Как отрегулировать клапана на ямз 238 турбо после ремонта
Двигатель ЯМЗ 238
Серия ЯМЗ-238 была запущена в производство в 1962 году и пришла на смену ЯАЗ-206. Этот мотор имеет V-образный 8-ми цилиндровый чугунный блок, с углом развала 90°, с чугунными мокрыми гильзами и со смещением рядов цилиндров относительно друг друга на 35 мм. Внутри блока на 5-ти опорах установлен кованый коленвал с ходом поршня 140 мм и с диаметром коренных шеек 110 мм и с диаметром шатунных шеек 88 мм, сами шатуны стальные, а их длина 265 мм. Для этих моторов использовали литые алюминиевые поршни диаметром 130 мм и высотой 100 мм, диаметр поршневого пальца 50 мм.
Блок цилиндров накрыт двумя чугунными головками по 8 клапанов на каждую. Диаметр впускных клапанов 61 мм, выпускных 48 мм, диаметр ножки 12 мм.
Здесь применен шестеренчатый привод распредвала, а сам распредвал находится в блоке цилиндров и через толкатели, стальные штанги и стальные коромысла, приводит клапаны в действие. Характеристики распредвала: фаза 246/266, подъем 13.5 мм.
Регулировка клапанов на ЯМЗ-238 (турбо и атмосферный) проводится после каждых 500 часов работы (при необходимости). Зазоры клапанов и для впуска и для выпуска — 0.25-0.3 мм. Порядок регулировки 1–5–4–2–6–3–7–8, такой же, как порядок работы цилиндров (как на турбированном, так и на атмосфернике).
На этих моторах применен непосредственный впрыск топлива с ТНВД 80-30 (на ЯМЗ-238М2) или с другими насосами (детально по модификациям описано ниже).
Давление форсунок 261 — 230 кгс/см 2 ; форсунок 267 — 270 кгс/см 2 .
Давление масла на прогретом двигателе должно находиться в пределах 4-7 кгс/см 2 (это относится как к турбо, так и атмо).
Помимо атмосферных вариантов выпускали и турбированные, список которых не знает границ. Основные отличия между ними указаны ниже.
Этот мотор имел родственную серию ЯМЗ-236.
Выпуск 238-го продолжается и сейчас, но их заменяют на более экологичные ЯМЗ-7511 и ЯМЗ-658.
Модификации ЯМЗ 238 и их отличия
1. ЯМЗ-238АК — аналог ЯМЗ-238М2 под нормы Евро-0, который предназначался для комбайнов Дон, Кубань, Херсонец, Славутич и Палессе FS60. Мощность 235 л.с. при 2000 об/мин, крутящий момент 932 Нм при 1300-1500 об/мин. Срок службы мотора до капремонта 8000 часов.
2. ЯМЗ-238АМ2 — версия ЯМЗ-238М2 с мощностью 225 л.с. при 2100 об/мин, момент 825 Нм при 1250-1450 об/мин. Экологический класс — Евро-0, а его ресурс 8000 часов.
Стоит на МоАЗ-6014 и 6442.
3. ЯМЗ-238Б — турбированный мотор на базе ЯМЗ 238М2, где применен турбокомпрессор ТКР 100. Здесь установлен измененный распредвал с такими характеристиками: фаза 240/266, форсунки 261-13, другой коленвал, свои поршни, насос 807-40. Мотор соответствует стандарту Евро-0.
Встретить его можно на ВПР-02, ВПРС-02 и 03; МАЗ-5336 и 5432; МоАЗ-40484, 40489, 49011 и 7505; КрАЗ 5444, 6130, 6503 и 6505; АДМ-1.5, МПГ-6, ЭО-5225, Урал 5323 и 5423; ЧЕТРА Т20, ЕК400 и РЭМ25. Ресурс мотора — 450 тыс. км.
4. ЯМЗ-238БВ — аналог 238БЛ, но с ТНВД 807-40. Устанавливался на ГТ-ТМ, ГТ-ТМС и МГШ521М1. Ресурс — 8000 часов.
5. ЯМЗ-238БЕ — такой же ЯМЗ-238Б, но со встроенным жидкостно-масляным теплообменником и доработанными системами охлаждения и смазки. Здесь применен ТНВД ЯЗДА 807-50, форсунки 261-13 и турбина ТКР 122. Давление наддува 0.93 бар. Мощность 300 л.с. при 2000 об/мин, крутящий момент 1180 Нм при 1200-1400 об/мин. Двигатель отвечает требованиям Евро-1.
