Как отрегулировать момент подачи топлива
Как отрегулировать момент подачи топлива
Проверка и регулировка насосов высокого давления
Топливный насос высокого давления проверяют и регулируют на следующие параметры:
1) момент начала подачи топлива;
2) равномерность подачи топлива отдельными секциями;
3) производительность.
Эти проверки и регулировки обычно производят через одно ТО-2 (после пробега автомобиля 10—18 тыс. км) на специальном стенде модели СДТА -1 конструкции Всесоюзного научно-исследовательского института механизации сельского хозяйства.
Этот стенд предназначен для регулировки 6-секционных насосов тракторных дизелей, топливооткачивающих насосов и фильтров. Изменив конструкцию приспособления для крепления насоса, этот стенд можно использовать для регулировки топливных насосов двигателей ЯМЗ -236.
Рекламные предложения на основе ваших интересов:
Топливо из нижнего бака подкачивающим насосом подается в распределитель, а затем в верхний топливный бак. Из верхнего бака топливоподка-чивающий насос стенда засасывает топливо, нагнетает его через топливные фильтры в горизонтальный канал насоса, соединяемый с надплунжерным пространством. Затем топливо по топливопроводам высокого давления нагнетается в форсунки, распыливается форсунками и поступает в мерные цилиндры.
Топливо после слива из мерных цилиндров (опрокидыванием вращающихся рамок, в которых закреплены мерные цилиндры) самотеком поступает в нижний бак.
Проверку насоса высокого давления целесообразно производить в комплекте с рабочими форсунками. Поэтому они должны быть предварительно проверены и отрегулированы.
Проверка момента начала подачи топлива секциями насоса производится без автоматической муфты опережения впрыска. Если прецизионные пары секций насоса имеют малый износ, то момент начала подачи топлива можно проверять «по мениску».
Для этого на штуцер проверяемой секции насоса устанавливают накидную гайку с открытой тонкой стеклянной трубкой, вставленную в резиновый наконечник. Вращая кулачковый вал насоса по ходу часовой стрелки, определяют момент начала перемещения топлива («мениска») в стеклянной трубке и угол поворота кулачкового вала насоса. Первая секция насоса должна начать подавать топливо за 38—39° до оси симметрии профиля кулачка.
Для определения оси симметрии профиля кулачка первой секции проворачивают кулачковый вал насоса по часовой стрелке До начала перемещения топлива в стеклянной трубке. В момент начала движения топлива прекращают вращение вала на. coca и отмечают на градуированном диске, установленном на приводном валу, положение его по отношению к риске, нанесенной на корпусе стенда. Затем, провернув вал на 90° по ходу часовой стрелки, определяют на градуированном диске момент начала движения топлива в стеклянной трубке при повороте вала иасоса против хода часовой стрелки. Ось симметрии профиля кулачка проходит через середину участка градуированного диска между двумя зафиксированными точками.
Регулировка начала подачи топлива производится регулировочным болтом толкателя. При вывертывании болта топливо будет подаваться раньше, и при завертывании — позже. Положение регулировочного болта фиксируется контргайкой.
При изношенных плунжерных парах секций насоса момент опережения подачи топлива проверяют механическим или электрическим стробоскопом.
Производительность топливного насоса и равномерность подачи топлива насосными элементами проверяют одновременно замером количества топлива, подаваемого каждой секцией через эталонные или предварительно отрегулированные рабочие форсунки.
При этой проверке число оборотов кулачкового вала насоса должно быть 1030+10 об!мин, каждая секция насоса должна подавать 113—115 мм3 топлива на цикл или 116—118 см3 в минуту (при нормальном перемещении рейки, равном 11 ±0,1 мм).
Для увеличения производительности топливного насоса увеличивают максимальный ход тяги реек. Для равномерной подачи топлива в цилиндры все секции насоса должны иметь одинаковую герметичность и правильное соединение с тягой реек.
При необходимости проверяют и регулируют пусковую подачу топлива. При 80 ± 10 об/мин кулачкового вала насоса подача топлива должна составлять 18—20 см3 в минуту или 220— 240 мм3/цикл.
Регулировка пусковой подачи топлива производится винтом при снятой крышке смотрового люка. При вывертывании винта подача топлива увеличивается, а при завертывании— уменьшается.
В случае необходимости проверяют и регулируют перемещение рейки насоса (между крайними положениями). Нормальный рейс должен быть равным 11 ±0,1 мм при 1030+10 об/мин кулачкового вала насоса.
Как отрегулировать момент подачи топлива
Проверка и регулировка угла опережения подачи топлива двигателя А-01МЛ трактора ТТ-4
В эксплуатации угол опережения подачи топлива может нарушиться в результате проскальзывания фланца 7 (рис. 35) приводного вала 6 относительно пакета пластин 3 при слабой затяжке болтов 5. Проверку и регулировку угла опережения подачи топлива производите в следующей последовательности:
1. Установите моментоскоп (рис. 36) на штуцер первой секции топливного насоса.
2. Установите указатель 1 (рис.
37) на корпусе топливного насоса острием стрелки к вилке насоса.
3. Включите механизм декомпрессии и рукояткой проверните
коленчатый вал двигателя до появления из трубки моментоскопа струи топлива без пузырьков воздуха.
Рис. 35, Муфта привода топливного насоса;
2 — риски на вилке топливного насоса; 2 — вилка топливного насоса; 3 — пакеты пластин;
шайба; 5 — болт о гайкой; 6 — валик привода топливного насоса; 7 — фланец; а — стяжной болт; 9 — болт; 10 — стопорная шайба; 11 — крестовина
4. Вылейте часть топлива из трубки моментоскопа, встряхнув ее, и продол-' жайте вращение коленчатого вала. В момент начала подъема уровня топлива в трубке моментоскопа прекратите вращение коленчатого вала и установите указатель 3 против первой риски на вилке (рис. 38, б).
5. Установите в ВМТ поршень первого цилиндра на такте сжатия, используя установочную шпильку и отверстия в картере маховика и маховике при вращении коленчатого вала, и проверьте совпадение указателя со второй риской на вилке (рис. 38, а).
6. При несовпадении риски с указателем ослабьте болты крепления пакета пластин к фланцу (см. рис. 35) и, проворачивая рукой кулачковый вал топливного насоса, совместите данную риску с указателем.
7. Проверьте повторно правильность установки угла опережения подачи топлива.
При проверке допускается вначале находить ВМТ первого цилиндра на такте сжатия с фиксацией положения второй риски, а затем момент начала подачи топлива по моментоскопу и соответствие данного момента положению указателя относительно первой риски на вилке. Длина дуги между рисками на вилке, равная 13,3 мм, соответствует углу поворота коленчатого вала 24—26° — оптимальному углу опережения подачи топлива.
В стационарных условиях проверку и регулировку угла опережения подачи топлива производите с применением градуированного лимба в таком порядке:
1. Установите на шкив коленчатого вала градуированный лимб, закрепив его двумя болтами.
2. Установите под ближнюю к шкиву коленчатого вала гайку-указатель острием к шкале лимба.
3. Выполните операции приведенных выше пунктов 2, 3, 4, 5. Разность между вторым и первым показателем шкалы лимба есть угол опережения впрыска топлива.
Рис. 36. Моментоскоп:
1 — стеклянная трубка;
2 — резиновая трубка; 3 — топливопровод высокого давления
Рис. 38. Установка угла опережения подачи топлива
На двигателях с изношенными топливными насосами проверка и установка угла опережения подачи описанными способами невозможна, так как при медленном вращении коленчатого вала трудно определить действительный угол опережения подачи топлива из-за утечки топлива через увеличенные зазоры в плунжерных парах.
В этом случае проверку и регулировку угла опережения подачи топлива производите с помощью эталонного насоса в таком порядке:
1. Установите необходимый угол опережения подачи топлива по эталонному насосу одним из описанных выше способов и зафиксируйте взаимное положение фланца и пакета пластин.
2. Снимите эталонный насос и установите насос, предназначенный для эксплуатации, не нарушая при этом взаимного расположения фланца и пакета пластин.
В качестве эталонного насоса используйте топливный насос с новыми плунжерными парами.
Снятие с двигателя топливного насоса
Для снятия топливного насоса выполните следующее:
1. Отсоедините топливопроводы низкого давления и установите защитные втулки 3 (рис. 39) на болты поворотных угольников.
2. Отверните гайки крепления топливопроводов высокого давления к штуцерам топливного насоса, на штуцеры наверните гайки-колпачки 1, в гайки крепления топливопроводов высокого давления вверните пробки 5.
3. Отсоедините тягу 5 (см. рис. 42) от рычага 6 регулятора топливного насоса.
4. Отверните два болта 9 (см. pис. 35).
5. Отверните болты крепления насоса к кронштейну.
6. Снимите насос.
Установку насоса производите в обратном порядке.
Рис. 39, Установка на топливопроводы защитных колпачков, втулок
пробок:
1 — гайка-колпачок; 2 — головка топливного насоса; 3 — защитная втулка; 4 — топливопровод высокого давления; 5 — пробка; 6 гайка-
колпачок; 7 — штуцер
Проверка и регулировка топливного насоса на стенде
Регулировку насоса выполняйте на стенде со стендовыми топливопроводами высокого давления и комплектом форсунок или имитаторов. Пропускная способность форсунок допускается с отклонениями не более 4%. При отсутствии стендовых форсунок проверку и регулировку насоса допускается производить с рабочими форсунками, которые должны быть отрегулированы на давление впрыска 150 кгс/см2, проверены на качество распылива-ния и должны иметь прочищенные сопловые отверстия.
В этом случае порядок установки форсунок на стенде и двигателе должен быть одинаков, для чего рекомендуется перед снятием форсунок с двигателя отметить их порядковое расположение по цилиндрам.
Проверку и регулировку топливного насоса на стенде производите в следующей последовательности:
1. Проверьте герметичность соединений топливной системы, отвернув пробку 43 (см. рис. 28) для выпуска воздуха. Вытекающая струя топлива должна быть без пузырьков воздуха.
2. Проверьте давление топлива в головке топливного насоса, которое должно быть не менее 1 кгс/см2.
3. Проверьте герметичность нагнетательных клапанов методом опрессовки их дизельным топливом под давлением 1,2—1,5 кгс/см2. Проверку проводите на неработающем насосе при положении рейки, соответствующем выключенной подаче. Время проверки на герметичность — 2 мин. При появлении течей из нажимных штуцеров 1 замените нагнетательные клапаны. Нагнетательные клапаны устанавливайте одной группы гидроплотности.
4. Проверьте состояние плунжерных пар в таком порядке-
а) установите на проверяемую секцию максиметр, отрегулировав его на давление 350 кгс/см2 (или отрегулированную на это же давление форсунку);
б) установите рычаг регулятора до упора в регулировочный болт и вытяните кнопку валика обогатителя; установите на стенде 100—120 об/мин и произведите несколько впрысков через распылитель максиметра;
в) замените плунжерные пары, если давление впрыска ниже 350 кгс/см2; плунжерные пары устанавливайте одной группы гидроплотности.
5. Определите угол начала подачи топлива секциями насоса. Для этого установите моментоскоп на первую секцию топливного насоса, заполните его топливом и, вращая приводной вал насоса, зафиксируйте момент начала подъема топлива в моментоскопе. Угол начала подачи топлива секцией насоса (по шкале лимба) равен углу поворота кулачкового вала насоса при вращении его по часовой стрелке от момента подъема топлива в моментоскопе ВМТ кулачка. Он должен быть 36—37°.
6. Определите ВМТ кулачка. Для этого зафиксируйте момент начала подъема топлива в моментоскопе при повороте кулачкового вала по часовой стрелке, поверните вал на 90°, затем, поворачивая его обратно, зафиксируйте на лимбе момент начала подъема топлива при вращении вала против часовой стрелки. Середина между двумя зафиксированными точками определяет ВМТ кулачка.
7. Отрегулируйте при необходимости угол начала подачи топлива, ввертывая или вывертывая болт 42 толкателя. При вывертывании болта толкателя угол начала подачи топлива секцией увеличивается, при ввертывании — уменьшается.
8. Отрегулируйте угол начала подачи топлива остальными секциями насоса. Момент начала подачи топлива остальными секциями должен соответствовать порядку работы двигателя через каждые 60е +- 30'.
9. Проверьте и отрегулируйте частоту вращения вала, соответствующую полному выключению подачи топлива форсунками. Частота вращения должна быть в пределах 870—900 об/мин. Для уменьшения частоты вращения, соответствующей полному выключению подачи топлива, уменьшите число прокладок под внутренней пружиной 33 регулятора, для увеличения частоты вращения увеличьте число прокладок; при этом повторно отрегулируйте начало действия регулятора.
10. Отрегулируйте равномерность и величину подачи топлива секциями насоса, перемещая хомутики рейки. Для увеличения подачи какой-либо секции переместите хомутик этой секции по рейке вправо, для уменьшения подачи — влево.
При необходимости изменения подачи топлива одновременно всех секций насоса регулировку производите ввертыванием или вывертыванием регулировочного винта вилки. При ввертывании винта подача во всех секциях насоса уменьшается, при вывертывании — увеличивается. После указанной регулировки проверьте начало действия регулятора.
Последовательно проверьте подачу топлива секциями при частотах вращения, соответствующих номинальному режиму и режиму максимального крутящего момента. Подача должна соответствовать 88 мм9/цикл (70,5—72 см3/мин) при частоте вращения кулачкового вала 800 об/мин, 104—110мм3/цикл (62,5—66см3/мин) при частоте вращения кулачкового вала насоса 600 об/мин.
Неравномерность подачи топлива между секциями должна быть при частотах вращения кулачкового вала, соответствующих номинальному режиму не более 3% и режиму максимального крутящего момента — не более 6%. Величину цикловой подачи топлива при режиме максимального крутящего момента регулируйте поворотом призмы. Для увеличения подачи топлива поверните ее по часовой стрелке, для уменьшения — против часовой стрелки.
Для регулировки положения винта-упора 30 (см. рис. 28) выполните следующее:
1. Установите максимальную частоту вращения коленчатого вала двигателя на холостом ходу.
2. Вверните винт-упор до соприкосновения с вилкой, а затем выверните на один оборот, что будет соответствовать зазору 1 мм, и законтрите.
При увеличенном зазоре возможны случаи недопустимо высокого повышения частоты вращения коленчатого вала двигателя. При отсутствии указанного зазора двигатель может не развивать полной мощности.
Регулировка и настройка ТНВД
Рассчитано на основе отзывов, полученных на СТО и на сайте.
Список услуг, доступных для автомобиля
Наименование работы, услуги | Цена |
---|---|
ТНВД (топливный насос высокого давления) — настройка и регулировка | от 2500 рублей |
Указанные цены являются ориентировочными. Уточняйте цены в разделе «Расчет стоимости работ» или у оператора call-центра +7 (812) 240-47-47.
Основной функцией ТНВД служит подача топлива в ДВС в определенный момент времени и под определенным давлением. Конечно же, и объем подающегося топлива должен быть четко определен и соответствовать рекомендованным значениям.
Зачем нужна регулировка
Для проведения регулировки ТНВД (плановой или внеочередной) нужно понимать и знать признаки неисправности этого узла чтобы не сбивать те настройки, которые может быть и не стоит трогать. Вот признаки, которые могут указывать на необходимость проведения регулировки ТНВД:
- двигатель начал работать с перепадами в мощности. В этом случае может быть проблема с подачей топлива разными объемами порций;
- уменьшение мощности двигателя (скачкообразное или резкое). Возможная причина может крыться в несвоевременном впрыске топливной смеси в камеру сгорания. Если это происходит, то топливо детонирует не полностью и образуется копоть в выхлопных газах и общее падение КПД двигателя;
- возросший расход топлива или его утечка. Эта проблема в основном возникает в следствии износа механизмов и частей ТНВД и ДВС целиком.
Как проходит регулировка ТНВД
Для проведения регулировки на СТО СТАЙЕР применяются специальные стенды.
На первом этапе работ проходит регулировка цикловой передачи.
Целью этого вида регулировки выступает определение оптимального режима подачи топлива в плане количества и равномерности в камеру сжигания. Изменение настроек осуществляется путем корректировки положения рейки ТНВД, которое осуществляется при помощи специального винта. У одноплунжерных насосов вместо рейки для этого используется дозатор. На втором этапе проводят регулировку угла опережения начала подачи (УОНП) горючего в камеру сжигания. В качестве дополнительного оборудования применяется моментоскоп, представляющий собой стеклянную трубку с присоединенным шлангом высокого давления. Он устанавливается на одну из секций дизельного двигателя. Процедура регулировки является достаточно сложно и требует наличия соответствующих профессиональных навыков и опыта работы с подобным высокоточным и сложным оборудованием.
После этого из системы удаляют воздух.
Наиболее часто подобная ситуация создается при замене каких-либо деталей насоса, например, топливного фильтра, или после длительного прекращения эксплуатации агрегата. В любом из указанных случаев для удаления воздуха происходит либо при помощи ручного насоса, наличие которого предусматривает конструкция ТНВД, либо в автоматическом режиме с использованием клапана перетока, устанавливаемого на топливном фильтре.
И в конце проводят тщательную смазку.
Большинство ДВС имеет единую смазку ТНВД и силового агрегата, и в этом случае насос по сути является необслуживаемым и не требует каких-либо вмешательств со стороны техников – основное требование поддержание работоспособность всей системы. Если конструкция двигателя не предусматривает наличие подобной системы, смазочное масло следует заливать в ТНВД через крышку, предварительно сняв с нее колпак.
Самостоятельно проводить такую сложную процедуру как регулировка ТНВД механики СТО Стайер категорически не рекомендуют! Узел действительно сложный и без должных знаний и специального оборудования есть очень большой шанс навредить не только ТНВД, но и двигателю в целом.
Проверка и регулировка ТНВД
Проверка и регулировка ТНВД во время осмотров заключается в проверках плотности, определении момента начала или окончания подачи топлива, равномерности подачи топлива по цилиндрам и установке нулевого положения. Проведение этих операций, как правило, описывается заводской инструкцией с учетом типа ТНВД, установленных на двигателе. Если таких рекомендаций завода-изготовителя нет, то можно проводить эти проверки так, как будет изложено ниже.
Проверка угла опережения подачи топлива в тнвд с регулировкой конца подачи
Для проверки угла опережения подачи топлива необходимо выполнить следующие операции:
а) Отсоединить форсуночную трубку от штуцера ТНВД.
б) Прокачать ТНВД до полного вытеснения воздуха.
в) Навернуть на штуцер ТНВД гайку со стеклянной капиллярной трубкой, внутренний диаметр которой не более 1—1,5 мм.
г) Заполнить частично капиллярную трубку топливом, прокачивая ТНВД.
д) Медленно проворачивая двигатель по ходу, наблюдать за поверхностью топлива в капиллярной трубке; момент, когда уровень топлива стронется с места, соответствует началу подачи топлива.
е) Замерить угол, на который мотыль проверяемого цилиндра не дошел до В.М.Т. Величина угла опережения подачи топлива, измеренная относительно В.М.Т. по маховику, должна соответствовать данной в заводской инструкции.
Измерение угла опережения подачи топлива необходимо произвести 2—3 раза. При несовпадении полученных углов опережения с данными заводской инструкции, регулирование угла опережения подачи топлива в ТНВД с регулировкой конца подачи производится следующим образом:
- Поворотом на распределительном валу кулачной шайбы ТНВД.
- Изменением положения соединительной муфты распределительного вала для дизелей с кулачными шайбами, не допускающими поворота.
- Окончательная регулировка производится изменением длины регулируемого толкателя ТНВД, чем изменяется положение плунжера в его втулке (для ТНВД золотникового типа) или величина холостого хода толкателя (для насосов других типов). При этом надо иметь в виду, что регулировка угла опережения подачи топлива изменением длины регулируемого толкателя связана с изменением величины открытия всасывающего окна, поэтому изменять длину толкателя можно только в пределах нормального открытия окна.
Регулирование момента начала подачи топлива должно производиться при положении рейки ТНВД, соответствующем режиму полного хода.
Проверка угла опережения подачи топлива в тнвд с регулировкой начала подачи
Для проверки угла опережения подачи топлива необходимо выполнить следующие операции:
- Сначала необходимо определить момент начала подачи топлива, как описано в предыдущем разделе.
- Затем, продолжая медленно проворачивать двигатель, наблюдать за повышением уровня топлива в капиллярной трубке. Момент, когда уровень топлива в капиллярной трубке остановится, соответствует концу подачи топлива.
Далее все делается также, как описано в предыдущем разделе.
Простые способы проверки угла опережения подачи топлива
1. У ТНВД с регулировкой конца подачи топлива проверяется начало подачи топлива, для чего необходимо установить зазор между роликом толкателя и цилиндрической частью кулачной шайбы в соответствии с инструкцией завода-изготовителя. При проворачивании двигателя на передний ход улавливается момент соприкосновения ролика с выступающей частью кулачной шайбы. Угол отклонения мотыля относительно ВМТ поршня должен соответствовать углу, указанному в заводской инструкции.
2. У ТНВД с регулировкой начала подачи топлива проверяется конец его подачи, т.е. момент, когда ролик толкателя находится на вершине кулака. Угол окончания подачи топлива относительно ВМТ поршня должен соответствовать углу, указанному в заводской инструкции.
3. У ТНВД золотникового типа отсоединяется форсуночная трубка и вынимается нагнетательный клапан насоса. Насос прокачивается до полного удаления воздуха, и его штуцер просто закрывается пальцем. Затем проворачивается коленчатый вал двигателя. Проворачивание останавливается в момент резкого повышения давления, ощущаемого пальцем на штуцере. Это и есть момент начала подачи топлива. При этом на маховике фиксируется угол отклонения мотыля относительно ВМТ.
Проверка установки «нулевого положения» тнвд всех типов
Для обеспечения одновременного и надежного выключения ТНВД при остановке дизеля необходимо, чтобы все ТНВД были установлены на «нулевое положение». Перед проверкой «нулевого положения» ТНВД необходимо проверить положение тяг управления насосами, убедиться в отсутствии в них ненормальных зазоров, люфтов, заеданий.
Установку «нулевого положения» ТНВД всех типов можно производить следующим образом: