Personalcam.ru

Авто Аксессуары
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Ретротест: ЗАЗ-968А Запорожец — журнал За рулем

Ретротест: ЗАЗ-968А Запорожец — журнал За рулем

«Запорожец» — вовсе не примитивный автомобиль. Для своего времени и задач — машина отличная. Тем более, что позволить себе ее мог практически любой советский гражданин.

«Горбатый» Fiat

Бежевый ЗАЗ-965А 1963 года выпуска и его красный брат — самыемаленькие из автоэкспонатов новосибирского музея. Первый автомобильчик на родной резине, сперебранным агрегатом и перетянутым по версии завода салоном. В красном,который хозяин прозвал Луиджи, больше анахронизмов — цвет металлик, которого небыло в те годы, и бампер от «Москвича».

ЗАЗ-965А — это модернизированная версия самого первого «Запорожца», она получила более мощный двигатель в 27 лошадиных сил. «Мощность подняли на три лошадиные силы. Сейчас это смешно, а тогда было впечатляющей цифрой для такого маленького авто», — рассказывает историк.

Основой ЗАЗ-95 стал итальянский Fiat-600. Несмотря на внешнее сходство, начинка машины была серьезно переработана. Советские инженеры изменили ходовую часть,увеличили пространство в салоне, поставили совершенно иной двигатель.

Именно из-за двигателя большего размера и более простогодоступа к нему у «Запорожца» переделали заднюю часть кузова — появился «горб». Отнего пошла кличка «горбатый».

Горячее сердце

Материалы по теме

Двигатель МеМЗ-968 воздушного охлаждения объемом 1,2 литра развивает 41 л.с. при 4200 об/мин. Он очень прост и ремонтопригоден, а уж легкий настолько, что для его демонтажа достаточно двух человек.

В системе питания применялся карбюратор К-126 и инерционный воздушный фильтр, который не требовал сменных фильтрующих элементов. К сожалению, мелитопольский «воздушник» не отличался особой надежностью. Эти двигатели редко выхаживали 100 тысяч км — чаще вдвое меньше. Двигатель страдал от перегрева, как и бензонасос, который в некоторых ситуациях мог просто перестать качать топливо. Зато в чем точно не откажешь этому мотору, так это в экономичности. Расход топлива держался в районе 6 л/100 км при 80 км/ч. Парадокс, но следующая итерация Запорожца — 968М, получившая в народе прозвище «мыльница», расходовала куда больше — порядка 10 л на сотню при тех же 80 км/ч.

Говорить о какой-то динамике не приходится. В теории Запорожец достигает 100 км/ч за 32 секунды. А максимальная скорость составляет 118 км/ч. Но на практике к 80 км/ч какой-либо разгон уже прекращается. Да и быстрее ехать на 968-м нет никакого желания.

ЗАЗ-968А Запорожец оснащали полностью независимой подвеской — торсионная спереди и пружинная сзади. Двигатель и трансмиссия располагались в заднем свесе.

Составные части моторного картера на Запорожец

  • 1. Задняя стенка картера предусматривает расточку, куда устанавливается привод для прерывания, распределения зажигания и насоса для масла.
  • 2. Слева у картера есть два специальных канала. По первому каналу выводится масло из насоса в центробежный очиститель. По второму каналу масло поступает в коленчатый вал к подшипникам.
  • 3. Верхняя часть картера оснащена четырьмя отверстиями, которые парно располагаются под установленным углом. Сюда устанавливаются цилиндры и головки, укрепляющиеся шпильками, что вворачиваются в картер.
  • 4. Двумя болтами, которые расположены вертикально, к картеру прикреплена средняя опора коленчатого вала. Она разъемная и состоит из двух частей.
  • 5. Спереди и сзади закреплены неразъемные подшипники коленчатого вала. Задний подшипник зафиксирован стопором на стенке картера. Передний подшипник зафиксирован штифтом на передней опоре. Для изготовления этих коренных подшипников в процессе производства используется сплав алюминия.
  • 6. Над расточками под коренные подшипники на стенке картера заготовлены опоры для распределительного вала.
  • 7. Для изготовления цилиндров применяется чугун. Они взаимозаменяют друг друга. Диаметр каждого 76+002-0,01мм.

Современные двигатели для ЗАЗ

1427718451__c0_e2_f2_ee_fd_ea_e7_ee_f2_e8_ea_e0-56.jpg

Автомобили ЗАЗ представляют собой классику отечественного автопрома. Машины, которые уже давно сняты с производства и не обслуживаются, до сих пор находятся в тренде. В настоящее время ретро автомобили участвуют в разнообразных выставках, в том числе их можно встретить и на обычных городских дорогах. Миниатюрные компактные модели привлекают своим классическим дизайном, но требуют достаточно больших затрат в обслуживании.

Главной проблемой водителя становится поиск двигателя. Даже если автомобиль, приобретенный от коллекционеров, имеет оригинальный движок, рассчитывать на его функциональность не придется. Мотор, которому уже наверняка исполнилось несколько десятилетий быстро выйдет из строя, в особенности в суровых условиях российского климата. Гораздо выгодней задуматься об установке современных моторов, которые разрабатывают отечественные компании. Конечно с двигателем, который имеет комфортный Ниссан Тиида 2015 он не сравнится. Кстати, эта модель автомобиля концерном Nissan была разработана специально для России.