6. ЯМЗ-238БЕ2 — двигатель с отличающимся коленвалом и шатунами, с гильзами, выступающими над поверхностью блока на 1.6 мм, с другими поршнями (высота 85 мм), диаметр поршневого пальца увеличен до 52 мм. Также здесь применена ГБЦ с кольцевыми проточками, ТНВД ЯЗДА 173-20, форсунки 267-01, распредвал с фазой 233/272, применен другой фильтр грубой очистки топлива. Мощность осталась прежней, а крутящий момент возрос до 1274 Нм при 1100-1300 об/мин. Такой вариант отвечает нормам Евро-2.
7. ЯМЗ-238БК — мотор для комбайнов Полесье, который подходит под нормы Евро-0. Он оснащается турбиной ТКР-100 и ТНВД 805-40. Версии 238БК-3 используют две турбины К27-49. Ресурс такого движка 8000 часов.
8. ЯМЗ-238БЛ — такой же 238Б, но с ТНВД 801-50, с глубоким картером и другим приводом вентилятора. Мощность увеличена до 310 л.с. при 2100 об/мин, крутящий момент 1177 Нм при 1200-1400 об/мин. Встречается на МТ-ЛБу.
9. ЯМЗ-238БН — турбомотор для МоАЗ 7529 с турбиной ТКР 100-16. Мощность 260 л.с. при 2000 об/мин, момент 1080 Нм при 1200-1400 об/мин. Ресурс — 8000 ч.
10. ЯМЗ-238ВМ — аналог ЯМЗ-238М2 с другим масляным поддоном. Предназначался для МТ-ЛБ. Служит до капремонта 5000 часов.
11. ЯМЗ-238ГМ2 — такой же ЯМЗ238М2, но с по-другому отрегулированной топливной (ТНВД 809-20). Мощность снижена до 180 л.с. при 1700 об/мин. Встречается на экскаваторах ЭО-412, 511, 512, 522 и буровой технике БМ-2501. Срок службы 5000 часов.
12. ЯМЗ-238Д — такой же 238Б, но под КПП ЯМЗ 202 и с ТНВД 806-40. Ресурс двс — 450 тыс. км.
Стоит на МЛ-107, ТГ-301, МЗКТ-692378, МАЗ-53363, 54323, 5552, 6303 и 64229; КрАЗ-5133, 5444, 6130, 6322, 6351, 6443, 6505 и 7133.
13. ЯМЗ-238ДЕ — тот же ЯМЗ-238БЕ, но с ТНВД ЯЗДА 806-50 и с давлением наддува 1.08 бар. Мощность увеличена до 330 л.с. при 2100 об/мин, крутящий момент 1225 Нм при 1200-1400 об/мин. Движок соответствует экологическому классу Евро 1 и встречается на автомобилях МАЗ 5336, 5432, 5516, 5551, 6303, 6317, 6422, 6425 и на комбайнах Полесье. Заявленный ресурс — 800 тыс. км.
14. ЯМЗ-238ДЕ2 — такой же 238БЕ2, но с ТНВД ЯЗДА 173-30. По сравнению с 238ДЕ, мощность осталась неизменной, крутящий момент достиг 1274 Нм при 1100-1300 об/мин. Здесь повышен экологический класс до Евро 2, а ресурс составляет 800 тыс. км.
Такой двс стоит на КрАЗ 5133, 5444, 6130, 6133, 6305, 6322, 6443, 6446, 6503, 6505, 7133, 7140, а также на МАЗ-5336, 5432, 5516, 5551, 6303, 6317, 6422, 6425.
15. ЯМЗ-238ДИ — такой же 238Б, но с турбиной К36-30 и с ТНВД 803-30.
16. ЯМЗ-238ДК — комбайновый мотор для Дон 680М, аналог ЯМЗ-238БК, но мощность увеличена до 330 л.с. при 2000 об/мин, крутящий момент 1225 Нм при 1300-1500 об/мин.
17. ЯМЗ-238ИМ2 — мотор для дизельных электростанций АД-100 и ДГУ-100, его ресурс — 25000 часов.
