Personalcam.ru

Авто Аксессуары
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Как на камазе регулируется руль

Как на камазе регулируется руль

Положение рулевого колеса регулируется по высоте и наклону.
Разблокировка и блокировка рулевой колонки осуществляется с помощью пневматического крана.

Внимание!
Не производить регулировку рулевого колеса во время движения, так как можно потерять контроль над управлением автомобиля.
Регулировку проводить только на стоящем автомобиле с включенным стояночным тормозом.

Рулевая колонка регулируется по углу наклона на 13°, а также по высоте на 110 мм.
Разблокировка рулевой колонки с помощью пневматического крана выполняется при повороте вправо рукоятки пневматического крана (см. рис. Рукоятка пневматического крана).
Блокировка рулевой колонки, после установки в нужном положении, осуществляется при возвращении рукоятки в исходное положение.

В автомобилях КАМАЗ используется традиционное для грузовиков рулевое управление, в котором предусмотрено наличие рулевой колонки. О том, как в целом устроено рулевое управление КАМАЗ, и какую роль в ней играет рулевая колонка (а также о ее устройстве, работе и обслуживании), читайте в данной статье.

Общее устройство системы рулевого управления грузовиков КАМАЗ

Во всех актуальных и ранних моделях грузовых автомобилей КАМАЗ используются принципиально одинаковые по устройству и построенные на единой компонентной базе системы рулевого управления. В состав рулевого управления камских грузовиков входят:

  • Рулевой привод;
  • Рулевой механизм;
  • Гидроусилитель руля;
  • Рулевая колонка;
  • Рулевое колесо;
  • Карданная передача;
  • Угловой редуктор.

Каждый из агрегатов играет определенную роль в системе и имеет свои особенности.

Рулевой привод. Построен по традиционной схеме, на автомобилях со всеми колесными формулами установлен на передней оси (или двух передних осях в моделях 8×4 и 8×8) с управляемыми колесами. Привод представляет собой систему из одной продольной тяги, которая соединена с сошкой рулевого механизма и рычагом поворотного кулака, и одной поперечной тяги, соединяющей рычаги обоих поворотных кулаков оси. В автомобилях с двумя управляемыми осями добавляется идентичный набор тяг на второй оси, а также еще одна продольная тяга и рычаг для передачи усилия т рулевого механизма, расположенного в районе передней оси, на заднюю ось.

Рулевой механизм. Во всех грузовиках КАМАЗ используется механизм, построенный на двух рабочих парах. Первую пару составляет винт с гайкой (которая одновременно выступает рейкой) на циркулирующих шариках — преобразует крутящий момент от руля в поступательное движение рейки. Вторую пару составляет рейка (с четырьмя зубцами) с сектором — они преобразуют поступательное движение рейки во вращательное движение сектора, соединенного с поворотной сошкой. В актуальных моделях КАМАЗ рулевой данный совмещен с гидроусилителем руля, его картер выступает в роли цилиндра ГУР, а рейка — в роли поршня.

Сегодня находят применение отечественные механизмы моделей 4310 и 6540 с передаточным числом 21,7:1, а также механизмы зарубежного производства RBL (Германия) с изменяемым передаточным числом от 17:1 до 20:1, либо с постоянным передаточным числом 21:1. Механизмы RBL имеют гидравлический ограничитель поворота, предотвращающий деформацию и излом рулевых тяг в крайних положениях руля.

Рулевой механизм обычно монтируется на левом лонжероне рамы, рядом с передней осью автомобиля, либо на кронштейне крепления левой рессоры.

Гидроусилитель руля (ГУР). Как уже было сказано, цилиндр ГУР объединен с рулевым механизмом, также в состав усилителя входит насос ГУР (сегодня чаще всего используются лопастные насосы модели 4310, а также фирм ZF и RBL), радиатор охлаждения рабочей жидкости (он необходим, так как гидроусилитель испытывает большие нагрузки и жидкость подвергается серьезному нагреву), перепускной клапан, клапан управления и золотник (расположены в отдельном блоке на рулевом механизме), система трубопроводов и расширительный бачок. Важно отметить, что в автомобилях с колесной формулой 8×4 и 8×8 устанавливается дополнительный гидроцилиндр ГУР, который облегчает изменение положения колес второй оси.

Угловой редуктор. Простейший редуктор на двух конических шестернях, которые обеспечивают изменение направления потока крутящего момента от руля на рулевой механизм. Ведомая шестерня редуктора выполнена полой, что дает возможность продеть через нее вал, идущий от золотникового механизма ГУР к винту рулевого механизма. Угловой редуктор располагается между рулевым механизмом и золотниковым механизмом гидроусилителя.

Карданная передача. Необходима для передачи крутящего момента от рулевого вала на угловой редуктор. Карданный вал составной, он состоит из трубчатого вала с вилкой и вставленной в него на шлицах скользящей вилки — такое решение позволяет валу изменять свою длину при движении автомобиля по неровностям. Вилки вала посредством крестовин соединены с ответными вилками на валу рулевой колонки и валу ведущей шестерни углового редуктора, они образуют два карданных шарнира. Крестовины устанавливаются в вилки на необслуживаемых игольчатых подшипниках.

О рулевой колонке расскажем подробнее.