ZAZ 968 1993, engine Gasoline 1.6 liter., 74 h. p., Rear drive, Manual — DIY

Only registered users can participate in discussions.

Пар из выхлопной трубы

Начинающие водители, нехорошо разбирающиеся в автомобилях, но теснее наслышанные от «опытных» автомобилистов о дыме из выхлопной трубы, зачастую путают пар с дымом. Как только температура окружающей среды понижается, дозволено следить некоторое время белый дым из трубы. Но это на самом деле легкой пар. Выдохните воздух из легких. Вы увидите такой же верно пар. А сейчас представьте, что за ночь все детали мотора и выхлопной системы охладились. А утром вы заводите мотор и в нем начинают происходить процессы с насыщенным нагревом. По каждым законам физики начнется образование конденсата, тот, что под действием силы выхлопных газов будет тяготиться к выходу – к глушителю и выхлопной трубе.

Поездки с остановками

«Запорожец» стал первым советским автомобилем, у которогодвигатель стоял сзади.

Ресурс у него был небольшой — до 50 тысяч километров. Затем требовалась переборка, как минимум, замена масляных колец. Но конструкция была настолько простой, что хозяин мог сам двигатель снять, занести в квартиру и там его отремонтировать.

Но поскольку это был мотор с воздушным охлаждением, его размещение сзади создавало множество проблем. «При постоянной езде на высокой скорости либодолгом стоянии на холостом ходу, когда не создавалось необходимого воздушногопотока для охлаждения, двигатель перегревался», — говорит Крупский.

О проблеме стало известно еще во время испытаний, и инженер по фамилии Вассерман предложил решетки на кузове. Но в оздухозаборники, получившие название по фамилии автора «терка Вассермана», совершенно не справлялись с перегревом.

Поэтому владельцы ехали, останавливались и открывали капот, доставали из багажника чай и бутерброд, перекусывали. А через некоторое время, когда двигатель остывал, продолжали движение. «Это было абсолютно нормальным явлением», — отмечает собеседник.

При этом расположение мотора хорошо сказалось на проходимости авто.Основная нагрузка пришлась на заднюю ось, и ведущие колеса плотно прижаты к дорожному покрытию. Передняя ось разгружена, еще у машины почти ровное днище, так как неткарданной передачи, которая соединяла бы двигатель с передним мостом. Поэтому автомобиль меньше цепляет кочки и неровности, объясняет специалист.

Читайте так же:
Переменный резистор для регулировки громкости колонки

А спереди, под капотом разместилась запаска, бензобак объемом 30 литров, малюсенькая емкость для омывателя и оставлено какое-то свободное место под багаж.

Особенности «косолапого»

Высота ЗАЗ-965А не дотягивает до 1,5 метров. Чтобы залезть внего и не ударится, нужна определенная сноровка. Облегчает посадку то, что двериоткрываются не в ту сторону. Это примета старых авто, позже от такого расположенияотказались из-за рисков открытия дверей на ходу в случае поломки замка.

Возле руля непривычные сейчас рычажки-тумблеры, которыеуправляют указателями поворота и фарами. Приборная панель черная, хотя должнабыть под цвет салона — слоновой кости. Но такой желтый пластик был непрочным и разрушался от перепада температур и воздействия солнца.

На спидометре заявленная максимальная скорость — 120 километровв час. Но по факту «Запорожец» можно было разогнать до 90 километров в час.

«И такделали только очень смелые ребята, так как у него своеобразная задняя подвеска,и колеса не жестко стоят под определенным углом, а имеют некоторый скос, который меняется взависимости от того, по какой поверхности едет авто», — рассказывает экскурсовод. Поэтому еще одно прозвище автомобиля — «косолапый».

На одометре сейчас странная цифра для почти 60-летнего авто —28 километров. Крупский объясняет, что они на старых машинах ограничены до 99 999километров. После одометр идет по второму кругу, потом по третьему. Определить реальный пробег в них можно только по состоянию кузова, агрегатов и салона.

Возле «ручника» есть еще один рычажок — подсос, или ручкаперекрытия воздушной заслонки. «Так как двигатель сзади, ее разместили не наприборной панели. С ее помощью перекрывается лишний поток воздуха, чтобыкарбюратор меньше всасывал воздуха, смесь становилась обогащенной, и автомобилюбыло проще завестись. Ею надо пользоваться при заводе на холодном двигателе», —поясняет историк.

Еще одна особенность модели — лобовое и заднее стеклаодинаковы и взаимозаменяемы. Крупский вспоминает байку, что это сделали из соображений частой необходимости замены лобовика. Так как передние кресла откидывались для прохода пассажиров на задний диван, при этом спинки никак не закреплялись, и не было ремней безопасности, при резком торможении автовладельцы оставались без лобового стекла. Но на самом деле, конечно, такое решение было обусловлено особенностями производственных линий.

Сотворение | Автор топика: Mariquita

2440.jpg

Карбюратор ЗАЗ 968м — тонкости регулировки и настройки основных элементов:

Карбюратор от Запорожца имеет следующую последовательность регулировки:Снимаем карбюратор, закрываем воздушную заслонку. От стенки смесительной камеры до дроссельной заслонки необходимо отрегулировать зазор с оптимальным расстоянием 1, 6 — 1, 8 миллиметров. Подгибая тягу, мы постепенно добьемся указанных показателей. Заслонка к воздухозаборнику прилегает плотно, люфт не превышает 0, 25 миллиметров.Монтируем карбюратор ЗАЗ 968 обратно в машину.