18. ЯМЗ-238КМ2 — аналог ЯМЗ-238М2, но приспособлен для работы на технике МоАЗ-1405, 740 и ХТЗ 181. Мощность 190 л.с. при 2100 об/мин, крутящий момент 687 Нм при 1250-1450 об/мин. Ресурс двс — 8000 часов.
19. ЯМЗ-238Л — многотопливный движок для КрАЗ-260М. Он оснащается турбиной ТКР-11 и насосом 801-11.
20. ЯМЗ-238М2 — двигатель, заменивший ЯМЗ-238М в 1988 году, его экологический класс — Евро 0. Мотор стоит на ЧСДМ ДЗ-240С, МоАЗ-6442 и 6014.
21. ЯМЗ-238МС — вариант для северных широт.
22. ЯМЗ-238Н — турбодвигатель с ТНВД 804-21 и с ТКР 11, мощность 300 л.с. при 2100 об/мин, крутящий момент 1078 Нм при 1500 об/мин.
23. ЯМЗ-238НД3 — турбированный мотор на базе 238Б, который не имеет масляного охлаждения поршней и жидкостно-масляного теплообменника. Здесь установлена турбина ТКР 11 и ТНВД 805-30, а мотор отвечает требованиям Евро 0. Моторесурс движка — 8000 часов. Мощность 235 л.с. при 1700 об/мин, момент 1108 Нм при 1100-1400 об/мин. Стоит двигатель на К-700, 702, 703 и ДЗ-98В.
24. ЯМЗ-238НД4 — турбированный мотор с жидкостно-масляным теплообменником на базе 238НД3. Здесь стоит ТНВД 805-40, а экологический класс — Евро 0. Встречается на К-744, К-703, КС-101, КС-104, КС-110, Т15.01, Т-221 и Четра-60. Ресурс мотора 8000 часов, а его отдача 250 л.с. при 1900 об/мин, момент 1108 Нм при 1100-1400 об/мин.
25. ЯМЗ-238НД5 — турбомотор на основе 238Б-1. Он оснащался ТНВД 805-50, своим генератором, картером, шкивом коленвала и имел ресурс 8000 часов. Мощность мотора 300 л.с. при 1900 об/мин, крутящий момент 1280 Нм при 1100-1400 об/мин. Ставили его на К-744Р1.
26. ЯМЗ-238НД6 — турбодвигатель под Евро-1, разработанный на основе ЯМЗ-238ДЕ. От родительского движка отличается генератором, картером, маховиком, насосом 805-60 и ресурсом в 10000 ч. Мощность 235 л.с. при 1700 об/мин, момент 1108 Нм при 1100-1400 об/мин. Стоял движок на К-740.
27. ЯМЗ-238НД7 — версия на 250 л.с. при 1900 об/мин, момент прежний. Здесь применен насос 805-70, а стоит этот двс на тракторах «Кировец» и Т15.01, а также на ТГ-221.
28. ЯМЗ-238НД8 — модель с насосом 805-80 на 300 л.с. при 1900 об/мин, момент 1280 Нм при 1100-1400 об/мин. Стоит этот вариант на Кировце и ходит до капремонта 10000 часов.
29. ЯМЗ-238НП — мотор, созданный на базе 238НД2 и отличается патрубком турбины и генератором.
30. ЯМЗ-238ПМ — турбомотор с турбиной ТКР9 мощностью 280 л.с. при 2100 об/мин, крутящий момент 1029 Нм при 1500 об/мин. Заменен на 238Б.
31. ЯМЗ-238ФМ — такой же 238ПМ, но с маслофорсунками, мощность увеличена до 320 л.с. при 2100 об/мин, крутящий момент 1118 Нм при 1500 об/мин. Мотор заменили на 238Д.
Неисправности ЯМЗ-238
1. Греется двигатель. Причины перегрева зачастую в грязном радиаторе, в помпе или в термостатах. Проверяйте и скорей всего проблема будет именно здесь. Если нет, тогда нужно смотреть прокладку ГБЦ и состояние головок на наличие трещин.
2. Плавают обороты. Причина в ТНВД, нужно проверять, как он отрегулирован, и настроить холостые обороты винтом на задней его части. Еще из причин это воздух в топливной системе.
3. Не развивает обороты. Нужно проверить, как настроен насос, заменить фильтры, посмотреть топливную систему.
4. Дергается на малых оборотах. В таком случае надо начинать с топливной (насос, форсунки и т.д.) и с зажигания.
5. Троит. Возможно, причина в недостатке топлива и нужно обратить внимание на ТННД, на топливные фильтры, на форсунки или на трубки.
6. Глохнет или заводится и глохнет. Проверяйте на предмет подсоса воздуха, смотрите топливные фильтры, насос, иногда что-то постороннее могло попасть в бак.
7. Стук в двигателе. Причины могут быть в форсунках, насосе, зажигании, клапанах, в кольцах, во вкладышах; здесь надо вскрывать движок и смотреть.
8. Дымит:
— белым дымом — возможно у вас вода в баке или охлаждающая жидкость попадает в цилиндры через прокладку или треснувшую ГБЦ.
— черным дымом — нужно убавить топливо на ТНВД с помощью нижнего винта мощности, скорей всего он выкручен на максимум.
— синим дымом — вероятно у вас горит масло.
9. Вибрация. Причины обычно в маховике, в зажигании, в опорах мотора, в карданном валу, возможно коленвал не отбалансирован.
10. Не заводится. Причину нужно искать в форсунках и насосе.
11. Трещины в ГБЦ. Типичная неисправность для этих ДВС и образовывается она на межклапанной перемычке, но, к счастью, этот вопрос можно попробовать решить, есть множество компаний, которые готовы восстановить головку.
Несмотря на большой список различных неисправностей, это очень надежный и долговечный мотор. ЯМЗ-238, при адекватном уходе и обслуживании, имеет ресурс на практике 800-900 и даже 1 млн. км.
Номер двигателя ЯМЗ-238
Номер находится в районе маховика, слева.
Тюнинг двигателей ЯМЗ-238
Как поставить турбину
Для переделки обычного атмосферного 238 в турбо можно оставить стандартные поршни, можно обойтись без масляных форсунок, просто поставить турбину ТКР 36-87 с коллекторами от ЯМЗ-7511, сделать маслослив и маслоподачу на турбину, поставить распылители 261, настроить ТНВД и ездить как есть. Так можно получить 280-300 л.с. Это даже будет ездить годами без проблем, но для более высокой надежности лучше заменить поршни на 238Б.
Установка ЯМЗ-238 на Т-150 К. Страница 55 из 55
Для регулировки клапанов открутить первую трубку в.д. с насоса и вращать по ходу. Шевельнулось топливо, смотреть шкалу на маховике. Там стрелка стоит на 16 -18 гр. У кого как. За отверстия вращать до ВМТ. В этом положении регулировать клапана 1 цилиндра. Провернуть за маховик на 3 отверстия, регулировать 5 цилиндр. И так все остальные.
Алекс 37 пишет:
ровшан.ш пишет:
Виталий-150 пишет:
бу-бу-бу-бу в воздухан начало стучать, думал штанга вылетела, снял крышки гбц везуально все на месте. Из зачего еще может бубнеть в глушитель? Ямз238
Так в воздухарь или в глушитель? Если в воздухарь, клапан впускной не прилегает.
Обратите внимание на компрессор ещё. а так кроме клапанов подзажатых вроде и не чему.
Нашли причину. Штанга вылетела с места и хорошо что в потдон не упала а зажалась между блоком и тем местом куда вставляется. Фуухх. зазор был такой что палец пролетал со свистом, все не как не могу научится регулировать клапана ямз238
Ну упала бы и упала. другую бы поставил. мы при вскрытии мотора штук пять нашли. наша только одна была..
ровшан.ш пишет:
Алекс 37 пишет:
ровшан.ш пишет:
Виталий-150 пишет:
бу-бу-бу-бу в воздухан начало стучать, думал штанга вылетела, снял крышки гбц везуально все на месте. Из зачего еще может бубнеть в глушитель? Ямз238
Так в воздухарь или в глушитель? Если в воздухарь, клапан впускной не прилегает.
Обратите внимание на компрессор ещё. а так кроме клапанов подзажатых вроде и не чему.
Нашли причину. Штанга вылетела с места и хорошо что в потдон не упала а зажалась между блоком и тем местом куда вставляется. Фуухх. зазор был такой что палец пролетал со свистом, все не как не могу научится регулировать клапана ямз238 [изображение]
Ну упала бы и упала. другую бы поставил. мы при вскрытии мотора штук пять нашли. наша только одна была..
Привод вентилятора 236НЕ-е , обзор, сборка , разборка
Добрый день, форумчане.
Наконец мы закончили кап ремонт своего т 150 с переоборудованием под ямз 236 турбо и усиленной кпп.
Теперь в плане сборка второго трактора и есть желание поставить на него двигатель Мерседес v 6 220 л.с. или рядную шестёрку МАН.
Прошу поделиться опытом, если переоборудывали под такие двигателя, какие трудности, сложно ли переделать, как установили маховик сцепления, опоры двс.
Заранее огромная благодарность.
Здравствуйте, подскажите сколько амперного генератора хватит для т-150 в 28в системе? (Стоит два АКБ 190Ah)
если есть маркировка еще буду благодарен (под ЯМЗ 236)
Здравствуйте, подскажите сколько амперного генератора хватит для т-150 в 28в системе? (Стоит два АКБ 190Ah)
если есть маркировка еще буду благодарен (под ЯМЗ 236)
Стандартный генератор МАЗ,КамАЗ..(Г288 и другие аналоги..)есть генераторы разных размеров.под них несколько разное крепление (кронштейн) на блоке. какой у вас х.з.
Здравствуйте, подскажите сколько амперного генератора хватит для т-150 в 28в системе? (Стоит два АКБ 190Ah)
Без разницы на сколько ампер — ставьте любой. Тут больше надо ориентироваться на потребителей, например будут ли установлены дополнительные фары и прочее. У нас ранее когда еще обычные фары с лампами накаливания использовались, на ночных работах включали по 8 фар на крыше, две вперед, 4 лампочки габаритов, подсветка приборов + включенный моторчик печки, стандартный генератор не мог обеспечить потребление и аккумуляторы за ночь высаживались наполовину, днем ставили на зарядку и к вечеру снова в поле. Днем жара была +37.
Правильная установка зажигания на ямз 238
Регулировка клапанов на двигателе ямз 238 производится по разным причинам. Двигатель работает исправно. В результате трения деталей газораспределительного механизма увеличиваются зазоры. Регулировка позволяет уменьшить зазоры до рабочего состояния. Происходит износ седел и клапанов зазоры уменьшаются.
Поэтому через каждые 10000 – 20000 км необходимо проверять величину тепловых зазоров. Помимо этого случаются поломки двигателя. Снимется головка блока цилиндров. Ремонтируются коромысла. Меняется прокладка головки блока цилиндров. После ремонта так же требуется производить регулировку зазоров в клапанах.
Двигателя ЯМЗ пока они новые кажутся очень надежными, мощными. Создаётся впечатление, что этот двигатель никогда сломаться не может. Но это только первое впечатление. Потом он создаёт одну проблему за другой. Это просевшие гильзы, течь охлаждающей жидкости из под резиновых уплотнений гильз и дугие причины. Их возникает много когда приходится снимать головку блока. По окончании ремонта остаётся проблема регулировки клапанов.
Конечно же, опытные мотористы легко с этим справляются, для них это вообще не проблема. Где взять моториста если машина сломалась в поле или на трассе. Да и отдавать лишние деньги в принципе за незначительную услугу, бывает просто жалко. Поэтому лучше самому раз один раз разобраться и не на кого не рассчитывать.
При регулировке клапанов необходимо знать порядок работы цилиндров двигателя. Для того чтобы понимать клапана какого цилиндра регулировать следующими.
Регулировка УОВТ в ЯМЗ 238
Для выставления угла опережения вбрызгивания, на кожухе вращательного колеса (маховика) есть два контрольных отверстия. А на самом вращательном колесе в двух точках нанесены ориентиры углов. Нижние указатели выражены цифрами, а боковые – буквами.
- А = 20°.
- Б = 15°.
- В = 10°.
- Г = 5°.
Регулировка угла опережения впрыскивания топлива
Для регулировки угла опережения вбрызгивания топлива следует открыть отверстие на кожухе маховика, крутить коленвал двигателя до выравнивания засечек на шкиве вала с корпусом распределительных шестерен или на маховом колесе с ориентиром. Получившееся значение должно соответствовать установочному углу опережения ВТ (6°–7°). Эти действия выполняются, как правило, с закрытыми клапанами в 1-м цилиндре двигателя.
Коленвал можно крутить как ключом за крепёжный болт колеса вала, так и ломиком, закреплённым за отверстия в маховом колесе.
При выравнивании отметок должны совпасть указатели «А» на торце зажимного устройства (муфте) со стрелкой указателя или с буквой «Б» на указателе. Если засечки не уровнялись, нужно продолжить регулирование.
Выставление зажигания ЯМЗ 238: регулировка угла впрыска
Установка зажигания ЯМЗ 238 проблематична. С ней часто приходится сталкиваться водителям грузовиков, работающих на дизельном двигателе. Чтобы исправить это, необходимо знать, как правильно откалибровать угол опережения впрыска топлива и как правильно отрегулировать зажигание.
Угол впрыска
Чтобы точно определить, какой угол опережения должен быть выставлен, на футляре имеет два просвета для контроля, а на диске – ориентиры, расположенные в двух местах. Обозначения имеют маркировки в виде букв и цифр. Нижнее значение указывается цифрами 20, 15, 10, 5, а боковое – буквами А, Б, В, Г.
Чтобы установить ЯМЗ 238, необходимо открыть на футляре вращающегося диска проемы. Затем нужно провернуть коленчатый вал до соединения штрихов, расположенных на теле распределительных шестерней и на шкиве. Сразу смотрят, совпали или нет метки на маховике.
Калибровка угла проводится до тех пор, пока отметка А не совпадет с отметкой Б. Первая располагается на торце, а вторая – на указателе.
Во время калибровки, полученные показатели должны совпадать с теми, которые указаны. Все регулировки выполняются строго при закрытых поршнях в первом цилиндре.
Настройка угла
Чтобы правильно провести калибровку, необходимо выполнить следующие действия:
- Осмотреть муфту опережения зажигания на плотность посадки. Если она села хорошо, затягивается шуруп клеммового вала.
- Шурупы зажимной системы отворачиваются. Отметки А и Б соединяются.
- Шурупы на приводе закрепляются.
- Оценивается место фиксации пластин. Допускается незначительное расхождение этого показателя в пределах 1 мм.
- Оценивается правильность выставления УОВТ. Для этого нужно прокрутить коленвал. Допустимое отклонение от нормы – 1 0 или одно деление.
- Обязательно проверяется уровень масла в ОВТ.
- Оценивается как выставлен угол впрыска горючего.
Чтобы проверить точность выставленного угла, зажимное устройство смещают проемом в верхнюю позицию и убирают крышку. При правильности выставления, во время вращения вала под углом 70 градусов, из проема покажется смазка. После закрывается крышка.
Порядок действий при регулировке зажигания на двигателях с турбонаддувом серии ЯМЗ 238
Семейство двигателей Ярославского моторного завода серии 238 – одни из самых востребованных видов дизельных силовых агрегатов. Основное отличие систем двигателей серии от ЯМЗ 236 – наличие дополнительных двух цилиндров, что изменило технические показатели двигателя в лучшую сторону. Однако эксплуатация даже самых совершенных механизмов может вызывать массу вопросов у автовладельцев. Особенно когда один из важнейших механизмов неожиданно начинает «барахлить».
Один из часто возникающих вопросов у водителей грузовиков – как выставить зажигание на ЯМЗ 238. Прежде чем приступить к изучению этого вопроса, стоит ознакомиться с особенностями установки дизельных агрегатов серии ЯМЗ 238. Всего в линейке присутствует достаточно много модификаций усовершенствованных агрегатов разных систем, в том числе двигатель ЯМЗ 238 М2.
Способ регулировки зажигания по стробоскопу
Прежде чем приступать к процедуре настройки, необходимо прогреть двигатель до достижения оптимальной рабочей температуры. Затем подключить прибор к сети грузовика и выполнить действия:
Углы опережения и их установка на двигателе ЯМЗ-238
[banner_fullstory-1]
Принцип регулировки абсолютно не зависит от марки силового агрегата, он общий для всех двигателей дизельного типа.
Угол опережения подачи топлива и его установка. Для двигателя ЯМЗ 238 величина опережения вбита возле риски, расположенной на корпусе муфты опережения впрыска (с торца). Это должна быть цифра 20 либо 18. Что касается угла опережения впрыска, то он как правило определяется по первому цилиндру. Его проверяют посредством подкачивающего насоса ручного типа, которым прокачивают систему питания силового агрегата топливом, обязательно ослабив перед этим на корпусе ТНВД пробки для удаления воздуха. После того, как в топливе, которое выходит из под пробок, абсолютно не останется пузырьков воздуха, их необходимо завернуть. Затем нужно присоединить к штуцеру соответствующей секции топл. насоса моментоскоп, предварительно сняв трубку высокого давления 1-го цилиндра.
Регулировка опережения впрыска осуществляется следующим образом. В рабочее положение устанавливают скобу останова силового агрегата (при этом остаётся включенной подача топлива плунжерами) и заполняют стеклянную трубку топливом, вращая коленчатый вал. Пузырьков воздуха в трубку попадать не должно. Затем необходимо удалить топливо из стеклянной колбы таким образом, чтобы его уровень был приблизительно в центре трубки. Достигается это за счёт встряхивания колбы. Далее коленвал поворачивается с максимальной осторожностью. Поворот производится по направлению вращения и осуществляется посредством ключа, при этом необходимо всё время следить за положением мениска, который находится в стеклянной трубке. Началу подачи топлива определённой секции насоса будет соответствовать момент, когда мениск начнёт стремительно подниматься вверх.
[banner_fullstory-2]
В этот момент риска, которая находится на шкиве коленвала, должна находиться напротив риски с числовым значением, указанным на крышке распределительных шестерней. При всей процедуре установки угла должна соблюдаться точность до ±1. Цифра на риске обязательно должна соответствовать той, что выбита на корпусной муфте опережения впрыска с торца. Если цифры не соответствуют, то точная регулировка угла опережения впрыска осуществляется с помощью смещения муфты привода насоса топлива относительно фланца. Делается это при ослабленных крепёжных болтах. После завершения подстройки болты затягиваются как можно туже, затем снова производится проверка уровня опережения впрыска. Важно учитывать, что угол опережения впрыска растёт когда полумуфта смещается по направлению её вращения. Если произвести смещение полумуфты привода на одно деление относительно её фланца, то это будет соответствовать 4-м делениям на маховике или на крышке шестерен распределения. На муфтах опережения впрыска, которые были выпущены до 1963 г., выбивалось числовое значение 0. Сейчас вместо нуля ставится числовое значения 18 (18° до в. м. т. 1-го цилиндра). Риски со значением 0 на маховике и крышке шестерен до 1964 г. соответствовали углу 20° до в. м. т. 1-го цилиндра. Вторая риска на крышке распределительных шестерен при отсчёте от нулевой метки по направл. вращения коленвала соответствовала углу 18°, а четвёртая в свою очередь углу 16° до в. м. т. 1-го цилиндра. Вторая короткая риска на маховике, если считать от 0-ой метки против направления вращения коленвала, должна соответствовать углу 18°, а четвёртая, соответственно, 16° до в. м.т. 1-го цилиндра.
Исходя из личного опыта могу дать следующие советы и рекомендации:
1) Моментоскоп лучше делать самому из нескольких трубок. Первая трубка должна надеваться на скрученный с форсунки 1-го цилиндра топливоотвод, последняя трубка (обладающая внутренним диаметром около полутора миллиметров, прозрачная) должна располагаться в вертикальном положении.
2) Не допускается течей из трубок. Необходимо тщательно проверять, чтобы трубки были надеты плотно.
3) Вам необходимо накачать солярку чтобы увидеть её в прозрачной трубке. Делается это путём вращения одного из валов. Какой это будет вал – выбирайте сами.
4) После всего вышеописанного нужно смотреть на метки, нанесённые на маховик. Одна из этих меток обозначает начало впрыска топлива (зажигание), другая – ВМТ 1-го цилиндра.
5) Вы должны заметить лёгкое поднятие солярки в трубке во время проворачивания вала. Это должно произойти перед подходом к ВМТ 1-го поршня. Это, собственно, и есть впрыск. В месте поднятия топлива вал нужно крутить крайне медленно.
6) ТНВД на скользящих креплениях необходимо повернуть так, чтобы сам впрыск топлива соответствовал метке впрыска, нанесённой на маховик. Вот и вся задача.