Как отрегулировать дифференциал юмз
Как отрегулировать дифференциал юмз
Пятна смазки на фланце карданного вала и корпусе главной передачи ничего хорошего не предвещают. Они явно свидетельствуют об утрате эластичности или выходу из строя манжеты ведущей шестерни.
Как же заменить эту манжету? Для замены манжеты ведущей шестерни главной передачи нужно отсоединить карданный вал, открутить корончатую гайку и снять фланец кардана. Далее выкручивают болты крепления стакана подшипников главной передачи, а потом с помощью двух монтажных болтов выдавливают его из корпуса моста. Затем вытесняют ведущую шестерню из стакана и достают обойму в сборе с манжетой (рис. 2.4.20—2.4.22).
Рис. 2.4.20. Взаимное расположение деталей главной передачи ведущего моста трактора МТЗ-82, запчасти:
1 — ведущая шестерня; 2, 5 — подшипники; 3 — регулировочные прокладки; 4 — стакан; 6 — манжета; 7 — обойма сальника; 8 — фланец; 9 — гайка
Рис. 2.4.21. Как выпрессовать обойму сальника в сборе с манжетой трактора МТЗ:
1 — обойма сальника;
2 — стакан;
3 — двухлапчатый съемник
Рис. 2.4.22. Спрессовка внутренней обоймы подшипника с ведущей шестерни трактора МТЗ:
1 — подшипник;
2 — ведущая шестерня;
3 — двухлапчатый съемник
От чего может появится потек масла на внутренней части обода колеса либо фланца диска? Тут надо смотреть манжеты оси колеса. Скорее всего они разрушены.
Чтобы добраться до стакана манжет, вначале снимают колесо и редуктор конечной передачи в сборе (см. рис. 2.4.23, 2.4.24). Затем выкручивают два болта крепления радиального подшипника, извлекают ведомую шестерню и выпрессовывают фланец колеса (рис. 2.4.25, 2.4.26). Стакан манжет и стакан наружной обоймы подшипника выпрессовывают двумя монтажными болтами (рис. 2.4.27, 2.4.28).
Рис. 2.4.24. Взаимное расположение деталей редуктора конечной передачи трактора МТЗ, запчасти:
1— фланец; 2 — грязевик; 3 — корпус сальника; 4— манжета; 5, 9, 13, 17, 20, 27, 29, 36 — подшипники; 6, 23, 31, 38, 40 — прокладки; 7 — стакан; 8, 32 — кольца; 10, 26 — регулировочные прокладки; 11. 22, 39 — крышки; 12, 37 — шестерни; 14 — шайба; 15 — пластана; 16 — гайка; 18 — вал; 19 — полуось; 21 — регулировочное кольцо; 24, 34 — корпуса; 25 — манжета; 28 — пружина; 30 — труба шкворня; 33 — рычаг; 35 штифт; 41 — гильза
Рис. 2.4.23. Как снять колесо и редуктор конечной передачи трактора МТЗ:
1 — колесо;
2 — болты крепления редуктора;
3 — редуктор конечной передачи
Рис. 2.4.25. Как снять крышку редуктора конечной передачи в сборе трактора МТЗ:
1 — крышка редуктора;
2 — корпус редуктора
Рис. 2.4.26. Как снять ведомую шестерню трактора МТЗ:
1 — ведомая шестерня;
2 — крышка редуктора;
3 — подшипник
Рис. 2.4.27. Как спрессовать корпус манжеты трактора МТЗ:
1 — корпус манжеты;
2 — грязевик;
3 — технологический болт;
5 — крышка редуктора
Рис. 2.4.28. Как спрессовать стакан подшипника трактора МТЗ:
1 — стакан подшипника;
2 — корпус редуктора;
3 — технологические болты;
4 — болт
При значительном износе или деструкции манжеты вертикального вала, корпус верхней конической пары колесного редуктора нагревается. Для кучи проблем еще в нем отсутствует смазка.
Если уменьшился ход подвески, снизилась ее жесткость, посмотрите и оцениете упругость пружин. Затруднительный поворот рулевого колеса на поворотах (при условии, что ГУР исправен) возникает из-за того, что опорные подшипники вышли из строя, либо есть заедание телескопических стыков подвески.
Для замены деталей подвески трактора, снимают колесный редуктор. Чтобы сменить гильзы шкворня используют специальные извлекатели. Во время ремонта вышедшие из строя детали заменяют и обращают пристальное внимание на наиболее изнашиваемые поверхности, сверяя с приводимыми в нижней таблице данными.