Как настроить привод ВЗ (воздушной заслонки):

Тянем на себя весь рычаг управления воздушной заслонки, после этого вжимаем на 1 миллиметр.ВЗ закрываем до конца, в таком положении мы будем проводить все крепежные действия.В бобышку рычага ВЗ привода пристраиваем стальную проволоку, стискиваем винтом. Фиксируем приводную оболочку на соответствующем крепящем кронштейне.Чтобы карбюратор от Запорожца работал корректно, верифицируем работу привода ВЗ. Закрытое положение ВЗ наблюдается, когда рычаг вытянут; заслонка полностью открыта при утопленном положении рычага.

Действия с ДЗ (дроссельной заслонкой):

Тросик дроссельной заслонки втыкается в демпфирующее устройство приводного рычага дроссельной заслонки. Конец приводной оболочки уже находится в кронштейне.Дроссельная заслонка закрыта полностью.Трос зажат винтом.Снабжаем конструкцию пружиной натяжения. При этом контролируем состояние троса: он не должен ослабиться, а дроссельная заслонка должна быть абсолютно закрытой.

Отрегулировать холостой ход для нормальной работы карбюратора от Запорожца можно двумя способами:

В первом методе производим запуск движка и обеспечиваем нагрев до 75⁰С. Винт качества топлива закручивается до упора, не употребляя чрезмерных усилий. Затем этот же винт выворачивается на пару оборотов. Запускается мотор, используя винт количества топлива ставим рабоч. обороты холостого хода на 950 — 1050 оборотов в минуту.По второй методике проделываем все пункты первого способа. Затем винт количества выставляем в положение min оборотов холостого хода, допустимых для устойчивой работы мотора. Винт качества позволяет достичь max увеличения оборотов холостого хода. А винт топливного количества проставляет рабочие обороты. Все шаги, изложенные во второй методике можно пройти два раза.

Установка двигателя Ваз на Заз 968.часть вторая пробный пуск …

5 дек 2019 – 21 мин. – Добавлено пользователем Юрий РогоцкийФото на драйв …

Установка двигателя ваз на заз 968м

Автомобиль ЗАЗ-968М вышел на конвейер в 1979 году. Дизайн кузова подвергся значительным изменениям — передняя панель кузова стала выпуклой, «уши» воздухозаборников заменены на решётки, задние фонари приобрели более современную прямоугольную форму. Хрома стало меньше, а черного пластика — больше.Выпускался с модификациями двигателей: МеМЗ-968Э мощностью 41 л.с. под бензин А-76 с карбюратором К-133 — базовая модель. МеМЗ-968ГЭ мощностью 45 л.с., отличавшийся двухкамерным карбюратором ДААЗ-2101-20 и впускным коллектором под него.

ЗАЗ-968М
«Запорожцы» выходили в свет до 1994 года. Их выпуск продолжался паралельно с выпуском более современных переднеприводных «Таврий». За это время была создана модификация на базе 968-го — пикап, а также двигатели с воздушным охлаждением 1,3 и 1,4 литра. Последний «Запорожец» покинул стены завода 1 июля 1994 года.

Tags: Установка двигателя ВАЗ на ЗАЗ 968м своими руками

Мой блог на Драйв 2 .

Установка двигателя Ваз на Заз 968,часть первая стыковка ДВС .

3 дек 2019 — 20 мин. — Добавлено пользователем Юрий РогоцкийМой блог на Драйв 2 (фото) VsgMAAAAAABZZM3 .

Сотворение | Автор топика: Mariquita

Карбюратор ЗАЗ 968м — тонкости регулировки и настройки основных элементов:
Карбюратор от Запорожца имеет следующую последовательность регулировки:Снимаем карбюратор, закрываем воздушную заслонку. От стенки смесительной камеры до дроссельной заслонки необходимо отрегулировать зазор с оптимальным расстоянием 1, 6 — 1, 8 миллиметров. Подгибая тягу, мы постепенно добьемся указанных показателей. Заслонка к воздухозаборнику прилегает плотно, люфт не превышает 0, 25 миллиметров.Монтируем карбюратор ЗАЗ 968 обратно в машину.

Как настроить привод ВЗ (воздушной заслонки):
Тянем на себя весь рычаг управления воздушной заслонки, после этого вжимаем на 1 миллиметр.ВЗ закрываем до конца, в таком положении мы будем проводить все крепежные действия.В бобышку рычага ВЗ привода пристраиваем стальную проволоку, стискиваем винтом. Фиксируем приводную оболочку на соответствующем крепящем кронштейне.Чтобы карбюратор от Запорожца работал корректно, верифицируем работу привода ВЗ. Закрытое положение ВЗ наблюдается, когда рычаг вытянут; заслонка полностью открыта при утопленном положении рычага.

Действия с ДЗ (дроссельной заслонкой):
Тросик дроссельной заслонки втыкается в демпфирующее устройство приводного рычага дроссельной заслонки. Конец приводной оболочки уже находится в кронштейне.Дроссельная заслонка закрыта полностью.Трос зажат винтом.Снабжаем конструкцию пружиной натяжения. При этом контролируем состояние троса: он не должен ослабиться, а дроссельная заслонка должна быть абсолютно закрытой.

Читайте так же:
Регулировка сцепления lifan smily

Отрегулировать холостой ход для нормальной работы карбюратора от Запорожца можно двумя способами:
В первом методе производим запуск движка и обеспечиваем нагрев до 75⁰С. Винт качества топлива закручивается до упора, не употребляя чрезмерных усилий. Затем этот же винт выворачивается на пару оборотов. Запускается мотор, используя винт количества топлива ставим рабоч. обороты холостого хода на 950 — 1050 оборотов в минуту.По второй методике проделываем все пункты первого способа. Затем винт количества выставляем в положение min оборотов холостого хода, допустимых для устойчивой работы мотора. Винт качества позволяет достичь max увеличения оборотов холостого хода. А винт топливного количества проставляет рабочие обороты. Все шаги, изложенные во второй методике можно пройти два раза.

Установка двигателя Ваз на Заз 968.часть вторая пробный пуск .

5 дек 2019 — 21 мин. — Добавлено пользователем Юрий РогоцкийФото на драйв .

За три секунды до сотни на Запорожце: тюнинг ЗАЗ-968М

Загадаем вам загадку: назовите автомобиль, который может разогнаться до 100 км/ч за 3 секунды. Lamborghini? Ferrari? Bugatti? Нет! Nissan GT-R? Снова мимо! Название машины начинается на букву «З». Говорите, Pagani Zonda? Опять не угадали. А если добавить, что этот «суперкар» родом из постсоветского пространства? Все еще нет вариантов? Правильный ответ: Запорожец!

Д а-да, вы не ослышались, тот самый, с мотором в багажнике. А вот, кстати, и он сам пролетел мимо нас на скорости 300 км/ч. Скажете, все вышеописанное выглядит, как сказочный сон? Уверяю вас, речь идет о нашей действительности, и такой автомобиль существует наяву.

Замысел

Владелец этого автомобиля, Евгений, серьезно увлекается дрэг-рейсингом и уже около восьми лет строит автомобили, которые умеют быстро ездить по прямой. Вот и этот ЗАЗ должен был освоить науку обгонять каждого, кто поехал параллельно с ним. «Девятка», которая была у Евгения до него, проезжала зачетные 402 метра ровно за 11 секунд – новый проект должен был не только превзойти этот результат, но и выгодно отличаться нестандартной внешностью и неординарностью содержания. Как раз в этот момент на глаза Жене попалось объявление о продаже Запорожца.

Снаружи

Как можно понять с первого взгляда на автомобиль, его внешность стала компромиссом между стоковым экстерьером и функционалом гоночного болида. С одной стороны, 968-й не подвергся глобальному распилу, перекомпоновке и «корчеванию», сохранив абсолютно заводские параметры кузова и даже элементы оформления – молдинги, хромированные зеркала и дверные ручки и, что особенно заметно, «родные» колеса с колпаками спереди. С другой стороны, что-то все же пришлось поменять.

Новый двигатель и подвеска означали изменившуюся колею задних колес, которую компенсировали расширителями арок. Они пришлись кстати и потому, что сами колеса, разумеется, тоже не могли остаться штатными – советские шины шириной 155 миллиметров просто не позволили бы трансформировать выросший потенциал в скорость. Жертвами аэродинамики, снижения веса и повышения безопасности пали бамперы и заводское остекление – окна закрыты поликарбонатом и зашиты листовым алюминием. Ну а еще новый двигатель потребовал куда более серьезного охлаждения, чем былой «воздушник»: теперь корма изрешечена вентиляционными отверстиями, а на месте правого заднего окна красуется здоровенная «отсылка» к предшественнику 968М, «ушастому» Запорожцу – воздухозаборник.

Внутри

К сожалению, сохранить внутри ту же добрую долю аутентичности, что и снаружи, не получилось. Задние сиденья, разумеется, ушли в прошлое, уступив место мотору. Передние не обеспечивали ни должной «усидчивости», ни какой-либо безопасности, потому тоже справедливо отправились в гараж, сменившись единственным водительским ковшом. Та же участь постигла и переднюю панель, и приборный щиток – работать с указателями тридцатилетней давности не стали, списав их в запас. Единственное напоминание о советских временах – дверные карты, покрытые дерматином.

Техника

Если изначально ЗАЗ-968М является автомобилем заднемоторным, с двигателем, расположенным в заднем свесе (к слову сказать, как у всеми любимых Porsche 911), то теперь силовая установка переехала в пределы колесной базы. Так что в нынешнем виде Запорожец Евгения – это настоящий «суперкар со среднемоторной компоновкой». Интересен способ осуществления свопа: по сути, предыдущий владелец снял чертежи передней части переднеприводных Lada и сварил подобную конструкцию в задней части Запорожца. Рычаги, стойки, тормоза – все взяли от «девятки». Разве что рулевой рейки нет, а рулевые тяги играют роль дополнительных рычагов. С точки зрения ремонтопригодности отличный вариант: автомобиль получился хоть и уникальный, но запчасти для него можно найти в любом магазине.

Стойки выбрали укороченные, с более жесткими пружинами и амортизаторами. Передняя подвеска схематически осталась родной зазовской, с торсионами – поменяли только амортизаторы на более жесткие газонаполненные от Нивы. Даже тормоза спереди оставили родные барабанные – и ведь удается им каким-то чудом остановить этот снаряд с умопомрачительных для него скоростей! Уверены, что разработчики на подобное точно не рассчитывали. Правда, Евгений все же планирует их поменять: с 200 км/ч они машину осаживают неплохо, но с 300 км/ч и выше, на которые способен Запорожец, их уже явно маловато. Сейчас, чтобы более мощные задние механизмы не перетормаживали, и машина не уходила на торможении юзом, Евгений добавил в систему регулятор тормозных усилий.

Конструкция крепления подвески и двигателя рассчитана и сварена очень тщательно. Единственное, что потребовало дополнительного усиления – места крепления самого мотора. Так получилось, что в первый же выезд на свежесобранном авто двигатель сорвался сразу со всех опор. Что удивительно, не перестав при этом работать, так что Евгений добрался до гаража своим ходом. Видимо, предыдущий владелец, уже готовивший «подкапотное» пространство к свапу, просто не рассчитывал на установку настолько мощного мотора. Женя поколдовал с усилением и модификацией креплений – сейчас все в полном порядке.

Теперь поговорим о главном – о двигателе. Доработок по нему в соотношении с развиваемой мощностью не так много, как можно было бы предположить, но ведь суть не в количестве, а в качестве и эффективности, а результат впечатляет. Точных замеров на стенде Евгений не проводил, но по соотношению массы авто ко времени на дрэг-стрипе в двигателе предположительно трудятся около 350 л. с. (если не учитывать опциональную закись азота). В число доработок входят спортивные распредвалы «Стольников», облегченные 121-е шатуны, титановые тарелки клапанов, ресивер «Стингер» и коллекторы «Стингер».

Читайте так же:
Как отрегулировать угол опережения угла зажигания

Коленвал, поршни и вкладыши остались стоковыми. И вся эта начинка вполне неплохо справляется с давлением в 2 (!) бара, нагнетаемым, скажем прямо, немаленькой турбиной – китайским аналогом 35-го Garrett. Правда, с реализацией мощности и момента бывают сложности: сцепление и приводы стали, по сути, расходным материалом. Что касается коробки передач, то заводского варианта от ВАЗ-2109 хватило на два старта, после чего пришлось идти по трассе и собирать разрушенные шестерни. После замены КПП на новую Евгений усилил ее плитами – теперь агрегат с нагрузками пока справляется.

Выхлоп сварен самостоятельно, что было не сложно – мотор расположен в задней части кузова, и тянуть длинную трассу не нужно. Из турбины просто выходит труба диаметром 70 мм, а отдельно от нее – труба поменьше, из вейст-гейта.

По системе охлаждения все так же лаконично. Правда, в стандартном Запорожце она воздушная, но в случае с высокофорсированным мотором такой трюк уже не пройдет. Поэтому в багажник установили трехрядный медный радиатор от ГАЗели и вентиляторы охлаждения от Нивы. При проектировании и сборке машины вообще старались использовать проверенные решения, которые вряд ли подведут. Это, например, относится и к топливной системе: известный насос Bosch 044 в сочетании с фильтром от УАЗа и форсунками производительностью 870 куб. см надежно снабжает мотор необходимым количеством бензина.

Турбина – это не единственное, что позволяет выжимать из двигателя дополнительные лошадиные силы. Под капотом, который, как мы все помним, у Запорожца является по сути багажником, расположился баллон с закисью азота от известного бренда NOS. Евгений нечасто им пользуется, но если машина обута в хорошие слики, то закись помогает сделать ускорение еще более безумным. Ведь речь идет об автомобиле с массой в 730 килограммов, не считая пилота.

Эксплуатация

Автомобиль был подготовлен в рекордно короткие сроки: всего около двух недель понадобилось владельцу, чтобы собрать все воедино. После настройки ЭБУ Январь 5.1 оставалось лишь тренироваться и исправлять выявленные по ходу заездов недостатки. Одним из них было нестабильное поведение автомобиля на скоростях за 200 км/ч – машину начинало буквально кидать из стороны в сторону. Проблема оказалась в настройке задней подвески, и после решения этого вопроса все встало на свои места. На момент написания этой статьи лучшее время на дистанции 402 метра у этого безобидного с виду Запорожца составляло 10,6 секунды. И мы уверены, что это не предел.

Глазами владельца. ЗАЗ 968М

Есть такая компьютерная игра — «Need for speed». Ее пятая версия полностью посвящена автомобилям марки Porsche, начиная с модели 356. Игра появилась у меня в 2000-ом году, а через два года я, получив права, сел за руль ЗАЗ 968М. Машина 1985 года выпуска с пробегом в двадцать четыре с чем-то тысячи километров досталась мне по наследству.

Машина просуществовала моей семье семнадцать лет. Я катался на ней немного и недолго, около 3500 километров проехал за сезон (именно сезон, зимой машина стояла в гараже из-за перманентных проблем с холодным пуском и отопителем). За все время эксплуатации (еще во времена СССР было дело) крупная поломка была только одна — сломался левый рычаг задней подвески. Хорошо, что это случилось в момент трогания с места. Еще постоянно выходили из строя (текли корпуса, выкрашивались пластины) тяжеленные черные советского производства аккумуляторы, ну не везло нам с этими батареями, что поделать. Хрустели от рождения подрулевые переключатели. Правда, функцию свою выполняли. Много это или мало — не знаю. Мне машина проблем не доставляла. Конечно, пробег в 28000 километров серьезным назвать нельзя. Плюс щадящая летняя эксплуатация…

Пусть я и ездил на этой машине недолго, все же у меня от нее остались очень яркие и разнообразные впечатления. Ими и поделюсь.

После первых же поездок стал проводить некоторые аналогии. Приятно сознавать, что у твоей машины так много общего c Porsche, пусть и полувековой давности.

Аналогия номер раз — двигатель: мощность — 40 л. с., расположен сзади, вне базы. Расположение цилиндров (4 штуки)… ну, почти оппозитное. Охлаждение — воздушное, отсюда и неповторимое звучание, как на холостом ходу, так и в движении. Расход топлива (АИ-76) — примерно 10 литров на сотню. (Пробка бензобака под капотом в аналогии как- то не вписывается, но решение очень мудрое В нашем мире любителей халявного бензина — самое то!).

Аналогия номер два — кузов: количество дверей — 2, (на задних крыльях и крышке капота двигателя миленькая такая перфорация — одно слово «мыльница»).

Аналогия номер три — круглые фары. «Габариты» — отдельно!. (Помните анекдот: «Отчего у „Запорожца“ фары круглые. »).

Аналогия номер четыре — никакой, ну просто совсем никакой багажник (признак породистого спорткара!). Аккумулятор, скорее всего, влез бы и в моторный отсек, но, видимо, конструкторы решили не нагружать заднюю часть машины лишними полутора десятками килограммов, а потому батарея установлена в переднем левом углу багажника.

Из «нестандарта» на автомобиле были: багажник на крыше, два дополнительных стоп-сигнала за стеклом, выключатель «массы» (он же противоугонное устройство), а также радиоприемник «Былина» (в движении бесполезен — ничего не слышно), индикатор работы «ручника» и самодельная защита глушителя.

«Железо» — вроде толще, чем на шестерке ВАЗа, на которой учился водить, это чувствовалось по солидному весу дверей. А с каким неповторимым чмокающим звуком они открывались. И закрывались! Форточки — отдельный разговор. Вентиляцию салона они, конечно обеспечивали, но в дождь, если закрыть — запотевали стекла, если открыть- вода затекала в салон.

Руль легкий, но это, скорее всего, заслуга малой массы машины. Само рулевое колесо из очень жесткого пластика, обод тонкий и скользкий, поэтому большую часть жизни проработал в оплетке. Приборов — необходимый минимум. Из излишеств — только часы.

У приборного щитка моей машины была одна неприятная особенность. Контрольные лампы, кроме тех, что отвечали за давление масла и заряд аккумулятора, горели только в дождь, видимо контакт восстанавливался при повышенной влажности. То же и со звуковым сигналом. Отсутствие у стеклоочистителей прерывистого режима — неприятно.

Зато к эргономике претензий почти не возникало, по крайней мере, к рабочему месту водителя. Особенно порадовало то, что педальный узел по сравнению с классикой ВАЗа просто необъятный. Черный кожзаменитель обивки смотрелся неплохо, но в летнюю жару очень хотелось посадить на сиденье (между прочим, довольно удобное) того, кто придумал для него подобную обивку. И чтобы он при этом был без брюк.

Читайте так же:
Чем регулируют давление воды

Я не баскетболист (177 см.), но человек достаточно упитанный (88 кг.), а потому на заднее сиденье пробирался только в случае крайней необходимости. (Кстати, вот и аналогия номер пять: несмотря на инструкцию по эксплуатации посадочная формула реально все-таки 2+2.).

А вот колесная формула, несмотря на данные производителя, — практически 4Х4, по крайней мере, ощущения от езды по бездорожью даже на лысых покрышках И-151 именно такие. Круче — только «Нива».

Из неприятного — нечеткие ходы рычага переключения передач и — это уже особенность моей машины — нестабильное включение передачи заднего хода. А при прохождении техосмотра попытки «экологов» отрегулировать токсичность кончались тем, что машина отказывалась ехать…

В движении по городу мощности двигателя не хватало, чтобы удержаться в потоке на каждой передаче его приходилось «выкручивать» по максимуму. Это было неприятно из-за соответствующего звукового сопровождения. Но….

Несмотря на все неудобства в эксплуатации и мелкие «глюки», связанные с устаревшей конструкцией и почтенным возрастом авто, одного у «Запорожца» не отнять — того доброжелательного внимания, с которым провожали взглядом мою машину. Почти все.

И еще. Близкий к «Запорожцу» по конструкции Porsche 356 за полвека эволюционировал в Porsche 911. «Запорожец» мутировал в «Таврию». Обидно.

За стилистику-орфографию-пунктуацию — заранее прошу прощения. Уж как научили… Про починки-замены-модернизации не писал, потому что сам не занимался, а с чужих слов — не хочу. Фотографию машины прилагаю. Илья, Казань

Отзыв ЗАЗ М (1992 г.)

Встретились ещё в осенних сумерках, доехали до гаража — брал не глядя. Ну посмотрел, что завёлся с первого раза, что не дымит, написали договор и хозяин умотал на работу. Он его покупал у какого-то родственника из-за номеров (хотел на новую иномарку красивые буквы и 77ой регион).

Вот отсюда и начались мои приключения.

Выехали бодренько, всё включается, моторчик рычит, чуть по району проехались и поехали в сторону центра — давно по Москве я не катался, а тут ещё и выходной, машин мало, машинка бодренько рычит.

При разгоне со светофора некоторые вёдра (тазы и пара старых ино) моргали фарами, типа свали с дороги, но были оставлены позади ))

Попадавшиеся гаишники улыбались, да и прохожие на машинку смотрели.

По Ленинскому сотню шёл спокойно, на 120ти начинало в стороны кидать.

После первой остановки Жуж не захотел заводиться (отходили на 10 минут, мотор горячий), я его стартёром покрутил — ноль реакции. Дал ключи девушке — завёлся с полуоборота.

Периодически мигала лампочка масла, долил всё, что было в багажнике, съездили за свечками (старые чернющие были), поехали в сторону МКАДа. едем в третьем ряду — выходит гаишник, машет палкой. останавливаемся. Смотрит доки, права. и тут происходит эпичнейшее событие под названием «отъём водительского удостоверения, полученного в дружественной республике». Подробности писать не буду, но в общем через 6 часов я вернулся на пост совершенно измотанный и без прав (и без времянки — права просто отобрали в ОВД).

Попросил девушку заранее завести мотор, подхожу к машине, сажусь — уезжаем (!) с поста и катимся в сторону дома.

На МКАДе выясняется, что печка подсадила акб и Жуж глохнет. Толкаю — девушка не умеет с толкача заводиться, машу руками — через 15 (!) минут останавливается нексия и потомок горцев помогает толкнуть машину =)

После чего Жуж останавливается во дворе и на этом первый день его новой жизни подходит к концу. А у меня начинается период осознанной и наглой езды без прав.

Где-то неделю Жуж более-менее нормально отъездил, после чего начал стрелять карб, плохо втыкались передачи, плохо заводился, иногда глох на холостых, жрал много бензина. в итоге я полез в карбюратор с отвёрткой, после чего посадил акб и откатил его в сервис (где раньше часто чинился). Мастер незнакомый делал, вроде бы как всё стало ок, заводился почти легко — но холостые стали высоковаты — газом я почти перестал пользоваться.

Через некоторое время возникает необходимость перевезти вещи — загрузили под завязку (сдвинув сиденья вперёд и забив задний диван — всё-таки багажник маленький). Поползли по пробкам. Холостые совсем взбесились — иногда приходится отпустив сцепление чуть нажимать на тормоз, чтобы не ревел мотор.

И после 20 км пробок вдруг пропадает сцепление. После чего вещи уже везутся на такси, а Жуж остаётся ночевать на улице.

Приезжаю на следующий день — всё вроде на месте. только на крыше лёгкая промятость и следы чьих-то ног. от души хочется материться.

Отталкиваю его «в сторонку», на второстепенную улицу, ставлю на тротуаре рядом с грязной Одой.

Пара недель на улице оставили свои следы в виде проявления жучков по всему кузову и ржавчинки на морде. Когда я собирался на эвакуаторе отвезти его в гараж обнаружил, что транзиты оторвали, попрыгали на крыше, сломали личинку двери, оторвали провода с замка зажигания. но не догадались накинуть клемму на аккумулятор. Просто реально обидно было — ну каким придуркам надо лезть в запорожец, в котором абсолютно ничего нет. Но в салоне не намусорили даже.

После этого я его на эвакуаторе отвёз в гараж, и только сейчас решил заняться сцеплением.

Итог: Я катался на нём около месяца, после чего накрылось сцепление и мне было лень им заниматься.

Планы: сделать сцепление, поставить ДААЗовский карб, хорошенько отмыть его (ни разу на мойке не был, только из бутылки мыл в гараже), и, наверное, покрасить. Ну и поставить всё-таки на учёт.

Совет автора покупателям ЗАЗ М 1992 г

Запорожец можно покупать, если:

1) Часто нужно месить грязь (город-дача, дача-деревня, город-рыбалка);

2) вы являетесь коллекционером ретро-авто;

3) вы являетесь хорошим механиком;

4) вы являетесь бедным студентом;

5) вы являетесь мазохистом.

За адекватную цену машину сложно найти (за убитые экземпляры просят 100500 денег, ибо ретро; за «на ходу» тоже самое, ибо ретро).

Имхо — смысл покупать есть при цене 15-25т.р. Меньше — придётся вбухать много денег, больше — лучше святогор взять.

  • Хорошая проходимость
  • Много места для ног
  • Мощная печка
  • Небольшие габариты
  • Окружающие улыбаются
  • Высокий расход топлива (но тут сказывается родной плохо настроенный карб, плюс зима, плюс пробки, плюс печка) — под 20 литров. Проблема решаема заменой карба (хотя и К-133 реально настроить)
  • Сзади холодно, даже если печка работает долго (впереди пекло, сзади морозец)
  • Маленький багажник — но сумки из магазина влезают
  • Громко рычит (греться утром под окнами нежелательно)
Читайте так же:
Delphi 7 потоки синхронизация переменных

Если зима снежная, то и в городе неплохо ))

Отличный отзыв! Если не возражаете, хочу поделиться своим опытом!

Будучи студентом, я приобрел «Ушастого» 968-го и за полгода наездил на нем 60 тысяч км! Учился я в Москве, а зарабатывал на жизнь видеопрокатом по области! Благодаря «Запору», я научился ездить без педали сцепления, без тормозов, без тросика акселератора и с заклиненной третьей передачей! Шесть раз чинил КПП, причём привык справляться в одиночку с помощью 50-й доски и 10-ти кирпичей и один раз ремонтировал двигатель — свеча, которую никто не трогал, вдруг вылетела из головки вместе с резбой! «Чудный» автомобиль мог «закапризничать» в любой момент и безо всяких на то причин! Передняя подвеска этого «зверя» — торсионная, и сохраняет правильно выставленные углы колес только до первой приличной кочки! Приходилось покупать импортную бэушную резину, которой хватало всего лишь тысяч на пять. Её бесконечно «жрало» и все гвозди на дороге были мои! Но за то, я освоил профессию шиномонтажника, только не на станке, а с уголоком, двумя монтажками и кувалдой в руках!

Дело было молодое и альтернативных вариантов за такие деньги просто не было. Вспоминаю его с улыбкой, особенно, когда говорят: «Покажи коробке свет, будешь мучиться весь век!» или так: «Глаза боятся, а руки делают!» Спасибо ЗАЗу за авто, которое научило меня быть находчивым в любых дорожных ситуациях!

Прикольно , носталльгия ,У нас в городе ребята горбатого гдето отрыли покрасили поставили литьё-картинка .Автору удачи.

Автор явно боец! только не очень понятно, решился исполнить мечту детства, или взял 968й просто по приколу. по моему на такой машине в городе лучше не ездить. ибо ломается очень часто. Да и с запчастями уверен что беда.

С большим удовольствием прочитал отзыв. У меня много лет назад тоже был подобный автомобиль, только более древний –ушастое чудо 1981 г. в. Распрощался я с ним в далеком 93-м году, а вроде был только вчера. Кстати, впечатления о ЗАЗике остались самые благосклонные, все-таки первая моя машина, хотя кровушки попил нещадно. А так, по сути сказанного по порядку:

1. » После первой остановки Жуж не захотел заводиться (отходили на 10 минут, мотор горячий)» Скорее всего, негерметичен игольчатый клапан карбюратора, отсюда и повышенный расход топлива и неустойчивый холостой ход. 20 литров просто обалдеть! Мой ЗАЗик довольствовался всего 7-8 литрами, причем в те годы бензинового дефицита он далеко не всегда видел 76 бензин, чаще всего был почти бесплатный газолин (газовый конденсат) в смеси с бензином.

2. «Периодически мигала лампочка масла,» Первым делом стоит снять и почистить внутренности масляной центрифуги, в противном случае если она забита, то сильно падает давление масла. ( при снятии ее нужно обратить внимание на положение метки, иначе потом можно долго мучаться чтобы поставить ее обратно, т .к. один из болтов смещен относительно других и постараться не порвать прокладку, т. к. запчасти на запорожец сейчас наверное можно найти только на его исторической родине). Еще можно порекомендовать использовать более вязкое масло 40 единиц, а лучше 50. Кроме того, в этом случае двигатель будет менее склонен к перегреву.

3.» жрал много бензина… в итоге я полез в карбюратор с отвёрткой» По поводу жора бензина, помимо обычных направлений (уровеня топлива и регулировки ХХ карбюратора, угла опережения зажигания и состояния подшипников в ступицах и углов установки колес, можно обратить внимание на специфические запорожские причины вроде состояния воздушного фильтра ( т .к. он архаичного типа)обязательно промыть набивку в бензине и налить масло в его корпус строго по уровню, если налить хоть немного больше, то резко увеличивается сопротивление воздушного потока и смесь резко обогащается). А что касается печки, она конечно капризна, то отрегулированная как работает как надо. . Буквально через пару минут после пуска морозным утром в салоне ЗАЗика Ташкент, жарит так, что даже размягчаются пластиковые воздуховоды, на зависть соседям у которых машины с жидкостной системой охлаждения и которым для этого нужно добрых полчаса гонять двигатель .(по крайней мере у меня так было).

4. «Через некоторое время возникает необходимость перевезти вещи — загрузили под завязку (сдвинув сиденья вперёд и забив задний диван» Делается все гораздо проще- окручиваются две гайки крепления переднего сидения и оно банально снимается. Получается такой объем, которому позавидует иная другая машина.

5. «И после 20 км пробок вдруг пропадает сцепление» Что есть, то есть. Низкая надежность гидроприводов наверное один из самых главных недостатков машины. (возможно, что их уплотнения изначально были рассчитаны на менее агрессивную к резине жидкость БСК, а при заправке современными они долго не живут.) Помню, у меня внезапно накрылся рабочий цилиндр сцепления. Менял его там, где все и произошло – практически на ступеньках Краснодарского театра Драмы, всего-то нужно было снять заднее левое колесо).

6. » поставить ДААЗовский карб, » Это сделать просто так не получиться, учитывая что родной карбюратор однокамерный, потребуется найти или впускную трубу от 45-сильной версии плюс оригинальный верхний кожух , у которой был 2-х камерный карбюратор, но это практически не возможно, т . к. таких машин было выпущено очень мало, либо установить переходник (чертеж можно найти в сети и заказать фрезеровщику) сверху поставить черепаху от 41 москвича прикрутив его пластмассовыми кнопками дверей от Жигулей с резьбой М5. Но все равно остается одно НО. На Запорожце в идеале должен стоять двухкамерный карбюратор типа Вебер, т .е. как на первых 2101 — без автономной системы холостого хода. А такой сейчас тоже не найти. А если установить карбюратор ОЗОН 2105 то будет невозможно регулировать обороты ХХ, и к тому же придется сильно спилить сам корпус АСХХ иначе не встанет на место. Поэтому, если автор не обладает слесарными навыками (а по всему видно, что это так) то лучше оставить родной карбюратор на месте и просто отрегулировать его, что в впринципе несложно, т .к. он куда проще по конструкции.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector