Как отрегулировать клапаны механизма газораспределения на ВАЗ 2107
Как отрегулировать клапаны механизма газораспределения на ВАЗ 2107
Клапаны являются важным элементом механизма газораспределения в двигателе не только ВАЗ 2107, но и любого другого бензинового карбюраторного двигателя. Именно бесперебойная работа восьми клапанов (по два на каждый цилиндр) обеспечивает правильный ток газов в цилиндрах, подводя топливно – воздушную смесь через впускной коллектор и удаляя выхлопные газы через выпускной. На фото хорошо видны кулачки, рычаги клапанов и сами клапаны (приведен фрагмент механизма с двумя распределительными валами).
Для чего нужна регулировка клапанов на ВАЗ 2107
Так как в цилиндрах постоянно сгорает смесь бензина с воздухом, то цилиндры и поршневая группа нагревается до высоких температур. Зазоры в клапанах (точнее, зазор между кулачком распредвала и рычагом клапана) нужно иметь для того, чтобы не было утечки топливной смеси и не было потери мощности двигателя, а также чтобы клапан после совершения поршнем работы своевременно отвёл из цилиндра выхлопные газы.
Диапазон этого зазора в процессе работы механизма газораспределения равен 0,15 мм. Такой толщины и должен быть специальный щуп, который используется при регулировке. Внимание! Зазор 0,15 мм указан для установки зазоров на холодном двигателе. Если нет возможности ждать, пока механизм ГРМ остынет. В таком случае регулировка клапанов ВАЗ 2107 своими руками проводится с «поправкой» на коэффициент температурного расширения из расчета 0,2 мм.
Изображён общий процесс регулировки зазора. Видны ключи на 13 мм и 17 мм, щуп.
В каких случаях нужно регулировать тепловой зазор в клапанах?
- В случае если производился текущий ремонт газораспределительного механизма (замена распредвала, постели, звёздочки ГРМ, тогда регулировка клапанов ВАЗ 2107 нужна обязательно.
- Появился шум в районе головки блока цилиндров;
- В случае если после последней регулировки пробег автомобиля составил 15-16 тысяч км;
- Если случилась потеря мощности и «приёмистости» двигателя. После проверки карбюратора следующим «кандидатом» на проверку идут именно клапаны;
- Неоправданное увеличение расхода топлива.
Как проводится регулировка клапанов ВАЗ 2107
Для регулировки нужен щуп толщиной 0,15 мм (на холодном двигателе) и комплект рожковых ключей.
Вначале до клапанов нужно добраться, поэтому выполняем подготовительные действия и соблюдаем их порядок:
- снимаем воздушный фильтр;
- снимаем своими руками провода со свечей зажигания;
- убираем «сапун» с крышки головки блока цилиндров;
- снимаем крышку головки блока и прокладку крышки, заодно нужно осмотреть её на целостность;
- с помощью газового ключа, или рожкового на 36 или ключа коленвала находим верхнюю мёртвую точку для первого цилиндра. Для этого выворачиваем свечу и вставляем в отверстие пробку, лучше на верёвочке, чтобы не искать. В момент максимального давления пробка вылетит.
Метка на шкиве коленвала при этом совмещается с длинной линией на крышке.
- Теперь важно соблюдать порядок проверки, иначе можно своими руками вывести из строя всю систему газораспределения: в фазе верхней мёртвой точки для первого цилиндра можно отрегулировать зазоры для кулачков №№ 8 и 6, считая от привода ГРМ. Не забудьте, что клапаны на ВАЗ 2107 имеют верхнее расположение.
- Берём рожковые ключи на 13 и 17 мм, и щуп 0,15 мм.
- Меж рычагом и кулачком клапана № 6 и № 8 по очереди вставляем щуп. Если щуп проходит равномерно туго, то всё в порядке, и зазор в норме;
- Если щуп «болтается» или он застревает, то необходима регулировка. Для этого ключом 13 мм держим головку болта регулировки, ослабляем ключом на 17 «контрящую» гайку, и вставим болт в нужное положение с помощью щупа. После этого вновь затягиваем контргайку ключом на 17 и проверяем, что наш зазор сохранился. На рисунке № 2 – регулировочный болт, № 3 – контргайка на 17 мм, № 1 – щуп. Вообще, регулировка клапанов ВАЗ 2107 проводится небольшим количеством инструментов, но щуп должен быть всегда в идеальном состоянии, без царапин и потёртостей.
- Теперь нужно проверить другие кулачки. Для этого нужно повернуть коленвал на 180° (половина круга), и отрегулировать кулачки с номерами 4 и 7;
- Следующая регулировка будет кулачков 1 и 3 (снова повернём коленвал на 180°), или на полный оборот относительно начала работы.
- Последними будут кулачки №№ 5 и № 2. Для этого ещё на половину круга поворачиваем коленвал. Всего мы повернули на полтора круга, или на 540°.
Нужно помнить, что щуп должен вытаскиваться одинаково с сопротивлением, но не слишком туго. Однозначно, маленький зазор хуже большого, так как именно в этом случае клапаны могут «прогореть». Если вы решите выполнить регулировку своими руками, об этом нужно помнить.
После регулировки зазоров соблюдаем обратный порядок установки всех снятых деталей на двигатель.
Регулировка клапанов ВАЗ 2107
Доброго времени суток. На днях была регулировка клапанов ВАЗ 2107 по схеме: 0 8 и 6, 4 и 7, 1 и 3, 5 и 2. Но стук не пропал, клапана, как и прежде, стучат. В чем может быть причина? Я что-то неправильно делаю может быть?
Как вариант износ направляющих..
Система газораспределения в любом автомобиле должна работать как часы. В противном случае нарушается нормальная работа силовой установки. Сейчас расскажу, как отрегулировать клапана на ВАЗ 2107 быстро, а главное — эффективно. Но для начала скажу, что в твоем случае необходимо детально смотреть кулачки и рокеры, если клапана стучат даже после регулировки, возможно, причина именно в указанных элементах газораспределительного механизма.
Как отрегулировать клапана ВАЗ 2107: подготовка
Процесс регулировки следует начинать с установки поршня четвертого цилиндра ВМТ в соответствии с тактом сжатия. Чтобы достичь желаемого, необходимо с помощью ключа проворачивать коленчатый вал до тех пор, пока не совпадет метка на звездочке распредвала с меткой на корпусе подшпипников. После чего вооружаемся головками на «13» и «17», а также щупом, после чего приступаем к регулировке клапанов.
Как отрегулировать клапана ВАЗ 2107: основная часть
Теперь непосредственно сама регулировка. Вставляем щуп поочередно между кулачком и рычагом шестого и восьмого клапана. Если щуп входит без усилия, либо же наоборот только с приложением чрезмерной силы — необходима регулировка зазора. С помощью ключа на «13» фиксируем головку регулировочного болта, ключом на «17» доворачиваем регулировочной болт до момента установления нужного нам зазора. Щуп должен проходить с небольшим усилием.
И так делаем с каждым клапаном.Для этого потребуется проворачивать коленчатый вал ровно на 180 градусов, что соответствует прокручиванию распределительного вала на 90 градусов. Когда все клапана отрегулированы, коленчатый вал проворачивается еще раз и проверяются зазоры. В каждый зазор щуп должен проходить с абсолютно идентичным усилием.
Регулировка клапанов ВАЗ 2107: порядок действий
Неотрегулированные клапана снижают мощность автомобиля, негативным образом сказываются на уровне расхода топлива авто, провоцирует перегрев силовой установки, что чревато серьёзными неисправностями впоследствии. Сам процесс регулировки рекомендую проделывать спустя 15-20 тыс. км, получается в среднем интервал проведения работы — один раз в год. Не так уж и часто. Теперь перейдем непосредственно к процедуре регулировки клапанов. Выполняется она по следующие методике:
- Изначально демонтируем воздушный фильтр, снимаем провода со свечей зажигания.
- Снимаем крышку головки блока цилиндров и вынимаем прокладку ГБЦ.
- Убеждаемся в том, что цепь достаточно натянута, регулировать с ослабленной цепью фактически нет никакого смысла.
- Дальше совмещаем метку на шкиве коленчатого вала с меткой на двигателе.
На этом первый этап выполнен. В итоге должно получиться что-то похожее:
Дальше берем в руки ключи на 13 и 17, а также щуп. Лучше всего найти специальный щуп для «классики» с ним регулировка будет эффективной и несложной. Выставляем необходимый зазор на 6 и 8 клапане. Просовываем щуп между рокером клапана и кулачком распредвала. Если щуп не пролазит, либо наоборот идёт со свистом — значит нужно отрегулировать. Ключом на 17 опускаем контргайку до тех пор, пока щуп не станет проходить с небольшим усилием.
По такому же принципу регулируем следующий клапан. После проворачиваем коленчатый вал на 180 градусов и выполняем корректировку зазора 4 и 7 механизма. Дальше еще поворот на 360 градусов от стартовой точки и выставляем оптимальный зазор на 1 и 3 клапане. В положении 520 градусов от старта регулируется последняя пара — 2 и 5. Вот и всё. Ничего сложного.
Как и для чего регулировать клапаны на ВАЗ-2103
Многие автовладельцы советских автомобилей ВАЗ сталкиваются с необходимостью периодического ремонта и регулировки силового агрегата и, в частности, механизма ГРМ. В результате износа деталей увеличивается тепловой зазор клапанов, что нарушает правильную работу мотора и может привести к серьёзным проблемам. Поскольку процедура регулировку не является сложной, выполнить её можно простыми инструментами в гаражных условиях.
Назначение клапанов в двигателе ВАЗ 2103
Клапаны представляют собой важный конструктивный элемент в узле газораспределения силового агрегата. На ВАЗ-2103 механизм ГРМ имеет 8 клапанов (по 2 на цилиндр), которые предназначены для правильного распределения газов в цилиндрах. Клапаны подводят смесь воздуха и бензина через впускной коллектор и отводят отработавшие газы через выпускной. Если с одним из клапанов возникают проблемы, функционирование двигателя нарушается.
Регулировка клапанов на ВАЗ 2103
Поскольку работа двигателя основана на постоянном сгорании в цилиндрах топливно-воздушной смеси, цилиндропоршневая группа довольно сильно нагревается, что приводит к расширению металла.
Конструктивно механизм клапанов имеет специальные рычаги, которые также называют рокерами. Они установлены между распредвалом и торцевой частью штока клапана. Иными словами, кулачок распредвала воздействует на клапан через рокер, а зазор регулируют между ним и самим кулачком. Из-за расширения металла возникает необходимость подгонки.
Если бы таковой зазор отсутствовал, работа двигателя была бы некорректной либо вовсе невозможной из-за нарушения фаз газораспределения.
Когда и для чего производится регулировка
Регулировка клапанов является одним из важных мероприятий при обслуживании двигателя на автомобилях семейства ВАЗ. Прежде всего, необходимость в проведении такого процесса связана с конструкцией клапанного механизма. В ходе работы узла образуется выработка на соприкасающихся поверхностях рычага, торце клапана и кулачках распредвала, что сказывается на увеличении зазора. В силу того, что конструкция механизма является довольно простой, регулировку без особого труда можно выполнить своими силами.
Необходимость в выставлении правильного зазора возникает в следующих ситуациях:
- при ремонте механизма ГРМ;
- доносится шум из области ГБЦ;
- пробег после последней регулировки составляет более 15 тыс. км.;
- снизилась мощность мотора;
- увеличился расход топлива.
Снижение динамики может быть связано также с карбюратором. Если регулировка этого узла не дала никаких результатов, следующее на что нужно обратить внимание — это именно клапана.
Инструменты для регулировки
Регулировка теплового зазора осуществляется при помощи материалов и инструментов, который должен быть в арсенале каждого владельца «классики»:
- набор торцевых и рожковых ключей (обязательно наличие рожковых ключей на «13» и «17»);
- щуп для замера зазора;
- отвёртки;
- ветошь.
Отдельно следует сосредоточиться на щупе, поскольку обычный плоский инструмент для этой процедуры не пойдёт. Понадобится широкий щуп толщиной 0,15 мм.
Подготовительные работы
Помимо того, что регулировку проводят на остывшем двигателе, потребуется частичный демонтаж некоторых его элементов:
- Откручиваем гайки и снимаем крышку воздушного фильтра, извлекая сам фильтрующий элемент.
После проделанных действий с помощью специального ключа потребуется установить поршень четвёртого цилиндра в ВМТ. Шкив коленвала в этом случае должен быть установлен напротив длиной метки на блоке цилиндров, шестерня распредвала — напротив отлива на крышке подшипников, бегунок распределителя — соответствовать проводу четвёртого цилиндра.
Порядок регулировки клапанов
После того как все метки выставлены, приступаем к проверке либо регулировке зазора, который должен составлять 0,15 мм:
- Работу начинаем с 6 и 8 клапана, считая со стороны цепи ГРМ. Между кулачком распредвала и рокером вставляем щуп и, если он входит одинаково туго, то в регулировке нет необходимости.
Щуп на всех клапанах должен выниматься с одинаковым усилием. При этом важно знать и помнить, что маленький тепловой зазор будет хуже большого, а это может привести к прогоранию клапанов.
Видео: регулировка клапанов на автомобилях ВАЗ 2101–07
Маслосъёмные колпачки
Маслосъёмные колпачки, которые также называют сальниками клапанов, предназначены для снятия масла с клапанов и предотвращения попадания его излишков в мотор. В силу того, что материалом изготовления колпачков является резина, со временем эта деталь попросту изнашивается и начинает пропускать масло, в результате чего его расход увеличивается.
Для чего нужны маслосъёмные колпачки
Для правильной работы распредвала узел нуждается в постоянной смазке. Однако её попадание в цилиндры силового агрегата — нежелательное явление. Как раз для этого и были разработаны масляные колпачки. Если сальник не выполняет свою функцию, масло попадает в камеру сгорания по штоку клапана, что приводит к образованию единой смеси с топливом и воздухом. В процессе сгорания масла образуется нагар как на седле клапана, так и на прилегающей к нему части клапана. В результате деталь нормально не закрывается.
Помимо этого, нагар скапливается на стенках цилиндра, на верхней поверхности поршня, а также на поршневых кольцах. Все это сказывается как на работе мотора, так и на его ресурсе. Например, холостые обороты становятся нестабильными, компрессия снижается. К тому же масло, попадая в камеру сгорания, приводит к ухудшению характеристик воспламенения топливно-воздушной смеси. Это говорит о том, что маслосъёмные колпачки выполняют важную функцию и их работоспособности нужно уделять особое внимание.
Какие колпачки установить на ВАЗ-2103
Столкнувшись с необходимостью замены и выбора сальников клапанов, выбирают именно те изделия, которые подходят для конкретной модели двигателя. Поскольку отечественные производители уступают по качеству импортным, предпочтение следует отдавать таким известным брендам, как Elring, Glazer, Goetze.
Признаки износа сальников
Судить о том, что срок службы колпачков подошёл к концу, можно по следующим основным признакам:
- появление синеватого дыма из системы выхлопа;
- повышение расхода масла (около 1 л на 1 тыс. км.);
- появление нагара на свечах зажигания.
В среднем сальники клапанов «ходят» около 100 тыс. км.
Как заменить маслосъёмные колпачки на ВАЗ 2103
Для того чтобы заменить сальники клапанов, потребуется подготовить следующий инструмент:
- рассухариватель;
- пинцет;
- пруток оловянного припоя (d = 8 мм или около того);
- молоток;
- длинногубцы.
После этого можно приступать к работе:
- Снимаем минусовую клемму с АКБ, фильтрующий элемент, его корпус и крышку клапанов.
Вернув коленчатый вал в исходное положение, остаётся отрегулировать зазоры клапанов и установить демонтированные элементы на место.
Видео: замена маслосъёмных колпачков на «классике»
Клапанная крышка
Автомобилям семейства ВАЗ присуща течь масла из-под клапанной крышки, что приводит к загрязнению всего двигателя. Проблема на самом деле решается довольно просто: достаточно заменить прокладку.
Замена прокладки клапанной крышки
Чтобы заменить уплотнитель, понадобится следующий перечень инструментов и материалов:
- головка торцевая на «10»;
- небольшой удлинитель;
- вороток или трещотка;
- сухая тряпка.
Работу выполняем в такой последовательности:
- Производим демонтаж воздушного фильтра с корпусом, потом снимаем тягу управления дроссельной заслонкой карбюратора.
Порядок затяжки клапанной крышки
Для правильной затяжки клапанной крышки, процедуру нужно проводить в определённой последовательности, о чём свидетельствует приведённый ниже рисунок. Мастера советуют выполнять эту операцию, начиная со средних болтов и заканчивая крайними.
Выставив правильно тепловой зазор, удастся уменьшить не только шум работы мотора, но и добиться максимальной отдачи мощности, снизить расход топлива. Чтобы получить и поддерживать высокие эксплуатационные показатели силового агрегата, регулировку клапанов рекомендуется выполнять своевременно.
Как отрегулировать клапана на ВАЗ 2107
Исправная работа клапанов является залогом эффективной работы двигателя, поэтому очень важно знать, как отрегулировать клапана на ВАЗ 2107 в случае необходимости.
Если клапана отрегулированы неправильно
Неправильная регулировка клапанов двигателя внутреннего сгорания приводит к достаточно серьезным негативным последствиям, таким как:
- прогар коленчатого вала;
- выход из строя сальников клапанов двигателя;
- существенное увеличение расхода моторного масла и топлива и т.д.
Когда клапана нуждаются в регулировке
Ориентируемся на пробег
Не следует откладывать процедуру регулировки клапанов, если:
- был произведен ремонт газораспределительного механизма любой сложности;
- в районе крышки, закрывающей головку блока цилиндров, периодически слышен посторонний шум;
- после последней регулировки клапанов автомобиль проехал более 15-20 тыс. км.;
- мощность двигателя ощутимо снизилась;
- увеличился расход топливной смеси.
Предварительные подготовительные работы
Рожковые ключи
Выполнение даже самых незначительных ремонтных работ требует тщательной подготовки. В данном случае предварительные работы можно разделить на два типа:
Подготовка транспортного средства. Перед началом любых ремонтных работ кузов машины желательно тщательно вымыть, а подкапотное пространство вычистить от частиц грязи и пыли. Если этого не сделать, то грязь может попасть в мотор после того, как будет вскрыта крышка головки. После процедуры чистки автомобиль следует установить на ровную поверхность и надежно зафиксировать его на месте при помощи стояночного тормоза и противооткатных упоров. Осуществлять регулировку клапанов, равно как и любые другие ремонтные работы, следует только при хорошем и равномерном освещении. Если естественное или гаражное освещение не позволяет комфортно производить регулировку, необходимо установить дополнительные источники света.
Храповичный ключ
Подготовка необходимых для работы инструментов. В данном случае для качественного выполнения поставленной задачи необходимо иметь в наличии рожковые ключи с величиной зева 13 и 17 мм, храповичный ключ с величиной зева 38 мм, щуп толщиной 0,15 мм.
Специалисты советуют не забывать о том, что лучше всего осуществлять регулировку при остывшем двигателе. В этом случае величина зазора между каждым рычагом и кулачком будет составлять не более 15 мм (с допустимой погрешностью, находящейся в диапазоне от 0,02 до 0,03 мм).
Процесс регулировки
- Первым делом необходимо снять крышку воздушного фильтра, которую удерживают три крепежные гайки. Для того чтобы их выкрутить, нужно использовать торцевой ключ с размером зева 10 мм.
- После демонтажа воздушного фильтра его корпус следует отсоединить от карбюратора. Это возможно сделать после того, как торцевым ключом, имеющим размер зева 14 мм, будут выкручены четыре крепежные гайки.
- Далее демонтажу подлежит корпус воздушного фильтра и опорная пластина, после чего можно приступить к отсоединению троса, который управляет воздушной заслонкой, и тяги привода карбюратора.
- Клапанную крышку нужно снимать после того, как будут удалены все крепежные гайки (используется торцевой ключ с зевом на 10 мм).
- После выполнения данных работ необходимо проверить степень натяжения цепи ГРМ. В случае ее провисания цепь надо подтянуть.
- Затем, используя храповичный ключ, коленчатый вал необходимо провернуть до полного совпадения меток, нанесенных на шкив и на корпус распределительного вала, и только после этого можно начинать непосредственно процесс регулировки.
- Первыми регулируются клапана №6 и №8. Для этого щуп вставляется в зазор между кулачком и рычагом, после чего оценивается усилие, с которым он туда проходит. Щуп не должен застревать в зазоре и не должен беспрепятственно в нем двигаться. Наиболее оптимальным результатом считается такая регулировка клапанов, при которой щуп входит в зазор с незначительным защемлением.
- После регулировки 6-го и 7-го клапанов коленчатый вал надо прокрутить по часовой стрелке на 180 0 и повторить процедуру регулировки с клапанами №4 и №7. Далее коленчатый вал следует прокручивать на 180 0 еще два раза для регулировки клапанов №1 и №3, №5 и №2. Не рекомендуется осуществлять регулировку клапанов в произвольном порядке, т.к. это с большой долей вероятности приведет к тому, что система газораспределения будет работать со сбоями.
- На заключительном этапе желательно заменить старую прокладку клапанной крышки на новую.
Величина зазора регулируется в такой последовательности:
- Регулировочный болт надежно фиксируется при помощи рожкового ключа с зевом 13 мм.
- Контргайка слегка отпускается при помощи рожкового ключа с зевом 17 мм.
- Регулировочный болт поворачивается в ту или иную сторону для выставления требуемой величины зазора.
- Контргайка затягивается обратно.
Результат успешного проведения наладочных работ
Если зазоры клапанов были выставлены грамотно, то все цилиндры будут работать с максимальной эффективностью, а срок эксплуатации самих клапанов существенно увеличится.
Проводим регулировку клапанов ВАЗ 2107
Проворачиваем коленвал
Добиваемся совпадения метки коленвала и ВМТ
Поворачиваем распредвал и бегунок трамблера на 90 градусов
Регулируем тепловой зазор ключом на 17
Вставляем щуп
Вращаем регулировочный болт ключом на 13