Размеры деталей подвески ведущего моста трактора МТЗ-82, мм
Внутренний диаметр гильзы шкворня под трубу: | |
номинальный | 88+0,035 |
допустимый | 88,5 |
Наружный диаметр трубы вертикального вала под гильзу: | |
номинальный | 87 -0.080-0,125 |
допустимый | 87,1 |
Как быть с тем, если у ведущего моста произошло заклинивание колес, появился повышенный шум в корпусе моста, перегрелся стакан подшипников главной передачи, а в масле, которое слили из корпуса моста нашли кучу металлических частиц? Скорее всего, даже наверняка, выработали свой ресурс подшипники ведущей шестерни главной передачи или дифференциала. А еще, такие неисправности получаются при сколах или выкрашивании зубьев конических шестерен главной передачи.
А какие симптомы бывают при выходе из строя частей дифференциала или механизма блокировки? Обратите внимание, что шумы и стуки в корпусе моста при поворотах МТЗ значительно усиливаются, на поворотах происходит блокировка обеих осей колес либо нет блокировки колес при пробуксовании.
Что делать, чтобы определить причины отказов и как устранить неисправности главной передачи и дифференциала трактора? Вначале приподнимают стального коня за передний мост, затем, устанавив на специальные подставки, снимают главную передачу. Следующим шагом будет диагностика ее деталей. Монтажным ломиком, проворачивая ведомую шестерню, осматривают детали дифференциала. Как они взаимно размещены изображено на рис. 2.4.29.
Рис. 2.4.29. Взаимное расположение деталей корпуса, крышки и дифференциала переднего ведущего трактора МТЗ, запчасти:
1 — ось; 2 — корпус; 3 — регулировочные прокладки; 4 — пробка; 5 — подшипник; 6 — обойма сальников; 7 — манжеты; 8, 10 — крышки; 9 — червяк; 11 — коробка дифференциала левая; 12 — ведомый диск; 13 — ведущий диск; 14 — чашка; 15 — шестерня; 16 — сателлит; 17 — оси сателлитов; 18 — коробка дифференциала правая; 19 — ведомая шестерня; 20 — гайка
Иногда при осмотре вскрываются повреждения или износы деталей дифференциала. А еще возникает необходимость в замене шестерни главной передачи. В таком случае дифференциал придется все же снять(рис. 2.4.30).
Как снять дифференциал трактора МТЗ? Для того, чтобы снять дифференциал МТЗ, вначале откручивают болты, стягивающие коробки. Очень важно помнить, что разбирать и изменять взаимное положение коробок дифференциала нежелательно. Для этого вначале их разделения сверяют цифровую маркировку на внешних поверхностях. Если маркировка поблекла или исчезла, ее восстанавливают (рис. 2.4.31—2.4.33).
После того как собрали и разместили дифференциал в корпусе моста, проверяют осевое перемещение ведомой шестерни главной передачи (зазор в подшипниках дифференциала). При сдвиге шестерни в осевом направлении значения отображаемые на индикаторе должны быть в пределах 0,01—0,10 мм.
Следующий этап — регулировка осевого зазора в подшипниках главной передачи (рис. 2.4.34) и дифференциала. Далее главную передачу ставят в корпус моста. В конце всего процесса оценивают и при необходимости корректируют боковой зазор между зубьями конических шестерен (рис. 2.4.35).
Рис. 2.4.30. Как снять главную передачу и дифференциал трактора МТЗ:
1 — главная передача;
2 — дифференциал;
3 — корпус
Рис. 2.4.З1. Правильное взаимное расположение коробок дифференциала трактора МТЗ:
1 — цифровые метки
Рис. 2.4.32. Опрессовка подшипника дифференциала трактора МТЗ:
1 — подшипник;
2 — ведомая шестерня;
3 — двухлапчатый съемник
Рис. 2.4.33. Опрессовка ведомой шестерни дифференциала трактора МТЗ:
1 — коробка дифференциала;
2 — ведомая шестерня;
3 — двухлапчатый съемник
Рис. 2.1.34. Определение осевого зазора в подшипниках ведущей шестерни главной передачи трактора МТЗ:
1 — ведущая шестерня;
2 — индикатор
Рис. 2.4.35. Определение бокового зазора между зубьями главной передачи трактора МТЗ:
1 — фланец кардана;
2 — индикатор;
3 — индикаторная стойка
Боковой зазор обычно регулируется количеством прокладок, размещенных под стаканом подшипников главной передачи. Если удалить несколько прокладок, то зазор между шестернями уменьшается, а если добавить — увеличивается.
При проведении ремонтных работ, меняя неисправные детали нужно контролировать те поверхности, которые могут изнашиваться сильнее остальных.
После проведения операции по замене подшипников колесного редуктора и его деталей, и проверки его технического состояния, нужно сделать еще несколько контрольно-регулировочных манипуляций. Например, осмотр и корректировка подшипников фланца колеса, соблюдение точности сборки верхней и нижней конических пар шестерен колесного редуктора (рис. 2.4.36).
Для проведения технического осмотра подшипников, необходимо снять фланец колеса. Затем закрепить на обшивке редуктора стойку измерительного прибора и упереть ножку индикатора во фланец. Перемещая фланец в осевой плоскости до упора, смотрят показания индикатора. Если видим 0,5 мм — конические подшипники нужно отрегулировать количеством регулировочных колец или их толщиной(рис. 2.4.37). Кольца находятся между внутренними обоймами подшипников. Кольца подбирают или подтачивают на токарном станке. Точность подгонки регулировочных колец до сборки редуктора можно определить с помощью приспособления на рис. 2.4.38.
Рис. 2.4.36. Проверка точности регулировки осевого зазора в подшипниках полуоси или вертикального вала трактора МТЗ:
1 — подшипники;
2 — индикатор
Рис. 2.4.37. Установка регулировочных колец трактора МТЗ:
1 — регулировочные кольца;
2 — крышка редуктора конечной передачи
Рис. 2.4.38. Проверка точности регулировки конических подшипников фланца колеса трактора МТЗ:
1 — индикатор;
2, 3 — болты;
4 — труба
Трубу (см. рис. 2.4.38) упирают в торец внутренней обоймы подшипника и подтяжкой болтов 3 регулируют зазор в подшипниках. Поместив индикатор в нужное положение, (см. рис. 2.4.38), затягивают болты 2. Если зазор в подшипниках есть, крышка редуктора со штативом и индикатором поднимется на величину этого зазора.
Чтобы проверить правильность сборки и оценить рабочее состояние зубьев шестерен верхней и нижней конических пар конечной передачи, замеряют еще боковой зазор между зубьями. Зазор определяется по амплитуде перемещения болта крепления диска колеса (рис. 2.4.39).
При закрепленной полуоси, проворачивая диск колеса определяют общий зазор в шестернях конечной передачи. Если более 1,0 мм, измеряют отдельно боковой зазор в зубьях шестерен нижней конической пары. Нужно снять крышку редуктора (рис. 2.4.40), заклинить вертикальный вал и снова измерить.
Рис. 2.4.39. Как измерить боковой зазор между зубьями конических шестерен верхней и нижней конических пар редуктора конечной передачи МТЗ:
1 — редуктор конечной передачи;
2 — болт крепления диска колеса;
3 — индикатор
Рис. 2.4.40. Как снять крышку верхней конической пары редуктора конечной передачи трактора МТЗ:
1 — крышка;
2 — болт
Рис. 2.4.41. Регулировка зазора нижней конической пары редуктора конечной передачи трактора МТЗ:
1 — регулировочные прокладки;
2 — фланец колеса
Рис. 2.4.42. Регулировка зазора верхней конической пары редуктора конечной передачи трактора МТЗ:
1 — корпус полуоси;
2 — труба шкворня;
3 — регулировочные прокладки
По разнице между первым и последующми замером можно увидеть зазор в зубьях верхней конической пары шестерен. По показаниямм прибора величина зазора в зубьях верхней и нижней пар шестерен должна быть 1,0 мм. При этом условии возможна дальнейшая эксплуатация редуктора трактора без регулировки. А если нужно уменьшить зазор между зубьями нижней комической пары? Для этой цели используют технологические отверстия. Через них выкручивают болты крепления стакана подшипников фланца колеса. Затем двумя монтажными болтами спрессовывают стакан до выхода двух пачек прокладок. Далее необходимое количество прокладок снимают (рис. 2.4.41). При этом толщина оставшихся пачек должна быть одинаковой.
Боковой зазор в нижней конической паре обычно увеличивается из-за выработки или поломки подшипников ведущей шестерни. Чтобы проверить подшипники, отделяют нижнюю крышку и ручным воздействием проворачивают ведущую шестерню в осевом и радиальном направлениях.
Зазор в зубьях шестерен верхней конической нары выставляется так: выкручиваются болты фиксации редуктора и фланца трубы, далее с помощью монтажных болтов выталкивают трубу вертикального вала из корпуса конической пары (рис. 2.4.42).
Снимая часть прокладок, сокращают просвет в зацеплении.
Иногда регулировкой толщины специальных прокладок невозможно получить нужный зазор. Здесь, применяя индикаторное устройство, замеряем осевые передвижения полуоси и вертикального вала. Тем самым узнаем степень затяжки их конических подшипников. Допуск в пределах 0,5 мм. Осевой зазор, скорее всего, получается из-за самоовыкручивания круглых гаек подшипников. Как выставить нужный зазор? Круглые гайки затягивают до предела, а затем откручивают их на 10—15°. Подшипники валов правильно зафиксированы при осевом перемещении валов в пределе 0,05 — 0,15 мм. После настройки валы проворачиваются в подшипниках от усилия руки. Работа по разборке деталей верхней и нижней конических пар продемонстрирована на серии рисунков рис. 2.4.43—2.4.49.
Рис. 2.4.43. Выдавливание клиньев полуоси трактора МТЗ:
1 — клин;
2 — бородок
Рис. 2.4.44. Выдавливание корпуса полуоси в сборе с полуосью трактора МТЗ:
1 — корпус полуоси;
2 — съемник
Рис. 2.4.45, Как выпрессовать полуось:
1 — полуось;
2 — корпус полуоси;
3 — болт
Рис. 2.4.46. Опрессовка подшипников с полуоси:
1 — полуось;
2 — съемник
Рис. 2.4.47. Выдавливание ведущей шестерни колесного редуктора трактора МТЗ:
1 — корпус редуктора конечной передачи;
2 — инерционный съемник
Рис. 2.4.48. Опрессовка подшипников с ведущей шестерни колесного редуктора трактора МТЗ:
1 — подшипник;
2 — ведущая шестерня;
3 — съемник
Рис. 2.4.49. Как снять крышку корпуса переднего ведущего моста трактора МТЗ:
1 — крышка;
2 — главная передача
Порядок разборки трактора ЮМЗ и особенности его конструкции.
Рис. 7. Схемы разъединения и раскатки остова трактора Т-40:
а — при замене дизеля; 6— при ремонте сцепления; 1—стенд ОР-16346; 2—полурама; 3— дизель; 4— корпус сцепления
гидроусилитель руля у него совмещен с рулевой колонкой. Ш Чтобы его снять, отворачивают болты крепления корпуса гидроусилителя к корпусу коробки передач, демонтируют полик кабины и продольную рулевую тягу. Поскольку коробка передач у трактора ЮМЗ-6 размещена в общем корпусе с задним мостом, то для замены или ремонта этих агрегатов проводят одинаковые предварительные операции.
Тракторы Т-40, Т-25А и самоходные шасси Т-16М имеют между собой много общего, например дизель, конечные передачи, ходовую часть, отдельные механизмы коробок передач, расположенных в общем корпусе с задним мостом. Поэтому и порядок разборки этих машин во многом одинаков. У трактора Т-40 после демонтажа кабины, оперения и капота снимают масляный бак гидросистемы, корпус сцепления, коробку передач, гидроцилиндр навески. После снятия ведущих колес и крыльев демонтируют конечные передачи, рукава тормозных барабанов, механизмы ручных и ножных тормозов. Для ремонта дизеля, сцепления, коробки передач разъединяют и раскатывают остов трактора (рис. 7). Чтобы снять дизель или отсоединить переднюю полураму от корпуса сцепления, отвинчивают болты крепления полурамы, отсоединяют электропровода и трубопроводы гидросистемы (рис. 8). Для демонтажа гидроусилителя руля отсоединяют вал рулевого управления и маслопроводы, электропровода и болты крепления гидроусилителя руля к передней полураме.
Если нужно снять передний ведущий мост трактора Т-40А, отсоединяют промежуточный вал, тяги рулевого управления и болты крепления к кронштейну передней полурамы.
У трактора Т-25А при текущем ремонте сцепления отсоединяют корпус от дизеля и коробки передач.
Рис. 8. Отсоединение передней полурамы трактора Т-40: тора Т-25А от корпуса сцепления:
I— электропровод, 2— маслопровод I— дизель, 2— корпус сцепления
Рис. 10. Отсоединение дизеля трак-
Р и с. 9. Схема разъединения и откатки передней полурамы трактора Т-25А с дизелем:
Трактор разъединяют и раскатывают его составные части, как показано на рисунке 9. Чтобы снять дизель, отсоединяют его опоры к передней полураме и болты крепления к корпусу сцепления (рис. 10). Для отсоединения передней полурамы с дизелем демонтируют болты ее крепления к корпусу сцепления.
У самоходного шасси Т-16М дизель крепится только со стороны сцепления к корпусу коробки передач и заднего моста. Для его снятия отсоединяют тяги, электропровода, маслопроводы и отвинчивают гайки крепления.
Демонтаж рукавов с тормозными барабанами и конечных передач у тракторов Т-25А и самоходного шасси Т-16М аналогичен с трактором Т-40.
Технические характеристики универсального трактора ЮМЗ-6 и его популярных модификаций
Колесный трактор ЮМЗ-6, относящийся к категории универсальных машин, производился Южным машиностроительным заводом в Днепропетровске в течение 30 лет. В качестве исходной базы использовалась машина МТЗ-5, которая сходила с конвейера ЮМЗ до 1972 года. Базовая модель пережила несколько модернизаций и выпускалась до 2001 года.
Устройство и технические характеристики
Трактор ЮМЗ-6 по техническим характеристикам относится к категории машин тягового класса 1,4 т. Конструкция трактора классическая, передний мост и двигатель установлены на полураме, жестко закрепленной на картере сцепления и коробки передач. Картер коробки является частью силовой конструкции машины. В устройстве трактора ЮМЗ-6 применена 2-поточная муфта сцепления, позволяющая обеспечивать отдельное управление валом привода навесного оборудования.
Снаряженный трактор ЮМЗ-6А весит от 3,4 до 3,9 тонн. Масса машины зависит от модификации, перечня навесного оборудования и типа силового агрегата. Для изменения развесовки применяется установка дополнительных грузов.
Двигатель
На тракторе устанавливались 2 типа дизельных двигателей:
- 60-сильный ЮМЗ Д-65 с рабочим объемом 4940 см³;
- 62-сильный Д-242 с рабочим объемом 4750 см³.
Оба мотора 4-цилиндровые, оснащены жидкостным охлаждением. Система смазки принудительная, запас масла и насос расположены в картере двигателя. Двигатели не имеют турбокомпрессора, для впрыска топлива применяется механический насос с центробежным регулятором.
Расход топлива ЮМЗ-6 зависит от состояния дозирующей аппаратуры и характера выполняемых работ. Заводское значение потребления в час составляет на холостом ходу 5,6 л. Трактор «петушок» (с экскаваторной стрелой) расходует до 14,4 л дизельного топлива в час.
Для запуска силовой установки применяется бензиновый мотор ПД-10 или электрический стартер. Мощность двигателя ПД-10 составляет 10 л.с. Тип запуска отражается в описании модификации — Л (бензиновый стартер) или М (электрический). Ремонт двигателя не требует специального оборудования и оснастки и может производиться в авторемонтных мастерских.
Трансмиссия
На тракторе применяется механическая 5-скоростная коробка передач. Для передачи крутящего момента на КПП ЮМЗ используется 1-дисковое сцепление. Управление коробкой и сцеплением выполняется из кабины оператора. Рядом с рычагом размещена схема переключения передач, облегчающая работу оператора.
Задний мост машины оснащен дифференциалом с системой блокировки механического типа.
Включение блокировки выполняется нажатием на педаль, при отпускании педали дифференциал возвращается в исходное состояние.
Машины ЮМЗ с передним ведущим мостом собираются владельцами с использованием элементов от колесных тракторов Т-40. От Т-40 используется передний мост, раздаточный редуктор и карданная передача. Привод 4х4 реализуется от шестерни 2 передачи, установленной на вторичном валу коробки передач. Включение ПВМ (переднего ведущего моста) выполняется отдельным рычагом.
Ходовая часть
На тракторе установлена передняя балка качающегося типа. На концах балки смонтированы выдвижные элементы, используемые для регулировки колеи. На балке размещены органы управления передними колесами. Рулевое управление ЮМЗ-6 ранних выпусков механической схемы. Поздняя версия трактора оснащена рулевым управлением с гидравлическим усилителем.
Задние колеса установлены на картере коробки передач без подвески. Регулировка колеи выполняется перемещением ступицы по шлицам полуосей. Давление в шинах заднего моста пониженное. Благодаря этому улучшается проходимость машины, а также снижаются вибрации, передаваемые на трактор.
Гидравлика
На машине применена раздельная гидросистема, позволяющая управлять несколькими агрегатами одновременно. Характеристики трактора позволяют использовать различное сельскохозяйственное и промышленное оборудование. Источником давления является шестеренный насос, расположенный на двигателе. Насос обладает производительностью в пределах 44-49 л/мин при давлении 20 МПа.
На тракторе смонтированы основной и выносной цилиндры, предназначенные для непосредственного управления навеской. Допускается установка оснастки с силовым приводом от вала. Вал выведен на заднюю часть коробки, имеет 1 частоту вращения (540 об/мин).
Электрика
Трактор ЮМЗ-6 оснащен электрической системой постоянного тока. Схема электрооборудования построена на подключении отрицательного вывода аккумулятора, электропроводки и приборов к корпусу машины. Для различия проводов используется различная цветная маркировка изоляции. На тракторе имеются 3 блока предохранителей, установленных в щитке приборов. Каждый блок рассчитан на 4 плавкие вставки. В центральном блоке имеется запасной предохранитель.
Рабочее напряжение составляет 12 В. Источниками тока являются генератор (с приводом ремнем от коленчатого вала двигателя) и аккумуляторная батарея. На машинах с электрическим стартером устанавливается батарея увеличенной емкости (до 215 А*ч вместо 50 А*ч). Электросхема машин с бензиновым и электрическим стартером имеет различия, поскольку бензиновый мотор оснащен отдельной системой зажигания и малогабаритным электрическим стартером.
Кабина
На машинах применяется 1-местная металлическая кабина, оснащенная 2 распашными дверями. В основе кабины находится силовой каркас, предохраняющий оператора от травм при опрокидывании трактора. Кабина оснащена защитой от шума и вибрации, стекла с теплозащитным покрытием. Ветровое и заднее стекло установлено в откидных рамах. Для очистки ветрового стекла установлены очиститель и омыватель.
В полу кабины имеются съемные люки, предназначенные для обслуживания коробки передач. Кресло оператора подрессорено при помощи торсионной подвески и оснащено ремнем безопасности. Сидение настраивается по весу оператора, а также по расстоянию до педалей и по углу наклона спинки. В оснащение кабины входит отопитель, установленный на полу. Отопитель подключен к системе охлаждения двигателя.
Модификации
Базовая модель первого образца выпускалась в вариантах ЮМЗ-6Л и 6М, которые отличались системой запуска двигателя. Ранние машины легко узнать по закругленной форме кожуха радиатора.
В 1978 году была проведена модернизация базовой модели. Машины стали оснащаться рулевой колонкой с возможностью регулировки длины рулевого вала и угла наклона. Изменениям подверглась панель приборов. Внешне машины отличаются прямоугольной решеткой радиатора. Параметры машин 6АЛ и 6АМ идентичны, кроме системы запуска двигателя.
Версия ЮМЗ-6КЛ представляет собой промышленный вариант трактора. На кормовой части машины демонтирована навесная система. На подрамнике и задней части коробки скоростей установлены точки крепления отвала и стрелы экскаватора. На тракторе использовалась модернизированная кабина, обеспечивавшая улучшенный обзор. Кроме варианта КЛ, выпускалась версия КМ, отличающаяся методом запуска двигателя. После прекращения производства машин модели 6А модификация 6КЛ/КМ стала базовой моделью.
В 1978 году стартовал выпуск версии ЮМЗ-6АКЛ. Отличием трактора стала гидравлическая система с доработанными механизмами распределения потоков. Вариант ЮМЗ-6АКМ отличается типом стартера.
Кроме основных модификаций, встречается много индивидуальных версий, полученных в результате самостоятельного тюнинга трактора. На машинах устанавливаются передние мосты от других моделей, доработанные кабины, дополнительное навесное управление.
Чем может комплектоваться
Характеристики трактора позволяют устанавливать различное навесное оборудование с гидравлическим и механическим приводом. Система навесного оборудования и гидравлика допускают раздельное управление передней и задней навеской. Владельцы машин проводят тюнинг ЮМЗ-6, который заключается в установке дополнительного оборудования, позаимствованного от других тракторов.
- бульдозерный нож;
- экскаваторная стрела;
- грейфер;
- сельскохозяйственное оборудование;
- поливальная установка;
- цилиндрическая дорожная щетка;
- прицепное оборудование.
Ремонт и техническое обслуживание
Руководство по эксплуатации содержит перечень регламентных работ и периодичность выполнения. От соблюдения периодичности обслуживания зависит ресурс машины и ее безотказная работа. В перечень работ входит регулировка газораспределительного механизма, настройка муфты сцепления и периодическая замена смазки в картерах силового агрегата и трансмиссии.
Перед началом выполнения пахотных работ требуется регулировка плуга ЮМЗ-6. Настройка выполняется на регулировочной площадке до выезда машины в поле. Левая сторона трактора и колесо плуга располагаются на деревянных клиньях. Высота клина равна глубине вспашки за вычетом расстояния 20-40 мм. После этого доводят лемех до контакта с поверхностью площадки и винтом опускают опорный ролик до контакта с клином. Затем плуг выравнивается правой и центральной регулировочной тягой.
Регулировка сцепления
В ходе эксплуатации требуется периодическая регулировка сцепления, которая состоит из этапов:
- настройка свободного хода педали;
- выставление полного хода педали, необходимого для отключения муфты сцепления;
- настройка зазора между плоскостью упорного болта и поверхностью нажимного диска.
Чтобы отрегулировать сцепление ЮМЗ-6 своими руками, необходимо:
- Установить регулировкой длины тяги свободный ход в пределах 30-35 мм.
- Если при выключении сцепление буксует, то это указывает на неполное разведение дисков. Нормальный ход педали находится в пределах 140-150 мм. Изменение хода выполняется настройкой длины тяги, предназначенной для привода вала блокировки.
- Для настройки зазора требуется снять крышку, расположенную снизу картера сцепления. Отвести гайками отжимные рычаги на расстояние 73,5 мм. Расстояние меряется между торцевой поверхностью ведомого диска вала отбора мощности и рабочими кулачками, установленными на рычагах выключения сцепления.
Регулировка клапанов
Настройка зазоров между стержнем клапана и бойком коромысла выполняется на прогретом двигателе непосредственно после остановки мотора. Зазор устанавливается в пределах 0,25-0,35 мм. Допускается увеличение зазора до 0,45 мм. Изменение зазора выполняется вращением регулировочного винта, расположенного на коромысле. Винт фиксируется от самопроизвольного ослабевания контргайкой. Механизм декомпрессора регулируется по аналогичной процедуре.
Преимущества и недостатки
Характеристики трактора ЮМЗ-6 не обеспечивают высокой производительности при выполнении работ. Силовые агрегаты не любят длительной работы на холостых и пониженных оборотах. Механизм переключения скоростей изнашивается, скорости начинают самопроизвольно выключаться. Узлы трансмиссии из-за особенностей конструкции пропускают масло по стыкам поверхностей и крышкам.
К преимуществам машин ЮМЗ относятся простота ремонта и низкая стоимость запасных частей. Силовой агрегат может работать на топливе низкого качества.
Отзывы владельцев и цены
Стоимость машин ЮМЗ находится в пределах 150-300 тыс. рублей. Цена зависит от пробега трактора и общего технического состояния. Максимальную цену имеют машины последних лет выпуска. На рынке подержанной техники конкуренцию ЮМЗ составляют трактора МТЗ моделей 50 или 80, которые могут оснащаться заводским полным приводом.
Александр, Тверская область
В хозяйстве применяется машина 1982 года. Для трактора характерны постоянные течи масла из гидравлики. Замена прокладок устраняет течь. Постоянно рассыпается подшипник на вторичном валу коробки передач. Мощности машины достаточно для выполнения работ на участке средней площади.
Дмитрий, Ставропольский край
Недостатком трактора является отсутствие привода на передний мост. Машина тяжелая, хорошо приспособлена для пахоты. Для транспортировки трактор не подходит из-за низкой максимальной скорости. При перегрузке срывает муфту сцепления, которая легко меняется.
Колесный трактор ЮМЗ 6 — ваш универсальный помощник
Трактор ЮМЗ 6 — это техника, которая относится к тяговому классу 1,4. Технические характеристики были частично взяты с трактора МТЗ-5. Техника выпускалась Южным машиностроительным заводом с 1966 по 2001 год.
За всю историю, трактор выпускался в нескольких модификациях. Стоит отметить, что на базе этой машины был создан экскаватор. Трактор ЮМЗ 6 может использоваться в сельском хозяйстве, строительстве, для выполнения землеройных работ и прокладки коммуникаций. В настоящее время, производство ЮМЗ 6 и его модификаций приостановлено.
Устройство техники
Двигатель
Трактор ЮМЗ 6 (базовая модель) оснащался четырёхцилиндровыми двигателями Д-65 и Д-242-71. Первый силовой агрегат обладал объёмом 4.9 литра и мог выдавать мощность в 60 лошадиных сил.
Второй дизель имел более скромные параметры: 45.5 лошадиные силы при рабочем объёме в 4.75 литра. Оба двигателя обладали турбированным впрыском топлива и расположенными вертикально в ряд цилиндрами.
Запуск основного дизеля производился посредством двигателя дополнительного запуска или электростартером. Стоит отметить, что ремонт двигателя указанных серий производился нечасто. Оба агрегата отличались надёжностью эксплуатации.
В случае необходимости, ремонт двигателя происходило по следующей схеме: устройство полностью демонтировалось с трактора и разбиралось. Стоит отметить, что ремонт двигателя в полевых условиях невозможен. Необходимо обеспечить условия, позволяющие исключить попадание грязи внутрь силовой установки. Изношенные или получившие механические повреждения детали заменялись и дизель устанавливался на место.
Ходовая часть и трансмиссия
Для ходовой части трактора использовалась жёсткая система подвески. Задний мост – ведущий, оснащался колёсами большего радиуса и механической блокировкой дифференциала.
Устройство заднего моста позволяло регулировать ширину колеи. Стоит отметить, что трактор ЮМЗ 6 обладал довольно высоким центром тяжести. Это позволяло машине уверенно себя чувствовать даже на крутых склонах.
Схема трансмиссии включает в себя девятискоростную механическую коробку передач. Пятиступенчатая схема трансмиссии обеспечивала переключение между рабочими режимами при помощи одного рычага.
Сцепление представлено в виде фрикционной муфты постоянно замкнутого типа. Тормоза – сухие, дисковые. Рулевая колонка дополнена гидроусилителем. Регулировка высоты рулевой колонки осуществляется бесступенчато, всего предусмотрено 4 положения.
Гидравлика
За работу навесного оборудования отвечает гидравлическая система раздельно-агрегатного типа. Такая схема обуславливается наличием двух навесок для дополнительного оборудования: передней и задней. Передаточное усилие идёт через вал отбора мощности.
Стоит отметить, что из всего навесного оборудования, на трактор ЮМЗ 6 чаще всего устанавливался экскаватор или бульдозерный отвал. Экскаватор обладал довольно неплохой грузоподъёмностью, учитывая сравнительно небольшой вес техники, при работе с этим оборудованием необходимо устанавливать противовесы.
Вес | 3 200 кг |
Длина/ширина/высота | 4 140/1 884/2 750 мм |
Клиренс передний/задний мост | 450/645 мм |
Минимальный радиус разворота | 5 м |
Расход горючего | 245 гр/час |
Кабина
Рабочее место выполнено в виде цельнометаллической одноместной кабины. Можно отметить панорамное остекление, удобно расположенный приборный щиток и систему отопления. Кондиционер не предусмотрен, поэтому вентиляция воздуха в кабине осуществляется естественным путём. Кабина расположена на амортизирующей подвеске и обладает неплохой изоляцией.
Обзор модификаций
Первым в серии был выпущен трактор ЮМЗ 6Л. По своему внешнему виду, модель напоминала МТЗ-50, а технические характеристики во многом соответствовали МТЗ-5.
Затем был создан ЮМЗ 6АЛ. Здесь производители внесли существенные изменения в конструкцию трактора. В частности, была переработана тормозная система, рулевую колонку стало можно регулировать по углам наклона, изменился вид приборной панели. Кроме того, трактор приобрёл прямоугольный капот.
Следующей машиной в серии стал ЮМЗ 6К. Этот трактор предназначался для промышленных целей, поэтому была усовершенствована навеска для установки экскаватора и бульдозерного отвала. Трактора этой серии выпускались без задней навески.
На завершающем этапе производства, трактора ЮМЗ 6 выпускались под обозначением АКЛ и АКМ.
Стоит отметить, что буквенные обозначения несли следующую информацию:
- Л – на технике установлен пусковой двигатель;
- М – запуск дизеля осуществляется электростартером;
- К – установлена кабина повышенных габаритов.
Техническое обслуживание
Как и любая техника советского периода, трактор ЮМЗ 6 отличался надёжностью в эксплуатации и нетребовательностью к качеству топлива. В обязательное техническое обслуживание входила регулировка сцепления и клапанов. В этом небольшом отступлении мы расскажем, как правильно выполнять эти операции.
Регулировка сцепления
Схема выполнения работ включает в себя следующие действия:
- С люка сцепления демонтируют крышку. Она располагается в нижней части блока.
Производится регулировка отжимных рычагов. Рекомендуемое расстояние между диском ВОМ и кулачками должено составлять 73.5 мм. - Выставляется длина основной тяги. Зазор между опорной втулкой и рычагами не должен превышать 4 мм.
- Болты с головкой на 24 затягивают до упора, а затем ослабляют на 7 щелчков трещотки.
- В процессе эксплуатации, диски муфты сцепления притираются друг к другу, что приводит к нарушению первоначальной регулировки. Стоит отметить, что регулировка сцепления может проводиться в полевых условиях.
Регулировка клапанов
Эта процедура начинается с прогрева двигателя. После того как силовая установка достигнет рабочей температуры, дизель глушат и выполняется регулировка клапанов. Для этого снимается верхняя крышка и посредством вращения коленвала находится верхняя мёртвая точка (ВМТ).
Чтобы определить это положение, обычно используют специальное устройство. Как только верхняя точка найдена, коромысла клапанов первого цилиндра должны свободно двигаться. Затем выставляются необходимые зазоры и коленвал проворачивается на 180 градусов.
Производится регулировка клапанов на третьем цилиндре. Ещё пол-оборота выставляются клапана на четвёртом цилиндре. Проворачиваем вал и завершаем регулировку на втором цилиндре двигателя.
Достоинства и недостатки
Трактор ЮМЗ 6 далёк от совершенства. При имеющихся достоинствах, которые были приведены в статье, техника имеет ряд конструктивных недоработок.
По отзывам фермеров, часто вылетают скорости на коробке передач, замечены подтекания масла. Установленный двигатель выдаёт наименьшее число оборотов, чем силовые агрегаты на технике аналогичного тягового класса.
Кроме того, при продолжительной работе на холостых оборотах, узлы двигателя быстро изнашиваются.