизма;
- диска на подвижном конусе;
- упора;
- ведущего и ведомого шкива;
- грузиков подвижного конуса, которые крутятся на своих осях;
- вариаторного вала;
- крышки вариатора.
К другим конструктивным особенностям относится и то, что в механизме расположен неподвижный конус с упором. Он присоединен к валу с помощью правой резьбой. Нажимные детали с пружиной, предназначенной для того, чтобы происходил возврат двигающегося конуса в первоначальное состояние, если будут снижены обороты двигателя с вариатором «Сафари» на транспортном средстве.
Для каждого конуса выполняется отдельная балансировка, для мелких деталей не требуется выполнение этого сложного процесса. При работе силовой установки без нагрузки на холостом ходу водителю рекомендуется следить за тем, чтобы между ремнем и подвижным шкивам оставался небольшой промежуток, составляющий 1-3 мм. Откорректировать этот зазор можно с помощью специальных колец.
Как работает
Владельцу, который собирается самостоятельно выполнять ремонт вариатора и его техническое обслуживание, нужно знать принципы его работы устройства. В то время, как начинается процесс вращения механизма, на него воздействует центробежная сила. Тут большую роль играют грузики – с их помощью конус вариатора, приходящий в движение, начинает постепенно смещаться. Диаметр вала, вокруг которого происходит движение приводного ремня, изменяется. Для того чтобы происходило противодействие смещению конуса в устройстве вариатора, установлен такой механизм, как возвратная пружина.
В то время как число вращений становится больше 2200 оборотов в минуту, начинается действие, обратное усилию нажимной пружины. После достижения этого числа оборотов, приводной ремень, имеющий трапециевидную форму, прижимается с помощью диска к подвижному конусу вариатора. Силовой агрегат передает крутящий момент к основному валу транспортного средства. В это время и происходит плавное понижение или повышение скорости.
Технические параметры
По сравнению с механическими аналогами вариатор «Сафари» имеет сравнительно небольшую массу. Его отличает более простая конструкция и несложная эксплуатация. В полной сборке устройство имеет следующие габариты:
- 210 мм в диаметре;
- общий вес — 3,8 кг;
- длину 167 мм.
Если сравнивать «Сафари» с аналогичными вариаторными коробками, то они тоже проигрывают этому механизму. Многие из них имеют больший вес и диаметр. К другим техническим характеристикам относятся – захват груза при 2200 оборотах в минуту, масса груза 150 г.
Как отрегулировать
В своей конструкции, незначительно отличающейся от подобных устройств, вариатор «Сафари» имеет шкив, который специально отрегулирован под трапециевидный ремень. Он имеет параметры 1120*33*14 мм в длину, ширину и толщину соответственно. После окончательной установки механизма на валу двигателя транспортного средства, требуется полная проверка правильности регулировки следующих параметров:
- Расстояния, заложенного между ременной деталью и краями конусов. Для этого следует проверить, какой промежуток остался до краев неподвижных конусов. Он должен быть не больше 55 миллиметров. Регулировка осуществляется с помощью смещения мотора в пазах, находящихся снизу. Также нужно проверить дополнительно расстояние от конусов ведомого шкива до ремня. Этот показатель по регламенту должен быть не больше 33 мм.
- Натяжения приводного ремня. Во время выполнения процедуры устанавливают ремень, осуществляющий привод, на нейтральной передаче мотора. Затем проворачивают ведомый шкив несколько раз, до тех пор, пока приводной ремень не совпадет с наружным диаметром. Теперь можно проверить, насколько хорошо натянута ременная деталь. Это лучше всего выполнить с помощью планки, которая прикладывается к верхней поверхности ремня. При этом прогиб этого элемента должен составлять около 32 мм. После этих процедур проводят регулировку натяжение с помощью трех винтов, которые необходимо ввернуть в резьбовые отверстия, находящиеся на ведомом диске.
Если не получается выполнить правильную регулировку, и расстояние, описанное в регламентированной технической документации, не подходит по требованиям, то мототехника с вариатором «Сафари» после регулировки будет трогаться с места гораздо тяжелее. Это часто случается из-за износа какого-либо из элементов.
Специалисты советуют заранее посмотреть технические характеристики приводного ремня, которые устанавливаются на данном виде вариатора. Иногда его размер может равняться 35*14*1118. Тогда во время установки обязательно нужно соблюдать правильный размер промежутка между конусами шкивов и краями ремня. При этом ременная часть должна иметь упор на валу шкива. Когда зазор выполнен неправильно или его совсем нет, требуется установка дополнительных колец для правильной регулировки. Их обычно ставят между выступом вала и упором. В некоторых случаях устанавливается ремень, имеющий большую ширину. По техническим параметрам допускается применение такой запчасти. Если все выполнено правильно, то дополнительная регулировка вариатора не требуется.
Периодичность технического обслуживания
Такие устройства, как вариаторы «Сафари», отличаются большим ресурсом работы. Однако для того, чтобы механизм прослужил долго, нужно выполнять регулярное техническое обслуживание. Специалисты советуют прибегать к подобным процедурам через следующие периоды:
- Через 3 тыс. км пробега смазывать вал, находящийся под разрезной втулкой. Для выполнения этой процедуры подойдут такие материалы, как «Литол-24» или «Циатим-200».
- Через 6 тыс. км выполнять проверку износа вкладышей и втулок, которые находятся в осях грузиков.
Узнать, насколько повредились такие запчасти, как втулки грузиков, можно с помощью проверки показателя радиального люфта. Если он составляет уже более 1 мм, то нужно выполнить замену деталей. Повреждение вкладышей легко проверить по величине зазора между элементами и направляющими ребрами ведущего конуса. Допускается погрешность не больше 1,5 мм.
Кроме того, обязательно нужно проверять состояние вала центробежного регулятора. После длительной интенсивной эксплуатации здесь остается небольшой слой резины от нагорания приводного трапециевидного ремня. Этот дефект очень просто устранить, если воспользоваться хлопковой ветошью, смоченной в бензине. Впоследствии рекомендуется заранее прогревать двигатель при нейтральной передаче, чтобы не возникла такая неполадка.
Как снять шкив
Очень важную роль при ремонте вариатора «Сафари» выполняет ведущий шкив. С его помощью передается крутящий момент с мотора на колесные оси. Для того чтобы установить эту запчасть, следует навернуть шкив на хвостовик, находящийся на коленчатом валу силовой установки. Для этого подвижный конкурс двигается таким образом, чтобы можно было получить доступ к специальному отверстию на валу. После этого выполняется затяжка с помощью воротка. Теперь можно установить ремень и кожух вариатора. В инструкции по эксплуатации снегохода подробно описано, как это сделать.
Если требуется выполнить снятие шкива с хвостовика, то эта операция должна выполняться в такой очередности:
- Демонтировать кожух.
- Убрать ремень вариатора.
- Отодвинуть подвижный конус. Тогда отверстие под вороток на валу станет доступным. С помощью специальной распорки застопорить конус, чтобы не произошло обратного перемещения. Она должна размещаться между упором и подвижным конусом.
- Поставить какой-либо металлический предмет под зуб шестерни электрозапуск, чтобы не произошло проворачивания коленчатого вала двигателя.
- Воротком отвернуть вал.
Разборка регулятора
При разборке такого устройства, как регулятор, необходимо соблюдать меры предосторожности, оговоренные в технической документации. Ни в коем случае нельзя допускать, чтобы смазка попадала на конусную поверхность дисков. Разобрать устройство можно самостоятельно, если соблюдать правильную последовательность:
- Снять регулятор с транспортного средства.
- Зажать конус в тисках или другим способом зафиксировать его неподвижно.
- Отвернуть конус с крышкой и упором.
- Вывернуть болты, которые соединяют крышку и подвижный конус. Нужно аккуратно придерживать крышку при откручивании последних болтов. Под ней находится сжатая пружина, которая может выстрелить.
- Разобрать упор — удалить все прокладки, в керосине промыть ролики и оси.
После ремонта регулятор монтируется в обратной последовательности. Поврежденные прокладки на упоре заменяют на новые.
Преимущества
Вариатор «Сафари» на «Буране» используется уже много лет, поэтому превосходство перед моделями с понижающим редуктором является несомненным. Основное достоинство механизма – использование на низких оборотах. Он неприхотлив к обслуживанию и детали стоят недорого. Кроме того, вариатор отличает небольшой вес, что позволяет его применять на малогабаритной технике.
Недостатки
Как утверждают специалисты, это устройство практически не имеет недостатков. Однако слабые места есть и у вариаторов «Сафари»:
- регулировка, которую сложно сделать непрофессионалу;
- слабый клиновидный ремень, не выносящий попадания влаги;
- быстрый износ трапециевидного приводного ремня.
При попадании воды на клиновидный ремень снижается качество сцепления со шкивами и ухудшается тяговое усилие, а на приводном ремне поверхность быстро изнашивается, когда превышается крутящий момент силового агрегата.
Основные конкуренты
Кроме вариаторов «Сафари» в сборе на квадрациклах и снегоходах устанавливают другие типы устройств. Основными конкурентами на рынке запчастей являются:
- «Альпина»;
- «Арктик»;
- «Барс».
Среди этих механизмов полноценную конкуренцию может составить только «Барс». Он более оборотистый и подходит тем людям, которые и на снегоходах любят развивать большую скорость. Остальные представители – «Арктик» и «Альпина» более медленные и тяжеловесные.
Отзывы
Сейчас можно встретить разные отклики о установке вариаторов «Сафари» и регулировке механизма. Их оставляют не только владельцы транспортных средств, но и специалисты, занимающиеся ремонтом. Профессиональные автотехники хвалят качество комплектующих, но рекомендуют перед покупкой подержанного устройства проверить пружину и крестовину вариатора. На них не должно быть никаких дефектов, тогда проблем с обслуживанием не возникнет.
Вариатор «Сафари», по отзывам, нравится покупателям. Специалисты предупреждают, что механизм прослужит дольше, если не выполнять запуск двигателя со снятым ремнем и защитным кожухом. В противном случае шкив может отвернуться от вала и придется выполнять частичный ремонт блока.
Заключение
Среди устройств аналогичного типа у этого вариатора нет конкурентов. Он позволяет двигателю бесперебойно работать и быстро развивать нужную скорость. Починить квадрацикл или «Лифан» с вариатором «Сафари» сможет даже непрофессионал, внимательно изучивший инструкцию и советы автоспециалистов. Основная сложность касается регулировки зазоров между деталями. Если все сделать правильно, то эксплуатация этого блока будет очень простой.
В последнее время можно встретить даже самодельные снегоходы с вариатором «Сафари». Для них лучше использовать кевларовые ремни, они меньше страдают от пробуксовки. При регулировке этого компонента советуют слегка изменить его преднатяг в меньшую сторону. Тогда легче будет надеть ремень на шкив меньшего диаметра.