Назначение, типы, устройства и работа рулевой колонки КАМАЗ

Рулевая колонка вместе с рулевым колесом — это основной орган управления направлением движения автомобиля. Рулевая колонка решает две основных задачи:

  • Обеспечивает максимально удобную для работы установку руля по высоте и наклону;
  • Обеспечивает постоянное положение руля во время движения автомобиля.

В автомобилях КАМАЗ используется два типа рулевых колонок:

  • Старого образца — без регулировок по наклону и высоте;
  • Нового образца — современные колонки с регулировкой по высоте и углу наклона руля.

Несмотря на то, что старые рулевые колонки довольно неудобны, они все еще находят самое широкое применение даже на новых грузовиках. Это объясняется их простой конструкцией, очень высокой надежностью и малой стоимостью. Новые рулевые колонки, устанавливаемые на ряд моделей КАМАЗ-5460, 6520 и другие, обеспечивают возможность подстраивать угол наклона и высоту руля под рост и анатомические особенности водителя. Однако они, как показывает практика, менее надежны и более дороги.

Устроена рулевая колонка КАМАЗ крайне просто. Ее основу составляет полая труба, внутри которой на двух шарикоподшипниках установлен вал. В верхней части на этот вал посредством гайки устанавливается рулевое колесо, с обратной стороны к валу крепится вилка карданного шарнира. Примерно в средней части колонки предусмотрен кронштейн для ее крепления к панели кабины, в нижней части колонки имеется фланец. Посредством этого фланца колонка монтируется на более широкую трубу (которая также называется фланцем), прикрученную к полу кабины. В этом фланце предусмотрено окно (закрывается крышкой на болтах) для доступа к верхнему шарниру карданного вала.

Читайте так же:
Регулировка топливного насоса д 243

Колонки нового образца имеют похожее устройство, однако они более короткие, и имеют соосную установку с карданным валом — такое решение позволяет легко и удобно изменять угол наклона рулевой колонки. А шлицевое соединение половин вала позволяет изменять высоту руля над уровнем пола. На колонке предусмотрены механизмы с фиксаторами, обеспечивающие возможность изменять и устанавливать необходимый угол наклона и высоту руля.

На рулевой колонке помимо руля также монтируются органы управления стеклоочистителями и световыми приборами. Рукоятки комбинированных переключателей монтируются под рулем, что делает удобным включение и выключение дворников и стеклоомывателя, указателей поворотов, ближнего и дальнего света фар. В колонках нового образца сами выключатели, вся электроника и механизмы изменения угла наклона и высоты руля скрыты под декоративными пластиковыми кожухами.

Особенности обслуживания и ремонта рулевой колонки КАМАЗ

Рулевая колонка и рулевое колесо — один из самых надежных деталей рулевого управления автомобиля, однако и они требуют периодического технического обслуживания и ремонта. Обслуживание обычно сводится к осмотру надежности крепления и оценке состояния деталей рулевой колонки и руля, и рулевого управления в целом.

Если в процессе осмотра выявлен осевой люфт вала (что свидетельствует о плохом состоянии подшипников), разрушение подшипников или их чрезмерный износ, люфт руля вследствие износа шлицевого соединения карданного вала или карданных шарниров (крестовин или игольчатых подшипников), деформация вала или серьезная деформация самой колонки, то необходимо произвести ремонт или замену деталей.

Демонтаж рулевой колонки в общем случае производится следующим образом:

  1. Установить управляемые колеса в прямое положение и зафиксировать их;
  2. Демонтировать рулевое колесо (для чего нужно снять крышку и открутить одну гайку);
  3. Демонтировать с колонки все переключатели;
  4. Открутить болты, удерживающие крышку на фланце;
  5. Выкрутить и выбить болт, удерживающий верхнюю вилку карданного шарнира;
  6. Выкрутить болты, удерживающие рулевую колонку на фланце и на панели, снять колонку.

Установка колонки производится в обратном порядке, при этом необходимо обеспечить закручивание болта вилки карданного шарнира с определенным усилием, а также правильно установить рулевое колесо.

Большое значение для диагностики рулевого управления имеет люфт рулевого колеса. Он может быть вызван как износом шлицов или карданных шарниров, так и другими неисправностями — износом деталей в рулевом механизме, износом рулевого привода колес и т.д. Обычно люфт при запущенном двигателе на холостом ходу не должен превышать 25°, а во многих моделях еще меньше. При большем люфте следует произвести диагностику и ремонт.

Важное значение имеет и усилие, которое приходится прикладывать к рулевому колесу для его поворота в ту или иную сторону. Это усилие для разных моделей КАМАЗ неодинаково, оно измеряется специальным прибором, а устанавливается регулировкой рулевого механизма и ГУР.

При регулярном обслуживании и своевременном ремонте рулевая колонка КАМАЗ будет обеспечивать точное и надежное управление, а заодно помогать в диагностике неисправностей рулевого управления грузовика.

Проверка и регулировка люфта ГУРа КАМАЗа обязательно осуществляется тогда, когда мотор находится в выключенном состоянии. Рулевая тяга также должна быть отключенной. Действия, совершаемые в ходе этого процесса:

  • проверяется колёсная балансировка, уровень воздушного давления внутри колёс;
  • осматриваются рулевые тяги, подшипники колёс, проверяются амортизаторы;
  • проверяется содержание масла внутри насосного резервуара — недопустимо наличие воздуха, также не допускаются утечки масла и осадок.

Как проверить ГУР КАМАЗа

Сначала требуется обязательно оценить состояние колёсной балансировки, воздушное давление внутри покрышек, регулирование колёсных подшипников, функционирование амортизаторов.

Обязательно проверяется содержание масла внутри насосного бачка. Нужно удостовериться насчёт того, что внутри отсутствуют воздух и грязь. Также проверяется отсутствие масляной утечки.

Усилие рулевого колеса измеряется динамометром, прикрепляющимся к колёсному ободу в трёх вариантах относительно позиции последнего:

  1. Когда рулевое колесо повёрнуто в большей степени, нежели на два оборота, по сравнению со средним положением, усилие на нём должно составить от 5,9 до 15,7 ньютона. В этой ситуации зацепление с шарико-винтовой парой располагается в такой позиции, которая приближена к крайней, с почти полным исключением трения, и определяемой в основном через момент трения подшипников для упора и уплотнений ГУРа величиной усилия. Когда усилие колёсного обода не совпадает с заданной величиной, это даёт основания констатировать неправильную (слишком сильную или слишком слабую) затяжку винтовых подшипников или указывает на повреждение шариковой гайки. При недостаточности затяжки происходит ухудшение курсовой стойкости авто, а в случае чрезмерной затяжки, кроме повреждения шариковой гайки, заклинивает механизм руля.
  2. Когда означенное колесо является повёрнутым на три четверти оборота по сравнению со средним положением, усилие должно не превысить 22,6 и быть не ниже 19,6 ньютона. В этой позиции имеет место трение, происходящее в шарико-винтовой паре и вызываемое предварительным натягом. В случае, когда усилие отклоняется от вышеуказанных цифр, можно констатировать повреждение этой пары.
  3. Когда данное колесо расположено в средней позиции, усилие на нём должно на 3,9-5,9 ньютона превышать то усилие, которое получается в случае замера во 2-й вышеописанной позиции, однако также должно не превысить 21,8 ньютона. В такой ситуации проверяют регулирование зацепления ГУРа. Когда усилие недостаточное по сравнению с вышеуказанной величиной, зазор в зацеплении превышает допустимый уровень, а когда оно превышает эту величину, это говорит о чрезмерной затянутости сцепления, что приводит, в числе многих причин, к неудовлетворительному самостоятельному возвращению колёс в среднюю позицию. Когда усилия в вышеперечисленных позициях не отвечают описанным значениям, следует отрегулировать гидроусилитель.

Регулировка давления в ГУРе КАМАЗа

Необходимо начинать эту операцию определением усилия в 3-й из вышеописанных позиций. Используя регулировочный винт, требуется привести усилие в норму. Во время вращения данного винта в направлении по часовой стрелке происходит увеличение усилия и наоборот.

Чтобы регулировать усилие в 1-й позиции, требуется частично разобрать рулевой механизм для подтягивания либо ослабления гайки, используемой для крепления подшипников. Чтобы устранить факторы, вызывающие несоответствие усилия норме, во 2-й позиции, необходимо полностью разобрать ГУР.

Читайте так же:
Как отрегулировать педаль сцепления гольфа

Проверяя давление в ГУРе на участке напорной магистрали, расположенном между механизмом руля и насосом, следует пользоваться приспособлением, которое включает манометр, шкала которого достигает 9810 кПа, а также вентилем, который прекращает поступление масла к ГУРу.

Проверяя давление, нужно открыть вентиль, затем повернуть колесо руля в упорное положение и приложить к нему минимум 98,1 ньютона. Масляное давление в случае, когда коленвал вращается с частотой 600 оборотов в минуту, должно составлять минимум 7355 кПа.

Когда масляное давление менее 7355 кПа, следует не спеша завернуть вентиль, прослеживая уровень повышения давления с помощью манометра. Когда насос в исправном состоянии, оно должно увеличиваться и составить минимум 8336 кПа.

Регулировка рулевой колонки FAW

Электронные руководства по ремонту

Полезные советы по ремонту автомобилей своими руками .
Рекомендации мастеров автосервисов и опытных авто владельцев . Полезные советы по ремонту автомобилей для простых водителей и профессионалов.
Вся необходимая информацию о ремонте и техобслуживании вашего автомобиля доступна в
электронных книгах и обычных печатных изданиях .
Электронные руководства удобно использовать на компьютере , смартфоне или планшете . Они всегда будут у вас под рукой .

Убираем люфт и биение в рулевой колонке Фотон 1093

При регулировке обязательно оставляем не большой люфт иначе может выдавить крышку!

гур 4331 сборка, регулировка, стенд

Сборка и стенд ГУРа 4331.

Регулировка вала сошки ГУРа или что будет если сошку зажать

Мой Инстаграмм https://www.instagram.com/vosem_atmosfer?r=nametag По вопросам неисправности воздушной системы КАМАЗ обращаться…

Ремонт рулевой колонки MAN, DAF, Scania, Volvo, Renault, Iveco, Mercedes, RBL

Ремонт рулевой колонки MAN, DAF, Scania, Volvo, Renault, Iveco, Mercedes, RBL (097)056-05-93 www.gst.com.ua …

Ремонт ГУР MAN, DAF, Iveco, Volvo, Renault, Mercedes, RBL, TRW

Ремонт ГУР MAN, DAF, Iveco, Volvo, Renault, Mercedes, RBL, TRW (097)056-05-93 www.gst.com.ua …

Ремонт Рулевой Рейки

Описание и Тесты жидкости ГУР ВМПАВТО GLOW PSF — https://goo.gl/RKPmnU Купить жидкость ГУР GLOW PSF — https://goo.gl/NLYzJE Акция «Честн…

11 механизм ГУР

ремонт механизма ГУРа Бау Феникс 33462.

Регулировка рулевого редуктора

Регулировка рулевого редуктора волги.

Как отрегулировать рулевой редуктор Mercedes S-class 1995 г.

В этом видео мы покажем как отрегулировать рулевой редуктор. Вы узнаете: — как выглядит рулевой редуктор;…

Механизм рулевого управления YUEJIN 1080 YJ051870*3411Z51-010

http://kit-avtozakaz.ru/ Механизм рулевого управления YUEJIN 1080 YJ051870*3411Z51-010 рулевой механизм ГУР рулевая колонка юджин…

Смотрите видео » Регулировка рулевой колонки FAW «.

Делимся своим опытом ремонта автомобиля . Большая подборка видео роликов по теме » Регулировка рулевой колонки FAW «.

Более подробную информацию о ремонте и обслуживании вашего автомобиля вы найдёте в
электронных книгах и обычных печатных изданиях .

Для тех , кто привык пользоваться обычными печатными изданиями , рекомендуем купить руководства по ремонту автомобилей в интернет магазине издательства Легион-Автодата

Магазины автолитературы :

krutilvertel — Электронные книги типографского качества в формате PDF
autodata — Интернет-магазин издательства Легион-Автодата

Общая информация MAN TGA с 2000 года

Обычно пользователи нашего сайта находят эту страницу по следующим запросам:
номер кузова MAN TGA , давление в шинах MAN TGA , неисправности MAN TGA , подготовка к зиме MAN TGA , тормоза MAN TGA , масляный фильтр MAN TGA , топливный фильтр MAN TGA , фильр салона MAN TGA , регулировка фар MAN TGA

1. Общая информация

Обозначение типа рулевого редуктора и насоса гидроусилителя рулевого управления

Рулевой редуктор ZF
  1. Дата изготовления.
  2. Двухмерный штрих-код.
  3. Максимальное давление системы.
  4. Артикул MAN.
  5. Типовое обозначение.
  6. Заводской номер.

Примечание
Пояснение типового обозначения ZF:
8098 – конструкция;
955 – исполнение;
590 – текущий номер исполнения.

Рулевой редуктор RBL
  1. Номер заказа/номер по спецификации.
  2. Обозначение смены.
  3. Дата изготовления неделя/год.
  4. Заводской номер.
  5. Тип/модель.

Насос гидроусилителя рулевого привода ZF

  1. Типовое обозначение.
  2. Дата изготовления.
  3. Отметка о наличии клапана ограничения давления (без клапана).
  4. Артикул MAN.
  5. Заводской номер.

Насос гидроусилителя рулевого привода ixetic

  1. Двухмерный штрих-код.
  2. Артикул MAN.
  3. Дата изготовления 02.01.2008.
  4. Отметка о наличии клапана ограничения давления (без клапана).
  5. Типовое обозначение.
  6. Монтажный номер.

Задний управляемый мост (NLA)

  1. Тип моста и вариант исполнения.
  2. Артикул MAN.
  3. Тип тормозного цилиндра.
  4. Серийный номер моста в сборе.

Рулевое колесо и рулевая колонка

  1. Замок зажигания с механизмом блокировки рулевой колонки.
  2. Подрулевые переключатели.
  3. Рулевое колесо.
  4. Переключатель зажигания.
  5. Облицовка рулевой колонки.
  6. Рулевой вал.
  7. Облицовка пространства для ног.
  8. Рулевая колонка.

Принцип действия системы рулевого управления

Одноконтурная система рулевого управления
  1. Рулевая колонка.
  2. Рулевое колесо.
  3. Бачок рабочей жидкости системы рулевого управления.
  4. Насос гидроусилителя рулевого управления.
  5. Поперечная рулевая тяга.
  6. Продольная рулевая тяга.
  7. Рулевой редуктор.
  8. Рулевой карданный вал.

Насос (4) гидроусилителя рулевого управления, приводимый от двигателя автомобиля, создает необходимое давление для создания дополнительного усилия в рулевом приводе. Необходимая для этого рабочая жидкость берется из бачка (3) и перекачивается в рулевой редуктор (7). Создаваемые в гидромеханическом рулевом редукторе механические перемещения посредством рулевой сошки, продольной рулевой тяги (5) и поперечной рулевой тяги (4) передаются на управляемые передние колеса.

Двухконтурная система рулевого управления
  1. Рулевое колесо.
  2. Клапанный блок.
  3. Бачок рабочей жидкости системы рулевого управления.
  4. Насос контура I гидроусилителя рулевого управления.
  5. Насос контура II гидроусилителя рулевого управления.
  6. Резервный насос системы рулевого управления.
  7. Контрольный разъем правого поворота контура II.
  8. Контрольный разъем левого поворота контура II.
  9. Поперечная рулевая тяга второго переднего моста.
  10. Продольная рулевая тяга второго переднего моста.
  11. Гидравлический цилиндр.
  12. Балансир.
  13. Продольная рулевая тяга балансира.
  14. Пневмоаккумулятор.
  15. Поперечная рулевая тяга первого переднего моста.
  16. Продольная рулевая тяга первого переднего моста.
  17. Расходомер.
  18. Рулевой редуктор.
  19. Рулевой карданный вал.
  20. Рулевая колонка.

Гидравлическая система рулевого управления разделена на три контура. В нормальном режиме контуры I и II обеспечиваются гидравлическим давлением благодаря двум приводимым от автомобильного двигателя насосам. В резервном контуре рулевого управления необходимое гидравлическое давление обеспечивается установленным около коробки передач/раздаточной коробки и зависящим от режима движения резервным насосом рулевого управления. Если привод от двигателя автомобиля по какой-либо причине отказывает, то при движении автомобиля накатом эффективность рулевого управления сохраняется. Управляющие усилия передаются на колеса автомобиля через рулевой редуктор в контуре I и через гидравлический цилиндр в контуре II.

Читайте так же:
Как отрегулировать холостой ход чери амулет

Принципиальная схема двухконтурной системы рулевого управления с тремя насосами:

  1. Лопастный насос гидроусилителя рулевого привода контура I.
  2. Бачок контура I и резервного контура рулевого управления.
  3. Резервный радиально-поршневой насос системы рулевого управления.
  4. Бачок контура II.
  5. Лопастный насос гидроусилителя рулевого управления контура II.
  6. Расходомер.
  7. Клапанный блок.
  8. Управляющая втулка контура II.
  9. Золотниковый вал рулевого управления.
  10. Управляющая втулка контура I.
  11. Двухконтурный гидравлический цилиндр.
  12. Ограничитель поворота контура II.
  13. Поршень.
  14. Ограничитель поворота контура I.

Компоненты системы рулевого управления

Рулевые тяги

От рулевой сошки усилие на руле передается через продольную рулевую тягу к рычагу поворотной цапфы первого переднего моста. Одновременно от рулевой сошки через продольную рулевую тягу балансира последний приводится в действие. К балансиру присоединены рабочий цилиндр и продольная рулевая тяга, которые передают усилие поворота рулевого колеса на рычаг поворотной цапфы второго переднего моста. От рычагов поворотной цапфы управляющее усилие передается через поперечные рулевые тяги к рычагам рулевой трапеции.

Рулевой редуктор

Управляющее усилие передается от вала рулевого управления через червяк на рабочий поршень. Рабочий поршень с помощью гидравлики вращает вал рулевой сошки, который поворачивает закрепленную на ней рулевую сошку.

Бачок рабочей жидкости системы рулевого управления

В бачках системы рулевого управления находится рабочая жидкость гидравлической системы управляющих контуров. Используемая для работы жидкость очищается сменным фильтром.

Насос гидроусилителя рулевого привода

Приводимые от двигателя автомобиля насосы гидроусилителя рулевого управления создают в управляющих контурах I и II необходимое для работы гидроусилителя рулевого управления давление. Для этого рабочая жидкость забирается из бачка системы гидроусилителя рулевого управления и нагнетается через клапанный блок в рулевой редуктор.

Резервный насос рулевого управления

В случае выхода из строя двигателя, а также при движении накатом или буксировке автомобиля резервный насос рулевого управления обеспечивает необходимое для гидроусилителя рулевого привода давление. Необходимая для этого рабочая жидкость гидравлической системы нагнетается в резервном контуре рулевого управления через клапанный блок в рулевой редуктор.

Расходомер

Расходомер контролирует работу насосов гидроусилителя рулевого привода.

Пневмоаккумулятор

Пневмоаккумулятор поглощает возникающие в системе рулевого управления вибрации и колебания.

Клапанный блок

Если приводимый от двигателя насос гидроусилителя рулевого привода контура I перекачивает больше чем 6 л/мин, то начинается подача жидкости резервным насосом рулевого управления через сливной трубопровод в бачок системы. Если количество протекающей жидкости понижается ниже 5 л/мин, то включается подача резервного насоса рулевого управления в основной контур управления.

Гидравлический цилиндр

Гидравлический цилиндр разгружает рулевой редуктор. Гидравлический цилиндр управляется рулевым редуктором посредством гидравлики.

Контрольный разъем

Через контрольный разъем можно измерить давление масла, соответствующее текущему положению рулевого управления.

Система рулевого управления с задним управляемым мостом (RAS)

  1. Рулевая колонка.
  2. Пневмоаккумулятор.
  3. Контрольные разъемы.
  4. Центрирующий цилиндр.
  5. Насос гидроусилителя рулевого управления.
  6. Бачок гидравлической системы рулевого управления.
  7. Контрольные разъемы.
  8. Главный цилиндр.
  9. Рулевой редуктор.
  10. Контрольный разъем рулевого редуктора.

Основными компонентами системы RAS (Rear Axle Steering) являются главный цилиндр (8), центрирующий цилиндр (4) и пневмоаккумулятор (2).

Перемещение рулевого колеса передается от рулевого редуктора (1) механическим способом через толкающую штангу и гидравлическим способом на главный цилиндр, который находится на переднем мосту или на раме автомобиля.

Главный цилиндр затем передает перемещение рулевого колеса гидростатическим способом через гидравлические магистрали к центрирующему цилиндру, установленному на заднем управляемом мосту.

Включение системы RAS можно определить по увеличению сопротивления при вращении рулевого колеса.

Компоненты системы RAS

Главный цилиндр

Главный цилиндр выполнен в виде двойного поршневого цилиндра. В главный цилиндр встроены два клапана ограничения давления и впускные клапаны.

Главный цилиндр устроен таким образом, что в положении прямолинейного движения и при углах поворота рулевого колеса менее 5° две его внутренних полости сообщаются между собой. В результате в четыре полости центрирующего цилиндра подается давление от гидравлического ресивера. При этом задний поддерживающий мост устанавливается и удерживается в положении прямолинейного движения.

Закрытие внутренних полостей цилиндра, а также центрирование заднего поддерживающего моста способствует синхронизации главного и центрирующего цилиндров. Таким образом, выравниваются любые гидростатические смещения, вызванные утечками через уплотнения.

Центрирующий цилиндр

Центрирующий цилиндр управляет через шток поршня задним поддерживающим мостом.

Гидравлический ресивер

Гидравлический ресивер повышает жесткость гидростатической системы передачи и постоянно действует на оба центрирующих поршня, встроеных в центрирующий цилиндр.

Реле давления

Реле давления контролирует системное давление и соединено с контрольной лампой.

Клапан ограничения давления

Два клапана ограничения давления защищают гидростатическую систему от избыточного давления.

Впускной клапан

Два впускных клапана предотвращают падение давления в полости цилиндра в периоды, когда в нее не подается давление. Таким образом облегчается перемещение рулевого колеса.

Ремонт рулевого управления

Приступая к ремонту рулевого механизма , насоса рулевого гидроусилителя и других сборочных единиц рулевого управления , следует иметь в виду, что восстановление деталей, исчерпавших свою работоспособность вследствие износа в этих узлах недопустимо. Изготовление таких деталей с высокой точностью и чистотой рабочих поверхностей, а также их селективный подбор при сборке возможны только в условиях специализированного производства. Ремонт рулевых механизмов и насосов в условиях автотранспортных предприятий возможен только способом замены вышедших из строя агрегатов или деталей на исправные.

Проверку и регулировку рулевого механизма на автобусе Нефаз нужно проводить при отсоединенной продольной рулевой тяге и неработающем двигателе.

Предварительно надо проверить балансировку колес, давление воздуха в шинах, наличие смазочного материала в рулевом управлении и ступицах колес, регулировку подшипников ступиц колес и рулевых тяг, работу амортизаторов, установку передних колес. Кроме того, проверить уровень масла в бачке насоса гидроусилителя, убедиться в отсутствии воздуха в системе, осадка или грязи в бачке и на фильтре насоса, утечки масла в соединениях маслопроводов.

При проверке давления в гидросистеме рулевого управления на автобусе в напорной магистрали между насосом и рулевым механизмом нужно установить приспособление ( см. рисунок ), имеющее манометр 3 со шкалой до 19620 кПа (200 кгс/см2) и вентиль 4, прекращающий подачу масла к гидроусилителю.

Читайте так же:
Как называется приспособления для регулировки клапанов

Рисунок 156 — Схема проверки давления в гидросистеме рулевого управления
1 — насос; 2 — магистраль высокого давления; 3 — манометр; 4 — вентиль; 5 — магистраль низкого давления

При проверке давления надо открыть вентиль и повернуть рулевое колесо до упора, приложив к рулевому колесу усилие не менее 100 Н (10 кгс). При фиксированном (закрепленном) положении управляемых колес давление масла при частоте вращения коленчатого вала 600 мин-1 должно быть не ниже 1323 кПа (135 кгс/см2) — для механизма ф. «РРТ» и не ниже 1470 кПа (150 кгс/см2) — для

Если давление масла будет ниже указанных выше величин, то медленно завернуть вентиль, следя за повышением давления по манометру. При исправном насосе давление должно повышаться и быть не ниже 1372 кПа (140 кгс/см2) — для механизма ф. «РРТ» и не ниже 1617 кПа (165 кгс/см2) — для механизма ф. «RBL». В этом случае неисправность нужно искать в рулевом механизме (неправильная регулировка предохранительного клапана или чрезмерные внутренние утечки).

Если давление не повышается, то неисправен насос. Если давление при закрытом вентиле выше давления, которое было при открытом вентиле, но ниже 1323 кПа (135 кгс/см2) — для механизма ф. «РРТ» и не ниже 1470 кПа (150 кгс/см2) — для механизма ф. «RBL», то неисправными могут быть оба агрегата.

Регулировку затяжки подшипников вала рулевой колонки надо проводить, если ощущается осевое перемещение вала, а момент вращения вала менее 29,4-78,5 Н.м (3-8 кгс.м), что соответствует усилию 1,15-3,08 Н (0,113-0,314 кгс), приложенному на радиусе рулевого колеса 255 мм при отсоединенном карданном вале.

Регулировать затяжку подшипников необходимо вращением регулировочной гайки 8 ( см. Рисунок 150 — Колонка рулевого управления ), предварительно разогнув ус стопорной шайбы 7. При регулировании, подтягивая гайку, надо поворачивать вал 1 за рулевое колесо в обе стороны, чтобы не перезатянуть гайку.

Недопустима затяжка гайки с последующим отворачиванием ее для получения указанного момента вращения вала рулевой колонки, так как при этом могут быть повреждены штампованные из листовой стали кольца подшипников вала рулевой колонки. После окончания регулировки один из усиков стопорной шайбы вновь загнуть в паз гайки. Если по каким-либо причинам колонка рулевого управления разбиралась, то при сборке в подшипники вала заложить свежий смазочный материал.

При сборке карданного вала нужно следить за тем, чтобы оси отверстий в вилках для крепежных клиньев находились в параллельных плоскостях и были расположены так, как это показано на Рисунке 151 — Карданный вал рулевого управления. Карданный вал следует устанавливать на автобус таким образом, чтобы вилка со шлицевой втулкой была обращена вверх. При этом заложенный в полость втулки смазочный материал обеспечивает лучшее смазывание шлицев.

Замену поперечной рулевой тяги рекомендуется выполнять в следующем порядке:

  • вывесить переднюю ось автобуса;
  • расшплинтовать и отвернуть гайку, соединяющую шаровой палец левого наконечника тяги с соответствующим нижним рычагом поворотного кулака;
  • выбив шаровой палец из конусного отверстия рычага, отсоединить левый наконечник тяги рулевой трапеции;
  • проделать те же операции с правым наконечником поперечной рулевой тяги и снять тягу с автобуса;
  • установить концы наконечников новой поперечной тяги в отверстиях нижних рычагов, затянуть и зашплинтовать гайки крепления. Момент затяжки гаек крепления шаровых пальцев поперечной рулевой тяги 245-315 Н.м (25-32 кгс.м). Установку поперечной тяги производить так, чтобы масленки шаровых пальцев на наконечниках тяги были обращены назад по ходу автобуса;
  • опустить переднюю ось.

Для замены любой из продольных рулевых тяг :

  • вывесить переднюю ось автобуса и повернуть управляемые колеса влево до отказа;
  • расшплинтовать и отвернуть гайку крепления шарового пальца соответствующей продольной рулевой тяги со стороны сошки рулевого управления или промежуточного рычага;
  • выбив шаровой палец из конусного отверстия сошки, отсоединить тягу;
  • выполнить те же операции с другим шарнирным соединением продольной тяги в месте соединения ее с верхним рычагом левого поворотного кулака и снять тягу с автобуса. Установку новой продольной тяги нужно производить в последовательности, обратной снятию, обратив при этом внимание на правильность присоединения и соответствие отличающихся головок тяги местам установки. Опустить переднюю ось автобуса. Гайки крепления шаровых пальцев продольной рулевой тяги затянуть с моментом 245-314 Н.м (25-32 кгс.м).

Для снятия рулевого колеса, если оно не снимается от легких постукиваний молотком снизу вверх, следует использовать съемник. Предварительно сняв декоративную крышку и отвернув гайку крепления рулевого колеса, ввести крюки захвата 2 (см. Рисунок 157 — Съемник рулевого колеса) в отверстие ступицы рулевого колеса и повернуть по ходу часовой стрелки до упора.

Рисунок 157 — Съемник рулевого колеса
1 — винт; 2 — захват; 3 — наконечник

Упирая наконечник 3 в торец вала, вворачивать винт 1 в захват до полного снятия рулевого колеса.

При установке рулевого колеса затянуть его гайку крепления, обеспечив момент затяжки 59-79 Н.м (6-3 кгс.м).

Для снятия рулевого механизма необходимо:

  • отогнув усики упорной шайбы, отвернуть гайку крепления верхней головки сошки 14 ( см. Рисунок 149 — Схема рулевого управления шасси КАМАЗ-5297 );
  • съемником снять сошку, вворачивая винт 3 ( см. Рисунок 158 — Съемник сошки руля ) в захват 1 съемника и упираясь наконечником 2 в торец вала сошки (выколачивание сошки может вызвать поломку деталей);
  • слить масло из картера рулевого механизма, для более полного слива повернуть рулевое колесо два-три раза из одного крайнего положения в другое;
  • отсоединить трубопроводы высокого и низкого давления от рулевого механизма и слить оставшееся в насосе масло;
  • отсоединить карданный вал рулевого управления от рулевого механизма, для этого отвернуть самоконтрящуюся гайку и извлечь болт;
  • вывернуть болты крепления картера рулевого механизма и снять рулевой механизм;
  • тщательно очистить и промыть наружную поверхность рулевого механизма;
  • слить остатки масла, перевернув рулевой механизм клапаном вниз и поворачивая вал ведущего зубчатого колеса рулевой передачи два-три раза из одного крайнего положения в другое.

Рисунок 158 — Съемник сошки руля
1 — захват; 2 — наконечник; 3 — винт

При установке рулевого механизма на автобус необходимо:

  • установить механизм на специальный кронштейн и закрепить его болтами с моментом затяжки 176,4-215,6 Н.м (18-22 кгс.м) — для механизма «РРТ» или 392-490 Н.м (40-50 кгс.м) — для механизма «RBL»;
  • подсоединить нагнетательный и сливной трубопроводы к клапану управления гидроусилителем;
  • присоединить карданный вал рулевого управления к рулевому механизму, предварительно совместив отверстие в вилке кардана и лыску под болт на валу-золотнике рулевого механизма, вставить болт, завернуть самоконтрящуюся гайку моментом 41,16-51,94 Н.м (4,2-5,3 кгс.м);
  • залить масло и прокачать систему гидроусилителя;
  • надеть сошку рулевого управления на вал рулевого механизма, установить шайбу, навернуть гайку, затянуть ее с моментом 490-549 Н.м (50-56 кгс.м) и застопорить шайбой;
  • проверить герметичность соединений и шлангов гидросистемы рулевого управления. Подтекание масла из соединений не допускается.

Для снятия насоса гидроусилителя при ремонте необходимо:

  • слить масло из картера рулевого механизма, для более полного слива повернуть рулевое колесо два-три раза из одного крайнего положения в другое;
  • отсоединить трубопроводы низкого и высокого давления от насоса;
  • вывернуть болты крепления насоса;
  • снять насос.

Внимание . Ремонт механизма рулевого управления и насоса может производить только фирма-производитель, причем замену узлов, вышедших из строя до окончания гарантийного срока, можно произвести в установленном порядке через отдел гарантий ТФК ОАО «КАМАЗ».

Настройку и регулирование гидравлического рулевого механизма фирмы «RBL» на автобусе нужно выполнять в следующей последовательности.

  1. Установить автобус на ровную металлическую площадку и затормозить стояночным тормозом. Рычаг переключения передачи установить в нейтральное положение, под колеса задних мостов установить противооткатные клинья (4 шт.). Проверку и регулировку гидравлического рулевого механизма (ГУРа) производить с работающим двигателем на холостых оборотах.
  2. Проверить углы поворота управляемых колес — углы влево и вправо должны быть не менее 45°, а при необходимости углы отрегулировать болтами ограничения углов поворотов
  3. Вставить металлический щуп толщиной 2 мм между механическими упорами (ограничительным болтом углов поворотов цапф и приливом балки передней оси) с двух сторон оси.
  4. Повернуть рулевое колесо до упора влево и вправо — рулевое колесо должно проворачиваться с моментом 240 Н.м (24 кгс.м). Если возникает усилие на рулевом колесе при контакте поворотных цапф с болтами ограничения поворотов (большой угол поворота сошки) или возникает усилие на рулевом колесе при зазоре между поворотными цапфами и болтами ограничения поворотов (малый угол поворота сошки), то требуется произвести регулировку ГУРа.
  5. Для увеличения углов поворота управляемых колес направо необходимо регулировочный винт, находящийся около шлицевого вала на верхнем торце ГУРа (расположены под технологическими пластмассовыми заглушками), вращать против часовой стрелки. Для уменьшения угла поворота — регулировочный винт вращать по часовой стрелке.
  6. Для увеличения углов поворота управляемых колес налево необходимо регулировочный винт на нижнем торце ГУРа вращать против часовой стрелки. Для уменьшения угла поворота — регулировочный винт вращать по часовой стрелке (регулировочные винты находятся под технологическими заглушками).
  7. При правильно отрегулированном ГУРе и при контакте поворотных цапф с металлическим щупом, установленным между болтом ограничения поворотов и приливом балки передней оси, должна отключаться гидросистема механизма и усилие на рулевом колесе резко возрастает.
  8. После окончания регулировки ГУРа убрать металлические щупы с болтов ограничения поворотов и проверить настройку ГУРа без щупов, при этом усилие на рулевом колесе резко возрастает, если зазор между цапфами и болтами ограничения поворота составит (21) мм. Далее вращение рулевого колеса до контакта с ограничительными болтами происходит при отключенной гидросистеме механизма, что позволяет предохранить детали рулевого управления от перегрузок. В случае раннего отключения гидросистемы (усилие на рулевом колесе возникает, если зазор составит более 2 мм) или позднего отключения гидросистемы (вращение рулевого колеса до контакта цапф с ограничительными болтами без резкого увеличения усилия). Повторить операции по регулировке ГУРа п. 6 и п. 7.

Внимание . По окончании регулировочных работ, технологические (пластмассовые заглушки) на регулировочных винтах установить на место.

Безотказная работа рулевого управления определяется как исправность входящих в него элементов, так и других сборочных единиц автобуса, поэтому при определении причин неисправностей в системе рулевого управления необходимо иметь в виду, что причинами ухудшения устойчивости движения автобуса (автобус плохо «держит дорогу») могут быть также:

  • неправильная балансировка колес;
  • свободный ход в подшипниках ступиц и неправильная затяжка гаек крепления колес к ступицам;
  • неисправность амортизаторов;
  • неправильная установка управляемых колес (углы установки и схождение не соответствует рекомендованным).

Причинами ухудшения самовозврата колес в нейтральное положение (водитель вынужден все время принудительно возвращать в среднее положение) могут быть:

  • недостаточное количество смазочного материала и большое трение в шарнирах поворотных кулаков;
  • пониженное давление воздуха в шинах колес.

Причинами увеличения усилия на рулевом колесе могут быть:

  • пониженное давление воздуха в шинах колес;
  • недостаточное количество смазочного материала в шкворневых узлах поворотных кулаков (особенно в упорных подшипниках), в ступицах колес и в шарнирах рулевых тяг;
  • чрезмерная затяжка подшипников ступиц передних колес;
  • чрезмерная затяжка подшипников рулевой колонки.

При обнаружении какой-либо неисправности в системе рулевого управления не следует торопиться снимать и разбирать рулевой механизм или насос. Необходимо сначала установить причину неисправности.

Не вызванные необходимостью снятие и разборка рулевого механизма или насоса могут привести к появлению течи и к более серьезным неисправностям. Разборка и сборка рулевого механизма и насоса должны проводиться только квалифицированным механиком в условиях полной чистоты.

Руководства по техническому обслуживанию и ремонту рулевых механизмов и ГУР фирм «RBL», «РРТ» приведены в Приложении X , Приложении Y , Приложении Z .

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector