ВАЗ 2107: регулировка клапанов на «классике»
ВАЗ 2107: регулировка клапанов на «классике»
В автомобилях ВАЗ с двигателями без гидрокомпенсаторов в устройстве ГРМ, обязательной частью проводимых технических работ является регулировка клапанов. Важно понимать, что если нужна регулировка клапанов, «классика» ВАЗ весьма чувствительна к данной процедуре.
Далее на примере ВАЗ 2107 мы рассмотрим, как выполняется регулировка зазоров клапанов 2017 и как правильно проводить данную процедуру, а также на какие тонкости и нюансы следует обращать внимание.
Клапан ВАЗ: особенности работы
Начнем с того, что для устойчивой работы двигателя автомобиля как на низких, так и на высоких оборотах, кроме самих регулировок следует отдельно учитывать нагрев и износ ГРМ в двигателе без гидрокомпенсаторов (ГК).
Если просто, со временем происходит изменение зазоров клапанов, а также сам механизм изнашивается. Если на авто с ГК нужный зазор выставляется автоматически, в моторах без компенсаторов изменения устраняются и регулируются методом ручной регулировки клапанов. При этом регулировку клапанов рекомендуется проводить каждые 15-20 тысяч километров пробега.
- Идем далее. Клапан ВАЗ 2107 представляет собой тарелку цилиндрической формы, имеющую стальной стержень или ножку. Располагается клапан в головке блока цилиндров и в закрытом состоянии прилегает к седлу клапана.
В ходе эксплуатации элемент подвергается большим тепловым и механическим нагрузкам, поэтому материал, из которого он изготовлен, представляет собой специальный вид стали. Данная сталь должна быть устойчивой к разным эксплуатационным нагрузкам.
Постепенно в процессе эксплуатации автомобиля происходит сильное увеличение зазора (превышение допустимых значений). Именно по этой причине возникает необходимость в регулировке клапанов. На то, что нужно проводить регулировочные работы и настраивать клапана ВАЗ, указывает ряд признаков:
- при работающем двигателе заметно возникновение посторонних шумов (звонкие щелчки или цокот в моторном отсеке, особенно при резком нажатии на педаль газа);
- снижение динамики при разгоне;
- уменьшение или исчезновение компрессии, двигатель троит;
- значительное увеличение расхода топлива.
ВАЗ 2107 инжектор: регулировка клапанов подбор щупов
Отрегулировать клапана на ВАЗ 2107 при наличии необходимых инструментов, а также следуя инструкции, вполне можно самостоятельно. Сама регулировка клапанов 2107 проводится на прогретом двигателе либо на «холодную», причем предпочтительней второе (в этом случае показания получаются более точными).
Перед настройкой необходимо приобрести щупы для регулировки клапанов:
- первый тип щупа для контроля холодного зазора — 0,15 мм;
- второй тип щупа для проверки горячего ДВС — 0,20 мм.
- один ключ на «10» и два на «13» и «17»;
- ключ на «38» для болта крепления шкива коленчатого вала;
- отвертки;
- микрометр либо щуп на 0,15.
Перед тем, как отрегулировать клапана, необходимо провести ряд общих для всех ВАЗ подготовительных работ:
- установка автомобиля на ровную поверхность и обеспечение хорошего освещения подкапотного пространства;
- затянув рукоятку стояночного тормоза, отключить зажигание и с аккумулятора снять минусовую клемму;
- подождать до полного остывания двигателя;
- отсоединить топливные шланги тросик газа, трубки воздушного фильтра;
- сняв крышку трамблера, получить доступ к крышке ГБЦ;
- ключом на «10» снять крышку ГБЦ и выкрутить свечи;
- используя ключ на «38», вращаем крепежный болт до момента совмещения шкива коленчатого вала с отметками на звездочке и на головке блока (прорезь на шкиве – самая длинная риска на блоке);
- в случае несовпадения, необходимо выполнить натяжение цепи с помощью имеющегося натяжителя.
Рекомендуем также прочитать статью о том, почему стучат клапана на холодном двигателе. Из этой статьи вы узнаете, по каким причинам стучат клапана на холодную, а также как решить данную проблему.
На данном этапе автомобиль готов к регулировкам. Далее рассмотрим порядок регулировки клапанов при помощи щупов или микрометра:
- закрепить микрометр на специальной рейке, предварительно зафиксировав ее на шпильках крепления распределительного вала (для установки рейки необходимо закрутить три шпильки, потом слегка ослабить центральную для принятия изделием неподвижного состояния);
- микрометр, установленный на рейке, размещается на краю кулачка регулируемого клапана (6 и 8);
- провести проверку, используя ключ-захват (имеется в комплекте с микрометром), путем захватывания кулачка клапана;
- на основании показаний микрометра определить соответствующее значение (норма — 0,52 мм), если есть отклонения, провести регулировку;
- выполнить регулировку можно, ослабив ключом на «17» контргайку и установив необходимое значение путем вращения гайки ключом на «13» до момента, пока стрелка на приборе не будет показывать нужное значение (52 деления), при измерении щупом соответствующие значение на микрометре будет соответствовать величине зазора в 0,15мм;
- после регулировки завинтить контргайку;
- повторить аналогичную процедуру проверки и регулировки для каждого клапана, не забывая при этом для каждой последующей пары клапанов перемещать шкив коленчатого вала;
- после регулировки всех зазоров ключом на «38» вращаем с помощью гайки коленчатый вал на 3-4 оборота и проводим контрольные замеры всех клапанов в той же последовательности;
- закрыть головку крышкой и запустив двигатель, убедиться в отсутствии посторонних звуков под клапанной крышкой.
Кстати, регулировку и проверку зазоров в клапанах с помощью микрометра можно проводить на разогретом двигателе. В то же время работать со щупами лучше на холодном ДВС.
Подведем итоги
Как видно, от качества регулировки клапанов будет зависеть не только эффективность работы, но и общий ресурс двигателя. При этом для получения нужно результата нужно знать, как отрегулировать клапана правильно. Обратите внимание, от результатов регулировки напрямую зависит точность срабатывания фаз газораспределения.
Рекомендуем также прочитать статью о том, какие признаки указывают на прогар клапана. Из этой статьи вы узнаете, как определить, что клапан прогрел, а так же почему прогорают клапана ГРМ.
В качестве итога отметим, что правильно и точно выставленные тепловые зазоры клапанов помогут избавиться от посторонних звуков или стуков во время работы мотора, улучшить качество работы ДВС, а также значительно повысить эксплуатационный ресурс двигателя автомобиля ВАЗ 2107 инжектор/карбюратор (а также любых других силовых агрегатов без ГК).
Клапана стучат на холодном двигателе или после прогрева мотора: возможные причины стука клапанного механизма. Диагностика неисправности, полезные советы.
Как самому определить прогар клапана двигателя. Основные симптомы погоревшего клапана, точное выяснение причин троения мотора. Диагностика, полезные советы.
Для чего и когда нужно регулировать клапана. Самостоятельная регулировка зазоров клапанного механизма при помощи щупа и регулировочных шайб. Рекомендации.
Назначение впускного клапана двигателя. Материалы изготовления клапанов, стержень, тарелка, седло клапана. Основные неисправности клапанного механизма.
Назначение гидрокомпенсатора. Виды, устройство гидрокомпенсаторов, принципы работы и основные неисправности.
Назначение рокера в конструкции механизма газораспределения. Устройство и особенности коромысла клапана, основные неисправности рокера.
Регулировка клапанов ВАЗ 2107
Клапан — это элемент двигателя, входящий в систему газораспределительного механизма (ГРМ) и управляющий подачей рабочей смеси в цилиндр, а также удалением отработанных газов. От правильности работы системы ГРМ зависит очень многое: мощность двигателя, экономичность, экологичность и другие параметры. В этой статье речь пойдёт о регулировке клапанов двигателя ВАЗ 2107.
Предназначение клапанов в двигателе
При своей работе двигатель потребляет воздух и топливо, а выделяет выхлопные газы. Клапаны служат для того, чтобы в цилиндр поступала топливовоздушная смесь (через впускной клапан) и удалялись выхлопные газы (через выпускной клапан). Чередование циклов впуска и выпуска называется рабочим циклом двигателя. Он состоит из четырёх тактов.
- Впуск. Открыт впускной клапан. Поршень движется вниз и за счёт разряжения, создаваемого в цилиндре, увлекает за собой топливовоздушную смесь, которая поступает через открытый впускной клапан.
- Сжатие. Оба клапана закрыты. Поршень движется вверх (к свече зажигания) и сжимает топливовоздушную смесь.
- Рабочий ход. Оба клапана закрыты. Свеча зажигания даёт искру, которая поджигает топливовоздушную смесь. Во время сгорания топливовоздушной смеси образуется много газа, который толкает поршень вниз.
- Выпуск. Открыт выпускной клапан. Поршень движется вверх и выталкивает из цилиндра отработавшие газы через открытый выпускной клапан.
Видео: принцип работы двигателя и предназначение клапанов
Смысл регулировки клапанов
Открытием клапана управляет кулачок распределительного вала. При работе двигателя клапан нагревается и удлиняется, что может привести к его неполному закрытию. Для компенсации этого удлинения существует зазор между клапаном и кулачком распределительного вала. Смысл регулировки клапанов сводится к выставлению необходимой величины этого зазора.
Признаки неправильной регулировки клапанов
Признаками неправильно отрегулированных клапанов являются:
- Посторонний металлический стук из-под клапанной крышки.
- Снижение мощности двигателя.
- Запах чистого бензина в выхлопных газах.
Регулировка клапанов на автомобилях ВАЗ 2107 обязательна после ремонта газораспределительного механизма, а также после пробега в 10–15 тысяч километров.
Видео: принцип работы газораспределительного механизма
Регулировка клапанов на ВАЗ 2107
Регулировка клапанов на ВАЗ 2107 не отличается сложностью. Тем не менее вам будут необходимы некоторые запчасти и материалы, а также подробная инструкция.
Необходимые инструменты и материалы
Прежде чем приступить к регулировке клапанов, необходимо обзавестись следующими инструментами и материалами:
- Набор щупов для регулировки зазоров (либо микрометр и рейка). Это основной инструмент в работе. Он должен быть хорошего качества, не стоит покупать щупы сомнительного производителя.
- Набор рожковых ключей среднего размера (10–19 мм).
- Прокладка клапанной крышки. Прокладку лучше выбирать хорошего производителя: Corteco или Elring.
- Чистая ветошь или бумажные полотенца.
Инструкция по регулировке клапанов
Регулировка клапанов производится на двигателе температурой не более 20 o C. На горячем двигателе невозможно произвести качественную регулировку клапанов — это связано с расширением металла при нагреве. Для определения температуры двигателя положите ладонь на клапанную крышку — она не должна чувствовать тепло, от металла клапанной крышки должна исходить прохлада. Работа выполняется в следующем порядке.
- Снять воздушный фильтр вместе с корпусом, затем открутить 8 гаек, крепящих клапанную крышку к блоку двигателя.
Таблица: порядок регулировки клапанов на двигателях ВАЗ
Угол поворота коленчатого вала | Цилиндр, находящийся в ВМТ | Номера регулируемых клапанов (кулачков) |
0 о | 4 | 8 и 6 |
180 о | 2 | 4 и 7 |
360 о | 1 | 1 и 3 |
540 о | 3 | 5 и 2 |
Маслосъёмные колпачки
Регулируя клапаны, вполне возможно, вы и не догадывались, что находились рядом с ещё одним очень важным элементом газораспределительного механизма — маслосъёмными колпачками.
Предназначение маслосъёмных колпачков
Во время работы двигателя распределительный вал, коромысла, пружины клапанов и верхняя часть клапана работает в масляном тумане. Масло осаждается на всех деталях и механизмах, расположенных под клапанной крышкой. Естественно, оно попадает и на верхнюю часть клапанов, называемых стеблями.
Под действием силы гравитации масло будет стремиться стечь в камеру сгорания. Как известно, его там быть не должно. Маслосъёмные колпачки предназначены для предотвращения стекания масла по стеблю клапана в камеру сгорания двигателя.
Неисправности двигателя, связанные с износом колпачков
Единственное предназначение маслосъёмного колпачка — предотвращение стекания масла в камеру сгорания двигателя. С течением времени резина этого элемента теряет свои функции и разрушается под действием агрессивной среды. Это приводит к проникновению масла в топливовоздушную смесь, где оно успешно сгорает.
У исправного двигателя расход масла должен быть около 0,2 — 0,3 литра на 10 тысяч километров пробега. При изношенных маслосъёмных колпачках он может достигать одного литра на тысячу километров.
Масло, сгорая в цилиндрах:
- засоряет и разрушает каталитические нейтрализаторы и сажевые фильтры (устройства, снижающие содержание вредных веществ в выхлопных газах), которые сами по себе очень недёшевы;
- вызывает перегрев и преждевременный выход из строя выпускных клапанов двигателя;
- сильно повышает дымность выхлопа;
- повышает риск масляного голодания двигателя от недостатка масла.
Ресурс маслосъёмных колпачков на отечественных автомобилях колеблется около отметки в 80 тысяч километров пробега. Этот параметр очень сильно зависит от качества самих колпачков и используемого масла.
Какие комплектующие лучше использовать
На сегодняшний момент наибольшее доверие у автолюбителей и механиков вызывает продукция таких известных марок, как Corteco и Elring — эти бренды зарекомендовали себя с наилучшей стороны в сфере производства прокладок, сальников, уплотнений, маслосъёмных колпачков.
На рынке присутствуют изделия и отечественных производителей. Их качество очень сильно разнится, но тем не менее не дотягивает до качества продукции компаний-лидеров.
Как менять маслосъёмные колпачки
Тема замены маслосъёмных колпачков обширна и достойна отдельной статьи. Вкратце это делается так.
- Снять клапанную крышку.
- Снять звезду распределительного вала.
Видео: замена маслосъёмных колпачков на «классике»
Клапанная крышка
Клапанная крышка защищает газораспределительный механизм от внешних воздействий, а также предотвращает протечки масла. Прокладка клапанной крышки предназначена для уплотнения стыка крышки с головкой блока цилиндров. Она представляет собой полоску резины, по форме точно повторяющую контуры клапанной крышки.
Замена прокладки клапанной крышки
При наличии протечек масла из-под клапанной крышки прокладку следует заменить. Для этого необходимо снять клапанную крышку (как это сделать, вы уже знаете из раздела про регулировку клапанов) и прокладку. Новая прокладка укладывается без каких-либо специальных инструментов и приспособлений.
Место установки необходимо тщательно отчистить от остатков старой прокладки и следов герметика. Новую прокладку укладываем на место и устанавливаем клапанную крышку на двигатель.
Порядок затяжки клапанной крышки
После установки клапанной крышки на двигатель её необходимо закрепить гайками к головке блока цилиндров. Для предотвращения перекоса, смещения и повреждения прокладки существует специальный порядок затяжки гаек. Суть этого процесса — затягиваем крепления от центра к краям.
- Затягиваем центральную гайку.
- Затягиваем вторую центральную гайку.
- Затягиваем крайние гайки с одной стороны крышки.
- Затягиваем крайние гайки с противоположной стороны крышки.
- Затягиваем гайку на выступе клапанной крышки.
Соблюдая порядок затяжки гаек, вы гарантированно избегаете последующих проблем с утечкой масла из-под клапанной крышки.
Видео: установка прокладки клапанной крышки ВАЗ 2101–07
Регулировка клапанов на ВАЗ 2107 не представляет особой сложности, не требует специальных знаний (кроме этой статьи) либо специального инструмента. Её по силам осуществить автомеханику-любителю в собственном гараже. Не бойтесь делать свою машину сами, у вас обязательно получится.
Как регулировать клапана ВАЗ 2107
Настройка тепловых зазоров впускных и выпускных клапанов на «Жигулях» ВАЗ 2107 своими силами доступна каждому автовладельцу. Для этого потребуется лишь минимум инструмента, терпение и аккуратность. Ниже Вы найдете таблицу с порядком регулировки по меткам с использованием щупа.
Нужна ли регулировка клапанов
В двигателях внутреннего сгорания применяются впускные и выпускные клапана. Впускной клапан отвечает за подачу топливно-воздушной смеси в цилиндр, а выпускной — за отвод отработавших газов.
Для правильной работы двигателя ВАЗ 2107 между рокером и штоком клапана должен быть зазор 0.15 мм. Если это расстояние будет больше — появится характерный «стук клапанов». Если расстояние будет меньше или его совсем не будет — то клапан не будет полностью закрываться, что может привести к «прогару тарелок».
Кроме того, неправильно выставленный тепловой зазор ведет к снижению КПД двигателя.
Когда нужна регулировка клапанов
В соответствии с рекомендациями завода, необходимо производить регулировку клапанов ВАЗ 2107 один раз на 15 тысяч километров пробега. Также стоит провести регулировку в следующих случаях
1) Появление характерного «стука»
2) Снижение приемистости двигателя
3) Повышенный расход топлива
4) Сниженная компрессия
После каждого ремонта ГРМ
Щуп для регулировки клапанов ВАЗ 2107
Расстояние между рокером и штоком на холодном двигателе должно точно равняться 0.15 мм. Для проверки и настройки можно использовать либо комплект универсальных щупов, либо более удобный специальный щуп.
Стоит еще раз особо отметить, что зазор 0.15 мм выставляется на холодном двигателе. Если работы выполняются «на горячую» то необходим учесть коэффициент теплового расширения и выставлять зазоры 0.20 мм.
Также нам потребуются два рожковых ключа
— на 13 — для головки регулировочного болта
— на 17 — для контрагайки
Метки регулировки клапанов 2107
Перед началом регулировки необходимо выставить ВМТ (верхнюю мертвую точку) газораспределительного механизма (ГРМ). Для этого нужно повернуть коленвал и добиться совмещения точки(впадины) на звездочке и выступа на корпусе. В этом положении можно приступать к регулировке клапанов 6 и 8.
Поворачивать коленвал можно следующим способом. Поставить коробку на 5 скорость. На домкрате поднять одно из передних колес и поворачивать его до тех пор, пока метки не займут положение, соответствующее ВМТ. Таким же образом можно проворачивать коленвал для регулировки последующих пар клапанов.
Расположение цилиндров ВАЗ 2107
Регулировка клапанов производится в строгой последовательности.
Обратите внимание на нумерацию цилиндров — отсчет начинается от радиатора автомобиля, как показано на фото. Соответственно, цилиндру 1 соответствуют клапана 1 и 2, цилиндру 2 — клапана 3 и 4, и так далее.
Схема регулировки клапанов ВАЗ 2107 по таблице
Каждый клапан настраивается при определенном положении коленвала.
Начинаем регулировку с клапанов 6 и 8 в положении ВМТ и далее — по таблице.
Для поворачивания коленвала нам потребуется ключ на 38 и кусок металлической трубы.
Порядок регулировки клапанов ваз 2107
Итак, коленвал у нас установлен в положение ВМТ по меткам ( см выше).
Теперь вставьте щуп между кулачком распределительного вала и рычагом клапана ( рокером). Очень важно, чтобы щуп входил в зазор «с натягом». Если щуп болтается или не входит — необходимо произвести регулировку.
1) Ослабить контра гайку ( на 17).
2) Повернуть регулировочный болт ( ключ на 13).
3) Затянуть Контра гайку.
4) Еще раз проверить зазор щупом ( должен входить «с натягом»)
5) Если зазор слишком большой или слишком узкий — еще раз ослабляем контрагайку, поворачиваем регулировочный болт и контрим.
Повторяем вышеописанные шаги, пока не добьёмся правильного зазора в 0,15 мм.
Регулировка клапанов на Ваз 2107 по микрометру
Вместо щупа для регулировки зазора клапанов применяется микрометр, устанавливаемый на специальной рейке. С его помощью можно контролировать величину свободного хода рокеров. Зазор 0.15 миллиметров соответствует свободному ходу рокера 0,52 миллиметра.
Рейка имеет специальные гайки, позволяющие прикручивать ее на шпильки крепления распредвала. Это позволяет последовательно устанавливать ее над каждой из пар клапанов. Необходимо хорошо затягивать гайки крепления рейки, чтобы она не качалась во время проведения замеров. После этого надо закрепить микрометр (индикатор) на рейке так, чтоб он упирался в край рокера, нажимающего регулируемый клапан.
Чтобы проверить зазор, надо поднять кулачок рокера специальным захватом или пальцем и проконтролировать по стрелке прибора величину свободного хода. Если он не равен 0,52 мм, то его следует выставить так же, как при регулировке при помощи щупа.
Данный способ регулировки более точный и надежный. Щуп, проходя между рокером и распредвалом, игнорирует возможный зазор, появляющийся в результате выработки на деталях.
Микрометр определяет действительную величину свободного хода рокера, кроме этого, ориентироваться по показаниям индикатора проще и надежней, чем по свободному ходу щупа. Это позволяет отрегулировать зазоры в клапанном механизме максимально точно.
Особенности регулировки 2107 инжектор
- Во-первых, на инжекторной модели нет бегунка, поэтому угол поворота можно выставлять только по распредвалу (так же, как и для карбюраторной модели)
- Во-вторых, здесь нет необходимости снимать корус воздушного фильтра для получения доступа к крышке ГБЦ (в отличие от карбюраторной модели)
- В третьих, для поворота коленвала на инжекторной модели не получится использовать ключ на 38. Можно задомкратить заднее колесо, поставить коробку на высшую передачу и менять угол коленвала, прокручивая заднее колесо.
Все детали клапанного механизма
1 — клапан;
2 — стопорное кольцо;
3 — направляющая втулка;
4 — маслоотражательный колпачок;
5 — опорная шайба наружной пружины;
6 —опорная шайба внутренней пружины;
7 — внутренняя пружина;
8 — наружная пружина;
9 — тарелка пружины;
10 — сухари;
11 — рычаг привода клапана;
12 — пружина рычага;
13 — регулировочный болт;
14 — контргайка регулировочного болта;
15 — втулка регулировочного болта;
16 — стопорная пластина пружины рычага.
Видео — Регулировка клапанов на ВАЗ 2107
Регулировка клапанов ВАЗ-классика
Регулировка клапанов, а правильнее сказать, регулировка тепловых зазоров клапанов, кажется процедурой сложной и недоступной обычным людям, а только автомеханикам. На самом деле регулировка клапанов требует скорее внимания к мелочам, кропотливости, точного выполнения всех необходимых действий в нужной последовательности и отрегулировать клапана самостоятельно может любой человек, который с техникой не «на Вы».
Зачем нужны клапаны?
Для чего нужны зазоры?
Подготовка к регулировке
Для регулировки зазоров клапанов на ВАЗ-2107 нам понадобятся:
- Рожковый ключ на 13
- Рожковый ключ на 17
- Специальный щуп на 0,15 мм, причем рекомендуется использовать специальный широкий щуп, потому что c узкими щупами можно неправильно выставить зазоры — они не перекрывают зазор полностью
Регулировку клапанов обязательно проводят на холодном двигателе при температуре 15-22°C градусов! На прогретом двигателе регулировать клапана нельзя!
Перед регулировкой необходимо снять
- воздушный фильтр,
- крышку головки блока цилиндров,
- крышку распределителя зажигания
- желательно отрегулировать натяжение цепи привода ГРМ
Выставляем 4-й цилиндр в ВМТ такта сжатия. Для этого вращаем коленвал до совмещения метки на шкиве с длинной меткой на двигателе (опережение зажигания 0 градусов), при этом контакт бегунка должен смотреть в направлении провода 4-го цилиндра. Можно вместо шкива коленвала ориентироваться на звездочку распредвала — совместить метку на ней с выступом на корпусе. Когда поршень находится в ВМТ такта сжатия, то оба клапана этого цилиндра полностью закрыты и их зазоры можно выставлять.
Регулировка зазоров
Шуп должен входить между кулачком и рычагом туго, с некоторым сопротивлением. Клапана считаем от звездочки распредвала.
- При положении в ВМТ поршня 4-го цилиндра, проверяем зазоры 7-го и 8-го клапанов. Одновременно можно регулировать 4-й и 6-й клапаны
- После полного оборота коленвала на 360 (распредвал повернется на 180), регулируем зазоры 1-го, 2-го, 3-го и 5-го клапанов.
В случае неправильного зазора регулируем его следующим образом:
- Ключом на 17 (ключ б на рисунке) ослабляем затяжку контргайки регулировочного болта.
- Вставляем щуп
- Ключом на 13 (ключ а на рисунке) вращаем регулировочный болт, добиваясь необходимого зазора
- Ключом на 17 затягиваем контргайку.
При затягивании контргайки зазор несколько уменьшается и его надо дополнительно проверить. После регулировки всех клапанов ставим на место крышки головки блока цилиндров, крышку трамблера и воздушный фильтр.